Мотивация профессионального выбора на этапе первичного профконсультирования
- к самому себе;
- к другому человеку;
- к труду;
- к материальной собственности.
Эти отношения пытаются выявить кадровики, или как их сегодня называют HR-
менеджеры, во время собеседования при приеме на работу. Из наиболее
существенных сторон характера, влияющих на профессиональное определение,
является воля. В психологии воли различают первичные, вторичные и третичные
качества. Основными, первичными волевыми качествами личности считается
целеустремленность, настойчивость, выдержка, энергичность. Они необходимы
абсолютно для любой профессии. Ко вторичным волевым качествам относятся
те, которые необходимы для деятельности в экстремальных условиях. Это –
решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Третичными
волевыми качествами считаются ответственность, дисциплинированность,
принципиальность, обязательность, инициативность. Эти качества больше всего
ценят при работе в команде.
В зависимости от того, в какой сфере деятельности вы собираетесь
работать, надо подумать о соответствии ваших волевых качеств избираемой
профессии.
В ХХ веке появились и другие классификации темперамента и характера, в
частности, классификации немецкого психолога Кречмера и американского –
Шелдона. В них отличия людей друг от друга основываются на особенностях
строения тела, из которого выводятся характерные психологические черты того
или иного человека. Нарисуйте или представьте себе трех разных по сложению
людей – одного малорослого, с короткой шеей, короткими руками и большим
животом, другого – рослого, с хорошо развитой мускулатурой и крепкими
костями, а третьего – высокого, с плоской грудью, большой головой и тонкой
кожей. Какую профессию изберут эти схематически изображенные люди? Человек
с первого рисунка будет снабженцем или поваром, завскладом или чиновником в
теплом местечке. Второго будут считать либо директором завода, либо
военачальником, либо путешественником и спортсменом. Третьего видят
инженером, конструктором, ученым или поэтом.
В классификации Шелдона первый тип людей относят к висциротоникам, второй
– к саматотоникам, третьих – к церебротоникам. И каждый тип будет иметь
различные подходы к своей карьере.
Среди других важных факторов в выборе профессии специалисты называют
локус контроля, эмоциональную стабильность, карьерный инсайт. Локус
контроля, который разделяют на внутренний (интернальный) и внешний
(экстернальный), характеризует результаты причисления профессиональной
успешности, либо за счет собственных усилий, либо за счет других людей и
разного рода счастливых случаев. Внутренний локус контроля характерен для
людей (интерналов) с высоким показателем поисковой активности в ситуации
неопределенности, что является одним из ведущих условий достижения
жизненного успеха на любом поприще. Интерналы стремятся объяснить удачу,
опираясь на анализ собственных внутренних ресурсов и собственной
деятельности. Это сопровождается ожиданием непременного успеха даже в очень
трудной ситуации, и в конце концов успех, как правило, приходит. Интерналы
отличаются большой ответственностью в работе, имеют четкие, конкретные
цели своей профессиональной деятельности и последовательно идут к их
достижению. В результате их жизнь всегда имеет большой не только
профессиональный, но и общественный смысл.
Внешний локус контроля характерен для людей (экстерналов), склонных
приписывать свои достижения внешним событиям и обстоятельствам жизни,
продуктивность их работы повышается при внешнем контроле и падает при его
отсутствии. Эмоциональная стабильность – это способность человека
реагировать на различные стимулы. Внутреннее спокойствие в трудных
ситуациях помогает находить оптимальное решение. Человек уравновешенный
хорошо приспосабливается к изменяющимся условиям окружающего мира.
Эмоциональная стабильность безусловно влияет на успешность карьеры.
Эмоциональная нестабильность присуща людям, поведение которых психологи
называют “негативный карьерный сценарий”. В этом случае возникающие
препятствия и трудности в достижении цели воспринимаются как непреодолимые.
Эмоциональная нестабильность может быть вызвана невротическими
райстройствами, дефектами характера, а также на фоне информационных
перегрузок. В любом случае преодоление эмоциональной нестабильности – одно
из важных условий достижения успеха в профессиональной деятельности. Это
достигается путем выполнения программ здоровья, разрешения внутриличностных
конфликтов, выработки индивидуального стиля деятельности, освоения навыков
саморегуляции.
Карьерный инсайт – это знание человеком своих сильных и слабых сторон и
умение при осуществлении карьеры усиливать свои сильные стороны и
нейтрализовать слабые. Если есть четкие цели и планы их реализации, это
сделает профессиональный рост более ровным и предсказуемым. Люди со слабым
карьерным инсайтом хуже знают свои личностные особенности, больше зависят
от мнения других, особенно авторитетных лиц; они имеют размытые
профессиональные цели, заниженный уровень карьерных ожиданий и, как
следствие меньшего достигают в жизни.
1. 4. Свойства личности, влияющие на самоопределение в выборе профессии с
точки зрения психологов различных направлений.
Рассмотрим влияние характера на профессиональное
самоопределение в различных психологических направлениях. Психоанализ
характера и профессия. Среди многих теоретических построений, выдвинутых
Фрейдом, большое признание получила так называемая концепция
психологических стадий развития личности. Четыре основные стадии –
оральная, анальная, фаллическая и генитальная охватывают время от начала
рождения до наступления полового созревания. Эти стадии указывают на
локанизацию либидо в определенном участке тела. Понятие либидо объясняется
Фрейдом достаточно широко. Это все то, что может доставлять малышу
удовольствие – и кормление, и опорожнение кишечника, и детская игра с
гениталиями. Застревание на какой- либо стадии или прекращение дальнейшего
развития впоследствии серьезно влияют на характер человека и соответственно
– на способ осуществления своего профессионального определения. Эти идеи
Фрейда со временем были блестяще развиты американским психологом Фроммом,
выдвинувшим концепцию характера.
Фромм разделил все разновидности характеров на один продуктивный и четыре
непродуктивных типа: рецептивный, эксплуататорский, накопительский и
рыночный. Люди с каждым из этох типов характеров имеют собственное
представление об удачной карьере, но все они, кроме представления людей с
продуктивным типом характера, являются ложными и не могут сделать человека
по настоящему счастливым. Лишь обладателям продуктивноготипа характера
повезло.
Человек с продуктивным характером творчески реализует себя в любом деле,
совершенствуя при этом самого себя, свои способности и мир вокруг себя.
Человек с рецетивным (потребительским) характером останавливается на
оральной стадии развития. Своим успехом в жизни он будет считать достижение
хорошего к нему расположения со стороны людей, которые обеспечивают ему
беспрепятственный доступ к материальным благам. Их отличает пассивность и
зависимость от других людей, неспособность сказать “нет” в отношении тех
действий, которые ему не нравятся, но навязываются. Удачная карьера для
такого типа – получить хорошую должность при хорошей кормушке, ни за что
при этом не отвечая.
Человек с эксплуататорским типом характера застревает на стадии перехода
от оральной стадии к анальной. Своим успехом и соответственно счастьем он
будет считать ситуацию, в которой получает какой- то вид блага, отнимая его
у других обманом или силой. В области интеллектуальной деятельности такие
люди будут предпочитать не продуцировать собственные идеи, а красть их у
других. Это может быть сделано или в форме грубого плагиата или в виде
тонкого варьирования чужих идей. Формм объясняет недостаток собственных
оригинальных идей у одаренных людей скорее психологической ориентацией их
характера, чем врожденным недостатком оригинальности. Удачная карьера для
людей с эксплуататорским типом характера – бесконечно проворачавать сделки,
пользуясь несовершенством законодательства, а также наивностью и
доверчивостью других людей.
Человек с накопительским типом характера связывает удачную карьеру,
жизненный успех и счастье с накоплением и сохранением накопленного. Его
высшие ценности – порядок и безопасность. Главной отличительной чертой
этого характера является скупость, которая одинаково распространяется как
на деньги, так и на чувства и на мысли. Скупость определяет приверженность
людей с таким характером к порядку, педантизму и пунктуальности. Такой
характер формируется в результате их психологической задержки на стадии
анального развития и жесткого поведения родителей в стремлении приучить
маленького ребенка к чистоплотности. Человек с накопительским типом чаще
произносит слово “нет”, которое есть проявление автоматической защитной
реакции на враждебность окружающего мира.
Удачная карьера для людей накопительского типа - попадание на
директорское место в государственной или лучше частной коммерческой фирме,
которое дает возможность управлять другими людьми, обладать и распоряжаться
материальными и финансовыми средствами. Такие люди агрессивны по отношению
к тем, кто покушается на их добро или их решения.
Человек с рыночным типом характера относится к себе как к товару, который
он для своего успеха и счастья должен суметь как можно более выгодно
продать на рынке. Самоуважение такого человека оказывается зависящим не
столько от его знаний и умений, сколько от того, насколько удачно он сможет
продать себя на рынке общественных услуг. Поскольку конъюнктура на рынке
постоянно меняется, то его самоуважение оказывается связанным с условиями,
которые человек не может контролировать. Человек, определяющий свою
ценность рыночным успехом, рискует тем, что его чувство собственного
достоинства будет постоянно попираться. При этом будет страдать и
самоидентификация человека, необходимая для нормального психологического
самочувствия. При рыночной ориентации характера не развиваются многие
ценные качества, потенциально присущие человеку. У такого человека
заблокированы его внутренние духовные силы, внутренне он как бы всегда пуст
и готов заполниться всем чем угодно в зависимости от требований рынка.
Между тем Формм отмечает, что у зрелого человека реально наблюдается
сочетание разных ориентаций. Могут смешиваться как непродуктивные, так и
продуктивные типы. Каждый человек, чтобы жить, должен что-то получать от
других, что-то брать у них, хранить и менять. Только если способ
приобретения вещей и отношения к другим начинают приобретать непродуктивный
уклон, можно говорить о деформации характера.
Гуманистическая этика и психология, начиная от Аристотеля и Спинозы и
кончая Маслоу, Роджерсом и Фроммом, учит нас тому, что истинный успех и
счастье человека приходят к нему не тогда, когда он становится материально
богатым и независимым, но тогда, когда он реализует свои духовные силы и
действует в соответствии со своими природными возможностями и склонностями.
Аристотель говорил, что благо любого человека заключается в той
деятельности, которая отличает его от других людей и делает его тем, что он
есть. Спиноза видел счастье человека в понимании им в самого себя и
стремлении осущетсвлять свои возможности. Добродетель, утверждал он, есть
использование человеком своих сил, в то время как порок – это неумение
использовать свои силы. Следовательно выбирать надо профессию по душе,
пусть деньги не будут доминирующим фактором в этом вопросе.
II.Законы мотивации
2. 1.Понятие мотивация
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:
побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает мотивацию и
направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается
от начала и до конца в конкретной ситуации. Рассмотренные психические
процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение,
внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции – всё это
обеспечивает в основном регуляцию поведения. Что же касается его
стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации.
Эти понятия включают в себя представления о потребностях, интересах, целях,
намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних
факторах, которые заставляют его вести себя определённым образом, об
управлении деятельностью в процессе её осуществления и о многом другом.
Термин «мотивация» представляет широкое понятие, чем термин «мотив». Слово
«мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как
обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в
частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое
другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает
поведенческую активность на определённом уровне. Мотивацию, таким образом,
можно определить как совокупность причин психологического характера,
объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания
поведения. Это – поиск ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для
какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин
устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации
содержащих его поступков. Любая форма поведения может быть объяснена как
внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного
и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта
поведения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности.
В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях,
желаниях, интересах и т. п., а во втором о стимулах.
Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека
определяют его поведение, называют личностными диспозициями.
Соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как
аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.
Диспозиционная и ситуационная мотивация не являются независимыми.
Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определённой ситуации и,
напротив, активация определённых диспозиций (мотивов, потребностей)
приводит к изменению ситуации, точнее, её восприятия субъектом. Его
внимание в таком случае становится избирательным, а сам субъект предвзято
воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и
потребностей. Практически любое действие человека следует поэтому
рассматривать как двоякодетерминированное: диспозиционно и ситуационно.
Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как
реакцию на определённые внутренние или внешние стимулы, а как результат
непрерывного взаимодействия его диспозиций и ситуаций. Это предполагает
рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного
воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно
влияют друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое
поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного
выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.
Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и
устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение
определённой цели.
Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие
потребности. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение,
направленное на поиск того, что требуется. Основные характеристики
человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ
удовлетворения. Весьма существенной характеристикой, особенно когда речь
идёт о личности, является предметное содержание потребности, т. е.
совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью
которых данная потребность может быть удовлетворена. Второе после
потребности по своему мотивационному значению понятие – цель. Целью
называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный
момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей
актуализированную потребность. Мотивационные образования: диспозиции
(мотивы), потребности и цели являются основными составляющими мотивационной
сферы человека.
Мотивационная сфера человека с точки зрения её развитости можно оценивать
по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под
широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие
мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей и целей,
представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных
мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его
мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс
мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная
сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего
характера (более высокого уровня) может быть использовано больше
разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.
Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней
организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.
Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого
поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения.
Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного
характера, которое как правило, напрямую не связано с какой-либо одной,
актуальной в данный момент времени потребностью. Высший уровень развития
такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и
художественно-творческие изыскания. Задача как частный ситуационно-
мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия,
направленного на достижение определённой цели, организм наталкивается на
препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Желание
и намерение – это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг
друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся
условиям выполнения действие.
Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной.
Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека,
им осознаются, другие нет.
2. 2. Понятие профессиональной мотивации
Любая профессиональная деятельность предстаёт перед учеником в форме
нормативно-одобрённого способа деятельности. В процессе освоения профессии
человек «распредмечивает» нормативный способ, превращая его в
индивидуальный способ деятельности. Внутренней, интимной стороной овладения
профессией является формирование психологической системы деятельности на
основе индивидуальных качеств субъекта деятельности путём их реорганизации,
переструктурирования исходя из мотивов деятельности, целей и условий.
Потребности человека, его интересы, мировоззрение, убеждения и установки,
жизненный опыт, особенности отдельных психических функций,
нейродинамических качеств, свойств личности являются исходной базой для
формирования психологической системы деятельности.
Анализ теоретических работ и эмпирический анализ различных видов
деятельности позволяют представить следующие основные функциональные блоки:
- мотивов деятельности;
- целей деятельности;
- программы деятельности;
- информационной основы деятельности;
- принятия решений;
- подсистемы деятельностно важных качеств.
Перечисленные функциональные блоки выделены в качестве составляющих
психологической системы деятельности по той причине, что отражаемые в них
структуры являются основными компонентами реальной деятельности.
Общая архитектура функциональной психологической системы деятельности
представлена на рис. 1. 1.
[pic]
Рис. 1. 1. Общая архитектура психологической системы деятельности
Продуктивность предложенной модели подтверждается проведёнными
исследованиями профессиональной деятельности операторов, станочников,
наладчиков, водителей и т. д. Модель позволяет выявить общие компоненты и
связи в многообразных частных формах профессиональной деятельности. Попытки
её применения к изучению учебной деятельности также оказались успешными.
Направления исследования
Принципиальным этапом освоения деятельности является её принятие
учеником. Решение об этом определяется тем, насколько представление
человека о профессии соответствует его потребностям. Человек, выбирая
профессию, как бы «проецирует» свою мотивационную структуру на структуру
факторов, связанных с профессиональной деятельностью, через которые
возможно удовлетворение потребностей. Чем «богаче» потребности человека,
тем более высокие требования он предъявляет к деятельности, но одновременно
он может получить и большее удовлетворение от труда. Только человек с
широкими жизненными интересами, с «богатыми» потребностями способен на
вдохновенный, творческий труд и высокую общественную активность.
Анализ научных исследований по проблемам мотивации позволил нам выделить
три основные шкалы классификации мотивов: - неосознанности, врождённости –
приобретённости, качественной характеристики.
Проблема бессознательного и сознательного в мотивации
По словам С. Л. Рубинштейна,
Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяется
отчётливо и ясно – это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления,
намерения, желания и т. п. – всё то, что составляет внутреннее содержание
нашей жизни и что в качестве «переживания как будто непосредственно нам
дано».
Вместе с тем при всём огромном значении сознания оно является только
частью психического, причём частью, не всегда ведущей и определяющей
поведение человека. Психика возникла как регулятор отношений организма и
среды.
Важно подчеркнуть, что процесс осознания явлений психики связан с
осознанием их предметности, а также того факта, что психические явления
могут протекать и протекают вне контроля сознания. Это можно
продемонстрировать на процессах восприятия, памяти, мышления, построения
движений.
Существенным для любой психоаналитической концепции является динамическое
понимание поведения человека. «Это означает, что исполненные энергией силы
мотивируют поведение и его можно понять и предсказать лишь тогда, когда
поняты эти силы».
Проблема врождённого и приобретённого в мотивации
Базовый, первичный характер отмеченных мотиваций приводит к тому, что их
действие часто не осознаётся, но они вносят свою долю в тот котёл
бессознательно бушующих страстей, который определяет динамические тенденции
поведения человека, в том числе и деятельностного.
Качественная характеристика мотивов. В качественном отношении мы выделяем
три категории потребностей: материальные, духовные и социальные. Духовные
потребности подразделяются на познавательные и эстетические. По выражению
Л. И. Божович, намерения питаются за счёт побудительной силы потребностей,
их вызвавших. Намерения являются результатом опосредования этих
потребностей сознанием. Таким образом, потребности начинают действовать
через сознательно поставленные цели, принятые решения и намерения. Но с
другой стороны эти потребности в ряде случаев превращаются в личностно-
значимые и начинают сами выступать в роли потребностей личности. В первом
случае побуждения долженствования выступают как стимулы, во втором – как
мотивы.
Мотивация и этика. Вопрос о мотивации выбора профессии, её принятия и
реализации будет рассмотрен односторонне, если мы не затронем проблему
этики и этических норм. Деятельность будет добродетельна в отношении
субъекта деятельности, если она позволит раскрыться его возможностям,
проявиться его индивидуальности, позволит трудиться продуктивно, проявить
свободу творчества. Деятельность будет добродетельной по отношению к
другим, если она позволит реализовать те же этические принципы, что и по
отношению к самому себе. Отмеченная связь мотивации, этических принципов и
способов деятельности особенно наглядно проявляется в деятельности учителя,
в учебной деятельности.
Оценивая связанные с профессиональной деятельностью факторы, способные
удовлетворить потребности, с учётом своих способностей, а также условий
деятельности (рис. 1. 3), человек приходит к решению принять или не принять
профессию, а если принять, то в какой мере и в каком аспекте. Принятие
профессии порождает желание выполнить её определённым образом, порождает
определённую детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом
формирования психологической системы деятельности.
Рис. 1. 3. Схема мотивации деятельности
В заключение отметим, что, согласно представлениям П. К. Анохина, именно
взаимодействие мотивационных, сенсорных и подкрепляющих возбуждений лежит в
основе образования условных рефлексов в головном мозге, следовательно, они
определяют и нейрофизиологические механизмы научения. При этом мотивации
являются «мощной энергетической основой, совершенно необходимой для
образования условных рефлексов и сложных навыков».
2. 3. Особенности профессиональной мотивации
Ещё один фактор – мотивационный возраст. Психологи утверждают, что самой
сильной мотивацией обладают молодые люди в возрасте 20-35 лет. Возраст 35 –
первый пик карьеры. После мотивация начинает снижаться. Во многих случаях,
если работа не приносит морального удовлетворения, человек её меняет.
Снижение мотивации часто происходит, если человек слишком долго работает на
одном месте. Считается полноценным каждые 4-5 лет менять место своей
работы. Другой важный фактор сохранения мотивации – постоянное обучение.
Информация, полученная в ходе учения, заставляет человека двигаться к новым
вершинам. Но, самым важным фактором в поддержании мотивации на высоком
уровне является постоянный самоанализ своих собственных психических и
физических ресурсов и своего нынешнего положения на карьерной лестнице.
2. 4. Движущая сила успешного профессионального определения
Движущая сила успешной карьеры всегда – либо желание компенсировать свои
слабости и преодолеть комплекс неполноценности, либо естественное
стремление к самовыражению. Существует ряд других факторов, побуждающих
человека двигаться по жизни вперёд. Самая знаменитая – теория Маслоу –
утверждает, что человеком движут пять основных потребностей:
физиологические, в безопасности, в личном статусе, социальном и, наконец,
потребность в самовыражении. Потребности более высокого уровня – в
социальном статусе и в самовыражении – подчиняют в себе потребности уровня
более низкого – физиологические и безопасности. Согласно концепции
Херцберга, на отношение к работе влияют два фактора – гигиенический и
собственно мотивационный. Гигиенический фактор связан с общими условиями
труда, с системой оплаты и вознаграждений. Мотивационный – с возможностью
проявить себя, выразиться в собственном творчестве и в принятии решений.
Если этого нет, то работа не принесёт полного удовлетворения, без чего
человек не может достичь в ней хорошего результата.
В теории Д. Мак – Клелланда людьми движут потребности во власти, успехе и
сопричастности. Ориентированные на власть руководители желают командовать и
распоряжаться, подчинять себе других людей. Ориентированные на власть, как
правило, обладают хорошими организаторскими способностями. Но важно видеть
вектор власти – направляет ли её руководитель на собственное благо или на
благо фирмы и общества в целом. Неуёмное стремление к власти нередко
отталкивает прежних соратников от чрезмерных властолюбцев. Нередко свои
победы им приходиться праздновать в одиночку или в окружении подхалимов.
Люди, ориентированные на успех, в противоположность этим властолюбцам,
предпочитают профессиональные стимулы. В работе для них очень важно
почувствовать вызов своим силам. Предпочитают работать в одиночку, когда их
достижения хорошо видны. Хорошая карьера для них – возможность заниматься
любимым делом.
Ориентированные на сопричастность больше всего ценят не саму работу, а
дружеское общение и наличие друзей. Соответственно хорошая карьера для них
– попадание в дружный и дающий хорошую психологическую защиту коллектив.
Для нормального функционирования организации нужен тот, кто умеет
организовывать и объединять людей общими целями. Нужны те, кто умеет хорошо
выполнять требуемую работу. Нужны те, которые могут скреплять коллектив
положительными эмоциями.
Согласно теории справедливости Адамса, человек считает свою карьеру
хорошей, если он видит, что с ним поступают по справедливости, то есть
результаты его труда оплачиваются также, как и результаты его коллеги.
В процессуальной теории мотивации Аткинсона индивиды делятся на два типа
– одни стремятся к успеху, другие стремятся избежать неудачи. Второй тип
индивида живёт со своими установками, в ладу со своей психологией, но
большой профессиональный успех к людям с такими установками обычно никогда
не приходит.
В мотивационной теории ожидания Врума – Портера строит свою карьеру и
переход с одной ступени на другую исходя из учётов своих ресурсов,
привлекательности вознаграждения, соответствия усилий результатам.
Главное – соответствие жизни вашим ожиданиям. Хочется отметить несколько
факторов, которые стимулируют людей к карьерному продвижению. Один из
важнейших показателей успеха в бизнесе – деньги. Однако у самых успешных
предпринимателей мотив получения наивысшей прибыли отсутствует.
Знаменитый бизнесмен Хаммер признаётся в своей книге «Мой век –
двадцатый»:»Для меня бизнес – это не просто средство обогащения: накопление
богатства никогда не было для меня самоцелью. Бизнес доставляет мне
удовольствие потому, что он постоянно стимулирует, требует ежедневной
концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного
количества разнообразных проблем, начиная с мельчайших деталей и кончая
принципиальными решениями».
Для того, чтобы установить какими качествами необходимо обладать для успеха
в конкретном виде деятельности, надо уметь анализировать свои интересы и
склонности, особенности внимания, памяти, воображения, мышления и
характера. Это помогает вооружить индивида методами самопознания, они дадут
тем самым ориентир в выборе будущей профессии.
III. Тестовые методики в профориентационной работе.
“Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само
Вас отыщет”, писал К.Д. Ушинский.
Верно выбранная профессия приносит человеку не только знания, опыт,
мастерство, но и радость, сознание своей полезности, счастье.
Проблема методов профессиональной диагностики – это часть более общей
проблемы, которая связана с вопросами профконсультации. Роль профдиагноста
– помочь человеку не ошибиться в оценке своих способностей; право выбора,
при любом заключении специалиста, всегда остается за личностью.Главную роль
профконсультации как формы работы мы обосновываем тремя положениями,
которые зашифрованы мнемотехнической аббревиатурой РАСТИМ.
1) РА- развитие. В этом положении заключены два момента. Во-первых,
современная психодиагностика интеллекта не располагает методиками,
позволяющими исследовать задатки. Во-вторых, в соответсвии с принципом
развития психики достигнутый уровень будет меняться. Прогноз этого
изменения возможен не просто вероятный, но вообще очень
приблизительный.
2) СТИ – стиль. Здесь стоит обратиться к достаточно известным работам об
индивидуальном стиле деятельности Е.А. Климова, В.В.Белоуса и др. В
рамках данного научного направления показано, что не смотря на
различия в индивидуально-типических особенностях, работники могут
достигать одинакового уровня продуктивности в профессиональной
деятельности за счет формирования индивидуального стиля формирования
индивидуального стиля деятельности.
3) М – мотивация. Данный фактор нам представляется наиболее важным.
Влияние мотивации на продуктивность деятельности всегда считалось
чрезвычайно существенным. В ряде исследований по психологии
индивидуальной деятельности, в том числе и в наших собственных, было
показано, что успешность деятельности определяется не только силой
мотивации (классический закон Йеркса-Додсона), но и структурой
мотивов. Более того, в экспериментальных исследованиях В.А. Якунина,
Н.И. Мешкова и др. установлено, что положительная профессиональная
мотивация не компенсируется никаким высоким уровнем специальных
способностей.
Обратного же явления не происходит: отрицательная профессиональная
мотивация не компенсируется никаким высоким уровнем специальных
способностей. Подчеркивая большое значение фактора мотивации, мы должны
понимать, что современные возможности психодиагностики профессиональной
мотивации ограничены. Необходима разработка более надежных тестовых
опросников, а ещё желательнее проективных методик. Профессиональная
диагностика опирается на потрясающее открытие в психологии, которое долгое
время было недоступно отечественным практикам – психологам: между
психотипом и профессией существует четкая и определенная взаимосвязь.
Открытие это совершил знаменитый швейцарский психолог Карл Густав Юнг
(1875-1961 гг). Благодаря его работам в практической психологии, стало
возможным системное описание личности – это называется типология. А на
основе типологии можно сделать научный прогноз развития психотипа, в том
числе и его профессиональной ориентации.
Разных теорий о существовании внутри личности некоего ядра к началу XX
века тоже было более чем достаточно. А то, что у человека существует
подсознание, ещё Фрейд утверждал. Юнг не только подтвердил это, но и
доказал, что подсознание у разных людей устроено по – разному. И тем
заложил базу для построения теории личности.
Попробуем просто объяснить теорию Юнга:
S
T
N
F
Рис. 1
Модель информационного процесса
Представим мозг человека в виде пункта переработки информации. У этого
пункта есть вход и выход. На входе мозг получает информацию, на выходе –
выдает решение (рис. 1). Так вот, Юнг установил, что люди по- разному
Страницы: 1, 2, 3
|