Рефераты

Особенности психического развития детей шести-, семилетнего возраста

ГЛАВА II Уровень эмоционального развития детей 6-7 лет

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается,

все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими

людьми - взрослыми (сначала близкими) и детьми - остро чувствует ребенок и

ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро и гневом на обиду. В

сказки он вживается как в реально происходящее. Герои, попавшие в беду,

принимаются малышом близко к сердцу, и сочувствие им заставляет его порой

вмешиваться в то, что он видит, например, на сцене театра... Мир природы

ребенок не склонен до поры до времени отделять четкой границей от мира

людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого не

пускают гулять...

На протяжении дошкольного детства происходит "воспитание чувств" - они

со временем становятся и более глубокими, и более устойчивыми, и более

разумными, да и вовне изливаются не с такой легкостью. Но любой,

наблюдавший дошкольников, согласится, что тем не менее именно чувства

придают их поведению особую окраску и выразительность. Искренность,

отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный психологический факт.

Ребенок познает мир прежде всего в образах, наглядно, конкретно.

Образы эти чрезвычайно ярки. Многие свойства вещей, которые нам, взрослым,

давно стали привычными, на малышей производят неожиданное, неизгладимое

впечатление. Краски, звуки, формы наполняют детское сознание гораздо

"плотнее", чем наше.

Постигая что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те

образы, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения

взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но

если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко.

В играх дошкольников предметы претерпевают удивительные превращения, и

сам малыш будто по мановению волшебной палочки превращается в капитана,

космонавта, доктора... Постепенно становятся возможными игры, которые

целиком происходят а воображения ребенка.

Шестилетний мальчик расставляет вокруг себя игрушки, ложится и тихо

лежит целый час. Мать спрашивает: "Что ты делаешь? Ты заболел?" - "Нет, я

играю".- "Как же ты играешь?" - "Я на них смотрю и думаю, что с ними

происходит".

Непосредственность поведения, живая игра чувств, яркость образов -

составляют они силу или, напротив, слабость дошкольника? Любой однозначный

ответ на этот вопрос, пусть и подкрепленный вескими соображениями, привел

бы нас к неправильным выводам.

Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают

быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния

к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту - слезы.

Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он

оказывается в плену у чувства, которое его охватило, Не умеет он таиться,

как взрослый человек - у малыша все на виду. Трехлетняя девочка спрашивает

отца: "Когда ты что-нибудь теряешь, ну, галстук, книгу, ты плачешь?" -

"Нет,- отвечает отец,- я ищу и стараюсь найти".- "А я плачу".- "Разве это

помогает найти?" - "Нет, но слезы сами выскакивают".

Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его

взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда окружающие

ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание,

он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности,

защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое,

жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует

нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных

качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Поведение окружающих по отношению к ребенку постоянно вызывает у него

разнообразные чувства - радость, гордость, обиду и т.д. Ребенок, с одной

стороны, остро переживает ласку, похвалу, с другой - причиненное ему

огорчение, проявленную к нему несправедливость.

Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям,

прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к

ним заботу, сочувствие.

Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра)

пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает

чувство ревности.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям,

переносятся им и на персонажей художественных произведений - сказок,

рассказов; он сочувствует несчастью Красной Шапочки немногим меньше, чем

реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю,

но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже

сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей

как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами,

сочувствует тем, кто попал в беду.

Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может

пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети

возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них

любимого героя.

Чувство, испытываемые ребенком при слушании сказок, превращают его из

пассивного слушателя в активного участника событий. Ужасаясь предстоящим

событиям, он в испуге начинает требовать, чтобы закрыли книгу и не читали

ее дальше, или сам придумывает более приемлемый, с его точки зрения,

вариант той части, которая его пугает. При этом нередко ребенок берет на

себя роль героя.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший, но,

конечно, не единственный источник чувств дошкольника. Радость, нежность,

сочувствие, удивление, гнев и другие переживания могут возникать у него по

отношению к животным, растениям, игрушкам, предметами и явлениям природы.

Знакомясь с человеческими действиями и переживаниями, дошкольник склонен

приписывать их и предметам. Он сочувствует сломанному цветку или дереву,

возмущается дождем, который мешает гулять, гневается на ударивший его

камень.

Особое место среди детских чувств занимает бурное переживание страха.

Зарождение страха происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания

и неразумного поведения взрослых. Типичными являются случаи, когда взрослые

приходят в отчаяние по малейшему поводу. По их мнению, ребенку постоянно

грозит опасность. Такое поведение взрослых приводит ребенка в состояние

напряжения, тревоги и страха.

Чувство страха иногда возникает и без воздействия взрослых. При

встрече ребенка с необычным, новым у него, кроме удивления и любопытства,

может возникнуть острое тревожное состояние. Одной из причин, вызывающей

страх, бывает необычное изменение знакомого лица (когда, например, лицо

закрывается вуалеткой, на голову надевается капюшон и т.д.).

От этих форм страха принципиально отличается страх за других, когда

самому ребенку ничто не угрожает, но он переживает страх за тех, кого

любит. Такого рода страх есть особая форма сочувствия, и его появление у

ребенка свидетельствует о развивающейся способности к сопереживанию.

На протяжении дошкольного детства чувства ребенка приобретают

значительно большую глубину и устойчивость. У старших дошкольников уже

можно наблюдать проявления подлинной заботы о близких людях, поступки,

которые направлены на то, чтобы оградить их от беспокойства, огорчения.

Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится

длительная привязанность к сверстнику, хотя сохраняется и большое

количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми

основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, в их симпатии

друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника,

его знаниям и умениям («Вова знает много игр»; «С ним весело»; «Она

добрая»).

Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве -

увеличение их «разумности», связанное с умственным развитием ребенка.

Ребенок только начинает познавать окружающий мир, знакомится с

последствиями своих поступков, разбираться в том, что такое хорошо и что

такое плохо.

Развитие «разумности » чувств охватывает не только чувства,

относящиеся к людям, предметам, событиям, но и чувства, связанные с

собственным поведением ребенка.

Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более

сложных ситуациях, отмечая несоответствия в поведении людей, недостатки в

их знаниях. Они смеются над глупостью волка, одураченного хитрой лисой, над

наивным Незнайкой, Мастером - ломастером и т. п. В шутках детей появляется

скрытый смысл, попытки «поймать» собеседника на ответе, несоответствующем

действительности. Так, шестилетний Андрюша спрашивает маму : «Мама, ложка

потонет?» - «Конечно». - «А деревянная?».

Аналогичный путь развития проходит в дошкольном детстве и чувство

прекрасного, вызываемое у ребенка предметами, явлениями природы,

произведениями искусства. Для трех-, четырехлетнего дошкольника красивое -

это яркая, блестящая игрушка, нарядный костюмчик. К старшему дошкольному

возрасту ребенок начинает улавливать красоту в ритмичности, гармонии красок

и линий, в развитии музыкальной мелодии, в пластичности танца. Сильные

переживания вызывает у старшего дошкольника красота природных явлений. Чем

лучше ребенок ориентируется в окружающем, тем более разнообразными и

сложными становятся причины, порождающие у него чувство прекрасного.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления

чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до

известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от

трехлетнего, пяти-, шестилетний дошкольник может сдержать слезы, скрыть

страх и т.п. Во-вторых, он усваивает «язык» чувств - принятые в обществе

формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики,

жестов, поз, движений, интонаций голоса.

Хотя наиболее резкие проявления чувств (плач, смех, крик) связаны с

работой врожденных механизмов мозга, они только в младенчестве имеют

непроизвольный характер. В дальнейшем ребенок научается ими управлять и не

только подавлять в случае надобности, но и сознательно употреблять,

информируя окружающих о своих переживаниях, воздействуя на них. Что же

касается всего богатства средств выражения чувств, то они имеют

общественное происхождение, и ребенок овладевает ими путем подражания.

Глава III Уровень развития мотивов поведения детей 6-7 лет

Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении

дошкольного возраста. Один и тот же поступок, совершенный детьми разного

возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины. Трехлетний

малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а

шестилетний мальчик - чтобы помочь матери по хозяйству.

Можно выделить несколько видов мотивов, типичных для дошкольного

возраста в целом, оказывающих наибольшее влияние на поведение детей. Это

прежде всего мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их

стремлением действовать, как взрослые.

Друга группа мотивов, постоянно проявляющихся в поведении детей, -

мотивы игровые, связанные с интересом к самому процессу игры. Эти мотивы

появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со

стремлением действовать, как взрослый.

Большое значение в поведении ребенка-дошкольника имеют мотивы

установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и

другими детьми. Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку.

Стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми заставляет ребенка

считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила

поведения. По мере развития контактов со сверстникам для ребенка становится

все более важным их отношение к нему. Особенно стараются завоевать симпатию

тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в

группе.

В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия, самоутверждения. Их

исходный пункт - возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного

возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к

образцу поведения. Ребенок начинает претендовать на то, чтобы его уважали и

слушались другие, обращали на него внимание, исполняли его желания. Одно из

проявлений стремления к самоутверждению - притязания детей на исполнение

главных ролей в играх. Стремление к самоутверждению при известных условиях

может приводить к отрицательным проявлениям в форме капризов и упрямств.

В период дошкольного детства происходит формирование новых видов

мотивов, связанных с усложнением деятельности детей. К ним относятся

познавательные и соревновательные мотивы. К концу дошкольного возраста

преобладающим у детей становится вопрос: «Почему?». Нередко дети не только

спрашивают, но и пытаются сами найти ответ, использовать свой маленький

опыт для объяснения непонятного, а порой и провести эксперимент. Постепенно

под влиянием взрослых (в том числе доступно и обоснованно отвечают на его

вопросы) ребенок начинает все больше и больше интересоваться окружающим,

стремиться к тому, чтобы узнать что-то новое. К старшему дошкольному

возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действия

ребенка, начинает направлять его поведение. Старшие дошкольники вносят

соревновательные мотивы и в такие виды деятельности, которые сами по себе

соревнования не включают. Дети постоянно сравнивают свои успехи, любят

прихвастнуть, остро переживают неудачи.

Особое значение в развитии мотивов поведения имеют нравственные

мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются

и развиваются на протяжении дошкольного детства в связи с усвоением и

осознанием нравственных норм и правил поведения, пониманием значения своих

поступков для других людей. В старшем дошкольном возрасте нравственное

поведение детей начинает распространяться на широкий круг людей. Это

связано с осознанием детьми нравственных норм и правил, пониманием их

общеобязательности, их действительного значения (Например, утверждение:

«Драться с товарищами нельзя, потому что стыдно обижать их»). К концу

дошкольного детства ребенок понимает значение выполнения нравственных норм

как в собственном поведении, так и в поступках литературных персонажей.

Среди нравственных мотивов поведения все большее место начинают

занимать общественные мотивы - желание сделать что-то для других людей,

принести им пользу. Уже многие младшие дошкольники могут выполнить

несложное задание ради того, чтобы доставить удовольствие другим людям, -

под руководством воспитателя изготовить флажок в подарок малышам или

салфеточку в подарок маме. Для этого нужно, чтобы дети хорошо представляли

себе людей, для которых они делают вещь, испытывали к ним симпатию,

сочувствие. Так, чтобы младшие дошкольники довели до конца работу над

флажками, воспитатель должен в яркой, образной форме рассказать им о

маленьких детях, воспитывающихся в яслях, об их беспомощности, о том

удовольствии, которое им может доставить флажок. По собственной инициативе

выполнять работу для других дети начинают значительно позднее, когда уже

понимают, что их поступки могут приносить пользу окружающим (Старшие

дошкольники говорят : «Помогаю, потому что бабушке и маме трудно одним»; «Я

люблю маму, поэтому помогаю»; «Чтобы помочь маме и все уметь» ). По разному

ведут себя дети разных дошкольных возрастных групп в играх, где от действий

каждого ребенка зависит успех команды, к которой он принадлежит. Младшие и

часть средних дошкольников заботятся только о собственном успехе, в то

время как другая часть средних и все старшие дети действуют так, чтобы

обеспечить успех всей команде.

Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия

мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем

другие. Поведение младшего дошкольника неопределенно, не имеет основной

линии, стержня. Ребенок только что поделился гостинцем со сверстником, и

тут же он отнимает у него приглянувшуюся игрушку. Это происходит потому,

что разные мотивы сменяют друг друга и в зависимости от изменения ситуации

поведением руководит то один, то другой мотив. Соподчинение мотивов

является самым важным новообразованием в развитии личности ребенка.

Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему

поведению. По мере ее развития появляется возможность оценивать не только

отдельные поступки ребенка, но и его поведение в целом как хорошее или

плохое. Если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы,

соблюдение нравственных норм, ребенок в большинстве случаев будет

действовать под их влиянием, не поддаваясь противоположным побуждениям,

толкающим его на то, чтобы, например, обидеть другого или солгать.

Напротив, преобладание стремления лично получать удовольствие ,

демонстрировать свое действительное или мнимое превосходство над другими

может привести к серьезным нарушениям в поведении ребенка. Конечно, после

того как возникло соподчинение мотивов, ребенок не обязательно во всех

случаях руководствуется одними и теми же социально значимыми мотивами.

Такого не бывает и у взрослых. В поведении любого человека обнаруживается

множество разнообразных мотивов.

Глава IV Общение как условие уровня развития детей 6-7 лет

Коммуникативная готовность заключается в том, что ребенок может

нормально взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы

социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся

более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми.

Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они

начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают

не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания

других. К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих

взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу

деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым,

в них нормы ставятся под индивидуальный контроль.

Для дошкольника такая дифференциация недоступна, он путает эти две

сферы отношений. Для него симпатия и антипатия более значимы, чем нормы и

правила (Ефимкина).

(1 Влияние взрослого на развитие личности детей

Развиваясь, ребенок усваивает новые психологические черты и формы

поведения, благодаря которым он становится маленьким членом человеческого

общества.

В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый

внутренний мир, который дает основание впервые назвать ребенка личностью,

хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, но способной к

дальнейшему развитию и совершенствованию.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности детей -

организация усвоения моральных норм, регулирующих поведение людей в

обществе. Эти норы усваиваются ребенком прежде всего под влиянием образцов

и правил поведения. Образцами поведения для детей служат прежде всего сами

взрослые - их поступки, взаимоотношения. Наиболее существенное воздействие

оказывает на ребенка поведение непосредственно его окружающих людей. Он

склонен им подражать, перенимать их манеры, заимствовать у них оценку

людей, событий, вещей. Однако дело не ограничивается близкими людьми.

Ребенок дошкольного возраста знакомится с жизнью взрослых многими путями -

наблюдая их труд, слушая рассказы, стихи, сказки. В качестве образца для

него выступает поведение тех людей, которые вызывают любовь, уважение и

одобрение окружающих. Образцом для ребенка может служить также и поведение

сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе.

Наконец, немалое значение имеют образцы поведения, представленные в

действиях сказочных персонажей, наделенных теми или другими моральными

чертами.

Решающий момент в усвоении образцов поведения, выходящих за рамки

поведения окружающих ребенка людей, - та оценка, которую дают другим

взрослым, детям, персонажам рассказов и сказок люди, к которым ребенок

привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.

Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам

поведения. Так, например, слушая сказку или рассказ, они обязательно

стараются выяснить, кто хороший, а кто плохой, не терпят в этом отношении

никакой неопределенности и нередко пытаются с этой точки зрения оценивать

даже неодушевленные предметы. Прослушав историю о мальчике, который

заблудился в лесу и был спасен крестьянином - дровосеком, ребенок пяти лет

говорит : «Дядя хороший : он мальчика нашел, а лес плохой : он его заблудил

». Прослушав рад русских сказок об Иванушке - дурачке, четырехлетний

мальчик спросил : «Мамочка, дураки хорошие или плохие?».

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают правила, связанные с

культурно - гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правила

обращения с игрушками. Они не просто подчиняются требованиям взрослых, но и

сами стремятся овладеть правилом.

В среднем и особенно старшем дошкольном возрасте на первый план

выдвигается усвоение правил взаимоотношений с другими детьми. Усложнение

деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость

учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить

правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их

формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение

правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого

детьми в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил.

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как

«хорошему» и первичной идентификации со своим полом у ребенка появляется

стремление соответствовать требованиям взрослых, стремление быть

признанным. Позитивная сторона стремления быть признанным - пробуждающееся

нравственное чувство, или совесть. Совесть резюмируется в житейских

отношениях между людьми в слове «должен». Чувство долженствования как

высшее достижение духовной культуры человечества через воспитание

становится достижением конкретной личности. Нравственное формирование

личности организуют знания, которые получает ребенок, нравственные привычки

поведения, которые он усваивает в процессе общения с окружающими людьми,

эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с

другими людьми.

На протяжении дошкольного возраста изменяется степень осознанности, с

которой дети начинают выполнять правила поведения. Дети младшего и среднего

дошкольного возраста привыкают выполнять правила и обнаруживают иногда даже

чрезмерную «любовь к порядку», не соглашаясь с малейшим его нарушением.

К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке

сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В

этот период дети не только сами начинают подчиняться правилам, но и следят

за их выполнением другими детьми.

Большое значение в усвоении образцов поведения и правил поведения

имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют

ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.

Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с

ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее

эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать

препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных

взаимоотношений со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко

вступает в контакт с окружающими.

Любовь другого и любовь к другому человеку выступает как первейшая,

острейшая потребность. Особое место занимает любовь ребенка к матери.

Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней

источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального

благополучия. Ребенок нуждается в непосредственных проявления любви со

стороны матери и старается всеми способами привлечь ее внимание.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать

эмоциональные формы воздействия. Положительные и отрицательные формы

воздействия на ребенка должны возникать не стихийно (в зависимости от

настроения самого взрослого), а превратиться в своеобразную технику

общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение

используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.

(2 Общение со сверстниками

Важную роль в развитии личности ребенка - дошкольника играет влияние,

оказываемое на него общением со сверстниками. Симпатия к другим детям,

возникающая в раннем детстве, переходит у дошкольника в потребность общения

со сверстниками. Эту потребность хорошо выразил шестилетний ребенок,

который, возражая матери, предложившей заменить собой отсутствующего

товарища, сказал : «Мне надо ребенков, а ты не ребенок».

Потребность в общении развивается на основе совместной деятельности

детей в играх, при выполнении трудовых поручений и т.д.

Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать. Но

психологи считают, что гораздо важнее иметь развитое воображение.

В.В.Давыдов пишет: "Главный аспект познавательской готовности - высокий

уровень развития воображения". А воображение развивается в игре.

Мнимая ситуация - это основная единица игры существенным моментом для

такой ситуации является перенос значений с одного предмета на другой.

Л.С.Выготский говорит о расхождении видимого (оптического, зрительного)

пространства и смыслового поля. Игра осуществляется не в видимом, а в

смысловом поле. Это означает, что ребенок действует в игре с тем, чем

предмет является по смыслу, а не по свойствам (например, палка вместо

лошади).

Если в 1,5 года ребенок открывает, что всякая вещь имеет свое имя, то

в игре он открывает, что каждая вещь имеет свой смысл, каждое слово имеет

свое значение, которое может замещать вещь. Он мысленно видит вещь за

словом. Это и есть воображение, которое формируется в игре (то есть

действие в смысловом поле, строящееся вне зависимости от материала, с

которым это действие осуществляется). Воображение - это действие в

смысловом поле, оно является предтечей мышления. В школе дети будут иметь

дело с особыми идеальными объектами, например, геометрическими фигурами,

числами.

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребенок

постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные

контакты, складывается детское общество, где ребенок приобретает первые

навыки поведения в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими,

которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной

жизни и деятельности.

Влияние группы сверстников на развитие личности ребенка заключается

прежде всего в том, что именно в условиях общения со сверстниками ребенок

постоянно сталкивается с необходимостью применять на практике усваиваемые

нормы поведения по отношению к другим людям, приспосабливать эти норы и

правила к разнообразным конкретным ситуациям. В совместной деятельности

детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий,

проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от

личных желаний ради достижения общей цели.

Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в

правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребенок

не только знал нормы поведения, но и практически ими руководствовался.

Другим путем влияния детского общества на развитие личности ребенка,

усвоение им норм поведения, служит складывающееся в группе общественное

мнение.

В группе трехлетних детей еще нет общего мнения о тех или иных

предметах, событиях, поступках. Мнение одного ребенка обычно не влияет на

мнение другого. Но в четыре - пять лет дети начинают прислушиваться к

мнению сверстников и подчиняются мнению большинства, даже если оно

противоречит их собственным впечатлениям и знаниям. Такое подчинение мнению

большинства носит название конформности. В шесть лет конформность у детей

значительно уменьшается, являясь у дошкольников переходным этапом в

овладении умением согласовывать свои мнения. Но у некоторых детей она

закрепляется и может стать отрицательным свойством личности.

Каждый ребенок занимает в группе детского сада определенное положение,

которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно

выделяются два - три ребенка, пользующиеся наибольшей популярностью : с

ними многое хотят дружить, сидеть рядом на занятиях, им подражают, охотно

выполняют их просьбы, уступают игрушки. Наряду с эти имеются и дети, совсем

непопулярные среди сверстников. С ними мало общаются, их не принимают в

игры, им не хотят давать игрушки. Остальная часть детей располагается между

этими «полюсами». Степень популярности, которой пользуется ребенок, зависит

от многих причин : его знаний, умственного развития, особенностей

поведения, умения устанавливать контакты с другими детьми, внешности,

физической силы и выносливости и т.д.

Положение ребенка в группе сверстников показывает, насколько принят

ребенок ими, насколько реализованы или ущемлены его притязания на признание

среди ровесников.

Рассмотрим парную режиссерскую игру. Дети старшего дошкольного возраста

включались в моделирование сюжетов известных им сказок ( таких, как,

например, "Красная шапочка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"). Анализ

игрового поведения ребенка показал, что дети пяти - семи лет достаточно

уверенно и адекватно подбирают игровые атрибуты (куклы, фигурки зверей,

игрушечные кубики, обручи и тому подобное). Широко используют замещение

отсутствующих атрибутов как на предметном (коврик становится лесом, обруч -

озером), так и на вербальном уровнях. Фактически с самого начала игры

партнеры побуждают друг друга к продолжению сюжета, введению в него новых

элементов (волк оказался голодным настолько, что Красная шапочка угостила

его пирожком из своей корзинки), игнорируют искажение партнером образа

героя: в частности, распространенным оказалось стремление детей смягчить

отрицательные черты своего персонажа. Участники игры могут также выходить

из временных рамок сюжета, совмещать в сюжете различные сказочные и

реальные события. Наблюдалось ярко выраженное стремление участников игры к

развернутым речевым высказываниям, разнообразию средств обозначения роли. В

"живой" игре-драматизации участники более жестко придерживаются игровых

правил, чем в режиссерской игре. По-видимому, комбинационная игра позволяет

ребенку как бы со стороны наблюдать за действиями персонажей,

непосредственно участвуя при этом в обыгрывании сюжета, предоставляя ему

тем самым большую внутреннюю свободу.

Вторая серия экспериментов была посвящена изучению совместной продуктивной

деятельности дошкольников ( использовали рисование и конструирование).

Предварительный констатирующий срез (методика О.М.Дьяченко, анализ

продуктов детской деятельности) показал, что более 50% детей

экспериментальной группы затрудняются в выполнении заданий, требующих

фантазии, нахождения каких-либо неординарных решений, стремятся следовать

шаблону (в частности, это выразилось в копировании детьми работ сверстников

или повторении своих собственных), отказываются выполнять задание,

испытывая явный страх перед неудачей. Результаты формирующего эксперимента

показали, что совместная продуктивная детская деятельность стимулирует

прежде всего овладение ее участниками новыми способами выполнения действий:

дети подсказывают друг другу, какую краску подобрать, как лучше изобразить

какой-либо элемент рисунка, как соотнести детали постройки. Дети начинают

свободно использовать средства исполнения замысла. Например, при постройке

моста вместо закончившихся брусочков для постройки перил они без особых

раздумий устанавливают призмы, сделавшие мост оригинальным. Участники

совместной деятельности, кроме того, начинают активно включать новые

элементы сюжета в рисунок, охотно придумывают и формулируют замысел

совместного действия. Практически у всех испытуемых в среднем на 2 балла

возрос коэффициент творческого воображения. В конце эксперимента у многих

детей оказалось выраженным собственно стремление к внесению новизны в ход

деятельности.

Из результатов проведенных экспериментов авторы делают два вывода .

1. Совместная детская деятельность наряду с другими условиями обеспечивает

развитие элементов творчества у ребенка, а следовательно, овладение им

новыми способами действий и новыми видами деятельности.

2. На определенном этапе овладения детьми совместными действиями

деятельность приобретает характер саморазвивающейся. С одной стороны, это

говорит о том, что она становится самостоятельной, не зависимой в известных

рамках от взрослого. С другой, ребенок не только овладевает в определенной

степени каким-либо конкретным видом деятельности, но и действиями

кооперации с другими детьми.

До тех лет игра представляет собой манипулирование предметами.

Младенец, если он здоров, играет все свободное от сна и еды время. С

помощью игрушек он знакомится с цветом, формой, звуком и т.д., то есть

исследует действительность. Позже начинает сам экспериментировать :

бросать, сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок

развивает координацию движений. Собственно игра возникает в три года, когда

ребенок начинает мыслить целостными образами - символами реальных

предметов, явлений и действий.

На первом этапе она представляет собой копирование действий и

поведения взрослых. Игрушки в это время являются моделями предметов, с

которыми "играют" взрослые. Это так называемая сюжетная игра. Ребенок в

процессе ее воспроизводит сюжеты действий. В центре внимания не роль, к

примеру, врача, а действие, имитирующее действие врача. К правилам ребенок

еще не чувствителен.

В среднем дошкольном возрасте - ролевая игра, она преобладает вплоть

до 6-7 лет. Самое главное для ребенка - ролевая идентификация, сюжет

отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей. В игре

он имеет возможность прожить то, что является для него недоступным в жизни

взрослых.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая

идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто игровыми.

Игра - критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем можно

многое узнать. Игра как ведущая деятельность заложена в основу многих

тестов, например, сценотеста.

Игра имеет важное значение и для эмоционального развития детей. Она

помогает справиться со страхами, порожденными травмирующими ситуациями

(ночные кошмары, ужасные истории, долгое пребывание в больнице).

Главное, что ребенок получает в игре, - возможность взять на себя

роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его

отношение к действительности.

Глава V . Кризис 7 лет

Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года.

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше

покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе,

поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении

появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как

интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой,

кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период

характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет

своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими).

Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще

другие.

Базальная потребность – уважение. Любой младший школьник высказывает

претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание

его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то

невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я

открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности

способами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются.

Затруднения в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ