Рефераты

Общая психология

1. физиологические нужды

2. потребность в безопасности

3. в принадлежности к социальному целому

4. в самоуважении

5. в познании себя

6. в гармонии с миром

7. самоактуализация

Виды мотивов и критерии классификации:

1. социальная оценка мотива:

- обязательные

- желаемые

- запретные

2. место в иерархии

- ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл

- подчиненный (мотив-стимул)

3. источник мотивации

- внешний (неспецифический – оплата труда)

- внутренний (предметно-специфический)

Хекхаузен:

- экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель,

престиж

- интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели,

радость от активности

4. реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)

5. отношение к сознанию

1) мотивы осознаются:

- верное осознание: мотив-цель

- неверное: мотивировка

2) мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях

Влияние мотивации на деят-ть:

- активизирующее/тормозящее

- направляющее

- эмоциональная окраска

- временная динамика

- успешность деят-ти: оптимум мотивации

1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности

различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током).

В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при

легкой – сильной.

Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении

мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.

13. Базовая мотивация. Стратегии ее выделения.

2 противоположные т.з:

1. Гомеостатические, биологизаторские (физическое существование субъекта –

базовые потребности для любого живого существа).

2. Антигомеостатические – Асмолов, Маслоу

1. Потребности: базовые и производные

3 класса базовых потребностей:

- витальные

- познавательные

- в общении

Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью,

предрасположенностью).

Инстинкт охватывает 3 процесса:

- селективное восприятие (познавательный)

- эмоциональный импульс (ядро инстинкта)

- активность (моторный компонент)

Критерии выделения инстинктов

- спонтанность движений

- продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)

- успокоение после достижения цели

- приготовление к новой ситуации

- эффект научения

Виды инстинктов: неприятие, любознательность, агрессивность,

самоуничижение, продолжение рода, пищевой, страдные, приобретательство,

самоутверждение (12 шт)

Мюррей: выделяет единицу «индивид-среда». Организм и его окружение следует

рассматривать вместе – взаимное обусловливание.

Центральные понятия: потребность и давление (со стороны ситуации).

Взаимодействие между ними – тема. Потребности:

1) первичные (организм) и вторичные (психогенные)

2) позитивные (поиск) и негативные (избегание)

3) явные и латентные

Виды психогенных: достижение, аффилиация, агрессия, уважение, защита,

доминирование, секс и т.д.

Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное

влечение)

2. Маслоу – выделение метапотребностей (бытийные ценности). Иерархия

потребностей. Они тоже базовые, но направленность на развитие (см. вопрос

11).Противоречия являются условием развития личности.

Пути самоактуализации:

- полное и бескорыстное переживание

- процесс выбора

- предоставления Я возможности проявления

- взятие ответственности

- смелость

- актуализация своих возможностей

- высшие переживания

- отказ от защит

14. Ситуативная мотивация и ее исследования. Уровень притязаний и мотивация

достижения.

Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только

при контакте со средой.

1) мотивационное поле: субъект и его предметное окружение. Важен

актуальный опыт субъекта.

2) предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый

предмет есть потенциальный мотив.

3) квазипотребность – стремление к завершению начатого действия.

Возникают под влиянием ситуации. Порождаются напряжением системы,

которая стремится к разрядке – гомеостаз.

Опыты:

Овсянкина – если человека прервать, то 86% захочет вернуться к прерванному

действию.

Левин: (кафе, официант забывает заказ оплатившего посетителя)

Зейгарник: выполненное задание запоминается гораздо хуже, чем незаконченное

Биренбаум: эффект замещения – близкое по форме действие может разрядить

заряженную другим намерением систему.

Фаянс: изучение действенности намерений. Демонстрация детям

привлекательной, но недосягаемой игрушки. Регистрация: длительности

целенаправленного поведения и длит-ти фрустрации. Время тем больше, чем

ближе целевой объект. Вывод: возрастание валентности целевого действия с

уменьшением психологического расстояния.

Уровень притязаний:

Эксперименты Дембо: изменение поведения в зависимости от успеха/неудачи.

Хоппе: Я-уровень – это представление субъекта о себе как решающем данную

задачу; стремится к стабильности. УП – это сохранение Я-уровня в процессе

решения задач.

Для измерения важно учесть динамику.

1 этап: предшествующее достижение

2 этап: постановка цели. Целевое несоответствие: расстояние между

поставленной целью и предшествующим достижением.

3 этап: очередное достижение – успех/неудача

4 этап: реакция на успех/неудачу

Феномен: увеличение УП после успеха, уменьшение после неудачи

Индивидуальные различия в х-ре притязаний: личностные особенности

(честолюбие, смелость, осторожность, упорство, медлительность)

Теория результирующей валентности (Аткинсон):

1) значимость для субъекта успеха и неудачи

2) учет субъективной вероятности успеха или неудачи (прогноз результата)

+ необходим учет личностных переменных

3) мотив достижения – мотив избегания неудачи

2 тенденции:

|Стремление к успеху |Избегание неудачи |

|Адекватный УП |Заниженный УП |

|Нацеленность на решение задачи |Избегание участия в решении |

|Активная позиция |Пассивность |

|Реалистические цели средней сложности|Либо слишком сложные, либо слишком |

| |простые |

Обратная связь между 1 и 2: если успех был мало вероятен, то субъективная

ценность будет высокой.

Поведение в ситуации риска: суб в-ть успеха=суб в-ть неудачи. Здесь все

зависит от преобладающей мотивации:

1) м-я достижения – положительная результирующая тенденция, выбор задач

средней сложности

2) м-я избегания – задачи «на краях»

Варианты поведения в ситуации неуспеха:

- резкое повышение УП

- тыкание в одну точку

- снижение УП

- отказ от продолжения (защита, агрессия)

3 параметра УП: высота, устойчивость, адекватность

2 способа трактовки УП:

1. индикатор самооценки

2. репрезент мотивации достижения

Патологии: эпилепсия (ригидность, нет динамики); шизофрения – нет динамики,

психопатия – пилообразный профиль, неустойчивость

Методы: Хоппе, лабирины Юкнат, матрицы Равена, ТАТ (индуцирование

определенного мотивационного состояния с помощью предварительного теста,

затем ТАТ).

15. Конфликты: виды и способы их расзрешения. Защитные механизмы личности.

Когнитивный диссонанс.

Левин: конфликт – ситуация, в которой на индивида одновременно действуют

противоположно направленные силы равной величины. Типы ситуаций:

1. Между двумя положительными валентностями равной величины (буриданов

осел)

2. Равные отрицательные валентности (угроза наказания). Тенденция ухода:

- физический уход (бродяжничество)

- маскировка ухода (выбор более приятных заданий)

- обман

Взрослый должен поставит р-ку барьер: физический, социальный (запрет,

всевидящий бог), идеологический (апелляция к тщеславию, нормам группы)

3. Положительная и отрицательная валентности одновременно.

Когнитивный баланс – теория Хайдера: принциа хорошей формы. Все стремится к

балансу.

Левин: существуют спонтанные тенденции к выравниванию диспбаланса.

Когнитивный диссонанс – Фестингер 1957: представление человека о мире и

себе не терпит противоречий и стремится к соответствию.

Способы снятия диссонанса (неосознаваемый процесс):

1. Изменение поведения (бросить курить)

2. Изменение знания – понижение значимости (опасности нет - самоубеждение)

3. Селекция информации (отбрасывание страшных рассказов)

Особенности КД:

1) это негативное состояние

2) стремление его редуцировать

3) избегание событий, порождающих КД

4) интенсивность КД зависит от: значимости знаний и кол-ва знаний в

диссонансе

5) редукция и избегание зависят от интенсивности КД

6) редукция:

- добавление новых знаний (усиливающих одну из сторон или изменяющих

значимость эл-тов)

- изменение существующих элементов (снижение противоречия, понижение

значимости)

Редукция КД играет роль в:

1. конфликты после принятия решения

- более высокая оценка избранной альтернативы в случае высокого дис-са

- сожаление, попытка отменить решение

Эксп-ты Брема: оценка разложенных вещей, затем разрешение взять предмет и

вновь его оценить – переоценка взятого себе. Обратный феномен у людей с

заниженной самооценкой.

2. вынужденное совершение поступков – самооправдание

Эксп-т Мансона: оплата скучной работы 20$ или 1$. Соленое печенье и кол-

во воды: органическая потребность тоже попадает под волевую регуляцию.

Эксп-ты на групповое давление: неравные отрезки

3. специфический отбор информации – подбор позитивной инфо

4. несогласие с группой

5. неожиданные рез-ты действия – возможно даже изменение самооценки

Источники КД:

1) из логической непоследовательности

2) из несоответствия когнитивных эл-тов нормам (профессор кричит на

студента)

3) из несоответствия более широкой системе представлений

4) из несоответствия прошлому опыту

Защитные механизмы личности:

Фрейд: связаны с невозможностью прямой реализации инстинктивных влечений в

социуме. Это интериоризация внешних форм подавления. Мучительный, но

необходимый процесс.

Двоякая роль: защита психики от разрушения.

Гуманистическая псих-я: осознание защит и отказ от них.

1. Подавление – непонятый родительский запрет (наиболее патогенный) –

психосоматика. Эмоциональная тупость.

2. Отрицание – неприятие источника тревоги как реального события. Нарушение

логики.

3. Рационализация

4. Инверсия – замена источника угрозы противоположным

5. Проекция

6. Изоляция – отделение деталей от остальной сферы сознания

7. Регрессия

8. Сублимация – высвобождение энергии.

12. Развитие мотивационной сферы человека

Личность сущ-т только в развитии.

3 параметра развивающейся личности:

1. Широта связей с социальным миром (емкость + набор взаимосвязанных

мотивов)

2. Степень иерархизации мотивов (стр-ра мотивов как ядро личности)

3. Индивидуальный профиль мотивационной сферы.

Личность рождается дважды:

1) установление иерархии мотивов

2) осознание собственных мотивов (самосознание)

19. Проблема периодизации развития личности. Понятие социальной ситуации

развития.

Выготский - 2 группы теорий развития:

1. Механистические: развитие как процесс количественных изменений

2. Диалектические: качественное изменение структур сознания человека,

закономерное чередование колич изменений и кач перестройки сознания р-ка.

Сочетание изменений и стабильности в развитии – преемственность стадий

развития. Объект развития – ребенок, включенный в систему социальных

отношений.

3 возможности выделения стадий:

1. Природное развитие (формирование зубов)

2. Социальное развитие – Эльконин. 2 источника:

А) Выготский - социальная ситуация развития. Судим о стадии по тому, с

кем человек контактирует. Эта ситуация обеспечивает новообразование в

психике, в дальнейшем – изменение психики, изменение самой социальной

ситуации развития.

Б) Леонтьев – движущей силой развития является деят-ть р-ка. Понятие

ведущей деятельности. На каждом этапе есть своя ВД, внутри которой

появляются новые св-ва психики и возникают изменения в личностном росте +

развитие новых видов деят-ти. Р-к входит в 2 мира: мир людей (социальное

развитие) и мир вещей (культурное развитие). Эти 2 мира чередуются на

каждом этапе.

3. Собственно личностное – Эриксон. Основание для выделения стадий:

личностный выбор. Эпигенетическая концепция. Эпигенез (из эмбриологии) -

принцип пренатального развития: преемственность стадий, врожденный план

развития, поэтапность возникновения органов. Применительно к развитию

личности: личность есть целое, каждый этап имеет непреходящее значение.

Развитие личности – путь к развитию идентичности. 3 линии развития:

соматическое, социальное, развитие ЭГО (единство). Психо-социальный

кризис: в результате несогласованности линий развития. Кризис необходим

для перехода на новую стадию. Разрешение кризиса: позитивный

(формирование сильного кач-ва личности) и негативный (формир

патологического качества). Категория активности – кризис разрешается

личностью.

Выготский: целостность процесса развития. Каждый возраст обладает своей

неповторимой стр-рой. Ребенок включен в социум, общество задает некие формы

общения и взаимодействия (социальные ожидания). Важно отношение р-ка к

своему месту в обществе.

Место, которое занимает р-к в системе соц отношений – социальная ситуация

развития (уникальна на каждом этапе). Она целиком определяет формы и путь

приобретения р-ком новых свойств личности.

ССР – социальное бытие – изменение в сознании (поэтому новообразование

возникает в конце периода) – изменение самой личности – изменение всей

системы его отношений с миром и с собой – складывается новая ССР.

Учение о кризисах развития: решение задачи развития, которая состоит в

необходимость смены ССР.

Закономерность чередования стабильных и критических возрастов.

Особенности кризиса:

1. Особая динамическая стр-ра

2. Относиетльная трудновоспитуемость р-ка

3. Негативный х-р развития

4. Формирования псих новообразовний. 2 типа новообразований (в динамике):

центральное и частичные.

Эльконин: деятельность р-ка внутри 2 систем:

1. Ребенок – общественный предмет: усвоение способов действий

2. Ребенок – общественный взрослый: усвоение норм отношений

Это единый процесс формирования личности.

Различия в ведущей деятельности на разных этапах.

Гипотеза о периодичности процессов псих развития – закономерное чередование

периодов (спиралевидная): преимущественное развитие мотивационно-

потребностной сферы – формирование операционально-технических возможностей

– и т.д.

3 эпохи (раннее детство, детство, подростничество) по 2 периода, разделены

кризисами. Переход: при возникновении несоответствия между опер-техн возм-

тями р-ка и задачами мотивац-й деят-ти.

Большие кризисы: требуют перестройки отношений личность и общество.

Малые (1, 7, 15 лет): рождение личного сознания р-ка, перестройка отношения

к себе.

|Возраст |Круг общения |Ведущая |Исходы личностного |

| | |деятельность |выбора |

|Младенчество до 1 |Мать |Эмоциональное |Доверие/недоверие |

| | |общение | |

|Раннее детство 1-3|Родители |Предметно-манипул|Автономия/зависимость, |

| | |ятивная |стыд, сомнение |

|Дошкольное детство|Семья, |Сюжетно-ролевая |Инициатива/чувство вины|

|3-6 |сверстники |игра | |

|Младший школьный |Школа и |Учебная |Предприимчивость, |

|7-12 |соседи | |умелость/неполноценност|

| | | |ь |

|Подростковый |Сверстники и |Интимно-личностно|Формирование |

|11-15 (Эльконин) |учителя |е |идентичности/смешанная |

|12-20 (Эриксон) | | |идентичность: Кто Я? |

|Старший школьный |Друзья, |Учебно-профессион|Интимность/изоляция |

|15-16 (Эльконин) |коллеги |альная | |

|Ранняя зрелость | | | |

|20-26 (Эриксон) | | | |

|Зрелость (Эриксон)|Профессиональ|- |Генеративность/стагнаци|

| |ное | |я |

|26-60 |окружение, | | |

| |семья | | |

|Старость (Эриксон)|Близкие люди,|- |Целостность, единство |

| |все | |Я/одиночество, |

|Больше 60 |человечество | |дезинтеграця, отчаяние |

Часть III

1. Виды образных явлений. Определение ощущений и восприятия. Свойства

ощущений и образов восприятия. Классификации ощущений и рецепторов.

Образы:

1) перцептивные

2) неперцептивные

- постперцептивные (образы памяти)

- образы воображения

По степени обобщиения:

1) индивидуально-конкретный

2) обобщенный (визуальное понятие)

Функции образа:

1) Изображение

2) Знак (произволен, не связан с содержанием – нуждается в интерпретации)

3) Символ (связан с содержанием – понимание, всегда эмоционален)

Виды образов: осознанные субъективные представления, носящие

квазисенсорный, но не перцептивный х-р (Хольт).

1. мысленный образ – смутное воспроизведение при отсутствии адекватного

сенсорного воздействия (образ памяти и образ воображения)

2. фосфены – при наличии внешнего воздействия, неадекватного рецептору

(пятна при надавливании на глаз)

3. фантомный

4. синестезии – сопровождение восприятий одного типа образами других

сенсорных модальностей

5. образ собственного тела

6. гипнагогический – при засыпании или пробуждении, воспринимается как

реальный

7. галлюцинации – уверенность в их реальности, нет сенсорного воздействия

8. псевдогаллюцинация – субъективное осознание

9. сновидения

10. эйдетический – неперцептивный образ перцептивного происхождения.

Необходимая стадия в развитии памяти р-ка. Отличается от

последовательного образа, который сущ доли секунды. Проверка: уклонение

от закона Эммерта (увеличение последовательного образа по мере удаления

экрана от глаз)

Виды образов по Петухову:

1. Перцептивная память:

- послеобраз (сенсорный регистр)

- эйдетический образ

- гипнагогический

- галлюцинации

2. Перцептивное воображение: воссоздающее и создающее (мысленный поворот

Шепарда)

3. Обобщенные образы прошлого:

- образ-представление – имеет х-р схемы (визуальное понятие Арнхейм)

4. Творческое воображение – процесс построения символов.

Построение образа:

1. Структурализм – из элементарных ощущений

2. Гештальтпсихология – восприятие как целостный интеллектуальный процесс.

Свойства образа (перцептивного):

1) предметность – реальность

2) объективированность – вынесенность вовне

3) означенность – привязка к предмету с его св-вами

4) константность – постоянство при изменении условий восприятия

5) полимодальность

Сенсорные процессы: сложные процессы восприятия, протекающие в органах

чувств и соотв отделах мозга.

Классификация видов чувствительности:

1. Модальность – отражение нашей способности взаимодействовать с объектом

(5 модальностей)

2. Структурный критерий (Вундт): по виду энергии (механическая, химическая,

световая) и по рецепторам (механо, хемо, термо, фото)

3. Функциональный критерий: функции чувств-ти в построении движения

(Бернштейн):

- сигнально-пусковая – анализаторы

- контрольно-коррекционная – сенсорный синтез (рефлекторное кольцо)

4. Генетический критерий + по степени объективности:

- протопатическая (+- реакция – проба Хэда), более древняя. Высокий порог:

усиление от зрения к вкусу.

- эпикритическая – более объективное восприятие предмета. Развитие от вкуса

к зрению.

Синестезии – опыт Леонтьева (различение цвета кожей ладони): первоначально

органы чувств не разделены.

5. Шеррингтон – расположение органов чувств в организме + по возникновению

в эволюции:

- внутри тела – проприоцепция: внутренняя координация частей тела, схема

тела

- на внутренней поверхности – интероцепция: поддержание обмена между

организмом и средой

- на внешней поверхности – экстероцепция: связь с внешним миром

- контактные

- дистантные

2. Основные подходы к изучению восприятия. Теории восприятия.

Подход предшествует тоерии. 3 подхода к изучению познания:

1. Объектный: каков объект, таков и его образ. Главный процесс –

восприятие.

2. Субъектный – построение образа зависит от самого субъекта. Стимул

недостаточен, надо его достраивать, принимать решение – мышление.

3. Взаимодействие – ориентация на субъект-объектный контакт. Восприятие и

мышление – самостоятельные процессы.

1. Объектно-ориентированный подход: особенности предмета определяют

особенности образа.

- наличие универсального языка для описания всех психических процессов

- отношение к активности субъекта: отвержение или ограничение (выделение

первичных данных)

- выделение элементарных психических процессов, сведение сложных к сумме

элементарных

Теории восприятия:

1. Классическая психология сознания (структурализм)

2. Гештальттеория восприятия

3. Перцептивная психофизика (ранний Гибсон)

1) Структурализм

Вундт - разделение целого на элементы (чистые ощущения). Необходимость

интроспекции. Анлитическая: выделение ощущений. Ощущение как отражение

свойства вещи (модальноть, интенсивность, протяженность, длительность).

Мюллер: закон специфических энергий органов чувств. Наше восприятие не

отражает свойств объекта: восприятие зависит от специфики рецептора.

Внешний мир состоит из элементарных стимулов, которые вызывают элементарные

ощущения в рецепторах (принцип однозначного соответствия). Ощущения и

восприятия – различные процессы. Элементарные ощущения затем складываются в

образы (ассоциации).

Фехнер - сенсорная психофизика: идея однозначного соответствия между

стимулом и психическим переживанием: S – П (переживание). Предъявлял не

объекты, а физические энергии (звуки, цвета): ощущение уже не нужно

специально выделять. Аналитическая интроспекция: специальное усилие по

разложению целостного обрза на отдельные признаки. Активность субъекта не

учитывается – вся уходит на выявление первичных признаков.

Процесс восприятия: наложения деталей. Опознание совершается по отдельным

признакам (удобно для моделирования восприятия с помощью машин).

2) Гештальттеория

Критика структурализма:

- отвержение механизма ассоциаций как главного

- отвержение прошлого опыта

Предмет полностью определяет образ. Выделение особенностей объекта, которые

влияют на выделение целостной фигуры (близость стимулов, сходство,

стремление к замкнутому контуру, хорошее продолжение). Стремление к

равновесной фигуре (прегнантность). Круг – наиболее равновесная.

Келер: принцип изоморфизма – в стимуле и в психике существуют идентичные

структуры. Образ просто отражает объект, а не строится. Восприятие не

рассматривается как процесс.

3) Перцептивная психофизика

Стимул полностью определяет образ – в нем есть все. Но необходима

активность субъекта для дифференциации стимула.

2. Субъектно-ориентированные теории

1) Теория б/с умозаключений Гельмгольца

2) Теория перцептивных гипотез Грегори

3) Теория восприятия как процесса категоризации Брунера

Субъект сам строит свой перцептивный образ. Восприятие – процесс решения

задачи.

1) Гельмгольц: при необычной стимуляции – умозаключение о природе стимула.

Отбираем то, что полезно. Этот процесс – мгновенный х-р и б/с:

- нет опоры на сознательные знания

- непреодолимость

- следует из прошлого опыта (по аналогии)

- влияние привычки, тренировки

2) Грегори: при встрече со стимулом восприятие выдвигает ряд возможных

интерпретаций образа – объект-гипотезы. Гипотезы должны быть правдоподобны.

Они ограничены прошлым опытом. Несовместимость гипотез вызывает аффективную

реакцию.

3) Брунер: существуют перцептивные категории – набор правил объединения

объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом

опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории

(операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по

их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха).

Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия:

соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.

Процесс восприятия:

1. Предъявление объекта на очень короткое время – первичная

категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие

того или иного объекта – категория. Готовность категории к

обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий.

2. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию,то

3. Подтверждающая проверка

4. Принятие окончательного решения. Закрытость к дополнительным

признакам.

Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).

Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до

начала действий субъекта.

3. Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности

1) источник построения образ – контакт с объектом

2) не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время

3) восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами

Экологическая теория Гибсона:

Мир – это экологическая ниша, среда обитания субъекта (субъект и мир не

разделены). Акт восприятия не двухфазный (получение сетчаточного образа и

переработка инфо) – не надо ничего интерпретировать! Восприятие не есть

мышление. Надо уметь извлекать инофрмацию в непосредственном контакте с

миром. В мире есть все необходимое для восприятия. Мы воспринимает не

сетчаткой, а всем телом – принцип встроенности. Восприятие –

психосоматический акт живого наблюдателя. Извлечение инфо – активный и

непрерывный процесс. Информация неспецифична относительно рецепторов (ср.

Мюллер).

Отличие перцептивной системы от органов чувств:

- активность

- способнсоть к обучению и совершенствованию

- специфика определяется не рецепторами, а качествами окружающих предметов

Реальное пространство – это земная поверхность. Она определяется тем, из

какого вещества состоит, у нее есть границы, очертания, рельеф. Это всегда

совокупность поверхностей – компановка. Они встроены др в др.

Главная единица времени – событие. Всякое событие обязательно встроено в

другое. Восприятие не требует памяти – инфо всегда есть в наличии:

постоянная встроенность наших переживаний в реальный временной процесс.

Мир объят светом. Источник восприятия – световой поток, который освещает

поверхность (объемлющий световой строй). Мы видим не свет, а освещенную

структурированную поверхность – текстуру. Градиент – закономерное изменение

текстуры.

3. Проблема врожденного и приобретенного в восприятии. Теории перцептивного

научения. Примеры эксп-тов.

Константность (вопрос 7) + перцептивное научение Гельмгольц, Хелд (вопрос

8) + теория перцептивного научения Гибсона.

Гибсон: 2 теории перцептивного научения:

1) восприятие как процесс добавления: соответствие между восприятием и

стимуляцией постепенно уменьшается

2) как процесс различение: усиление соответствия между восприятием и

стимуляцией

Эксперимент с различением спиралей по нескольким основаниям: док-во наличия

перцептивного научения. С научением возрастает способность к различению.

Эсп-т на понижение порога кожной чувств-ти.

Основные формы презентации мира: действие, образ, знак.

Ребенок имеет дело в основном с перцептивными образами. Затем отрыв

перцептивного образа от конкретного объекта – неперцептивные образы (более

абстрактные). Механизм перехода – действие.

Конкретное – абстрактное

Глобальное - дифференцированное

Внешнее – сущностное

Аффект делит гомогенный мир (поток сенсорного х-ра) ребенка – переход в мир

предметности через манипуляции с предметами (доречевая форма социализации).

Зависмость образов от действий.

Брунер: опыт с колечком. При изменении положения тела вся моторная

конструкция нарушается – выражение познавательного эгоцентризма р-ка. Залог

восприятия мира для ребенка – собственная стабильность (для взрослого –

неподвижность объектов).

Диффузность и глобальность восприятия в детском возрасте (трудно вычленить

замаскированную фигуру на рисунке)

Поддъяков: лабиринт, необходимо прогнать шарик. Исследование форм мышления:

- наглядно-действенное

- наглядно-образное

- символическое

1) у взрослого сохраняются все три способа решения задач

2) сущ тип задач, где лучше пользоваться наглядно-действенным

3) у маленьких детей – внутренний план сознания

Идеи Поддъякова:

1. Генетическая смена 3-х форм мышления в онтогенезе

2. Ранняя стадия – наглядно-действенная

3. В процессе взаимодействия с предметов разделение свойств на константные

и ситуативные, выделение константных и их отрыв от конкретной ситуации –

предпосылки для наглядно-образного (абстрагирование путем действия).

Запорожец: восприятие для р-ка есть практическое действие. Невозможность

выделить первичность действия и образа.

1) Первые месяцы: развитие сенсорных ф-й, нет перцептивных образов

2) 3-4 мес: простейшие практические действия, сенсорные ф-ии включаются в

их обслуживание – ориентировочно-исследовательские действия. Р-к выдлеяет

св-ва предмета, которые непосредственно к нему обращены, остальные –

глобально, нерасчлененно.

3) 2 год: овладение орудиями. Образ приобретает структурную организацию.

Возможность перцептивного предвосхищения

4) 3-7 лет: продуктивная деятельность

Роль сенсорного обучения:

1. Формирование новых перцептивных действий – практические пробы (сенсорные

эталоны)

2. Ориентировочно-исследовательские действия, предвосхищающие практические

3. Свертывание перцептивного действие: ориентировочно-исслед д-е

превращается в идеальное

Ланге: всякий акт восприятия содержит моторный компонент. 3 типа моторных

компонентов:

- адаптационные (конвергенция, аккотодация)

- аутокинетические (непроизвольные)

- предметные (всматривание, вслушивание)

Ярбус: движение глаз при восприятии сложных объектов (выделение меток) –

воздействие мышления на организацию перцептивного действия.

Теплов: слуховая модальность – вокализация является моторным компонентом.

Сочетание движений руки и глаза – генетическая линия развития: обособление

перцептивного действия от практического.

7. Константность восприятия: виды, процедура измерения, теории.

Константность – свойство восприятия: постоянство свойств образа независимо

от изменения условий восприятия:

- удаленность объекта

- освещение

- движение объекта

- движение наблюдателя

Гельмгольц: к-ть есть результат интеллектуализации процесса восприятия (б/с

умозаключения).

Гештальт: к-ть есть собственное св-во восприятия.

Пиаже: к-ть – предпосылка обратимости при переходе от восприятия к

интеллекту.

Эксперименты:

1. 6-8 недельные младенцы: поворот головы в сторону куба (30 см на

расстоянии 1 м) + поощрение. Если отодвигаем куб на 3 м – тоже поворот

головы. Если берем куб 90 см и помещаем на расстояние 3 м – реже поворот

в его сторону (видимо, он воспринимается как другой куб, хотя зрительный

угол такой же, как при расположении куба 30 см на расстоянии 1 м). Это

доказывает наличие константности размера. Но вопрос врожденности: в

первые недели жизни р-к видит приближающихся и удаляющихся людей.

2. Выращивание крысят в темноте. Предъявление 2-х светящихся кругов,

формирование навыка бежать к большему кругу (подкрепление). Важно: при

пробеге по коридору крыса не видит кругов (только при приближении к ним).

Таким образом не приобретался опыт приближения и удаления к одному и тому

же предмету. Контроль: отодвигаем больший круг дальше так, чтобы его

зрительный угол был меньше, чем у маленького круга. Результат: крысы

бежат к маленькому кругу, который теперь кажется больше – ориентация на

зрительный угол. Вывод: для появления константности размера необходим

зрительный опыт – соотнесение собственных перемещений с постоянством

предметов, их удаление и приближение. Так животное обучается при оценке

зрительного угла учитывать расстояние.

3. Восприятие глубины: выращивание крыс в темноте. Прыжок с платформы –

точное восприятие удаленности.

4. Клевание зерен с призмами на глазах: зерна кажутся ближе – цыплята клюют

мимо.

5. Зрительный обрыв: учащение сердцебиения у р-ка. Черепахи и утки – не

боятся. Вывод: врожденность восприятия глубины.

6. Восприятие формы: предпочтение круглых трехмерных предметов двухмерным у

птенцов.

7. Моторное уподобление руки при схватывании предметов у детей. Значение

визуализации в становлении восприятия размера и формы.

8. Зенден: восс тановление зрения у слепорожденных. 1 этап: нет нормальной

организации зрительного мира, но предметная офрмленность (целостные

фигуры), фиксация взгляда на объекте, слежение за ним. Страдает оценка

расстояния. Точная оценка глубины – результат научения.

Виды константности:

1. константность величины: для знакомых объектов – независимость оценки

размера от сетчаточного размера (видимый приравнивается к реальному). Для

незнакомых – видимый стремится к сетчаточному – аконстантность. Оценка на

основе сетчаточного размера и удаленности.

Холуэй и Боринг 1941: Г-коридор, на экране на расстоянии 3 м сравниваемый

стимул – световое пятно. Его размеры испытуемый может менять. Во втором

рукаве коридора – на экране аналогичное световое пятно (стандартный

стимул), может передвигаться (от 3 до 36 м). Его размеры меняются вместе с

расстоянием так, что он всегда имеет один и тот же угловой размер.

Испытуемый должен на первом экране подобрать стимул, соответствующий

стандартному. Опыт проводится в условиях редукции признаков удаленности.

- при бинокулярном зрении – феномен сверхконстантности (некоторая

переоценка удаленности) S1> So

- при монокулярном – некоторое снижение константности S1

- при введении искусственного зрачка – резкое снижение константности

- при затемнении коридора – приближение к угловой величине стандарта

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ