Рефераты

Психокоррекция

воспоминаний как "своих". Она может порождать чувство душевного онемения,

которое защищает от острой психической травмы. Деперсонализация нарушает

восприятие внешних явлений и предметов, вызывает ощущение чуждости и

нереальности мира. Галлюцинации и бред также связаны с трансформацией

восприятия, искажающей прерывающей контакт с опасной ситуацией: Это не

имеет отношения ко мне", "Эта ситуация какая то необычная, ее невозможно

понять", "Это объект, но не тот, о котором говорят другие". "Это надо

понимать не так, а эдак".

При отчуждении неприемлемая информация инкапсулируется в отдельной,

автономной части сознания, болкируясь тем самым от доступа к остальным

зонам сознания. В результате возникает отрыв от вызывающих беспокойство

мыслей и чувств от их абстрактных или логических аспектов, нарушается связь

между травмирующими событиями и их эмоциональной оценкой, хотя реальность

этих событий осознается. Все это происходит, но словно-бы с кем то другим.

В состоянии расщепления сознания одна из его частей, ответственная за

сохранения тождества личности с протекавшими ранее процессами мысли,

уклоняется от этой своей обязанности (так как тогда функционировала другая

часть сознания), теряет большие промежутки времени в прошлом, путает

порядок событий.

Отчуждение, как ярко выраженная изоляция друг от друга отдельных частей

личности, "доводит до абсурда" нормальную способность выйти за пределы

собственного "Я", связанную со сменой ролей в совместной деятельности.

Ограниченное отчуждение часто имеет положительный эффект, позволяя

постигать новое с разных точек зрения.

Ощущение свободы также предполагает способность к самоотстранению. Если

человек не в силах все время терпеть самого себя, он может от чего-то в

себе отмежеваться. Тогда возникает необходимая внутренняя дистанция между

приемлемой и неприемлемой частями "Я", позволяющая занять новую позицию по

отношению к какому-то своему состоянию или качеству.

Таким образом, отчуждение имеет и негативные, и позитивные грани. В своей

защитной роли оно выступает как внутренняя анестезия, дающая возможность

отключиться от душераздирающих физических или психических страданий.

Неоднократно отмечено, что в момент пыток, при ощущении сильной боли подчас

возникает чувство некоторого удаления, отстранения от себя: "Это происходит

с моим телом, но не со мной".

Эффекты деперсонализации могут быть получены в экспериментальных условиях -

при сенсорной депривации (искусственном ограничении ощущений). Одиночество

и порождаемый им дефицит информации провоцируют раздвоение "Я": человек

выделяет из себя партнера по общению и взаимодействует с ним. Страх,

тревога, вызванные длительным одиночеством, ищут и находят себе разрешение

в общении с "вынесенной наружу" частью собственной личности.

В следственной практике известны ситуации, когда человек, совершивший

тяжкое преступление в состоянии аффекта, не может осознать собственного

участия в содеянном, не может вспомнить хоть что нибудь из того, что делал

в том состоянии, ибо тогда им управляла другая часть сознания. Человек

осознает предметы, с помощью которых было совершено преступление, как свои,

не отрицает и своего присутствия в тот момент, но вопреки всякой

очевидности и несмотря на вещественные доказательства, утверждает, что не

совершал этого поступка, поскольку не переживает его как собственный -

вторгается защита по типу отчуждения.

Отчуждение связано с отмежеванием одной части личности человека,

неприемлемой и травмирующей его, от другой части его же личности, которая

вполне для него приемлема. Пока существует такое расщепление, достойная

часть личности не страдает по поводу поступков недостойной,

самоотстраняется от него. Проблема преодоления подобной отчужденности и

обретения внутреннего единства, гармонии, душевного равновесия тесно

связана с осознанием своей греховности, с признанием отвергаемых частей

своей личности. Грех концентрирует в себе страх. вину, стыд, отвращение.

Сам факт отчуждения Гегель рассматривал как необходимый момент развития,

считая, что в акте отчуждения есть положительные элементы - становление

самосознания, поляризация добра и зла, возникновение нравственной

вменяемости.

Таким образом, отчуждение расширяет возможности человека, создавая ему

условия для осмысления своих поступков. Подобное отстранение от чего-либо

позволяет обрести внутреннюю свободу и четче осознать свои внутренние

устои.

Замещение.

Это психологическая защита, осуществляющая перенос действия, изначально

направленная на недоступный объект, на объект доступный. Тем самым

разряжается напряжение, созданное неудовлетворенной потребностью. Механизм

замещения выступает как защита тогда, когда реализация замещающей

деятельности хотя бы отчасти разрешает проблемы недостижимой.

Сущность замещения связана с переадресацией реакции. Если желаемый путь

реагирования оказывается закрытым, то отвергаемое желание находит другой

выход. Тогда можно наблюдать специфические реакции разрядки :"плюнуть с

досады", "топнуть ногой", "ударить кулаком по столу"... Аналогично

действует смещение агрессии на "козла отпущения". Все заменители служат

отведению возбуждения, не способного найти нормальный выход. Однако

возможность переориентировать свои поступки с недопустимых на допустимые

или с социально неодобряемых на одобряемые у человека ограничена.

Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия,

замещающего желаемое, возникает тогда, когда близки их мотивы, т е когда

мотивы обоих действий размещены на соседних или близких уровнях его

мотивационной системы.

Возникающие от невозможности реализовать желаемое действие чувства

неуверенности, бессилия могут обернуться стремлением кразрушению. Подобные

агрессивные формы "замещения" учащаются в стрессовых ситуациях, в

обстановке кризиса. Характер поступка при "замещении" часто совершенно

случаен, так как для человека важно лишь, чтобы действие обеспечило ему

определенную "разрядку". Надо отметить, что объектом разрушительных

тенденций может стать и сам человек (автоагрессия). Кроме того, замещение

может иметь вид "ухода с поля" -например, в работу, в религию.

Частичное замещение может проявляться в обращении к новым ценностям. Не

редкость мужчины, испытывающие к своему автомобилю большую нежность, чем к

своей жене, - гордятся им , ухаживают, моют, дают ласковое имя, внимательно

следят за его состоянием и тревожатся при малейших признаках нарушения.

Машина для них - объект любви. Жизнь без машины для них невыносимее, чем

жизнь без женщин.

Замещение более эффективно (т е внутреннее напряжение лучше разряжается,

если с его помощью удалось хотя бы частично достичь исходной цели.

Например, при желании наказать человека за неприемлемое действие - побить

его - замещается нелицеприятными словами в его адрес. Любопытно, что если,

несмотря на приложенные усилия, достичь желаемого не удалось - человек

начинает ругать то, к чему только что стремился. Другой распространеный

способ замещения наблюдается, когда исчерпав аргументацию, человек приходит

в ярость и срывается на крик.

Если невозможно не только побить или обругать обидчика, но даже как либо

обнаружить свое отношение к нему, то напряжение разряжается сменой жертвы

агрессии - человек направляет свои действия на другого человека или

предмет. При прочих равных условиях замещение одного действия другим

эффективнее, чем замещение его разговором.

В структурах замещения особую роль играют ритуалы (как социально

принятые виды действий-заместителей и навязчивые действия. Они позволяют

человеку удовлетворить запретное, бессознательное желание окольным путем -

слишком тревожные воспоминания уступают место действию. Например,

ненормально частое мытье рук может замещать чувство вины и порождаемые им

разрушительные импульсы.

Стандартной формой замещения грубых действий, нацеленных на наказание или

оскорбление, служит брань. Она используется как предварительный клапан для

выхода переполняющих человека чувств, предотвращая физическое воздействие.

Показано, что у человека, привыкшего решать свои проблемы с помощью грубой

силы, запас слов-табу меньше, чем у не склонного к дракам завзятого

сквернослова. "Человек, которому наступили на мозоль, либо ударит вас, либо

обругает. Одновременное обращение к тому и другому происходит редко... Так

что верно мнение, что тот, кто первым на свете обругал своего соплеменника

вместо того, чтобы, не говоря худого слова, раскроить ему череп, тем самым

заложил основы нашей цивилизации".

Защита по типу замещения может осуществляться не только заменой объекта

или самого действия, но и переводом их в иной план - из реального мира в

мир утешительных фантазий.Всякий раз, когда действительность разочаровывает

нас, угрожает нам, мы пытаемся вернуться в страну фантазий, где можно без

труда достичь всего. Фантазии замещают реальность, ослабляя горечь

страданий и ощущение неполноценности. В фантазии любая мечта - свершившийся

факт. Достижение цели замещается грандиозными замыслами, которые

освобождают человека от непереносимого чувства собственного ничтожества,

дают ему чувство свой значительности.

Но иногда фантазии могут быть очень опасными. Например, ребенок,

родившийся после смерти родного брата или сестры, в психике матери иногда

оказывается "заменой" умершего. Его жизнь может стать очень трудной, если

мать в душе не оплакала своего первого ребенка, мысленно не осталась с ним.

Тогда создаются условия для подсознательной фантазии - идентификации нового

ребенка с умершим. Так, Ван Гог, родившийся через год после смерти брата,

тоже Винсента, оказался в этой роли. В его семье было запрещено говорить о

смерти первого Винсента. А Сальвадор Дали, который тоже имел старшего брата

Сальвадора, умершего до его рождения, свои экцентрические выходки прямо

объяснял желанием доказать родителям, что он ничуть не похож на брата, что

он - особая личность.

Сначала человек на свои фантазии тратит так много энергии, что начинает

ощущать их как полноценную реальность, а затем и ведет себя так, как будто

это действительно реальность. Поэтому мечты и фантазии небезобидны. Внедряя

в сознание определенные образы, мы делаем первый шаг к их осуществлению в

реальности. Так, например, ребенок, которому все время говорят: "Одевайся

теплее, простудишься!" - болеет чаще других, потому что привык считать себя

слабым, болезненным. Обычно фантазии восполняют недостатки человека, уводят

от суровой реальности в мир обманчивых, но успокоительных иллюзий.

Если стоящая перед человеком задача слишком трудна и ему не под силу

сохранять поведение, достойное взрослого, он замещает егонизшими, детскими

формами - эгоистическими и безответственными, когда допустимы и капризы и

истерики. Известный психолог Жане обратил внимание на то, что человек

откатывается к ранним, низшим формам поведения, когда он не выдерживает

напряжения, связанного с "взрослой" жизнью. Появляющиеся детские формы

демонстративны и призваны замаскировать, заместить, отодвинуть то, чего

человек все же не может себе позволить.

Следующие разновидности психологической защиты обладают более

"конструктивным" характером. Если при рационализации, вытеснении, замещении

цензура всегда "побеждает", то в некоторых видах подсознательной работы

результат оказывается другим - человек находит пути преодоления цензуры.

Они представлены ниже.

Сновидение

Сновидение - вид замещения, также переносящий недоступное действие в

иной план - из мира реального в мир сновидений. Действия-заместители,

которые "конструируются" в процессе обработки накопленной информации,

разворачиваются в сюжете сновидения. Специфика замещения через сновидение в

том, что события при этом не связаны ограничениями реальности: Временем,

пространством, силой тяжести, необратимостью явлений, смертью.

Задача сновидения - показать сложные чувства в картинках и дать человеку

возможность пережить их, осуществляя замещение реальных ситуаций. Однако

прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только

действие, отображающее это чувство. Невозможно отобразить страх, но его

можно заместить таким выражением страха, как бегство. Невозможно показать

чувство любви, но демонстрация сближения - достижима.

Исполнение желаний, неудовлетворенных в бодрствовании, в сновидениях имеет

явную форму и скрытое за ней содержание. Мысль, которую человек не может

додумать до конца, боится допустить в сознание, часто приходит к нему во

сне, ибо во сне подсознание продолжает свою работу, сводя воедино намеки,

неосознанные ощущения и представления. Поэтому изучение сновидений, как

считал Фрейд -"королевская дорога в бессознательное". Он обнаружил, что

обычно несколько сновидений в течении одной ночи представляют собой попытки

различными способами изобразить одно и тоже содержание, самые сильные

влечения человека.

Обратимся к классическим примерам Библии. Сон Иосифа "Вот мы вяжем снопы

среди поля и вот мой сноп встал и стал прямо; и вот ваши снопы стали кругом

и поклонились моему снопу. И сказали ему братья его: неужели ты будешь

царствовать над нами?" Сон Навуходоноссора, истолкованный Даниилом

:"Истукан громадный и страшный. Голова из золота, грудь и руки из серебра,

чрево и бедра - из меди; голени железные, ноги глиняные. Камень оторвался

от горы и разбил ноги исполина на мелкие части". Даниил предсказал падение

царства Навуходоноссора вследствие постепенного дробления на мелкие

государства. Уже на этих примерах очевидна символичность сновидений.

Приведем другие, более обыденные примеры. Однажды 34-х летняя женщина

увидела во сне, что она убила мужа и дочь большим кухонным ножом. С этого

дня, стоило ей увидеть нож, как ее охватывал ужас, начинались приступы

тоски и даже обмороки. Лишь сон помог ей осознать глубину своего конфликта

с семьей. Известно, что лица с ориентацией на социальный успех достигают в

сновидениях желаемого поведения. Длительно видят сюжеты выздоровления

тяжелобольные. Острое состояние голода вызывают сны, связанные с

употреблением пищи.

Во время сна цензура ослабляется, и из подсознания в ткань сновидений

проникают истинные влечения и мотивы, вплетая в сюжет сна соответствующие

образы. Важно, что реализация в сновидениях осознаваемых и неосознаваемых

желаний - истинное замещение, поскольку переживания, сопровождающие

сновидение, могут приводить к нормализации состояния во время

бодрствования.

К работе сновидения относится превращения понятий и состояний,

незрительных по своей природе, в зрительные образы. Видящий сновидение

вовлечен в ситуацию, он-действующее лицо и активно ее переживает. Поэтому

суть ситуации ясна ему и без слов. Рассказ же сновидений требует усилий,

связанных с трансляцией образов в слова. Наоборот, перевод понятий и эмоции

в образы сновидения призван скрыть, зашифровать истинный смысл мотивов,

превратить скрытые желания в невинный по своему содержанию сюжет с целью

обхода цензуры.

Анализируя сновидения, Фрейд разделил их на 3 группы

1- Сновидения, в которых вытесненные желания появляются в незамаскированном

виде. Такие сны типичны для детей (корзина с вишнями)

2- Сновидения, где вытесненные желания замаскированы

3- Сновидения с недостаточной маскировкой, дефицит которой обнаруживается в

фабуле, и в ощущениях страха, который может сохраняться и после

пробуждения.

Среди средств маскировки истинного желания в сновидениях выделяют такие

разновидности, как сгущение, смещение и символизация.

Сгущение - это объединение, слияние нескольких желаний в единую сцену,

целостный образ. Так, Анна Каренина почти каждую ночь видела один и тот же

сон - что Каренин и Вронский оба были ее мужьями, расточали ей свои ласки.

Каренин плакал, целуя ее руки, и говорил о том, что ему теперь хорошо.

Вронский был тут же, и он тоже был нежен с ней. Она удивлялась себе, что

прежде ей казалось это невозможным, объясняла им, смеясь, что так все

гораздо проще и что оба они теперь довольны и счастливы. Толстой показывает

здесь, как несовместимые желания Анны, породившие у нее душевный конфликт,

- жить в семье, сохранив сына, и жить с любимым - слились в общей сцене.

Психологическая защита, реализованная через такое "сгущенное" сновидение,

дала возможность разрядить душевное напряжение.

Смещение - это замена в сновидении желания или объекта, которые не

пропускаются цензурой, на другие, ассоциативно связанные с маскируемыми,

менее тревожные и потому пропускаемые: переход от самой вещи к фетишу,

символу или от одной части объекта к другой. Пропущенные цензурой и

появившиеся в сновидении образы через ассоциации создают намек на

отсутствующие в фабуле недоступные желания. Так, первое время после смерти

матери нередко возникает

конфликт между страстным желанием увидеть ее, хотя бы во сне, и

травмирующими воспоминаниями о ее смерти. Этот конфликт разрешается с

помощью смещения, и в сновидениях появляется не сам образ матери, а какая-

нибудь из любимых ею вещей или что-то другое, связанное с ней по

ассоциации.

Символизация - распространенная форма маскировки в сновидениях. Фромм

выделяет 3 вида символов: условные, случайные и универсальные. Первые

опосредованны социально; они возникли как результат соглашения, и для них

характерно отсутствие глубинной связи между самим символом и тем, что он

обозначает. Случайные символы субъективно связаны с некоторой ситуацией,

важной лишь для данного лица, а универсальные - общие для всех -

характеризуются объективной, реальной связью символа и обозначаемого им

предметаУниверсальность символов языка сновидений, как и языка мифов,

связана с особенностями человеческого тела, общностью многих ощущений и

представлений. В "Преступлении и наказании" Раскольников, терзаемый

сомнениями в своем праве убить старуху-прощентщицу, видит сон: пьяные

мужики беспощадно бьют слабую лошаденку, впряженную в тяжелый, сверх меры

нагруженный воз. Он - ребенок - бросается к ним, умоляет не мучить лошадку,

но в ответ мучители только смеются и еще яростнее избивают несчастную

лошадь. В конце концов она падает и издыхает под их ударами.Проснувшись,

Раскольников чувствует себя так, будто били его самого. Образ избиваемой

лошади он сразу воспринимает как символ своей души, своей совести, которую

он обрек на непосильное бремя. Отметим, что конь, как символ души,

универсален для многих мифов и сказок.

Когда у человека возникают внутренние трудности, он ищет выход из положения

- пытается организовать деятельность, направленную на реальное изменение

ситуации. Если это ему не удается, включается один из видов защиты -

например, желаемое замещается символами сновидения, и, тем самым, бремя

психической перегрузки до некоторой степени облегчается.

Катарсис

В переводе с греческого "катарсис" - очищение. Катарсис - вид

психологической защиты, приводящий к изменению системы ценностей с целью

ослабить влияние травмирующего фактора. Для этого может использоваться

некая внешняя, универсальная система ценностей, с точки зрения которой

травмирующая ситуация теряет в своей значимости.Катарсис может наступать

только при значительных эмоциональных напряжениях, в накале страстей,

которые изменяют обычные соотношения ценностей и мотивов. Так, переживание

сильного страха иногда приводит к нравственному перерождению, пробуждению

совести, духовному обновлению. Резко измеряется структура установок,

появляется решимость действовать в новом направлении. Сравнимое по силе и

результатам воздействие может произвести любовь, которую недаром нгазывают

"землетрясением души". Она наделяет человека новой жизненной позицией,

преобразуя всю шкалу его ценностей и идеалов.

Для катарсиса ключевым моментом является эмоциональный всплеск. Еще св.

Августин писал, что чем интенсивнее переживание, тем больше душа утрачивает

господства над собой, а в экстазе она лишается всякой проницательности и

бдительности. Очевидно, такое состояние необходимо для распределения

ценностей. Установлено, что одновременно испытываемые близкие эмоции,

накладываясь одна на другую, взаимно усиливаются. Например, при восприятии

произведения искусства чувство восхищения совершенством его формы усиливает

удовлетворение от оценки нравственной его ценности. Морено различал 2 вида

катарсиса: "катарсис действия", испытываемый участником события, и

"катарсис интеграции", вызванный чувством сопричастности с другими

действующими лицами. В этом случае эмоциональное отношение к герою драмы

непроизвольно актуализирует аналогичные составляющие личного опыта зрителя,

усиливая сопереживание. Сочувствуя герою, человек одновременно переживает

собственное - важное, болезненное или тревожащее - событие. Сопереживая

страданиям героев трагедии, зритель иногда испытывает такой страх, ужас,

горе, что в кипении этих эмоций рождается катарсис -преодолевается,

разрешается душевный конфликт и нормализуется его собственное психическое

состояние

Ярко описал воздействие театра через механизм катарсиса Шиллер: "Театр

развертывает перед нами разнообразную природу человеческих страданий. Он

искусственно вводит нас в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание

награждает нас роскошным приростом мужества и опыта... Все то, что

чувствует наша душа в виде смутных, неясных ощущений, преподносит он нам в

громких словах и ярких образах, сила которых поражает нас. Искусство

оказывает нравственное действие не только потому, что доставляет

наслаждение, но и потому, что наслаждение, доставляемое искусством, служит

само путем к нравственности."

Творческое вдохновение художника есть, в сущности, тот же катарсис - в этом

состоянии происходит гармонизация "Я", его синтезирование, преодоление

дезинтеграции. Вадим Шалимов говорил:"Для художника записать - это значит

отделаться от боли, ослабить боль". При этом творец очищается от внутренних

конфликтов, возвышается над своими предрассудками, становится способным

преодолеть субъективность. Через катарсис искусство реализует особые,

высшие формы общественного сознания, достигая социально значимых целей

нравственного преобразования и совершенствования личности.

Человек особенно близок к пониманию истинных ценностей в момент, когда

рискует лишиться их полностью. Тогда ломается и перестраивается многое из

прежнего отношения к миру и к самому себе, устанавливается новая система

ценностей - изменяются критерии решений. Одна из пациенток Московского

кризисного стационара так описывает свои впечатления :"У меня произошла

переоценка ценностей. За короткий срокврачи сумели помочь мне ситуации,

которую я считала трагически неразрешимой". Как показано Толстым в

"Исповеди", выход человека из кризиса всегда связан с обретением им другого

места в жизни, новых духовных ценностей. Аристотель, который ввел термин

"катарсис", понимал его как процесс очищения человеком от дурных эмоций,

аффектов путем воздействия на самые социально-значимые эмоции - страх и

сострадание.

Фрейд рассматривал катарсис через призму любви и веры, формирования

религиозных культов и обрядов. У истинно верующего или преданно любящего

человека меняются мотивы и установки: воля к самоутверждению и желание

настоять на своем сменяются готовностью "быть ничем", чтобы раствориться во

Всевышнем, любимом. В этом состоянии резко меняется шкала ценностей.

Прибежищем безопасности человека становится то, чего раньше он больше всего

боялся. Наступает состояние счастья и наслаждения новоприобретенной

свободой.

Сублимация

- это защита, осуществляющая переориентацию сексуального или

агрессивного потенциала человека, реализация которого входит в конфликт с

личностными и социальными нормами, в приемлемые и даже поощряемые обществом

формы творческой активности. Это - наиболее адаптивная из форм защиты,

поскольку не только снижает чувство тревоги, но и приводит к социально-

одобряемому результату. Важно, что при сублимации замещается не сам объект

(неприемлемый-приемлемым), а способы взаимодействия с ним.

Способность большинства людей отвлекаться от первоначальной цели и

находить удовлетворение в объекте, допустимом с социальной точки зрения, т

е сублимировать свои влечения, ограничена. Сублимация часто связана с

десексуализацией, но последняя не всегда является порождением защиты, так

как, в норме, возникновение "сверх-Я" также предполагает десексуализацию.

Сублимация - процесс, ведущий к переориентации реагирования с низших,

рефлекторных форм - на высшие, произвольно управляемые, разрядка энергии

инстинктов в неинстинктивных формах поведения. Она включает перенаправление

энергии от объекта инстинктивных влечений к объектам иного рода и

сопутствующую трансформацию эмоций. Благодаря исключительной силе

сексуального в человеке, его переадресация в другие области приводит к

значительному повышению работоспособности и творческой отдачи. Сублимацией

Фрейд объяснял как научную деятельность, так и художественное творчество,

которые, по Фрейду, суть лишь разные способы снятия напряжения. Следствием

творческого акта является разрядка накопленных эмоций, что разрешает

конфликт или ослабляет его до допустимого уровня. Разрядка психического

напряжения наблюдается в момент "озарения". Фрейд писал:"Часто

исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяют

собой сексуальное удовлетворение."

Хотя абсолютное подавление сексуальности, несомненно, снижает творческую

активность и способность к эффективным решениями, многим удается перевести

значительную часть полового влечения в профессиональную деятельность.

Ньютон не знал половой жизни, как и Грегор Мендль. Превращение сексуальной

энергии в творческий потенциал невозможно без личностных потерь. Человек,

вставший на путь сублимации и запрещающий себе половую любовь,

откладывающий ее до момента, когда "хорошо узнает партнера", не способен

уже на сильные чувства. Он остается "по ту сторону" любви и ненависти, так

как затемняет страсть исследованием.

Половое влечение особенно пригодно для сублимации, так как оно

сравнительно легко поддается подмене своей цели на другую ( в том числе и

несексуальную). Важно заметить, что если нечто, например сексуальная

любознательность, сублимируется в стремление к познанию вообще, то таким

способом оно избегает вытеснения. Образование идеала "Я" и повышение

требований к себе провоцирует вытеснение, но сублимация позволяет

осуществить эти неприемлемые устремления и обойтись без вытеснения.

Идентификация

- разновидность проекции, неосознаваемое отождествление себя с другим

человеком и перенос на него желательных для себя чувств и качеств. Это

-возвышение себя до другого через расширение границ своей индивидуальности:

человек, "включив" другого в свое "Я", заимствует его мысли, чувства или

действия. Вообразив себя на месте "образца", т е переместив центр своего

"Я" в этом, теперь уже общем пространстве, он может испытать сочувствие,

соучастие, эмпатию, почувствовать другого через себя и тем самым глубже его

понять, а сочувствие или сопереживание, в свою очередь, предполагают

"слияние" индивидульностей через общие чувства и переживания. Фрейд

рассматривал идентификацию как самоотождествление человека созначимой

личностью, по образцу которой он сознательно или подсознательно старается

действовать.

Идентификация реализуется не только при отождествлении себя с кем-то, но

и при причислении себя к определенному роду, классу, психологическому типу.

В любом случае она облегчает осознание, понимание своей сущности, расширяет

"Я", включая в него не только конкретных людей, но в отдельных случаях и

мир, общество в целом. Еще Фрейд отмечал возникновение особой формы

идентификации -"океанического" чувства, состояния полного слияния со

вселенной, единения, разрушаещего любые преграды между "Я" и остальным

миром. Растворяя себя в чем-то большем, человек преодолевает свои границы,

приобретает единство с природой и Богом. Это не формирование дополнительных

границ внутри, а утрата границ внешних. В общем случае граница "Я",

помогающая личности ощутить свою нетождественность с остальным миром,

смещается, в результате чего либо отвергается то, что принадлежит нам

самим, либо принимается принадлежащее другому человеку или миру в целом.

Состояния транса или гипноза -разновидности межличностного слияния.

Идентификация как один из механизмов самопознания начинается с детских

ролевых игр ("дочки-матери", "пожарники", "космонавты") Она приносит

чувства единства и гармонии через сопричастность с кем-то или с чем-то.

Дети идентифицируются с теми, кого больше любят, кого выше ценят, создавая

тем самым основу для самоуважения. С помощью сублимации ребенок усваивает

нормы поведения значимых для него людей, т е активно социализируется.

Идентификация опосредует принятие женской или мужской роли, позиции

взрослого, т е участвует в формировании "сверх-Я".

Отсюда ясно, насколько важна для развития ребенка возможность общаться с

такими взрослыми, с которыми он мог бы идентифицироваться, перенося на себя

их положительные качества. Включая в свой внутренний мир нормы, ценности и

установки любимых и уважаемых им людей как свои собственные, человек из

этих элементов формирует свой идеал - внутреннее представление о том, каким

бы он хотел бы стать.

Для идентификации с кем-то нужна определенная мера сходства с ним.

усиливающая чувство симпатии, близости и инициирующая процессы

отождествления. Стремление к идентификации тем больше, чем ближе образ

героя смыкается с представлением об идеальном варианте себя самого.

Вспомним, что обижаемся мы только на того, кого любим, ибо только в этом

случае у нас имеются ожидания, установки - мы знаем, как "он" должен вести

себя, ведь это "часть нас самих".

Идентификация с героем помогает человеку принять его способы восприятия

окружающего и разделить его представления о приемах разрешения конфликтов.

Она дает возможность не столько понять, сколько почувствовать то, что

чувствует герой, и таким образом научиться интерпретировать сходные

состояния у себя. Идентификация - это состояния, в котором человек

сливается с объектом, с тем, что он делает, говорит, чувствует, желает, с

тем, во что он верит. Это отождествление изменяет его ощущения и

организацию внимания настолько, что он теряет способность со стороны,

непредвзято посмотреть на объект идентификации.

Осознание своих недостатков, особенно в сравнении с достоинствами

других людей, вызывает у человека внутреннюю напряженность. Этот конфликт

можно разрешить по-разному: закрыть глаза на свои недостатки, возненавидеть

идеал, который служит прямым укором, или же, наоборот, полюбить этот идеал.

Не все виды психологической защиты примиряют человека с самим собой за

счет отвержения неприемлемой новой информации. Идентификация, катарсис и

сублимация - приводят к включению части этой новой информации в собственную

систему ценностей, изменяют модель мира и таким образом ослабляют конфликт

между "хочу" и "могу".

Человеку, относящемуся к жизни творчески, необходима свобода. Свобода

эта заключается прежде всего в умении смотреть на события с разных точек

зрения, в многообразии способов взаимодействия с миром. Но на пути

непредвзятого восприятия окружающих вещей и событий встают психологические

барьеры. Они как шоры, фильтры, линзы, ограничивают и искажают восприятие

мира. Коль скоро какую-то часть мира человек не воспринимает, а другая для

него деформирована, он может не усмотреть объективные закономерности во

внешней среде, что резко ограничивает разнообразие гипотез, выдвигаемых при

решении задач.

Психологические барьеры формируются и укрепляются как система защиты от

травмирующих факторов, угрожающих положительной самооценки человека. Но

одновременно они представляют собою скорлупу, в которой человек живет, и

иногда она настолько тверда, что он не может "прорасти" за ее пределы. Для

проявления творческих возможностей личности полезно ограничить влияние этих

барьеров, т епоставить их на необходимую высоту и расположить наилучшим

образом, - так как эти эти барьеры играют как отрицательную, так и

положительную роль ( они конденсируют, фокусируют, собирают мысль, не

позволяя ей чрезмерно растекаться).

Подсознательные барьеры отражают противостояние человека самому себе.

Неосознанность их влияния на поведение и их глубинные связи с физиологией

затрудняют управление ими. Но если существующее положение вещей не

осознавать и признавать, то его невозможно будет изменить, и оно неизбежно

будет возникать снова и снова.

Осознание является необходимым, но недостаточным условием для

управляемости психологических барьеров. Осознание ситуации ничего не стоит,

если оно не притворено во внутренний опыт, если ответ "застревает в голове

и не проникает в сердце". Нужно не познать , а постичь истину -не

интеллектуально, а через бессознательные составляющие опыта. Поэтому для

ослабления влияния подсознательных факторов необходимо не только осознание

их свойств и механизмов действия, но и эффективное отреагирование. Ведь

если бы знакомство с содержимым бессознательного было достаточно для

радикального улучшения самочувствия, то лекции и книги могли бы облегчить

страдания. Однако только новое переживание позволяет переоценить ранее

вытесненное и запомнить его по-новому. В этом смысле снижение барьерных

эффектов зависит не только от содействия в решении проблем и уяснения всех

возможных подходов к их преодолению, но и от канализирования их

энергетического потенциала, т е создания условий отреагирования старых

очагов.

Итак, задача в том, что бы осознать и отреагировать. Известны

специальные приемы, облегчающие вывод в сознание подсознательных

представлений. Такую роль могут выполнять свободные ассоциации и

психоаналитические беседы. Но профессиональная помощь вряд ли может быть

оказана каждому нуждающемуся в ней. Именно поэтому "ликбез по самоанализу"

имеет такое большое значение. Каждый способен овладеть простейшими

приемами, нацеленными на возврат ранее преобразованных цензурой мыслей и

чувств в сферу сознания. Тогда повышается вероятность их направленного

отреагирования, т е преодоления, без чего невозможно душевное равновесие.

Возникновение феномена бегства от... и в ...

Когда жизнь человека теряет привычную стабильность, когда необходимо

принимать ответственные решения, у него может возникнуть ощущение тревоги и

даже страха. Эти чувства иногда переживаютсянастолько тяжело, что

включаются защитные механизмы. Простейшая реакция защиты - стремление выйти

из травмирующей ситуации. (Есть люди, вообще склонные к бегству от

трудностей. В сложных обстоятельствах они предпринимают переезд, эмиграцию,

либо стремятся отсидеться, переждать - не вступать в конфликты, но и не

приспосабливаться к новой ситуации.) В этом варианте защита создает

тенденцию уклонения, "бегства в болезнь", в работу, в одиночество. Желание

избежать угнетающей тревоги, сомнений в своей состоятельности может

принимать самые неожиданные формы.

Наиболее типично бегство в работу. Оно порождает стремление все время

что-нибудь делать. Такого рода перманентная активность происходит не от

внутренней силы и уверенности в себе, а от отчаянной попытки заглушить

глубинную тревогу. Достаточно часто поиск идеального варианта решения - это

поиск предлога, чтобы уклониться от решения вообще, ничего не делать. Ведь

идеального решения не существует. Просто человек не отваживается сказать

себе: "Пока я не готов к решению!"

Неадекватно восприняв нечто случившееся или свою роль в нем, человек

начинает недооценивать свои перспективы и уклоняться от всех ситуаций, где

есть вероятность оказаться несостоятельным. Например, он неожиданно уходит

из семьи, с работы, изолирует себя от привычной обстановки,- окружающие не

могут понять, в чем дело. Если травмирующая ситуация сложилась в

профессиональной сфере, человек вдруг объявляет, что работа для него - не

главное. И действительно, не исключено, что под влиянием защиты его

жизненные ценности сместились в сферу непрофессиональных интересов, а все

неудачи на службе обесцениваются по типу "зелен виноград" для ослабления их

травмирующего воздействия.

Уход в болезнь - человек неожиданно начинает демонстрировать чрезмерное,

необоснованное беспокойство о своем здоровье, утверждая, что "все остальное

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ