Рефераты

Психокоррекция

не важно". Такое бегство может действительно вызвать серьезные изменения

самочувствия и уж во всяком случае, только усугубляет проблемы общения.

Активная общественная и политическая деятельность - известный способ

уклонения от своих профессиональных обязанностей (отмечено, что люди,

успешные в своей профессии, гораздо меньше заинтересованы в такой

активности). Лозунги подобных активистов - "Сейчас не время заниматься

профессиональными делами, вот когда ситуациястабилизируется..." или "Теперь

каждый честный человек, каждый патриот должен..."

Поиск "мишени" и ее роль

Ощущая внутреннее неблагополучие, человек ищет помощи извне и с этой

целью избирает "мишень" - того, на кого можно обрушить свои проблемы. При

благоприятном развитии событий такой мишенью становится психолог. Функция

"мишени" - помочь осознать сущность проблем. Столкувшись с трудностями,

каждому необходимо понять, что произошло, отчетливо представить, когда и

почему его возможности перестали удовлетворять требованиям, которая

предъявляет ему окружающая Среда или он сам. Ведь именно в этот момент у

него появляется ощущение внутреннего диссонанса, неудовлетворенности собой,

начинает расти тревожность - возникает внутренний конфликт.

Возникшее внутреннее напряжение мешает ему вспомнить, как раньше

удавалость справиться с проблемами такого рода. Извне гораздо легче создать

условия облегчающие уяснение, осмысление связей и значения того, что

изнутри не интерпретируется сознатеольно и произвольно.

Чтобы помочь человеку, оказавшемуся в роли мишени: 1. Можно либо

подтолкнуть его к приспособлению к обществу, либо наоборот, убедить его,

что он может стать сильнее и отстоять свою позицию. Под приспособлением

здесь понимается умение действовать так, как поступает большинство людей в

данной культуре. Когда человек действует "как принято", в соответствии с

существующими и одобряемыми обществом образцами поведения, то растет

вероятность сохранить душевное здоровье. Эта стратегия поведения

обеспечивает ему уважение окружающих, дает уверенность в себе, он лучше

защищен от посягательств и оскорблений. ("Тебе трудно потому, что ты

"высунулся" -не высовывайся, будь как все. Тогда тебе станет легче").

Человек, ставший на путь приспособления, отличается устойчивой потребностью

доставлять окружающим удовольствие и готовностью менять для этого свою

позицию. Пока ему это удается, он в безопасности. Однако, с помощью

приспособления он защищен только от внешних конфликтов. И если он не

поглощен работой, ему нужны другие способы бегства от себя, чтобы заглушить

сознание своего оскудения. Таким образом, предельная гибкость может

обернуться изменой себе и своим идеалам. Поэтому такая стратегия

психологической защиты нередко ведетк еще худшим внутренним конфликтам,

ощущению пустоты, особенно если что то пошатнется в борьбе за успех.

Понятно, что даже если в результате длительных усилиий на этом пути

желанный успех достигается, он будет оплачен дорогой ценой.

Альтернативный подход - не приспособление, а максимальное развитие своей

индивидуальности, самоактуализация.Человек должен проникнуться мыслью: если

кто-то отказывается от части своих ценностей и идеалов, он нарушает свою

моральную и интеллектуальную целостность, становится несчастным, утрачивает

свободу. Ведь свобода предполагает уважение не только других, но и себя как

личности. Человек, достигший внутренней цельности, порой не столь удачлив,

как "приспособившийся", но у него есть уверенность в себе, он может

непредвзято рассуждать и объективно оценивать, поэтому он гораздо менее

уязвим для чужого мнения и давления обстоятельств. Это во многом определяет

его творческую реализацию, поскольку "он воспринимает перемены

действительности положительно, тогда как приспосабливающийся человек в

своем стремлении к равновесию воспринимает их отрицательно".

Перестройка по второму типу влечет ослабление эгоцентрических позиций,

ограничение чрезмерных притязаний, повышение самокритичности, стимулирует

уважение человека к своим индивидуальным особенностям. За счет этого

снижается уровень необходимой защиты и повышается умение формировать новое

отношение к окружению и своим поступкам. Тогда появляются силы для

самостоятельной борьбы с трудностями, становится возможным разрушение

неадекватных стереотипов и установок, реализация жизненных целей.

Осуществлять поддержку, оказавшись в роли "мишени", необходимо со всей

осторожностью. Наилучшая позиция - максимальная внешняя нейтральность,

которая необходима для минимизации переноса. Ведь чувства, бурлящие вокруг,

рапространяются и на "мишень". В этой роли человек используется как "козел

отпущения", как объект разрядки напряжения, которое не способны разрядить

подлинные источники конфликта. Например, "мишень" может вдруг оказаться

"заместителем" родителей страдающего, и тогда отношения человека с

"мишенью" будут определяться его далеким прошлым.

Таким образом, "мишень" - это не любой человек, а такой, который может тем

или иным способом повысить у другого уверенность в себе и устойчивость в

жизненных бурях. Поведение страждущего подсознательно или осознанно

направляется на поиск подходящего дляэтой роли человека, чтобы проводить с

ним долгие часы, выплескивая на него свои чувства, - все это признаки

включения защиты.

Конфликт и псевдоконфликт

Сам или с помощью "мишени" человек начинает подозревать о существовании

у себя внутреннего конфликта, травмирующее воздействие которого включает

механизмы психологической защиты, возвращающие человеку ощущение гармонии

внутреннего мира. Возникает странная ситуация, если смотреть на нее извне.

Человек попал в сложное положение и тревожится. Потом вдруг успокоился,

хотя положение его не изменилось. Конфликт остался - изменилась его оценка

и поведение. Но часто такие резкие и немотивированные изменения

наблюдаемого состояния и поведения (и их странные объяснения самим

человеком) воспринимаются окружающими как неадекватные, противоречивые,

необычные для него.

Противоречия между поведением до и после вторжения защиты указывают на

разрыв между сознательно принимаемым решением и скрытыми за ним чувствами.

Конфликт порождается столкновением противоположных установок, целей и

способов действия по отношению к конкретному лицу или объекту. Возникает

диссонанс, переживаемый человеком как дискомфорт, нарушение внутреннего

равновесия.

Избавиться от неприятного состояния, связанного с противоречивыми

установками, можно по-разному: отказаться от желания, несовместимого с

выработанной ранее установкой, приобрести новые знания, создающие

существенный перевес одной позиции и тем самым снимающие конфликт, или

пересмотреть свои привычные установки и жизненные ценности таким образом,

чтобы исключить диссонанс.

Например, кто-то считал одного из своих знакомых человеком порядочным и

вдруг узнал про его дурной поступок. Как ему избавиться от огорчения? Самое

простое - не поверить факту ("Он не мог!") Далее, можно изучить подробности

происшествия, в надежде, что выяснится нечто такое, что оправдает

совершенный поступок ("Ах так, ну тогда другое дело") Не исключено и

коренное изменение отношения к нему ("Кто бы мог подумать!")

Конфликт , как острая форма проявления противоречия, может иметь разную

природу. Причиной могут явиться и разнонаправленные потребности, и

несоответствие ситуации самооценке.

Если конфликт порожден потребностями, блокирующими друг друга, то возможны

3 типа ситуаций: две одинаково привлекательные, но противостоящие друг

другу по потребности ( ситуация "буриданова осла"), две отрицательные

ценности, когда трудно выбрать "меньшее из зол", или же две

разнонаправленные - что-то привлекает, но получить желаемое мешает нечто,

что отвращает (хорошее вознаграждение за неприятную работу). Кроме

несовместимости потребностей причиной конфликта может служить и

неадекватность самооценки. При этом важно учитывать, завышена она или

занижена. Чрезмерно завышенная самооценка, особые претензии, которые

обнаруживаются в утрате критического отношения к своему поведению,

сочетаются обычно с недооценкой или полным игнорированием объективных

условий и требований окружающих. Естественно, что все это не одобряется

окружающими и порождает конфликт.

Кризис может провоцироваться и заниженной самооценкой, вызывающей

избыточный самоконтроль, ведущий к нервным срывам, и преувеличение давления

совести, чреватое моральными срывами. Полное подчинение человека совести -

это его отождествление с жесткими принципами, которые реально е работают и

которым всегда не хватает милосердия. Для адекватности реакции необходимо

понимание конкретной ситуации. У человека с заниженной самооценкой при

обострении обстановки может возникнуть чувство собственной неполноценности,

приводящее к отрыву от реальности, появлению далеких от жизни установок,

фантазированию, жизни в грезах (т е замещению) Фантазии выступают здесь как

механизм разрешения конфликтов между средой и личностью. Они могут быть

продуктивными, помогая овладеть своими переживаниями за счет воплощения их

в творчестве и ухода от реальности, создания воображаемой идеальной

ситуации и идеального "Я" и компенсации реального неуспеха успехами в этой

придуманной среде обитания.

Кто себя не одобряет, не любит, тот находится в постоянной тревоге за себя.

В нем нет уверенности, он вынужден, занимаясь собой, жадно доставлять себе

все, что есть у других, доказывая себе, что он "не хуже других", - и этом

смысле он находится в постоянной от них зависимости. Это и порождает такие

следствия рационализации, как эгоизм, когда человеку мало добиться успеха -

ему еще надо, чтобы друзья потерпели крах. Не вызывает сомнения, что это

тоже путь к конфликту.

Конфликт может быть обусловлен и тем, что когда ответственный выбор сделан,

положительные стороны отвергнутой альтернативы и отрицательные стороны

избранной создают у человека недовольствопринятым решением. Тогда

вмешивается защита, чтобы "задним числом" повысить ценность совершенного им

действия ("сладкий лимон") или обесценить его отрицательные аспекты

("зеленый виноград"). Тем самым человек изменяет оценки в пользу уже

избранной альтернативы, и диссонанс изчезает.

Таким образом, для людей с заниженной самооценкой сделанный шаг - еще не

конец события. Еще долго после этого весы могут колебаться. "Правильно или

не правильно я поступил?" Таким людям можно помочь, аргументирование

поддержав сделанный ими шаг, найдя в нем что-то положительное.

Изменение критериев "разумности" своего поведения

Когда поведение человека вдруг становится "неразумным", вероятность

действия психологической защиты также велика. Не понимая себя, человек

старается иногда объяснить себе и другим странности своего поведения,

порожденные внешним конфликтом, неразумностью тех или иных поступков,

приводя развернутую рациональную аргументацию. Но при этом он забывает, что

поведение управляется желаниями. Мысли действенны лишь в той мере, в какой

они обнаруживают то или иное желание. Поэтому критерий "разумное" -

"неразумное" не может быть определяющим. Неудивительно, что понимание

причин своей тревоги помогает скоррегировать скрытые желания и снизить

порожденную ими тревогу - но только если становятся доступными и мотивы.

Результирующая направленность действия может быть обусловлена

противоречием между завышенными требованиями к себе и ограниченными

возможностями. Огорчаясь, например, из-за низкой оплаты своего труда,

человек вдруг проявляет необычную для него непоследовательность в

аргументации и говорит: "Пусть я меньше зарабатываю, зато я порядочный

человек". Под этим внешне алогичным высказыванием лежит вторжение защиты по

типу рационализации: "много получают только непорядочные люди, а я человек

порядочный". Это "разумное" рассуждение направлено на понижение им оценки

окружающих ("непорядочные") и повышение падающей самооценки ("порядочный").

Подобная аргументация несколько утоляет боль уязвленного самолюбия.

Другой иллюстрацией сдвига понятия о разумности (рационализации) может

служить традиционное для родителей перекладывание ими вины за плохое

воспитание ребенка, вопреки всякой очевидности, с себя на всех окружающих:

во всем виноваты бабушки, детский сад, школа, улица.

Здесь защита работает на изменение распределения ответственности, и

равновесие достигается за счет ответственности и перекладывания ее на

других.

Влияние конкретной неудачи на самооценку обнаруживается обычно по тому,

как человек объясняет себе причины неудач. Например:" Для занятий

творчеством нужны особые способности, а у меня их нет", или :"Все это

верно, но мне уже поздно начинать." Псевдоразумность этой аргументации

усиливается тем, что в иных обстоятельствах тот же человек считает, что он

достаточно способный и ему еще не поздно заняться новыми делами. Совершенно

очевидно, что демонстрируя "новую" логику, человек начинает неосознанно или

неосознанно формировать о окружающих новый взгляд на себя, упреждая их

негативную оценку своего поведения или своей пассивности.

Формирование нового образа "Я"

Вторжение защитных механизмов обнаруживается, когда человек активно

стремиться внушить окружающим новый образ самого себя. Он применяет эту

тактику рационализации, когда предвидит, что его поведение поймут и оценят

нежелательным для него образом, а его самого отнесут к типу людей, к

которому он принадлежать не хочет: "У меня нет предрассудков, но по

понедельникам я в командировку не выезжаю" ( отречение от себя как от

человека с предрассудками). "Может быть, это и глупо, но я никогда не подаю

милостыни" (лучше отречься от себя как от умного, чем признать себя

скупым).

Человек, недовольный собой, стремясь представить себя в лучшем свете,

испытывает страх разоблачения, который постоянно требует душевной энергии.

Он непрерывно уговаривает себя , что прав. Осуществляя рационализацию, он

защищает свои заблуждения, и они повторяются вновь и вновь. Некоторые люди

настолько опасаются критики, что предпочитают выглядеть несчастными, лишь

бы не слышать отрицательных отзывов. Они постоянно выставляют себя

виноватыми, чтобы другие поняли, что это благородный человек, который сам

страдает от каждой своей ошибки. Самокритика как бы блокирует критику со

стороны.

Другим средством предохранить себя от чувства вины является "праведное

возмущение". Интенсивно критикуя чьи-то действия, мы начинаем чувствовать

себя умными, высоконравственными, всегда правыми. Зачем обращать внимание

на собственные недостатки, когда столько порока вокруг (продажные политики,

жадные предприниматели)? Классический пример защитной маски - такая всем

хорошо известная роль, как "казанский сирота": человек делает все, чтобы

уклониться от контакта с начальством, а потом жалуется всем на

заброшенность, отсутствие руководства, грустит, что ему никто не хочет

помогать - ни коллеги, ни начальство, ни подчиненные, сетует на отсутствие

прав - "Кто меня будет слушать?", на непосильные задачи - "Я не профессор,

академий не кончал", "Я слабая женщина". Бывает, напрашивается на грубость,

а затем искренне обижается. Не возражает иногда прослыть недалеким, чтобы

ему не поручали ничего серьезного.

Увидев знакомого человека в "новом образе" и стремясь оказать ему помощь в

трудном положении, необходимо постараться убедить его в достоинствах

"старого образца", всячески завышать значимость прежних успехов и

породивших их способностей.

Возникновение символов и фетишей

Одновременно с созданием нового образа "Я" часто обнаруживается вторжение

специфических символов, знаменующих включение защиты по типу замещения.

Символы и символические акты начинают постепенно замещать реальные, но

вытесненные действия. Действие символа можно сравнить с эффектом

перспективы: как перспектива средствами второго измерения выражает третье,

позволяя на плоскости увидеть пространство, так и символический образ

делает непостижимое доступным и понятным в завуалированной форме. Например,

появляются описания действия вместо совершения самого действия, рассуждения

типа:"Если бы я имел...", "Если бы я мог...".

Душевный конфликт может сделать человека вспыльчивым и гневливым. В

подобных ситуациях гнев есть результат регрессии к незрелым, примитивным

формам замещения. Сердясь, человек может "позволить себе" то, раньше

позволить не мог, - ведь он в "таком гневе"! Проблема решается по пути

наименьшего сопротивления - осуществляя символические действия, он рвет

листок с условием задачи, которую ему не удается решить, или уходит, хлопая

дверью, когда не находит приемлемой для себя стратегии поведения. Он может

совершить символический акт и другого типа - "принесение жертвы": как

считал Фрейд, для того чтобы пациент испытал существенное облегчение, ему

необходимо чем-то "жертвовать", например деньгами.

Регулирование высоты барьеров

Сталкиваясь с внешней травмирующей ситуацией, недовольный собой и

огорченный своими поступками человек может нейтрализоватьзащитные механизмы

тремя способами: понизить значимость травмирующего фактора ("Теперь (в

новых обстоятельствах) я смотрю на это по другому"), повысить самооценку,

чтобы на ее фоне влияние травмы было менее болезненным ("Для меня это не

имеет большого

9?\

*-* *-*

значения ), или понизить значимость неудачных поступков и действии, т е

изменить систему ценностей так, чтобы некое событие опустилось в иерархии

предпочтений, стало лично менее значимым ("Не очень-то и хотелось").

Рассмотрим различные варианты реализации этих стратегий.

Взвешивание масштаба травмы

Один из подходов к снижению внутренней напряженности состоит в выявлении

масштаба травмирующего события, соотнесении его с главными жизненными

ценностями. Если осознать сам факт несоизмеримости такого большого объема

волнений и реальной, не столь огромной значимости события, то напряженность

разряжается или смягчается. При таком сопоставлении целесообразно применять

описательный, неосуждающий стиль представления ситуации, который помогает

осознать, что угнетающее человека событие не затрагивает его основных

жизненных ценностей. Тогда защита становится менее актуальной и может даже

отключиться. Теперь он может объективно, непредвзято посмотреть на себя, на

стечение обстоятельств и правильно оценить их последствия. Вследствие этого

его поступки, определяясь реальными мотивами, могут стать более

целенаправленными.

Любая задача решается легче, если удается ее преобразовать -осуществить

выход за пределы изначально заданных условий, включив исходную ситуацию в

более широкую систему, увидев ее как часть ( и не обязательно значительную)

другой проблемы. Такая операция позволяет рассмотреть предмет тревоги в

новом свете, открыв в нем новые факты и закономерности. Наоборот, анализ в

жестких рамках условий и требований данной задачи усиливает тревогу и

затрудняет процесс выхода.

Человек, потерпевший неудачу в карьере или в любви, нередко считает, что

его жизнь потеряла всякий смысл. Он не осознает, что утрачена только часть

жизненных ценностей. За счет излишнего концентрирования на травме сознание

его сужается, что усугубляет психическую напряженность, ограничивает

разнообразие его поведения, делая его существенно более стереотипным и

предсказуемым. Здесь могут помочь любые способы расширения сознания,

позволяющие переключиться, увидеть новые возможности и лучше управлять

собой. Когда внешняя ситуация резко меняется (как сейчас в нашей стране),

внутренний конфликт может быть связан с разрушением шкалы приоритетов.

Место главной цели могут занять две-три побочных ( при беспокоящей

неопределенности отношений между ними). Тогда человек ощущает, что не

успевает за жизнью, не справляется с набегающими изменениями, жалуется на

перегрузку, переживает смятение и напряженность в ожидании будущего.

Способность бросить общий взгляд на события своей жизни, не теряя широкой

перспективы и не утопая в мелких деталях, поможет ему справиться с

огорчениями по поводу невозможности выполнить изначально нереальные, взятые

когда-то на себя обязательства.

Для повышения обозримости проблем особенно важно систематизировать

поступающую информацию, выделить главную по значимости цель. Затем нужно

переключить свое внимание на мотивы, постараясь найти такой, во имя

которого в данных обстоятельствах можно по-новому упорядочить свое

поведение, уточнить шкалу ценностей.

Пример из практики психотерапевта К.Ф.Леонтовича. Столяр 27 лет сильно

пил и страдал от непрерывного недовольства собой. Он утратил интерес ко

всему и "даже к домино и к футболу". Беседы с собутыльниками были ему не

интересны , и он пил в одиночку. В периоды просветления читал, но

бессистемно. Себя он считал "работягой", интеллигенцию ненавидел и тайно ей

завидовал. Проанализировав набор книг, прочитанных им в больнице, и

аппелируя к ним, психотерапевту удалось предложить иную оценку себя и своих

возможностей, косвенно подтолкнуть, убедить его, что он , в сущности, сам

интеллигент. Наступившая переоценка ценностей привела к тому, что после

выписки из больницы он сменил в своем ремесле традиционные формы на

современный стиль, поступил учиться заочно и бросил пить.

А.Бек описывает студента, жаловавшегося на страх предстоящего публичного

выступления. Психотерапевт его спрашивает: "Чего, собственно, вы боитесь?

Предположим, слушатели решат, что вы наихудший оратор. Разрушит ли это вашу

будущую карьеру? Откажутся ли от вас после этого родители и жена?" Такие

вопросы побуждают студента к реалистическому анализу последствий неудачи. В

итоге он с облегчением признает, что самый неприятный из возможных исходов

состоит в том, что у него пару дней будет плохое настроение, а затем все

прийдет в норму.

В затруднительных ситуациях часто бывает полезно взвесить все

обстоятельства на весах основных ценностей. Допустим, человеквстревожен

особенностями своей сексуальной жизни. Он воспринимает свои сексуальные

импульсы как чрезмерные. Непроизвольно он акцентирует избыточное внимание

на этой проблеме, что повышает вероятность, что включится защита (проекия)

и спровоцирует у него тенденцию критиковать других людей, чье поведение он

теперь будет воспринимать как излишне сексуальное. Если внушить ему

восприятие уровня своих половых потребностей как допустимого, просто

лежащего на другой границе интервала нормы, то ему уже не потребуется

защита. Таким образом, передвинув оценку на шкале ценностей, он может

примириться со своими собственными чувствами и вследствие этого станет

терпимее к их выражению у других.

Некто испытывает чувство вины из-за того, что ведет несколько

беспорядочную половую жизнь. Однако постепенно выясняется, что в

действительности он боится нападок и разоблачений со стороны родителей,

жены, общественного мнения, т е слишком высоко ценит эти свои особенности.

Он должен осознать, что за чувством вины скрывается чувство другого

масштаба, что его "любовные похождения" на самом деле маскируют боязнь

любви настоящей, неумение любить самоотверженно, неспособность к близким

ответственным отношениям. Тогда он поймет, что его поведение - не столько

прегрешения против общества (что и провоцировало вытеснение), сколько

против себя самого, пустая растрата своей способности к любви. Если он это

осознает, то встанет на путь избавления от чувства вины и сможет надеяться

наконец полюбить.

Здесь важно не отрицать с порога обоснованность возникших проблем и

страхов, а направлять и стимулировать их анализ. Главная задача -создать

новый образ ситуации, к которому уже можно испытывать и другие чувства.

Изменение масштаба травмирующего события или даже его обесценивание

помогает справиться со многими внутренними трудностями. Например, в

последнее время в ряде стран пропаганда укрепляет у людей представление о

том, что "курить не модно", что преуспевающий, счастливый и удачливый

человек не курит, а курящий тем самым демонстрирует свою несостоятельность.

Всесторонне, с помощью средств массовой информации демонстрируется, что

человек без комплекса неполноценности не имеет такой потребности. Во всех

случаях необходимо сохранять опору на позитивный опыт и имеющиеся ресурсы и

не фиксироваться на негативных аспектах. Такая установка позволит

использовать все то, что помогает. Понижение значимости допущенных ошибок

Один из подходов к смягчению внутренней напряженности , возникающей при

конфликте, связан с понижением значимости допущенных ошибок, испытанных

неприятных ситуаций. Учитывая, что самооценка снижается сильнее, если

неудача объясняется личной неполноценностью, чем и когда допускается и

неблагоприятное стечение обстоятельств, полезно переложить значительную

часть неудач на внешние обстоятельства и недостаточную информированность.

Не будьте к себе более критичны, чем к другим; в конце концов, вы тоже

человек. Не стоит тащить за собой хвост переживаний по поводу

несправедливостей и обид. Подобная фиксация и постоянное возвращение к

прошлым поражениям сдерживает конструктивную деятельность в настоящем.

Повышение гибкости системы ценностей

По мере возрастных изменений сформировавшаяся у человека модель мира

становится не только все более сложной, но и более инерционной -каждая ее

трансформация требует все больших усилий. Возникают не только устойчивые

критерии, но и целостные сценарии, подсознательные жизненные планы,

предопределяющие поведение человека. Излишняя устойчивость системы

принципов и критериев препятствует дальнейшему развитию. Ведь наши мнения

должны меняться - и потому, что меняется мир вокруг нас, и потому, что

меняются наши способы суждения. Признание относительности своей системы

ценностей расшатывает предрассудки и устраняет препятствия на пути

коммуникации.

Сможет ли человек изменить свои установки и пересмотреть отношение к

событиям, зависит от его психической гибкости. При ортодоксальных, плохо

коррегируемых взглядах обстоятельства жизни могут вызывать столь тяжелые

душевные конфликты, что для того, чтобы их пережить, человеку приходится

радикально реконструировать свою модель мира. Тогда, пытаясь не делать

этого, избавить себя от растерянности и страданий, т е не изменять своих

критериев ценности и в то же время адаптироваться ( а для этого посмотреть

на мир новыми глазами), он ощущает глубинный конфликт, и приходящая на

помощь защита замещает реальную жизнь - он строит удобный для себя мир

фантазий, мечты и уходит жить в него, как улитка в раковину. Внешне это

выглядит как самоизоляция, и чем дольше она продолжается, тем труднее в

дальнейшем наладить отношения со внешней средой. Для предотвращения столь

непродуктивной реакции на перемены в окружающем мире следует развивать

способность изменять отношение ксамому себе, переоценивать и корректировать

свой внутренний опыт, смотреть на себя новыми глазами.

Гибкость развивается через понимание того, что если на отдельных этапах

жизни многие виды защиты играют положительную, приспособительную роль, то

на других они могут оказаться нерациональными, особенно когда приобретают

характер привычной стратегии поведения. Например, в свое время человек, не

имея должных ресурсов, мог устранит неприемлемое для себя влечение только

вытеснением, так как был слишком слаб, чтобы справиться с собой осознанно.

Но когда он стал зрелым, сильным, он способен вытеснить вытеснение

сублимацией; если же он продолжает использовать привычную стратегию, то

тормозит развитие собственной личности. Особенно часто бывает, что ,

добившись большого успеха на каком-либо пути, человек боится свернуть с

этого пути, начинает думать, что должен продвигаться все дальше и дальше в

том же направлении.

Кроме учета динамики психических ресурсов в течении жизни (раньше не

было ресурсов, а теперь есть; раньше старый путь мог привести к победе, а

теперь полезнее новый) - надо учитывать личный "шаг" изменений. ("Не все

сразу!") Нельзя забывать о предельных дозах, в которых человек способен

воспринимать, усваивать расхождения между своей позицией и позицией другого

лица. Когда расхождение слишком велико - позиции прямо противоположны -

усвоение прекращается, включается защита. Подсознательно формируется

представление, согласно которому "та позиция" или "тот человек" (с

противоположной точкой зрения) или глуп, или мало знает, или неопытен, или

не авторитарен. Его позиция должна быть отвергнута - и она вытесняется.

Подготавливать человека к разумному осознанию его неблаговидных поступков

или к восприятию противоположной точки зрения целесообразнее мелкими

шагами, добиваясь согласии при каждом продвижении и поэтапно корректируя

его понимание ситуации и ее прогноза. Тем самым можно его постепенно

подвести к новой оценке случившегося. Чем больше мера неожиданности новой

позиции, тем сильнее эмоциональная реакция на нее и тем вероятнее включение

защиты. В тех случаях, когда обнаруживается полное непринятие

контраргументации, разумнее подвигать человека к новой точке зрения,

критикуя сперва лишь частности на фоне общей доброжелательности и

подчеркивая прежде всего элементы, объединяющие исходную и предлагаемую

позиции, и лишь за тем - разъединяющие, подавая их как второстепенные.

Здесь полезно вспомнить метод Сократа, который рекомендовал сначала встать

на неверную точку зрения - вместе с ошибающимся собеседником, найти и

обсудить ее положительные стороны и на этом основании объявить себя

союзником, а затем, обращаясь с собеседником дружески, взвешивая уже не

только "за", но и "против", путем дальнейших рассуждений перейти вместе с

ним на правильную точку зрения.

Одним из выразительных примеров корректировки системы ценностей путем

провоцирования катарсиса служит японская методика "Морита-терапии".

Японский врач Морита в 1921 году разработал оригинальный метод изменения

ориентиров поведения. В начале курса терапии он предполагает отключение от

социальной Среды, а заканчивает полноценным возвращением в нее. Метод

ориентирован на помощь людям, страдающим главным образом от трудностей

общения, переживающим, что их не понимают окружающие, но не осознающим, что

их страдания являются следствием того, что они сами не приемлют

общепринятых ценностей. Девиз этого метода:"Вы должны жить хорошо, а не

чувствовать себя хорошо." Перестройте поведение, тогда и чувствовать себя

будете нормально.

Поскольку система критериев и ценностей человека весьма устойчива, то

для ее перестройки необходимо создать напряженную и даже критическую

ситуацию. В данном случае, на первом этапе терапии, внутренняя

напряженность создается строгим одиночеством и неподвижностью (постельным

режимом).

Может возникнуть впечатление, что это не слишком сильное потрясение, но

это не так. Например, когда испытуемых, которых готовили в космонавты,

людей здоровых и психически устойчивых, некоторое время подержали в

герокамере, то они сообщили, что уже через неделю у них бывали дни,когда

"вес внутри переворачивается","все раздражает", "хочется что нибудь

выкинуть","кого-то ударить","запустить чем-нибудь, что попадет под руку".

Они жаловались, что на них навалилась тоска, отупение, апатия. На седьмой

день один из участников записал: "Настроение меняется как ленинградская

погода". Так что изоляция и неподвижность - мощное воздействие.

Терапия займет несколько недель. Первую неделю участнику предлагается

соблюдать абсолютную изоляцию и постельный режим. Человек должен находиться

один и может вставать с постели только для еды и в туалет. Разговаривать,

читать, писать, петь, курить и т д не разрешается. Условия организованы

таким образом,чтобы максимально усилить внутреннее напряжение. В состоянии

одиночества человек имеет тенденцию, используя механизмы экстереоризации,

выделить из себя партнера по общению и взаимодействовать с ним. Это, вообще

говоря, защитная реакция, в норме представляющая ослабленную модель

раздвоения личности. В данном случае этот собеседник помогает обдумать,

обсудить жизненную ситуацию. В следующие две недели обстановка

меняется.Предписывается изменение работы, которая может быть тяжелой и даже

очень тяжелой. Он требует всех сил и максимального терпения - человека

сталкивают с ситуацией, когда он может выполнить либо все, но плохо, либо

хорошо, но часть; тес реальностью лицом к лицу. При этом он физически

ощущает границы своих возможностей и практически вынуждается к компромиссу.

На фоне физической напряженности проводится и открытое вмешательство в

систему ценностей личности, направленное на повышение уровня ее

соответствия реальности. Человеку говорят:

удовольствие есть удовольствие, боль есть боль. Действительность надо

воспринимать такой, какой она есть, - как реальность. Тем самым его готовят

к переоценке ценностей и после этого разрешают вести дневник, позволяющий

отслеживать динамику последующих изменений. В дневниковых записях

отмечаются некоторые смещения в иерархии критериев. Появляются новые

установки: не обязательно делать все абсолютно правильно и хорошо -

допустимо настолько хорошо, насколько это возможно и позволяют

обстоятельства. Так начинают уходить нереальные претензии.

В следующие 2-3 недели от человека требуют преодоления барьеров другого

типа - ему поручают задания, которые могут быть ему неприятны, но он должен

выполнять их, независимо от своего отношения к ним (подталкивание к

компромиссам иного вида и снова коррекция ценностей). Последние 2-3 недели

разрешается разговаривать, но не о себе и своих проблемах. Если терапия

эффективна, то к ее концу стабилизируются новые критерии. Появляется вкус к

жизни, стремление наладить отношения с людьми, преодолевается максимализм.

Отложить достижение результата

Целый ряд травмирующих ситуаций связан с невозможностью из-за

неблагоприятных обстоятельств получить желаемое сразу, сейчас, немедленно.

Если осознать упорядоченность целей, то напряжение может ослабиться. Когда

разумно проведен анализ иерархии целей и средств, тогда неблагоприятные

обстоятельства могут восприниматься как отсрочка исполнения желаний, а

неприятности - как побочные события и случайные эпизоды на пути к их

воплощению.

Здесь требуется умение откладывать решение проблем до времени, пока не

возникнут условия для их решения. Такого рода позиция требует известной

гибкости, она помогает найти в себе силы и отложить сиюминутное исполнение

желаемого. В этом случае человек способен пережить временные неудовольствия

на длинном и трудном пути к вожделенным целям. При этом, аргументируя

отсрочку исполненияжеланий, необходимо учитывать связь возможной величины

этой отсрочки с культурным уровнем человека. Обнаружено, что далекие цели

плохо сохраняют силу стимула у лиц с низким уровнем развития. Чем ниже

уровень культуры, тем сильнее воздействие сиюминутной цели.

Для облегчения систематизации своих целей и желаний можно предложить

человеку составить список того, что могло бы составить ему удовольствие. В

этот список целесообразно включить и самые простые, достижимые цели и самые

трудные и дорогие. Когда человек видит перед собой перечень того, что можно

реализовать немедленно (улучшая тем самым свое самочувствие), и того, что

трудно, но очень хочется, достижение чего должно быть отложено, тогда он

становится более готовым к планированию и пролонгированным усилиям для

достижения результатов.

Повышение самооценки

Совершив поступок, неприемлемый для себя, и осознавая, что этот поступок

будет всеми осужден, не находя себе оправдания, человек мучается от

угрызений совести, чувства вины. Эти переживания могут сопровождаться

резким снижением самооценки, формируется представление об утрате права на

хорошее отношение окружающих:"Кто меня такого будет любить?". На фоне

сниженной самооценки человек неадекватно, обостренно воспринимает реакцию

окружающих на свои поступки, что, в свою очередь, ведет к конфликтам,

разрыву отношений с людьми, чувству одиночества от потери эмоционального

контакта. Возникает состояние дискомфорта, которое характеризуется на

только ухудшением настроения, отрицательными эмоциями, но и сужением сферы

общения. Если кто-то подрывает наше самолюбие, то сила полученного шока

подчас отрезает нас от жизни на длительный срок.

Образуется порочный круг: изолированность усиливает психологическую

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ