Рефераты

Ответы на практикум к уч.пос. Самыгина и Столяренко

выполнения выработанных годами последовательных операций зависит успех

предприятия. СР (Эпиметей) крайне серьезно относится к сохранению не только

материальных ресурсов, но и традиций, обычаев, существующих в системе.

Подобные качества определяют области, в которых СР-лидеры чувствуют себя

наиболее уверенно. Это регулярные вооруженные силы и система школьного

образования, медицина и производство, посредничество и сфера услуг.

По мнению СР (Эпиметея) вознаграждение следует заработать, а похвалы

достойны лишь лучшие, наиболее старательные и пунктуальные работники.

ИЛ-лидер (интуитивно-логический) — Прометей. Если - СВ-лидер (Дионисий)

чувствует себя хорошо, руководя людьми в критических ситуациях, СР

(Эпиметей) стремится обеспечить стабильность в системе, то ИЛ-лидеру

(Прометею) свойственно стремление разрабатывать концепции развития

руководимой им организации. Набросать основные положения проекта, составить

«идейный скелет» предстоящей программы действий, проявить изобретательность

в области интеллектуального творчества и спрогнозировать эффективное

использование ресурсов доставляет ему истинное наслаждение. Сложность

регулируемой системы не пугает ИЛ, и он всегда готов отстаивать верность

принципов против любого числа оппонентов любого ранга.

Лидерам всех типов (а ИЛ-лидерам особенно) следует твердо знать прописную

истину: если человека не отблагодарили вовремя и соответствующим образом за

выполненную работу, он никогда не догадается, что вы оценили его труд по

достоинству, даже если вы заплатили ему сполна. Право и обязанность

высказывать благодарность от имени организации имеет только лидер и никто

иной.

ИЭ-лидер (интуитивно-эмоциональный) — Аполлон. Д.Кейрси называет ИЭ-

лидера «катализатором», потому что основной чертой менеджера этого типа

является ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального

и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. В

отличие от ИЛ (Прометея) и СР (Эпиметея), ориентированных на решение

проблем самой системы, организации, Катализатору более свойственно

стремление разрешить проблемы людей в организации.

Катализатор — самый демократичный из лидеров, внимательный к личным

проблемам и интересам сотрудников, думающий в первую очередь о реализации

потенциала каждого члена команды и лишь во вторую — о документации или

архитектуре системы.

Атмосфера свободы, самостоятельности, инициативы, которую создают и

поддерживают ИЭ-лидеры, иногда приводит к тому, что обязательные процедуры

не выполняются точно в срок «слишком свободными» сотрудниками. ИЭ-лидер,

часто выступающий в роли «спасителя», берет на себя ответственность за

деятельность или бездеятельность «жертв», что в крайних случаях

препятствует его собственному профессиональному росту и карьере. Причины

подобных ситуаций обычно недоступны пониманию Катализатора, недоумевающего

каждый раз, почему же сценарий повторился.

18.Можно ли спрогнозировать тенденции развития взаимоотношений м\д людьми

на основе знания их психосоциотипа? Какие виды взаимоотношений выделяют?

Что такое Квадра?

Сопоставляя людей разных психосоциотипов, можно заранее прогнозировать

вероятные тенденции развития их взаимоотношений, их совместимости.

Например, дуальные отношения полного дополнения складываются между

психотипами, которые отличаются по признакам: экстраверсия—интроверсия,

эмоции—логика, сенсорика—интуиция. т. е. информация от дуала воспринимается

как поддержка, помощь, коррекция и поэтому дуалы — надежные партнеры в

работе, семье.

Миражные отношения, Полная противоположность - смотрят на одни проблемы с

противоположных сторон, общение поверхностное, как бы на разных языках. Не

могут скоординировать свои действия, даже в мелочах. Но в начале знакомства

привлекают друг друга своей непохожестью, загадочностью, могут влюбиться,

но потом из-за трудности, а порой невозможности достигать согласия —

расстаются. Зеркальные отношения - то, что думает один, без лишних слов

реализует другой. Здесь конфликты маловероятны, а взаимная польза есть.

Конфликтные отношения. При близком общении конфликты неизбежны, т.к. каждый

из партнеров воздействует другому на уязвимую точку, на «больную мозоль»

друг друга. При дальнем общении уважают друг друга, советуют друг другу.

Квадра – когда люди четырех разных типов полностью дополняют друг друга,

это группа в которой осуществляется полная кооперация, взаимопомощь,

поддержка, психофизиологическое регулирование, психологический комфорт и

максимальная продуктивность деятельности.

20. К-е усл-я способ-ют форм-ию соц-х групп? Что такое соц. группа (СГ)?

Важные условия для формирования социальных групп в общем случае

заключаются в том, что люди изо дня в день работают вместе в

непосредственных контактах друг с другом и что они работают над решением

общих проблем или ради достижения общих целей. Существуют и другие факторы,

которые усиливают тенденцию к формированию социальной группы. Наиболее

важными представляются следующие: общее отождествление вне рамок

организации; сходный образ мышления; символы и эмблемы; лидерство.

СГ - это тип социальной общности людей, объединенных в процессе

совместной деятельности. Эта общность обладает рядом существенных

признаков:

внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального

контроля и санкций; групповыми ценностями, на основе которых развивается

социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется

общественное мнение группы; собственным принципом обособления, отличающим

ее от других, «чужих» групп; групповым давление:, т, е, воздействием на

поведение членов группы; общими целями и задачами деятельности; стремлением

к устойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в

ходе решения групповых задач; закреплением традиций, символики (знаки,

одежда, флаги и т.д.)

21. Как влияют статусно-ролевые отн-я на соц.структуру (СС) группы. Как

происходит принятие роли?

Каждая социальная группа имеет свою социальную структуру, которая

основывается на трех «китах»: статусно-ролевые отношения, профессионально-

квалификационные характеристики и половозрастной состав.

Схема ролевого поведения амер. психол.Оппорта: все начинается с

необходимости выполнения соц.роли, > значение играет фактор личности чела.

Например, человека хотят назначить на должность руководителя. Критерии

ожидания могут быть разными в разных группах: одни ждут демократического

или даже либерального руководителя (особенно в творческих и научных

группах), другие — более строгого и авторитарного (в производ-ых группах.

Без понимания своей роли и основных ф-ий очень трудно справиться, со своей

ролью. После осознания роли чел. должен ее принять\отклонить как несоответ-

ую его индиви-но – психол-им особенностям.

Принятие роли сопровождается процессом обучения новым функциям, выработки

определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой

роли очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных

сил, внутренней перестройки, осознания своего нового положения.

22. Межлич-е отношения в группе, как они проявляются? Как мы воспринимаем и

оцениваем людей?

В группе собираются люди, каждый из которых обладает индивидуальностью,

имеет присущий ему темперамент и характер, определенный склад ума и

интеллекта, мир своих ценностей и интересов. И вот эти индивидуальности

знакомятся друг с другом, вступают в общение, и постепенно в группе

складываются межличностные отношения, которые строятся на восприятии и

понимании людьми друг друга.

Психологи А.А.Бодалев, В. Н.Панферов специально изучали в

экспериментальных условиях, что производит наиболее сильное впечатление при

знакомстве. Оказалось, первое, что бросается в глаза и запоминается

человеку, — это прическа, которая может менять лицо до неузнаваемости.

Глаза - могут быть добрыми, холодными, лучистыми, хитрыми, злыми,

колючими. Улыбка - человека нас очень привлекает, особенно если она добрая

и приветливая, а не злая и натянутая. В целом выражение лица

формируется мимикой, которая у одних людей очень динамичная, разнообразная,

а у других бедная, от чего создается впечатление угрюмости,

неприветливости, скрытости. Каждого человека отличает также

определенная манера поведения, жесты, походка, движения тела. А

дальше мы уже присматриваемся к личностным качествам. Кто он? Что из себя

представляет? Можно ли довериться этому человеку? И тут в ход, как правило,

идут сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия,

житейские представления, сформированные у каждого человека, и, конечно,

уровень психологической культуры в части умения воспринимать и оценивать

другого.

23. Какие типы установок на восприятие др. чела возможны? почему бывают

искаженные представления о др. челе

три типа установки: 1.позитивная – переоценка полож-х качеств; проявление

неосознаваемой доверчивости 2.негативная – восприятие отриц-х чачеств; др-е

проявления: недоверчивость, подозрительность 3.адекватная – у каждого чела

есть и положит. и отриц. качества. Гл-е как они сбалансированныи

оцениваются самим челом. Эти установки лежат в основе искажения

представления о др. челе. эффект «ореала» — влияние общего впечатления о

человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. эффект

«последовательности» — на суждение о человеке наибольшее влияние оказывают

сведения, предъявленные о нем в первую очередь. Обычно тот, кто хочет

навредить человеку, узнав о нем что-то недостойное и даже не проверив

информацию, бежит рассказать начальнику и его ближайшему окружению. эффект

«авансирования» — человеку приписывают несуществующие положительные

качества, а сталкиваясь с его неадекватным представлению поведением,

разочаровываются, огорчаются.

«проецирование на других людей собственных свойств», что вызывает ожидание

соответствующего поведения по нашей модели. Этот эффект очень часто

встречается и проявляется в неумении людей встать на точку зрения другого

человека.

24. Какие психол-е механизмы влияния людей друг на друга существуют?

Вступая в общение, люди оказывают влияние друг на друга, которое имеет

глубинные психологические механизмы. Психологические механизмы общения и

взаимовлияния можно выстроить в определенный ряд. Самым первым в этом ряду

окажется 1.свойство заражения—эффект многократного взаимного усиления

эмоциональных состояний общающихся между собой людей, происходит на

бессознательном уровне как в толпе так и в малых группах. 2.внушение-м\б

индивидуальным и групповым; идет на (не)сознательном уровне, в зависимости

от цели общения 3.подражания-сложное динамической свойство, его возможное

проявление: от слепого копирования до сознательного подражания.

4.соревнование-сравнение себя с другим челом, вызывает напряжение

умственных, эмоц-х и физич-х сил, может явл. стимулом развития, перерастать

в соперничество 5.убеждение-агрументир-е, сознат-ое словестное док-во своих

идей, мнений, поступков. Действенно тогда когда опираются не только на

слова, но и на дела, эмоции и т.д.

25 Какие уровни понимания личности другого человека возможны?

Понимание может быть разной глубины проникновения в сущность личности,

индивидуальности другого. Нижнему, поверхностному уровню понимания

свойственно

восприятие лишь внешнего "рисунка" поступка человека без проникновения в

мотивы и цели, в личностные особенности, оценка в черно-белых тонах: хорошо

или

плохо. На втором уровне, средней глубины, анализируются отдельные качества

человека: ум, черты характера, темперамент, оценка идет большей частью по

интеллектуальным особенностям: умный или глупый; по характеру: жесткий или

мягкий, вспыльчивый или уравновешенный. Самый высокий, третий уровень

глубокого

понимания человека включает выявление системы ведущих целей и мотивы

поведения, выделение связей между отдельными поступками и личностью в

целом, умение

проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность

прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности.

26 Чем отличается эмпатия от рефлексии как форма познания личности другого

человека?

Эмпатия - способность эмоционально воспринять другого человека, проникнуть

в его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями и чувствами.

Способность

к эмоциональному отражению у разных людей неодинакова. Выделяют три уровня

развития: первый уровень - низший, общаясь с собеседником, человек

проявляет

своеобразную слепоту к состоянию, переживаниям, намерениям собеседника;

второй уровень - по ходу общения у человека возникают отрывочные

представления о

переживаниях другого человека; третий уровень - отличает умение сразу войти

в состояние другого человека не только в отдельных ситуациях, но и на

протяжении

всего процесса взаимодействия с ним.

Логическая форма познания личностных особенностей себя и других людей -

рефлексия. Для рефлексии свойственна усиленная подверженность определенным

тенденциям искаженного понимания особенностей других людей на основе

стереотипизации, когда по одной-двум чертам относят человека к

определенному стереотипу

и приписывают ему набор качеств, присущих этому стереотипу:

а) безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в

том, что логически объединяются в целостный образ только строго

определенные

личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот

образ, отбрасывается.

б) эффект "ореола" и другие рассмотренные ранее эффекты.

27.Что такое социометрический статус? Какие слои внутри группы выделяются?

Как оценить уровень благополучия взаимоотношений в группе?

На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т. е.

каждый человек получает свой социометрический статус. Социометрия - это

измерение

отношений внутри группы по социальным критериям: с кем бы я хотел проводить

время, у кого бы спросить совета, кто мне нравится или не нравится и т. д.

Слои: звезды-лидеры (самый высокий положительный социальный статус),

предпочитаемые, принимаемые (разного уровня положительный статус),

изолированные

(нулевой статус), пренебрегаемые и отвергаемые (отрицательный статус).

Положение, занимаемое в группе по социометрическому статусу, человек

чувствует по

отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении, поведении.

Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят

(любимчики), других не любят (нелюбимые), а третьих просто не замечают

(незамечаемые).

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих

троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

28.Какие отличительные признаки присущи малым группам?

Когда в группе сложилась определенная система межличностных отношений,

формируются психологические малые - неформальные группы. Они имеют свои

особенности:

- небольшое число людей - от 3 до 10, что определяется возможностью личных

контактов, непосредственных связей лицом к лицу; - складываются на основе

чувства

симпатии, единства интересов и увлечений, общих черт характера и поведения;

- имеют своих лидеров; - в них возникают свои ритуалы, традиции, правила,

обязанности и санкции. Сила малых психологических групп в том, что их очень

трудно юридически и организационно уловить, в них имеются неписаные

правила,

обязательные для всех членов группы. Эти группы могут, как помогать

официальному руководству коллектива, так и вставать к нему в оппозицию,

оказывать

постоянное сопротивление.

Отличительные признаки малой группы: I - пространственное и временное

соприсутствие людей. Это соприсутствие людей дает возможность для личных

контактов,

которые включают интерактивные, информационные, персептивные аспекты

общения и взаимодействия. II - наличие постоянной цели совместной

деятельности. Три

рода целей: 1) ближние перспективы, цели, которые быстро во времени

реализуются и выражают потребности этой группы; 2) вторичные цели - более

длительны во

времени и выводят группу на интересы вторичного коллектива (интересы

предприятия или школы в целом); 3) дальние перспективы объединяют первичную

группу с

проблемами функционирования социального целого. III. Наличие в группе

организующего начала. Это может быть лидер, руководитель, а может и нет. В

этом случае

функция руководства распределена между членами группы IV. Разделение и

дифференциация персональных ролей - разделение и кооперация труда, властное

разделение. V. Наличие эмоциональных отношений между членами группы,

формируется внутреннюю структуру межличностных отношений в группе. VI.

Выработка

специфической групповой культуры - нормы, правила, стандарты жизни,

поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и

обусловливающие групповую динамику. Отклонение от групповых стандартов,

норм, как правило, позволяется только лидеру.

29.Какие психологические характеристики присущи группе?

Группе присущи следующие общие закономерности: 1) группа неизбежно будет

структурироваться; 2) группа развивается (прогресс либо регресс, но

динамические

процессы в группе происходят); 3) флуктуация, изменение места человека в

группе может происходить неоднократно. По психологическим характеристикам

различают:

1) группы членства; 2) референтные группы (эталонные), нормы и правила

которых служат для личности образцом.

30.Чем характеризуется референтная группа? Опишите особенности

пирамидальных, случайных, открытых, синхронных групп.

Референтные группы (эталонные), нормы и правила которых служат для личности

образцом. Референтные группы могут быть реальные или воображаемые, но они

всегда выступают как источник норм или правил, к которым человек хочет

приобщиться.

пирамидальная группа, которая является: а) системой закрытого типа; б)

построена иерархически, т. е. чем выше место, тем выше права и влияние; в)

информация идет в основном по вертикали, снизу вверх (отчеты) и сверху вниз

(приказы); г) каждый человек знает свое жесткое место; д) в группе ценятся

традиции; е) руководитель этой группы должен заботиться о подчиненных,

взамен они беспрекословно подчиняются; ж) такие группы встречаются в армии,

в

налаженном производстве, а также в экстремальных ситуациях; случайная

группа, в которой каждый принимает решения самостоятельно, люди

относительно

независимы, двигаются в разные стороны, но что-то их объединяет. Такие

группы встречаются в творческих коллективах, а также в ситуации рыночной

неопределенности типичны для новых коммерческих структур; открытая группа,

в которой каждый имеет право на инициативу, но все вместе открыто обсуждают

вопросы. Главное для них - общее дело. Свободно происходит смена ролей,

присуща эмоциональная открытость, усиливается неформальное общение людей;

группа

синхронного типа, когда все люди находятся в разных местах, но все

двигаются в одном направлении, так как все знают, что надо делать, у всех

один образ,

одна модель, и хотя каждый двигается сам, но все синхронно в одном

направлении, даже без обсуждения и согласования.

Если встречается какое-то препятствие, каждая группа усиливает свою

отличительную особенность: пирамидальная - усиливает порядок, дисциплину,

контроль;

случайная - ее успех зависит от способностей, потенциала каждого из членов

группы; открытая - ее успех зависит от умения достигать согласия, вести

переговоры; ее руководитель должен обладать высокими коммуникативными

качествами, уметь слушать, понять, согласовать; синхронная - ее успех

зависит от

таланта, авторитета - "пророка", который убедил, повел за собой людей, и

люди беспредельно верят и подчиняются ему.

31.Какие роли присущи людям в группе?

Это: 1) координатор, пользующийся уважением и умеющий работать с людьми; 2)

генератор идей, стремящийся докопаться до истины. Воплотить же свои идеи на

практике он чаше всего не в состоянии; 3) энтузиаст, берущийся сам за новое

дело и воодушевляющий других; 4) контролер-аналитик, способный трезво

оценить

выдвинутую идею. Он исполнителен, но чаще сторонится людей; 5) искатель

выгоды, интересующийся внешней стороной дела. Исполнителен и может быть

хорошим

посредником между людьми, поскольку обычно он самый популярный член

коллектива: 6) исполнитель, умеющий воплотить идею в жизнь, способен к

кропотливой

работе, но часто "тонет" в мелочах; 7) работяга, не стремящийся занять ни

чье место; 8) шлифовщик - он необходим, чтобы не перешли последней черты.

32.Укажите отличительные особенности коллектива, его структуру из страт-

слоев, этапы создания коллектива?

Коллектив - это особое качество группы, связанное с общей деятельностью.

Коллектив - это объединение людей во имя достижения определенной, социально

одобряемой цели. Это добровольный характер объединения, причем под

"добровольностью" здесь понимается не стихийность образования коллектива, а

такая

характеристика группы, когда она не просто "задана" внешними

обстоятельствами, но стала для индивидов, в нее входящих, системой активно

построенных ими

отношений, на базе общей деятельности. Существенным признаком коллектива

является его целостность. Это выражается в том, что коллектив выступает как

некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением

функций, определенной структурой руководства и управления. Коллектив

представляет

собой особую форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает

принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Наиболее развернутая концепция развития коллектива принадлежит А.В.

Петровскому. Три страт (слоя). Каждый из них характеризуется определенным

принципом, по

которому строятся отношения между членами группы.

В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между

людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во

втором слое

эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем

слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии

всеми

членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует

высшему уровню развития группы и, следовательно, его наличие позволяет

констатировать, что перед нами коллектив.

При создании коллектива нужно начинать с постановки ясных целей, которые

представляют собой довольно мощное объединяющее средство. Сначала эти цели

не

обязательно должны быть большими и сложными, чтобы люди могли в них легко

разобраться и наверняка добиться успеха. Успех порождает доверие, согласие

и

взаимопонимание, а это ключ к новому успеху. Ничто так не сплачивает

коллектив, как совместный поиск решений, поэтому с людьми нужно как можно

чаще

советоваться. Творчество людей дает возможность раскрывать по-новому

потенциал коллектива. Существуют два вида коллективов - формальные и

неформальные.

Формальные создаются руководством на определенный срок, временно или

постоянно, в целях выполнения какой-то официальной работы. В отличие от

формального

коллектива, неформальный никто специально не создает - он образуется

спонтанно. Выделяют пять ступеней этого процесса. На первой люди

объединяются

неосознанно, стихийно, реагируя на какие-либо события, например, на

опасность. На второй ступени основой объединения бывают обычно более

осознанные эмоции -

ненависть или наоборот, приверженность к чему-либо или к кому-либо. На

третьей ступени неформальный коллектив уже организационно сплачивается,

чтобы

совместно бороться с какой-либо внешней постоянной опасностью. На четвертой

ступени объединяющим людей фактором выступает уже нечто позитивное -

стремление

на долгий срок утвердиться в конкурентной борьбе или вступление в

престижный клуб.

33.Какие стадии зрелости выделяют для коллектива?

Таких стадий психологи выделяют пять. Первая называется притиркой. На этой

стадии люди еще приглядываются друг к другу, решают, по пути ли им с

остальными,

стараются показать свое "Я". Решающую роль в сплочении группы да этой

стадии играет руководитель. Вторая стадия - "конфликтная" -

характеризуется тем, что

в его рамках открыто образуются кланы и группировки, открыто выражаются

разногласия, выходят наружу сильные и слабые стороны отдельных людей,

приобретают

значение личные взаимоотношения, начинается силовая борьба за лидерство и

поиски компромиссов между враждующими сторонами. На третьей стадии - стадии

экспериментирования - потенциал коллектива возрастает, но он часто работает

рывками. На четвертой стадии в коллективе появляется опыт успешного решения

проблем, к которым подходят, с одной стороны, реалистически, а с другой -

творчески. Пятая стадия внутри коллектива формируются прочные связи. Людей

принимают и оценивают по достоинству, а личные разногласия между ними

быстро устраняются. Отношения складываются в основном неформально, что

позволяет

демонстрировать высокие результаты работы и стандарты поведения.

34.Укажите, какие признаки присущи руководителю с высокой способностью,

создавать коллектив?

Имеет прочные навыки руководства, последователен, поддерживает идеи

коллектива, правильно подбирает сотрудников. Заботится о других членах

коллектива,

создает положительный климат, заинтересован в результате работы, четко

определяет значение организации. Распределяет обязанности между

сотрудниками,

анализирует без критики в адрес конкретных людей, поддерживает личное

развитие своих сотрудников, поощряет творческий потенциал, стремится к

обратной связи.

35.Какие факторы влияют на эффективность работы группы?

1) организационные - статус, размер и состав группы; 2) среда, в которой

функционирует группа, состояние коммуникаций и конкретное место, где группа

работает; 3) важность и характер задач, стоящих перед людьми; 4) свобода

организации собственной работы, позволяющая людям на деле трудиться более

слаженно

и заинтересованно.

1. Прежде всего, как у формального, так и у неформального коллектива должен

быть сильный лидер, заинтересованный в его успехах. 2. Успех коллективу

обеспечивает нормальный морально-психологический климат в нем. О его

наличии свидетельствует взаимная поддержка людей, открытое обсуждение

разногласий,

нежелание переходить на новое место. 3. Работоспособный коллектив должен

иметь оптимальные размеры. 4. Важная черта здорового коллектива - четкость

целей.

Каждый должен представлять себе, к каким результатам стремиться, ясно

понимать и разделять цели коллектива. 5. Коллективные цели, как правило,

предполагают

получение высоких результатов, а последние требуют соответствующих норм и

стандартов, которые показывают, какое поведение ожидается от членов

коллектива. 6.

Для хорошего коллектива характерно постоянное пребывание в состоянии поиска

новых знаний, идей, перспективных методов работы. Поиск становится в таком

коллективе внутренней потребностью людей, стимулируя развитие

индивидуальных творческих способностей каждого работника. Эффективность

управления зависит от

того, насколько руководитель сумеет создать и поддерживать в коллективе

творческую атмосферу.

37) Охарактеризуйте понятие «лидер» и «руководитель».

Лидерство - это естественный социально-психологический процесс в группе,

построенной на влиянии личного авторитета человека на поведение членов

группы. Лидерство - способность оказывать влияние как на отдельную

личность, так и на группу, направляя усилия на достижение целей

организации.

Общее лидерство в группе складывается из компонентов:

- «Эмоциональный» лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый

человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

- «Деловой» лидер (руки группы) с ним хорошо работается, он может

организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех

дела. - «Информационный» лидер (мозг группы) К нему все обращаются с

вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти

нужную информацию.

Лидер - это элемент упорядочения системы. Лидер - личность, способная

объединять людей ради достижения какой-либо цели. Влияние лидера всегда

зависит от ситуации. Его роль заключается том, чтобы претворять общие и

конкретные взгляды и мнения в согласованную программу действий. Истинный

лидер обладает острой восприимчивостью к взглядам и позициям своих

сторонников. Он выполняет важную задачу поддержания сплоченности в уже

существующих группах.

Руководитель – это как бы официально назначенный лидер, что дает ему

преимущество перед неформальным.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами

в завоевании лидирующих позиций в группе, и поэтому чаще, нежели кто-нибудь

другой, становится признанным лидером. Тот факт, что он назначен «извне»,

ставят его в положение, несколько отличное от положения неформальных

естественных лидеров. Стремление продвигаться выше по служебной лестнице

побуждает его отождествлять себя с более крупными подразделениями

организации, нежели с группой своих подчиненных. Но если он знает, что не

поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой

руководитель отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него

зависящее, чтобы защитить их интересы.

Лидер выдвигается «снизу», а руководитель назначается официально, извне,

и ему требуются официальные полномочия для управления людьми.

Руководителю требуется еще и власть - возможность влиять «сверху» на

поведение других людей, требуются официальные полномочия

Руководство - это в первую очередь управление процессами

38) Какие типы лидерства выделяют психоаналитики.

Психоаналитики выделили десять типов лидерства:

1. «Соверен», или «патриархальный повелитель». Лидер способен подавить

или вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его

выдвигают на основе любви и почитают.

2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний,

соответствующих определенному групповому стандарту. Личность вожака -

носитель этих стандартов. Ему стараются подражать в группе.

3. «Тиран». Он внушает окружающим чувство повиновения и безотчетного

страха, его считают самым сильным. Лидер-тиран - доминирующая, авторитарная

личность, его обычно боятся и подчиняются ему.

4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания

«Я-концепции» и удовлетворения потребности каждого, снимает чувство вины и

тревоги. Он объединяет людей, его уважают.

5. «Соблазнитель». Человек становится лидером, играя на слабостях других.

Он выступает в роли «магической силы», давая выход во вне подавленным

эмоциям других людей, предотвращает конфликты, снимает напряжение. Его

обожают и часто не замечают всех его недостатков.

6. «Герой». Жертвует собой ради других, благодаря его храбрости другие

ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Лидер-герой

увлекает за собой людей.

7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для

бесконфликтной личности, эмоционально заражает других.

8. «Кумир». Влечет, притягивает, положительно заражает окружение, его

любят, боготворят и идеализируют.

9. «Изгой».

10. «Козел отпущения».

Два последних типа лидеров, по существу, антилидеры, они являются

объектом агрессивных тенденций, благодаря которым развиваются групповые

эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему

исчезнуть, как группа начинает распадаться, так как пропал общегрупповой

стимул.

39) Какие теории лидерства вам известны? Поясните смысл концепции черт.

Теории лидерства разнообразны. Подход с опорой на личные качества лидера:

поведенческий и ситуационный подходы.

Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила) не подтвердилась.

Напротив, часто лидер бывает малого роста, малой физической силы.

Концепция интеллигентности (Гизели) предполагает, что лидерские качества

связаны с вербальными и оценочными способностями личности. На основе чего

делали вывод: наличие указанных личностных качеств, предсказывает

управленческий успех. Личностные качества лидера: - интеллигентность б

вербальном и символическом плане; - инициативность, т. е. способность

направлять активность, желания в новом направлении; - уверенность в себе -

благоприятная самооценка; - привязанность к сотрудникам; - решительность:

мужественность (у мужчин) н женственность (у женщин); - зрелость; -

мотивационные способности, т.е. мотивировать, вызывать потребности у людей

за счет: гарантии работы, финансового вознаграждения, власти над другими,

самореализации, достижения в работе.

Согласно концепции «черт» - лидер обладает определенными свойствами,

чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи

следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум,

компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение

понять особенности психологии людей, организаторские способности.

Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится

человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны,

человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла

ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот

человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет

качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального

разрешения этой ситуации для данной группы. В разных ситуациях группа

выдвигает специфические требования к лидеру, и поэтому лидерство может

переходить от одного человека к другому: эмоциональный или деловой лидер и

т. п.

40) Какие формы власти можно выделить?

Власть – возможность влиять «сверху» на поведение других людей, требуются

официальные полномочия. Власть может принимать различные формы. Выделяют

(Фрейч, Рейвен):

1) Власть основанная на принуждении.

2) Власть, основанная на вознаграждении.

3) Экспертная власть (основана на специальных знаниях, которые не имеют

другие)

4) Эталонная власть (власть примера) – подчиненные походят на своего

привлекательного и уважаемого руководителя.

5) Законная или традиционная власть – подчинение в результате нахождения

на различных ступеньках в организации.

41) Какие качества присущи менеджеру с высокими навыками руководства?

Высокое умение руководить:

1) Принимает во внимание то, что лежит в основе поведения подчиненных. 2)

Если требуется, наводит порядок. 3) Приспосабливает стиль руководства к

переменам общества

4) Видит воздействия, влияющие на осуществление им свое роли. 5) Вызывает

доброе отношение окружающих. 6) Отдает четкие указания. 7) Регулярно

анализирует работу подчиненных. 8) Поощряет наилучшие примеры. 9) Системно

подходит к анализу работы

10) Квалифицированно передает полномочия. 11) Избегает слишком частого

применения негативного подкрепления. 12) Создает позитивную обратную связь.

13) Устанавливает приемлемые отношения с сотрудниками. 14) Защищает свою

группу

42) Охарактеризуйте теории лидерства, основанные на поведенческом

подходе. Какие роли выполняет руководитель?

Теории, основанные на поведенческом подходе, осуществляют классификацию

стилей руководства. Стиль руководства - это манера поведения руководителя

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ