Рефераты

Особенности психического развития детей шести-, семилетнего возраста

| |закрасила | |Катиной работой.|походной жизни|

| |картинку. | | |этим летом |

| | | |Помогала Кате | |

| | | |словами и | |

| | | |карандашами. | |

|Иосиф Г.|Реальный выбор - |I серия и II |Долго не могли |Очень любит |

| |закрасил |серия - личный |прийти к |играть в |

| |незакрашенный |мотив (И |соглашению, |футбол |

| |рисунок ребенка, |лодочку, и |наконец Иосиф | |

| |у которого все |вертушку оставил|уговорил Катю |Рассказ о |

| |хорошо |себе) |нарисовать |футбольных |

| |получается. | |бабочку. |соревнованиях |

| |Вербальный выбор | |Пытался |прошлого года,|

| |- самостоятельно | |карандашом |победителях и |

| |закрасил картинку| |помочь Кате. Не |о будущих |

| | | |понравился Катин|соревнованиях |

| | | |рисунок. | |

| | | |Пытался помогать| |

| | | |словами и | |

| | | |карандашами. | |

|Катя С. |Реальный выбор - |I серия и II |Иосиф долго |Очень любит |

| |решила помочь |серия - |уговаривал Катю |плавать |

| |ребенку у |общественный |нарисовать | |

| |которого не |мотив ( И |бабочку, в конце|Рассказ о |

| |получается |лодочку, и |концов она |поездке в |

| |рисунок. |вертушку |согласилась. |Египет прошлым|

| |Вербальный выбор |подарила малышу)|Понравилась |летом. |

| |- решила помочь | |выполненная |Мечтания о |

| |ребенку у | |работа. |школьной |

| |которого не | |Пыталась |жизни. |

| |получается | |помогать словами| |

| |рисунок | |и карандашами. | |

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ, ПРОШЕДШИХ ТЕСТИРОВАНИЕ

| |Соотношение |Восприятие |Восприятия |Влияние |

| |зрительного и |длительности |картины |сюжетно-ролево|

| |осязательного |временного | |й игры на |

| |восприятия формы |интервала | |запоминание и |

| | | | |воспроизведени|

| | | | |е |

|Катя И. |Нашла трапецию |Отклонение : |"Зимний день". |Повторила все |

| |после зрительного |+ 13 сек - |Внизу два |слова в первой|

| |ознакомления. |сказать, когда|человека |серии, |

| |Нашла |кончится 1 |(мужчины) едут на|вспомнила за |

| |модифицированный |мин; |черных лошадках. |15 сек . Во |

| |треугольник после |+7 сек - |Мужчины поехали |второй серии, |

| |осязательного |разрезать |по делам в другую|при игре в |

| |ознакомления. |бумагу на |деревню. Вдалеке,|магазин тоже с|

| |Нашла с помощью |полоски; |на дороге собака |успехом |

| |осязания квадрат |+19 сек - |лает на |повторила все |

| |после зрительного |нарисовать |коричневую |слова. Быстро |

| |ознакомления. Не |узоры по |лошадку. За ними |вошла в роль. |

| |нашла |образцу; |деревенские дома.| |

| |модифицированный |+ 25 сек- |Синее небо и | |

| |прямоугольник |перенести |серый снег. | |

| |после |палочки с |Рассказ занял 7 | |

| |осязательного |одного стола |мин. Выбрала эту | |

| |ознакомления. |на другой и |картину потому | |

| | |сложить их в |что она самая | |

| | |коробку. |красивая. | |

|Таня Р. |Нашла |Отклонение : |"Игра с |Повторила все |

| |модифицированный |11 сек - |собачкой". |слова в первой|

| |квадрат после |сказать, когда|Темная комната. |серии, |

| |зрительного |кончится 1 |Вечер. На диване,|вспомнила |

| |ознакомления. |мин; |рядом с гитарой |слова за 10 |

| |Нашла треугольник|-3 сек - |лежит человек. У |сек. Во второй|

| |после |разрезать |него в руке |серии, при |

| |осязательного |бумагу на |палочка. Через |игре в магазин|

| |ознакомления. Не |полоски; |эту палочку |тоже с успехом|

| |нашла с помощью |+5 сек - |прыгает его |повторила все |

| |осязания |нарисовать |собака. Они |слова. Долго |

| |модифицированный |узоры по |развлекаются, |ходила по |

| |прямоугольник |образцу; |играют. На столе |магазину и |

| |после зрительного |+8 сек- |тарелки с едой и |выбирала |

| |ознакомления. |перенести |большая свеча. На|покупки. |

| |Нашла трапецию |палочки с |левой стене висит| |

| |после |одного стола |умывальник. | |

| |осязательного |на другой и |Рассказ занял 5 | |

| |ознакомления. |сложить их в |мин | |

| | |коробку. |Выбрала эту | |

| | | |картину, потому | |

| | | |что собака похожа| |

| | | |на ее пса. | |

|Иосиф Г.|Нашел треугольник |Отклонение : |"Клубника на |Повторил все |

| |после зрительного |+29 сек - |столе". |слова в первой|

| |ознакомления. |сказать, когда|Посередине |серии, |

| |Нашел |кончится 1 |огромное |вспомнил млова|

| |модифицированную |мин; |корзиновое блюдо |за 12 сек. Во |

| |трапецию после |+45 сек - |с клубникой. |второй серии, |

| |осязательного |разрезать |Клубники целая |при игре в |

| |ознакомления. |бумагу на |гора. Клубника |магазин тоже с|

| |Нашел с помощью |полоски ; |красная, наверное|успехом |

| |осязания |+20 сек- |очень спелая. |повторил все |

| |прямоугольник |нарисовать |Перед блюдом две |слова. Покупки|

| |после зрительного |узоры по |розовых гвоздики.|сделал быстро.|

| |ознакомления. |образцу; |Слева стакан. | |

| |Нашел |+43 сек- |Наверное с соком.| |

| |модифицированный |перенести |Справа от блюда | |

| |квадрат после |палочки с |большой персик и | |

| |осязательного |одного стола |два грецких | |

| |ознакомления. |на другой и |ореха. Рассказ | |

| | |сложить их в |занял 4мин. | |

| | |коробку. |Выбрал эту | |

| | | |картину, потому | |

| | | |что любит | |

| | | |клубнику. | |

|Катя С. |Нашла |Отклонение : |"Зимой в |Повторила все |

| |модифицированный |-27 сек - |деревне". |слова в первой|

| |треугольник после |сказать, когда|Зима. Большие |серии, |

| |зрительного |кончится 1 |березы и еще |вспомнила |

| |ознакомления. |мин; |какие-то деревья.|слова за 16 |

| |Нашла трапецию |-22 сек - |Рядом с ними |сек. Во второй|

| |после |разрезать |тропинка. По ней |серии, при |

| |осязательного |бумагу на |на лошадях едут |игре в магазин|

| |ознакомления. |полоски; |люди. За ними |тоже с успехом|

| |Нашла с помощью |-15 сек- |бежит лошадь, а |повторила все |

| |осязания |нарисовать |за ней собака. |слова. Покупки|

| |модифицированный |узоры по |Собака лает. |сделала |

| |квадрат после |образцу; |Видно некоторые |быстро. |

| |зрительного |-3 сек- |дома и много крыш| |

| |ознакомления. |перенести |от домов. | |

| |Нашла |палочки с |Красивое голубое | |

| |прямоугольник |одного стола |небо. | |

| |после |на другой и |Рассказ занял 6 | |

| |осязательного |сложить их в |мин. | |

| |ознакомления. |коробку. |Выбрала картину, | |

| | | |потому что любит | |

| | | |зиму. | |

Анализ личностных и интеллектуальных характеристик.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности

ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного

отношения к другим людям.

Поскольку оказание помощи другому человеку в ситуации задания 1(проявление

помощи другому человеку) не ущемляет никаких интересов ребенка, ее можно

трактовать как показатель наличия сочувствия. Так, Катя И., при вербальном

выборе продемонстрировала желание помочь ребенку, у которого не получался

рисунок, таким образом, проявив заботу. Таня Р. поступила так же, но при

реальном выборе. Катя С. в обоих случаях участливо отнеслась к малышам.

Иосиф Г. тоже помогал, но ребенку, который умеет рисовать . Таким образом,

все испытуемые дети продемонстрировали желание помочь, сочувствие.

У старших дошкольников появляется определенная линия поведения,

ведущими становятся общественные моральные мотивы. В наших экспериментах

два ребенка (Таня Р. и Катя С.) продемонстрировали помощь другим под

влиянием сочувствия (общественный мотив). Катя И. и Иосиф Г. предпочитают

совместной деятельности индивидуальную.

Коммуникативные навыки и умения являются одним из компонентов

готовности к обучению в школе. На развитие контактов с другими детьми

влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее

выполнения. Испытуемые дети умеют договариваться, приходить к общему

решению, иногда используя уговор, убеждение (Катя И. - Таня Р : Катя

предложила нарисовать цветок, Таня согласилась; Иосиф Г.-Катя С : долго не

могли прийти к соглашению, наконец Иосиф уговорил Катю нарисовать бабочку).

По ходу выполнения деятельности дети замечают друг у друга отступления от

первоначального замысла и пытаются исправить рисунок (В первой паре Катя

периодически давала советы Тане. Во второй паре то Иосиф, то Катя пытались

карандашом помочь товарищу, а он не соглашался или соглашался ). В первой

паре обе девочки остались довольны своей работой. Во второй паре Иосифу не

понравился рисунок Кати. Дети продемонстрировали умение рационально

использовать средства деятельности - делиться карандашами во второй серии.

Так, в первой паре рисовали разными цветными карандашами. Во второй - Иосиф

иногда требовал необходимый ему цвет, Катя прерывала раскрашивание и

отдавала ему карандаш. Таким образом, испытуемые дети обладают рядом

коммуникативных навыков.

При осознании желаний и предпочтений дети продемонстрировали

преобладание ответов, связанных с видами деятельности, любимыми играми, а

так же с общением и совместной деятельностью с близкими людьми.

Относительно осознания прошлых и будущих действий от всех детей мы услышали

развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.

Все выше обозначенные качества личности присущи детям 6-7 лет.

Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного

развития в дошкольном детстве. При изучении соотношения зрительного и

осязательного восприятия формы двое детей (Иосиф и Катя С.)

продемонстрировали безошибочное узнавание обычных геометрических фигур и

модифицированных во всех сериях опыта. При зрительном ознакомлении с

формой дети глазами водили по сторонам и углам фигуры. При осязательном

контакте времени на ознакомление ушло больше, чем при зрительном контакте

(48±11 сек и 24±7 сек , соответственно ). Дети тщательно ощупывали

предметы, некоторые пытались определить качество материала (толщина

картона, шероховатость). Катя И. и Таня Р. в третьей и четвертой сериях

эксперимента (зрительное узнавание формы и осязательный выбор,

осязательное узнавание и зрительный выбор) допустили ошибки. Либо перенос

образа из зрительной модальности в осязательную и наоборот затруднен у этих

девочек, либо оказалась неудачной предложенная фигура (в обоих случаях это

был модифицированный прямоугольник). Однако, в подавляющем большинстве

случаев (100%-75%) дети справились с поставленной задачей успешно, что

говорит об усвоении ими общественно выработанных представлений о форме.

Наиболее трудным для усвоения дошкольниками является ориентировка во

времени, поскольку время не имеет наглядной формы. В наших экспериментах

все дети продемонстрировали отклонение от заданного временного интервала в

одну минуту. Отклонения были как в сторону увеличения временного интервала

(три ребенка), так и в сторону уменьшения (один ребенок). Характерно

увеличение отклонения временного интервала при усложнении задания. Правда в

случае с Иосифом эта закономерность не подтвердилась.

К концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно

оценивать перспективное изображение. Удаленный предмет, изображенный на

картинке, кажется ребенку маленьким, но ребенок догадывается, что на самом

деле он большой. Все испытуемые дети дали название выбранной ими картине,

кратко передали содержание. В рассказах отмечается совпадение смысловых и

структурных центров, перечислены главные и второстепенные предметы.

Отмечены причинные связи между предметами (Хозяин играет с собакой. Собака

прыгает через палочку; собака лает на лошадь, лошадь убегает;). Не

получилось складного рассказа по натюрморту, отмечено простое перечисление

предметов, зато ребенок проявил фантазию, сказав, что в стакане сок. Все

дети использовали в рассказах прилагательные, обращали внимание на цветовую

гамму, реагировали жестами. Интерпретация сюжетных рисунков, понимание

изображенных на них ситуаций, событий зависят как от правильности

восприятия, так и от характера изображенного сюжета - его сложности,

известности ребенку, доступности его пониманию.

Память как один из уровней отражения окружающей действительности

представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и

сохранению прошлого опыта. В наших экспериментах по изучению влияния

сюжетно-ролевой игры на запоминание и воспроизведение отмечается 100%

способность испытуемых детей запомнить и повторить 5 слов как в игровом

варианте, так и без игры. Так как, различий между сериями эксперимента не

отмечено, мы ничего не можем сказать относительно влияния сюжетно-ролевой

игры на запоминание. Но все дети проявили развитие знаково-символической

функции сознания.

Список литературы

1 Особенности психического развития детей 6-7 - летнего возраста. Под ред.

Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Москва, 1988, с. 48-51

2 Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой

деятельности. Москва, 1987, с.63

3 Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Практикум по детской психологии. Москва,

"Просвещение", "Владос", 1995, с. 253

4 Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред.

И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. - Москва, 1990.- с. 163-171

5 Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. Под.

Ред.А.В.Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1966

6 Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Практикум по детской психологии. Москва,

"Просвещение", "Владос", 1995, с. 249

7 Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Практикум по детской психологии. Москва,

"Просвещение", "Владос", 1995, с. 253

8 Истомина З.М. Развитие памяти. Москва, 1978

ЛИЧНОСТНАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСПЫТУЕМЫХ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

Введение

Дети разного возраста с точки зрения психического развития различаются

между собой прежде всего по доступным и характерным для них видам

деятельности. Так, если годовалый малыш в основном манипулирует предметами

- стучит, трясет чем-то, громоздит одну игрушку на другую, то дошкольник

занимается конструированием, возводя сложные здания из кубиков, рисует,

лепит, воссоздает в играх сюжеты любимых сказок, события окружающей жизни.

Важную сторону психического развития составляет возникновение , изменение и

совершенствование психических процессов и качеств детей - восприятия,

внимания, воображения, памяти, мышления, речи, чувств, начальных форм

волевого управления поведением.

Материал исследования

Катя И. 6 лет 11мес., Таня Р. 6 лет 2 мес., Иосиф Г. 6 лет 9 мес., Катя С.

6 лет 5 мес.

Цель исследования

Проведение сравнительного анализа личностных и интеллектуальных

характеристик подвергшихся тестированию детей. Выявление различия и

сходства личностных и интеллектуальных характеристик , а также оценка

некоторых параметров уровня интеллектуального и личностного развития.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ

Уровень эмоционального развития детей

Задание 1. Изучения проявлений помощи (сочувствия) другому человеку ( /1/ в

списке литературы)

Подготовка исследования. Приготовить для каждого испытуемого по

чистому листу бумаги и по 2 листа с незавершенными рисунками, карандаши.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально в 2

серии.

Первая серия. Реальный выбор. Ребенку предлагают закрасить картинку,

сделав выбор:

I ситуация - самостоятельно закрасить картинку;

II ситуация - помочь ребенку, у которого не получается рисунок;

III ситуация - закрасить незакрашенный рисунок ребенка, у которого все

хорошо получается.

Дети, нуждающиеся в помощи, и тот, кто справляется с рисунком, в комнате

отсутствуют. Взрослый объясняет, что они "вышли за карандашами". Если

испытуемый решает помочь, то потом он может раскрасить и свою картинку.

Вторая серия. Вербальный выбор. Испытуемого ставят в условия выбора

(как в первой серии) с помощью рассказа, в котором фигурируют 2 ребенка. У

одного из них работа (постройка конструктора …) идет успешно, а у другого -

нет. Ребенок делает выбор одной из трех ситуаций.

Обработка данных. Результаты оформляются в Таблицу 1.

Таблица 1.

| |I |се |рия |II |се |рия |

|Имя | | |Ситуация | | | |

|ребенка | | | | | | |

| |I |II |III |I |II |III |

|Катя И. |х | | | |Х | |

|Таня Р. | |Х | |Х | | |

|Иосиф Г. | | |х |х | | |

|Катя С. | |х | | |х | |

Уровень развития мотивов поведения детей

Задание 2. Изучение действенности общественного и личного мотива /1// в

списке литературы)

Подготовка исследования. Подготовить скорлупу грецкого ореха, цветную

бумагу.

Проведение исследования.

Первая серия. Экспериментатор учит детей делать лодочки с парусом из

скорлупы грецкого ореха, затем предлагает взять их домой и поиграть с ними

в воде. После этого проводит повторное занятие с тем же материалом :

"Давайте сделаем лодочки для малышей. Они любят пускать лодочки, а

мастерить их не умеют. Но, если хотите, можете сделать лодочки и оставить

их себе". В конце занятия, тем кто решил подарить игрушку, индивидуально

задается вопрос : "Почему ты хочешь подарить лодочку малышам ?"

Вторая серия. Экспериментатор учит детей делать вертушку. Он говорит

:"Сделанные игрушки вы можете подарить малышам, им это доставит большое

удовольствие. А можете оставить себе". Если ребенок пытается пойти на

компромисс ("можно, я две сделаю"), нужно сказать, что больше нет материала

и он должен сам решить, кому достанентся игрушка.

Обработка данных. По сериям подсчитывают количество детей, решивших

подарить игрушку малышам (действуют по обшественному мотиву) и оставивших

игрушку себе (действуют по личному мотиву). Результаты оформляют в

Таблицу2. Сравнивают, насколько действенны личные и общественные мотивы у

детей.

Таблица 2. Сравнительная частота мотивов

|Имя |Общест |венный |мотив |лич |Ный |мотив |

|Ребенка |се |рия |всего |се |Рия |всего |

| |I |II | |I |II | |

|Катя И. | | | |Х |Х | |

|Таня Р. |Х | | | |Х | |

|Иосиф Г. | | | |х |Х | |

|Катя С. |Х |Х | | | | |

Общение со сверстниками

Задание 3. Изучение коммуникативных умений /3// в списке литературы)

Подготовка исследования. Приготовить силуэтные изображения рукавичек,

2 набора по 6 цветных карандашей.

Проведение исследования.

Первая серия. Двум детям дают по одному изображению рукавички и просят

украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют,

что сначала надо договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к

рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей,

предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Обработка данных. Анализируют, как протекало взаимодействие детей в

каждой серии. По следующим признакам :

6. Умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это

делают, какие средства используют : уговаривают, убеждают, заставляют и

т.д

7. Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности :

замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на

них

8. Как относятся к результату деятельности, своего и партнера

9. Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.

10. Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться

карандашами во второй серии

Делают выводы о сформированности коммуникативных умений

у детей.

Самосознание и самооценка

Задание 4 Изучение уровня самосознания /4// в списке литературы)

Подготовка исследования. Подобрать вопросы для двух вариантов

внеситуативно-личностной беседы с детьми : 1) о желаниях и предпочтениях;

2) о прошлых и будущих действиях. Число и характер вопросов жестко не

фиксируются, они зависят от активности ребенка, от его отношения к беседе.

За основу можно взять следующие вопросы. Что ты любишь больше всего на

свете? Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?

Расскажи о своем любимом занятии: как ты играешь, гуляешь и пр. Расскажи,

что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь). Я волшебница и

могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально.

Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было

легче ответить.

Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей

оформляют в таблицу 3.

Таблица 3 . Осознание желаний и предпочтений .

|Типы ответов |Катя И. |Таня Р. |Иосиф Г.|Катя С. |

|Виды деятельности или любимые игры | | |Очень |Любит |

|Общение и совместная деятельность |Очень |Очень |любит |плавать |

|(дети называют, что они хотели бы |любит |любит |играть в| |

|делать с близкими людьми) |играть с|ходить в|футбол | |

| |двоюродн|гости | | |

| |ой | | | |

| |сестрой.| | | |

| | | | | |

Выявляют соотношение вариантов ответов у детей и выделяют наиболее

значимый, распространенный.

Выясняют причины преобладания определенного типа ответов.

Результаты беседы о прошлых и будущих действиях оформляют в Таблицу 4.

Делают выводы о том, как дошкольники выделяют и фиксируют свои действия в

сознании.

Таблица 4. Осознание прошлых и будущих действий.

|Типы ответов |Катя И. |Таня Р. |Иосиф Г. |Катя С. |

|Развернутый рассказ о |Развернутый |Рассказ о |Рассказ о |Рассказ о |

|прошлых и будущих |рассказ о |походах на |футбольных |поездке в |

|событиях |жизни на даче |байдарках и|соревнования|Египет |

| |прошлым летом |ожидания |х прошлого |прошлым |

| |и мечты о |походной |года, |летом. |

| |жизни на даче |жизни этим |победителях |Мечтания о |

| |этим летом |летом |и о будущих |школьной |

| | | |соревнования|жизни. |

| | | |х | |

ИССЛЕДОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ

Уровень развития восприятия

Задание 5. Изучение соотношения зрительного и осязательного восприятия

формы /5// в списке литературы)

.

Подготовка исследования. Подобрать набор из 12 плоскостных фигур 4

геометрических форм : квадратной, треугольной, прямоугольной и

трапециевидной, каждая из которых модифицируется в 3 вариантах (путем

изменения величины, нарушения четкости очертания углов и контура и т.д.).

Проведение исследования. Проводится 4 серии эксперимента индивидуально с

одними и теми же детьми 6-7 лет.

Первая серия. Зрительное ознакомление с формой. Ребенку в течении 10 с

показывают фигуру определенной формы, затем демонстрируют весь набор, в

котором он должен найти предъявленный ранее образец. Точно так же ребенка

знакомят и с остальными фигурами. Трогать образцы не разрешают.

Вторая серия. Осязательное ознакомление с формой. Ребенок знакомится с

фигурами сначала без участия зрения, только путем осязательного восприятия.

А затем и зрительного. В наборе он узнает фигуры так же, как и в предыдущей

серии. Фиксируют движение глаз и руки ребенка (на что он смотрит, как

ощупывает предмет) и время рассматривания образца в процессе зрительного и

осязательного восприятия.

Третья серия. Зрительное узнавание формы и осязательный выбор. Цель этой и

следующей серии состоит в выявлении того, как осуществляется перенос образа

и зрительной модальности на осязательную и наоборот. Фигуру ребенку

предъявляют зрительно, а найти ее он должен в наборе путем осязательного

восприятия.

Четвертая серия. Осязательное узнавание и зрительный выбор. Исходный

образец ребенок воспринимает осязательно, а отыскивает его путем

зрительного восприятия.

Обработка данных. Вычисляют процентные показатели успешности и неуспешности

узнавания фигур в группе, а также время ознакомления с фигурами. Результаты

оформляют в Таблицу 5.

Таблица 5. Соотношение зрительного и осязательного восприятия формы

| |Выполнение задания |

| |Правильное неправильное |

| |отказ |

|Имя ребенка | Серия |

| |I II III IV I II III |

| |IV I II III IV |

|Катя И. |Х х х |

| |х |

|Таня Р. |Х х х х |

|Иосиф Г. |Х х х х |

|Катя С. |Х х х х |

| | |

Развитие ориентировки во времени

Задание 6. Изучение восприятия длительности временного интервала /6// в

списке литературы)

Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги, расчерченные на

полоски, ножницы, 100 палочек, коробку, любые узоры на бумаге в клеточку,

бумагу , карандащ, секундомер.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7

лет. 1) ребенку предлагают посидеть в течение 1 мин и сказать, когда она

кончится . Затем ему предлагают выполнить последовательно 3 задания, каждое

в течение 1 мин (причем он должен сам прекратить работу, когда, по его

мнению, минута истечет) : 2) разрезать бумагу на полоски; 3) нарисовать

узоры по образцу; 4) перенести палочки с одного стола на другой и сложить

их в коробку. Засекают время по секундомеру так, чтобы ребенок не видел.

Обработка данных. Подсчитывают отклонения от временного интервала в сторону

его уменьшения и увеличения. Выясняют, как зависит правильность определения

длительности временного интервала от содержания совершаемой деятельности.

Определяются индивидуальные особенности восприятия временного интервала.

Катя И. - отклонение 1) + 13 сек; 2) +7 сек; 3) +19 сек; 4) + 25 сек.

Таня Р. - отклонение 1) - 11 сек; 2) -3 сек; 3) +5 сек; 4) +8 сек.

Иосиф Г. - отклонение 1) +29 сек; 2) +45 сек; 3) +20 сек; 4) +43 сек.

Катя С. - отклонение 1) -27 сек; 2) -22 сек; 3) -15 сек; 40 -3 сек.

Восприятие рисунка

Задание 7. Изучение восприятия картины /7// в списке литературы)

Подготовка исследования. Подобрать с учетом возраста ребенка

незнакомые ему 3 репродукции картин трех жанров : сюжетную, пейзаж,

натюрморт ( П. Федотов "Анкор, еще Анкор" , К. Юон "Мартовское солнце",

Ж.Б.Шарден "Натюрморт с земляникой").

Проанализировать репродукции по следующей схеме:

- особенности смыслового центра (дать ей название и кратко передать

содержание);

- особенности структурного центра (отметить, совпадают ли смысловой и

структурный центр );

- главные и второстепенные предметы, перечислить все;

- причинные связи между предметами, указать все.

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально. Протокол

содержит вопросы и инструкцию экспериментатора, время рассматривания

репродукций, перечисленные предметы, указания на цвет предметов, на

причинно-следственные связи, рассказ по картинке, поведение ребенка

(наличие указательных жестов, эмоциональные реакции).

Первая серия. Описание картин. Ребенку поочередно показывают репродукции и

просят описать их: "Посмотри хорошенько на эту картинку и скажи о том, что

здесь нарисовано". В случае затруднений задают наводящие вопросы. Ребенок

может водить по картинке пальцем, указывая на предметы, которые он

рассматривает.

Вторая серия. Эстетическая оценка картины. Перед ребенком раскладывают

репродукции картин всех жанров и просят выбрать ту, которая ему больше

нравится. Ребенок выбирает картину и объясняет свой выбор.

Третья серия. Эстетическая оценка картины. Ребенку показывают несколько

репродукций картин одного жанра, выполненных в различной манере, и просят

выбрать ту, которая ему нравится. Последовательно показывают картины всех

трех жанров. Выясняют, как стилевые особенности картины влияют на ее

эстетическую оценку ребенком, для этого его просят объяснить причину

выбора.

Обработка данных. Данные первой серии оформляют в Таблицу 6.

Таблица 6. Особенности восприятия картины дошкольниками.

| ! |

|особенности восприятия |

| |Жанр картины|Целостность |Вычленение |Понимание |Эмоциональна|

|Имя ребенка | |описания |деталей |настроения |я реакция на|

| | | | |картины |изобразитель|

| | | | | |ные средства|

| |Сюжет | | | | |

|Катя И. |Пейзаж |х |Х |х |х |

| |Натюрморт | | | | |

| |Сюжет |х |Х |х |х |

|Таня Р. |Пейзаж | | | | |

| |Натюрморт | | | | |

| |Сюжет | | | | |

|Иосиф Г. |Пейзаж | | | | |

| |Натюрморт |х |Х |х |х |

| |Сюжет | | | | |

|Катя С. |Пейзаж |х |Х |х |х |

| |Натюрморт | | | | |

Уровень развития памяти

Задание 8 Изучение влияния сюжетно-ролевой игры на запоминание и

воспроизведение /8// в списке литературы)

Подготовка исследования. Эксперимент проводится в две серии

индивидуально.

Первая серия - ребенку предлагают запомнить 5 слов (машина, корабль,

колокольчик, творог, персикк)

Вторая серия - эксперимент проводится в игре, которая создает мотив,

побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, взяв на себя роль

покупателя, должен пойти в "магазин" (в другую комнату) и "купить " у него

предметы (называется 5 слов - молоко, сыр, колбаса, хлеб, конфеты). Все

особенности поведения при запоминании и воспроизведении тщательно фиксируют

в протоколе : как входит в роль, как воспроизводит то, что запомнил.

Обработка данных. Подсчитывают число правильно воспроизведенных слов в 2

сериях. Результаты оформляют в Таблицу 7.

Таблица 7.

|Дети |Среднее число правильно |воспроизведенных слов |

| |I серия |серияII |

|Катя И. |5 |5 |

|Таня Р. |5 |5 |

|Иосиф Г. |5 |5 |

|Катя С. |5 |5 |

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТКРИСТИКИ ДЕТЕЙ, ПРОШЕДШИХ ТЕСТИРОВАНИЕ

| |Проявление помощи|Действенность |Коммуникативные |Уровень |

| |(сочувствия) |общественного и |умения |самосознания |

| |другому человеку |личного мотива | | |

|Катя И. |Реальный выбор - |I серия и II |Предложила |Очень любит |

| |самостоятельно |серия - личный |нарисовать |играть с |

| |закрасила |мотив. |цветок, Таня |двоюродной |

| |картинку. |Решила оставить |согласилась |сестрой. |

| |Вербальный выбор |лодочку и |Периодически | |

| |- решила помочь |вертушку себе. |давала советы |Развернутый |

| |ребенку у | |Тане. |рассказ о |

| |которого не | |Осталась |жизни на даче |

| |получается | |довольна своей и|прошлым летом |

| |рисунок. | |Таниной работой.|и мечты о |

| | | | |жизни на даче |

| | | |Помогала словами|этим летом |

| | | |и карандашами. | |

|Таня Р. |Реальный выбор - |I серия - |Согласилась с |Очень любит |

| |решила помочь |общественный |предложением |ходить в гости|

| |ребенку у |мотив (решила |Кати нарисовать | |

| |которого не |подарить лодочку|цветок. | |

| |получается |малышу). |Прислушивалась к|Рассказ о |

| |рисунок. |II серия - |советам Кати. |походах на |

| |Вербальный выбор |личный (оставила|Осталась |байдарках и |

| |- самостоятельно |вертушку себе) |довольна своей и|ожидания |

| |закрасила | |Катиной работой.|походной жизни|

| |картинку. | | |этим летом |

| | | |Помогала Кате | |

| | | |словами и | |

| | | |карандашами. | |

|Иосиф Г.|Реальный выбор - |I серия и II |Долго не могли |Очень любит |

| |закрасил |серия - личный |прийти к |играть в |

| |незакрашенный |мотив (И |соглашению, |футбол |

| |рисунок ребенка, |лодочку, и |наконец Иосиф | |

| |у которого все |вертушку оставил|уговорил Катю |Рассказ о |

| |хорошо |себе) |нарисовать |футбольных |

| |получается. | |бабочку. |соревнованиях |

| |Вербальный выбор | |Пытался |прошлого года,|

| |- самостоятельно | |карандашом |победителях и |

| |закрасил картинку| |помочь Кате. Не |о будущих |

| | | |понравился Катин|соревнованиях |

| | | |рисунок. | |

| | | |Пытался помогать| |

| | | |словами и | |

| | | |карандашами. | |

|Катя С. |Реальный выбор - |I серия и II |Иосиф долго |Очень любит |

| |решила помочь |серия - |уговаривал Катю |плавать |

| |ребенку у |общественный |нарисовать | |

| |которого не |мотив ( И |бабочку, в конце|Рассказ о |

| |получается |лодочку, и |концов она |поездке в |

| |рисунок. |вертушку |согласилась. |Египет прошлым|

| |Вербальный выбор |подарила малышу)|Понравилась |летом. |

| |- решила помочь | |выполненная |Мечтания о |

| |ребенку у | |работа. |школьной |

| |которого не | |Пыталась |жизни. |

| |получается | |помогать словами| |

| |рисунок | |и карандашами. | |

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕТЕЙ, ПРОШЕДШИХ ТЕСТИРОВАНИЕ

| |Соотношение |Восприятие |Восприятия |Влияние |

| |зрительного и |длительности |картины |сюжетно-ролево|

| |осязательного |временного | |й игры на |

| |восприятия формы |интервала | |запоминание и |

| | | | |воспроизведени|

| | | | |е |

|Катя И. |Нашла трапецию |Отклонение : |"Зимний день". |Повторила все |

| |после зрительного |+ 13 сек - |Внизу два |слова в первой|

| |ознакомления. |сказать, когда|человека |серии, |

| |Нашла |кончится 1 |(мужчины) едут на|вспомнила за |

| |модифицированный |мин; |черных лошадках. |15 сек . Во |

| |треугольник после |+7 сек - |Мужчины поехали |второй серии, |

| |осязательного |разрезать |по делам в другую|при игре в |

| |ознакомления. |бумагу на |деревню. Вдалеке,|магазин тоже с|

| |Нашла с помощью |полоски; |на дороге собака |успехом |

| |осязания квадрат |+19 сек - |лает на |повторила все |

| |после зрительного |нарисовать |коричневую |слова. Быстро |

| |ознакомления. Не |узоры по |лошадку. За ними |вошла в роль. |

| |нашла |образцу; |деревенские дома.| |

| |модифицированный |+ 25 сек- |Синее небо и | |

| |прямоугольник |перенести |серый снег. | |

| |после |палочки с |Рассказ занял 7 | |

| |осязательного |одного стола |мин. Выбрала эту | |

| |ознакомления. |на другой и |картину потому | |

| | |сложить их в |что она самая | |

| | |коробку. |красивая. | |

|Таня Р. |Нашла |Отклонение : |"Игра с |Повторила все |

| |модифицированный |11 сек - |собачкой". |слова в первой|

| |квадрат после |сказать, когда|Темная комната. |серии, |

| |зрительного |кончится 1 |Вечер. На диване,|вспомнила |

| |ознакомления. |мин; |рядом с гитарой |слова за 10 |

| |Нашла треугольник|-3 сек - |лежит человек. У |сек. Во второй|

| |после |разрезать |него в руке |серии, при |

| |осязательного |бумагу на |палочка. Через |игре в магазин|

| |ознакомления. Не |полоски; |эту палочку |тоже с успехом|

| |нашла с помощью |+5 сек - |прыгает его |повторила все |

| |осязания |нарисовать |собака. Они |слова. Долго |

| |модифицированный |узоры по |развлекаются, |ходила по |

| |прямоугольник |образцу; |играют. На столе |магазину и |

| |после зрительного |+8 сек- |тарелки с едой и |выбирала |

| |ознакомления. |перенести |большая свеча. На|покупки. |

| |Нашла трапецию |палочки с |левой стене висит| |

| |после |одного стола |умывальник. | |

| |осязательного |на другой и |Рассказ занял 5 | |

| |ознакомления. |сложить их в |мин | |

| | |коробку. |Выбрала эту | |

| | | |картину, потому | |

| | | |что собака похожа| |

| | | |на ее пса. | |

|Иосиф Г.|Нашел треугольник |Отклонение : |"Клубника на |Повторил все |

| |после зрительного |+29 сек - |столе". |слова в первой|

| |ознакомления. |сказать, когда|Посередине |серии, |

| |Нашел |кончится 1 |огромное |вспомнил млова|

| |модифицированную |мин; |корзиновое блюдо |за 12 сек. Во |

| |трапецию после |+45 сек - |с клубникой. |второй серии, |

| |осязательного |разрезать |Клубники целая |при игре в |

| |ознакомления. |бумагу на |гора. Клубника |магазин тоже с|

| |Нашел с помощью |полоски ; |красная, наверное|успехом |

| |осязания |+20 сек- |очень спелая. |повторил все |

| |прямоугольник |нарисовать |Перед блюдом две |слова. Покупки|

| |после зрительного |узоры по |розовых гвоздики.|сделал быстро.|

| |ознакомления. |образцу; |Слева стакан. | |

| |Нашел |+43 сек- |Наверное с соком.| |

| |модифицированный |перенести |Справа от блюда | |

| |квадрат после |палочки с |большой персик и | |

| |осязательного |одного стола |два грецких | |

| |ознакомления. |на другой и |ореха. Рассказ | |

| | |сложить их в |занял 4мин. | |

| | |коробку. |Выбрал эту | |

| | | |картину, потому | |

| | | |что любит | |

| | | |клубнику. | |

|Катя С. |Нашла |Отклонение : |"Зимой в |Повторила все |

| |модифицированный |-27 сек - |деревне". |слова в первой|

| |треугольник после |сказать, когда|Зима. Большие |серии, |

| |зрительного |кончится 1 |березы и еще |вспомнила |

| |ознакомления. |мин; |какие-то деревья.|слова за 16 |

| |Нашла трапецию |-22 сек - |Рядом с ними |сек. Во второй|

| |после |разрезать |тропинка. По ней |серии, при |

| |осязательного |бумагу на |на лошадях едут |игре в магазин|

| |ознакомления. |полоски; |люди. За ними |тоже с успехом|

| |Нашла с помощью |-15 сек- |бежит лошадь, а |повторила все |

| |осязания |нарисовать |за ней собака. |слова. Покупки|

| |модифицированный |узоры по |Собака лает. |сделала |

| |квадрат после |образцу; |Видно некоторые |быстро. |

| |зрительного |-3 сек- |дома и много крыш| |

| |ознакомления. |перенести |от домов. | |

| |Нашла |палочки с |Красивое голубое | |

| |прямоугольник |одного стола |небо. | |

| |после |на другой и |Рассказ занял 6 | |

| |осязательного |сложить их в |мин. | |

| |ознакомления. |коробку. |Выбрала картину, | |

| | | |потому что любит | |

| | | |зиму. | |

Анализ личностных и интеллектуальных характеристик.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности

ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного

отношения к другим людям.

Поскольку оказание помощи другому человеку в ситуации задания 1(проявление

помощи другому человеку) не ущемляет никаких интересов ребенка, ее можно

трактовать как показатель наличия сочувствия. Так, Катя И., при вербальном

выборе продемонстрировала желание помочь ребенку, у которого не получался

рисунок, таким образом, проявив заботу. Таня Р. поступила так же, но при

реальном выборе. Катя С. в обоих случаях участливо отнеслась к малышам.

Иосиф Г. тоже помогал, но ребенку, который умеет рисовать . Таким образом,

все испытуемые дети продемонстрировали желание помочь, сочувствие.

У старших дошкольников появляется определенная линия поведения,

ведущими становятся общественные моральные мотивы. В наших экспериментах

два ребенка (Таня Р. и Катя С.) продемонстрировали помощь другим под

влиянием сочувствия (общественный мотив). Катя И. и Иосиф Г. предпочитают

совместной деятельности индивидуальную.

Коммуникативные навыки и умения являются одним из компонентов

готовности к обучению в школе. На развитие контактов с другими детьми

влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее

выполнения. Испытуемые дети умеют договариваться, приходить к общему

решению, иногда используя уговор, убеждение (Катя И. - Таня Р : Катя

предложила нарисовать цветок, Таня согласилась; Иосиф Г.-Катя С : долго не

могли прийти к соглашению, наконец Иосиф уговорил Катю нарисовать бабочку).

По ходу выполнения деятельности дети замечают друг у друга отступления от

первоначального замысла и пытаются исправить рисунок (В первой паре Катя

периодически давала советы Тане. Во второй паре то Иосиф, то Катя пытались

карандашом помочь товарищу, а он не соглашался или соглашался ). В первой

паре обе девочки остались довольны своей работой. Во второй паре Иосифу не

понравился рисунок Кати. Дети продемонстрировали умение рационально

использовать средства деятельности - делиться карандашами во второй серии.

Так, в первой паре рисовали разными цветными карандашами. Во второй - Иосиф

иногда требовал необходимый ему цвет, Катя прерывала раскрашивание и

отдавала ему карандаш. Таким образом, испытуемые дети обладают рядом

коммуникативных навыков.

При осознании желаний и предпочтений дети продемонстрировали

преобладание ответов, связанных с видами деятельности, любимыми играми, а

так же с общением и совместной деятельностью с близкими людьми.

Относительно осознания прошлых и будущих действий от всех детей мы услышали

развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.

Все выше обозначенные качества личности присущи детям 6-7 лет.

Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного

развития в дошкольном детстве. При изучении соотношения зрительного и

осязательного восприятия формы двое детей (Иосиф и Катя С.)

продемонстрировали безошибочное узнавание обычных геометрических фигур и

модифицированных во всех сериях опыта. При зрительном ознакомлении с

формой дети глазами водили по сторонам и углам фигуры. При осязательном

контакте времени на ознакомление ушло больше, чем при зрительном контакте

(48±11 сек и 24±7 сек , соответственно ). Дети тщательно ощупывали

предметы, некоторые пытались определить качество материала (толщина

картона, шероховатость). Катя И. и Таня Р. в третьей и четвертой сериях

эксперимента (зрительное узнавание формы и осязательный выбор,

осязательное узнавание и зрительный выбор) допустили ошибки. Либо перенос

образа из зрительной модальности в осязательную и наоборот затруднен у этих

девочек, либо оказалась неудачной предложенная фигура (в обоих случаях это

был модифицированный прямоугольник). Однако, в подавляющем большинстве

случаев (100%-75%) дети справились с поставленной задачей успешно, что

говорит об усвоении ими общественно выработанных представлений о форме.

Наиболее трудным для усвоения дошкольниками является ориентировка во

времени, поскольку время не имеет наглядной формы. В наших экспериментах

все дети продемонстрировали отклонение от заданного временного интервала в

одну минуту. Отклонения были как в сторону увеличения временного интервала

(три ребенка), так и в сторону уменьшения (один ребенок). Характерно

увеличение отклонения временного интервала при усложнении задания. Правда в

случае с Иосифом эта закономерность не подтвердилась.

К концу дошкольного возраста дети начинают более или менее правильно

оценивать перспективное изображение. Удаленный предмет, изображенный на

картинке, кажется ребенку маленьким, но ребенок догадывается, что на самом

деле он большой. Все испытуемые дети дали название выбранной ими картине,

кратко передали содержание. В рассказах отмечается совпадение смысловых и

структурных центров, перечислены главные и второстепенные предметы.

Отмечены причинные связи между предметами (Хозяин играет с собакой. Собака

прыгает через палочку; собака лает на лошадь, лошадь убегает;). Не

получилось складного рассказа по натюрморту, отмечено простое перечисление

предметов, зато ребенок проявил фантазию, сказав, что в стакане сок. Все

дети использовали в рассказах прилагательные, обращали внимание на цветовую

гамму, реагировали жестами. Интерпретация сюжетных рисунков, понимание

изображенных на них ситуаций, событий зависят как от правильности

восприятия, так и от характера изображенного сюжета - его сложности,

известности ребенку, доступности его пониманию.

Память как один из уровней отражения окружающей действительности

представляет собой совокупность процессов, способствующих организации и

сохранению прошлого опыта. В наших экспериментах по изучению влияния

сюжетно-ролевой игры на запоминание и воспроизведение отмечается 100%

способность испытуемых детей запомнить и повторить 5 слов как в игровом

варианте, так и без игры. Так как, различий между сериями эксперимента не

отмечено, мы ничего не можем сказать относительно влияния сюжетно-ролевой

игры на запоминание. Но все дети проявили развитие знаково-символической

функции сознания.

Список литературы

1 Особенности психического развития детей 6-7 - летнего возраста. Под ред.

Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера. Москва, 1988, с. 48-51

2 Сергеева Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе трудовой

деятельности. Москва, 1987, с.63

3 Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Практикум по детской психологии. Москва,

"Просвещение", "Владос", 1995, с. 253

4 Психическое развитие воспитанников детского дома / Под ред.

И.В.Дубровиной, А.Г.Рузской. - Москва, 1990.- с. 163-171

5 Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. Под.

Ред.А.В.Запорожца, М.И. Лисиной. - М., 1966

6 Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Практикум по детской психологии. Москва,

"Просвещение", "Владос", 1995, с. 249

7 Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Практикум по детской психологии. Москва,

"Просвещение", "Владос", 1995, с. 253

8 Истомина З.М. Развитие памяти. Москва, 1978

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ