Рефераты

Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

одновременно

. внимание к деталям

. креативность – способность к творческому решению задач. В

деятельности психолога-консультанта это выражается также в

выдвижении нескольких гипотез.

Поскольку личность во многом определяет уровень продуктивности

коммуникативной деятельности, помимо желательных и необходимых личностных

качеств, некоторые исследователи выделяют ряд отрицательных качеств,

препятствующих психологу-консультанту эффективному выполнению

профессиональной деятельности (Аминов Н.А., Молоканов М.В., 1992; Смирнова

Е.Э., 1977; Емельянов Ю.В., 1980). К отрицательным качествам психолога-

консультанта относят такие личностные особенности как предрасположенность к

синдрому эмоционального сгорания, высокий уровень тревожности,

застенчивость.

Синдром эмоционального "сгорания" характеризуется пресыщением

общением, не проходящей усталостью, подавленностью, немотивированной

агрессивностью, недовольством собой и окружающими. Склонность к развитию

синдрома эмоционального "сгорания" некоторыми авторами рассматривается как

основание для заключения о профессиональной непригодности испытуемого к

психологической деятельности, т.е. об отсутствии у него специальных

способностей (3). Безусловно, предрасположенность к синдрому эмоционального

"сгорания" в условиях длительных и многочисленных контактов будет

отрицательно сказываться на эффективности консультационной деятельности.

Кроме того, вызванная данным синдромом немотивированная агрессия

рассматривается как недопустимое качество психолога-консультанта (21).

Высокая тревожность, повышенная чувствительность к стрессу, затрудняет

интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, снижает

уровень умственной работоспособности, вызывает неуверенность в себе,

способствует доминированию направленности на избегание неуспеха, чем на

успех. Исследования, посвященные выявлению зависимости интеллектуальной

продуктивности от личностных качеств, показали, что высокой тревожности

соответствует пониженная тестовая интеллектуальная продуктивность (Ласко

М.В., Палей И.М., 1977; Жамкочьян М.С., 1978). Следовательно, высокий

уровень тревожности будет отрицательно сказываться на интеллекуальной

деятельности психолога-консультанта. Кроме того, высокий уровень

тревожности связан с направленностью не "на предмет", а "на себя" (28), что

также недопустимо в практической деятельности психолога-консультанта.

Е.Э.Смирнова (1977) утверждает, что застенчивость мешает практическому

психологу, так как лиц с высокими показателями по данному фактору отличает

сниженная способность контакта, неуверенность, растерянность, рассеянность.

Все это препятствует установлению контакта с клиентом и сбору информации на

феноменологическом этапе.

Как субъект психодиагностической деятельности, которая является

составляющей частью работы психолога-консультанта (помимо профессиональных

качеств), психолог по мнению А.Ф. Ануфриева (6) должен обладать такими

качествами:

. общительность, эмпатия, доброжелательность по отношению к

обследуемому;

. высокая общая культура, выражающаяся не только в профессиональной

эрудиции, но и в наличии широкого круга интересов;

. тактичность и деликатность в вопросах, связанных с интимными

сторонами жизни;

. терпимость к чужому мнению и оценкам, выражающаяся в умении

выслушать, понять и успокоить клиента;

. свободное владение речью;

. критичность и гибкость мышления.

Автор отмечает, "что правомерность выделения перечисленных

психологических особенностей нуждается в специальной эмпирической проверке

посредством проведения экспериментальных исследований и соответствующих

практических мероприятий" (5, с. 87).

Р. Кочунас в своей работе "Основы психологического консультирования"

говорит, что "наиболее эффективный способ развития коммуникативной

компетентности заключается в специальных упражнениях до начала

деятельности, на отдельных действиях предстоящей деятельности" (23, с.22).

Квалифицированный психолог рассматривает цели психологической помощи

как новые возможности клиента, которые он должен выявить во взаимодействии

с ним. Это специалист, способный в своем движении к достижению

профессиональной цели сотрудничать, взаимодействовать с клиентом в любом

направлении.

М.Р. Битянова ставит целью психолога создавать условия для

продуктивной деятельности, помогать делать осознанные личные выборы,

"конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее

индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и

других."(8, с.19-20).

Итак, коммуникативную компетентность определим как "такой уровень

сформированности межличностного опыта, т.е. обученности взаимодействию с

окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках своих способностей

и социального статуса успешно функционировать в данном обществе" (15, с.

71). Ю.Н. Емельянов проследил зависимость коммуникативной компетентности от

индивидуальных способностей личности, от ее социальной мобильности. На нее

влияют изменения, происходящие в обществе, и, в связи с этим,

коммуникативная компетентность не может быть готовой характеристикой

индивида. Это "конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков

общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения

и воспитания. Это сложная личностная характеристика, включающая

психологические знания, коммуникативные способности, умения и навыки, а

также некоторые свойства личности (темперамент, характер, эмоциональные

состояния), проявляющиеся в общении с людьми.

Однако коммуникативную компетентность можно рассматривать и как

систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной

коммуникации в определенном круге ситуаций личностного взаимодействия.

Компетентность в общении имеет несомненно инвариантные общечеловеческие

характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно

обусловленные.

Компетентность в общении предполагает готовность и умение строить

контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной, и близкой.

Трудности порой могут быть связаны с инерционностью позиции – владением

какой-либо одной из них и ее реализацией повсеместно, независимо от

характера партнера и своеобразия ситуации. В целом компетентность в общении

обычно связана с овладением не какой-либо одной позицией в качестве

наилучшей, а с адекватным приобщением к их спектру. Гибкость в адекватной

смене психологических позиций – один из существенных показателей

компетентного общения (31).

Компетентность во всех видах общения заключается в достижении 3-х

уровней адекватности партнеров – коммуникативной, интерактивной и

перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах

компетентности в общении. Личность должна быть направлена на обретение

богатой многообразной палитры психологических позиций, средств, которые

помогают полноте самовыражения партнеров, всем граням их адекватности –

перцептивной, коммуникативной, интерактивной.

По мнению А.А. Вербицкого, "функциональное объединение наличных

качеств субъекта в соответствии с требованиями деятельности, формирование

определенной структуры этих качеств является исходным моментом становления

системы ПВК." (12, с. 182). ПВК, связанные с речевой деятельностью,

относятся к коммуникативным (речевым) способностям. Некоторые авторы

включают в коммуникативные способности комплекс индивидуальных качеств, от

которых зависит согласованность действий людей, весь спектр модальностей,

начиная от понимания и кончая поступком.

Л.А. Петровская говорит о субъект-субъектных отношениях психолога-

консультанта с клиентом как о степени коммуникативной компетентности и

выделяет следующие показатели субъект-субъектных отношений: равенство

психологических позиций участников, обоюдная активность сторон, при которой

каждая испытывает воздействие и воздействует (31), взаимное проникновение в

мир чувств и переживаний друг друга, готовность встать на т.з. другого;

стремление к соучастию, сопереживанию, принятию друг друга; активная

взаимная гуманистическая установка партеров. Одним из важных условий

саморазвития коммуникативных способностей, по мнению Петровской, является

осознание себя, своих возможностей, раскрытия себя в контакте с другими

людьми, развитие рефлексивных способностей, способностей к самоанализу.

Карл Роджерс, один из основателей гуманистической психологии,

предложивший "клиентцентрированный" подход, выделил четыре качества,

которые необходимы для успешного и развивающего общения психолога с

клиентом, их можно предложить в качестве критериев оценки продуктивности

коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Перечислим эти

качества:

1. Конгруэнтность

2. Принятие себя

3. Принятие других

4. Эмпатическое понимание

"Конгруэнтность – термин, который мы используем для обозначения

точного соответствия нашего опыта и его осознания.

Это значит, что мне нужно знать свои собственные чувства настолько

хорошо, насколько это возможно, а не показывать какое-либо отношение к

человеку, чувствуя совсем другое на более глубоком или подсознательном

уровне. Откровенность также включает желание выражать в словах и поведении

свои различные чувства и отношения. Только так мои отношения могут быть

правдивыми, а это очень важно." (41, с.58). "Налаживанию отношений не

поможет ни маска, выражающая спокойствие и довольство, если за ней

скрывается злость и угроза; ни дружеское выражение лица, если в душе ты

враждебно настроен; ни показная уверенность в себе, за которой чувствуется

испуг и неуверенность... Чем больше искренен и конгруэнтен терапист в

отношениях к клиенту, тем больше вероятность того, что в личности клиента

произойдут изменения." (41, с.105). Поскольку совокупность целей и задач

позволяет определить критерии, конгруэнтность психолога-консультанта

приближает к достижению цели психологического консультирования –

актуализировать ресурс клиента, чтобы он сам смог решать свои проблемы.

Из первого качества – конгруэнтности, необходимого для успешного

общения, непосредственно вытекает второе, а именно, принятие себя таким,

какой ты есть. К. Роджерс говорит о том, что принимая себя такими какие мы

есть, мы начинаем изменяться, "быть тем, кто ты есть – значит полностью

стать процессом. Только когда человек может в большей степени стать тем,

кто он есть, быть тем, что он отрицает в себе, возникает какая то надежда

на изменения" (41, с. 107). Таким образом, для развития у психолога-

консультанта коммуникативных качеств, способностей, коммуникативной

компетентности, ему важно принять себя таким, какой он есть, чтобы иметь

возможность развития. Психологу-консультанту целесообразно провести

самостоятельную работу с четырьмя правилами, которые предлагает Роджерс,

чтобы принять себя таким какой ты есть:

. "Прочь от слова "должен"

. "Прочь от соответствия ожиданиям"

. "Вера в свое "Я"

. "Положительное отношение к самому себе"

Третье качество, ведущее к успешным межличностным отношениям, это

принятие другого человека (умение видеть "позитивное человеческое ядро"

внутренней человеческой сущности).

Четвертое качество, необходимое для успешного общения – эмпатическое

понимание, что означает "понять страх, гнев или смущение другого, как -

будто они ваши собственные, но все же без вашего собственного страха, гнева

или смущения, связанных с ними".

Третье и четвертое качества скорее определяют личностные особенности

психолога-консультанта, однако личность оказывает значительное влияние на

процесс общения.

В психологии общения трудности общения обусловлены рядом факторов:

социальные (политические, религиозные, профессиональные различия),

биологические или физические (болезнь, старение), внутренние

психологические (связаны с воспитанием). Профессия психолога предполагает

консультативное, терапевтическое общение с клиентами, которые имеют

разнообразные социальные, биологические и психологические факторы, что

предполагает желательное наличие у психолога-консультанта такого качества

как гибкость. Это способность менять тактику общения, изменяться в

соответствии с меняющимися условиями, умение найти подход к клиенту с т.з.

его опыта, его представлений о процессе психологического консультирования.

Г.С. Абрамова предлагает классификацию ориентации на клиента в

психокоррекционной работе: "делай как я" – слабо выраженный интерес к

другому (ориентация на обобщенный опыт), "давай сделаем вместе" (ориентация

на типичное во внутреннем мире клиента) и "давай подумаем, как сделать

лучше" – выраженный интерес к другому (ориентация на индивидуальные

особенности внутреннего мира клиента).

В зависимости от занимаемой позиции определяется, в какой степени

процесс взаимодействия специалиста и клиента является однозначным с т.з.

конечных и промежуточных целей ("сверху" – цели определяются и изменяются

специалистом, "рядом" – специалистом и клиентом в их сотрудничестве и

"снизу" – специалист следует за клиентом).

В нашем исследовании критериев оценки уровня продуктивности

коммуникативной деятельности психолога-консультанта уделяется большое

внимание структуре личности психолога, степени выраженности у него качеств,

необходимых для прогнозирования успешности воздействия. Г.С. Абрамова в

своей работе "Практическая психология" говорит о необходимости учитывать

теоретические посылки психолога-консультанта, влияющие на его

профессиональные цели и задачи; отношение психолога к его профессии и его

представление о своих профессиональных качествах; профессиональные

возможности психолога-консультанта, направленные на использование своих

индивидуальных качеств для оптимизации коррекционного воздействия.

Рассматривая различные литературные источники на данную тему, мы

приближаемся к пониманию модели личности эффективного психолога-

консультанта. Как пишет Р. Кочюнас: "речь идет, конечно, о "подвижной"

модели, поскольку каждый консультанта имеет возможность ее дополнить."

Опишем представления Р.Кочюнаса о модели эффективного психолога-

консультанта, он выделяет наличие следующих качеств:

. аутентичность (полное осознание настоящего момента, выбор способа

жизни в данный момент, принятие ответственности за свой выбор)

. открытость собственному опыту (как искренность в восприятии

собственных чувств, но не откровенность перед другими людьми)

. развитие самопознания (чем больше консультанта знает о себе, тем

лучше поймет своих клиентов, и наоборот – чем больше консультант

познает своих клиентов, тем глубже понимает себя)

. сила личности и идентичность (консультант должен знать, кто он

таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по

существу. Консультанту не следует быть простым отражением надежд

других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной

внутренней позицией)

. толерантность к неопределенности (так как многие люди неуютно

чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности,

определенности. Именно такие ситуации являются спутниками

консультирования)

. принятие личной ответственности (понимание своей ответственности

позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент

консультирования)

. глубина отношений с другими людьми (способность оценивать людей без

осуждения, уметь свободно выражать свои чувства)

. постановка реалистичных целей (важно понимать ограниченность своих

возможностей)

. эмпатия

В работе Р. Кочюнаса "Основы психологического консультирования"

перечислены три постулата, выдвинутые K.Scheider (1992), которые можно

выделить как факторы продуктивной деятельности психолога-консультанта:

1. личная зрелость консультанта – успешно решает свои проблемы,

терпим, откровенен, искренен к себе

2. социальная зрелость консультанта – терпим, откровенен, искренен по

отношению к другим

3. зрелость консультанта – это процесс, а не состояние. "Невозможно

быть зрелым всегда и везде".(29, c.32)

1.3. Взгляды на структуру психологического консультирования разных

авторов.

В литературе по проблемам психологического консультирования этапы

консультационной беседы несколько рознятся, однако их содержательная

сторона и конечный результат идентичны. Для нас рассмотрение этапов

психологического консультирования представляет интерес, поскольку

коммуникативная компетентность психолога-консультанта во многом определяет

успешность выполнения задач каждого из этапов психологического

консультирования, а также оказывает влияние на процесс консультационной

работы. Рассмотрим особенности этапов интервью у Г.С. Абрамовой (2000 г.):

1.Структурирование – длится до 10 минут.

Особенностью этого этапа является то, что психолог

определяет тему взаимодействия с клиентом, получает

информацию о своих возможностях (как он может помочь). При этом решаются

проблемы установления

контакта.Этот этап, по мнению Г.С. Абрамовой,

заканчивается, когда:

Психолог: "Я его понимаю, чувствую."

Клиент: "Меня слушают, я доверяю этому человеку."

2. Сбор информации в контексте темы. На данном

этапе психологического консультирования идет выделение проблемы, решается

вопрос идентификации потенциальных возможностей клиента.

3.Желаемый результат – "Чего Вы хотите добиться?"

Здесь психолог помогает клиенту определить свой идеал, решить вопрос о том,

каким он хочет быть. Если консультанту уже ясны цели клиента, то Г.С.

Абрамова советует тут же дать рекомендации.

4. Выработка альтернативных решений – "Что еще Вы

можете сделать?"

Идет работа над различными вариантами решения проблемы с целью

избежания ригидности.

5. Обобщение предыдущих этапов – "Вы будете

делать это?" Осуществляется переход от обсуждения к действию. (1).

Ю.E. Алешина предлагает делить психологическое консультирование на

четыре этапа:

1. Начало беседы (длительность 5-10 минут),

происходит знакомство психолога с клиентом. На этапе знакомства Ю.E.

Алешина обращает внимание на позицию равенства имен, а также предлагает

избегать психологу-консультанту "неудачных слов" (проблема) и "выражений"

("Не бойтесь.") "В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали из них

следует, что здесь можно чего-то бояться" (2, с. 30 ).

2. Расспрос клиента, рассказ клиента о себе (25-35

инут). С целью "разговорить" клиента психологу рекомендуется задавать

открытые вопросы. Например: "Какая у вас семья? Когда это началось?". Для

того, чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, психологу-

консультанту следует помнить имена, названия, даты, детали, упоминаемые

клиентом.

3. Коррекционное воздействие. Данному этапу

Ю.E. Алешина отводит от 10 до 15 минут, но необходимо понимать, что время,

отведенное на все этапы консультационного процесса, определено условно.

Существует множество способов коррекционного воздействия, к примеру,

парадоксальные вопросы, которые ставят под сомнение следование общепринятым

нормам ("А почему бы и не...?"); а перефразирование – то, что было

негативным, делает причиной положительных эмоций.

4. Завершение беседы (5-10 минут). При завершении беседы также следует

обращаться к клиенту по имени.(2).

Этапы психологического консультирования по В.Ю. Меновщикову выглядят

таким образом:

1. Установление контакта и ориентирование клиента на работу. Огромное

влияние на успех консультирования имеет мотивировка. Существуют различные

способы замотивировать клиента на работу: это и использование различных

видов харизм (харизма чужака, харизма неполноценности, харизма призвания,

харизма бойца, харизма игры и харизма новизны), умение психолога-

консультанта понятно объяснить, чему научится клиент в ходе работы

("возможная польза"), "возможный ущерб" – то, чего лишит себя клиент, если

будет сопротивляться консультированию; помочь клиенту принять

ответственность за происходящие события на себя, поскольку известно, что

возможность влиять на события снижает силу стресса, способствует

восстановлению сил организма.

2.Исследование и осознание задачи.

3.Перебор гипотез, здесь особое значение имеет развитая креативность

консультанта.

4. Решение.

5. Выход из контакта.

Американский психолог и психотерапевт, классик экзистенциально-

гуманистической психологии, Р. Мэй, предлагает четыре этапа

психологического консультирования:

1. Установление раппорта, т.е. установление доверительных отношений с

клиентом может осуществляться посредством отзеркаливания(отражение жестов

клиента, повторение окончаний фраз и т.д.) и перекрестной работы. Целью

данного этапа является присоединиться, чтобы человек открылся.

2. Чтение характера – экспресс составление психологического портрета

клиента по его манерам, привычкам, тону голоса и другим признакам.

3. Исповедь и толкование результатов. На данном этапе консультирования

идет процесс активного слушания и интерпретации психологом, услышанной

информации, событий и чувств, которые описывает клиент.

4. Трансформация личности. Цель консультанта "не только облегчить

переживания клиента, но и направить их в конструктивное русло" (17, c.98 ).

Успешность консультативной деятельности психолога-консультанта

строится на основе применения обширных знаний, актуализации определенных

установок, способностей и специальных умений, определяющих эффективность

процесса беседы. Умение создать психологический климат, способствующий

свободному протеканию процесса коммуникации. И.В.Дубровиной были выделены

профессиональные умения психолога, определеющие успешность психологической

беседы. К ним относятся:

. владение приемами рефлексивного и активного слушания

. умение точно воспринимать информацию: эффективно слушать и

наблюдать, адекватно понимать вербальные и невербальные сигналы,

различать смешанные и замаскированные сообщения

. умение правильно сформулировать и вовремя задать вопрос

. умение увидеть и учесть факторы, вызывающие защитную реакцию

респондента, препятствующие его включенности в процесс

взаимодействия и др. (33, с. 78)

Данный блок умений, называемый многими авторами

как коммуникативные умения, описан во многих работах, посвященных

особенностям межличностных отношений. Так, например, А.К.Болотова

рассматривает коммуникативную компетентность, обеспечивающую эффективное

протекание коммуникативного процесса. Автор выделяет умение слушать,

говоря, что "эффективность слушания зависит не только от точного понимания

слов говорящего, но и в не меньшей степени от понимания невербальных

сигналов. которые помогут правильно интерпретировать слова собеседника, а

значит, помогут установить не только доверительность в общении, но и

слушать и слышать его." (7, с. 79).

Наиболее действенна в общении безоценочная обратная связь - активное

слушание, при которой по ходу беседы расшифровывается смысл сообщений,

выясняется их реальное значение. Соответствующие реакции-ответы называют

рефлексивными. Выделяют четыре основных типа рефлексивных ответов:

выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование, одобрение.

Определяя умения слушать и слышать партнера исходными коммуникативными

умениями, мы должны пояснить, сто сами они не могут привести к успешному

общению, если не будут сопряжены с соблюдением правил организации общения.

Существует 7 направлений оценки эффективности интервью коммуникативной

деятельности психолога-консультанта. Рассмотрим резюме ключевых идей. Это

помогает сравнить компетентность и эффективность действий психолога или

терапевта.

1. Интенциальность. Сколько направлений для

развития клиента вы можете предложить как психолог? Если вначале ваш клиент

зажат и немобилен, то сколько дополнительных возможностей у него появилось

после вашей совместной работы?

2. Творческое принятие решений. Клиент сам задает

цели терапии или это делаете вы? Включен ли в круг проблем поиск позитивных

сторон? Есть ли у вас хотя бы 3 альтернативы для действий? Можно ли сказать

про клиента, что он действует бодро и целенаправленно, либо процесс

принятия решений идет с трудом?

3. Микротехники. Можете ли вы целенаправленно

применять микротехники, чтобы достичь определенного воздействия на клиента?

В частности, умеете ли вы извлекать факты, чувства, причины, лежащие в

основе проблем? Способны ли вы, используя навыки воздействия и выслушивания

описать, как клиент видит и чувствует ситуацию? Можете ли вы, используя

навыки воздействия, задать новые перспективы для развития ситуации?

Используются ли микротехники правильно с точки зрения среды клиента?

4. Индивидуальная и культурная эмпатия.

Способны ли вы встать на точку зрения клиента, применяя индивидуальную

эмпатию и такие связанные с ней понятия как непосредственность,

конкретность и позитивный взгляд. Способны ли вы изменять эмпатические

конструкции с учетом культурных истоков клиента, не забывая личной

неповторимости? Прибавилось ли у клиента уважение к иным личностям,

культурам? Клиенту необходимо, чтобы его понимали, но не менее важно, чтобы

он научился понимать других.

5. Навыки наблюдения клиента. Способны ли вы

наблюдать и отражать как вербальный, так и невербальный язык клиента?

Умеете ли вы взять поверхностную структуру предложения и постичь (вместе с

клиентом) его глубинный смысл? Способны ли вы соединиться с клиентом и

вести его в новом направлении? Умеете ли вы замечать противоречия и

разрешать их через конфронтацию? Как клиент относится к вашим конфронтациям

– отрицательно, частично признавая или полностью осознавая противоречия?

Идет ли синтез новых конструкций и нового мировоззрения?

6. Взаимодействие личность – окружение. Можете

ли вы произвести оценку клиента по модели Келли? Умеете ли вы создать

подходящее окружение для роста и развития клиента?

7. Интеграция. Умеете ли вы объединять

вышеперечисленные методы, качества, конструкции в плавно протекающее

интервью, способное вызвать у клиента позитивные сдвиги? Способны ли вы

использовать методику поиска позитивного?

Все вышеперечисленные вопросы помогут психологу-

консультанту самостоятельно оценить качество проводимого им интервью.

Итак, мы рассмотрели представления об этапах психологического

консультирования у таких авторов как, Г.С. Абрамова, Ю.Б. Алешина, В.Ю.

Меновщиков и Р. Мэй. Кто-то из них предлагает четыре этапа консультации,

кто-то пять, но, несмотря на различные названия, суть психологического

консультирования, задачи каждого из этапов психологического

консультирования стоят одинаковые, но решаются они в рамках определенной

философии, с точки зрения определенной концепции.

Многообразие подходов к психологическому консультированию

обуславливает возможность альтернативы для молодых психологов, расширяет

представления о психологическом консультировании, и тем самым способствует

выбору оптимальных средств коммуникативной деятельности, помогает

психологам-консультантам развивать их коммуникативные способности,

коммуникативную компетентность, направляя их деятельность.

Резюмируя выше сказанное, можно выделить ряд качеств, которые могут

составить модель эффективного психолога-консультанта, которые нуждаются в

эмпирической проверке:

Эмоционально волевая сфера: саморегуляция, эмоциональная устойчивость,

стрессоустойчивость, артистичность, признание своих ошибок,уверенность в

себе, самоуважение, склонность к доминированию, обаяние,

доброжелательность, внутренний локус контроля, позитивный настрой.

Коммуникативная сфера: умение управлять, руководить,

заинтересованность в общении, этическая жизнь, приятная внешность,

эмпатийность, тактичность, рефлексия, личная ответственность, способность к

поддержанию хороших личных отношений, безоценочность, внимательность,

открытость переживанию, умение активно слушать, умение понятно говорить.

Познавательная сфера: понимать последствия своего влияния,

самообразование, понимание себя, увлеченность профессией, владение теорией,

практика с супервизором, работоспособность, спонтанность, рациональность,

альтруизм, креативность, внимание к деталям, творческие способности,

высокая физическая активность, профессионализм, интеллектуальность,

гибкость (как способность делать одновременно разные дела), здравый смысл.

Из вышеперечисленных качеств и складывается коммуникативная

деятельность психолога-консультанта, его компетентность, которая в свою

очередь требует постоянного развития, совершенствования и коррекции.

Подводя итог нашему теоретическому исследованию, можно сказать, что

наличие перечисленных конструктивных умений и качеств личности влияет на

эффективность консультативного процесса, целью которого является культурно-

продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая

осознанно, способная разрабатывать различные стратегии своего поведения и

способная анализировать ситуацию с различных точек зрения.

Глава 2.

Эмпирическое исследование критериев оценки продуктивности уровня

коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

2.1. Обоснование замысла исследования.

Как показал теоретический анализ, эффективный специалист обладает

характерными качествами, которые во многом обуславливают продуктивность

профессиональной деятельности психолога-консультанта. Все это требует

эмпирической проверки. На основе качеств, присущих эффективному специалисту

и дальнейшей их интеграции, строится модель желательных черт профессионала,

полученных эвристическим путем, и, таким образом обобщаются критерии оценки

продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Цели, гипотезы и задачи исследования.

В нашем эмпирическом исследовании поставлены две цели:

1. Сравнить представления студентов первого курса, пятого курса

факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. Шолохова и

независимых экспертов – продуктивно работающих психологов о

качествах, которые определяют уровень продуктивности

коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

2. Обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной

деятельности психолога-консультанта.

Гипотеза 1: Представления студентов первого курса,

пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А.

Шолохова и независимых экспертов будут отличаться в виду различного,

профессионального психологического опыта.

Гипотеза 2: Критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной

деятельности психолога-консультанта могут быть выявлены посредством анализа

специально разработанных анкет, на которые отвечали продуктивно работающие

психологи-консультанты, студенты первого курса факультета психологии

вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова, а также студенты пятого курса

данного университета.

Исходя из целей исследования были поставлены следующие задачи:

1. Составить анкету

2. Опробовать валидность анкеты

3. Подобрать группы респондентов

4. Провести исследование

5. Осуществить сравнительный анализ результатов исследования

(абсолютное ранжирование и ранжирование внутри каждой группы)

6. Обобщить критерии оценки уровня продуктивности коммуникативной

деятельности психолога-консультанта

Реализация поставленных задач и проверка выдвинутых гипотез

исследования осуществлялись с помощью методов:

. анкетирования

. метода экспертных оценок, где независимыми экспертами выступают

практикующие психологи, которые отвечают на вопросы анкеты

. беседы

. интервью

2.2. Организация и ход исследования.

Поскольку в нашем исследовании используется метод экспертных оценок,

важно перечислить некоторые требования предъявляемые к этому методу.

Необходимым условием являются однозначно сформулированные цели, предмет и

область применения метода. Предмет должен быть соотнесен с уже имеющимися

теоретическими обоснованиями, что и было сделано в нашей работе. Область

применения, контингент испытуемых должны быть четко обозначены. Необходимо

также четко сформулировать цели использования результатов. В нашем случае

на основе результатов исследования были обобщены критерии оценки

продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

В нашем исследовании всего приняли участие 87 респондентов:

. 14 человек – продуктивно работающие психологи, выступающие как

независимые эксперты

. 38 человек – студенты факультета психологии пятого курса МГОПУ им.

М.А. Шолохова вечернего отделения

. 35 человек – студенты факультета психологии первого курса МГОПУ им.

М.А. Шолохова вечернего отделения.

На основе теоретического анализа научной литературы по данной теме

были разработаны специальные анкеты. Анкета состоит из трех блоков:

1. Эмоционально-волевая сфера

2. Коммуникативная сфера

3. Познавательная сфера

Под каждым из этих блоков перечислены ряд качеств,

которые по результатам теоретического анализа во многом определяют

успешность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Всего было

перечислено сорок четыре качества.

Респондентам была предложена инструкция, в которой предлагалось

оценить каждое высказывание по пятибальной шкале:

1. психолог не должен обладать данным качеством

2. должен обладать в малой степени

3. желательно обладать, хотя бы частично

4. должен иметь данное качество в значительной степени

5. психолог должен обладать данным качеством в полной мере

К анкете прилагалась памятка - тезаурус с определениями внесенных в

анкету качеств, чтобы не возникало разногласий в их трактовке у отвечающих

(приложение 1). Анкета рассчитана на студентов факультета психологии и

продуктивно работающих психологов.

Валидность разработанной нами анкеты была проверена на специальной

экспериментальной группе студентов пятого курса вечернего отделения –

специализация клиническая психология МГОПУ им. М.А. Шолохова. Валидность

отвечает на вопрос "Измеряем ли мы то, что думаем измерять".(1, с.93 ).

Анкетирование проводилось в Московском государственном открытом

педагогическом университете. Время, затраченное каждым респондентом на

ответы вопросов анкеты, в среднем составляло 10-15 минут.

2.3. Результаты исследования и их обсуждение.

Нами были опрошены 14 независимых экспертов - специалистов,

продуктивно работающих психологами-консультантами от 6 мес. до 30 лет.

Рассмотрим результаты анализа анкет независимых экспертов – продуктивно

работающих психологов (приложение 2).

Среди качеств, которыми психолог-консультант должен обладать в полной

мере для обеспечения продуктивной коммуникативной деятельности независимыми

экспертами были выделены шесть ведущих качеств:

. умение активно слушать

. тактичность

. личная ответственность

. умение понимать последствия своего влияния

. умение понятно говорить

. доброжелательность

Качества перечислены в порядке ранжирования. Таким образом, лидирующим

качеством, определяющим продуктивность коммуникативной деятельности

психолога-консультанта является умение активно слушать.

В настоящее время очень много говорят о необходимой подготовке молодых

специалистов при помощи практики с супервизором. Трудно не согласиться, что

подобная практика позволяет нарабатывать ценный опыт ведения

консультационной беседы, способствует повышению профессионализма, помогает

избежать многих ошибок, увидеть иные пути разрешения спорных вопросов.

Однако результаты исследования анкет независимых экспертов говорят о

максимальной желательности, но не обязательности практики с супервизором

(психолог должен иметь данное качество в значительной степени):

. максимальные 9 выборов из 14 экспертов – практика с супервизором

По остальным параметрам мы наблюдаем

неоднозначную картину, среди экспертов нет единодушия.

Качеством, которым психолог не должен обладать вообще, названа:

. склонность к доминированию

Полагаем, что данные результаты целесообразно проверить на более крупной

выборке в отдельном исследовании.

По мнению студентов пятого курса вечернего

отделения факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова психолог-

консультант должен обладать следующими качествами в полной мере, им

присвоен максимальный индекс "5" по пятибальной шкале:

. умение активно слушать

. умение понимать последствия своего влияния

. профессионализм

. уверенность в себе

. здравый смысл

Сравнивая ответы продуктивно работающих

психологов и студентов пятого курса вечернего отделения факультета

психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова (приложение 3) мы видим, что умение

активно слушать в обоих случаях выбрано как необходимое качество для

продуктивной коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

По индексу "4" – психолог должен иметь данное качество в значительной

степени, у экспертов и студентов пятого курса взгляды разошлись в виду

различного, профессионального консультативного опыта.

Рассмотрим результаты анализа анкет студентов пятого курса на предмет

качеств, которые должен иметь психолог-консультант в значительной степени:

. открытость переживанию

. гибкость

. работоспособность

Такое качество как склонность к доминированию также названо

нежелательным для коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Теперь обсудим результаты опроса студентов первого курса вечернего

отделения факультета психологии МГОПУ им. М.А. Шолохова (приложение 4).

Психолог должен обладать данным качеством в полной мере:

. умение понятно говорить

. профессионализм

. здравый смысл

. внимательность

. умение активно слушать

. личная ответственность

. интеллектуальность

Эти результаты показывают еще недостаточную

профессиональную теоретическую и практическую подготовленность студентов

первого курса к психологической консультативной деятельности по сравнению

как со студентами пятого курса, так и продуктивно работающими психологами.

По мнению студентов первого курса психолог-

консультант для продуктивной коммуникативной деятельности должен иметь

следующие качества:

. внутренний локус контроля

. самоуважение

. приятная внешность

. работоспособность

. позитивный настрой

Вышеперечисленные качества также отличаются от

взглядов двух других групп испытуемых.

Склонность к доминированию – стремление

господствовать, преобладать, быть основным, единодушно определено

независимыми экспертами, студентами пятого курса и студентами первого курса

как качество, которым не должен обладать психолог-консультант.

В ходе исследования нами были получены результаты подтверждающие

гипотезу 1. Представления студентов первого курса, пятого курса факультета

психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова и продуктивно

работающих психологов отличаются в виду различного профессионального

теоретического и практического опыта (приложение 5). Однако следует

отметить, что представления студентов пятого курса ближе и чаще совпадают

нежели взгляды студентов первого курса на качества, которые определяют

продуктивность коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Мы

полагаем, что это объясняется наличием полной теоретической базы и наличием

опыта диагностической, психолого-педагогической и консультативной практики

у студентов пятого курса. Все эти знания, умения и навыки приближают

студентов-выпускников к верному пониманию критериев оценки продуктивности

коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Также следует отметить, что склонность к доминированию была определена

как нежелательное для коммуникативной деятельности психолога-консультанта

качество всеми тремя группами испытуемых:

. независимыми экспертами (продуктивно работающими психологами)

. студентами пятого курса

. и студентами первого курса факультета психологии вечернего

отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова

Анализируя результаты исследования с точки зрения того, к какой сфере

относятся наиболее "популярные" и необходимые для продуктивной

коммуникативной деятельности качества, мы приходим к некоторым выводам.

Итоговая таблица по результатам исследования, в которой объединены взгляды

всех трех групп испытуемых (87 человек), показывает, что определяющими для

коммуникативной деятельности психолога-консультанта являются:

. коммуникативная сфера

. познавательная сфера

Таким образом, качества входящие в

коммуникативную (обмен информацией, обогащение друг друга за счет

накопления каждым запаса знаний) и познавательную сферы (умение применять

старые знания и приобретать новые) являются необходимыми для продуктивности

коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Качества, относящиеся

к эмоционально-волевой сфере, определены респондентами как максимально

желательные для психолога-консультанта.

В результате теоретического и эмпирического исследования подтвердилась

гипотеза 2. На основе итоговой таблицы по результатам исследования были

определены качества, являющиеся критериями оценки уровня продуктивности

коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Коммуникативная сфера:

. умение активно слушать

. умение понятно говорить

Познавательная сфера:

. профессионализм

. умение понимать последствия своего влияния

. здравый смысл

Неприемлемым для психолога-консультанта является

склонность к доминированию (приложение 1).

2.4. Выводы.

На основании результатов теоретического и эмпирического исследования

критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности

психолога-консультанта можно сделать следующие выводы.

1. Были выявлены профессионально важные качества психолога-

консультанта, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах,

наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень

продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта. Они

были проранжированы в порядке убывания:

1. умение активно слушать

2. умение понятно говорить

3. профессионализм

4. понимать последствия своего влияния

5. здравый смысл

6. самообразование

7. личная ответственность

8. уверенность в себе

9. заинтересованность в общении

10. тактичность

11. внимательность

12. понимание себя

13. саморегуляция

14. увлеченность профессией

15. интеллектуальность

16. эмоциональная устойчивость

17. самоуважение

18. доброжелательность

19. не давать нравственных оценок

20. владение теорией

21. стрессоустойчивость

22. практика с супервизором

23. эмпатийность

24. рефлексия

25. внимание к деталям

26. позитивный настрой

Отсюда видно, что ведущими критериями оценки

уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта

являются умение активно слушать и понятно говорить.

2. Гипотеза о том, что представления студентов первого курса, пятого

курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова и

продуктивно работающих психологов (независимых экспертов) будут отличаться

в виду различного профессионального психологического опыта, подтвердилась.

Однако по некоторым пунктам взгляды на качества, определяющие успешность

коммуникативной деятельности психолога-консультанта, совпадали. Все три

группы респондентов показали одинаковый результаты по пунктам:

. важным критерием оценки уровня продуктивности коммуникативной

деятельности психолога-консультанта является умение слушать

. нежелательным для психолога-консультанта является наличие

склонности к доминированию

3. По большинству предложенных качеств мнения

всех испытуемых совпадали, однако, по отдельным качествам выявились

различия у представителей разных групп. По данным сравнениям четко

прослеживаются те качества, которые вызвали особые разногласия, это:

. внимание к деталям

. склонность к доминированию

. позитивный настрой

. творческие способности

. артистичность

. креативность

Можно предположить, что именно эти качества

остались спорными по итогам нашего исследования, т.е. их нельзя отнести к

критериям оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности

психолога-консультанта, несмотря на то, что качество - склонность к

доминированию, получило наибольшее количество баллов в графе: психолог не

должен обладать данным качеством (13 выборов). Поскольку в графе: психолог

должен иметь данное качество в значительной степени, сделано 15 выборов.

Заключение.

В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами,

предопределяющими эффективность или неэффективность коммуникативной

деятельности психолога-консультанта являются личные качества психолога-

консультанта и его профессиональные умения, корректные действия в процессе

психологического консультирования. Что подтверждает мнение Р.Кочюнаса (1999

г.) о том, что "личность консультанта выделяется почти во всех

теоретических системах как важнейшее целительное средство в процессе

консультирования". Гармония, преложенных критериев оценки уровня

продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта,

определяется разделением личностных качеств эффективного специалиста,

определяющих успешность его коммуникативной деятельности, на три сферы:

1. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВУЮ

2. КОММУНИКАТИВНУЮ

3. ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ

В результате анализа научных источников и эмпирической проверки нами

выявлены два основных качества, наличие которых является одним из критериев

оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-

консультанта:

. умение активно слушать

. умение понятно говорить

Данные результаты подтверждают предварительный

теоретический анализ работ А.Ф. Ануфриева, И.В. Дубровиной, А.К. Болотовой,

где говорится о том, что эффективность слушания зависит от точного

понимания слов говорящего, а также от понимания невербальных сигналов, т.е.

от умения активно слушать. Свободное владение речью является составляющей

модели эффективного психолога-консультанта.

Цель нашей работы достигнута, были изучены и обобщены критерии оценки

уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога-консультанта.

Для большей точности и достоверности полученных данных, представляется

целесообразным провести исследования на большей выборке. Ранее

предпринимались попытки определить признаки продуктивной деятельности

консультанта, большинство фактов и закономерностей, полученных в

исследованиях эффективности деятельности психолога-консультанта, по мнению

самих исследователей данного вопроса, например К. Роджерса, также нуждаются

в дополнительной проверке.

Литература.

1. Абрамова Г.С. Практическая психология – М., 1997. – 368 с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

– М., 2000.

3. Аминов Н.А., Молоканов М.В. О компонентах специальных способностей

будущих школьных психологов // Психологический журнал –1992.-Т.13, №5.-

с.104-110.

4. Амосов Н.М. Модельный подход к исследованию личности в процессе ее

развития // Эвристические модели в психологии и социологии. - Киев,

1976.-с.4-32.

5. Ануфриев А.Ф., Бусарова О.Р. Случаи из школьной консультативной

практики. - М., 1994.-с.74.

6. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении

детей. М., 1998.

7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.,

1992.

8. Битянова М.Р. Личностные особенности классного руководителя и

эффективность руководства коллективом старшеклассников: Автореф. дис.-М.,

1991.-с.28

9. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе – М., 1998.

10. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое

консультирование. – М., 1990.

11. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической

помощи. // Вопросы психологии, 1988. №5.

12. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -

М.: Изд-во Высшая школа, 1991, с.182.

13. Гиппенрейтор Ю.Б. и др. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопросы

психологии.-1993,-№4-с.61-68.

14. Гримак Л.П. Общение с собой. - М.,1991.

15. Емельянов Ю.В. Активные групповые методы социально-психологической

подготовки специалистов // Вопросы психологии.-1993.-№4.-с.69-73.

16. Емельянов Ю.В. Дисс., 1990, с.70

17. Жуков Ю.М., Петровская Л.А. Диагностика и развитие компетентности в

общении. - М., 1991.

18. Забродин Ю.М. "Модель личности" в психодиагностике; для практических

психологов. – Кн.1.М., 1994.

19. Захарова Л.Н. Психологическая подготовка педагога. Н. Новгород, 1993.

20. Игры - обучение, тренинг, досуг / Под. ред. В.В. Петрусинского. -

М.,1994.-с.28, 36, 38.

21. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.,1987.-с.180.

22. Костромина С.Н. Исследование процесса решения диагностических задач

практическим психологом при работе с мл. шк. : Дисс., - М., 1997.

23. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., 1999.-с.20-

24.

24. Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. –

Ростов н/Д., 1986

25. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.,1997.-с.365.

26. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1980.

27. Личность в педагогической деятельности. – Ростов-на/Д., 1994.

28. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. - М., 1994.

29. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М., 2000.

30. Молоканов М.В. Личностные компоненты успешности практического

психолога: Дисс. - М., 1994.

31. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избр. псих. тр. - М., Воронеж,

1996.

32. Немов Р.С. Психологическое консультирование. - М., 2000.

33. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический

тренинг. – М., 1989

34. Пиз А. Язык жестов. Увлекательное пособие для деловых людей. - Воронеж,

1992, с.6.

35. Практическая психология образования / под. ред. И.В. Дубровиной - М.,

1997.

36. Психология профессиональной подготовки. - СПб., 1993.

37. Попова Л.В., Дьяконов Г.В. Идентификация как механизм общения и

развития личности: Методологические рекомендации. – М., 1988.

38. Психологический словарь, под ред. проф. А. Петровского и проф. М.

Ярошевского.

39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. - М., 1999.

40. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.,1994.

41. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и

практика.- М., 1990.

42. Самоукина Н.Б. Практическая психология в школе.- М., 1997.

43. Самоукин А.И., Самоукина Н.Б., Шишов А.П. Психология бизнеса. - М.,

1997.

44. Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык

коммуникации. – М., 1992.

45. Словарь практического психолога. - Минск, 1998.

46. Смелзер Н. Социология. - М., 1994.

47. Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим

образованием. - Л., 1977.

48. Советский энциклопедический словарь / под. ред. А.М. Прохорова. –

М.,1986.

49. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М., 1997.

50. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Вып. 1, 2, 3. -

М., 1992.

51. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993.

52. Эткинд А.М. Психологическая практика и академическая психология:

расхождения когнитивной структуры внутри профессии // Вопросы психологии,

1981, №1.

53. Юдина Е.В. Дисс. – М., 2000.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ