Рефераты

Молодежная субкультура

Молодежная субкультура

Оглавление

Введение 4

Из чего и как строиться современная молодежная субкультура в

России? 8

И что им всем как людям не живется? 17

V Катализаторы возникновения молодежных движений 17

V Почему именно молодежь? 18

Неформальные объединения молодежи 22

V Не признанные или не признающие? 23

V Асоциальные 24

V Антисоциальные 26

V Просоциальеные 28

V Неформальные художественной направленности 29

V В качестве ввода по неформальным объединениям молодежи 30

Что дают молодежные объединения? 32

Семья в процессе социализации подростков? 34

V Семья в условиях переходного периода

V Проблема семьи

V Родители и подростки. Исследования о социализирующей роли семьи

V Формирование профессиональных интересов в семье

Система образования 47

V Структура системы образования

V Кризис образования (о последствиях закона «Об образовании» для

подростков)

V Негосударственные образовательные учреждения, их роль.

V Опрос о положении в школе

V Исследование факторов влияющих на продолжение обучения девятиклассников

V Проблема снижения авторитета образования

Особенности молодежной субкультуры 55

V Молодежная субкультура, как особая неформальная культура

V Исследования интересов подростков

V Преступность подростков

Заключение 59

Список литературы 61

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность

процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом,

вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который,

собственно, породил российский феномен — "неформалов") продолжает удивлять

мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным

проблемам или попытками решать их административными методами( . Повлиять на

эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших

силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого

надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны

подобные требования.

В этой работе я предпринял попытку рассмотреть сущность молодёжной

культуры и механику возникновения её субкультур. Особое внимание уделено

причинам появления и родовым особенностям молодёжных организаций( , их роли

в процессе социализации молодёжи и влиянию образуемых ими субкультур на

формирование мировоззрения будущего члена общества.

Но прежде всего, давайте уточним некоторые понятия.

«Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место в

нём человека», включающая также «отношение человека к окружающей его

действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами

основные жизненные позиции[1]». Мировоззрение играет решающую роль в

отношении человека к миру. Определяющим признаком мировоззрения являются не

знания сами по себе, а выработка на основе этих знаний отношения к миру.

Глубина же знаний, их характер, определяют научность или

ненаучность мировоззрения, его полноту или ограниченность и т.д. Можно

сделать вывод, что мировоззрение выступает как часть ценностного отношения

к миру, как система принципов этого отношения.

Неотъемлемый компонент мировоззрения — убеждения, существенная

черта которых — приверженность идее, которую человек признаёт справедливой

и правильной. Например К. Маркс писал, что коммунистические идеи, которые

овладевают мыслью, «подчиняют себе наши убеждения», к ним «разум

приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не

разорвав своего сердца...[2] ».

Характер мировоззрения определяется в конечном счёте уровнем

общественного развития, состоянием науки, просвещения. Решающим условием

развития мировоззрения (кстати, оно может формироваться стихийно или

целенаправленно) человека является его активное участие в жизни общества.

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные

средства, которые являются общими для какой-то группы людей и служат для

упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы[3].

Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе

процесса социализации — усвоения ценностей, верований, норм, правил и

идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ,

называется субкультурной. Она формируется под влиянием таких факторов, как

возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или место

С.41жительства. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности

члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой

большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако

большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или

недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно

противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе

таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример

контркультуры — хиппи 60-х годов или «система» в России 80-х годов.

Элементы как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в

культуре современной молодежи в России.

Социализация - процесс формирования индивидом на протяжении его

жизни социальных качеств (овладение языком общения, знания норм общения,

традиций, обычаев, усвоение социальных ролей), благодаря которым человек

становится дееспособным участником социальной жизни.

Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства

и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом

возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе.

Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной чем сейчас: в

14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили

замуж и образовывали самостоятельную семью, а вот сейчас человек продолжает

учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками

период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце

социализации не приходится так как этот процесс происходит на протяжении

всей жизни человека, и заканчивается в глубокой старости, но наиболее

благоприятным временем для социализации является все же детство и юность.

Людей, которые непосредственно осуществляют социализацию индивида

называют агентами социализации. Для подростков, основными агентами

социализации являются: родители (семья), школа, сверстники, средства

массовой информации. Далее в работе рассматриваются эти основные агенты

социализации, как они, в условиях современности влияют на формирование

молодых людей.

Особенностью же нынешней ситуации, в которой осуществляется

формирование духовного облика подростков, заключается в том, что этот

процесс происходит в условиях ослабления политического и идеологического

прессинга, расширения социальной самостоятельности и инициативы молодежи.

Он сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта

предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном

будущем и будущем общества.

Из чего и как строиться современная молодежная субкультура в

России?

Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием

культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных

проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на

ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и

официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роль

формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические

черты российской молодёжной субкультуры[4].

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в

основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают,

что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как

познавательная, креативная и эвристическая( функции не реализуются вовсе

или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации

подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания,

распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и

интересов.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной,

уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами

массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, "американского

образа жизни" в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и,

в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным

опроса, для девушек — героини "мыльных опер" и бульварных романов о любви,

а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.

Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую

сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и

индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах

социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к

материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной

самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких

"устаревших" ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в

угоду моде(. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая

реклама(.

3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.

Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в

эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов

(1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно

превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более

эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи,

что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной

информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию

и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как

правило, выступает в маргинальных формах.

4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.

Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми

стереотипами ("принцип селёдки в бочке") достаточно жёсткого характера —

несогласные сильно рискуют пополнить ряды "лохов" — "отверженных", "не

интересных", "не престижных" людей с точки зрения "толпы", обычно

равняющейся на некий идеал — "крутого(-ую)" (иногда в лице лидера данной

группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена

половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере

местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть

их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и

неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде

студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы.

Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так

называемые "команды" с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.

5. Внеинституциональная культурная самореализация.

Данные исследований показывают, что досуговая самореализация

молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и

относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения —

наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического,

но и в целом социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.

Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством

молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения

этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев

ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А

этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании

положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что

принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной,

пусть даже самой массовой, конфессии.

Прочие особенности молодежной субкультуры.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен

субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных

нормативных ценностей (ценностей большинства).

«Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений,

предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских

школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных).

Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других,

даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти

половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о

собственной выгоде».

«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных. Лишь треть из

старшеклассников (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по

самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не

обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и

37,1%). Известно, что молодежь—наиболее неустойчивая часть электората, реже

других социально-демографических групп населения выступает в качестве

реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет.

В наше время студенты быстро продвинулись в овладении новыми

стереотипами, молодое поколение свободно от тоталитарного страха.

Исследование показало, что понимание студентами, например, свободы, вполне

соответствует "новому мышлению". Как правило, они рассматривают свободу не

в соответствии с необходимостью, а в "связке" с принуждением и насилием.

Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают

в качестве важнейшего признака свободы.

Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп

обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно

жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало "взрослого"

мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих

признаётся "эквивалентность взаимного воздаяния" (необходимость

вознаграждения за добро и возмездия за зло).

Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая

даже негативные стороны современного социального развития общества.

Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в

больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других

возрастных и социально-демографических групп населения России также

постепенно снижается.

Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий

спектр неприятии—от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям

взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как

ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским»

поколениям.

Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление

образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы

хрестоматийный роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня

генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в

полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного

государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную

аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении

социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных

(сотрудничество)—для себя.

Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического

антонима («мы» и «они»). Особенно явственно это противопоставление

прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов

молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть—

«папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной

социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и

межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры — культурное

отчуждение.

Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в "молодёжной"

музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями[5].

Вообще, наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в

содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации

и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен

и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичное™

(кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство (,

реальная жизнь?)), что противоречит законам человеческой нравственности и

оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию.

Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.

С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в

экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более

негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-/рок-/и

т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...)

вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах "идолов производства" (рабочих-

стахановцев, прогрессивных доярок, ...). По данным исследований, среди 100

фильмов, наиболее популярных в питерских салонах в 1989г. не было ни

одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. По

данным сотрудника лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т. Никифорова,

репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991г. более, чем на

89% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют

боевик и эротика. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают

до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. Такое

засилье "заморского" искусства, продолжающееся по сей день, во многом

объясняется переходом к "русской вариации на тему демократии" (не знаю, как

это по научному). При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в

ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с

ориентацией на Голливуд) характер.

С социально-психологической точки зрения экранное насилие( и

агрессивная эротика( вносят свой вклад в криминализацию современной жизни,

особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную

аудиторию кинотеатров и видеосалонов.

Таким образом, переход нашего государства (от сущности которого

зависит экономика, политика, идеология...) к "русской демократии" (очень

близкой к "плутократии" Платона) возложил проблему социализации на плечи

собственно социализирующихся.

Российскими студентами современный этап развития общества определён

как кризисный. Отрицательные оценки кризиса сопровождались обозначением

спада в экономике, анархией в социальной структуре, судорожными действиями

в политике и свободой в нравах. Некоторые представители молодёжи

утверждают, что развал преобладает во всём: «начиная с души и кончая

экономикой». Отмечается ожесточение людей из-за отсутствия возможности

удовлетворить свои основные потребности. Меняются отношения в кругу

родственников, идёт более осторожное планирование семьи.

В нейтральных оценках формировалось: «Идёт смена красных знамён на

красные пиджаки». Период характеризуется как «демократизованная анархия». В

качестве положительного отмечается уход от догм и то, что «в нравах стало

посвободнее».

Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями

молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых В.Т.

Лисовскому[6] наиболее значимыми представляются следующие.

1. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и

поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на

содержании и направленности молодёжной субкультуры. Именно поэтому не

бесспорна разработка специально молодёжных программ, за исключением

социально-адаптационных или профориентационных. Любые усилия по коррекции

процесса социализации неизбежно будут наталкиваться на состояние всех

социальных институтов российского общества и прежде всего системы

образования, учреждений культуры и средств массовой информации. Каково

общество — такова и молодёжь.

2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление

индивидуальности и инициативности ребёнка, подростка, молодого человека как

со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира

не может не привести, с одной стороны, к социальному и культурному

инфантилизму, а с другой — к прагматизму и социальной неадаптированности и

к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный

стиль воспитания порождает агрессивную молодёжь, самими взрослыми

приготовленную к межгенерационному отчуждению, когда выросшие дети не могут

простить ни воспитателям, ни обществу в целом ориентации на послушных

безынициативных исполнителей в ущерб самостоятельности, инициативности,

независимости, лишь направляемых в русло социальных ожиданий, а не

подавляемых агентами социализации.

3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и

всей художественной культуры, формирует определённый «образ» субкультуры не

в меньшей степени, чем основные агенты социализации — семья и система

образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением — наиболее

распространённые виды досуговой самореализации. Во многих своих чертах

молодёжная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру, которая

лепит под себя удобного (читай: выгодного) зрителя.

Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира

вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную

самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем

более что и культурный уровень других возрастных и социально-

демографических групп населения России также постоянно снижается.

И что им как всем людям не живется?

Катализаторы возникновения молодежного движения

«Потеря смысла жизни, разрушение идеалов, двойная мораль,

бездуховность, цинизм, пьянство, стяжательство, вещизм, растерянность перед

жизнью — основные причины ухода молодых, образованных людей в религию[7]».

Примерно так же, за исключением некоторых поправок на время, будет

выглядеть краткий перечень причин повального ухода молодёжи всех возрастов

и национальностей в «неформалы».

Как мы рассмотрели выше, официальная культура оказалась неспособной

ответить интересам молодёжи, которой только что «развязали руки», развалив

почти полностью систему воспитания и формирования «будущих коммунистов».

В.В. Морозов и А.П. Скробов выделили следующие противоречия социализации

молодёжи за последний период[8] (данный список под моей редакцией претерпел

значительные изменения).

|Современные требования молодёжи к |и реальность нашего общества |

|обществу | |

|Объективно усложняющиеся |недостаточное использование |

|общественные отношения, всё |социально-экономических, |

|возрастающие требованиями со |идеологических, |

|стороны общества к социализации и |политико-воспитательных средств |

|воспитанию молодого поколения |воздействия на человека. |

|Стремление видеть общество |современная социальная и |

|процветающим |экономическая нестабильность. |

|Стремление к демократии и |оставшиеся административные |

|гуманизму |методы воспитания. |

|Непрерывность процесса |остаточная система |

|социализации и культурного |финансирования государственных |

|воспитания |культурных и воспитательных |

| |учреждений. |

|Определённая система ценностей |неопределённость в условиях |

| |существования одновременно |

| |«старых» и «новых» ценностей. |

|«Каждому по труду» |бесполезность честного труда. |

|Потребности в высоком |возможности государства |

|благосостоянии |удовлетворить такие потребности.|

| |апатия от безрезультатных |

| |политических дебатов как ответ |

| |молодёжи на безразличие |

| |государства к её проблемам. |

|Соответствие слова и дела |социальная незащищённость при |

| |общем курсе на правовое |

| |государство. |

V Почему именно молодежь?

Итак, общая причина образования молодёжных субкультур —

недовольство жизнью, а в социологическом аспекте — кризис общества,

неспособность его ответить базовым потребностям молодёжи в процессе её

социализации. В последнем заключена причина сугубо молодёжного состава

неформальных объединений. Действительно, казалось бы, самые обиженные

жизнью — пенсионеры — не спешат на "тусовки" — там чисто молодёжная

гегемония. А дело в том, что «люди, кому за 50» уже занимают

предоставленную только им прочную нишу в общественной системе, чего никак

нельзя сказать о "новом поколении"; за это «место под солнцем» и

разворачивается настоящая битва.

Молодёжи с обществом, не желающим решать её проблемы и не принимать

её такой, какой она хочет быть.

Возьмём для примера крайний случай. Все без исключения "пиплы"

(члены "Системы") настаивают на своей непринадлежности к обществу, или

иначе -независимости. Это - важная черта "Системного" самосознания.

В.Тернер, говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным

сообществам", то есть возникающим и существующим в промежуточных областях

социальных структур (от лат."лимен"-порог). Здесь собираются "лиминальные"

личности, лица с неопределенным статусом, находящиеся в процессе перехода

или выпавшие из общества.

Откуда же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два

направления. Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном"

состоянии человек оказывается в период перехода с позиции одной на позицию

другой социальной структуры. Потом он, как правило, находит свое постоянное

место, обретает постоянный статус, входит в социум и покидает сферу

контркультуры. Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тернера,

Т.Парсонса, Л.Фойера. И второе: новое поколение ступает в пустоту. Не

молодёжь из имеющейся социальной структуры (как у Парсонса или Тернера), а

сама структура ускользает из-под её ног. Здесь и начинается бурный рост

молодежных сообществ отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт.

И результат пребывания в лоне контркультуры здесь уже другой: не

встраивание в прежнюю структуру, а строительство новой. В ценностной сфере

смена культурной парадигмы: ценности контркультуры "всплывают" и ложатся

в основу организации "большого" общества. А прежние ценности опускаются в

подземный мир контркультур.

На самом деле эти два направления не отвергают друг друга, а

дополняют. Речь идет просто о разных периодах в жизни общества, или его

разных состояниях. В стабильные периоды и в традиционных обществах

(изучавшихся Тернером) выпавшие люди - это действительно те, кто в данный

момент, но временно, находится в процессе перехода. В конце концов они

входят в общество, там устраиваются, обретают статус. В периоды перемен

выпавшими становятся в той или иной мере значительные прослойки. Иногда это

задевает чуть ли не каждого. Не все уходят в хиппи, но многие проходят

через контркультурное состояние (попадают в зону действий контркультуры).

Ни одна система не может охватить все без остатка. Неизбежно что то

из нее выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового, информация

проникающая от чужих и не вписывающаяся в основной миф. Все это оседает в

сфере экстернальной культуры.

Итак, "Система" - пример сообщества, куда стекаются выпавшие из

социальной структуры. Эти люди не имеют определенного положения, прочной

позиции - их статус не определён. Состояние неопределенности играет особую

роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределенности - те социальные

пустоты, где мы можем наблюдать процессы зарождения структур сообществ,

превращение бесструктурного состояния в структурное, т.е. самоорганизации.

На стоящий в заголовке вопрос можно привести ещё несколько

второстепенных причин, в числе которых есть две особенно интересные.

1. Возрастные особенности молодёжи: она эмоциональнее, динамичнее и

непосредственнее в выражении своих чувств. Молодёжь независимее: у

большинства ещё нет семьи, нет профессии, нет того круга многочисленных

обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий зрелый

человек.

2. Молодёжь свободна от тоталитарного страха, заставлявшего каждого

школьника в первом классе становиться октябренком, затем пионером, потом

комсомольцем,... и, в конце концов, фанатичным (иначе в условиях запрета

критики и быть не могло) коммунистом.

Исправить погрешности общества (в частности, массовой культуры и

политики, которые для мыслящей части человечества никогда не были секретом)

«в отдельно взятой группе» были призваны

Неформальные объединения молодежи

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ - это явление массовое. Ради каких только

интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже

убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками

тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того,

какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные

типы объединений. В последнее время в крупных городах страны, ища

возможности реализации своих потребностей, и не всегда находя их в рамках

существующих организаций, молодежь стала объединяться в так называемые

"неформальные" группировки, которые было бы правильнее назвать

"самодеятельными любительскими объединениями молодежи"(. Отношение к ним

неоднозначное. В зависимости от направленности они могут быть как

дополнением организованных коллективов, так и их антиподами. Члены

самодеятельных объединений борются за сохранение окружающей среды от

загрязнения и уничтожения, спасают памятники культуры, безвозмездно

помогают реставрировать их, заботятся об инвалидах и престарелых людях, по

своему борются с коррупцией.

Выделяют следующие основные признаки неформалов.

1) Неформальные коллективы не имеют официального статуса.

2) Слабо выраженная внутренняя структура.

3) Большинство объединений имеет слабо выраженные интересы.

4) Слабые внутренние связи.

5) Очень сложно выделить лидера.

6) Не имеют программы деятельности.

7) Действуют по инициативе небольшой группы со стороны.

8) Представляют альтернативу государственным структурам.

9) Очень тяжело поддаются упорядоченной классификации.

Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с

государственными и общественными институтами, необходимо отметить три

ситуации по их значимости :

1. Сотрудничество.

2. Оппонирование и критика.

3. Оппозиция и борьба.

Выражаясь кратко, "НЕФОРМАЛЫ" - это официально не

зарегистрированная группа людей, которая возникла по чьей-то инициативе или

спонтанно для достижения какой-либо цели людьми с общими интересами и

потребностями.

V Не признанные или непризнающие?

Такой вопрос нередко встает, когда заходит речь о весьма

специфическом типе неформальных объединений — о неофициальных

самодеятельных объединениях, или, как иногда говорят, "неофициалах".

Напомню, что к таким объединениям мы относим стихийно образующиеся компании

(главным образом подростков и молодых людей) на основе общественного

интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражания выбранному

типу поведения ("фанаты", "хиппи", "панки", "рокеры", "металлисты" и т.д.).

Их появление в конце 70-х в начале 80-х годов в какой-то степени напоминает

молодежный бунт против бюрократического механизма, действовавшего в тот

период. Это был своего рода протест части молодежи против формализма в

общественных организациях, неудовлетворительную организацию досуга, однако

это процесс принял искаженные, зачастую социально опасные формы. В качестве

причин "ухода в андеграунд", молодёжь называет:

1) Вызов обществу, протест.

2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание быть как все.

4) Желание утвердится в новой среде.

5) Привлечь к себе внимание.

6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.

7) Копирование западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие цели в жизни.

11) Влияние криминальных структур, хулиганство.

12) Возрастные увлечения.

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы, своего устава

или положения не имеют. Условия членства в них не оговорены, численность

группировок колеблется.

Однако неформалы существуют. Они могут успешно вписываться в

процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором,

выступая с позиций голого критиканства и открытого противостояния

правоохранительным органам и органам власти. Рассмотрим некоторые из них, с

моей точки зрения типичные объединения такого рода.

Асоциальные

- стоят в стороне от социальных проблем, но не представляют угрозу

общества. В основном выполняют рекреационные функции. Примеры: панки

(девиз: "Живем здесь, сейчас и сегодня"), мажоры (это люди, которые

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ