Мотивация профессионального выбора на этапе первичного профконсультирования
Мотивация профессионального выбора на этапе первичного профконсультирования
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Р Ф
УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
Допустить к защите
Карпову О. Г.
Мотивация профессионального выбора на
этапе первичного профконсультирования
Курсовая работа
Научный руководитель
к. пс. н. доц. ___________________
Васягина Н. Н.
Студентка
П – 301 з. ____________________
Карпова О. Г.
Екатеринбург
2003
Содержание
Введение
3
1. Профессиональный выбор.
4
1. Фазы жизненного пути человека.
5
2. Классификация профессий.
10
3. Факторы, влияющие на выбор профессии.
13
4. Свойства личности, влияющие на самоопределение в выборе профессии, с
точки зрения психологов различных направлений.
16
2. Законы мотивации.
18
2.1. Понятие мотивации.
18
2.2. Понятие профессиональной мотивации.
20
2.3. Возрастные особенности профессиональной мотивации.
25
2.4. Движущая сила успешного профессионального определения.
25
3. Тестовые методики в профориентационной работе.
27
Заключение.
39
Литература.
40
Введение
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где
продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать
профессию, свой жизненный путь. Каждому гражданину нашей страны
предоставлено право на выбор профессии, род занятий и работы. Однако это
право, как показывает практика, порой очень трудно реализовать – не хватает
знаний о самих профессиях, тех требований, которые они предъявляют к
личности работающего и умений оценить собственные способности, выявить свои
интересы и склонности.
Приобрести эти знания и умения ребенок может на уроках по основам наук,
трудовому обучению, на факультативных занятиях, разнообразных кружках,
самостоятельно работая с книгой. Очень важно знать классификации профессий,
понять на что надо обращать особое внимание при ознакомлении с конкретным
видом труда. Любая профессия и специальность предъявляет определенные
требования к человеку.
Для того чтобы установить, обладают ли ребята теми качествами
необходимыми для успеха в конкретном виде деятельности. Для этого
существует профессиональная диагностика. Она учит ребят анализировать свои
интересы и склонности, особенности внимания, памяти, воображения, мышления
и характера. Вооружив их методами самопознания, они дадут тем самым и
ориентир в выборе будущей профессии.
Может случиться так, что психологические особенности ребят не полностью
могут соответствовать требованиям той профессии, которую хотели бы выбрать.
Ведь многие способности человек, если он захочет, может развивать у себя
сам. В этом ему может помочь профессиональный психолог или профконсультант
службы занятости.
Проработав 18 лет в общеобразовательной школе я поняла, насколько сложно
ребятам определиться в выборе профессии, насколько сложен процесс
самоопределения для ребят, их родителей и педагогов. Для профориентации
молодежи создана международная технология кадрового менеджмента. А самое
ядро этой технологии – стандартизованная методика Американского института
Типоведения, используемая во многих странах мира. Методику эту адаптировали
к условиям российского менталитета и успешно применяют как в
государственных учреждениях, так и в частных корпорациях и фирмах страны.
Профориентационная диагностика опирается на потрясающее открытие в
психологии, которое долгое время было недоступно отечественным практикам –
психологам: между психотипами и профессией существует четкая и определенная
взаимосвязь. Открытие это совершил знаменитый швейцарский психолог Карл
Густав Юнг (1875-1961 гг). Благодаря его работам в практической психологии,
стало возможным системное описание личности – это и называется типология. А
на основе типологии можно сделать научный прогноз развития психотипа, в том
числе и его профессиональной ориентации.
Для того, чтобы не стать безработным после окончания учебного заведения,
необходимо учась в школе подумать о том, как правильно выбрать профессию.
Профессия человека – его жизненный путь, судьба, поэтому стоит потратить
время и силы на основательное её планирование. Верно выбранная профессия
приносит человеку не только знания, опыт, мастерство, но и радость,
сознание своей полезности, счастье. Неудачный выбор профессии делает
человека недовольным, мрачным, раздражительным, часто больным. Для того,
чтобы правильно выбрать себе профессию, необходимо сориентироваться всего в
трех вещах. Во- первых, определить, каковы у ребенка его профессиональные
интересы, склонности и мотивы. ЧТО Я ХОЧУ ? Во- вторых, оценить свои
профессионально важные качества: здоровье, успеваемость по тем или иным
предметам, навыки и способности, которые определяют профессиональные
возможности ребенка. ЧТО Я МОГУ? В-третьих, какие профессии пользуются
спросом на рынке труда сейчас и каков прогноз в будущем, т.е. определить
ЧТО МНЕ НАДО? Если ребенок сумеет совместить ХОЧУ, МОГУ и НАДО, то
профессиональный выбор будет удачным.
Изучая эту тему, для меня обозначились следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме для последующего использования в
работе;
- обработать и применить к школьным условиям;
- изучить тестовые методики, использовать диагностики, для того чтобы
выявить знания, умения и способности, необходимые для осознанного
выбора профессии, а также возможность узнать, где можно получить
профессиональное образование.
Натолкнуть ребят на серьезное размышление о своем месте в жизни, о своей
будущей профессии, о возможности найти правильное решение – в этом
заключается важнейшая задача школы.
I. Профессиональный выбор.
Любая профессиональная карьера строится человеком в человеческом
обществе, которое предстает перед нами в виде бесчисленного количества
различных социальных миров. Каждый из этих миров создается на основе
характера профессиональной занятости людей, географического места
жительства, природного темперамента и особенностей общественного
управления. Сократ сказал: ” Назови цели, к которым ты стремишься, и я
скажу тебе кто ты ” 1
1. Петрушин В.И. Настольная книга карьериста. Питер 2002 с 8
Каждый из нас проходит свой жизненный путь внутри особого социального
мира, и то, что высоко ценится в одном из этих миров, в другом может
считаться совершенно ненужным и бесполезным. Важно знать фазы жизненного
пути человека. Рассмотрим их.
1. 1.Фазы жизненного пути человека.
Как бы ни отличались траектории жизненного пути отдельных людей, живущих
в разных социальных мирах, какую бы карьеру они не делали, какую бы
профессию бы не выбрали, есть нечто общее, что всех объединяет. Большинство
из нас примерно в одно и то же время поступают в школу и заканчивают её;
примерно в одно и то же время женятся и заводят детей, вступают в
профессиональную деятельность и уходят из неё.
Первой идею периодизации жизненного пути в тридцатых годах XX века
предложила австрийская исследовательница Шарлотта Бюлер, разработавшая
концепцию жизненного пути человека. Изучив огромное количество биографий
людей из разных социальных слоев, Ш.Бюлер выявила следующие пять основных
периодов жизненного пути.
Первая фаза – возраст до 16-20 лет. Этот период предшествует личностному
самоопределению и считается подготовительным. Этот период – подготовка к
карьере.
Вторая фаза – возраст от 16-20 лет до 25-30 лет. Это время поиска, проб и
ошибок в выборе профессии, партнера по браку, места жительства и жизненных
перспектив. Этот период – начало карьеры.
Третья фаза – возраст от 25-30 лет до 45-50 лет. Это период зрелости и
творческого расцвета. Карьера развивается наиболее активно.
Четвертая фаза – возраст от 45-50 лет до 67-70 лет. Это – период
постепенного старения человека. Карьера стабилизируется и начинает идти на
спад из-за того что более молодые и энергичные выдвигаются в это время
вперед. Завершается профессиональная деятельность, физические силы
постепенно убывают, а с ними убывает и способность человека к постановке
новых жизненных целей, их у него становится все меньше. Появляется
потребность осмысления прожитого и отсюда – тяга к воспоминаниям и
одиночеству.
Пятая фаза – от 67-70 лет до смерти. В этот период у многих людей
происходит распад семьи из-за смерти партнера по браку; слабеют социальные
связи. Карьеры как таковой уже нет. Есть то, что социологи называют “обряд
понижения”. Человек все отчетливее осознает как сокращается число
отпущенных ему дней, поэтому в нем возрастают тревога и желание покоя. Эту
фазу Ш.Бюлер уже выносит за пределы жизненного пути. Конечно,
“действительность богаче закона”, индивидуальные вариации могут быть
значительными, что , однако, не исключает действия общих законов. Но
хотелось бы отметить, что каждый период жизни по своему прекрасен и
приносит человеку радости, которых нет в другие периоды его жизни. И даже
старость может стать не тихим угасанием с изматывающими болезнями, а
периодом наивысшего наслаждения жизнью, как это утверждают восточные
мудрецы. Это возможно только в том случае, если человек проходя свой путь,
соблюдает определенные жизненные правила, любит себя и свое здоровье,
заботиться о себе.
Современна психология утверждает, что развитие человека не
останавливается на протяжении всей его жизни и имеет определенные
закономерности. Каковы они?
- Необратимость. То, что в развитии однажды уже произошло, что
необратимо и нельзя вернуться полностью к тому, что было.
Невозможно вернуться в утробу матери, раз уж ты родился. Из опилок
не сделаешь снова целого бревна, и разлитое молоко не соберешь в
бутылку. А даже если и соберешь, то его не захочется пить.
- Прогресс и регресс. Прогресс в одном направлении влечет регресс в
другом. Серьезно занявшись изучением какой- либо профессии,
откажись от других интересных дел, в которых, возможно, ты мог бы
достичь успеха. Начал делать карьеру финансиста, откажись от идеи
стать знаменитым писателем. При переходе на новый виток развития
человек не утрачивает старых навыков, они у него остаются в виде
определенного способа действия. В жизни человек проходит возрастные
кризисы.
Способ существования карьеры, который выбирает для себя тот или иной
человек, оказываются далеко не случайным. Он имеет под собой совершенно
определенные психологические основания.
Одна из самых известных концепций жизненного пути человека от его
рождения до смерти, хорошо объясняющая причину зигзагов этого пути,
принадлежит знаменитому американскому психологу Эрику Эриксону. В XX веке
многие считали его вторым психологом в мире после Зигмунда Фрейда.
Э. Эриксон полагал, что в процессе своего развития человек неизбежно
проходит через ряд кризисов, которые при правильном их разрешении формируют
его идентичность, т.е. способность быть самим собой.
Успешность карьеры, понимаемой как профессиональный и личностный рост, во
многом зависит от успешности прохождения каждой их нижеприведенных стадий,
описанных Эриксоном.
Первая стадия. Период от рождения до года. Доверие – недоверие. Чувство
базисного доверия к миру возникает у ребенка в ответ на заботливое и
любящее к нему отношение со стороны матери. Внутреннее доверие к миру
проявляется у него в спокойном сне, легком кормлении, нормальной работе
кишечника. Доверие и любовь к матери впоследствии переносятся на весь
окружающий мир. Если кризис этой стадии решается негативно, то во взрослом
периоде жизни при конфликтах с другими человек закрывается, уходит в себя и
может стать психотиком. В позиции доверия к миру человек думает: “ Этот мир
прекрасен, и я постараюсь сделать его лучше.” В позиции недоверия:” Этот
мир отвратителен, и я, наверное, когда-нибудь убью себя или кого–нибудь
ещё.” Доверие к миру включает в себя не только веру в окружающих взрослых,
но и доверие к самому себе, веру в свои способности, в свое умение
справляться с собственными побуждениями. Неразрешенный кризис этой стадии
приводит к формированию у человека так называемого ”орального характера”,
такого человека отличают пессимизм и инфантильные оральные страхи, вроде
страха “быть оставленным голодным” или просто “ быть оставленным”. Могут
развиться и “оральная жадность”, и “оральный садизм”, проявляющиеся
непреодолимой потребности брать, хватать, добывать что- либо любым путем,
при этом не гнушаясь подчас и антиобщественных форм поведения. С возрастом
такой человек использует эти свои качества для построения успешной карьеры.
Вторая стадия. Период от одного года до трех лет. Уверенность в себе,
стыд и зависимость от других. Этот период развития в психоанализе получил
определение “анальный”. Ребенку нравятся процедуры, связанные с
опорожнением кишечника и мочевого пузыря. Он готов это делать как только
это ему захочется. Но взрослые требуют от него опрятности и контроля за
своими побуждениями и действиями. Если ребенок обретет чувство
самоконтроля, у него сформируются положительная самооценка и чувство
доброжелательности; в результате появляется личностная автономия,
самостоятельность и уверенность в себе. Положительные переживания ребенка
не должны быть поколеблены родителями, когда ребенок захочет проявить
самостоятельность и сделать собственный выбор в достижении чего- либо,
родители должны его поддержать и, если потребуется, прийти на помощь. Если
же ребенок нарушит требования взрослых быть опрятным, то он испытывает
чувство стыда и неуверенности в себе. Если родители слишком много его
критикуют и стыдят, то у малыша формируются не столько правильные навыки
поведения, сколько желание убраться долой с их глаз, чтобы взрослые не
видели и не унижали своими выговорами и упреками. Впоследствии такой тип
отношений переносится на всех авторитетных лиц.
Третья стадия. Период от 3 лет до 6 лет. Инициатива – вина. Этот период
для ребенка наполнен жадным освоением окружающего его мира. Малыш быстро
учится и легко устанавливает контакты, проявляя при этом необходимую
инициативу и настойчивость. У Фрейда – эта стадия развития получила
название фаллической. Ребенок бессознательно стремится занять место рядом с
родителем противоположного пола. Эти глубокие переживания составляют
эмоциональное содержание его так называемого Эдипова комплекса. Они же
пробуждают у ребенка желание скорее стать взрослым. На этом этапе встает
вопрос “построения карьеры”. При этом мальчики делают акцент на развитии
своих физических и умственных способностей, а девочки – напревращении себя
в обольстительных особ. Если в это время родители подавляют инициативу и
активность ребенка, то у него развивается комплекс вины и тревожность.
Неадекватное разрешение кризиса на этой стадии ведет к формированию чувства
вины и социальной пассивности в последующей жизни. Для будущей карьеры это,
разумеется, не очень хорошо. Положительный вклад этой стадии – в развитии
чувства идентичности: высвобождается детская творческая инициатива, растет
убеждение в том, что “я есть то, чем я могу себя вообразить, чем я стану”.
Четвертая стадия. Период от 6 до 11 лет. Трудолюбие – комплекс
неполноценности. На этой стадии у ребенка развивается чувство созидания. Он
испытывает сильнейшую потребность в творчестве, любит помечтать и поиграть
в одиночестве. Он учится, как говорил Э.Эриксон, завоевывать признание
посредством производства разных вещей и предметов. Если процесс творчества
протекает успешно, у ребенка стремительно развивается чувство собственной
значимости. Но нередко осознание своей неумелости и некомпетентности в этом
возрасте порождают чувство неполноценности. Сравнивая себя с
могущественными взрослыми, и в первую очередь с отцом, усиливает такого
рода переживания и вызывает чувство вины. Грамотный и тактичный наставник
может помочь ребенку преодолеть эти затруднения и раскрыть его
положительные способности. При неразрешенном кризисе у ребенка появляется
ощущение безнадежности и собственной неумелости. В результате в будущем он
будет избегать сложных ситуаций и ситуаций соревнования, не сумеет
постоять за себя. Отсутствие смелости и умения рисковать, без чего
невозможна успешная карьера, - вот те негативные черты характера, которые
родители могут привить своему ребенку в этот период. Положительный вклад
этой стадии развития человека – в становлении чувства идентичности, в
появлении ощущения “Я есть то, что я могу научиться делать”.
Пятая стадия. Период от 11 до 20 лет. Личностное самоопределение –
конформизм. Эту стадию Э.Эриксон называет “особым видом существования между
детством и взрослостью’. В эти годы подростки сильно озабочены тем, что их
мнение о себе не совпадает с мнением о них других людей. Бурный физический
рост и половое созревание, необходимость найти свое призвание в жизни
вызывают в психике подростка сильное психоэмоцианальное напряжение.
Подростка очень беспокоит невозможность сразу установить свою
профессиональную и личностную идентичность. Поэтому он так легко сравнивает
себя, те есть идентифицирует, с героями своих групп, клеек и толпы. Если
кризис не преодолевать должным образом, то это ведет к патологии
идентичности: молодой человек стремится отсрочить наступление взрослости,
он испытывает смутную тревогу, чувство изоляции и опустошенности,
неспособности к общению и контактам с лицами противоположного пола. На этой
же стадии молодые люди активно ищут точку приложения своих сил. Поэтому их
интересы разнообразны и очень часто непоследовательны. Сегодня рок-музыка и
филателия, завтра – драмкружок и секция каратэ, послезавтра – химические
опыты и философские диспуты. Но эти метания необходимы для поиска того вида
деятельности, в котором сможет осуществиться будущая профессиональная
деятельность.
Шестая стадия. Период от 20 до 40 лет. Интимность и общительность –
психологическая изоляция. На этой стадии человек активно ищет себе друзей и
будущего партнера по браку. В этом периоде человек начинает “делать
карьеру”, набирается сил для последующего взлета. В отношениях с
противоположным полом сексуальность доминирует, и в начале этого этапа
перекрывает способность к глубокой психологической привязанности и
интимности. Если на предыдущих этапах своего развития человек не научиться
устанавливать с другими людьми прочные дружеские отношения, он уже не
научиться этому никогда. На данном этапе межличностные отношения становятся
стереотипными , а сам он по словам Э. Эриксона, “приходит к глубокому
чувству изоляции”. На этом начальном этапе строительства карьеры самым
главным для человека оказывается подготовка своих будущих тылов, в первую
очередь – обретение семьи и надежных друзей, без которых карьера часто не
имеет смысла. К концу этого периода, где-то на границе между 35-40 годами,
почти каждого поджидает так называемый кризис середины жизни. Это время
подведения первых жизненных итогов, время когда нужно в чем-то отчитываться
перед родителями, учителями, друзьями и в первую очередь перед самим собой.
Самые невеселые переживания посещают человека, если он вдруг осознает, что
он такой же как и все, что он не дошел до вершины и не оправдал возложенных
на него надежд. Появляется сильное желание что-то поменять в жизни.
Статистика показывает, что именно в этом возрасте люди чаще всего меняют
профессию, семью, переезжают жить в другое место. В тяжелых случаях кризис
в этом периоде может кончиться самоубийством.
Седьмая стадия. Период с 40 до 60 лет. Забота о воспитании подрастающего
поколения – погружение в себя и стагнация. Средняя взрослость. Э.Эриксон
считает этот период самым главным в жизни человека. Зрелость связывается с
потребностью а передаче своего индивидуального жизненного опыта
подрастающему поколению. Эта потребность названа Эриксоном генеративностью.
Для ощущения собственной идентичности человек обязательно должен
реализовать свою потребность в заботе о ком-то или чем- то. Если этого нет,
то возникает стагнация в развитии. В этом случае человек начинает
потворствовать сам себе так, как будто он сам для себя является любимым
ребенком. Некоторые молодые родители сильно страдают от того, что развитие
их способности заботиться о детях запаздывает. Поэтому, осуществляя свою
карьеру, необходимо помнить об этом и давать своим детям больше тепла и
внимания, чтобы потом не жалеть об этом. Человеческое общество существует
только в силу того, что люди могут появляться на свет, взрослеть,
накапливать материальные и духовные ценности, затем продолжать свой род и
передают детям свой опыт. Только при условии такой последовательности
человек ощущает подлинность бытия и свою идентичность. Если, завершая
карьеру, человек не может передать свой опыт, он чувствует себя несчастным.
Настоятельная потребность многих бабушек воспитывать и поучать не только
своих внуков, но и взрослых детей проистекает именно по этой генетически
заложенной в человеке потребности.
Восьмая стадия. Период с 60 лет- поздняя взрослость. Удовлетворенность
жизнью – безысходность и отчаяние. В периоде зрелой взрослости продолжается
рост интеграции личности и ощущение её значимости. При удачно
осуществленной карьере человек ощущает свое внутреннее психологическое
единство с тем миром, в котором ему довелось прожить жизнь, с теми
мужчинами и женщинами разных времен и разных народов, которые создавали
культурную среду его обитания. Появляется новая, всепонимающая и
благодарная любовь к родителям, принятие их такими какие они есть, и
восприятие их жизни в целом с позиции личной ответственности. Человек
обретает понимание своей неповторимости и уникальности, которые есть
результат синтеза его собственной жизни с тем историческим отрезком
времени, в котором ему пришлось жить. На этой стадии возникает мудрость,
отличительной стороной которой является спокойствие перед лицом смерти.
Итак, из концепции Э.Эриксона следует, что все то, что мы понимаем под
успешной карьерой, уходит своими корнями в детство и во многом оказывается
обусловлено тем, как протекает наше детство, отношениям к нам родителей в
первые месяцы и годы нашей жизни. Нежная, любящая и преданная мать,
формирующая на бессознательном уровне базовое доверие и любовь к миру,
требовательный отец, развивающий самостоятельность, волю, трудолюбие и
инициативность, закладывают в сознание человека тот стиль поведения,
который он будет реализовывать в течении всей своей последующей жизни.
Осуществляя свою карьеру, каждому человеку надо помнить про опасные участки
на трассе жизненного пути, точки кризисов, которые нужно уметь проходить
грамотно и с полным осознанием той опасности, которая подстерегает
человека, если кризис останется неразрешенным. Трудность проблемы, однако,
заключается в том, что многое в нежном и юном возрасте зависит не столько
от самого человека, сколько от его родителей, которых как известно не
выбирают. В помощь школьникам психологи разработали систему – классификация
профессий.
1. 2. Классификация профессий.
“Недостаток, мешающий людям действовать заключается в том, что они не
чувствуют, на что способны” Боссю2.
“Познай самого себя”, - говорил своим ученикам Сократ. Но многим из нас
удается это сделать вовремя? Известный телеведущий Владимир Познер в одном
интервью заметил:“ Сколько на свете людей, которые так и не нашли себя, не
любят свою работу, ждут не дождутся пенсии. А от этого немалые несчастья,
пьянство, болезни, разводы, жестокости в семье.”
По мере того, как развивалось человеческое общество, в нем происходило
общественное разделение труда. Первое крупное разделение труда связано с
тем, что одни люди или целые племена стали заниматься преимущественно
скотоводством, другие – земледелием. Выделение различных ремесел, на основе
которых возникла в дальнейшем промышленность, знаменует собой второе
крупное разделение труда. Постепенно обмен разнообразными продуктами
становиться более сложным, а объем его увеличился настолько, что произошло
третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену –
торговцы, купцы.
Развитие человеческого общества сопровождалось также отделением
производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства
материальных. В современном обществе существуют десятки тысяч видов труда.
Каждый из них со всей системой его требований к человеку можно назвать
профессией.
Профессия – это необходимая для общества, ограниченная (вследствие
разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека,
дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и
развития. Специальность – вид занятий в рамках одной профессии. Существуют
десятки тысяч профессий и специальностей. Сориентироваться в их огромном
мире, конечно, очень трудно. Помочь в этом может классификация профессий.
Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на
разновидности по каким-то важным признакам.
Умелое использование классификации поможет выбрать из множества профессий
те, с которыми хотели бы познакомиться поближе, и разобраться в современном
производстве: - распределение профессий по первой букве их названия; по
характеру труда: преимущественно физического или преимущественно
умственного.
В настоящее время происходит постепенное стирание различий между ними в
связи с автоматизацией и механизацией производства, широким внедрением
компьютерной техники; - еще одна классификация – распределение профессий по
отраслям народного хозяйства. Можно также разделить все профессии на две
группы по признаку материального производства.
Рабочие профессии можно классифицировать по уровню и характеру требуемой
квалификации. Ни одна из рассматриваемых выше классификаций не может
служить ориентиром в выборе будущей профессии. В самом деле, можно ли
применить к себе ту или иную профессию, не зная требований, которые она
предъявляет к личности работника: его способностям, интересам,
возможностям? Этим целям наилучшим образом отвечает классификация
профессий, построенная не по отраслевым признакам, а по признакам, идущим
от человека.
Исследования, проведенные нашим отечественным психологом Е.А. Климовым,
показали, что человека можно сделать счастливым и подобрать ему профессию
по душе, если руководствоваться некоторыми принципами классификации.
Несмотря на огромное количество существующих профессий, все их можно
разделить на пять больших групп.
Первую группу составляют профессии типа “человек- природа”. В рамках
этих профессий изучается живая и неживая природа. Сюда относят геологов,
метеорологов, океанологов, биологов, зоологов, ветеринаров, садоводов и
агрономов. Знание законов природы позволяет в этих профессиях находить с
природой тот общий язык, который обеспечивает наилучшее взаимодействие с
ней человека.
Вторую группу составляют профессии типа “человек – техника”. Это
механики, электрики, швеи, водители транспортных средств, инженеры-физики,
архитекторы, строители и др.
Третью группу составляют профессии типа “человек – знак”. Люди этих
профессий имеют дело с разного рода знаками и системами их обработки.
Основные знаки, несущие в себе культуру человечества – это буква, цифра и
нота. Соответственно, речь идет о профессиях филологов, историков,
математиков и программистов, музыкантов и композиторов, экономистов.
Четвертую группу составляют профессии типа “человек - художественный
образ”. Здесь мы видим деятелей искусства – артистов, художников,
дизайнеров и ювелиров.
Пятую группу составляют профессии типа “человек – человек”. Этот тип
объединяет разнообразные педагогические профессии: воспитателей детских
садов, учителей и вожатых, спортивных тренеров, работников медицины, врачей
и мед. сестер, юридических профессий – следователей и прокуроров, адвокатов
и.т.д. Он связан с управлением, руководством людьми или коллективом.
При анализе любой профессии надо выделить четыре основных её признака:
предмет труда, цель труда, орудие труда, условия труда. Приведенная далее
таблица поможет проанализировать профессии и специальности.
Таблица 1
| |Виды и характер труда |
|Классификационный | |
|признак | |
|Предмет труда |Т |П |Ч |Челов|Х |
|(типы профессий) |Человек- техника |Человек - природа |Человек|ек- |Человек-|
| | | |- |Знако|художест|
| | | |человек|в |венный |
| | | | |Челов|образ |
| | | | |ек- | |
| | | | |Знако| |
| | | | |вая | |
| | | | |систе| |
| | | | |ма | |
|Цель труда |Г |ПР |И |
|(классы профессий)|(гностические |(преобразующие) |(изыскательские |
| |профессии | |профессии) |
| |и специальности) | | |
| |распознать |-преобразовать | |
| |различить |обработать |изобрести |
| |определить |упорядочить |придумать |
| |оценить |организовать |найти новый способ |
| |разобраться |оказать влияние |решения |
| |проверить |обслужить | |
|Орудие труда |Р |М |А |Ф |
|(отделы профессий)|Разные |Механизированные |Автоматизиров|Использова|
| |(непосредственное |(управление |анные |ние |
| | |машинами, |ра |функц |
| |выполнение |механизмами) |управления |фуиональны|
| |функций) | |станками |х |
| | | |станками, |льных |
| | | |устройствами)|средств |
| | | | |ганизма |
| | | | |организма |
|Условия труда | |Н |Б |О |
|(группа профессий_|М |Необычные условия |Условия |Работа на |
| |Условия с |труда |бытового | |
| |повышенным | |типа |открытом |
| |уровнем моральной | | |воздухе |
| | | | | |
| |ответственности | | | |
Освоив эту систему и научившись применять её, вы сможете осознанно и
правильно подойти к составлению формулы собственной профессии.
1. 3. Факторы, влияющие на выбор профессии.
Каждая из перечисленных выше профессиональных сфер – это свой особый мир,
со своими ценностями, требованиями и условностями. Для начала надо
постараться выяснить свои психологические особенности, в частности те,
которые связаны с природным темпераментом, раскрывающим динамические черты
нашего поведения. В дифференциальной психологии для этих задач используется
большое количество разнообразных тестов. Самый популярный их них тест
Айзенка, который составлен на основе двух показателей: интраверсии -
экстраверсии и нейротизма – стабильности. Если темперамент отражает
природные особенности человека, то характер говорит о социальном качестве
человека. Он формируется в обучении, в воспитании, в труде. Типичный
характер развивается на основе типического темперамента, но содержание
характера шире содержания темперамента. Как считает известный немецкий
психиатр Карл Леонгард:” Свойствами характера определяются направленность
интересов человека и глубина его эмоциональных реакций, а от темперамента
зависят темп и глубина эмоциональных реакций.” В переводе с латинского
характер означает “отпечаток”: отпечаток того, что накладывает на нас
социальное окружение – семья, учителя, друзья, условия жизни. Чтобы понять
характер человека, достаточно посмотреть на его четыре важнейших типа
отношений:
Страницы: 1, 2, 3
|