Рефераты

Молодежная субкультура

| | | | | | | | | | | |

| |- |5,5 |38,8|11,4|2,5 |4,5 |3 |0,5 |20,4 |11,9 |

| |2,2 |5,6 | | |3,9 |7,8 |2,8 |0,6 |0,4 |11,8 |

| | | |40 |8,3 | | | | | | |

| |0,5 |5 | | |2,5 |4,4 |3,5 |1,5 |15,8 |- |

| |0,5 |11,8|28,1|14,3|3,2 |8,6 |1,6 |1,1 |- |0,6 |

| | | | | | | | | | | |

| | | |39,6|8 | | | | | | |

1. рабочими 5. работниками в сфере

2. гос. служащими обслуживания

3. служащими в фирме 6. научными работниками

4. предпринимателям 7. не работающими

8. Военнослужащими

Прежде всего следует отметить: практически ни кто из респондентов

не хочет, что-бы его ребенок стал рабочим. Такую же позицию занимают и сами

подростки. Желающие скорей видеть своих детей государственными служащими не

служащами в какой либо фирме среди родителй девятиклассников и в 4 раза

меньше среди родителей учащихся 10-11-х классов. Довольно близки к эти

позициям и жизненные планы самих подростков. Настораживает тот факт, что

около 3% родителей и подростков предпочли бы, чтобы последние вообще не

работали.

Полученные данные свидетельствуют также о том, что резко упал

престиж научной работы. На этот вид деятельности нацелено около 8%

родителей и практически вдвое меньше подростков. Такие ориентации,

несомненно, не могут сказаться негативно на престиже общего среднего

образования и планах на продолжение обучения в средней школе. Кстати, сами

респонденты отмечают: их выбор во многом связан с тем, что положение в

обществе и место жизни, по их мнению, сегодня ни как не связано с уровнем

образования. Эта позиция в опросе получила поддержку и среди родителей, и

среди подростков (средний балл по 4-балльной шкале в поддержку этой позиции

колеблется в пределах 1,98-2,12 балла у подростков и 2,08 - 2,21 балла у их

родителей).

Следует также отметить довольно высокий престиж предпринимательской

деятельности, причем в большей степени это отмечается среди подростков.

Так, если 8 - 8,3% родителей хотели бы видеть своих детей

предпринимателями, то среди подростков на такой вид деятельности нацелено

11,4% девятиклассников и 14,3% их более старших товарищей. Принимая во

внимание, что в средней школе намерены продолжать обучение около 80%

подростков, можно говорить о практическом совпадении позиций разных

возрастных когорт старшеклассников.

Система образования.

V Структура системы образования.

V Кризис образования, (о последствиях закона "Об образовании" для

подростков.)

V Негосударственные образовательные учреждения, их роль. 4.0прос учеников о

положении в школе.

V Исследования факторов влияющих на продолжение обучения девятиклассников.

V Проблемы снижения авторитета образования.

Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью,

оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития.

Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и

многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении

молодежи.

Смена государственнно-политического устройства и социально-

экономического строя создала принципиально новую ситуацию в сфере

образования, которая не способствует укреплению социально-правовых гарантий

каждого молодого человека в получении образования и профессии в

соответствии с его интересами и способностями.

Конституция СССР 1977 г. провозгласила осуществление всеобщего

бесплатного среднего образования молодежи через различные каналы

(одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). В Конституции РФ

1993 г. (ст. 43) сделан шаг назад, поскольку планка обязательного общего

образования понижена и гарантирована бесплатность только основного (9 лет)

образования.

Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко

отличающихся от тех что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко

назад не только в сфере материального производства и уровня жизни основной

части населения, но и по состоянию системы образования.

В середине 60-х страна продвигалась ко всеобщему среднему

образованию. Официально эта цель была провозглашена в 70-е годы, и хотя

полного охвата молодежи разными видами среднего образования достичь не

удалось, к середине 80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85%

молодежи.

Представление о продвижении СССР по пути к всеобщему полному

среднему образованию дает таблица.

Распределение школьников после 8(9) класса, %.

Согласно принятому в 1992 году Закону "Об образовании" обязательным

считается только общее основное образование, которое остается бесплатным. С

государства сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего

образования, которые "возложены на родителей или лиц их заменяющих". И это

в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы

обеспечить полноценное питание и летний отдьк детей, когда при поступлении

в школу признаются здоровыми 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%.

До сих пор образование в России имеет государственно-общественный

характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на

каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов.

Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее

среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и

совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку

и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в

России, параллельно государственной, создается негосударственная система

образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная

дифференциация находит выражение во все более широком распространении

гимназий, колледжей, лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого

класса, другая - с пятого, большинство - после девятого. Обучение в них

отчасти платное, плата колеблется в весьма широком диапазоне.

Государственные школы нового типа, а также частные учебные заведения (их до

1%) как правило, обеспечивают более высокий уровень подготовки, особенно по

профильньш дисциплинам, что существенно повышает возможности учащихся

успешно продолжить образование в вузах и приобрести высокий

профессиональный и социальный статус.

Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется

результатами социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14

до 17 лет среди факторов, вызывающую наибольшую неудовлетворенность

учащихся, выделяются: отсутствие права выбора учебных предметов и

преподавателей (указали 49,8%), отсутствие необходимой материальной базы,

современного оборудования, работа столовой, каждый пятый указал на свою

неудовлетворенность организацией учебного процесса, качества преподавания.

Часть респондентов негативно оценивают характер отношений с

преподавателями (18%). Лишь 10,3% учащихся считают, что учатся в полную

меру своих сил и возможностей. Большинство опрошенных, указало, что свои

способности в учебе реализует не в полной мере. На вопрос "Действует ли в

Вашем учебном заведении принцип "от каждого по способностям" (по отношению

к учащимся)?" только 23% респондентов ответили утвердительно.

Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении

сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество

учащихся и педагогов. 60% участников опроса считают, что взаимопонимания

недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и

грубость со стороны учащихся.

Интенсивное расслоение общества по уровню материального

благосостояния, ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят

свои коррективы, а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся

молодежи. Стремление выпускников средней школы получить высшее образование

снижается с каждым годом, такие настроения проникают и в младшие классы,

что уменьшает интерес к учебе и создает негативное отношение к школе.

Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих

старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного

среднего образования - на поступление в ВУЗ, постепенно станет достоянием

меньшей части выпускников 9-х, а затем 11-х классов. Выбор жизненных

условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов

корректируется, а возможно полностью меняется их социальная ориентация.

Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под

влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у

подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности

при решении вопроса о последующих формах образования либо непосредственном

трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного

среднего образования утратит смысл.

Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути

целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они

завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов),

выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников.

Прежде всего отметим, что у девятиклассников достаточно велика при

определении дальнейших образовательньвс планов роль фактора успеваемости.

Если практически все подростки, обучающиеся на "4" и "5", намереваются

продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном

на "4" таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на "3" и "4" или в

основном на "3" таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в

основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему

обучению в школе.

Столь же велика зависимость от успеваемости и удовлетворенность от

обучения в старших классах: среди троечников до 60% тех, кто полностью или

частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе,

тогда как среди успевающих без троек, таковых практически нет. Аналогичные

закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.

|Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на |

|их выбор |

|Пойдет ли |Факторы |

|ученика 10-й| |

|класс | |

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

|Да | | | | | | | | | | |

|балл |2,38|2,77|1,88|1,64|1,76 |1,59 |2,58|1,22|2,39 |2,04|

|ранг |4 |1 |6 |8 |7 |9 |2 |10 |3 |5' |

|Нет, не | | | | | | | | | | |

|решил | | | | | | | | | | |

|балл |1,80|2,49|1,73|1,40|1,37 |1,13 |2,17|1,33|2,32 |2,28|

|ранг |5 |1 |6 |7 |8 |10 |4 |9 |2 |3 |

1. совет отца 6. рекомендации кл. руководителя

2. совет матери 7. интерес к какому-либо предмету

3. совет родственников 8.консультация по профориентации

4. совет одноклассника 9. собственное увлечение, хобби

5. совет учителя 10. пример или совет знакомых

|Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам учащихся 10-11 классов, |

|на |

|их выбор. |

|Удовлетворенн |Факторы |

|ые учебой в | |

|10- | |

|м классе | |

| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |

|Доволен | | | | | | | | | | |

|балл |2,0|2,4|1,79|1,66|1,61 |1,48 |2,42|2,16|2,45 |1,96|

| |3 |1 | | | | | | | | |

|ранг |5 |3 |7 |8 |9 |10 |2 |4 |1 |6 |

|Не доволен | | | | | | | | | | |

|балл |2,5|2,7|1,89|1,79|1,63 |1,63 |1,65|1,00|1,84 |1,95|

| |8 |4 | | | | | | | | |

|ранг |2 |1 |4 |6 |8-9 |8-9 |7 |10 |5 |3 |

1. совет отца 3. совет родственников

2. совет матери 4. совет одноклассника

5. совет учителя 8.консультация по профориентации

6. рекомендации кл. руководителя 9. собственное увлечение, хобби

7. интерес к какому-либо предмету 10.пример или совет знакомых

Обратившись к основным факторам, повлиявшим на выбор подростков и

удовлетворенность таким выбором (см табл.), можно констатировать достаточно

близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также

родителей, в целом удовлетворенных или не удовлетворенных выбором своих

детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих случаях ведущими факторами,

как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь

матери, и интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби.

Иное положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения

в школе 10 - 11-ти классников. Расхождение позиций школьников

удовлетворенных своим выбором и неудовлетворенных достаточно велико. При

этом ведущими факторами у недовольных выступают советы родителей или

примеры знакомых. У тех же, кто, в первую очередь ориентировался на

собственные увлечения и интересы, удовлетворенность наиболее высока.

Во всех случаях следует отметить малую роль влияния школы на выбор

жизненного пути (советы учителей и рекомендации классного руководителя

занимают 8-10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)

Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников

следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает

четвертое ранговое место.

Надо отметить также, что советы одноклассников относительно выбора

продолжения обучения именно в школе занимают более высокое ранговое место у

тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно своего

выбора.

Таким образом можно сделать вывод, что большинство подростков и их

родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в

десятом классе; родители в большей степени, чем подростки, ориентированы на

продолжение образования в иных формах (техникум, курсы, лицей и т. д.)

-22,1% против 6,8%; среди учащихся 10-11-х классов практически 4^

подростков довольны принятым решением продолжить обучение в

общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3%

подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в

последующие периоды жизни; очень резко упал престиж статуса рабочего:

практически ни кто из подростков и их родителей не ориентированы на

получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, особенно среди

подростков: на этот вид деятельности нацелены лишь 4% подростков и 8% их

родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие фирмы

ориентировано в7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше

родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных

учреждениях. Практически половина респондентов отмечает, что положение в

обществе и место в жизни сегодня никак не связаны с уровнем образования.

Важной частью мировосприятия школьников становится снижение

авторитета знания и науки в целом, поскольку они знают что труд

"интеллигенции" оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это

произошло во многом из-за устойчивого стереотипа невостребованное™ знаний,

низкого престижа интеллектуального и высококвалифицированного труда в

системе экономических отношений.

Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд

служит основным фактором, способствующим обесценению и разрушению мотивов

получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня

Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает

данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников,

имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями

(доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет,

ни кто не знает.

Немаловажную роль в снижении ценности общего среднего образования в

глазах родителей школьников и, особенно, самих подростков сыграли средства

массовой информации и, в частности, молодежная пресса.

Сказались и снижения уровня государственного финансирования системы

образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ,

колледжей, лицеев и т. д.

Особенности молодежной субкультуры.

V Молодежная субкультура, как особая неформальная культура.

V Исследования интересов подростков.

V Преступность подростков.

У современной молодежи отдых и досуг - ведущая форма

жизнедеятельности, она вытеснила труд как важнейшую потребность. От

удовлетворенностью досугом теперь зависит удовлетворенность жизнью в целом.

Здесь надо говорить об особой молодежной субкультуре. Субкультура -часть

общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой

социальной группе. Говоря о молодежной субкультуре, надо отметить, что в

ней отсутствует избирательность в культурном поведении, преобладают

стереотипы и групповой конформизм (соглашательство). Молодежная субкультура

обладает своим языком, особой модой, искусством и стилем поведения. Все

больше она становится неформальной культурой, носителями которой выступают

неформальные подростковые группы.

В конце 1989 года были исследованы неформальные молодежные группы,

называемые "дворовыми тусовками". Они образованы по месту жительства:

70% их участников составили юноши, 30% - девушки.

"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество,

потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым,

протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не

знал, как жить дальше".

Наиболее распространенными способами проведения свободного времени

являются "тусовки", посещение видеосалонов, где подростки предпочитают

смотреть фильмы ужасов, комедии и эротику.

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер - она

полна искусственными заменителями реальных ценностей: продленное

ученичество как псевдо самостоятельность, подражание отношениями взрослых с

системой господства и доминирования сильных личностей, призрачное участие в

приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных

стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности

вместо ее переустройства и совершенствования. Одним из способов бегства от

действительности, а также стремление походить на взрослых является

употребление наркотиков.

В апреле-мае 1994 года в городе Жуковском проводились исследования

школьников 9-11 классов, которые ставили своей целью выяснить чем

интересуется сегодняшняя молодежь. Результаты опроса приведены в таблице:

|Интересы подростков (в самооценках и оценках их родителей),% |

|Контингент |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |11 |12 |

| | | | | | | | | | | | | |

|9-е классы | | | | | | | | | | | | |

|подростки | | | | | | | | | | | | |

|родители | | | | | | | | | | | | |

|10-11-е | | | | | | | | | | | | |

|классы | | | | | | | | | | | | |

|подростки | | | | | | | | | | | | |

|родители | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| |1,6|1,6|2,5|2,6|2,3|1,8|2,4|2,3|2,3|2,0|1,8|1,67|

| |8 |3 |8 | |6 |8 | |3 |1 |9 |7 | |

| |1,4|1,4|2,4|2,6|2,4|1,2|2,4|2,0|1,7|1,9|1,6|1,43|

| |6 |7 |3 |6 |3 |2 |2 |7 |8 |9 |9 | |

| | | | | | | | | | | | | |

| | | | | | | | | | | | | |

| |1,7|1,6|2,5|2,5|2,5|2,2|2,4|1,9|2,1|2,2|2,1|1,68|

| |7 |7 |8 |7 |4 |1 |1 |5 |5 |4 | | |

| |1,6|1,4|2,3|2,5|2,4|1,5|2,3|1,9|1,7|2,0|1,6|1,52|

| |2 |7 |2 |8 |2 |2 |2 |7 |1 |8 |7 | |

1 .Политика 7.Природа

2.Социальные науки 8.Техника

3.Спорт 9.Бизнес

4.Мода 10.Проблемы морали

5.Культура 11 .Проблемы религии

6.Проблемы секса 12.Проблемы педагогики

Из таблицы видно, что резко сменились ценностные ориентации

подростков по сравнению даже с концом восьмидесятых: сегодня ведущими

интересами у подростков стали спорт и мода. Достаточно велико число тех,

кто интересуется проблемами культуры и искусства, правда, как отмечают

многие исследователи, речь в данном случае идет ни столько об искусстве,

сколько об интересе к современной музыке, характерной для массовой

культуры. В оценках таких интересов как доминирующих близки друг другу

подростки и их родители. Высок интерес подростков к проблемам секса. Причем

родители оценивают интересы своих детей к указанной проблеме значительно

ниже самих подростков. Одновременно в качестве негативного факта следует

отметить, что упал интерес к политическим проблемам и социальным наукам, не

в последнюю очередь это связано с деятельностью средств массовой

информации.

Особую тревогу вызывает втягивание в преступный мир молодежи. В

1993 г. 16,1% выявленных преступников - это несовершеннолетние. Ближайший

резерв преступного мира - часть молодежи, которая выбывает из школы.

Общее представление о криминализации молодежи младших возрастов

можно получить из таблицы:

| |Правонарушения и преступность среди несовершеннолетних |

| |в 1993 г. (в тыс. чел.) |

| |Возраст |Имели |Состоят в милиции|Совершили |

| | |привод в милицию | |преступления |

| | | |на учете | |

| |до 13 лет |168,6 |81,6 | |

| | |206,2 |128,1 |66,9 |

| |14-15 |281,5 |166,1 |136,9 |

| |16-17 |656,3 |375,9 |203,8 |

| |ИТОГО | | | |

Из 375,9 тыс., состоящих на учете в милиции, 156,9 тыс. - это

учащиеся общеобразовательных школ, 68,2 тыс. - ПТУ, 66,1 тыс. - работающие;

78,6 тыс. не работают и не учатся.

В "группировки негативной направленности" входят уличные бандиты,

вроде "люберецкой", "солнцевской" и т. д. По данным МВД, в России в 1993

году было 20 тыс. подобных группировок, в них входило 58,2 тыс. человек в

возрасте до 17 лет. Примерно четверть из них (15 тыс.) составляет кагорта

пятнадцатилетних, тех, которых выставили из школ и не приняли в техникумы и

ПТУ. Эти подростки, тот непосредственный резерв и составная часть

уголовного мира.

Рост правонарушений среди школьников связан с негативным сдвигом в

нравственной ориентации. То, что ранее считалось зазорным, сегодня

расценивается как допустимое.

Заключение.

Подводя итоги работы, надо заметить, что идут бурные процессы

изменения в обществе, которые соответственно влияют на социализацию

подростков. Вообще обществу требуются такие его члены, которые способны

жить в этом обществе.

Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической

ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся

в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою

социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций.

Такие же процессы происходят и в школе. Отсутствие финансирования в школе

привело к кризису в системе образования.

В наибольшей степени проблема молодёжи в нашей стране связана с

унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни

и поведению, причём прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в

умах самих граждан. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и

поэтому сегодняшняя молодёжь, принимая от родителей материальную помощь, не

принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве

подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает

современная молодёжная субкультура — «вся из контрастов, из острых углов,

из клубка нравственных и эстетических проблем[10]».

В связи с этим, задачей современного исследования молодёжной

субкультуры должен быть в первую очередь отказ от негативистских

предубеждений и дифференцированный подход к оценке отличных от

общепринятого мировоззрений и деятельности современных формальных и

неформальных молодёжных объединений(.

И в качестве вывода. Если народ имеет то правительство, которое он

заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую

они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам

способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый

непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и

будущего общества(.

Литература.

1. Ковалева А. И. Кризис системы образования.// Социс 3/94

2. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции,

проблемы, перспективы / М. "Наука" 1993.

3. Кравченко А. И. Введение в социологию/М. "Новая школа" 1995.

4. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник/М. 1993.

5. Воронин Г. Л. Конфликты в школе.// Социс 3/94

6. Пономарчук В. А., Толстых А. В. Среднее образование: две

критические точки современной школы.// Социс 12/94

7. Дементьева Н. Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий

старшекласснников.// Социс 6/95

8. Руткевич М. Н. Социальная ориентация выпускников основных

школ.//Социс 10/94

9. Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь М. 1990.

10. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки.

М.1990.

11. Лисовский В.Т. Социология молодёжи. М.1996.

12. 4. Морозов В.В., Скрябов А.П. Противоречивость социализации и

воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-

политический журнал. 1998. №1.

13. Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990.

14. СмелзерН. Социология. М., 1994.

15. Журнал СоцИс (стопка за 1998-99 гг., номера, к сожалению,

утеряны)

-----------------------

# Попробуйте, например, отменить любовь ужесточением санкций...

( За неимением доступных примеров не рассматривались государственные

молодёжные организации.

[1] В.Т. Лисовский. Советское студенчество: социологические очерки.

М.1990. С.44

[2] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1 С.118

[3] Смелзер Н. Социология. М.,1994.

[4] Переработанный перечень. Оригинал см. В.Т. Лисовский. Социология

молодёжи. М.1996. С.340 Эвристика — наука, изучающая творческую

деятельность

( Эвристика — наука, изучающая творческую деятельность

( В современной молодёжной России весьма популярен американский девиз

времён хиппи: "Весь мир — бардак, все люди — гады, а солнце — #?@$&#

фонарь"

( По мнению одного (неизвестного) аналитика, «реклама — один из

мощнейших социальных факторов. [...] Она навязывает концепции, ценности,

цели, представления о том, кто мы и какими должны быть... Она определяет

наши взгляды, которые, в свою очередь, определяют наше поведение».(«Дрейфуя

в море рекламы»//Пробудитесь!,22 авг.

[5] Салтанович И.П. Формирование оптимальной музыкальной

среды—важнейший фактор духовного развития// Молодежь в условиях социально-

экономических реформ / Научн. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1995. С.37-38.

( Убийство на экране "злодея" "героем" чаще всего воспринимается

как должное и не считается за преступление (даже если "наказанных злодеев"

сотни), а иногда даже воспринимается как пример для подражания

( Летом'99 в «жёлтой прессе» сообщалось, что русские порностудии —

самые популярные в Европе.

[6] В.Т. Лисовский. Социология молодёжи. М.1996. С.340

[7] В.Т. Лисовский. Советское студенчество: социологические очерки.

М.1990. С. 102

[8] В.В. Морозов., А.П. Скрябов. Противоречивость социализации и

воспитания молодёжи в условиях реформ. //Социально-политический журнал.

1998. № 1.

( И вот почему: во-первых, все они формируются на принципе

добровольности и являются организационно самостоятельными; во-вторых, в

большинстве своем они заняты каким-то определенным видом деятельности в

расчете на реальную отдачу.

( Заметим что желание пооригинальничать, которым грешат многие юноши и

девушки, имеет свою историю. Многие, похоже, давно забыли, а молодежь 80-х,

наверное, никогда не знало о том, что французский поэт Шарль Бодлер красил

волосы в фиолетовый цвет. Однако это не мешало ему писать прекрасные стихи.

Принципиальный антиэстетизм был взят в начале 20-го века на вооружение

русскими футуристами. У людей старшего поколения претензии

оригинальничающих молодых людей, их потуги на "новизну" вызывают усмешку.

[9] Почти весь текст взят из: Жуховицкий Л.А. Всё, в чём вы нуждаетесь

М.1990.

[10] Сикевич З.В. Молодёжная культура: "за" и "против". Л. 1990. С.

8

( Действительно, в работах многих современных авторов, где

исследуются молодёжные субкультуры, подтекстом проходит строчка из

анекдота: «Посмотри, что там делает Вовочка, и скажи, чтобы он этого больше

не делал».

( Известно, что с выросшими детьми, даже хорошими, лучше

разъезжаться — пусть у себя делают, что хотят, а к нам в гости ходят. Но

поколению с поколением не разъехаться — на всех одна коммуналка, большой

неблагоустроенный мир. В нем живем, в нем и дальше жить. Молодежь и рада бы

своими дискотеками нам не мешать, да куда ж ей деться? И нам некуда.

Значит, и существовать надо по всем разумным коммунальным правилам, не

отравляя друг другу жизнь, не превращая площади, парки, клубы и прочие

места общего пользования в поля бестолковых и бессмысленных сражений...

(Жуховицкий)

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ