Рефераты

Общая психология

(аконстантность)

Вывод: можно оценивать размер неизвестного предмета только при условии

оценки его удаленности.

Коэффициент конст-ти: мера компенсаторного изменения сетчаточного размера в

зависимости от удаленности.

КК=величина осуществленной компенсации/величина требуемой

КК=1 полная константность; КК=0 аконстантность

Законы перцептивного взаимодействия (S – видимая величина, D – видимая

удаленность, @ - угол зрения):

1) Закон Эммерта S=kD

2) Закон угла зрения S=k@ если D const. При редукции признаков – тенденция

к равноудаленности

3) D=k@-1 если S const.

2. константность формы – псевдоскоп (человеческое лицо константно)

6. Восприятие пространства и движения. Признаки удаленности и глубины.

Теории стабильности воспринимаемого мира. Иллюзии восприятия движения.

Восприятие пространства – функция от 2-х составляющих:

1) сетчаточный образ

2) признаки удаленности

- движения глаз

- изобразительные

- признаки параллакса (уклонение)

1. Монокулярное наблюдение (только сетчатка, мир неподвижен)

1) аккомодация – изменение кривизны хрусталика

2) изобразительные, зрительные признаки:

- линейная перспектива: близки объекты увеличиваются по размеру

- воздушная перспектива: изменение цветности

- градиент: изменение плотности текстуры

- равпределение света и тени: рельеф, глубина объекта

- прекрытия

Также двигательный параллакс и сетчаточный размер (для знакомых объектов).

В случае противоречия побеждают более сильные признаки.

2. Бинокулярное наблюдение (мир неподвижен)

1) конвергенция (сведение зрительных осей на определенной фиксирующей

точке): зная угол сведения можно определить расстояние

2) бинокулярный параллакс:

2 типа точек сетчатки:

- корреспондирующие: равно отстоят от центра обеих сетчаток

- диспаратные

Теоретический гороптер: геметрическое место точек пространства, которые

проецируются на корреспондирующие точки сетчаток при данном угле.

Диспаратность: разность углов попадания точки на сетчатки глаз – мера

диспаратности.

Диспаратность есть мера параллакса – объемность изображения. Стереограммы

Юлеша: смещение квадратика – глубина.

Эмпирический гороптер: сетчатки фиксируют не точку, а фронтальную

плоскость. Зона Панума: точки попадают на диспаратные точки сетчатки. В

гороптере нет пространственного впечатления: оно есть рядом с гороптером

в зоне Панума.

Двигательный параллакс: смещение изображения на сетчатке с связи с

движением наблюдателя (степень углового смещения – изменение степени

диспаратности). Не позволяет различить движение набл-я и движение объекта

– необходимо принятие решения.

3. Бинокулярное зрение (мир движется)

Х-р изменения точек пространства в связи с движением наблюдателя: быстро

смещаются в противоположную сторону. За точкой фиксации – медленное

движение в ту же сторону, что и наблюдатель.

Теории стабильности мира:

Восприятие движения зависит от 2 факторов:

1. изображение – сетчатка (движение изображения по сетчатке – движене

самого объекта)

2. глаз – голова (движение глаза по отношению к голове)

Эти 2 системы компенсируют др др – в зрительную кору поступают сразу 2

сообщения, взаимное торможение.

Шеррингтон: афферентная теория стабильности мира

2 сообщения от 2 систем поступают в ЦНС (центральный блок сличения). Мир

стабилен, т.к. есть постоянное сообщение о том, что глаз движется по

отношению к голове.

Гельмгольц: эфферентная теория стабильности мира

Командный блок управляет движениями глаз и сообщает об этом в ЦБ, туда же

поступает инфо от изображения-сетчатки.

Иллюзии движения:

1. Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта (точка

внутри движ прямоуг-ка). Движение вызвано контекстом (фигура – фон).

Зависит от того, какая система отчета победит:

- прям-к движется в гориз плоскости – воспринимаем движение точки

- прям-к помещен в круг: круг движется вверх-вниз – точка движется по

диагонали (перцептивный конфликт)

2. Автокинетический эффект: движения зафиксированной точки в темноте

Гипотезы:

- точка неподвижна, глаз движется

- точка помещена вне системы отчета, потеря ею стабильности.

3. Стробоскопический эффект: фи-феномен по Вертгаймеру – полоска между

точками.

4. Эффект водопада: если долго смотреть на водопад, а потом перевести взор,

то кажется, что водопад идет в обратном направлении. Связан с утомлением

канала И-С – перестает реагировать на стимул, активизация рецепторов,

фиксирующих неподвижную часть. Иллюзия увеличения черной спирали на белом

фоне.

8. Основные резульлтаты исследований восприятия в условиях оптических

искажений. Исследование восприятия в школе «New Look».

Процесс построения предметности образа восприятия:

1) создание перцептивных конфликтов: превращение восприятия образа из

операции в действие. Стрэттон: инвертирующие очки. Адаптация начинается с

периферии: мир сначала теряет реальность, затем восстанавливает

предметность (животное не может адаптироваться – призмы на глазах кур).

Но при фиксации внимания – эффект неправильности. Эксп-т с зеркалом: свое

тело видится вынесенным вперед.

Статья Грегори:

Гельмгольц: для правильного восприятия необходимо перцептивное обучение!

Эксп-ты Хелда: важность активных движений животного для формирования

зрительного восприятия (котята росли в темноте – корзинки).

Гибсон: отклоняющие призмы, искажения сетчаточных изображений, которые

восстанавливаются по мере ношения призм. Сходный эффект структурного

последействия (линия кажется изогнутой в другую сторону). Предположение о

существовании у человека особого вида адаптации: изменение механизмов

зрительного восприятия пространства.

Колер: окрашивающие очки. После их снятия мир окрашивается наоборот!

Видимо, это рез-т процессов компенсации в мозге.

Смит: камера, монитор – испытуемый наблюдает за своей рукой при письме.

Инверсия вызывает расстройство письма. Временная отсрочка: еще большее

нарушение.

Логвиненко: инвертоскоп – разрушение видимого мира:

- потеря констанстности видимого положения предметов

- исчезновение константности формы

- нереальность предметов

Адаптация – в форме построения нового видимого мира. 3 стратегии

адаптации:

- игнорирование перевернутости зрит пространства

- разрыв с логикой предметного мира

- восстановление константности.

В ходе перцептивной адаптации возникает новое восприятие как некое

новообразовние не вместо прежнего, а наряду с ним: образование новых

нервных связей.

2) псевдоскопическое восприятие: псевдоскоп – смена знака диспаратности

(левая и правая сетчатки меняются местами). Линейная перспектива меняет

знак. Влияние сознания при оценке пространственных форм:

- объект неопределенной формы: у нас возникают различные объект-гипотезы

- объект с определенной формой:

- стакан с водой: при переворачивании – правило подобия (желе).

Необходимость соблюдения предметной нормы.

- жгуты на руке – уходят под кожу

- бумажный конус: превращается в воронку. Его тень начинает

восприниматься как чернильное пятно.

- маска лица: лицо не оборачивается (константность восприятия формы), но

кукольное – да.

- 2 объекта: один оборачивается (конус), другой – нет (игрушечный слоник).

Они одинаковой высоты, на них положен карандаш – перцептивный конфликт:

- карандаш удерживает предметную ситуацию

- конус оборачивается – карандаш делится пополам: семантико-

логическая регуляция внутри процесса порождения пространственного

образа.

Возможность создания искусственных органов чувств: феномен кожного зрения

(зрение без сетчатки) – Варньеро. Помещение на тело вибрационных датчиков с

телеизображением – постепенное различение форм объектов (ощущения

объективируются и выносятся вовне). Но трудно определить объем.

Брунер «новый взгляд»: потребности и ценности как организующие факторы

восприятия.

2 типа детерминант восприятия:

1. автохтонные – св-ва нс, законы перцептивной организации

2. поведенческие – научение, мотивации ценности

Море стимулов – индивид осуществляет отбор: перцептивная гипотеза. Она

складывается под влиянием потребности и фиксируется при подкреплении.

3 гипотезы:

1) чем выше социальная ценность объекта, тем выше действие поведенческих

детерминант

2) чем выше потребность индивида в объекте, тем выше действие повед д-т

3) неопределенность восприятия облегчает действие повед д-т

1. 30 детей, 10 лет - 2 группы – регулирование размера круга света ручкой:

- сопоставление с размерами монет различной ценности по памяти

- при предъявлении монет

В контрольной группе – картонные кружки вместо монет.

Рез-т:

- величина монет оценивается выше величины кружков.

- с увеличением достоинства монет растет отклонение величины

2. 2 группы: богатая и бедная: бедная сильнее пеероценивает величину монет.

3. У богатых детей: завышение больше при оценке по памяти, у бедных – по

предъявлению.

Гипотеза: у бедных ослаблена фантазия, подавлена деят-ть воображения; у

богатых неопределенность восприятия дает свободу воображению.

9. Определение мышления. Классификации видов мышления.

Дункер: мышление есть процесс постановки и решения творческих задач.

Леонтьев: мышление есть процесс отражения объективной реальности, в

результате которого происходит переход от явления к сущности. Мышление

человека имеет общественную природу.

Ассоцианизм: мышление есть сложная цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

Но проблема целенаправленности – учение об апперцепции.

Вюрцбюргская школа:

- несводимость к простому ассоциированию

- подчиненность цели (детерминирующая тенденция)

- безобразность.

Но отрыв от чувственности и практики.

Гештальтпсихология: мышление как непосредственное усматривание искомого

решения, выражающееся изменением стр-ры проблемной ситуации в сознании сб.

Это автохтонный, самопорождающийся процесс.

Леви-Брюль: идея о качественных изменениях мышления в ходе исторического

развития.

Келер: изучение генетических корней мышления в животном мире –

интеллектуальное поведение обезьян (орудийный интеллект).

Выготский: мышление животных превращается в человеческое под влиянием

перекрещивания линии развития практических предметных действий и линии

развития голосовых реакций в трудовой деят-ти.

Валлон и Пиаже: словесно-логическое мышление развивается из практических

интеллектуальных операций путем интериоризации в условиях общения со

взрослыми и развития речи.

Выготский: развитие мышления в онтогенезе есть процесс усвоения р-ком

общественно-исторически выработанных действий и операций.

При взаимодействии с предметами труда возникновение действий, подчиненных

познавательной цели – закрепление с помощью языка в содержании сознания

общества. Редукция произносительной стороны речи – переход к внутренней

словесной мыслительной деят-ти. Разделение труда – отделение умственного

труда от физического. Мыслительная деят-ть имеет то же строение, что и

предметная.

Рубинштейн: процесс мышления – это прежде всего анализирование и

синтезирование того, что выделяется анализом; это затем абстракция и

обобщение, являющиеся производными от них. Анализ выделяет существенное,

вычленяет явление в чистом виде в существенных для него закономерностях. В

этом случае анализ переходит в абстракцию. Синтез – установление связи

между различными элементами. Это две стороны единого процесса. Основным

признаком ума вообще является умение выделить существенное.

3 типа классификаций:

1. Типологии: 2 противоположных типа по одному критерию

1) Образное и речевое – по наличию предпочитаемых средств (образ – знак)

2) Первобытное и современное – по типу ориентации в среде.

Люсьен Леви-Брюль: оба типа сосуществуют. Единица первобытного:

коллективное представление (синкретический образ). Свойства: мистичность

(нет деления между фактом и оценкой) и пра-логичность (эмпирический

критерий достоверности).

3) Реалистическое и аутистическое – по отношению субъекта к реальности.

Блейлер: принятие и неприятие суб реальности. Аутистическое есть и у

детей. По Пиаже: аутистическое первично, развитие мышления – от аутизма к

реализму (социализация). При патологии сильнее страдает реалистическое.

По Блейлеру первоначальным является реалистическое: обладая аутистическим

мышлением нельзя выжить, приспособиться к реальности. Но оно необходимо

при принятии решения в неопределенной ситуации, прогнозирование,

воображение, антиципация удовольствия. Преобладает у детей и при сильных

аффектах.

|Реалистическое |Аутистическое |

|Представление действительности |Представляет себе то, что |

| |соответствует аффекту |

|Цель- нахождение истины |Вытеснение неприятных представлений |

|Регулирование отношения к внешнему |Создание удовольствия |

|миру | |

4) интуитивное и аналитическое

2. Функциональные классификации

1) Теоретическое и практическое – по типу задач (Теплов). Практическое

связано с принятием решения.

2) Конкретное и абстрактное - по типу установки (Гольдштейн). В норме обе

установки постоянно взаимодействуют. Конкретная – предназначена для

данной ситуации, которая рассматривается как типовая. В неопределенной

ситуации – абстрактная. Необходима для понимания мира, позволяет

обобщать, планировать в уме, основа произвольности.

3) Творческое и критическое – по порождению и отбору идей (Осборн). Техника

мозгового штурма. Критическая установка не только завершает творческий

процесс, но и предшествует ему (взаимодействие):

Схема творческого процесса (Уоллес):

1. Анализ предыдущих сходных ситуаций, условий и требований задачи

2. Созревание – б/с работа, порождение гипотез

3. Озарение – нахождение принципа решения

4. Проверка истинности

3. Генетические классификации:

1) наглядно-действенное

2) наглядно-образное

3) словесно-логическое

2 критерия:

- форма представления объекта мышления

- способ оперирования с объектом (действие, образ, знак)

- по генезу

11. Язык и речь. Виды и функции речи. Значение слова как единица речевого

мышления. Стадии развития значений слов.

Выготский: выделение единицы, обладающей всеми св-вами целого (в отличие от

элемента). Единица речевого мышления – значение слова (в будущем –

понятие).

Речь: коммуникация и мышление.

Значение слова:

- Обобщение (признак мышления)

- Общение (первая функция речи)

Различные генетические корни мышления и речи:

Интеллект обезьян – в оптически актуальной ситуации, связан с употреблением

орудий. Речь – эмоциональное выражение, общение. Нет связи между этими

системами.

3 возможности:

1. Наложение мышления и речи – бихевиоризм

2. Разделение мышления и речи – вюрцбюргская школа: мысль не зависит от

речи, может быть выражена разными способами.

3. Наложение:

- доречевое мышление (животное, ребенок)

- речь без мышления (сигнальная)

- речевое мышление: мысль не выражается, а совершенствуется в слове.

Мышление и речь: качественно различные направления развития:

Мысль – от общего к частному

Речь – от частного к общему

Выводы: мышление и речь – частично пересекаются. Речевое мышление – этап в

развитии обоих процессов. Это мышление в понятиях – результат социального

развития.

Виды речи:

1. Знаковая и сигнальная.

2. Знаковая: внешняя и внутреняя

3. Внешняя: монолог и диалог

4. Монолог: устный и письменный

5. Эгоцентрическая речь – ранняя форма внутренней речи

Функции речи:

1. Коммуникативная

2. Экспрессивная (сигнальная)

Внешняя:

3. Индикативная (указание на объект)

4. Номинативная

5. Сигнификативная (приписывание значений)

6. Гностическая (хранение и передача знаний)

Внутренняя:

7. Планирование собственных действий

8. Регулирование

Психологическая структура понятия:

Конституирующий признак понятия – значение.

Имя относится к единичному объекту, понятие – к классу объектов. Понятие

состоит из существенных признаков. Понятие есть единство слова (знак) и

класса объектов.

Формирование понятия:

1. Много объектов – наложение (ассоциации)

2. Сначала абстрактное понятие, затем наполнение его конкр. объектами.

Речевое мышление:

1. внешний план (звук) и

2. внутренний план (семантика). Взаимосвязаны, но свои законы движения.

3. Еще глубже – план внутренней речи:

- абсолютаня предикативность

- фонетическое редуцирование

- преобладание смысла слов над значениями

Это диалог по своей психологической сущности. Значение социально, смысл

индивидуален. Смысл может существовать без слова. Смысл – совокупность

всех возможных психологических содержаний, связанных с ним. Смысл слова

есть резерв развития значения.

Особенности сементики внутренней речи:

1) агглютинация (асинтаксическое слипание слов)

2) идиоматичность: одно слово может выражать огромное смысловое содержание

|Внешняя речь |Внутренняя |

|Развернутость |Свернутость |

|Коммуникация |Саморегуляция |

|Понятийна |Фактурно-разнородна (образы, эмоции, |

| |мотивы) |

4. План мысли: слово умирает во внутренней речи, рождая мысль.

5. Мотивационный план

Эгоцентрическая речь:

Пиаже: доречевое мышление=внутренняя речь – ЭР – социальная, внешняя речь.

Линия социализации, формирование понятия. ЭР как эпифеномен: выражение

степени недостаточности и неполноты социализации детской речи. С возрастом

исчезает – исчезает эгоцентризм. Путь от смысла к значению: от смысловой

индивидуализации к пониманию другим человеком.

Выготский: речь для других – ЭР – речь для себя. Линия индивидуализции.

Ребенок изначально социален.

Возникновение ЭР: затруднения в гладко текущей деят-ти. ЭР есть средство

мышления!

ЭР есть внешне выраженная команда для других, но внутренне – команда для

себя (саморегуляция!).

Внешняя речь – побуждение.

Внутренняя – саморегуляция

ЭР – социальная компенсация слабой саморегуляции. Формируется на социальной

основе при переносе социальных форм регуляции вовнутрь.

Особенности ЭР:

1) коллективный монолог

2) иллюзия понимания

3) вокализация

Эксперименты: резкое падение ЭР:

1) в одиночестве

2) в обществе глухих детей

3) при затруднении вокализации (шум)

Вывод: ЭР есть выделившаяся особая форма речи, которая по своему проявлению

еще не отделилась окончательно от социальной речи.

Стадии развития значений слов:

Вюрцбюргская школа: Ах – генетически-синтетический метод

1) Набор искусственных объектов (48) , каждый обладает рядом признаков

(цвет – по 12, внутри – по размеру, весу, форме), каждый признак –

несколько параметров

2) Обозначение – условные слова (тяжелые большие – гацун, тяжелые

маленькие – таро, легкие большие – рас, легкие маленькие - фал)

3) Искусственные понятия: обозначенный словом набор объектов, каждый из

которых обладает двумя общими признакми

Этапы:

1. период упражнения, разучивания: перед р-ком фигурки с бумажками. Надо

поднять фигуру (чб почувствовать ее вес) и произнести ее название, так

несколько раз.

2. Поиск: бумажки отрываются, надо найти все гацуны. Почему отобрал именно

эту фигуру? Надо абстрагироваться от цвета и формы и включить только 2

признака: тяжесть и величину.

3. Проверка: чем отличается гацун от рас?

Вывод: в начале бессмысленные слова приобретают опред значение – становятся

носителями понятий.

Недостаток методики: слова даны с самого начала - не выступают в роли

знаков и не отличаются от другого ряда стимулов. Задача может решаться на

основе памяти. Средства даны сразу, задача вводится постепенно. Ах изучал,

как задача влияет на способ организации стимульного ряда (классификация).

Функциональная методика двойной стимуляции Выготского-Сахарова:

2 ряда стимулов: объекты и набор обозначений.

20-30 шашек, 5 цветов, 3 формы + отличаются высотой и величиной. На нижней

стороне фигур написано слово (высокие большие – мул, высокие маленькие –

дек, низкие большие – репе, низкие маленькие – бат).

Расставлены в беспорядке.

1. Эксп-р показывает образец (бат) и просит р-ка отобрать все бат и

объяснить почему.

2. Р-к отбирает фигурки

3. Эксп-р переворачивает фигуру и показывает ее название.

Задача дана сразу, а средства вводятся постепенно – изучение того, как

используются средства в решении задачи классификации:

1) Исследование не готовых понятий, а процесса их развития

2) Итог - создание сложных понятий

3) Как бессмысленное слово становится знаком (приобретает значение)

Стадии развития понятий (онтогенез значений слов):

1. Синкретизм – образование неопределенных множеств предметов, в основе

лежит либо субъективный, либо случайный признак.

2. Комплексы: объединение на основе некоторых объективных связей, но нет ни

одного общего для всех признака:

Коплекс: структура (ядерная, цепная) + сохранение или изменение параметра

(ассоциация, коллекция)

1) ядерный комплекс – связь каждого с центральным эл-том, но нет связи

между собой

2) коллекция (всех по одному)

3) цепной комплекс – переход от признака к признаку (цилиндр большой –

цилиндр маленький – маленький куб – куб большой и т.д)

4) диффузный

3. Псевдопонятие: общий признак есть, но он не осознается

4. Потенциальное понятие: на основе конкретного эмпирического признака,

который уже абстрагируется

5. Истинное понятие: выдление обобщенного, существенного признака,

синтезирование ряда абстрагированных признаков.

Свойства комплексного мышления:

1) отсутствие единства связей

2) отсутствие иерархии признаков

3) наглядный х-р связей

4) обобщение строится на основе наглядности и практичности.

10, 13, 14. Основные подходы к изучению мышления. Теории мышления.

(см.вопрос 9)

|Теория |Восприятие |Интеллект |

| |Знание об объекте в рез-те |Позволяет приобретать знания |

| |непосредственного контакта |опосредованно (вне контакта + |

| |с ним |знания о сущностных св-вах) |

|Гельмгольц |Связаны: В. есть б/с умозаключение (пример: константность) |

|Гештальт |Келер: орудийное восприятие. Изучаются вместе: это разные |

| |уровни познания, имеющие общую структуру |

|Пиаже |Статично, необратимо, |Обратимость, новая степень |

|Связаны, но |целостно. Однозначная связь|свободы. Тенденция развития: от|

|различны! |с объектом. Образ |эгоцентризма к децентрации |

| |фрагментарен, зависит от | |

| |мотивации. Эгоцентризм | |

| |восприятия. | |

Общий вывод: преемственность развития восприятия и интеллекта. Переход от

необратимости к обратимости через константность. Перцептивная деятельность

зависит от развития интеллекта, связана с научением.

Основные теоретические подходы:

1. Механистический

Структурная психология: чувственные представления – ассоциации. Мышление

как ассоциирование чувственных представлений. Образование понятия:

наложение фотографий – при ассоциирование нескольких представлений их

общие, существенные признаки акцентируются, образуя понятие, несущественные

исчезают.

Мюллер: теория диффузных репродукций: каждое представление вызывает

диффузный поток ассоциаций. При их наложении выделяется признак, общий для

исходных представлений и существенный для нового опнятия.

Выводы:

1) мыслительный процесс есть бессубъектный, нет внутренней активности

2) реактивность мышления (внешняя ситуация)

3) неспецифичность мышления

4) моделирование вместо объяснения

5) униваерсальный язык описания псих процессов

2. Телеологический

Вюрцбюргская школа: Ах, Кюльпе, Бюлер, Зельц

Идея активности, интенциональности сознания (цель): детерминирующая

тенденция. Она определяет течение ассоциаций, определяет выделение

существенного признака. Явление сознанности – наличность ненаглядного

знания.

Процесс выбора средств зависит от конкретной задачи. Изменение метода

интроспекции: теперь отчет проводится в условиях поиска ответа на

поставленный вопрос. Использование в эксп-тах шаблонных репродуктивных

задач, т.к. цель – определить мышление.

Феномены внутреннего опыта:

- чувственные представления

- мысли (осознание отношений вне зависимости от чувств)

Безобразность мышления: мышление не наглядное, не речевое – раскрытие

действительного содержания задачи. Тэйлор: если предложения не имеют

наглядного содержания, то появление наглядных представлений может мешать

пониманию. Шульце: 2 группы переживаний – явления (наглядные – ощцщения,

чувства) и мысли (сознанности). Мессер: слова – ассоциации (замок-

высокий), затем просьба указать признак этого предмета (замок – велик). Во

втором случае – наличие осознание объективной значимости.

Бюлер: типы мыслей (мышление как усмотрение отношения):

- сознание правила

- сознание отношения

- интенции (главное не предмет, а содержание мысли)

Выводы:

1. Специфика мышления – во внутренней направленности суб-а на достижение

цели, решение задачи

2. Поиск существенного, а не наглядно воспринимаемого в решении задач

3. Мышление есть выделение отношения чувственных элементов стр-ры задачи.

Мышление как действие (Зельц)

S – условие, Р – требование, m – средство. Отношение m-P содержится в

прошлом опыте.

M – существенное отношение между S и Р – теория комплексов.

Психологическая структура задачи – схематически антиципирующий комплекс.

Задача расположена по 2 уровням:

1) чувственные представления S и Р

2) их отношение m

Основа решения – прошлый опыт субъекта.

В процессе решения задача является незавершенной комплексной стр-рой. Р

антиципируется субъектом через усмотрение отношения m: нахождение принципа

решения, предвосхищение. Детерминированная абстракция средств.

Операции – специфические реакции, служащие для решения задач. Некоторые из

них являются методами решения. Операция восполнения комплекса

(припоминание): нахождение Р (метод решения).

2 способа:

1) Актуализация средств – направлена на актуализацию уже известынх методов

решения.

2) Абстракция средств - открытие новых методов

- репродуктивная

- случайно обусловленная

- непосредственная (метод решения возникает из самой стр-ры задачи)

Этапы решения задачи:

1. Установление отношений между элементами условий (проблемный комплекс)

2. Антиципация искомого – постановка цели

3. Абстракция/репродукция средств

Применимо к решению простых репродуктивных задач.

3. Целостный подход

Вертгаймер: понимание всех составляющих как включенных в целостную стр-ру.

Дункер: в творческой задаче нет 2 уровней: это задача с одним определяющим

конфликтом.

Инсайт есть определнная организация или структурирование субъектом

проблемной ситуации = понимание ее основного конфликта, т.е. конкретного

противоречия между условиями и требованиями. В этом конфликте содержится

принцип решения задачи. 2 стороны:

1) переживание факта конфликта – аффект

2) направленность на его устранение

Необходимо нахождение функционального решения: принципиального способа.

Реализаций этого решения мб несколько.

Инсайт не есть процесс: это моментальное качественное изменение

(нахождение и применение).

Общие принцины:

1) содержание психики составляют целостные образы

2) главный объект исследования – восприятие. Его закономерности перенесены

на мышление (феноменальное поле).

Мышление есть акт внезапного понимания существенных отношений проблемной

ситуации – непосредственное усмотрение (а не актуализация прошлого

опыта).

Мышление работает с глубинными ср-вами, перцепция – с наглядными. Принцип

одинаков.

Направления исследований:

1. Изучение инсайта как закономерного итога развития ситуации, следует из

ее логики (Дункер)

При этом проблемная ситуация (Келер):

1) должна быть доступна структурированию

2) ее целостное понимание должно соот-ть возможностям субъекта (условия и

требования нах в визуальном поле суб-а)

3) условия, требования и ср-ва – конкретны, ситуативны.

2. Критика роли прошлого опыта в процессе решения задач. Новый тип задач –

дункеровские:

- с неопределенными условиями

- требуют целеполагания

- одноходовые

Задача с окраской шарика: невозможность решения проблемы в рамках

перцепции – требуется мышление.

15. Мышление как процесс: методы выявления первичных данных и проблема их

интерпретации.

Мышление как предмет экспериментального исследования - решение задач: можно

изучать по результату или сам процесс.

1. Изучение по результату: факторы успешности решения задач:

Специфические (познавательные) – неспецифические (мотивация)

Ситуативные – личностные

1) Специфические ситуационные ф-ры:

- пространственно-временная организация условий задачи. Временная

организация – установка (Лачинс). Зависит от: конкретного материала,

усилий, вложенных испытуемым

- прямая и косвенная подсказка (вспомогательная задача): дается после

попыток решить основную + сохранение интереса к задаче

2) Специфические личностные:

- готовность знаний: тест Раахейма

- интеллект: дивергентность/конвергентность

- когнитивная сложность

3) ситуативные неспецифические: эмоционально-волевые

Оптимум мотивации: различен для шаблонных и творческих задач

3 уровня: нейтральная, умеренная, высокая

Надо различать внешнюю (престиж, самоутверждение) и внутреннюю мотивацию

4) индивидуальные особенности субъекта (личностные неспецифические)

- личность - тревожность, гибкость, конформность, инициативность,

рефлексивность

2. Мышление как процесс:

3 направления:

1) гештальтпсихология

2) информационный – Ньюэлл, Саймон

3) деятельность

1. Метод получения данных:

1) метод рассуждения вслух

2) запись протокола – набор стадий решения. Поведение человека при решении

задач подчиняется программе, включающей группу элементарных информац

процессов. Мозг и машина опереруют символами. Надо преобразовать 1 в 2

путоем применения операторов (правил преобразования). Цель:

распространить теорию на творческое мышление. Проблема соотнесения

алгоритма и эвристики (система сокращенного действия).

Но: мышление это и формирование задачи – важно не потерять смысл и

ценность объектов при формалоьном представлении.

3) Рубинштейн: анализ условий одной задачи их синтез с требованиями другой.

Перенос – применение прежде найденных решений с новым задачам. В основе

переноса лежит обобщение, а оно есть следствие анализа, вскрывающего

существенные связи. Самое главное: анализ основной задачи, включение

обеих в единую аналитико-синтетическую деят-ть!

Тихомиров: применение объективных методов: анализ исследования

поведения=анализ мыслительной деят-ти по решению задачи на неосознаваемом

уровне.

- регистрация движений глаз

- длительность фиксаций

- траектории движений глаз

Исследовательские действия (проигрывание ходов), укрупнение единиц деят-

ти, длительные фиксации на конечных стадиях

- КГР – показатель эмоц.акт-ти, мотивационной значимости (изменение

происходит на конечных стадиях)

- зрачковый рефлекс

- словесный отчет (появление ЭР в трудные моменты), но фрагментарность,

запаздывание

На разных этапах элементы приобретают разные невербализованные

операциональные смыслы. 2 фазы поисковой деят-ти:

- процессы, приводящие к возн смысла возможного решения задачи

- оценка возникшего смысла

2. Знание о решении задачи:

1) каждое высказываение интерпретируется в связи с его функциональным

значением (достраивание до целого): родословное дерево решения является

результатом процесса. Процесс изучается только, когда он уже состоялся.

Эвристика – рабочее правило решения.

2) Выделение элементарных стадий – шагов. Шаг – изменение состояния

осведомленности.

3) Рубинштейн: необходимо решать 2 задачи – основную и вспомогательную.

Решение – перенос знаний с одной на другую. Фиксируется, в какой момент

испытуемому поможет решение вспомогательной (подсказка по Дункеру):

- на раннем этапе: решается как несвязанная с основной; обобщение

совершается постепенно через анализ и соотнесение обеих задач

- на позднем этапе: обобщение совершается уже в ходе решения второй задачи

Тихомиров: выделение невербализованных операциональных смыслов. Любое

движение глаз получает свой смысл. Эмоциональное решение задач: эмоция

всегда предшествует (ага-реакции, сужение зоны ориентировки, КГР).

Мыслительная деят-ть становится более направленной (регулирующая ф-я

эмоций). Эмоц активация – необходимое условие продуктивной интеллект деят-

ти. Определяет субъективную ценность направления поиска.

12. Развитие мышления. Стадии развития интеллекта.

Пиаже: Генетическая психология – изучение развития интеллекта. Интеллект –

инструмент адаптации. Субъект активно приспосабливается (ассимиляция и

аккомодация – взаимно уравновешивают др др). Активность как источник

познания. Функция интеллекта – структурирование отношений между организмом

и средой. Интеллект существует и на доречевом уровне: мысль рождается в

действии.

В природе – принцип равновесия. Мышление также стремится к нему –

установление логических структур. Логика не врождена, а развивается

постепенно.

Структура интеллекта – операция. Операции – это действия, которые

осуществляются в уме, но их источником являются физические действия

сенсомоторного периода. Они скоординированы в целостную систему с другими

действиями – группы (системы операций). Благодарая этому обеспечивается св-

во обратимости. Критерий появления оперций – понятие сохранения.

Порядок прохождения стадий задан и неизменен. Вершина развития интеллекта –

образование формально-логических сруктур. Обучение не играет роли (ср.

Гальперин и Эльконин – роль обучения).

Ранние работы: 3 стадии мышления ребенка

1. Стадия аутистического мышления

2. Стадия эгоцентрического мышления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ