Рефераты

Самосознание подростков с ограниченными возможностями

Самосознание подростков с ограниченными возможностями

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

САМОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ДЕКАН ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ДОКТОР ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР

РЕЦЕНЗЕНТ

КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ

СЛУШАТЕЛЬ

КАЗАНЬ 2003

2

Оглавление

Введение 3

1. Самосознание как психологический феномен 6

1.1. Структура и функции самосознания 6

1.2. Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных

исследователей 14

1.3 .Особенности самосознания подростка 20

4. Особенности развития личности подростков с ограниченными возмо

жностями 26

5. Описание методов исследования 33

2. Сравнительный анализ самосознания здоровых и подростков с ограни

ченными возможностями 39

2.1. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний

здоровых подростков и подростков-инвалидов 39

2. Исследование уровня рефлексии и самосознания здоровых подростков

и подростков с ограниченными возможностями 43

3. Исследование фрустрационной толерантности здоровых подростков

и подростков-инвалидов 47

Заключение 55

Список литературы 58

Приложения 61

Введение

Одной из актуальных проблем психологии является изучение самосознания

детей и подростков с ограниченными возможностями. Исследование этой

проблемы дает обширный материал для понимания личности подростков, что

необходимо для последующего интегрирования их в общество.

Самосознание - это система представлений человека о самом себе, в

которую входит как осознание своих физических, интеллектуальных и других

качеств, так и самооценка, а так же субъективное восприятие влияющих на

данную личность внешних факторов [1;12].

В данной работе рассмотрены особенности самосознания подростков с

ограниченными возможностями. Если для здорового подростка формирование

положительной «Я концепции» играют важную роль, то для подростка с

ограниченными возможностями это важно вдвойне. Осознание своих ограниченных

возможностей формирует у них низкую самооценку, а это, в свою очередь

порождает чувство неуверенности в себе и чувство неполноценности. Если

ребенок имеет видимые физические недостатки, оно будет усиливаться,

поскольку внешний вид подростка сильно влияет на его самоощущение.

Проблемами самосознания занимались как зарубежные, так и отечественные

ученые. Среди зарубежных исследователей известны работы Э. Берна, У.

Джеймса, Ч. Кули, Д. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса. В отечественной

психологии проблеме человеческого «Я» и самосознания личности уделяется

большое внимание в работах И. Кона, В. Столина, И. Чесноковой, Г. Акопова и

т.д.

В этих работах диалектически проанализирован комплекс принципиально важных

вопросов самосознания и образа «Я» в различных его психологических

аспектах.

До настоящего времени проблема психологического изучения личности

подростков с ограниченными физическими возможностями остается мало

разработанной. По самосознанию подростков с ограниченными физическими

возможностями литературы не достаточно. Большей частью это лишь отдельные

статьи в журналах, освещающие отдельные аспекты проблемы. Это работы О.Л.

Романовой, И.К. Левченко, И.И. Мамайчука, И.В. Кривоноса, О.Е. Шаповаловой,

Е.С. Шильштейна.

Цель данной работы - рассмотреть особенности самосознания подростков с

ограниченными физическими возможностями.

Объект исследования - подростки с ограниченными физическими

возможностями, посещающие центр реабилитации Ново-Савиновского района

г.Казани.

Предмет исследования изучение особенностей самосознания подростков с

ограниченными возможностями.

В ходе работы выдвинута основная гипотеза: самосознание подростков с

ограниченными физическими возможностями отлично от самосознания их

здоровых сверстников. Основная гипотеза разбита на следующие: 1. У

подростков с ограниченными физическими возможностями неадекватная (либо

очень высокая, либо очень низкая) самооценка, в то время как у

большинства их здоровых сверстников самооценка адекватная. 2.Инвалиды с

ограниченными возможностями более интроверсированны, чем здоровые

подростки.

3. У подростков с ограниченными возможностями оказавшихся во фрустрационной

ситуации, преобладает тип реакции с фиксацией на самозащите. Для здоровых

подростков характерен тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребности

или на препятствии.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть

понятие, структуру и развитие самосознания подростков с ограниченными

физическими возможностями в трудах отечественных и зарубежных

исследователей.

2. Рассмотреть особенности самосознания у подростков с граниченными

физическими возможностями.

3. Исследовать особенности самосознания у подростков с ограниченными

физическими возможностями.

Для эмпирического доказательства гипотезы в качестве методов исследования

были использованы: методика изучения уровня притязаний и самооценки Дембо-

Рубинштейна, методика «Личностный дифференциал», тест фрустрационной

толерантности Розенцвейга. Исследуемую группу составили 30 подростков с

ограниченными возможностями в возрасте от 12 до 18 лет. Контрольную группу

составили 30 здоровых школьников, учащихся седьмых и девятых классов

общеобразовательной школы.

Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение, список

литературы и приложения, содержит диаграммы, таблицы. В дипломной работе

использовалось 31 источников литературы.

1. Самосознание как психологический феномен

В данной главе раскрывается смысл самосознания в различных

психологических теориях зарубежных и отечественных авторов. Освещены

сущность и структура самосознания. Описываются особенности самосознания

здоровых подростков и подростков с ограниченными возможностями. Этот раздел

включает описание методик, с помощью которых проводилось исследование и

содержит характеристику группы испытуемых.

1.1. Этапы развития самосознания в трудах зарубежных и отечественных

исследователей

Несмотря на небольшое количество научных публикаций, представленные в них

материалы позволяют выделить основные подходы к изучению феномена

самосознания или «Я-концепции» в зарубежной психологии.

Основополагающие подходы Джеймса. Уильям Джеймс первым из психологов начал

разрабатывать проблематику «Я-концепции». Глобальное, «личностное Я» он

рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются «Я-

сознающее» и «Я-как-объект». Это - две стороны одной целостности, всегда

существующие одновременно. Одна из них является собой чистый опыт («Я-

сознающее»), а другие -содержание этого опыта («Я-как-объект»). «Личностное

Я» - это всегда одновременно и «Я-сознающее» и «Я-как-объект».

По мысли Джеймса, «Я - как объект» - это все то, что человек может

назвать своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие и

располагает их в порядке значимости: «духовное Я», «материальное Я»,

«социальное Я» и «физическое Я».

В обществе человек имеет возможность устанавливать себе цели, связанные с

различными компонентами нашего «Я», и оценивать успешность наших жизненных

проявлений относительно этих целей. По Джеймсу из этого

вытекает - наша самооценка зависит от того, кем мы хотели бы стать, какое

положение хотели бы занять в этом мире, это служит точкой отсчета в оценке

нами собственных успехов или неудач. Всем людям свойственно стремление

максимально развить все возможные грани своего «Я», однако ограниченность

способностей человека, ограниченность существования в пространстве и во

времени заставляют каждого выбирать лишь отдельные аспекты личностного

развития и ставить по отношению к ним конечные цели, с достижением которых

человек связывает свой жизненный успех. Самооценка повышается, если они

реализуются, и понижается если человеку не удается их реализовать. В

конечном счете мы сами создаем свои притязания и связываем их с

определенными уровнями личностного развития. То, что для одного является

безусловным успехом, другой воспринимает как неудачу [3;160].

Символический итеракционизм в работе Кули и Мида опирается на три

основные посылки. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в

зависимости от трех значений, которыми они наделяют элементы своего

окружения. Во- вторых эти значения являются продуктами социального

взаимодействия. В - третьих, эти социокультурные значения подвержены

изменениями в результате индивидуального восприятия в рамках такого

взаимодействия. «Я» и «другие» образуют единое целое, поскольку общество

представляющее собой сумму поведений его членов, накладывает социальные

ограничения на поведение индивида .

Чарльз Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпритируемой

обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника

данных о собственном «Я». Кули предложил теорию «зеркального Я», утверждая,

что представления индивида о том, как его оценивают другие, существенно

влияют на его «Я- концепцию».

«Зеркальное Я» возникает на основе символического взаимодействия индивида

с разнообразными первичными группами, членом которых он является.

Непосредственные отношения между членами группы предоставляют

индивиду обратную связь it.» самооценки. Таким образом, «Я-концепция»

формируется методом проб и ошибок процесса в ходе которого усваиваются

ценности, установки и роли [21;60].

Джордж Мид считал, что становление человеческого «Я» как целостного

психического явления есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида

социальный процесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джеймсом

«Я-сознающее» и «Я- как-Объект». Через усвоение культуры человек способен

предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой

человек показывает наше собственное поведение. Мид полагал, что

самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется

путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других

людей относительно этого человека.

У индивида развивается способность реагировать на самого себя,

формируется установка на себя сообразная с отношением к нему окружающих.

Человек ценит себя в той мере, в какой испытывает отрицательное и

пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Таким образом,

индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и

ценностями, которые приписывают ему другие [21;67].

Представления об идентичности, развитые Эриксоном. Проблематика «Я-

концепции» рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности,

понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной

культуры. Эго-идентичность - индивида возникает в процессе интеграции его

отдельных идентификаций, поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми,

с которыми он мог бы идентифицировать себя.

В теории Эриксона описаны 8 стадий личностного развития и

соответствующих изменений эго - идентичности, охарактеризованы присущие

каждой из этих стадий кризисные повороты пункты и указаны личностные

качества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов.

Формирование эго-идентичности протекает в основном в сфере

бессознательного. Эриксон критикует такие понятия, как самооценка, «образ

Я», считая их статическими. В то время как, по его мнению, главной чертой

этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда не достигает

завершенности, не является чем то неизменным, что может быть за тем

использовано как готовый инструмент личности. Процесс формирования

идентичности «Я» характеризуется динамизмом кристаллизующихся представлений

о себе, которые служат основой постоянного расширения самосознания и

самопознания. Эриксон считает, что чувство идентичности является

оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении

своего жизненного пути [21;80].

Феноменалистическая психология в работах Карла Роджерса.

Феноменалистический подход в психологии в понимании человека происходит из

впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть , как

индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида

оказывают его потребности, чувства, ценности, убеждения, только присущее

восприятие окружающей обстановки.

Центральным понятием феноменалистического подхода является

восприятие, то есть, что человек воспринимает, является для него

единственной реальностью, посредством которой он может управлять своим

поведением. С появлением негативного самовосприятия можно с большой

вероятностью ожидать, что последующее поведение индивида подтверждает его

неполноценность в собственных глазах. Это явление известно под названием

«самореалиующееся пророчество». К счастью оно хорошо срабатывает, и в

случае позитивной установки на себя: в результате подтверждающих ее данных

формируется благоприятная «Я-концепция» [23;ПО].

Карл Роджерс разработал особый подход в психотерапии - «терапию,

центрированную на клиенте». Основные положения теории Роджерса выглядят

следующим образом:

10

Сущность феноменалистической теории личностного «Я» заключается в том, что

человек живет главным образом в своем индивидуальном и субъективном

мире.

«Я-концепция» возникает на основе взаимодействия с окружающей средой, в

особенности, социальной.

«Я концепция» - это система восприятий. Именно «Я-концепция», а не

«реальное Я» имеет определенное значение для личности и ее поведения. «Я-

концепция» выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на

окружение индивида. «Я-концепцией» предопределяется восприятие

значений, приписываемых этому окружению.

Вместе с «Я-концепцией» развивается потребность в позитивном отношении со

стороны окружающих, независимо от того, является ли данная

потребность приобретенной или врожденной.

Потребность в позитивном отношении к себе или потребность в

самоуважении, так же развивается на основе интернализации позитивного

отношения к себе со стороны других.

Поскольку позитивное отношение к себе зависит от оценок других, может

возникнуть разрыв между реальным опытом индивида и его потребностью в

позитивном отношении к себе. Так возникает рассогласовывание между «Я»

и реальным опытом, иными словами, развивается психологическая

дезадаптация. Дезадаптацию следует понимать как результат попыток

оградить сложившуюся «Я-концепцию» от угрозы столкновения с таким

опытом, который с ней не согласуется.

Человеческий организм представляет собой единое целое. Роджерс

приписывает организму лишь один внутренний мотив - тенденцию к

самоактуализации.

Развитие «Я-концепции» - это не просто процесс накапливания данных

опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. «Я-

11

концепция» представляет собой определенную систему, изменение одного ее

аспекта может полностью изменить природу другого.

- Рассматривая понятие «идеального Я», Роджерс полагал, что благодаря

психотерапевтическому воздействию восприятие «идеального Я» становиться

более реалистичным, и «Я» начинает больше гармонировать с идеалом. Таким

образом, можно считать, что личностная дисгармония характеризуется

существование нереалистического собственного идеала и несоответствие

между «Я-концепцией» и «идеальным Я».

Главная проблема в подходе Роджерса в понимании «Я-концепции» связана с

использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для

того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и «Я-

концепцией».

Поведение рассматривается Роджерсом как попытка согласованности «Я-

концепции». Реагируя на состояние такого резонанса как на угрозу,

возникающую вследствие переживаний, противоречащих «Я-концепции», индивид

использует один из двух защитных механизмов -искажение или отрицание.

Первый используется для того, чтобы изменить личностную значимость

переживания; второе как бы устраняет сам факт наличия переживания. Роджерс

использует терапию центрированную на клиенте, как метод, направленный на

модификацию состояния «Я-концепции» с целью устранения диссонанса между нею

и непосредственными переживаниями индивида. В результате невротический

синдром у него устраняется и достигается состояние психологической

адаптации [23; 104].

Следовательно, в зарубежной литературе термин «Я-концепция», обозначает

совокупность представлений индивида о самом себе. То есть самосознание чаще

всего отождествляется с эмоционально-ценностным и отношением субъекта к

себе и поведенческими реакциями, которые порождаются образом «Я» и

самоотношением.

12

В отечественной психологии «Я-концепция» рассматривается на уровне

самосознания. Проблеме самосознания посвящено немало исследований. В

работах Л.С. Выготского [5;31-42], И.И. Чесноковой [30;50], И.С. Кона

[12;335], В.В. Столина [28;284], А.Г. Спиркина [27;303] проанализированы

вопросы о становлении самосознания в контексте более общей проблемы

развития личности.

А.Г. Спиркин, в качестве основных характеристик самосознания выделяет

личность, субъект и Я человека. «Самосознание-это знание субъекта о мире и

о своем месте в нем, как проявление способности отделить в представлении

себя, свое «Я» от своего жизненного окружения; сделать свой внутренний мир,

свою субъективность предметам осмысления и понимания, а также главной

способностью «практического преобразования» этих проявлений» [27;60].

Противоположный подход находим в работе В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева

[1;57], у которых «Я» выступает как центральное звено самосознания.

Самосознание трактуется как проявление способности отделить в представлении

себя, свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир,

свою субъективность предметом осмысления и понимания, а так же главной

способностью «практического преобразования» этих проявлений.

И.И. Чеснокова несколько сужает трактовку самосознания дифференцируя его

по признаку «внешнее -внутреннее», не рассматривая сам процесс осознания

рефлексию. Она пишет: «Самосознание не есть самостоятельное явление

психики... Объектом самосознания является сама личность, которая выступает

и как субъект и как объект познания. Самосознание - есть всегда сознание

самого себя как сознательного субъекта, человека, реального

индивида»[30;50].

И.С. Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа «Я». Его

основная идея, в целом, образ «Я» понимается как установочная система:

установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и

13

производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в

отношении объекта). Нижний уровень образа «Я» составляют неосознанные,

представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся

в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе, выше

расположены осознанные и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти

частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец,

сам этот образ «Я» вписывается в общую систему ценностных ориентации

личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и

средств, необходимых для достижения этих целей.

И.С. Кон подчеркивает функциональную взаимосвязь и одновременно автономию

уровней образа «Я», тот факт, что высший уровень, меняя значение и удельный

вес низших уровней иерархии «Я» не уничтожает их относительной

автономности, так что между ними могут возникать противоречия и конфликты

[12;321].

В.В Столин утверждает, что единицами самосознания личности является не

образы сами по себе, и не самооценки в когнетивной или эмоциональной форме

и не образы плюс самооценки. «Единицей самосознания личности является

конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных

отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельности» [28;201].

В зарубежной литературе основной акцент делается на развитие и

формирование самосознания, исследуется также связь самопонимания и

поведения, а в отечественной психологии самосознание рассматривается в

контексте деятельности. Однако определение самосознания практически не

раскрывается или раскрывается очень обще, со стороны образа «Я» или

самоотношения, а значит самосознание как самостоятельный предмет пропадает.

14

1.2 Структура и функции самосознания.

Особый интерес в психологии представляют исследования личности, которые

рассматривают человека, прежде всего, со стороны целостности «Я» концепции

или самосознания [28;6].

«Я» — это своего рода ядро, центр человеческой личности, в котором

отображается то, каким индивид известен самому себе, каким он видит и

представляет себя.

Так самосознание представляет собой единство трех сторон: 1 .Когнитивная

составляющая самосознания (Образ «Я») - представление индивида о самом

себе, о своих качествах, способностях, внешности, социальной значимости и

прочее, то есть познавательная, которая обозначается как самопознание.

Самопознание, как начальное звено самосознания, дает человеку знание о

самом себе: оно имеет два уровня развития. На первом уровне самопознание

складывается через соотношение самого себя в созданном им мире с другими

людьми. Основные приемы, используемые человеком при этом самовоспитание и

самонаблюдение, с последующим самоанализом. В результате этих процессов

складывается представление о некотором психологическом качестве человека.

Затем, происходит перенос этого качества на себя. Конкретные способы

восприятия, ведущего к формированию образа «Я», могут быть самыми

разнообразными [20; 12].

Существуют следующие варианты существования самопознания или «Я-

концепции»:

1. Целое, единое «Я», единство которого поддерживается путем постоянного

взаимодействия и социальной средой и посредством внутреннего механизма

адаптации:

2. Раздвоенное, деперсонализированное «Я» - следствие

нарушения,

прекращения, искажения взаимодействия человека со средой и с самим

собой. С другой стороны, центральным образованием личности считается

3. 15

самосознание, как осознание своего отношения к миру, себя как личности,

своих поступков, действий, желаний и интересов [3;200].

2. Эмоционально-ценностная сторона - самоотношение -

осознанное отношение к себе, то есть самооценка.

Самооценка- это оценка человеком самого себя, своих возможностей, являясь

регулятором поведения человека, она определяет его самоощущение, отношение

с другими людьми, требовательность к себе, к своим успехам и неудачам.

Самооценка определяет уровень притязания, то есть уровень задач, которые

человек ставит перед собой и к решению которых считает себя способным.

То есть, самооценка - это наличие критической позиции индивида по

отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося

потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы

ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное

отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия

[4;34].

Оценивая себя и свои возможности, личность принимает в расчет уровень

своего интеллекта и грани характера, управляемость эмоционально-волевыми

процессами и способность вызывать уважение у людей, собственную внешность и

авторитет в коллективе, способности и творческие проявления. Самооценка

может быть низкой, средней, высокой и завышенной [8;47]. Средняя и высокая

высота самооценки является оптимальной, приемлимой, справедливой для любого

индивида. Низкая, как и чрезмерно высокая несут собой различные проблемы,

которые на обыденном языке привычно именуются комплексами.

Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическими

недостатками, является социально неадекватным, то он ощущает негативные

реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с

социальной средой, то комплекс недооценки или переоценки собственной

16

личности на протяжении всей жизни человека мешает ему быть полноценной

личностью, плодотворно жить.

Выделяют три существенных момента в понимании самооценки.

Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа

«реального Я» с образом «идеального Я», то есть представление о том, каким

человек хотел бы быть. Это сопоставление часто фигурирует в различных

психотерапевтических методиках, при этом высокая степень совпадения,

«реального Я» с «идеальным Я» считается важным показателем психического

здоровья. И так, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для

него идеальный образ «Я», тот должен иметь высокую самооценку. Если же

человек ощущает разрыв между этими характеристиками и реальностью своих

достижений, его самооценка по всей вероятности будет низкой [4;34].

Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан с

идентификацией социальных реакций на данного индивида. Другими словами

человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению оценивают другие.

Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается

в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через

призму своей идентичности. В целом картина выглядит таким образом, что люди

прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в

структуру общества.

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от

обстоятельств. Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности,

которая выражается в установках, свойственных индивиду. Позитивную «Я

-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, самоуважению,

принятию себя, ощущению собственной ценности, синонимами негативной «Я-

концепции» становятся в этом случае негативное отношение к себе, неприятие

себя, ощущение своей неполноценности [11;59].

Следовательно, самооценка отражает степень развития у индивида чувства

самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко

17

всему тому, что входит в сферу его «Я». Поэтому низкая самооценка

предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей

личности.

Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным

элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать

личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самопринятии

субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит

источником пополнения знаний человека о себе.

Поведенческая составляющая самосознания. Люди не всегда ведут себя в

соответствии со своими убеждениями. Структура самосознания включает в себя

по крайней мере, три основные модальности самоустановок:

1. «реальное Я» - установки, связанное с тем как индивид воспринимает свои

актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то

есть его

представлениями о том, каков он на самом деле;

2. «зеркальное (социальное) Я» - установки связанные с представлениями

индивида о том, как его видят другие;

3. «идеальное Я»-установки связанные с представлениями индивида о том,

каким он хотел бы стать [3;240].

Большинство авторов [2;34] при изучении самосознания учитывают эти

модальные различия. У индивида «реальное Я» и «социальное Я» должны быть

согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я

и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения,

которые поддаются объективному измерению.

«Идеальное Я» складывается из целого ряда представлений, отражающих

сокровенные чаяния и устремления индивида. Эти представления бывают

оторваны от реальности. Как показала Хорни, большое расхождение между

«реальным» и «идеальным Я», нередко ведет к депрессии, обусловленной

недостижимостью идеала. Помочь человеку отказаться от неосуществимых

устремлений, продиктованных идеальным Я, чрезмерно оторванным

от

18

реальности, является по его мнению, одним из величайших облегчений, которые

может принести человеку психотерапия. Олпорт считает, что «идеальное Я»

отражает цели, которые индивид связывает со своим будущим. Кабс и Соутер

рассматривают «идеальное Я» как человека, которым индивид хочет или

надеется стать, то есть набор черт собственной личности, которые

необходимы, с его точки зрения для достижения адекватности, а иногда и

совершенства. Многие авторы связывают «идеальное Я» с усвоением культурных

идеалов, представлений и норм поведения, которые становятся личными

идеалами благодаря механизмам социального подкрепления. Такого рода идеалы

свойственны всякому индивиду [6; 130].

Таким образом, самосознание играет троякую роль: она

способствует достижению внутренней согласованности

личности, определяет интерпритацию опыта и является источником

ожиданий. Перечислим функции самосознания или «Я-концепции»:

«Я-концепция» служит средством обеспечения внутренней согласованности.

Ряд исследователей по теории личности основывается на концепции, согласно

которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней

согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие

с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят к

дисгармонии личности, к ситуации психологического дискомфорта. Это

состояние называют когнитивным диссонансом. Испытывая потребность в

достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные

действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия

[26;200].

Существенным фактором внутренней согласованности является то, что индивид

думает о самом себе и руководствуется восприятием.

Существуют механизмы, называемые защитно-психологическими, которые

позволяют удерживать «Я-концепцию» в уравновешенном состоянии. Стремление

защитить «Я-концепцию», оградить ее от разрушающих

19

воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального

поведения [21;67].

«Я-концещия» как интерпритация опыта. У человека существует устойчивая

тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое

поведение, но и интерпритацию опыта. Поэтому «Я концепция» сформировалась и

выступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно.

Одну и туже ситуацию человек может воспринимать по-разному. «Я-концепция»

действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер

восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация

осмысливается, получает значение, соответствующее представление человека и

себе [28;201].

«Я-концещия» как совокупность ожиданий. Третья функция «Я-концепции»

заключается в том, что она определяет ожидания индивида, то есть его

представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной

значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним таким же образом

[30;123].

Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и

характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могут нравиться,

либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируют

соответствующим образом реакции окружающих.

Благодаря развитию и оформлению в ее структуре таких компонентов как «Я-

идеальное», «рефлексия», самосознанием является не только описание черт

своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и

связанных с ними переживаний.

Таким образом, самосознание влияет на формирование стиля поведения и

жизнедеятельность личности, обуславливает динамику и направляет развитие

субъекта.

20

1.3. Особенности самосознания подростка

Подростковый возраст - это второй критический период в психическом

развитии ребенка, существенный для генезиса самосознания. Поскольку

подростковый возраст характеризуется заметными генотипическими изменениями,

то многие исследователи считают его исходным моментом развития

самосознания.

Подростковый кризис сопровождается актуализацией восприятия себя

самостоятельным субъектом. Если содержание стремления ребенка к

самостоятельности в раннем детстве состоит в том, чтобы доказать, что он

может сделать сам, как взрослый, повторить действие взрослого, то есть

самостоятельно утвердиться здесь в сфере осуществления каких-либо

практических действий.

У подростка стремление к самостоятельности выражается в появлении

осознания своей причастности к взрослым, в том, что он начинает считать

самого себя взрослым. А поскольку отношение взрослого не соответствует

этому новому восприятию, подросток всеми доступными ему средствами пытается

утвердить себя самостоятельным субъектом, способным на независимые

проявления в поведении, в отдельных поступках. Отсюда и негативизм,

упрямство, замкнутость, неподчинение воли взрослого, то есть все черты, для

появления которых в данный возрастной период имеется благотворная почва.

Острота или смягченность этого критического момента в жизни взрослеющего

ребенка, результаты его во многом зависит от характера взаимоотношений

подростка с взрослыми [31; 69].

Основными условиями, влияющими на возникновение новообразований в

психике подростка, в частности на формирование самосознания, являются

прежде всего, такие объективные факторы, как социальные условия жизни

подростка, новые требования к его поведению и деятельности в системе

отношений со взрослыми [26; 17].

21

Однако, при анализе причин, обуславливающих процесс становления личности

подростка, необходимо учитывать и биологические (половое созревание) и

психологические (усложнение форм и абстрактно логического мышления,

дифференциация и уточнение эмоциональной сферы волевой активности), без

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ