Рефераты

Общение как феномен культуры

складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе теории обучения: культура – это поведение,

которому человек научился. А не получил в качестве биологического

наследства.

7. Структурные определения, выделяющие важность моментов организации

или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных

признаков. Различным образом, связанных между собой. Материальные и

нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных

потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью)

культуры.

8. Идеологические определения: культура – это поток идей, переходящих

от индивида к индивиду посредством особых действий, т. е. с помощью слов и

подражаний.

9. Символические определения: культура – это организация различных

феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в

употреблении символов и зависящая от этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие – то важные

черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она

ускользает от определения. Действительно, она является результатом

поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает идеи,

модели и ценности, избирательна, изучаема, основана на символах, т. е. не

включает биологических компонентов человека и передается отличными от

биологической наследственности механизмами, она эмоционально воспринимается

или отбрасывается индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам

достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются в виду,

когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси или

Новгорода.

Можно рассматривать историю, как целесообразную деятельность людей.

Именно этот деятельный подход и позволяет ответить на вопрос о том, что

такое культура? Говоря и размышляя о культуре, мы представляем себе не

только продукты человеческой деятельности, но и саму эту деятельность:

каменщиков, возводящих пирамиды или строящих Акрополь, современное

автоматизированное производство с его высокой технической культурой.

Понятно, что деятельность, осуществляемая с помощью каменного молотка или

обычной пилы, существенно отличается от деятельности рабочего,

налаживающего автоматическую линию, включающую в себя станки с программным

управлением.

В соответствии со сказанным мы будем рассматривать культуру , как

совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и

общества, а так же результатов этой деятельности, воплотившихся в

материальных и духовных ценностях. Под ценностями понимаются материальные

и идеальные объекты, способные удовлетворить какие – либо потребности

человека, класса, общества, служить их интересам и целям. Мир ценностей

многообразен, он включает в себя природные, этические, эстетические и

другие системы. Системы ценностей историчны и, как правило, иерархичны.

Один из высших уровней такой иерархии занимают общечеловеческие

ценности. Подчеркивая разницу между –материальными и духовными ценностями,

многие исследователи разграничивают материальную и духовную культуру. Под

материальной культурой понимается совокупность материальных благ, средств и

форм их производства и способов овладения ими. Духовную культуру определяют

как совокупность всех знаний, форм мышления, сфер идеологии (философия,

этика, право, политика и т. д.) и способов деятельности по созданию

духовных ценностей.

Необходимо обратить внимание еще на один важный момент – на

социальный характер культуры. Культура – это неотъемлемая сторона жизни

общества, она неотделима от человека как социального существа. Не может

быть общества без культуры, как и культуры без общества. Поэтому, то

обыденное понимание культуры, с которой мы часто сталкиваемся, когда

говорим: « Это некультурный человек, ему неведомо, что такое культура», -

неверно с философской точки зрения. Говоря так, мы обычно имеем в виду, что

человек, о котором идет речь, плохо воспитан или недостаточно образован.

Однако с философской точки зрения человек всегда культурен, ибо он есть

социальное существо, а общество без культуры не существует. Как бы ни было

слабо развито то или иное общество, оно всегда создает соответствующую

культуру, т. е. совокупность материальных и духовных ценностей и способов

их производства. Другое дело, что степень развитости культуры может быть

различной: сильной или слабой, высокой или низкой. Эта степень зависит от

конкретного исторического этапа развития общества, от условий, в которых,

развивается человечество, от возможностей, которыми оно располагает.

Культура – цемент здания общественной жизни. И не только потому, что

она передается от одного человека к другому в процессе социализации и

контактов с другими культурами, но так же и потому, что она формирует у

людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости,

члены одной культурной группы в большей степени испытывают взаимопонимание,

доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства

отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах

культуры.

Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является

причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать

на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность

общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык

объединяет людей. С другой – общий язык исключает тех, кто не говорит на

этом языке или говорит несколько иначе.

Язык – явление социальное. Им нельзя овладеть вне социального

взаимодействия, т. е. без общения с другими людьми. Хотя процесс

социализации в значительной мере основан на имитации жестов – кивков,

манеры улыбаться и хмуриться, - язык служит основным средством передачи

культуры. Другой его важной чертой является то, что на родном языке

практически невозможно разучиться говорить, если его основной словарный

запас, правила речи и структуры усвоены в возрасте восьми или десяти лет,

хотя многие другие аспекты опыта человека могут быть забыты полностью. Это

свидетельствует о высокой степени приспособляемости языка к потребностям

человека; без него общение между людьми осуществлялось бы значительно

примитивнее.

Язык организует опыт людей. Поэтому, как и вся культура в целом, он

вырабатывает общепринятые значения. Коммуникация возможна только лишь при

наличии значений, которые принимаются, используются ее участникам и поняты

ими. В самом деле, наше общение между собой в повседневной жизни во многом

обусловлено нашей уверенностью, что мы понимаем друг друга.

Общий язык так же поддерживает сплоченность общества. Он помогает

людям координировать свои действия благодаря убеждению или осуждению друг

друга. Кроме того, между людьми, говорящими на одном языке, почти

автоматически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят

отражение общие знания людей о традициях, сложившихся в обществе, и текущих

событиях. Короче говоря. Он способствует формированию чувства группового

единства, групповой идентичности.

В большинстве европейских обществ к началу ХХ века сложились две

формы культуры.

Высокая культура – изящное искусство, классическая музыка и литература

– создавалась и воспринималась элитой. Народная культура, включавшая

сказки, фольклор, песни и мифы, принадлежала бедным. Продукты каждой из

этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция

редко нарушалась. С появлением средств массовой информации (радио, массовых

печатных изданий, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание

различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая

культура, которая не связана с религиозными или классовыми субкультурами.

Средства массовой информации и массовая культура неразрывно связаны между

собой. Культура становится « массовой», когда ее продукты стандартизируют и

распространяют среди широкой публики.

Во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих различные

культурные ценности и традиции. Система норм и ценностей, отличающих

группу от большинства общества, называют субкультурой.

Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как социальный

класс, этническое происхождение, религия, место жительства

Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности членов

группы.

Культура – это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура

организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере

осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически

запрограммированное поведение.

Каждое общество, а порой и отдельные его социальные группы

вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только

закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с

большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать,

что существует тот или иной уровень культуры общения.

Культура – понятие более широкое, нежели общение, она включает в себя

все материальные и духовные ценности, которые накоплены людьми. В том числе

культура включает в себя способы человеческой деятельности, тот круг форм,

приемов, и норм, которые характеризуют особенности функционирования

общества и без которых невозможно его существование. В этом плане можно

говорить о культуре производства, отдыха, общения. Здесь особо

подчеркивается нормативность культуры, которая «очерчивает именно то, как

надо действовать».

Взаимоотношения людей непосредственно регулируются социальными

нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой

важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права. Которые действуют при

общении людей, включаются в культуру общения. Они сближают выработанные в

обществе требования, предъявляемые к общению, с самой его практикой. Норма

не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе

ценностей, а предполагает их обязательное исполнение, устанавливает степень

дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но

и в плане культуры поведения.

Поэтому, говоря о культуре общения в широком смысле слова, можно

включить в нее нормы и способы их реализации в человеческих отношениях. Но

есть и более узкий смысл в понимании культуры общения; в этом случае она

определяется степенью владения людьми навыков общения, созданных и

принятых в конкретном обществе.

Думается, нельзя разрывать указанные два понимания культуры общения,

поскольку и сами навыки. И возможность овладения ими зависят от правовой

системы, от нравственного климата социальной группы. Основой всех аспектов

общения являются экономические отношения данного общества. Но в

непосредственных контактах эта связь от людей ускользает. Люди прежде

всего сталкиваются с поступками, словами, жестами, манерами, которые сами

по себе не оцениваются с точки зрения права или морали. Они лишь форма, в

которой проявляется или не проявляется моральное содержание, которое и

определяет смысл поступка.

Вместе с тем нельзя сказать, что сами по себе поступки безразличны для

людей. Одни поступки создают предпосылки для взаимопонимания, предполагают

удобства для окружающих людей, проистекают из их интересов, другие ведут к

дискомфорту во взаимоотношениях провоцируют отрицательную реакцию

окружающих. Это внешняя сторона взаимоотношений и расценивается прежде

всего с точки зрения культуры людей и характеризуется как культура общения.

Разумеется, в реальной жизни все ее стороны, о которых шла речь,

органически сливаются друг с другом, взаимно дополняют и проявляют друг

друга. Раздельное их рассмотрение возможно лишь для уяснения содержания

понятия культуры общения.

Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм,

способов, форм взаимоотношений людей как своеобразные эталоны общения. Но

такое описательное определение должно быть дополнено и уточнено

установлением тех эталонов, которые действительно соответствуют интересам

людей (а следовательно, и самому процессу общения) или противоречат им,

несмотря на свое реальное существование. Без такой важнейшей поправки

нельзя говорить ни о социальной ценности общения, ни о его содержательной

стороне.

В сфере культуры общения основные общечеловеческие нормы, «простые

нормы нравственности и справедливости», как называли их К. Маркс и Ф.

Энгельс, играют роль гораздо большую, нежели в какой либо другой области

человеческих отношений.

Как известно, в своем развитии личность сначала постигает более

очевидные, более простые нормы человеческих отношений и только потом

усваивает более сложные. При этом нельзя забывать, что без более простых не

было бы и более сложных норм. Вот почему в самых сложных отношениях между

людьми нельзя игнорировать те элементарные нормы, которые в сложную систему

культуры общения. Никакие требования морали не могут быть осуществлены и

даже поняты без элементарной порядочности в человеческих отношениях. Их же

противопоставление искажает само содержание высоких нравственных принципов.

§ 3 Коммуникабельность как признак культуры общения человека.

В нашем ежедневном общении друг с другом, часто даже не думая об этом,

мы пытаемся продраться друг к другу сквозь шумы, сопутствующие на каждом

этапе коммуникации. Под коммуникацией вообще понимается происходящий между

людьми обмен информацией, настроениями, идеями, эмоциями. Несколько упрощая

этот процесс и воспользовавшись терминами теории информации можно

представить в виде следующей схемы:

На первом этапе отправитель сообщения сообразуясь с его целью из всего

объема информации отбирает необходимую.

На втором этапе отобранная информация кодируется, т.е. выбирается

наиболее эффективный язык передачи. Часто одно и тоже сообщение, хотя бы

элементарную реплику «Пошел вон!» можно передать вербально, графически, на

языке жестов, и просто мимикой, а можно и прямым действием.

Далее следует передатчик и, соответственно, приемник. Бессмысленно

корчить рожи перед незрячим собеседником и пересылать радиосообщения,

пигмеям, живущим в джунглях Заира.

Декодирование – расшифровка – предполагает обязательное знание

адресатом того языка, на котором направлено сообщение. При этом сообщение

должно быть составлено так, чтобы при его анализе получатель обратил

внимание именно на те аспекты, которые были наиболее значимы для

отправителя.

Насколько эффективным было переданное сообщение, показывает реакция

получателя или обратная связь. И даже отсутствие реакции представляет собой

обратную связь, показывающую, что сообщение не достигло цели.

Такая схема помогает анализировать общие черты процесса коммуникации,

но, конечно, не учитывает множество факторов, влияющих на успешность

общения между людьми. В ходе человеческого общения информация не только

передается, но постоянно преобразуется, изменяется. Вместе с ней меняется

часто и сам тип отношений, например, едва знакомые люди постепенно

становятся приятелями, а потом и близкими друзьями. Оба участника

межличностного общения являются его активными субъектами и, постоянно

меняясь местами, сообразно своим мотивам, целям и установкам влияют на

коммуникативный процесс. В результате человеческого общения происходит

взаимное поведение его участников.

Наконец, на каждом этапе коммуникации возникают барьеры,

препятствующие ее эффективности, причем в первую очередь те, которые

присущи исключительно человеческим отношениям и самой человеческой природе.

Очень часто возникающая иллюзия взаимопонимания связана с тем, что они

пользуются одними и теми же знаками (в том числе словами) для обозначения

совершенно разных вещей. Семантические – смысловые – барьеры могут

вызываться социальными, культурными, психологическими и другими причинами.

Индивидуальные расхождения людей в их системе ценностей и потребностей

часто не позволяют найти общий язык даже при обсуждении таких универсальных

категорий, как добро и зло.

Средний российский служащий с опытом двадцатилетней работы на

государственном предприятии, имеющий деградированное трудовое сознание, в

котором интенсивность и качество труда никак не связаны с размером оплаты

труда в котором доминируют иждивенческие мотивы типа «Работодатель должен

мне денег, потому что у него их много» - такой служащий не хочет, да и не

может понять образ мыслей предпринимателя.

Чрезвычайно тонкий процесс человеческого общения может быть нарушен

сбоями в кодировке информации, недоучетом мировоззренческих, религиозных,

политических, профессиональных и возрастных отличий.

Кроме того, для человеческой коммуникации, в отличии от модели

простого обмена информацией, чрезвычайно важны такие факторы, как стиль,

контекст. Неожиданная фамильярность обращения может свести на нет всю его

информационную насыщенность, а его уместность и ценность определяется всей

системой общения. Основной же смысл сообщения может вовсе не выражаться

вербально, а только подразумевается. Например, сообщение мужа о предстоящем

на завтра ответственном выступлении хватает его жене для того, чтобы она

привела в порядок его костюм.

В начале, конечно, было не слово, а мысль, побуждение или образ. Но

для того, чтобы сделать их понятными, нужно было облечь их в слова. Для

человека понятие или явление в полном смысле начинает существовать тогда,

когда оно названо. Наиболее универсальное средство человеческого общения –

язык. Слова – это символы, при помощи которых мы кодируем информацию. «Это

могучая, прекрасная и великая» система кодирования, но и она оставляет

возможности не только для разрушения, но и для создания барьеров. Язык не

только одного народа, но и одной социальной группы отличается от языка

другой группы.

Существует профессиональный язык, местный диалект, молодежный сленг,

воровской жаргон и т.д. Коммуникативная функция всех этих языков одна –

если ты его не понимаешь, ты не будешь принят данным социумом, как свой.

Стилистика языка предполагает уместность ситуативного использования по-

разному окрашенных синонимов, целых оборотов и соматических форм:

разговорных и публицистических, официально-бюрократических, научных или

художественных.

Важнейшая группа коммуникативных барьеров связана с особенностями

механизма восприятия человека.

Масса факторов способна ввести нас в заблуждение. Очень часто нас

обманывает первое впечатление, мы «встречаем по одежке», «понимаем в меру

своей испорченности», выдаем желаемое за действительное и «судим по себе».

Иначе говоря, вольно или невольно приписываем человеку, его словам или

поступкам определенный смысл и содержание, часто не соответствующее

действительности. Такое приписывание (атрибуция) накладывает отпечаток на

весь процесс нашего восприятия (перцепции) мотивов поведения чувств и

личностных качеств другого человека.

Считается, что человек «выигравший» первые четыре минуты общения,

выигрывает минимум год, если ему удалось произвести хорошее впечатление в

первые мгновения, расположить к себе собеседника, то довольно длительное

время после этого он может особо не утруждать себя заботой об отношении к

себе, оно сформировано, и разбить его будет нелегко.

Серьезнейшим барьером на пути к глубокому общению становиться у многих

страх перед ним, болезнь попасть в зависимость, связать себя этим знанием,

раскрыться в нем. Такие люди приучаются сдерживать себя не только

внутренне, но и извне - их можно узнать по неэмоциональным интонациям,

постоянной нервозности и напускному спокойствию, неяркой, как правило,

застегнутой на все пуговицы одежде, осторожным словам и поступкам,

скованной и зажатой позе. Самодисциплина иногда полезна, но в одном случае

цена за нее слишком велика, насилие над собственной природой. По настоящему

общаться с такими людьми очень трудно.

Жесткость социальных ролей может также являться препятствием,

осложняющим общение. Подавляющее большинство служащих будет даже в

неформальной обстановке «держать себя в узде» в присутствии начальника,

который в свою очередь, за редким исключением, будет продолжать играть роль

солидного, серьезного, умудренного руководителя.

Если человек не умеет «переключаться», переходя из одной роли в

другую, успевая только на одной из них, с ним очень трудно общаться, его

социальную активность никак нельзя назвать высокой.

Кроме того, наше восприятие может значительно искажаться по причине

подверженности стереотипам, усвоив которые, мы начинаем по одной детали

достраивать общую картину, домысливая недостающие элементы, а те, которые

выбиваются из схемы, будем бессознательно пытаться игнорировать.

Жесткость и однобокость убеждений так же серьезно затрудняет общение.

Люди чаще всего крайне тяжело пересматривают свои взгляды, а то, к чему

привыкли верить не сомневаясь, обычно крайне ревностно отстаивают.

При любой форме контактов суждения партнеров по общению должны быть

убедительным, что означает прежде всего аргументированность не заезженными

истинами, которые никого не трогают, а весомыми для партнера по общению

доводами.

При непосредственном общении важно соблюдать «деловые формальности»,

но не малую роль играет так же этикет, умение быстро находить общий язык и

даже первое впечатление.

Всякое общение отличается не только определенным содержанием, но и

формой. Если содержание общения, что было отмечено ранее, предстает, как

«коммуникативный процесс взаимного выражения психического состояния и

обмена информацией «, то форма – это процесс «взаимодействия людей, их

поведения по отношению друг к другу». Решающее значение имеет, надо

полагать, содержательность общения, его насыщенность полезным для дела

смыслом, поскольку в противном случае и самая эффективная его форма не

может привести к требуемым результатам. Вместе с тем, неудачно выбранная

форма общения способна принизить или вовсе свести на нет его смысловую

нагрузку.

Общение возможно опосредованное (косвенное) или непосредственное

(контактное). Общая тенденция такова, что все большее распространение

получает по причине закономерного усложнения связей в объектах управления

опосредованное общение, но больше достоинств, несомненно, у

непосредственного общения, которое обеспечивает прямое, не обусловленное

опосредующими звеньями восприятие партнеров и их поведения.

В общении используются средства коммуникации двоякого рода –

вербальные, связанные с речью, и невербальные, основанные на применении

различных неречевых знаковых систем (жестов, мимики, а так же качества

голоса, его диапазона и тональности). Преобладает. Конечно, вербальная

коммуникация, которая всегда предваряет общение и остается в дальнейшем

самым результативным средством общения. В любой форме вербальной связи

заметен эмоциональный элемент, выражающийся в подтексте или модальности

речи, дополнительном смысловом значении

Общение с точки зрения преследуемых им целей и результативности

выступает в трех видах: как обмен информацией (знаниями и идеями), как

взаимодействие, связанное с организацией совместной деятельности по решению

определенных задач, и как восприятие партнерами друг друга, являющееся

предпосылкой их взаимопонимания. Все виды общения связаны между собой,

образуя ступени единого процесса восхождения от контактов с целью простого

обмена информацией до коммуникации на основе единства взглядов по основным

вопросам, представляющим общий интерес, когда каждый считается не только с

тем, каковы потребности, установки и мотивы другого, но принимает к

сведению и то, как этот другой понимает и насколько разделяет его

потребности, установки и мотивы.

Взаимопонимание партнеров по общению достигается идентификацией и

эмпатией. При идентификации человек сознательно уподобляет себя партнеру,

пытаясь проникнуться его внутренним состоянием, а для эмпатии характерно не

столько осмысление проблем партнера, сколько эмоциональный отклик на них. В

обоих случаях каждый стремится взглянуть на вещи с позиций партнера, но в

условиях эмпатии принять во внимание линию поведения партнера вовсе не

означает разделить ее.

Глава 2. Культура общения в трудовом коллективе

§ 1. Социально-психологический климат и деловые взаимоотношения в

коллективе.

Важное место в жизни человека занимает его работа, трудовой коллектив.

С коллегами по работе нас нередко связывают не только служебные, но и

другие отношения, причем некоторые из них необходимы и дороги нам не в

меньшей степени, нежели отношения с близкими людьми.

Тем не менее среди всех отношений, складывающихся в трудовом

коллективе, наиболее важными являются служебные. Их особая роль

определяется, во-первых, тем, что сама природа трудовой деятельности делает

их необходимыми, и в этом смысле они независимы от воли их участников. Во

– вторых, без них невозможна никакая трудовая деятельность, выполнение

задач, стоящих перед коллективом. В-третьих, служебные отношения влияют на

настроение людей, влияют на тот нравственный микроклимат, без которого

невозможно существование здорового коллектива. Как правило, в них участвуют

люди, давно и более или менее неплохо знающие друг друга. Эти знания

результат не только совместной трудовой деятельности, но и участия в

различных видах общественной деятельности. Культура служебных отношений

отражает требования коллективизма.

Главная цель коллектива - успех дела. Хорошие служебные отношения

складываются там, где все работники слаженно, дружно решают поставленные

задачи. В тех же коллективах, где на первый план выступают «хорошие

отношения» плохо выполняются его основные функции, а сами отношения

перестают служить интересам дела, становятся неуправляемыми.

Нормальные служебные отношения формулируются на основе следующих

принципиальных требований: ответственности за дело, уважения к коллегам по

работе, культуры.

Ответственность- это прежде всего требовательность к себе и к другим,

в основе которой лежит понимание социальных последствий тех или иных

поступков. Последнее невозможно без правильного отношения к результатам

деятельности коллектива, к тому морально-психологическому климату, который

в нем складывается. Коллектив только тогда и становиться коллективом, когда

чувство ответственности становиться естественным и необходимым, если не для

каждого, то, по крайней мере, для подавляющего большинства работников. Это

означает, что члены коллектива в своих служебных отношениях

руководствуются не личными выгодами, а интересами общего труда и его

результатами. Только такой критерий позволяет наладить успешную работу

разных людей.

Ответственность предполагает честное и обязательное отношение к слову,

которое не мыслиться в отрыве от дела. Необязательный человек, болтун

приносит вред не только своим личным поведением, он создает вокруг себя

атмосферу безответственности, недисциплинированности. Особенно такой

человек, как руководитель. Безответственность начинается с мелочей. Поэтому

их нельзя упускать из поля зрения. Тем более, что оценка факта как «мелочи»

очень условна. То, что кажется мелочью одному, может быть значимым и для

дела, и для другого человека. Нельзя не согласиться с суждением, что

мелкой безответственности не бывает. Нарушения деловой обстановки не

компенсирует самая изысканная вежливость и предупредительность, которые в

отрыве от решения служебных задач становятся псевдокультурой, поскольку

маскируют бесплодное время провождение.

Поэтому точность, аккуратность, исполнительность, ответственное

отношение к делу – основа культурного делового общения.

Другим, не менее важным началом культуры служебных отношений является

уважение к товарищам, коллегам. Если уважение строится из отношений «по

горизонтам», т.е. между людьми занимающими одинаковое служебное

положение, то оно является непосредственным выражением принципов

коллективизма, и в служебных отношениях не обнаруживается сколько-нибудь

ярко выраженной специфик.

Другое дело, когда вопрос уважения к сотруднику рассматривается сквозь

призму отношений «по вертикали» т.е. между руководителем и подчиненным.

Грубый, крикливый стиль руководства самым отрицательным образом

сказывается не только на деле, но и на моральном самочувствии людей, и что

особенно важно, на их здоровье. Иногда можно столкнуться с парадоксальной

ситуацией: руководитель вроде бы заботиться об интересах дела, но не

понимает простую истину, что действительная забота о деле предполагает

бережное отношение к тем, кто его делает, к основной производительной силе

общества –трудящемуся человеку.

Между характером взаимоотношений в коллективе и стилем руководства

существует тесная связь. Руководитель является не только своеобразным

дирижером оркестра, состоящего из разных и делающих разное дело людей,

которые должны создать нечто единое. Он еще и арбитр, дающий оценку

деятельности всего коллектива и каждого его члена в отдельности. Вполне

понятно, что эти его основные функции определяют и те качества, которые он

должен обнаруживать и которые в своей действенности создают подлинную

культуру руководства, а, следовательно, и культуру служебных отношений.

Многочисленные опросы, проводимые как среди рядовых работников, так и среди

руководителей, свидетельствуют, что наиболее важными качествами

руководителя считаются компетентность, организаторские навыки,

справедливость и коммуникабельность.

Справедливость имеет непосредственное отношение к культуре служебных

отношений. Не может завоевать доверия подчиненных руководитель, решения

которого продиктованы соображениями, противостоящими требованиям дела –

корыстными расчетами, соображениями карьеры.

Ответственность, уважение к подчиненным, в сочетании с

требовательностью к себе и к ним – единственный надежный стиль руководства,

обеспечивающий успешное решение стоящих перед коллективом задач, создание

здорового морально – психологического климата в коллективе.

Культура служебных отношений включает в себя ряд общих моментов,

которые становятся все более значимыми. Неумение вести служебный разговор,

неумение вести себя на деловых совещаниях не только не исключает

возможности потери нужной информации, риска быть неправильно понятым, но и

создает излишнюю психологическую напряженность, нервные «выхлопы», приводит

к потере времени. Порой, чтобы избежать этого, достаточно вспомнить

некоторые формальные требования: вежливый тон обращения, лаконизм

обращения, продуманность аргументации. Зачастую для выполнения этих

требований достаточно продумать цель разговора и его направление, форма же

становиться делом привычки.

Отношения в сфере труда занимают очень большое, может быть даже

определяющее место в нашей жизни. И дело даже не в том, что у большинства

из нас занимают преобладающую часть активного времени, поглощает

наибольшую долю сил. Дело в том, что в процессе труда наиболее полно

проявляются многие из наших человеческих качеств, формируется и

раскрывается наше социальное «Я». И одна из наиболее важных сторон

современных трудовых отношений – деловое общение работающих людей.

Объединяясь в процессе работы, мы создаем новую коллективную силу,

которая гораздо больше, чем сумма наших отдельных сил.

Разумеется, не всякий совместный труд предполагает непосредственное

общение, однако почти у всех работа так или иначе связана с трудовым

коллективом. Так что не будет преувеличением сказать: непосредственные

прямые, деловые отношения между людьми – одна из важнейших универсальных

систем жизнеобеспечения всего общественного организма. И поэтому культура и

этика этих отношений - вопросы, которые самым прямым образом затрагивают

всех нас. Именно человек, а не организационные структуры, не деньги, в

наибольшей степени определяют характер и результаты труда во всех сферах

материального и духовного производства.

Достаточно высокая культура общения предполагает умение избегать

случайных разногласий, отстаивая свою правоту во всех случаях жизни или

делая предметом заостренного внимания любую действительную или кажущуюся

оплошность товарища по общению.

Огромную роль в деловом общении играет климат в коллективе. Причем

климат влияет не только на самочувствие работника в трудовом коллективе, на

рабочем месте, что и само по себе очень важно. Он оказывает серьезное

воздействие на производительность и качество его труда. Это

экспериментально обнаружили еще в 20-е годы. Эксперимент показал, что

хорошая и доброжелательная атмосфера, дух сотрудничества и товарищества,

взаимопонимание и уважение способны поддержать высокую производительность

труда даже при накоплении у сотрудников усталости и ухудшения объективных

условий труда. Это открытие породило целую школу в теории и практике

управления. Но часто приходится сталкиваться с недооценкой и даже

непониманием важнейшей роли психологического климата в трудовом коллективе.

Что же это такое и из чего он складывается?

В научной литературе под климатом подразумевается преобладающая и

относительно устойчивая духовная атмосфера или психический настрой

коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их

отношении к общему делу. Климат трудового коллектива влияет на

формирование настроения его членов, что в свою очередь, оказывает

существенное воздействие на производительность труда и качество работы.

Причем это влияние действует с почти одинаковой силой в самых разных видах

коллективов. Например, оно проявляется как в группах работников низкой

квалификации, так и среди коллективов, члены которого заняты

высококвалифицированным интеллектуальным трудом.

Между тем далеко не везде вопросам создания благоприятного морально –

психологического климата уделяется достаточно внимания.

Отнюдь не способствует психологическому раскрепощению и активизации

потенциала сотрудников и другой из бытующих недостатков этого рода –

практикуемая иными руководителями сухая официальность, безличность в

отношения с подчиненными. Подобная «психологическая» глухота

свидетельствует о недостаточном уровне управленческой культуры, культуры

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ