Рефераты

Общение как феномен культуры

строительство, энергетику, то этот показатель в 4 – 5 раз выше. В 80-х

годах уровень заработной платы поднялся, но он все равно был далек от

показателей средней заработной платы за тот же период по стране. Например,

ведущий специалист в 1981 году имел оклад 95 рублей, в то время, как

средняя заработная плата по стране была 174 рубля. Специалисты отдела ( они

назывались тогда «счетоводы») имели и того меньше. Им устанавливался оклад

60 – 70 рублей. Естественно, что при таком уровне заработной платы не могло

быть и речи о качественном подборе кадров.

Если коснуться профессионального уровня, то в стране не было ни

одного высшего учебного заведения, которое бы готовило специалистов для

работы в системе социального обеспечения. В основном специалистов готовили

средние специальные заведения – это Челябинский юридический техникум,

Армавирский юридический техникум и Ташкентский юридический техникум. В

этих учебных заведения учащиеся получали специальность «Правоведение и учет

в системе социального обеспечения». Специалистов для нашего региона

поставлял Челябинский юридический техникум. Естественно, что таких

специалистов было недостаточно, что бы обеспечить ими все отделы социальной

защиты. До 1986 года даже заведующий отделом социального обеспечения не

имел высшего специального образования. И только, начиная с марта 1986,

отдел возглавил выпускник Казанского Государственного Университета, имеющий

специальное юридическое образование.

Как правило, работа в отделе социального обеспечения требовала

знания психологии пожилых людей, инвалидов и других, социально-незащищеных

категорий. Естественно, что этому не учили ни в одном учебном заведении, и

специалисты, работающие в отделе, руководствовались только интуицией и

природными качествами. Немаловажным отрицательным фактором было и то, что в

отделе совершенно отсутствовала перспектива роста в профессиональном плане.

Все эти перечисленные причины и приводили к тому, что в отделах социальной

защиты люди долго не задерживались. Особенно это относилось к молодежи.

Средний возраст работающих в отделе социальной защиты в 1986 году был 45

лет. Следствием всех вышеперечисленных причин была большая текучесть

кадров.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону только с мая 1992 года –

когда государство «повернулось лицом» к службам социального обеспечения. В

связи с проведением экономических реформ с мая 1992 года в отделе было

введено новое штатное расписание и увеличены должностные оклады. Следует

сказать, что до этого не существовало даже нормативов для работников

социального обеспечения, занимающихся вопросами назначения и выплаты

пенсий. Новое штатное расписание было составлено с учетом нормативов,

разработанных Комитетом по труду и социальным вопросам, а так же с учетом

территориальности. И работники отдела теперь стали называться не

«счетоводы», а инспектора по назначению и выплате пенсий.

С мая 1992 года вступил в силу новый Закон о государственных пенсия в

Российской Федерации, который в корне менял существующую до сих пор

законодательную базу. Реализация нового закона требовала высоко

профессиональных специалистов. Вместе с тем увеличилось количество людей,

выходящих на пенсию. Резко поменялся качественный состав люде, достигших

пенсионного возраста и имеющих право не пенсию. Если до этого пенсионерами

были, в основном, коренные жители города и прилегающих к нему сельских

районов, то теперь пенсионного возраста достигли представители рабочего

класса и интеллигенции. Естественно, это требовало и иного подхода и к

профессиональным качествам, и к моральным качествам, и к таким качествам,

как умение общаться, как с обслуживающим контингентом, так и между собой.

Именно, начиная с 1992 года, резко выросли требования к специалистам,

работающим в отделе социального обеспечения.

Вступление в силу Закона о государственных служащих в Республике

Татарстан еще выше подняло планку требований к специалистам. Работников

системы социального обеспечения, в соответствии с этим Указом , отнесли к

государственным служащим. В марте 1996 года все работники прошли

государственную аттестацию и, требования предъявляемые к государственным

служащим, привели к тому, что 18 специалистов отдела поступили заочно в

высшие и средние учебные заведения. Лица, не имеющие среднего специального

образования, поступили в Челябинский юридический техникум, а те, кто уже

имел среднее специальное образование – в высшее учебное заведение -

Московский социальный университет. Впервые, в должностных обязанностях,

предъявляемых к специалистам отдела, были такие требования, как владение

служебной этикой, соблюдение норм и правил, предъявляемых к государственным

служащим (см. приложение 2). Теперь для того, что бы работать в отделе

социального обеспечения, недостаточно было иметь соответствующее

образование. Большая роль отвадилась и умению общения, и не просто общения,

а общения, основанного на знании психологии, умении общаться между собой,

умении устанавливать контакты друг с другом, обмениваться информацией для

того, что бы строить совместную деятельность, сотрудничество. Необходимо

было, что бы специалисты общались беспроблемно. Способность к общению

всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. К людям легко,

вступающих в контакты и умеющих располагать к себе, мы относимся с

симпатией, с замкнутыми, нелюдимыми стараемся общаться, как можно реже.

Словом, как сказал поэт, «потолкуешь с одним – возликуешь, потолкуешь с

другим – затоскуешь».

Помимо общения между собой, к специалистам отдела стали предъявляться

и повышенные требования по отношению к пожилым людям. Необходимо умение

сопереживать и умение понимать. Ведь в цивилизованном обществе – уважение

старости – ведущая нравственная норма. Законы природы неумолимы: у старого

человека век недолог, потому надо беречь его жизнь.

Облегчи седому путь,

Помоги хоть малость.

Сам поймешь когда-нибудь,

Что такое старость.

Наличие всех вышеперечисленных качеств, по-моему, должно

свидетельствовать о том, можно или нельзя назвать общение культурным.

Начиная с 1996 года, на работу в отдел принимались только те люди,

которые соответствовали всем вышеперечисленным требованиям. Человек,

который принимался на работу в отдел, проходил собеседование со

специалистом-психологом. Была разработана и используется методика оценки

коммуникативных и организаторских склонностей (КОС- 1). Методика

разработана для диагностики потенциальных возможностей людей в развитии

коммуникативных и организаторских способностей. Она базируется на принципе

отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в

различных ситуациях. Так же, при приеме на работу определяется и

учитывается темперамент будущего претендента на должность специалиста по

вопросам назначения и выплаты пенсий.

Немаловажным фактором при приеме на работу в отдел я считаю и

индивидуальное собеседование, проводимое начальником отдела. Первое

впечатление, говорят обманчивое, но именно оно, как показывает практика,

бывает самым верным.

Комплекс всех этих мероприятий позволил создать дружный,

сплоченный, работоспособный коллектив, способный не решение любых

производственных задач. Если рассмотреть работу отдела, начиная с 1996

года, то можно сказать, что методики отбора специалистов зарекомендовала

себя только положительно. Специалисты подобраны не только по

профессиональному признаку, но и с учетом особенностей характера каждого

индивидуума. Данный отбор дает возможность показывать коллективу более

высокие результаты как в профессиональной деятельности, так и в общении

между собой. В совместной деятельности межличностное общение порождает

такие психологические явления, как сочувствие и сопереживание, коллективные

традиции, тесно связанные с нормами трудовой морали, подражание общему

настроению мнению.

Представление об общем уровне психологического климата в коллективе и

об уровне культуры взаимоотношений можно получить с помощью ряда

показателей, важнейшими из которых являются:

- зрелость коллектива;

- константность (постоянство), выражаемая в твердом намерении работников

быть именно в данном коллективе;

- развитость межличностных отношений;

- высокий уровень общения.

Если рассматривать все эти показатели, то можно сказать, что все эти

показатели в отделе выполняются.

Начиная с 1996 года, из отдела не ушел ни один специалист (за

исключением только тех работников, которые уволились в связи переменой

места жительства и переехали в другую местность). Постоянство коллектива

выражается в том, что специалисты отделы проявляют желание работать именно

в этом отделе. Об это свидетельствует тот факт, что при реорганизации

отдела ни один из работников не изъявил желания перейти в другую структуру,

а остался именно в данном коллективе, хотя была возможность перейти на

более высокооплачиваемую работу. Немаловажным фактом в развитии

межличностных отношений является тот факт, что в отделе существует хорошая

традиция проведения совместных праздников. Это и проведение

производственных мероприятий, и празднование торжественных дат, и

проведение субботников, и празднование таких торжеств, как свадьбы, дни

рождения, проводы на пенсию, проведение «Дня пожилого человека» и др.

Немаловажным показателем высокого уровня общения в коллективе является

такой показатель, как отсутствие в коллективе конфликтов. Многие социологи

оценивают конфликт как дефект общения, тогда, как другие усматривают в его

отсутствии опасность для нормального функционирования и развития

коллектива. Я категорически не согласна с последней точкой зрения. Можно

только согласиться с тем, что некоторый конфликт всегда неизбежен и иногда

полезен. Цели членов коллектива различны, отличается так же и их

восприятие ситуации, информации, которой они обладают. Улучшение

коммуникации само по себе может устранить только тот конфликт, который

возник из-за искажения информации. Даже на самых высоких уровнях

руководства, где существует согласие относительно целей и сходное

восприятие реальности, возможен конфликт по поводу средств достижения

цели.

При проведении тестирования среди работников отдела на предмет

определения коммуникабельности, выявлены следующие результаты (см.

приложение 3).

Анкетирование проводилось с 21 апреля по 26 апреля 2001г. В нем

приняло участие 25 специалистов отдела. Все они ответили на 16 вопросов

анкеты. После обработки данных анкетирования отдел разделился на три

группы.

Первая группа – наиболее многочисленная, состоит из 14 опрошенных

работников. Эти респонденты набрали от 14 до 18 очков и по результатам

получили такую характеристику: нормальная коммуникабельность.

Любознательны, охотно слушают собеседника, достаточно терпеливы в общении с

другими, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных

переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время не любят шумных

компаний. Экстравагантные выходки и многословие вызывают у них раздражение.

Вторая группа состоит из 8 человек. Количество набранных балов – от

9 до 13. Эта группа респондентов характеризуется следующим образом: весьма

общительна (порой, может быть, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы,

любят высказываться по разным вопросам. Охотно знакомятся с новыми людьми.

Любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя не

всегда могут их выполнять. Бывает, вспылят, но быстро отходят. Чего им

недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с

серьезными проблемами. При желании, однако, смогут заставить себя не

отступить.

И наконец, третья группа состоит из 3-х человек. Количество набранных

балов – от 19 до 24. Эта группа характеризуется следующим образом: в

известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя

вполне уверенно. Новые проблемы их не пугают. С новыми людьми сходятся с

оглядкой. В спорах и диспутах участвуют неохотно. В высказываниях порой

слишком много сарказма без всякого на то основания. Эти недостатки

исправимы.

Анализируя данные тестирования можно сделать вывод, что в отделе

работают специалисты, которые в полной мере владеют искусством

коммуникации. Анкетирование показало так же, что к третей группе относятся

специалисты старшего поколения, т.е. люди, возраст которых приближается к

50. Таких специалистов в отделе трое, и два из них резко отличаются от

остального контингента, Исходя из этого, можно сделать вывод, что молодость

– это не недостаток, а скорее наоборот. И планируя работу на дальнейшее

предпочтение нужно отдавать молодым специалистам.

В отделе также была методика изучения темперамента. Анкетирование

проводилось в период с 14 апреля по 18 апреля 2001 года. В анкетировании

принимало участие 20 специалистов отдела. Тест состоял из 20 вопросов (см.

приложение 4), на которые нужно было дать ответы. В результате тестирования

отдел разделился на две группы.

Первая группа из 12 человек набрала доминирующее процентное содержание

типа характера сангвиника.

Вторая группа соответственно из 8 человек – флегматики.

Итак, сангвиник – характеризуется высокой активностью. Выдержан,

сохраняет самообладание в сложной обстановке. Речь громкая, быстрая,

отчетливая. Общителен, легко входит в новый коллектив, не чувствует

скованности. Быстро включается в новую работу и быстро переключается.

Инициативен, но часто не собран. Обычно хорошо обучается.

Ко второй группе относятся люди, которые относятся к типу темперамента

– флегматик. Этот тип характера характеризуется спокойствием и ровным

настроением. Эмоции выражены слабо, устойчивы. Осторожен, рассудителен.

Малоподвижен, инертен. Общителен в меру. Внимание устойчивое.

Придерживается строго заведенного порядка на своем рабочем месте. Устойчив

в интересах и склонностях. Медленно включается в новую работу, медленно

переключается с одного дела на другое.

Конечно, в каждом человеке имеют место проявление всех типов

характеров, так как в чистом виде типы почти не встречаются. Все люди имеют

так называемую акцентуацию характера. Акцентуация характера – чрезмерная

выраженность отдельных черт характера и их сочетаний. Акцентуации характера

могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди

которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального

окружения, профессиональная деятельность, физическое здоровье. Необходимо

заметить, что при обработке результатов тестирования выявилось, что

основными типами характеров, доминирующими среди работников были типы

сангвиника и флегматика. Такой тип, как холерик не встретился ни в одной

анкете.

Исходя из результатов тестирования, можно сделать вывод, что

специалисты отдела по типу характера подходят, как для работы с пожилыми

людьми, так для межличностного общения внутри коллектива.

Заключение

Общение между людьми – важнейший признак именно человеческого

существования. Без него невозможны деятельность, формирование и усвоение

духовных ценностей, формирование и развитие личности. Общение сопровождает

эти процессы, способствует их осуществлению. Однако связь между ним и

любыми проявлениями социальной жизни неоднозначна и не проста. Общение

многогранно прежде всего потому, что оно реализуется на разных уровнях:

общаться могут страны и народы, партии, коллективы и отдельные личности,

соответственно этому и взаимодействие между сторонами в этом процессе будет

различно по своей социальной значимости. Кроме того, общение может

проявляться по-разному: быть непосредственным или опосредованным,

различаться по видам и, наконец, в процессе него люди могут обмениваться

мыслями, чувствами, опытом, трудовыми навыками и т. д.

Такая многогранность общения связана с тем, что в его основе лежат

общественные отношения. Поскольку последние охватывают разные стороны

функционирования общества, они выступают как определенные для данной

формации типы социально-экономических, политических, правовых и

нравственных отношений. В конечном итоге именно они и являются содержанием

общения.

Огромное значение межличностного общения объясняется важнейшими

функциями, которое оно выполняет. Во-первых, в общении осуществляется обмен

информацией между людьми.

Далее. Общение выполняет так называемую регуляционнокоммуникативную

функцию. В общении вырабатываются правила поведения, цели, средства мотивы

поведения, усваиваются его нормы.

Наконец, общение регулирует уровень эмоциональной напряженности,

создает психологическую разрядку и, в конечном счете, формирует тот

эмоциональный фон, на котором осуществляет наша деятельность и который в

немалой степени определяет само мироощущение.

Каждое общество, а порой и отдельные его социальные группы,

вырабатывают определенные регулятивные принципы общения, которые не только

закрепляются в принятых им нормах поведения, но и воспитываются у людей с

большей или меньшей степенью сознательности. Это дает основание утверждать,

что существует тот или иной уровень культуры общения.

В своей дипломной работе я хотела показать, что повседневное поведение

человека в труде, в котором находят внешнее выражение моральные и

эстетические нормы, является показателем культуры общения. Культура

поведения и культура общения тесно связаны между собой и неотделимы друг от

друга. В понятие « культура поведения» входят все области внешней и

внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и

поведение в общественных местах, взаимоотношение людей на работе и вне,

культура речи, умение грамотно выражать свои мысли. Культура поведения

предполагает уважительное отношение к людям, такт, деликатность,

предупредительность, аккуратность в выполнении обещаний, взаимное уважение.

Человек, который владеет всеми этими качествами, владеет секретом

общения. Умение общаться – пожалуй, самое важное в жизни умение.

Одним из главных признаков культуры общения можно считать умение быть

коммуникабельным. Понятие коммуникабельность включает в себя такие

определения, как склонность к общению с людьми, умение желание говорить,

легко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты, желание

помочь друг другу, соучастие и сопереживание, удовлетворенность потребности

людей в широком интенсивном общении. Человека, который владеет всеми

вышеперечисленными качествами, можно отнести к категории людей, владеющих

искусством общения.

Учитывая тот факт, что работа занимает в жизни человека важное место,

производственные отношения необходимы и дороги каждому из нас. Причем

некоторые из них необходимы и дороги нам не в меньшей степени, нежели

отношения с близкими людьми. Поэтому культура служебных отношений включает

в себя создание благоприятного психологического климата. А создание

психологического климата в коллективе невозможно без создания устойчивой

духовной атмосферы, без взаимного уважения членов коллектива, без высокой

профессиональной подготовки, без элементарных знаний психологии человека.

Наличие у членов коллектива высоких нравственных качеств так же

благоприятно отражается на создании благоприятного психологического

климата.

Деловые отношения, основанные на знании правил поведения в обществе,

знания служебного этикета, умении выслушать и понять собеседника всегда

являются предпосылкой для создания благоприятного климата. Взаимоотношения

людей непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего

правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы

культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей,

включаются в культуру общения. Норма не просто указывает на то, что значимо

с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их

обязательное исполнение Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане

морали, но и в плане культуры поведения.

Говоря о культуре общения в широком смысле слова, мне хотелось

показать нормы и способы ее реализации в человеческих отношениях, в

частности в коллективе, в малой группе. В этом случае она определяется

степенью владения людьми навыками общения, созданными и принятыми в данной

группе. Культура общения в группе зависит от правовой системы, от

нравственного климата социальной группы, а так же от уровня культуры

каждого индивидуума. Люди в малой группе сталкиваются повседневно,

совершают акты коммуникации, пользуются определенными манерами, совершают

различные поступки. Все эти действия создают предпосылки для

взаимопонимания, проистекают из интересов и желаний. Одни из них создают

предпосылки для создания комфортных и благоприятных производственных

отношений, другие – наоборот. Это внешняя сторона взаимоотношений и

расценивается прежде всего с точки зрения культуры людей и характеризуется

как культура общения.

Таким образом, культура общения представляет собой совокупность норм,

способов, форм взаимоотношений людей, которые приняты в определенной

социальной группе как своеобразные эталоны общения. В данном случае

рассматривались нормы, способы и формы взаимоотношений в отделе назначения

пенсий и пособий.

Исследования показали, что в отделе существует определенный стиль

работы, доверительные отношения среди членов коллектива, уважение и

взаимопонимание, соучастие и сострадание, высокий профессионализм и

ответственность за порученное дело. Основные нормы общечеловеческой морали

и нравственности играют очень большую роль в культуре общения.

Общечеловеческой нормой общения является признание человека высшей

ценностью. Поэтому подлинное человеческое общение - форма творчества,

помогающая выявить и раскрыть лучшие стороны личности.

Общаясь с людьми, мы должны испытывать радость, если хотим чтобы они

испытывали радость от общения с нами. Вне зависимости от статуса человека,

ему хочется ощущать собственную значительность, и каждое подтверждение ее

радует. Поведение человека – это образ его жизни и действий. Именно в

поведении проступает сущность личности человека, особенности его характера,

темперамента, его потребности, взгляды, вкусы, желания, предпочтения.

Только по поступкам мы судим о внутренних побуждениях, мыслях и чувствах.

«Поступки людей, - писал Д. Томас,- подобны указателю в книге, они

указывают на самое примечательное в них».

Список использованной литературы

1. Андреева Г. М Социальная психология. М., Аспект Пресс, 1996

2. Брудный А. А Психология общения. Понимание и общение. М.,

Знание, 1989

3. Брушинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск,

Университетское, 1990

4. Борисов А. Роскошь человеческого общения. М.,

Академия-Центр, 1998

5. Витаные И. Общество, культура, социология. М., Прогресс, 1984

6. Горелов И.Н., Житников В.Ф. Умеете ли Вы общаться. М., Просвещение,

1991

7. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. М., 1997

8. Данкел Жаклин. Деловой этикет. Ростов-на-Дону, Феникс, 1997

9. Дубровина И.В. Мы живет среди людей. Кодекс поведения, М.,

Политическая литература, 1989

10. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технология. Ростов-на-

Дону, 1996

11. Курс практической психологии. Учебное пособие. М., Аст-пресс, 1999

12. Леонтьев А.А. Психология общения. М., Смысл, 1997

13. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида.

Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976

14. Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2000

15. Немов Р.С. Психология. Книга 2. М., 2000

16. Носков В.Г. Перекличка веков. М., 1990

17. Общение и оптимизация совместной деятельности (под редакцией

Андреевой Г.М. и Яноушека Я.М.). МГУ, 1987

18. Омаров А.М. Управление: искусство общения. М., Советская Россия,

1983

19. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под редакцией

Андреевой Г.М. и Яноушека Я.М., М., МГУ, 1987

20. Психология личности (Альманах психологических тестов). М., КСП,

1996

21. Печерникова И. Вечный пример. М., Политическая литература, 1985

22. Радугин А.А. Социология. (Учебник). М., Центр, 1996

23. Рахматшаева В. Грамматика общения. М., 1995

24. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.

М., Владос, 1996

25. Словарь. Эстетика. М., Политиздат, 1989

26. Словарь. Этика. М., Политиздат, 1989

27. Словарь иностранных слов. М., Лист, 1998

28. Талигузова Л.Н. Ступени общения. М., Интор, 1996

29. Фомин Ю.А. Психология делового общения. Минск, Амалфея, 1999

30. Чернышова М.А. Культура общения. Ленинград, 1983

31. Янушкявичюс Р., Янушкявичене О. Основы нравственности. М., Про-

пресс, 1998

Приложение 1

Список специалистов Северо-восточного отдела

пенсионного обеспечения

|№пп|Фамилия имя |Должность |Классный чин |Дата |Нацио- |Образование |Стаж |

| |отчество | | |рождения |Нальнос| |работы|

| | | | | |ть | | |

|1 |Белова Мария |Начальник |Главный |14.10.1955|Бело-ру|незаконченное высшее, 5 курс |8 лет |

| |Николаевна |отдела |государственны| |ска |Московского университета культуры, |9 мес.|

| | | |й советник 3 | | |социальная работа | |

| | | |класса | | |среднее специальное, Пинский |6 дн. |

| | | | | | |гидромелиоративный техникум, | |

| | | | | | |гидромелиорация, техник-гидротехник| |

|2 |Фархутдинова |Зам. |Советник |04.10.1956|Татарка|Высшее, Киргизский государственный |7 лет |

| |Гульнур |начальника |государственно| | |университет, прикладная математика,|7 мес.|

| |Фардатдиновна|отдела |й службы 1 | | |математик | |

| | | |класса | | | |13 дн.|

|3 |Уразова |Главный |Советник |20.07.1958|Укра-ин|незаконченное высшее, 5 курс |23 г. |

| |Тамара |специалист |государственно| |ка |Московского государственного |4 мес.|

| |Семеновна | |й службы 2 | | |социального университета, | |

| | | |класса | | |социальная работа |21 дн.|

| | | | | | |среднее специальное, Челябинский | |

| | | | | | |юридический техникум, правоведение | |

| | | | | | |и учет в системе социального | |

| | | | | | |обеспечения, юрист | |

|4 |Шакирова |Главный |Советник |15.05.1961|Татарка|среднее специальное, Челябинский |19 лет|

| |Василя |специалист |государственно| | |юридический техникум, правоведение | |

| |Нурулловна | |й службы 2 | | |и учет в системе социального |9 мес.|

| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |

|5 |Шархемуллина |Главный |Советник |05.02.1959|Татарка|среднее специальное, Челябинский |23 г. |

| |Альфия |специалист |государственно| | |юридический техникум, правоведение |3 мес.|

| |Гумеровна | |й службы 2 | | |и учет в системе социального | |

| | | |класса | | |обеспечения, юрист |14 дн.|

|6 |Соломонова |Ведущий |Советник |31.01.1965|Мордовк|среднее специальное, Челябинский |14 лет|

| |Любовь |специалист |государственно| |а |юридический техникум, Бюджетный | |

| |Сергеевна |по учету и |й службы 3 | | |учет в системе социального |2 мес.|

| | |отчетности |класса | | |обеспечения, бухгалтер-финансист | |

|7 |Гарифуллина |Специалист |Референт |26.06.1973|Татарка|среднее специальное, Челябинский |6 лет |

| |Лилия |1 категории|государственно| | |юридический техникум, правоведение |5 мес.|

| |Евгеньевна | |й службы 3 | | |и учет в системе социального | |

| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |

|8 |Колосова |Специалист |Референт |13.05.1964|Русская|среднее специальное, Челябинский |6 лет |

| |Наталья |1 категории|государственно| | |юридический техникум, правоведение |10 |

| |Александровна| |й службы 3 | | |и учет в системе социального |мес. |

| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |

|9 |Квашнина |Специалист |Референт |08.04.1964|Русская|среднее специальное, Челябинский |8 лет |

| |Тамара |1 категории|государственно| | |юридический техникум, правоведение |3 мес.|

| |Дмитриевна | |й службы 3 | | |и учет в системе социального | |

| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |

|10 |Скарлухина |Специалист |Референт |04.10.1973|Русская|среднее специальное, Челябинский |6 лет |

| |Наталья |1 категории|государственно| | |юридический техникум, правоведение |4 мес.|

| |Михайловна | |й службы 3 | | |и учет в системе социального | |

| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |

|11 |Михеева |Специалист |Референт |02.08.1976|Русская|среднее специальное, Челябинский |6 лет |

| |Ирина |1 категории|государственно| | |юридический техникум, правоведение |8 мес.|

| |Александровна| |й службы 3 | | |и учет в системе социального | |

| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |

|12 |Михеева |Специалист |Референт |14.05.1954|Русская|Высшее, Казанский авиационный |6 лет |

| |Валентина |1 категории|государственно| | |институт, автоматизированные |3 мес.|

| |Ивановна | |й службы 3 | | |системы управления, | |

| | | |класса | | |инженер-системотехник | |

|13 |Пантелеева |Специалист |Референт |22.01.1952|Русская|среднее специальное, Камский |6 лет |

| |Галина |1 категории|государственно| | |автомеханический техникум, |10 |

| |Геннадьевна | |й службы 3 | | |Бухгалтерский учет, контроль и |мес. |

| | | |класса | | |анализ хозяйственной деятельности, | |

| | | | | | |бухгалтер | |

|14 |Саттарова |Специалист |Референт |27.03.1952|Татарка|Незаконченное высшее, КГУ, 4 курс, |12 лет|

| |Зульфия |1 категории|государственно| | | | |

| |Нургалеевна | |й службы 3 | | |1976 г. |7 мес.|

| | | |класса | | | | |

|15 |Сидорова |Специалист |Референт |14.02.1976|Русская|незаконченное высшее, 3 курса |1год |

| |Ольга |1 категории|государственно| | |Казанского финансово-экономического|7 мес.|

| |Николаевна | |й службы 3 | | |института, Экономика | |

| | | |класса | | |среднее специальное, Камский | |

| | | | | | |автомеханический техникум, | |

| | | | | | |Планирование и бухгалтерский учет, | |

| | | | | | |техник-экономист | |

|16 |Ковтун |Специалист |Референт |09.06.1976|Русская|Среднее |3 года|

| |Наталья |1 категории|государственно| | | | |

| |Павловна | |й службы 3 | | | |6 мес.|

| | | |класса | | | | |

|17 |Коваленко |Специалист |Референт |30.06.1975|Русская|среднее специальное, |5 лет |

| |Ирина |1 категории|государственно| | |Набережночелнинский |6 мес.|

| |Геннадьевна | |й службы 3 | | |энергостроительный техникум, | |

| | | |класса | | |Бухгалтерский учет, контроль и | |

| | | | | | |анализ хозяйственной деятельности, | |

| | | | | | |бухгалтер | |

|18 |Мукминова |Специалист |Референт |03.07.1973|Татарка|среднее специальное, Челябинский |8 лет |

| |Миляуша |1 категории|государственно| | |юридический техникум, Право и |8 мес.|

| |Хазиахметовна| |й службы 3 | | |организация социального | |

| | | |класса | | |обеспечения, юрист | |

|19 |Гайнуллова |Специалист |Референт |21.06.1957|Татарка|Среднее, Татарский республиканский |14 лет|

| |Фания |2 категории|государственно| | |учебный комбинат, бухгалтер | |

| |Гаязовна | |й службы 3 | | | |8 мес.|

| | | |класса | | | | |

|20 |Галиева |Специалист |Референт |17.04.1975|Татарка|Среднее |6 лет |

| |Роза |2 категории|государственно| | | |10 |

| |Гильмутди-нов| |й службы 3 | | | |мес. |

| |на | |класса | | | | |

|21 |Захарова |Специалист |Референт |26.09.1968|Русская|среднее специальное, Уфимский |7 лет |

| |Елена |2 категории|государственно| | |авиационный техникум, Технология |6 мес.|

| |Геннадьевна | |й службы 3 | | |обработки металлов, техник-технолог| |

| | | |класса | | | | |

|22 |Мухамадиева |Специалист |Референт |07.03.1956|Татарка|Среднее |17 лет|

| |Нагия |2 категории|государственно| | | | |

| |Мударисовна | |й службы 3 | | | |2 мес.|

| | | |класса | | | | |

|23 |Салимова |Специалист |Референт |10.09.1960|Башкир-|Среднее специальное, |11 лет|

| |Сафия |2 категории|государственно| |ка |Кушнаренковский | |

| |Закиевна | |й службы 3 | | |сельско-хозяйственный техникум, |4 мес.|

| | | |класса | | |бухгалтерский учет, бухгалтер | |

|24 |Мансурова |Специалист |Референт |14.03.1968|Татарка|Среднее специальное, |10 лет|

| |Зульфия |2 категории|государственно| | |Стерлитамакский технологический | |

| |Хаметовна | |й службы 3 | | |техникум, Бухгалтерский учет, |4 мес.|

| | | |класса | | |бухгалтер | |

|25 |Шуверова |Специалист |Референт |05.01.1946|Русская|Среднее специальное, Камский |3 года|

| |Ольга |2 категории|государственно| | |автомеханический техникум, | |

| |Александровна| |й службы 3 | | |Бухгалтерский учет, бухгалтер |6 мес.|

| | | |класса | | | | |

|26 |Принцева |Специалист |Референт |08.08.1974|Русская|высшее, Камский политехнический |7 лет |

| |Ирина |2 категории|государственно| | |институт, Промышленное и |10 |

| |Вячеславовна | |й службы 3 | | |гражданское строительство, |мес. |

| | | |класса | | |инженер-строитель | |

| | | | | | |незаконченное высшее, 3 курса | |

| | | | | | |Казанского государственного | |

| | | | | | |университета, Экономика и | |

| | | | | | |менеджмент | |

|27 |Стрелкова |Специалист |Референт |26.01.1959|Русская|1) незаконченное высшее, 3 курса |9 лет |

| |Евгения |2 категории|государственно| | |Московского государственного |1 мес.|

| |Геннадьевна | |й службы 3 | | |университета культуры, Социальная | |

| | | |класса | | |работа | |

|28 |Гусамова |Специалист |Референт |12.01.1943|Татарка|Среднее |7 лет |

| |Таибя |2 категории|государственно| | | |11 |

| |Султановна | |й службы 3 | | | |мес. |

| | | |класса | | | | |

|29 |Латыпова |Специалист |Референт |31.10.1971|Татарка|Высшее, Казанский институт |3 года|

| |Гульнара |2 категории|государственно| | |экономики, управления и права, | |

| |Маратовна | |й службы 3 | | |Экономика, экономист |1 мес.|

| | | |класса | | | | |

Утверждаю:

Вице-мэр г. Набережные Челны

________________ Ф.И. Андреева

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

главного специалиста

Управления пенсионного обеспечения

1. Общие положения

1.1 Управление пенсионного обеспечения является структурным

подразделением Департамента социальной защиты и занятости населения

мэрии г. Набережные Челны и имеет права юридического лица.

2. Управление пенсионного обеспечения возглавляет начальник управления,

подчиненный вице-мэру-генеральному директору Департамента социальной

защиты и занятости населения.

3. Главный специалист Управления пенсионного обеспечения подчиняется

начальнику управления.

4. Главный специалист Управления пенсионного обеспечения назначается и

освобождается от занимаемой должности начальником управления по

согласованию с вице-мэром - генеральным директором Департамента

социальной защиты и занятости населения.

5. Правовую основу деятельности главного специалиста Управления

пенсионного обеспечения составляют: действующее законодательство,

постановления мэра города, положение об Управлении пенсионного

обеспечения.

2. Квалификационные требования.

2.1 На должность главного специалиста Управления пенсионного

обеспечения назначается работник, имеющий высшее профильное

образование, стаж работы по специальности не менее 3 лет.

2.2 Должен знать: Законы Российской Федерации и Республики

Татарстан, указы президента, постановления и распоряжения вышестоящих

органов государственной власти и Департамента социальной защиты и

занятости населения.

3. Основные обязанности.

3.1 Исполняет должностные полномочия, законодательные и другие

нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и

управления.

3.2 Выполняет приказы, распоряжения и указания руководителей,

изданные в пределах их компетентности, за исключением явно

незаконных, а так же унижающих их достоинство.

3.3 Соблюдает установленный в государственном органе служебный

регламент, нормы служебной этики.

3.4 Участвует в освоении и внедрении системных и программных средств,

обеспечивающих автоматизацию работ по социальному обеспечению на

районном уровне.

3.5 Обеспечивает сохранность и работоспособность программного и

информационного обеспечения.

3.6 Организует работы по эксплуатации программных средств и обучению

специалистов отдела.

3.7 Осуществляет объединение баз данных для решения задач по выпуску

сводных документов в целом по району.

3.8 Обеспечивает сохранность локальных баз данных и объединенной базы

данных с использованием трех страховых копий.

3.9 Ведет выдачу информации объединенной базы данных по запросам

отделов соцзащиты, контролирует наличие необходимой документации,

разрешающей такую задачу.

3.10 Контролирует соблюдение правил техники безопасности и охраны

труда при работе с ПВЭМ.

4. Права.

4.1 Требовать письменного оформления содержания и объема должностных

полномочий по соответствующей государственной должности и создания

организационно-технических условий для их исполнения.

4.2 В соответствии с действующим законодательством запрашивать в

установленном порядке и получать бесплатно от государственных

органов, органов местного самоуправления, общественных объединений,

предприятий и организаций необходимую для исполнения должностных

обязанностей информацию.

4.3 Претендовать на продвижение по службе или увеличение размера

денежного содержания, с учетом отношения к исполнению должностных

обязанностей.

4.4 Знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего

личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное

дело, а так же требовать приобщения к личному делу своих

обязанностей.

4.5 Требовать служебного расследования для опровержения порочащих его

честь и достоинство сведений.

4.6 Объединяться в профессиональные союзы.

4.7 Состоять в общественных объединениях, если иное не предусмотрено

законом.

5. Ответственность.

Главный специалист Управления пенсионного обеспечения несет

дисциплинарную ответственность в соответствии с КЗоТ РФ.

Дисциплинарные взыскания накладываются распоряжением начальника

управления.

Начальник Управления

Пенсионного обеспечения Каширина Г.М.

Утверждаю:

Вице-мэр г. Набережные Челны

________________ Ф.И. Андреева

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалиста 1 категории

Управления пенсионного обеспечения

6. Общие положения

1.1 Управление пенсионного обеспечения является структурным

подразделением Департамента социальной защиты и занятости населения

мэрии г. Набережные Челны и имеет права юридического лица.

2. Управление пенсионного обеспечения возглавляет начальник управления,

подчиненный вице-мэру-генеральному директору Департамента социальной

защиты и занятости населения.

3. Специалист 1 категории Управления пенсионного обеспечения подчиняется

начальнику отдела, главным специалистам.

4. Специалист 1 категории Управления пенсионного обеспечения назначается

и освобождается от занимаемой должности начальником управления.

5. Правовую основу деятельности специалиста 1 категории Управления

пенсионного обеспечения составляют: действующее законодательство,

постановления мэра города, положение об Управлении пенсионного

обеспечения.

7. Квалификационные требования.

2.1 На должность специалиста 1 категории Управления пенсионного

обеспечения назначается работник, имеющий высшее профильное

образование либо, при наличии средне-специального профильного

образования, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

2.2 Должен знать: Законы Российской Федерации и Республики

Татарстан, указы президента, постановления и распоряжения вышестоящих

органов государственной власти и Департамента социальной защиты и

занятости населения, Инструкцию о порядке ведения трудовой книжки на

предприятиях, учреждениях и организациях.

8. Основные обязанности.

3.1 Исполняет должностные полномочия, законодательные и другие

нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и

управления.

3.2 Выполняет приказы, распоряжения и указания руководителей,

изданные в пределах их компетентности, за исключением явно

незаконных, а так же унижающих их достоинство.

3.3 Соблюдает установленный в государственном органе служебный

регламент, нормы служебной этики.

3.4 При необходимости, в пределах своей квалификации, по указанию

руководителя государственного органа выполняет дополнительную работу

в соответствии с законодательством о труде.

3.5 Принимает представления, заявления, документы, необходимые для

назначения и перерасчета пенсий и пособий, подлежащие рассмотрению в

соответствии с действующим законодательством в Комиссии по назначению

пенсий и пособий (оформляет пенсионные и личные дела получателей

пенсий и пособий), другие документы, предусмотренные действующими

правилами (выдает пенсионные удостоверения и удостоверения о праве на

льготы различным категориям граждан).

3.6 Осуществляет оформление и выдачу документов на выплату пенсий и

пособий через предприятия Министерства связи и учреждения Сбербанка.

3.7 Производит оформление документов для выплаты пособий в виде

чеков.

3.8 Осуществляет контроль за соблюдением администрацией предприятий,

учреждений, организаций установленного законодательством порядка и

правил оформления документов для назначения пенсий.

3.9 Осуществляет контроль за соблюдением законодательства при выплате

пенсий и пособий предприятиями Министерства связи.

3.10 Осуществляет пропаганду пенсионного законодательства, обучение

представителей предприятий, учреждений, организаций, ответственных за

подготовку документов для назначения пенсий.

11. Ведет прием населения и представителей предприятий и организаций

по вопросам выплаты пенсий и пособий.

12. Осуществляет запросы пенсионного и личного дела получателей

пенсий и пособий из других отделов социального обеспечения,

Центров по начислению и выплате пенсий и пособий; по прибытии

принимает их на учет и передает для оформления выплатных

документов; производит своевременную высылку пенсионных и личных

дел получателей по запросам других райгорсобесов и Центров;

производит своевременное закрытие пенсионных дел и личных дел

получателей пособий при возникновении обстоятельств, влекущих за

собой прекращение выплаты пенсий и пособий.

13. Поддерживает уровень квалификации, необходимый для исполнения

должностных обязанностей.

9. Права.

4.1 Требовать письменного оформления содержания и объема должностных

полномочий по соответствующей государственной должности и создания

организационно-технических условий для их исполнения.

4.2 В соответствии с действующим законодательством запрашивать в

установленном порядке и получать бесплатно от государственных

органов, органов местного самоуправления, общественных объединений,

предприятий и организаций необходимую для исполнения должностных

обязанностей информацию.

4.3 Претендовать на продвижение по службе или увеличение размера

денежного содержания, с учетом отношения к исполнению должностных

обязанностей.

4.4 Знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего

личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное

дело, а так же требовать приобщения к личному делу своих

обязанностей.

4.5 Требовать служебного расследования для опровержения порочащих его

честь и достоинство сведений.

4.6 Объединяться в профессиональные союзы.

4.7 Состоять в общественных объединениях, если иное не предусмотрено

законом.

10. Ответственность.

Специалист 1 категории Управления пенсионного обеспечения несет

дисциплинарную ответственность в соответствии с КЗоТ РФ.

Дисциплинарные взыскания накладываются распоряжением начальника

управления.

Примечание: Все работники управления обязаны владеть основами знаний

работы на ПВЭМ.

Начальник Управления

Пенсионного обеспечения Каширина Г.М.

Утверждаю:

Вице-мэр г. Набережные Челны

________________ Ф.И. Андреева

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

специалиста 2 категории

Управления пенсионного обеспечения

11. Общие положения

1.1 Управление пенсионного обеспечения является структурным

подразделением Департамента социальной защиты и занятости населения

мэрии г. Набережные Челны и имеет права юридического лица.

2. Управление пенсионного обеспечения возглавляет начальник управления,

подчиненный вице-мэру-генеральному директору Департамента социальной

защиты и занятости населения.

3. Специалист 2 категории Управления пенсионного обеспечения подчиняется

начальнику отдела, главным специалистам.

4. Специалист 2 категории Управления пенсионного обеспечения назначается

и освобождается от занимаемой должности начальником управления.

5. Правовую основу деятельности специалиста 2 категории Управления

пенсионного обеспечения составляют: действующее законодательство,

постановления мэра города, положение об Управлении пенсионного

обеспечения.

12. Квалификационные требования.

2.1 На должность специалиста 2 категории Управления пенсионного

обеспечения назначается работник, имеющий высшее профильное

образование либо, при наличии средне-специального профильного

образования, стаж работы по специальности не менее 2 лет.

2.2 Должен знать: Законы Российской Федерации и Республики

Татарстан, указы президента, постановления и распоряжения вышестоящих

органов государственной власти и Департамента социальной защиты и

занятости населения, Инструкцию о порядке ведения трудовой книжки на

предприятиях, учреждениях и организациях.

13. Основные обязанности.

3.1 Исполняет должностные полномочия, законодательные и другие

нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и

управления.

3.2 Выполняет приказы, распоряжения и указания руководителей,

изданные в пределах их компетентности, за исключением явно

незаконных, а так же унижающих их достоинство.

3.3 Соблюдает установленный в государственном органе служебный

регламент, нормы служебной этики.

3.4 При необходимости, в пределах своей квалификации, по указанию

руководителя государственного органа выполняет дополнительную работу

в соответствии с законодательством о труде.

3.5 Принимает представления, заявления, документы, необходимые для

назначения и перерасчета пенсий и пособий, подлежащие рассмотрению в

соответствии с действующим законодательством в Комиссии по назначению

пенсий и пособий (оформляет пенсионные и личные дела получателей

пенсий и пособий), другие документы, предусмотренные действующими

правилами (выдает пенсионные удостоверения и удостоверения о праве на

льготы различным категориям граждан).

3.6 Осуществляет оформление и выдачу документов на выплату пенсий и

пособий через предприятия Министерства связи и учреждения Сбербанка.

3.7 Производит оформление документов для выплаты пособий в виде

чеков.

3.8 Осуществляет контроль за соблюдением администрацией предприятий,

учреждений, организаций установленного законодательством порядка и

правил оформления документов для назначения пенсий.

3.9 Осуществляет контроль за соблюдением законодательства при выплате

пенсий и пособий предприятиями Министерства связи.

3.10 Осуществляет пропаганду пенсионного законодательства, обучение

представителей предприятий, учреждений, организаций, ответственных за

подготовку документов для назначения пенсий.

14. Ведет прием населения и представителей предприятий и организаций

по вопросам выплаты пенсий и пособий.

15. Осуществляет запросы пенсионного и личного дела получателей

пенсий и пособий из других отделов социального обеспечения,

Центров по начислению и выплате пенсий и пособий; по прибытии

принимает их на учет и передает для оформления выплатных

документов; производит своевременную высылку пенсионных и личных

дел получателей по запросам других райгорсобесов и Центров;

производит своевременное закрытие пенсионных дел и личных дел

получателей пособий при возникновении обстоятельств, влекущих за

собой прекращение выплаты пенсий и пособий.

16. Поддерживает уровень квалификации, необходимый для исполнения

должностных обязанностей.

14. Права.

4.1 Требовать письменного оформления содержания и объема должностных

полномочий по соответствующей государственной должности и создания

организационно-технических условий для их исполнения.

4.2 В соответствии с действующим законодательством запрашивать в

установленном порядке и получать бесплатно от государственных

органов, органов местного самоуправления, общественных объединений,

предприятий и организаций необходимую для исполнения должностных

обязанностей информацию.

4.3 Претендовать на продвижение по службе или увеличение размера

денежного содержания, с учетом отношения к исполнению должностных

обязанностей.

4.4 Знакомиться по первому требованию со всеми материалами своего

личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное

дело, а так же требовать приобщения к личному делу своих

обязанностей.

4.5 Требовать служебного расследования для опровержения порочащих его

честь и достоинство сведений.

4.6 Объединяться в профессиональные союзы.

4.7 Состоять в общественных объединениях, если иное не предусмотрено

законом.

15. Ответственность.

Специалист 2 категории Управления пенсионного обеспечения несет

дисциплинарную ответственность в соответствии с КЗоТ РФ.

Дисциплинарные взыскания накладываются распоряжением начальника

управления.

Примечание: Все работники управления обязаны владеть основами знаний

работы на ПВЭМ.

Начальник Управления

Пенсионного обеспечения Каширина Г.М.

-----------------------

источник

отбор

кодировка

передатчик

адресат

анализ

декодирование

приемник

Общение

Коммуникация

Социальная перцепция

Интеракция

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ