Рефераты

Психолого-педагогический аспект формирования будущего семьянина у детей дошкольного возраста

4. 20% - признаки не совпадают(03, 08)

Общий анализ показывает что, в восьми случаях из десяти подтверждается

наше предположение о влиянии семейной атмосферы на формирование у детей

полноценных представлений о семье, семейной жизни.

Заключение

Воспитание будущего семьянина – это сложная система взаимосвязанных

процессов. Внутрисемейные отношения один из компонентов этой системы,

которые, в свою очередь, тоже имеют сложную структуру. Формирование

личностных качеств детей проходит под влиянием ряда факторов: отношение

родителей (как супружеские, так и родительско – детские), психологический

микроклимат в семье, личностные свойства и качества родителей и самих

детей.

В проведенном нами исследовании были рассмотрены следующие факторы

формирования будущего семьянина:

. формирование у детей полноценных, эмоционально положительно окрашенных

представлений о семье;

. осуществление педагогически грамотного полового воспитания детей.

. введение ребенка в азы семейной экономики;

В первой части практической работы мы исследовали характер

взаимоотношений в семье.

В результате исследования сделан следующий вывод: Как супружеские так и

родительско-детские отношения играют крайне важную роль в психическом

благополучии ребенка, развитии его личностных качеств.

Вторая часть практической работы была направлена на выявление наличия

личностных качеств необходимых будущему семьянину, у группы детей

дошкольного возраста, мы выяснили: общая готовность к семейной жизни у

детей дошкольного возраста, в нашем исследовании, имеет различный уровень

сформированности.

Сопоставив результаты исследований можно сделать заключение о том, что

наша гипотеза о роли супружеских и родительско – детских отношений в

формировании у детей адекватных представлений о семье получила свое

подтверждение. Возможность формирования у детей качеств будущего семьянина

складываются под влиянием взаимоотношений родителей, психологического

микроклимата в семье, личных качеств её членов. Таким образом, можно

сделать вывод о том, что семья своими ценностными ориентациями,

особенностями межличностных отношений, всем укладом и стилем жизни прямо

или косвенно, в большей или меньшей степени готовит ребенка к его будущей

семейной жизни. Общими усилиями семьи и детского сада можно повлиять на

становление положительного образа семьи у детей дошкольного возраста.

Исходя из выводов следует обратить внимание со стороны воспитателей,

методистов и самих родителей на процесс семейного воспитания. Педагогически

грамотный родитель глубоко обдумывает, анализирует свои наставления,

советы, оценки и отношения. Взаимоотношения с детьми устанавливаются гибкие

и тактичные, меняются и развиваются по мере взросления детей.

Главная задача педагогов, психологов - помочь родителям в выполнении ими

функций воспитателя. Под ними подразумевается создание не только

определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их

предпосылок (определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов).

Для достижения цели «воспитания родителей» мы предлагаем психологам

использовать в работе с родителями метод групповой психотерапии психолого-

педагогический тренинг «Тренинг зрелого отцовствования и материнствования»

(авторская разработка Боровиковой Наталии Васильевны) направленный на

формирование у молодых родителей позитивного образа семьи, появление у них

интуиции, с помощью которой они смогли бы чувствовать потребности, лучше

понимать мышление ребенка( приложение 4).

И в заключении нами выдвигается предположение о том, что если общее

состояние общества в целом, экономически и духовный кризисы

стабилизируются, и при условии этого духовное обеспечение семей повысится в

том числе и за счет должного воспитания будущего семьянина, возрастет

эмоциональная ценность родительства. Желание иметь детей будет фактором

личного роста родителей, эмоционально психологического благополучия, и

таким образом решится проблема низкой рождаемости, малодетности и

бездетности населения.

Литература.

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М.: Политиздат, 1982. – 223 с.

2. Азаров Ю.П. Педагогика семейных отношений. – М., 1976. – 202 с.

3. Афанасьева Т.М. Семья: Кн для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение,

1985. – 224 с.

4. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. /Психол. – пед. очерки. – М.,

1972. – 236 с.

5. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: Разговор с молодым

поколением.-М., 1988

6. Борман Р.,Шилле Г. Родителям о половом воспитании – М.: Педагогика,1989

7. Брускова Е.С. Урок после уроков: (о воспитании детей в семье). – М.,

1987. – 164 с.

8. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского

психиатра. – М., 1988.ст.263

9. Васильева А. К. Структура семьи. – М. 1988 г

10. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя дед. Сада

/Л.В.Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова и др., Под ред. Н.Ф.

Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

11. Выготский Л.С. Избранные труды. т. 6., 1974.

12. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. М., - 1975. – 204 с.

13. Домострой. - М., 1990

14. Донцов И.А. Самосовершенствование личности. – М., 1967. – 356 г.

15. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или

несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и

документами: Кн. для старшеклассников. – М., 1991. – 128 с.

16. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой;

Московский департамент образования, центр «Дошкольное детство» им. А.В.

Запорожца. – М., 1995. – 168 с.

17. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: испр. Недостатков характера у

детей и подростков: Кн. для учителя. – 2-е издание, - М. – Просвещение,

1994. – 223 с.

18. Ковалев А.Г. Воспитание ума, воли и чувств у детей. – М., 1981.

19. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М., 1986.

20. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашние воспитание: Учебник для

студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд. - М.: Академия, 2000.

21. Кульчицкая Е.И. Воспитание чувств детей в семье. – Киев, 1983. – 202 с.

22. Лаптева И. Деловые люди. //Дошкольное воспитание. 1997, №9. С.18.

23. Леонтьев А.Н. К теории развития личности. – М., 1982. – 402 с.

24. Лисина М.И. Развитие общения со сверстниками. //Дошкольное воспитание.

1985, №3, - С.22.

25. Любина Г. Как воспитать ребенка удачника? //Дошкольное воспитание.

1997. №1, С.73.

26. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. – 486 с.

27. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед соч.: В 8 т. - М.,

1984. - Т. 4. - С. 105

28. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М.,

1979. – 318 с.

29. Матушкин С.Е. У вас растут дети. – М., 1974. – 134 с.

30. Медведев Г.П., Надъярный А.В. В семье растут дети. – М., 1986. – 146 с.

31. Мудрость воспитания: Кн. для родителей. /Сост. Б.М. Бим-Бад,

Э.Д.Днепров, Г.Б. Корнетов. – М.: Педагогика, 1987. – 288 с.

32. Мухина В.С. Настольная книга для родителей. – Минск,1991

33. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.

В 3 кн. Кн. 1. Общая основа психологии. – 3е изд. – М.: Просвещение:

Владос, 1999. – 576 с.

34. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.

В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3е изд. – М.: Просвещение: Владос,

1999. – 496 с.

35. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.

В 3 кн. Кн. 3. Психология образования. 3е изд. – М.: Просвещение: Владос,

1999. – 509-512 с.

36. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3е изд.,

доп. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.

37. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы и наши дети. – М.: Мол. гвардия, 1980. –

223 с.

38. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – 2-е изд., дораб.

– М.: Просвещение, 1996. – 352 с.

39. Организация работ сельского детского сада: Условия организации дошк.

воспитания в сел. местности /Л.В. Поздняк, А.К. Бондаренко, Л.В.

Дружинина и др., Сост. Н.А. Реуцкая, Н.А. Петрова; Под ред. Р.А.

Курбатова. – М.: Просвещение, 1988. – 240 с.

40. Основы психологии. Практикум //Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. Ростов-на-

Дону: Феникс,1999.

41. Островская Л.Ф. Характер формируется с детства. //Дошкольное

воспитание. 1998, №5, С.76.

42. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М., 1981. – 216

с.

43. Психология воспитания. – М., 1995. – 132 с.

44. Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А.В.

Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965.. – 156 с.

45. Психологические проблемы нравственного воспитания детей. /Сб. научных

трудов. – М., 1977. – 412 с.

46. Рутман Э.М., Исподольский И.В. Истоки радости. – М., 1987. – 224 с.

47. Рутман Э.М. От соперничества к сотрудничеству. //Семья и школа. 1997,

№5, С.41

48. Салион Н. Развитие независимости детей младшего дошкольного возраста на

основе управлении в практической жизни. //Дошкольное воспитание. 1997,

№5, С.41.

49. Семейное воспитание: Краткий словарь /Сост.: И.В. Гребенников, Л.В.

Новинников. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с.

50. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской

любви). – М.: Педагогика, 1986. – 160 с.

51. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя д/с. – М.:

Просвещение, 1991. – 207 с.

52. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной

действительностью/ Учебное пособие для студентов средних педагогических

заведений. -М., 1998

53. Теплюк С. Истоки самостоятельности //Дошкольное воспитание. 1991, №7,

С.67.

54. Флоренская Т.А. Я – против я. (индивидуальность в борьбе с эгоизмом).

М., 1985. – 320 с.

55. Формирование взаимоотношение дошкольников в детском саду и семье. /Под

ред. В.К. Котырло. М.: Педагогика, 1987. – 342 с.

56. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М., 1989. – 322 с.

57. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и

саморегуляция. //Вопросы психологии. 1997, №3, С.102.

58. Экономика для взрослых и детей: Приложение к журналу «Обруч». — 1999. —

№ 1

Приложение № 1

Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи (КРС)

|Симптомо-комплек|№ |Симптом |Балл |

|с | | | |

|I. Благоприятная|1. |Общая деятельность всех членов семьи |0,2 |

|семейная |2. |Преобладание людей на рисунке |0,1 |

|ситуация |3. |Изображение всех членов семьи |0,2 |

| |4. |Отсутствие изолированных членов семьи |0,2 |

| |5. |Отсутствие штриховки |0,1 |

| |6. |Хорошее качество линии |0,1 |

| |7. |Отсутствие показателей враждебности |0,2 |

| |8. |Адекватное распределение людей на листе |0,1 |

| |9. |Другие возможные признаки |0,1; |

| |1. |Штриховка |2,3 |

|II. Тревожность |2. |Линия основания - пол |0,1 |

| |3. |Линия над рисунком |0,1 |

| |4. |Линия с сильным нажимом |0,1 |

| |5. |Стирание |0,1; 2 |

| |6. |Преувеличенное внимание к деталям |0,1 |

| |7. |Преобладание вещей |0,1 |

| |8. |Двойное или прерывистые линии |0,1 |

| |9. |Подчеркивание отдельных деталей |0,1 |

| |10.|Другие возможные признаки |0,2 |

| | |Барьеры между фигурами |0,1; 2 |

| |1. |Стирание отдельных фигурами |0,2 |

|III. |2. |Отсутствие основных частей тела у некоторых |0,2 |

|Конфликтность в |3. |фигур |0,2 |

|семье |4. |Выделение отдельных фигур |0,2 |

| |5. |Изоляция отдельных фигур |0,1 |

| |6. |Неадекватная величина отдельных фигур |0,1 |

| |7. |Несоответствие вербального описания рисунка |0,2 |

| |8. |Преобладание вещей |0,1 |

| |9. |Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи |0,2 |

| |10.|Член семьи, стоящий спиной |0,2 |

| | |Другие возможные признаки |0,1 |

| |11.|Автор рисунка непропорционально маленький |0,1 |

| | |Расположение фигур на нижней части листа |0,1 |

| |1. |Линия слабая, прерывистая |0,1 |

|IV. Чувство |2. |Изоляция авторов от других |0,2 |

|неполноценности |3. |Маленькие фигуры |0,1 |

|в семейной |4. |Неподвижная по сравнению с другими фигурами |0,2 |

|ситуации |5. |автора |0,1 |

| | |Отсутствие автора |0,2 |

| |6. |Автор стоит спиной |0,2 |

| |7. |Другие возможные признаки |0,1 |

| |8. |Одна фигурка на другом листе или на другой |0,1 |

| |9. |стороне листа |0,1 |

| |1. |Агрессивная позиция фигуры | |

| |2. |Зачеркнутая фигура | |

|V. Враждебность |3. |Деформированная фигура | |

|в семейной |4. |Обратный профиль | |

|ситуации |5. |Руки раскинуты в стороны | |

| |6. |Пальцы длинные, подчеркнутые | |

| |7. |Другие возможные признаки | |

| |8. | | |

Приложение №2

Тест-опросник

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от

нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем,

если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему

большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения,

ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет

порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой

ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне

взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью

вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и

кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать

этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство,

все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка - сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и

сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет неприспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, кокой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от

него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся

его родителям.

Результаты

Данный опросник состоит из 61 утверждений. Опросник заполняли оба родителя

из каждой семьи. По количеству утверждений по таким параметрам как:

I – “принятите – отвержение”;

II – “кооперация”;

III - “симбиоз”;

IV – “авторитарная гиперсоциализация”.

V – “маленький неудачник”.

получили следующие результаты:

В семье 01 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать – 11 баллов, это в процентах – 68,35%.

отец – 15 баллов, это в процентах – 90,50%.

По II параметру баллы:

мать – 5 б, в процентах – 31,19%.

отец – 4 б, в процентах – 9,77%.

По III параметру баллы:

мать – 5 б, в процентах – 86,63%.

отец – 2 б, в процентах – 39,06%.

По IV параметру баллы:

мать – 6 б, в процентах – 95,74%.

отец – 5 б, в процентах – 83,79%.

По V параметру баллы:

мать – 6 б, в процентах – 99,83%.

отец – 1 б, в процентах – 45,57%.

В семье 02 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать – 5 б, это в процентах – 0%.

отец – 4 б, это в процентах – 0%.

По II параметру баллы:

мать – 2 б, в процентах – 19,22%.

отец – 2 б, в процентах – 5,67%.

По III параметру баллы:

мать – 2 б, в процентах – 39,06%.

отец – 0 б, в процентах – 5,67%.

По IV параметру баллы:

мать – 2 б, в процентах – 13%.

отец – 2 б, в процентах – 32,13%.

По V параметру баллы:

мать – 1 б, в процентах – 45,54%.

отец – 2 б, в процентах – 70,25%.

В семье 03 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать – 14 б, это в процентах – 88,60%.

отец – 9 б, это в процентах – 31,01%.

По II параметру баллы:

мать – 3 б, в процентах – 7,88%.

отец – 6 б, в процентах – 19,22%.

По III параметру баллы:

мать – 3 б, в процентах – 57,96%.

отец – 3 б, в процентах – 57,96%.

По IV параметру баллы:

мать – 7 б, в процентах – 100%.

отец – 1 б, в процентах – 13,86%.

По V параметру баллы:

мать – 5 б, в процентах – 96,83%.

отец – 3 б, в процентах – 84,81%.

В семье 04 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать – 4 б, это в процентах – 0%.

отец – 6 б, это в процентах – 0,63%.

По II параметру баллы:

мать – 9 б, в процентах – 80,33%.

отец – 5 б, в процентах – 12,29%.

По III параметру баллы:

мать – 3 б, в процентах – 57,96%.

отец – 5 б, в процентах – 86,63%.

По IV параметру баллы:

мать – 2 б, в процентах – 32,13%.

отец – 0 б, в процентах – 4,41%.

По V параметру баллы:

мать – 1 б, в процентах – 45,57%.

отец – 2 б, в процентах – 70,25%.

В семье 05 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать – 5 б, это в процентах – 0%.

отец – 5 б, это в процентах – 0,%.

По II параметру баллы:

мать – 5 б, в процентах – 12,29%.

отец – 3 б, в процентах – 7,88%.

По III параметру баллы:

мать – 0 б, в процентах – 4,72%.

отец – 4 б, в процентах – 74,97%.

По IV параметру баллы:

мать – 1 б, в процентах – 13,86%.

отец – 0 б, в процентах – 4,41%.

По V параметру баллы:

мать – 1 б, в процентах – 45,57%.

отец – 0 б, в процентах – 14,55%.

В семье 06 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать – 5 б, это в процентах – 0%.

отец – 2 б, это в процентах – 0,%.

По II параметру баллы:

мать – 9 б, в процентах – 80,33%.

отец – 2 б, это в процентах – 0,%.

По III параметру баллы:

мать – 1 б, в процентах – 19,53%.

отец – 2 б, это в процентах – 0,%.

По IV параметру баллы:

мать – 1 б, в процентах – 13,86%..

отец – 2 б, это в процентах – 0,%.

По V параметру баллы:

мать – 1 б, в процентах – 45,57%.

отец – 2 б, это в процентах – 0,%.

В семье 07 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать – 13 б, это в процентах – 84,17%.

отец – 5 б, это в процентах – 0%.

По II параметру баллы:

мать – 8 б, в процентах – 48,92%.

отец – 4 б, в процентах – 9,77%.

По III параметру баллы:

мать – 3 б, в процентах – 57,96%.

отец – 3 б, в процентах – 57,96%.

По IV параметру баллы:

мать – 6 б, в процентах – 95,74%.

отец – 2 б, в процентах – 32,13%.

По V параметру баллы:

мать – 2 б, в процентах – 70,25%.

отец – 0 б, в процентах – 14,55%.

В семье 08 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать – 9 б, это в процентах – 31,01%.

отец – 9 б, это в процентах – 31,01%.

По II параметру баллы:

мать – 7 б, в процентах – 31,19%.

отец – 7 б, в процентах – 31,19%.

По III параметру баллы:

мать – 2 б, в процентах – 5,67%.

отец – 5 б, в процентах – 86,63%.

По IV параметру баллы:

мать – 4 б, в процентах – 74,49%.

отец – 1 б, в процентах – 13,86%.

По V параметру баллы:

мать – 1 б, в процентах – 14,55%.

отец – 2 б, в процентах – 70,25%.

В семье 09 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать – 7 б, это в процентах – 3.79%.

отец – 2 б, это в процентах – 0,%.

По II параметру баллы:

мать – 6 б, в процентах – 19,22%.

отец – 3 б, в процентах – 7,88%.

По III параметру баллы:

мать – 4 б, в процентах – 74,97%.

отец – 4 б, в процентах – 74,97%.

По IV параметру баллы:

мать – 1 б, в процентах – 13,86%.

отец – 1 б, в процентах – 13,86%.

По V параметру баллы:

мать – 2 б, в процентах – 70,25%.

отец – 4 б, в процентах – 93,04%.

В семье 10 по I параметру родители получили следующие баллы:

мать – 15 б, это в процентах –90,50%.

отец – 9 б, это в процентах – 31,01%.

По II параметру баллы:

мать – 5 б, в процентах – 12,23%.

отец – 3 б, в процентах – 7,88%.

По III параметру баллы:

мать – 6 б, в процентах – 92,93%.

отец – 2 б, в процентах – 39,06%.

По IV параметру баллы:

мать – 6 б, в процентах – 95,74%.

отец – 3 б, в процентах – 53,87%.

По V параметру баллы:

мать – 7 б, в процентах – 99,37%.

отец – 1 б, в процентах – 45,57%.

Приложение №3

Удовлетворенность браком

В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них соответствуют три

возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. В

тексте опросника они могут даваться в несколько иных формулировках и в

другом порядке. Читая опросник, вы должены с помощью данных суждений

выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями.

Опросник

1.Когда люди долго живут вместе друг с другом, как это происходит в

браке, они неизбежно со временем теряют остроту восприятия друг друга, а

их взаимопонимание нарушается:

а) верно,

б) не знаю,

в) неверно.

2. Ваши отношения с супругом (супругой) приносят вам:

а) беспокойство и страдание,

б) затрудняюсь ответить,

в) радость и удовлетворение.

3. Родственники и друзья оценивают ваш брак как:

а) удачный,

б) нечто среднее,

в) неудачный.

4. Если бы вы могли, то многое изменили бы в характере вашего супруга

(супруги):

а) верно,

б) не знаю,

в) неверно.

5. Одна из проблем современного брака состоит в том-то со временем все

становится в нем менее привлекательным, в том числе сексуальные

отношения с супругом (супругой):

а) согласен,

б) трудно сказать,

в) не согласен.

6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших

друзей и знакомых, то вам кажется, что вы:

а) несчастнее других,

б) трудно сказать,

в) счастливее других.

7. Жизнь без семьи и близкого человека — слишком дорогая цена за

полную самостоятельность:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

8. Я считаю, что без меня жизнь моего супруга (супруги) была бы

неполноценной:

а) согласен,

б) не знаю,

в) не согласен.

9. Большинство людей обманывается в своих ожиданиях относительно брака:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

10. Вы давно уже думаете о разводе, и только ряд обстоятельств мешает вам

принять решение:

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

11. Если бы вам вновь пришлось вступить в брак, то вашей женой (мужем)

стал бы:

а) другой человек,

б) не знаю,

в) тот же самый человек.

12. Вы гордитесь тем, что рядом с вами находится такой человек, как ваш

супруг (супруга):

а) верно,

б) трудно сказать,

в) неверно.

13. Недостатки моего супруга (супруги), к сожалению, перевешивают его

(ее) достоинства:

а) верно,

б) не знаю,

в) неверно.

14. Основные помехи для нашей счастливой жизни кроются в характере моего

супруга (супруги):

а) согласен,

б) трудно сказать,

в) не согласен.

15. Первоначальные чувства, с которыми вы вступали в брак, со временем

усилились:

а) согласен,

б) не знаю,

в) не согласен.

16. Брак уменьшает творческий потенциал человека и его возможности:

а) верно,

б) не знаю,

в) неверно.

17. Мой супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые

компенсируют его недостатки:

а) согласен,

б) трудно сказать,

в) не согласен.

18. В моем браке с эмоциональной поддержкой друг друга не все, к

сожалению, обстоит благополучно:

а) верно,

б) не знаю,

в) неверно.

19. Мне кажется, что мой супруг (супруга) часто делает глупости: говорит

невпопад, неуместно шутит и т.п.:

а) согласен,

б) трудно сказать,

в) не согласен.

20. Моя семейная жизнь мало зависит от моей воли:

а) верно,

б) не знаю,

в) неверно.

21. Моя семейная жизнь оказалась не такой, какую я ожи-дал(а):

а) верно,

б) не знаю,

в) неверно.

22. Неправы те, кто считает, что человек в семье не может рассчитывать на

уважение к себе:

а) согласен,

б) трудно сказать,

в) не согласен.

23. Как правило, общество моего супруга (супруги) доставляет мне

удовольствие:

а) согласен,

б) не знаю,

в) не согласен.

24. В моей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:

а) верно,

б) не знаю,

в) неверно.

Результаты

Данный опросник состоит из 24 утверждений. Опросник заполняли оба родителя

из каждой семьи, результаты отца и матери во всех семьях близки.

Мы получили следующие результаты:

В семье 01 родители получили следующие баллы:

мать – 32 баллов,.

отец – 30 баллов, .

В семье 02 родители получили следующие баллы:

мать – 28 б

отец – 28 б.

В семье 03 родители получили следующие баллы:

мать – 27 б,

отец – 28 б.

В семье 04 родители получили следующие баллы:

мать – 45 б.

отец – 42 б.

В семье 05 родители получили следующие баллы:

мать – 29 б.

отец – 31 б.

В семье 06 родители получили следующие баллы:

мать –47 б.

отец – 42 б.

В семье 07 родители получили следующие баллы:

мать – 32 б.

отец – 30 б.

В семье 08 родители получили следующие баллы:

мать – 23 б.

отец – 25 б.

В семье 09 родители получили следующие баллы:

мать – 34 б.

отец – 37 б.

В семье 10 родители получили следующие баллы:

мать – 45 б.

отец – 40 б.

Приложение №4

Тренинг зрелого отцовствования и материнствования

(Авторская разработка Боровиковой Наталии Васильевны)

Памятка ведущему

В ходе этого тренинга ведущий должен подготовить пару к, сознательному

родительствованию. Специфика групповой психотерапии заключается в

целенаправленном использовании в лечебных целях групповой динамики, т. е.

всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между

участниками. Групповая динамика представляет собой развитие или движение

группы во времени Цели, которые мы определили адресованы родителям, между

тем ведущий должен помнить, что есть общие цели, обусловленные самой

спецификой метода групповой психотерапии:

1. Исследование психологической проблемы каждого члена группы и

оказание ему помощи в ее решении.

2. Изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение

адекватной социальной адаптации.

3. Приобретение знаний о закономерностях межличностных и

групповых процессов для создания основы более эффективного и

гармоничного общения с людьми (повышение социальной

компетентности).

4. Содействие процессу личностного роста, реализации

человеческого потенциала, достижению оптимальной

работоспособности и ощущения счастья.

Предложенный нами сценарий не является окончательным, поскольку в ходе

тренинга могут возникать различные непредвиденные ситуации.

Отведенного нами времени может не хватить на проработку упражнения, тогда

следует отказаться от другого упражнения в пользу качественного анализа.

Потому что, если ведущий будет нацелен на выполнение сценария занятия, в

группе может возникнуть чувство неопределенности, непонятности, для чего

все это делается. Но, чтобы этого не произошло, чтобы участники попросту не

разошлись восвояси, так и не поняв, зачем, собственно, их тут собрали,

ведущий должен в совершенстве владеть не только техникой эмпатического

слушания, не только быть в состоянии воспринимать в течение довольно

длительного времени максимально возможное количество проявлений, исходящих

от каждого участника группы, но уметь чувствовать группу в целом, что

называется "быть с группой". Бывают ситуации, когда группа не испытывает

желания подхватить идею ведущего выполнить какое-то упражнение, значит это

предложение является неуместным. Либо группа еще не дошла в своем развитии

до необходимости пережить все, что связано с конкретным заданием, либо

наоборот - оно уже стало неинтересным, неактуальным, прожитым этапом. Чтобы

избегать неуместности, ведущему необходимо постоянно искать возможности

вновь и вновь почувствовать группу, ее состояние. Не каждого участника

группы, а именно преобладающее состояние группы в целом.

Ведущий должен иногда направлять поведение участников группы. В некоторых

ситуациях ведущий предлагает выполнить определенные действия, дает

инструкции и указания относительно того, что можно сделать в данный

момент. Такие инструкции не определяют того, как участнику группы

поступать в жизни, они только указывают направление конкретного поведения

во время тренинговой работы. Такой эксперимент вызывает определенные

переживания, способные изменить точку зрения участника группы на его

прежнее поведение, переживания, отношения с людьми.

Сценарий продолжительности тренинга рассчитан на 60 мин., но каждое

конкретное занятие может колебаться от 70 до 90 мин. Ведущий должен сам

принимать решение о продолжении или свертывании тренинга, помня о том, что

более краткие сеансы могут лишить группу возможности жарких дискуссий,

поскольку опыт показывает, что именно в последние полчаса обсуждение

находится в самом разгаре, особенно при анализе домашнего задания, у

участников группы наблюдаются сильные эмоциональные реакции и люди

наиболее откровенны. Если же сеанс длится более полутора часов, то

внимание членов группы начинает падать и снижается желание сосредоточиться

«а каком-либо действии.

Особенно хотим отметить, что ведущий должен уделить внимание подготовке

группы к участию в тренинге. Мы считаем, что участника тренинга надо

надлежащим образом информировать обо всем происходящем в группе, чтобы он

хорошо приспособился к этой роли, которую от него ждут в группе, особенно

это относится к тренинговому партнеру беременной женщины, поскольку

основное внимание мы уделяем сотрудничеству участника в группе и групповой

сплоченности. Одним из важных источников беспомощности пациентов в начале

групповой терапии является чувство несовместимости целей. Во вступительном

объяснении ведущий как раз и показывает, как эти цели взаимосвязаны. В

тренинговой группе каждый участник моделирует свою реальную жизненную

ситуацию, использует привычные для него стереотипы поведения, реализует

характерные отношения и установки. Здесь он получает возможность

"посмотреть на себя со стороны", понять непродуктивный характер своего

поведения и общения и в тренинговой обстановке прийти к изменению

нарушенных отношений, приобретая навыки полноценного общения.

Занятие № 1.

1.Ритуал создания группы – 5-7 мин.

На этом этапе тренинга участникам достаточно подтвердить свое желание

участвовать в группе; в знак согласия все берутся за руки, мысленно

произнося: "Я буду работать в группе, чтобы тебе, мой малыш было хорошо. Я

помню о главном. Я научусь понимать и принимать себя и других".

II. Упражнение на групповое сплочение Упражнение

"В натуре"- 10 мин. Цель: научить участников

группы оценивать и выражать себя для других.

Инструкция. Участник группы выходит в центр и замирает в пантомиме,

выражающей его психологическую сущность, а остальные пытаются понять, что

именно он хочет выразить такой " психологической скульптурой". Скульптором

своей самости должен побыть каждый участник группы.

III. Упражнение на взаимовосприятие Упражнение

"Разговор больших пальцев"' — 5 мин.

Инструкция. Партнеры по паре большими пальцами ведут "разговор" друг с

другом. Во время разговора они могут толкать и поглаживать, нежно обвивать

друг друга и т. п. Ведущий предлагает пальцам обменяться какой-либо

информацией, завести разговор на какую-нибудь тему. Через фиксированное

время, например, одну минуту, партнерам предлагается выяснить друг у друга

как они поняли взаимные сообщения. При обсуждении каждый участник делится

впечатлениями о полученном опыте, о том, что способствует и что

препятствует взаимопониманию.

IV. Телесно-ориентированные упражнения

В период максимальной функциональной нагрузки на сердце (28-32 недели)

целесообразно уменьшить общую физическую нагрузку за счет введения большого

количества дыхательных упражнений. Широко используются движения для

укрепления мышц ног с целью профилактики возможного застоя в нижних

конечностях. Одновременно беременная должна научиться полностью расслаблять

все мышцы. С этой целью рекомендуется периодически напрягать и расслаблять

различные группы мышц. Эти упражнения целесообразно проводить сидя или в

положении на коленях и на локтях. В заключительный период беременности

следует много ходить, соблюдая активный двигательный режим, сочетая

упражнения на регулировку дыхания с упражнениями, направленными на

расслабление мышц.

Особое внимание и значение на этом этапе тренинга предается развитию и

закреплению навыков, имеющих применение в родовом акте: волевое напряжение

и расслабление мышц брюшной стенки, тазового дна и тренировка дыхания с

задержкой вдоха, выдоха и последующим полным расслаблением тела

(релаксацией). С этой целью используются упражнения, имитирующие позы при

потугах. При этом участниками группы осуществляется самоконтроль за

частотой дыхания, пульса, величиной артериального давления до и после

упражнений.

Упражнение "Рождество"- 20 мин.

Цель: отбор упражнений, которыми нужно пользоваться во время родов.

Инструкция. Необходимо различать три состояния во время родов: 1. Раскрытие

шейки матки. 2. Позывы и рождение ребенка. 3. Рождение детского места или

последа.

В первых двух состояниях учитываются два момента: 1. Схватки. 2. Паузы. В

период раскрытия шейки матки необходимо установить контроль за дыханием. В

момент схватки дыхание должно быть брюшным и глубоким. При болезненных

схватках нужно проводить мысленный счет, согласованный с дыханием. Обычно

цикл дыхания (вдох - выдох - пауза) длится 5 секунд. Продолжительность

схватки 50 сек. Отнимаем от 50 сек. 5 сек. и мысленно говорим себе: "Мне

осталось 45 секунд". После каждого дыхания счет времени схватки уменьшается

на 5 сек. Такой контроль за продолжительностью схватки ослабляет восприятие

болевого ощущения. Такой же контроль должен быть за мышцами матки.

Согласно последним научным данным, можно представить следующую цепочку

этиологии боли при родах: —» возникновение индивидуальной тревоги и страха

перед беременностью и родами —> накопление и развитие драматических пред

ожиданий и опасений в процессе социализации —> кульминация страха в период

родовой деятельности —> выброс гормона адреналина в кровь —> судорожное

напряжение мышц (как адаптивная форма реагирования на страх, поскольку

бегство невозможно) —> сдавливание мышечных сосудов —> дефицит крови и

кислорода в мышцах матки —> субъективное ощущение боли.

Как показал опыт, знание подобной "цепочки" помогает роженице

контролировать мышечное напряжение, не тратя понапрасну сил, что в свою

очередь позволяет ей оставаться расслабленной в момент схватки. Но это

расслабление не пассивное, а активное, оно подчинено воле.

В этот период применяются формулы самовнушения: "Я спокойна. Схватка -

показатель родовой деятельности. Постепенно схватка будет усиливаться.

Дыхание у меня ровное, глубокое. Мышцы расслаблены. Схватка заканчивается.

После этого будет период отдыха".

Между схватками женщина применяет приемы расслабления, начиная с мышц лица

и кончая мышцами нижних конечностей. Самовнушение в период между схватками

осуществляется мысленным повторением формул: "Я спокойна. Контролирую себя.

Мое дыхание ровное, спокойное. Мышцы лица расслаблены. Расслаблены мышцы

плеч, предплечий, кистей рук. Все мышцы моих рук полностью расслаблены и

теплы. Расслаблены мышцы промежности, ягодиц. Полностью расслаблены мышцы

бедер, голени. Между схватками мой организм отдыхает. Роды у меня протекают

благополучно. Я спокойна. Я хорошо ощущаю шевеление моего ребенка.

Состояние ребенка хорошее. Я за него спокойна. Мы вместе".

В период изгнания плода необходимо чередование мышечного напряжения в

момент потуги и полное расслабление между потугами. В момент потуги

мысленно повторяются формулы: "Вдох. Напрячь мышцы живота. Плавно усилить

давление на низ. Давление сильнее и сильнее. Ребенок все дальше

продвигается по родовым путям. Плавный выдох". За время одной потуги так

повторяют трижды.

Женщина внутренне должна быть настроена на то, что с рождением ребенка роды

не закончились. Только после того, как отойдет послед, можно по-настоящему

расслабиться.

Если пара не уверена, что запомнила порядок выполнения упражнения, то

рекомендуется в ходе тренинга в "Дневник беременности" внести его опорную

схему.

V. Анализ видеофильма - 10 мин. Просмотр

видеофильма о нетрадиционных методах родов.

Мы не считаем, что пары, прошедшие подготовку к родительствованию,

обязательно должны рожать дома, но они должны знать о существующих методах

родовспоможения и принимать ответственность на себя.

VI. Анализ домашнего задания и обсуждение

результатов - 10 мин.

При анализе домашнего задания все рисунки вывешиваются на доске и группа

начинает обсуждение. Сначала вся группа говорит о том, что хотел выразить

автор и как они поняли его рисунок, а затем говорит автор данного рисунка.

Обсуждаются также возникающие расхождения в интерпретации рисунка

группой'и самим автором. При интерпретации обращается внимание на

содержание рисунка, способы выражения, цвет форму, композицию.

После того, как все работы вывешены, можно предложить участникам группы

разбить все рисунки на пары (т.е., определить, какие два рисунка

соответствуют каждой тренинговой диаде).

Домашнее задание

Участникам группы предлагается ответить на вопросы, которые помогут ему

оценить, как он воспринимает свое тело, как перерабатывает разные

сенсорные впечатления и информацию, идущую от окружающей среды. При

анализе домашнего задания ведущий акцентирует внимание на том, как

информация, получаемая через ощущения, подвергается цензуре на основе

усвоенных ценностных стандартов, как отдельные сенсорные качества могут

становиться конфликтными в связи с конкретными переживаниями.

Эти вопросы, взятые из индивидуальной практики Позитивной семейной

психотерапии Н. Пезешкяна, помогут осознать влияние Я-концепции супругов

на отношения в паре, пробудить состояние Я-ребенок - источник родительской

интуиции.

Вопросы выдаются участникам группы уже напечатанными.

1. Какие у Вас есть соматические жалобы? Ощущаете ли Вы где-

нибудь дискомфорт?

2. Как Вы оцениваете свою внешность?

3. Вы ощущаете свое тело как друга или врага?

4. Важно ли для Вас, чтобы Ваш партнер обладал хорошей

внешностью?

5. Какое из пяти чувств наиболее значимо для Вас?

6. Какой частью тела Вы реагируете, когда Вы злитесь?

7. Как реагирует Ваш партнер (Ваша семья), когда Вы заболеваете?

8. Что Вы делаете, когда Ваш партнер болен?

9. Вам требуется много сна или совсем немного?

10. Как болезни влияют на Ваше ощущение жизни и ожиданий на

будущее?

11. Придает ли Ваша семья большое значение хорошей внешности,

занятиям спортом и физическому здоровью?

12. Когда Вы были ребенком, кто из Вашей семьи ласкал, целовал

Вас и был нежен с Вами?

13. Когда Вы были ребенком, много ли внимания уделялось в Вашем доме

хорошей и обильной пище? Каков был девиз?

14. Как реагировали Ваши родители, когда Вы играли со своим телом

(например, сосание пальцев, мастурбация и др.)?

15. Как Вас наказывали в детстве за игру со своим телом (шлепки,

брань, угрозы, крик, лишение пищи, лишение любви и т.д.)?

16. Продолжали Вы ходить в школу, если заболевали?

17. В детстве ложились ли Вы немедленно в постель, когда заболевали?

18. Когда Вы были ребенком, кто ухаживал за Вами во время болезни?

19. А как будет в Вашей новой семье?

Эти вопросы помогут в формировании телесного компонента Я-концепции (путь

ощущений) и в определении, какие

требования выдвигать к будущему ребенку.

Занятие №2

I. Упражнения на групповое сплочение

Упражнение "Снежный ком"- 5-7 мин.

Для разминки в "Тренинге зрелого отцовствования и материнствования" мы

избрали психогимнастику. Так как напряжение, скованность и тревога в

ожидании приближающихся родов могут нарастать, страх перед необходимостью

неформальных контактов в роддоме усиливается, то занятия нужно начинать с

упражнений, целью которых является уменьшение напряжения. Такие упражнения

заявляются как тренинг навыков общения с будущим ребенком. Начинать можно

с упражнения на развитие внимания и творческого воображения.

Инструкция. Участники группы образуют круг. Один из участников начинает

действие с воображаемым предметом так, чтобы это действие можно было

продолжить. Сосед продолжает это действие, таким образом воображаемый

предмет обходит весь круг.

Лучше, если тему будет задавать ведущий (например: Вся семья опаздывает на

работу и надо срочно одеть на ребенка; Ребенок плачет, нужно устранить

причину его беспокойства.).

II. Упражнение на принятие себя Упражнение

"Чувственное сознавание" — 15 мин.

Цель: 1. Научиться принимать информацию, поступающую извне через органы

чувств - обоняние, осязание, зрение, слух, вкус (у беременных женщин -

материнская интуиция).

2. Познать мир чувствами ребенка (это научает способности эмпатического

сорадования и сопереживания со своим ребенком).

Инструкция. Ведущий выкладывает в центр круга различные предметы, лучше,

если среди них будут погремушки, соски и другие атрибуты раннего детства

(Стимульный материал должен быть разного цвета, формы, размера).

Участникам предлагается оглядеть внимательно предметы, попадающие в их поле

зрения. Отметить каждую вещь. Какова ее форма, размер... фактура... какого

она цвета... как она освещена... как лежат на ней тени...

Старайтесь не думать ни о чем, сосредоточившись только на чувствах и

ощущениях. Не давайте себе увязнуть в рассуждениях и интерпретациях

увиденных Вами фактов. Если Вы поймаете себя на том, что мысленно называете

вещи: "Вот мяч, он лежит на полу, ковер грязный, почему здесь не

убирают...", то Вы на ложном пути. В самом по себе названии вещей и анализе

ситуации нет ничего плохого, но все это снова возвращает Вас к Вашим мыслям

и рассуждениям. От Вас же требуется только ВИДЕТЬ предметы, как будет

видеть их Ваш новорожденный малыш, не знающий их названий.

Теперь закройте глаза. Что Вы видите? Отметьте образы, оставшиеся от

внешних наблюдений, прислушайтесь... Что Вы слышите? Может быть, раньше Вы

не слышали их, а теперь осознали, что они есть? А теперь, продолжая сидеть,

сосредоточьтесь на обонянии. Какой запах Вы ощущаете? Запах воздуха...

Поднесите к лицу Вашу руку, прикоснитесь как Вас касалась мама... Знаком ли

Вам этот запах? Ощущали ли Вы его раньше? (Некоторые участники отмечали,

что в этот момент чувствовали запах материнского молока).

К этой части задания у ведущего должно быть готово угощение (сладкие (или

в качестве домашнего задания попросить каждому принести себе что-нибудь

вкусное, что ассоциируется у него с детством). Не открывая глаз, участники

тренинга кладут себе в рот сладкие кусочки. Почувствовали ли Вы сначала

запах, а потом вкус? Сосредоточьтесь на вкусовых ощущениях. Обратите

внимание, какой вкус остается у Вас после того, как Вы проглотили

последнюю крошку.

Еще некоторое время посидите неподвижно. Теперь откройте глаза.

Обсуждение упражнения проходит по схеме:

Анализ своих ощущений себя-взрослого и себя-ребенка. Удалось ли провести

разницу в ощущениях?

Что было сделать легко, что - труднее? Что вызывало раздражение? Какие

ощущения развиты меньше? Что мешает чувственному сознаванию в обыденной

жизни?

III. Телесно-ориентированные упражнения - 5 мин.

Особого внимания заслуживает управление жизненными энергиями посредством

контроля дыхания ("пранаяма"). Этот метод дыхания описывается в литературе

по йоге под названием "полное дыхание".

Инструкция. Вдох. Вдох по возможности должен начинаться через нос.

Предпочтение отдается дыханию через нос, а не через рот из-за способности

носовых ходов к фильтрации и обогреву поступающего воздуха. На вдохе живот

выпячивается вперед, затем расширяется грудная клетка. Продолжительность

вдоха должна составлять2-3 сек.

Пауза после вдоха. Паузы быть не должно. Вдох должен плавно переходить в

начало выдоха.

Выдох. Воздух выдыхается (через рот или через нос, как удобнее).

Продолжительность выдоха должна составлять 2-3 сек. Пауза после вдоха. Эта

пауза должна продолжаться только 1 сек., и затем вновь начинается плавный

вдох.

IV. Анализ видеоматериалов - 15 мин.

Просмотр фильма о родах. Лучше, если это будет не научно-популярный фильм,

а домашнее видео родов одной из женщин, прежде участвовавшей в "Тренинге

зрелого отцовствования и материнствования".

V. Анализ домашнего задания и обсуждение итогов

работы - 10 мин.

Ответы на вопросы были предложены нами для того, чтобы ведущий мог дать

обратную связь участникам тренинга, резюмируя изменения в отношениях к

такому компоненту Я-концепции, как тело.

Домашнее задание

1. Вопросы на самопознание деятельностного (путь разума) компонента Я-

концепции, который определяет способ формулирования норм достижений и

включения их в Я-концепцию. Мышление и разум делают возможным

систематически и целенаправленно решать проблемы и оптимизировать свою

деятельность.

1. Каким видам деятельности Вы бы отдали предпочтение?

Удовлетворены ли Вы своей профессией?

2. Какие виды деятельности трудны для Вас?

3. Важно ли для Вас всегда демонстрировать высокие достижения?

4. Чем Вы больше всего интересуетесь (физические,

интеллектуальные, эстетические виды деятельности, организационные

задачи и т. д.)?

5. Легко ли Вам признать достижения Вашей супруги (супруга) и детей?

6. Считаете ли Вы себя и своего партнера умными?

7. Когда Вы оцениваете человека, насколько важны для Вас его

интеллект и социальный престиж?

8. Трудно ли Вам иногда принимать решения?

9. Чем Вы больше заняты - вашей карьерой или домом?

10. Чувствуете ли Вы себя комфортно, когда Вам нечего делать?

11. Кто из Ваших родителей выше ценил достижения?

12. Кто из членов Вашей семьи играл с Вами в детстве?

13. Кого больше заботили Ваши домашние задания?

14. Как Вас наказывали в детстве за ошибки?

15. Говорили ли Вам в детстве родители, почему Вы должны что-то

делать?

16. Понимали ли родители Ваши интересы?

17. Какие переживания наиболее типичны для Ваших школьных лет?

18. Как Вас награждали за достижения?

Занятие № 3

I. Упражнение на групповое сплочение Упражнение

"Бегущая по волнам" - 5-7 мин. Цель: снять

напряжение и научиться презентовать свое тело.

Инструкция. Участникам группы предлагается вначале самостоятельно, а потом

в тренинговых парах выполнить простейшие движения: пронести себя по воде,

гордо и независимо, как если бы Вы снимались в рекламном ролике, пробраться

по лужам, зайти в реку.

Обсуждение проходит по схеме:

Какая качественная разница была в этих трех состояниях?

Партнер мешает выполнению задания или облегчает его?

II. Упражнения на принятие другого Упражнение

"Компас" - 5 мин.

Инструкция. Вся группа закрывает глаза. Один из участников группы передает

какое-либо чувство своему соседу с помощью прикосновения, а тот, в свою

очередь, должен передать это чувство дальше, сохранив его содержание, но

выразив его с помощью других средств . Таким образом, одно и тоже чувство,

выраженное с помощью различных прикосновений, обходит весь круг. Тот, кто

передал чувство, глаза не закрывает, оценивая происходящее. Один раз

передают по часовой стрелке и один - против.

III. Телесно-ориентированные упражнения — 5-7 мин. Это

дыхательное упражнение является разновидностью метода "подсчета дыхания" в

технике йога.

Инструкция. Вдох. Вдох по возможности должен начинаться через нос.

Живот немножко выпячиваем вперед, затем расширяется грудная клетка.

Продолжительность вдоха должна составлять 2 сек. Продолжительность вдоха

должна подсчитываться про себя (для этого можно произносить число, равное

секунде: 501, 502, 503 и т.д. или одна тысяча, две тысячи).

Пауза после вдоха. Здесь после двухсекундного вдоха следует сделать паузу.

Ее продолжительность должна равняться 1 сек.

Выдох. На этой стадии воздух выдыхается. После чего должен последовать

вдох.

Ведущий должен внимательно следить за тем, чтобы у беременных женщин не

возникало головокружений. Следующий этап тренинга сводится к повторению

упражнения "Рождество" - 10 мин.

IV. Анализ видеофильма - 20 мин.

V. Анализ домашнего задания и

обсуждение итогов тренинга - 10 мин.

Домашнее задание

1. Участники группы отвечают на вопросы, адресованные сфере контактов

(традиций) и помогают оценить способность развивать и поддерживать

отношения с собой, со своим партнером, семьей, другими людьми. Особенности

социального поведения определяются индивидуально усвоенным опытом и

традициями, социально усвоенными критериями выбора, которые и должны

проанализировать в себе участники тренинга.

1. Кто в Вашей семье более открыт для контактов?

2. Кто в Вашей семье больше любит приглашать в дом гостей?

3. Что сильнее всего могло бы помешать Вам пригласить гостей:

расходы; то, что гости могут нарушить порядок; то, что гости -

это много хлопот; то, что некоторых гостей приходится ждать;

опасение недостаточно хорошо принять Ваших гостей; и т. д.?

4. Как Вы себя чувствуете, находясь на многолюдной вечеринке?

5. С какими людьми Вам трудно устанавливать контакты?

6. Что Вам легче: устанавливать контакты или поддерживать их?

7. Тяжело ли Вам отказываться от любимых привычек?

8. Что для Вас значит традиция?

9. Придерживаетесь ли Вы семейных (религиозных, политических)

традиций?

10. Сильно ли Вас беспокоит, что могут сказать другие?

11. Кто из Ваших родителей был более общителен?

12. Было ли у Вас в детстве много друзей, или Вы мало общались?

13. Когда к Вашим родителям приходили гости, разрешалось ли Вам

присутствовать?

14. Будучи ребенком, к кому Вы могли обратиться, если У Вас были

проблемы?

15. Важен ли для Вас контакт с родственниками?

15. Было ли у Вас в детстве много товарищей по играм. Или Вы обычно

играли в одиночку?

16. Когда Вы были ребенком, придавали ли Ваши родители особое значение

примерному поведению и вежливости?

18. Какие Ваши переживания связаны с этими вопросами?

2. Участники группы выполняют телесно-ориентированные упражнения в паре,

желательно, чтобы беременная женщина проводила их еще и перед сном.

Занятие № 4

I. Упражнение на групповое сплочение

Упражнение "Глас в пустыне" -5 мин. Цель:

научиться понимать другого и выражать свои чувства

с помощью невербального поведения.

Инструкция. Каждый участник группы выходит в центр и обращаясь к любому

другому участнику, пытается его о чем-то попросить (например: чтобы ему

уступили место, подержали ребенка, подали руку, помогли разойтись на узком

мостике, помогли беременной женщине остановить машину и сесть в нее и т.

п.).

II. Телесно-ориентированные упражнения

Метод, разработанный Дж. Эверли для ускоренного вызывания (30-60 сек.)

состояния релаксации, был нами модифицирован и дополнен. Исследования

показали, что он эффективно снижает мышечное напряжение и субъективное

ощущение тревоги, а также обладает некоторым потенциалом для снижения

частоты сердечных сокращений.

Основным механизмом снижения стресса посредством этого упражнения является

глубокое дыхание.

Инструкция. Займите удобное положение. Положите левую руку (ладонью вниз)

на живот, точнее на пупок. Теперь положите правую руку на левую так, чтобы

вам было удобно. Закройте глаза. Подумайте о бесценном внутри Вас.

Представьте себе уникальный сосуд, находящийся внутри Вас - там, где лежат

руки. Вдохните все самое лучшее из воздуха. На вдохе представляйте себе,

что воздух входит через нос, идет вниз и наполняет этот внутренний сосуд.

По мере заполнения этого уникального сосуда Ваши руки будут подниматься.

Продолжая вдох, представляйте, что сосуд целиком заполняется воздухом.

Волнообразное движение, начавшееся в области живота, продолжается в средней

и верхней частях грудной клетки. Полная продолжительность вдоха должна

составлять 2 сек.

Задержите дыхание. Сохраняйте воздух внутри сосуда. Повторяйте про себя

фразу: " Все хорошо. Мое тело спокойно". Этот этап не должен продолжаться

более 2 сек.

Медленно начните выдыхать, высвобождая воздух из сосуда. По мере того, как

Вы делаете это, повторяйте про себя фразу: "Мое тело спокойно". С выдохом

ощущайте, как опускаются приподнятые ранее живот и грудная клетка.

Продолжительность выдоха не должна быть меньше 4-5 сек.

После того, как техника выполнения упражнения отработана, тренинговый

партнер садиться сзади беременной женщины и обнимает ее за живот так, как

ей удобно; упражнение повторяется снова.

Домашнее задание

Интуиция связана с психологическими механизмами сновидения и воображения -

процессами, которые участвуют в формировании Я-концепции. Интуиция и

воображение выходят за пределы непосредственной реальности и могут включать

в себя то, что мы описываем как смысл деятельности, смысл жизни, картины

будущего и утопии. На развитие Я-концепции через воображение и интуицию

влияет то, в какой мере семья готова иметь дело с фантазией и ее

продуктами.

1. Кто в Вашей семье придает большее значение воображению?

2. Часто ли Вам приходит в голову хорошая идея?

3. Бывает ли Вам иногда фантазия ближе, чем реальность?

4. Чем Вы поглощены в своих фантазиях: телом (секс, сон, спорт),

карьерой (успех, неудача), контактом с другими людьми, или

будущим (желания, философия, религия)?

5. Склонны ли Вы цепляться за прошлое?

6. Думаете ли Вы иногда о том, какой была бы Ваша жизнь с другими

партнером, другой профессией и т.д.?

7. Каким чертам Вашего партнера придается наибольшее значение в

Ваших фантазиях?

8. Любите ли Вы думать о будущем? Любите ли Вы читать фантастику?

9. Приходила ли Вам когда-нибудь мысль о самоубийстве?

10. Если бы Вы могли поменяться с кем-нибудь местами на неделю, кем

бы Вы предпочли стать? Почему?

11. Если бы Вы на день стали невидимым, как бы Вы провели это

время?

12. Кого Вы выбрали в качестве образца для себя?

13. Можете ли вы вспомнить свои детские фантазии?

14. Кто из членов Вашей семьи больше понимает фантазии и мечты?

15. Как Вы относитесь к искусству (живописи, музыке, литературе)?

Рисуете ли Вы сами? Если да, то что выражают Ваши картины?

16. Как Вы представляете себе жизнь после смерти?

17. Какие ситуации вспоминаются Вам в связи с этими вопросами?

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ