Рефераты

Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста

самым обеспечивается гармоничное врастание ребенка в его половую роль в

качестве мужчины или женщины.

Современная наука располагает данными о том, что первые 5-6 лет жизни -

это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и

сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности, в которые

самым интимным образом вплетена психосексуальная дифференциация. Половая

идентификация (наряду с именем, притязанием на признание, бытие в прошлом,

настоящем и будущем) является составной исторически сложившейся структурой

самосознания. (32,с.61)

В свете современной науки становится очевидной необходимость полового

воспитания уже на ступени дошкольного детства. Но в силу ряда причин

начиная с 30-х до 60-х гг., проблема полового воспитания практически не

решалась. Отечественная педагогика оказалась «бесполой», ориентированной на

абстрактного ребенка без учета таких его важнейших характеристик, как

половые психологические особенности. В соответствии с игнорированием этих

особенностей воспитательный процесс был направлен на развитие

«усредненного» существа. А результаты не заставили себя ждать: мальчики

оказались недостаточно эмоционально устойчивыми, выносливыми, решительными,

сильными, а у девочек обнаружена нехватка нежности, скромности, мягкости,

терпимости. Мало внимания уделялось подготовке детей к выполнению тех

специфических обязанностей, которые предстояли им в будущей взрослой жизни.

Впоследствии для многих из них «груз» семейных обязанностей оказался

неподъемным, что привело к росту конфликтных семей, разводов.

Процессы феминизации подрастающего мужского населения и маскулинизации

женского отчетливо проявились в современных условиях. Среди существенных

причин, лежащих в основе этих негативных для общества явлений, можно

назвать преобладание женского влияния на воспитание мальчиков дома, в

детском саду, школе. С каждым годом растет число женщин, ориентированных в

значительно большей степени на «делание» карьеры, чем на семью, воспитание

детей. Деструктивные явления в социально-экономической сфере общественной

жизни привели к тому, что многие мужчины оказались неспособными

зарабатывать деньги, содержать семью. Эти и некоторые другие причины

привели к тому, что идет значительное сближение традиционно женских и

мужских социальных ролей, размывание четких границ между ними.

Проблема полового воспитания в современной семье стоит достаточно остро.

Поток информации по вопросам половых взаимоотношений, ее «открытость» для

детей благодаря телевидению вызывают законную тревогу и педагогов и

психологов. Эта информация не ведет и к повышению уровня культуры взрослых,

необходимой им для полового воспитания детей.

Половое воспитание рассматривается в русле задач нравственного

становления личности. Оно направлено на формирование целостной личности

мальчика, девочки, способных элементарно понимать психологические, анатомо-

физиологические особенности полов, их социальные роли в жизни.

Известно, в реальной жизни ребенок развивается как представитель

определенного пола. Важная задача полового воспитания в семье состоит в

том, чтобы помочь половой идентификации ребенка.

В процессе общения с окружающим миром ребенок дошкольного возраста уже

сталкивается с проблемами пола. Он замечает, что рождаются дети, взрослые

вступают в брак, у женщины есть грудь, а у мальчиков и мужчин— половой

член. Дошкольник включает эти познания в игру, ставит перед взрослыми

вопросы о половых отношениях. Сексуальные проблемы являются неотъемлемой

составной частью жизни человека. Точно так же им принадлежит весьма

серьезная роль в процессе воспитания дошкольников.

Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется

анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что

ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки,

о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и

взросления человека. Почему такие представления надо формировать у

маленького ребенка. Специальными исследованиями (И.С.Кон, В. Е. Каган, Д.Н.

Исаев) доказано, что те, кто в первые годы жизни не познакомился с

устройством человеческого тела, усвоил отношения к полу как к чему-то

постыдному, испытывают большие затруднения во взрослой сексуальной жизни.

Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую

роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку -девочкой, тем самым

содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, даже

цвет которой говорит о поле, в подборе игрушек, в играх. Оказывается, в

половой идентификации ребенка усвоение внешних атрибутов имеет весьма

существенное значение. Очень рано ребенка поощряют подражать родителю

своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном.

Отсюда желание девочки быть «как мама»: надеть ее туфли, покрыть лаком

ногти и т.д.

В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми,

что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере

их поведения (например, папа сажает малыша на плечи, когда тот устает, а

мама целует и ласкает). Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка

были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице

папы, дедушки). В семье, где ребенка воспитывают оба родителя, он рано

«включается» в деятельность, свойственную его полу. Мальчик, подражая отцу,

«заболевает» техникой, машинами, хочет овладеть компьютером, футболом,

словом, мужскими занятиями. Именно отец должен дать мальчику первые уроки

физических упражнений, практических умений. А девочка больше тяготеет к

совместному с мамой труду по домашнему хозяйству, украшению дома. (28,с.41)

Очень рано родители должны начинать поощрять в ребенке то поведение,

которое традиционно считается соответствующим его полу. Словом и делом в

сознание детей внедряется набор правил поведения «для мальчиков» и «для

девочек». Например, взрослые спокойно взирают, как сын карабкается на

забор, дерево: «Какой мальчик вырастет без этого!», но тут же пресекают

аналогичные попытки у дочери: «Галя, слезь сейчас же! Ты же девочка!»

Мальчиков раньше начинают приучать к сдержанности в проявлении чувств, чем

девочек. В любой подходящей ситуации папа напомнит сыну о том, как ведут

себя настоящие мужчины: «не хнычут по пустякам», «не боятся темноты»,

«подают руку маме, когда выходят из автобуса» и т. д. Иногда в целях

воспитания мужественности родители смотрят сквозь пальцы на драчливость

сына, поощряют суровость, агрессивность. «Умей дать сдачи!» - так учит папа

сына, когда тот еще совсем мал и неразумен, а у дочки он одобряет мягкость,

покорность, нежность, уступчивость: «Уступи, ты же умница!» Отец проявляет

большую, чем мама, требовательность к тому, чтобы занятия ребенка

соответствовали его полу. Стремление дочери включиться в домашние дела

встретит отцовскую поддержку. А сына за подобные дела папа может и

высмеять. А если ребенок растет без отца? Тогда на формирование его

полоролевого поведения должны оказать влияние мужчины - родственники или

друзья дома. Нет такого влияния - и тормозится процесс половой

социализации.

У четырех-пятилетних детей усиливается интерес к гениталиям. Они

рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними, в дошкольном

возрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами,

ну и половым органом. Как вести себя родителям?

Внешне спокойно, не дергать ребенка: «Где у тебя руки? Перестань сейчас

же!», не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Необходимо

искусно переключить ребенка на что-то интересное, занять его руки,

внимание.

Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с

осмотром половых органов друг друга: «врач» ведет прием «больных» и

предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат

естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не

возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной

реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе,

демонстрацией отвращения. (30,с.10)

С 5-6 лет процесс полоролевого развития усложняется, поскольку в качестве

образов для подражания дети выбирают книжных и кино. У девочек это

принцессы, царевны, барышни, персонажи сказок. Подражание женским образам

нередко подталкивает старших дошкольниц к развитию художественных

способностей. Например, изображая неизменно любимую Золушку, девочки

танцуют, поют, рисуют. У современных мальчиков носителями мужского

поведения, к сожалению, часто становятся далеко не положительные герои,

персонажи мультфильмов, фильмов-боевиков. В результате в поведении

мальчиков участились формы поведения не столь безобидные, как кажется на

первый взгляд: дерзость, грубость, беспощадность, которые ошибочно

расцениваются как проявления мужественности. (6,с.30) Серьезную ошибку

допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как

мальчика. Это бывает, когда в семье ожидали малыша иного пола, чем родился.

И тогда новорожденного начинают воспитывать так, как если бы родился

ребенок того пола, о котором мечтали. Девочку стригут под мальчика,

приучают к не традиционным для неё занятиям и формам поведения.

Оказывается, что все эти родительские ухищрения пагубно сказываются на

целостном развитии ребенка. Даже невинные на первый взгляд переодевания

малыша в не соответствующую его полу одежду, косички у мальчиков и бритый

затылок у девочки могут дать толчок к развитию в дальнейшем у ребенка

различных сексуальных отклонений.

Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда

родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой

идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой. Наивность ребенка

в проблемах пола помешает его нормальной адаптации к школьной жизни,

сделает его предметом насмешек сверстников, иронии учителей. Ощущение своей

неполноценности может занизить самооценку ребенка, омрачить и последующую

его жизнь.

Формирование достаточно полных представлений о взаимоотношении полов и

деторождении занимает особое место в воспитании семьянина. Современному

ребенку не подходят версии о добром аисте, о капусте, о покупке в магазине,

к которым на протяжении многих веков прибегало человечество. И дело не

только в том, что «обман» родителей раскроется достаточно скоро и вера в их

непогрешимость поколеблется в глазах ребенка, хотя такое «разочарование» в

самых любимых людях не проходит бесследно. Весомее другой аргумент против

измышлений в области деторождения: современная наука располагает данными о

том, что ребенок-дошкольник может усваивать простейшие естественнонаучные

сведения об окружающем мире, в том числе и о том, «откуда берутся дети».

Однако у ученых разных стран нет единого подхода к содержанию и методике

формирования у детей представлений о деторождении. Одни считают, что детям

сразу надо открывать все, без утайки, включая отношения между полами,

реалии родов. На основе таких взглядов созданы специальные программы для

дошкольных учреждений. Их цель - формирование достаточно полных и

откровенных представлений о взаимоотношении полов и деторождении, которые

дополняются наглядными пособиями, соответствующими игрушками (например,

беременной куклой с прозрачным покрытием живота). Другие ученые

(В.Ф.Базарный) придерживаются иной точки зрения: не следует торопиться с

раскрытием всех тайн деторождения, поскольку дошкольники не могут усвоить

их достаточно безболезненно для психики. Учитывая особую интимность, личную

окрашенность знаний, помогающих ответить на детский вопрос «Откуда берутся

дети?», А.С.Макаренко говорил «В этих вопросах не содержится еще никакого

особенного полового любопытства, сокрытие тайны никаких переживаний и

страданий ребенку не принесет. Если вы более или менее тактично отведете

вопрос ребенка, отделайтесь шуткой или улыбкой, ребенок забудет о своем

вопросе и займется чем-либо другим». (27,с.105) Наиболее эффективной будет

соответствующая работа в семье, а не в дошкольном учреждении отмечает

В.Ф.Базарный. Необходимость полового воспитания дошкольников бесспорна. Его

следует осуществлять в русле нравственного воспитания ребенка, формируя у

детей начала настоящих мужчины и женщины. От степени и содержания качеств

женственности и мужественности будет во многом зависеть выполнение разных

социальных ролей, в том числе и семейных (мужа, жены, матери, отца).

Глава II. Изучение характера взаимоотношений в семье и их влияния на

готовность к семейной жизни.

2.1 Изучение характера взаимоотношений в семье. Для проверки выдвигаемой

гипотезы установлена цель исследования, которая является основной целью

практической части работы – выявить влияние семейной атмосферы на половую

идентификацию ребенка, на формирование у детей полноценных представлений о

семье, семейной экономике.

Для изучения характера взаимоотношений в семье нами рассмотрены следующие

факторы:

1. Типовые состояние семьи:

- эмоциональный комфорт;

- тревожность

2. Стиль семейного воспитания: либеральный, демократический, авторитарный.

3. Особенности семейного воспитания:

- создание условий родителями для правильного развития ребенка: нормальные

жилищно-бытовые условия; организация места для занятий; создание домашней

библиотеки; наличие игровых уголков; контроль за соблюдением санитарно-

гигиенического режима.

- родители развивают познавательные интересы ребенка (вместе с детьми

слушают радиопередачи; читают книги; беседуют о прочитанном; ходят с детьми

в кино; поощряют любимые занятия ребенка).

- родители оказывают помощь в научении, организации домашнего труда.

- дети имеют конкретные трудовые обязанности в семье соответствующие полу

ребёнка.

- родители видят недостатки в воспитании своих детей и корректно их

минимизируют.

Первая часть практической работы по изучению характера взаимоотношений в

семье проводилась с помощью следующих методов:

. беседа с родителями и детьми;

. тест –ОРО (опросник родительского отношения авторы А.Я. Варга, В.В.

Столин), выполняемый родителями

. опросник «Удовлетворённость браком» (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П.

Бутенко)

. тест КРС (кинетический рисунок семьи) авторы С.Кауфман, Р.Бенс

выполняемый детьми

. наблюдение

Исследование проводилось в с. Упорово на базе детского сада МУП ДОУ

«Солнышко». Нами были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей

являлось наличие детей дошкольного возраста и полный состав семьи. Вся

система нашей работы направлена на выявление характера взаимоотношении в

семье и уровня развития личностных качеств способствующих реализации

социальной роли семьянина. Исследование направлено на ребенка дошкольного

возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении

различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей т.е. отражают

точку зрения детей дошкольного возраста.

Первым методом, использованным в исследовании семьи, была беседа.

Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье

(состав; количество детей, их возраст; образование и возраст родителей).

Код 01. Состав семьи: полный. Мать –образование высшее, 25 л. Отец

–образование средне-специаль, 36 л. Дети: 1. Слава, 6,5 л

Код 02. Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 28 л.Отец

–образование высшее, 27 л. Дети: 1. Маша, 10 л. 2. Валя, 7 л.

Код 03. Состав семьи – полный. Мать – образование среднее 30 л. Отец –

образование высшее 35 л. Дети: 1. Ваня, 6,2 л.

Код 04. Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец

–образование средне-специаль, 37 л. Дети: 1. Ваня, 12 л. 2. Степа, 10 л. 3.

Люда, 6 л.10 м.

Код 05.Состав семьи – полный. Мать –образование высшее, 37 л. Отец

–образование высшее, 39 л. Дети: 1. Валя, 11 л.2. Саша, 6 л.5 м.

Код 06. Состав семьи –полный. Мать – образование средне-специал., 25 л.

Отец – образование средне-специал, 26 л. Дети: 1.Света, 6 л.

Код 07. Состав семьи – полный. Мать –образование среднее, 36 л. Отец –

образование средне–специальное, 37 л. Дети: 1. Сережа, 7л.1м.

Код 08. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специальное, 28 л.

Отец – образование средне-специальное, 29 л. Дети: 1. Таня, 5 л.11м.

Код 09. Состав семьи – полный. Мать – образование средне-специаль., 31 л.

Отец – образование среднее, 32 л. Дети: 1. Антон, 6 л.3м.

Код 10. Состав семьи – полный. Мать – образование высшее, 37 л. Отец –

образование высшее, 37 л. Дети: 1. Лена, 7 л.

1). Общий анализ данных выглядит следующим образом:

1. 100% из 10 семей имеет полный состав.

10% ( 1 семья - 06) формально полная. В этой семье отец практически не

участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

2. по количеству детей - 10% (04) имеет 3 детей, 20 % (02, 05) – 2 детей,

70% (01, 03,06, 07, 08, 09, 10) - 1 детей.

С целью выявления взаимоотношений в семье, получения данных о том, как

ребёнок воспринимает других членов семьи и свое место среди них, нами был

проведен тест «Клинический рисунок семьи» (КРС) Р.Бенса и С.Кауфмана. Этот

метод даёт богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого

ребенка.

Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседа после

рисования. Для выполнения теста ребенку давали стандартный лист бумаги для

рисования, карандаша и ластик. После того, как дети заканчивали рисунок,

нами отдельно проводилась беседа по следующей схеме:

1) Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

2) Где работают и учатся члены семьи?

3) Как в семье распределяются домашние обязанности?

4) Каковы взаимоотношение с остальными членами семьи?

В системе количественной оценки КРС учитывается формальные и содержательные

особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение

объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей,

заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками

рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие

и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей

анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных

симптомов. Исходя из количества баллов, определили симптомокомлекс семейной

ситуации . Выделяют 5 симптомокомлексов: 1) благоприятная семейная

ситуация, 2) тревожность, 3) конфликтность в семье, 4) чувство

неполноценности в семейной ситуации, 5) враждебность в семейной ситуации.

(см.приложение 1)

В результате проведение теста КРС с детьми от 5 до 7 лет из семей мы

получили следующие данные:

1. В семье 01 симптомокомплексы по I – 0,3 балла, II – 0,4 балла, III

– 0,1 балла, IV – 0,1 балла, V – 0,2 балла. Из этого видно, что в семье

ребенок чувствует тревожность 0,4 (II) что, впрочем, присутствует наравне с

благоприятной семейной ситуацией – 0,3 балла (I).

2. В семье 02 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,4 б, II – 0,4

б, III – 0,3 б, IV – 0,1 б, V – 0,5 б. В этой семье самое большое

количество баллов по параметру враждебность в семейной ситуации – 0,5 б.

(V).

3. В семье 03 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 б, II – 2,5

б, III – 0,2 б, IV – 0 б, V – 0,2 б. Семейная ситуация ребенкам

воспринимается как тревожная – 2,5 б., (II).

4. В семье 04 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,7 б, II – 0,1

б, III – 0,2 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Семейная ситуация благоприятная – 0,7

б.

5. В семье 05 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,5 б, II – 0,5

б, III – 0,1 б, IV – 0,2 б, V – 0,2 б. Несмотря на общую благоприятную

ситуацию, ребенок ощущает тревожность.

6. В семье 06 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,8 б, II – 0,5

б, III – 0,3 б, IV – 0,2 б, V – 0,2 б. Благоприятный микроклимат в семье,

но следует обратить внимание на тревожность ощущаемую ребенком.

7. В семье 07 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,2 б, II – 2,6

б, III – 0,6 б, IV – 0 б, V – 0,4 б. Ребенок ощущает повышенную резко

выраженную тревожность в семье – 2,6 б.

8. В семье 08 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,3 б, II – 4,5

б, III – 2,3 б, IV – 0,2 б, V – 0,4 б. В этой семье очень высокий уровень

тревожности ребенка.

9. В семье 09 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,6 б, II – 0,3

б, III – 0 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Благоприятная семейная ситуация.

10. В семье 10 симптомокомплексы имеют такие баллы: I – 0,6 б, II – 0,4 б,

III – 0 б, IV – 0,2 б, V – 0 б. Несмотря на благоприятную ситуацию ребенок

проявляет признаки тревожность.

Для того, чтобы представить общую картину результатов, мы разделили

обследованные семьи на 3 группы по полученным данным.

I группа - – это семьи, в которых выраженная тревожность детей. Они

составили 50% (семьи 01, 03, 07, 08).

II группа - это семьи где наравне с благоприятным микроклиматом,

проявляется тревожность детей. Эта 20% от общего количества. (семьи 02,05

).

III группа-40% - (семья 10,09, 06, 04) состояние в семье ребенком

определяется как благоприятное

Далее родителями был выполнен тест-опросник родительского отношения(А.Я.

Варга, В.В. Столин) .(40,с.537-541)

Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент,

ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое

понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,

поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей

восприятия и понимания характера и личности ребенка, и его поступков.

Опросник состоит из 5 шкал:

I – “принятите – отвержение”;

II – “кооперация”;

III - “симбиоз”;

IV – “авторитарная гиперсоциализация”.

V – “маленький неудачник”.

1. «Принятие - отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное

отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится

ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка,

симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с

ребенком,одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы; родитель

воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему

кажет-,ся, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких

способностей,

небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к

ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не

уважает его.

2. «Кооперация» - социально желательный образ родительского отношения.

Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и

планах ребенка, старается во всем помочь ребёнку, сочувствует ему. Родитель

высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка,

испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и

самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель

доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с

ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель

стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта

тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым,

стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей

и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка,

ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается,

когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по

своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля

за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском

отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель

требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается

навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку

зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель

пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными

особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания

ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском

отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка,

приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка

младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и

чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок

представляется не приспособленным, не успешным, открытым для дурных

влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность

и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от

трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Анализ полученных результатов теста-опросника родителей (см. приложение 2)

свидетельствуют о том, что:

1. В семье 01 по сумме параметров наиболее выраженным является IV параметр

– авторитарная гиперсоциализация.

2. В семье 02 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

3. В семье 03 – V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

4. В семье 04 – III параметр, симбиоз.

5. В семье 05 - III параметр, симбиоз.

6. В семье 06 – II параметр, социальная желательность.

7. В семье 07 – IV параметр, гиперсоциализация.

8. В семье 08 - III параметр, симбиоз.

9. В семье 09 - V параметр «маленький неудачник», инфантилизация.

10. В семье 10 - IV параметр, гиперсоциализация.

Общий анализ:

. По I параметру – 0 семей.

. По II – 1 семья, 10%, 06

. По III – 3 семьи, 30%, 04, 05, 08

. По IV – 3 семьи, 30%, 01, 07, 10

. По V – 3 семьи, 30%, 02, 03, 09

Таким образом, в исследованных нами семьях родители в основном отсутствует

позитивное, грамотное в воспитательном плане отношение к детям. Это

–гиперсоциализация, инфантилизация.

Далее родителям было предложено заполнить опросник «Удовлетворенность

браком» авторы — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.(35,с.509-512) ,

который позволяет в общих чертах по сумме полученных баллов оценить

удовлетворенность браком у супругов (см. приложение 4):

1. полная неудовлетворенность – 0% семей

2. значительная неудовлетворенность – 0%

3. скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность– 10% (08)

4. частичная удовлетворенность– 20% (02,03)

5. скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность – 30% (01,05,07)

6. значительная удовлетворенность– 20% (09,10)

7. практически полная удовлетворенность - 20% (04,06).

Мы разделили обследованные семьи на 3 группы(для возможности сопоставить

результаты с предыдущим исследованием):

I группа - 0%

II группа –50% -(семьи 01,02,03,05,07).

III группа- 50% - ( 04,06, 08,09,10)

Сравнив результаты теста-опросника «Удовлетворенность браком» и теста КРС

мы сделали следующую таблицу, в которую ввели данные проведенных тестов.

Таблица 1

|Семья |01 |02 |03 |04 |05 |06 |07 |08 |09 |10 |

|Тест КРС |I |II |I |III |II |III |I |I |III|III|

|Удовлетворенность|II |II |II |III |II |III |II |III|III|III|

|родителей браком | | | | | | | | | | |

По таблице видно, что 60% показатели совпадают. Исходя из этого можно

заключить, что отношения родителей играет немаловажную роль в психическом

благополучии ребенка, в формировании качеств личности необходимых для

выполнения социальной роли семьянина.

По совокупности данных всех проведённых исследований мы определили характер

взаимоотношений детей и родителей в семье:

. В семье 01 взаимоотношения неустойчивые.

. В семье 02 взаимоотношения неустойчивое

. В семье 03 взаимоотношения неустойчивые

. В семье 04 взаимоотношения адекватные, позитивные.

. В семье 05 взаимоотношения неустойчивые.

. В семье 06 взаимоотношения позитивные.

. В семье 07 взаимоотношения носят неустойчивый характер.

. В семье 08 взаимоотношения неустойчивые.

. В семье 09 взаимоотношения стабильные, позитивные.

. В семье 10 взаимоотношения позитивные.

2.2 Выявление позитивных качеств личности, направленной на успешное

выполнение социальной роли семьянина.

В данной части работы мы выделили следующие задачи:

1) Выявление уровня сформированности представлении о семейной жизни

у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности.

2) Соотнесение результатов 1-й и 2-й частей практической работы и на

основе этого определить влияние семьи на формирование представлении о

семейной жизни у детей. Использовались беседы, наблюдения.

Для определения качеств личности характеризующих успешного семьянина

мы рассмотрели данное качество в двух направлениях:

. это внешние проявления, в действиях, поступках, в ролевых играх (дочки –

матери).

. внутренние, которые выражаются в их суждениях, отношениях.

Наблюдение за игровой деятельностью детей мы проводили в группах детского

сада т.к., по нашему мнению, при таком условии наиболее оптимальна

проявляются личностные качества детей. Цель наблюдения определялась первой

задачей поставленной нами в начале второй части практического исследования.

Нами были выведены следующие компоненты в игре :

1. Умение ребенка самостоятельно организовать игру.

2. Способность войти в роль (папа, мама, сын, дочь) в соответствии с полом.

3. Эмоциональная окраска деятельности.

4. Согласованность своих действий с действиями членов «семьи».

5. Способность вести «хозяйство».

Результаты оформили в виде таблицы

Таблица 2

Наблюдение за игровой деятельностью детей.

|Код |Имя ребенка |Компоненты в игровой |Кол-во|

|семьи | |деятельности. | |

| | | |баллов|

| | |1 |2 |3 |4 |5 | |

|01 |Слава |2 |2 |3 |3 |3 |13 |

|02 |Валя |1 |2 |2 |3 |2 |10 |

|03 |Ваня |2 |3 |2 |3 |1 |11 |

|04 |Люда |3 |3 |2 |3 |3 |14 |

|05 |Саша |2 |3 |3 |2 |3 |13 |

|06 |Света |3 |3 |3 |3 |3 |15 |

|07 |Сережа |2 |3 |3 |3 |2 |13 |

|08 |Таня |3 |1 |1 |2 |2 |9 |

|09 |Антон |3 |2 |2 |3 |3 |13 |

|10 |Лена |2 |3 |3 |3 |3 |14 |

В данном наблюдении умения детей оценивались по трёх бальной системе. По

полученным данным мы выделили три уровня сформированности интересующих нас

качеств детей.

К первому уровню, который определяется как высокая степень(I) относятся

дети, набравшие количество баллов от 13 до 15 (01, 04, 05, 06, 07, 09,

10) – 70%.

Второй уровень(II) – средняя степень, количество баллов от 8 до 12 (02, 03,

08) – 30%.

Третий уровень(III) – низкая степень сформированности, от 5 до 7 – 0%.

Второе наблюдение проводили в семье во время беседы. Данные наблюдения

были направлены на определение степени сформированности интересующих нас

качеств. Выделялись следующие параметры:

1. Понимание и разграничение роли родителей в семье.

1. Представление о себе, как о члене семьи.

2. Проявление заботы о членах семьи.

3. Выполнение определенных постоянных обязанностей.

4. Представление об источниках дохода семьи.

5. Соотношение собственных потребностей с интересами семьи.

Умение детей оценивались тоже по трёх бальной шкале.

Таблица 3

Беседа с детьми.

|Код |Имя ребенка |Компоненты. |Кол-во |

|семьи | | |баллов |

| | |1 |2 |3 |4 |5 | |

|01 |Слава |1 |2 |1 |2 |3 |9 |

|02 |Валя |3 |3 |3 |2 |3 |14 |

|03 |Ваня |3 |1 |2 |1 |3 |10 |

|04 |Люда |3 |3 |3 |3 |3 |15 |

|05 |Саша |2 |3 |3 |1 |2 |11 |

|06 |Света |3 |2 |2 |3 |3 |13 |

|07 |Сережа |1 |2 |2 |2 |2 |9 |

|08 |Таня |3 |2 |2 |2 |2 |11 |

|09 |Антон |3 |2 |3 |3 |3 |14 |

|10 |Лена |2 |3 |3 |3 |3 |14 |

К высокому уровню(I) относятся дети с суммой баллов от 13 до 15 ( 02, 04,

06, 09,10) – 50%.

К среднему уровню(II) – с суммой баллов от 8 до 12 (01,03, 05, 07, 08,) –

50%

низкий уровень(III) от 5 до 7 – 0%.

Для того, чтобы представить общий уровень детей составили таблицу.

Таблица 4

|Код |01 |02 |03 |04 |05 |06 |07 |08 |09 |10 |

|Игра |I |II |II |I |I |I |I |II |I |I |

|Беседа |II |I |II |I |II |I |II |II |I |I |

I, II - степень сформированности

И в итоге мы сделали группировки детей по степени сформированности.

К 1 группе относятся дети с высоким уровнем, их показатели по всеем

параметром показывают I (04,06, 09, 10 – 40%).

Вторая группа состоит из детей со средним уровнем с показателями I,II

(01, 02, 05, 07 – 40%).

В третью группу вошли дети с низким уровнем, с показателями II, II

(03, 08 - 20 %).

Таким образом, общая готовность к семейной жизни у детей дошкольного

возраста в нашем исследовании имеет различный уровень сформированности.

Для того, чтобы определить влияние супружеских и родительско-детских

отношений на готовность к семейной жизни у детей дошкольного возраста мы

сопоставили данные 1 и 2 частей практической работы. (см. таблицу 5)

Таблица 5

|Код |Характер взаимоотношений в семье |Уровень сформированности|

|01 |Неустойчивый |Средний |

|02 |Неустойчивый |Средний |

|03 |Неустойчивый |Низкий |

|04 |Позитивный |Высокий |

|05 |Неустойчивый |Средний |

|06 |Позитивный |Высокий |

|07 |Неустойчивый |Средний |

|08 |Неустойчивый |Низкий |

|09 |Позитивный |Высокий |

|10 |Позитивный |Высокий |

По составленной таблице видно, что:

1. у 40% семей (04, 06, 09,10) показатели совпадают по положительным

признакам.

3. 40% - совпадение по средним признакам(01, 02,05,07).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ