Рефераты

Самосознание подростков с ограниченными возможностями

которых трудно понять поведение подростка во всей его сложности и

противоречивости. Это важно, прежде всего, в целях нахождения наиболее

адекватных форм отношения к подростку, с тем чтобы избежать возможного его

отчуждения и найти формы соответствующего, ненавязчивого влияния со стороны

взрослого.

Для самосознания подростка специфично то, что в подростковом возрасте

впервые в развитии личности самосознание - самопознание, самонаблюдение,

самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности становятся одной

из необходимых потребностей личности. Степень развития этой потребности

влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего

ее становления. В свою очередь потребность в самосознании стимулируется

возникновением в этом возрасте другой важнейшей потребности - потребности в

самовоспитании, в целенаправленном стремлении изменить себя в связи с

осознанием собственных психологических несоответствий внешним требованиям,

идеалам, которым надо следовать [20;19].

До подросткового возраста развитие самосознания осуществляется стихийно,

преимущественно без включения самого подростка в процесс его формирования.

Наряду с сохранением стихийной линии развития самосознания в этот период

появляется еще одна основная линия его развития, предлагающая активность

самого подростка в этом процессе. Особую напряженность в актуализации

процессов самосознания подростка вызывают сильные эмоциональные

переживания, жизненные коалиции, связанные с осознанием определенного

отношения окружающих к себе. Необходимо отметить, что процесс формирования

самосознания у подростка имеет ярко

22

выраженные индивидуальные формы проявления, связанные со спецификой условий

протекания подросткового возраста в каждом конкретном случае [24; 102].

Доминирующим моментом системы познавательных интересов подростка

становиться психологические качества окружающих людей, прежде всего близких

его сверстников. Развитие интереса к другому обуславливается новыми формами

общения подростков между собой. Оно строится на взаимо интересных занятиях,

обсуждениях, в которых обнаруживается «родство» пережитого, продуманного.

Главным моментом содержания общения выступают более глубокие личные

взаимоотношения, связанные с самыми разнообразными эмоциями (симпатия,

зарождающаяся дружба, любовь). Подростки активны как в установлении

отношений между собой, так и в ходе их дальнейшего поддержания. Общение

подростков включает в себя и разнообразные поступки по отношению друг к

другу, и последующее размышление о них. От размышления об отдельных

поступках сверстников они переходят к анализу всей совокупности

взаимоотношений с ними.

Интерес к своему сверстнику, углубленный процессом общения с ним,

размышлением о его качествах, поведении заставляет подростка присмотреться

и к себе, проанализировать свое поведение в этом общении, разобраться в

своих чувствах, возможностях и тому подобное. Таким образом, общение имеет

прямое отношение к формированию представления о себе, своих поступках и

качеств товарища со своими собственными .

В постепенном процессе познания собственных качеств у подростка

сохраняется та же самая последовательность, что и в познании качеств

другого, то есть в начале выделяются чисто внешние характеристики, затем

качества, связанные с выполнением какой либо деятельности, и, наконец,

личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.

Потребность разобраться в своем поведении, оценить его сточки зрения

соответствия или несоответствия внешним требованиям

реализуется

23

подростком в процессе самоанализа. Обычно самоанализ, к которому обращается

подросток, не является самоцелью и беспредметным «самокопанием». Он

возникает как реакция неудовлетворенности собственными психологическими

особенностями. Самоанализ является одним из путей самопознания, результат

его фиксируется в самооценке подростка [31;41].

И оценка подростком своих качеств происходит не по абсолютному отношению

к качествам другого подростка, а с точки зрения осознания степени своей

взрослости. Он как бы выделяет для себя «эталон-взрослости» -восприятие и

оценка себя осуществляется через этот «эталон». Поскольку найденный для

себя «эталон взрослости» не всегда соответствует действительным

возможностям подростка и не находит соответствующих способов реализации,

неадекватная, неустойчивая самооценка на начальных этапах формирования

может привести к тому, что подросток переоценивает, или напротив,

недооценивает себя, а уровень его притязаний часто не соответствует уровню

фактических достижений. И если поведение строится на такой неадекватной

самооценки, то конфликт между подростком и окружающими становиться

неизбежным [20; 14].

Таким образом, развитие самооценки в процессе самопознания подростка

происходит скачками: с ростом ее объективности наблюдаются резкие переходы

от одной самооценки к другой, могут иметь место и крайности в оценке себя.

Процесс установления самооценки сопровождается с переживаниями самых

разнообразных чувств. Подростковый возраст в целом отличается большой

экспрессивностью и переживания, включенные в процесс самопознания,

становления самооценки, протекают на уровне высокой эмоциональности [8;46].

Поскольку интерес к себе у подростка обострен, подросток очень чуток к

оценке взрослыми отдельных качеств его личности, интеллекта, способностей,

он отличается большой ранимостью, часто болезненным переживанием любых

24

критических замечаний о себе. Иногда критические замечания падают на почву

неуверенности в себе, в свои возможности и способности. Подобная ситуация

вызывает сильные, переносимые только в себе, аффективные переживания в виде

обиды, тоски, потери уверенности в себе. В частности они могут привести к

развитию таких свойств личности, как замкнутость, сознание своей

неполноценности, неуверенность в себе, стеснительность.

Чувства подростка в отношении себя очень разнообразны, они не являются

пассивным, страдательным состоянием, а приобретают новое значение и смысл в

его психической жизни, становятся способом выявления, уточнения, осознания

основных интересов, своеобразным регулятором его отношения к людям - к

взрослым, товарищам, лицам другого пола. Многообразные формы переживания

(как положительные, так и отрицательные), связанные с сознанием своих

особенностей, своей ценности, места в коллективе, с осознанием отношений

других людей является одним из основных внутренних условий формирования

самосознания подростка и, в первую очередь, его эмоционально-ценностной

сферы.

В подростковом возрасте самосознание все больше начинает включаться в

процесс управления поведением. Причем в этом процессе участвуют все акты

самосознания. Непосредственным компонентом целостной системы управления

поведением подростка выступает саморегуляция. Основным внутренним рычагом

саморегуляции является самооценка. Возникая под влиянием общения,

разнообразных форм взаимодействия с людьми, самооценка в свою очередь

начинает регулировать поведение подростка в его общении со сверстниками и

взрослыми [3;102].

Сложившаяся самооценка регулирует не только процесс его общения, но так

же играет большую роль в восприятии им других людей, создавая

избирательность восприятия и внимания при оценке других.

Если подросток, обладая устойчивой адекватной самооценкой находится в

условиях, которые способствуют нормальному удовлетворению

его

25

потребности в самоутверждении, то моральная саморегуляция его поведения

проявляется на достаточно высоком уровне у подростка развивается умение

владеть своими эмоциональными состояниями, контролировать себя и

организовывать свое поведение в соответствии с условиями общения.

Если подросток с устойчивой, адекватной самоооценкой попадает в такие

условия общения, когда он постоянно сталкивается с недооценкой его

возможностей, ограничением самостоятельности, ущемлением достоинства со

стороны взрослых, то он значительно меняет свои поведенческие реакции.

Подобные психологические условия общения становятся разрушительным фактором

его саморегуляции. У подростка может снизиться уровень уверенности в себе,

уменьшается инициативность его поведения, он превращается в исполнителя

власти другого. Напротив отказ от исполнения этой власти влечет за собой

сопротивление и различные негативные проявления. Подросток с заниженной

самооценкой, и достаточным уровнем ее устойчивости в такой ситуации

оказывается в наиболее неблагоприятных условиях, постоянное подкрепление

неустойчивой самооценки такими факторами вызывает еще большее ее колебание,

непоследовательность. Саморегулирование становиться узкоситуативным, его

возможности снижаются [8;45].

Поскольку самооценка не обладает достаточной степенью устойчивости и

адекватности, а представление о своем идеале еще не содержит необходимой

степени зрелости, подросток может воспитывать в себе и такие, с его точки

зрения, положительные, но объективно отрицательные качества, как

лихачество, удаль и так далее.

По мере развития всех сторон самосознания, накопления опыта работы над

собой уменьшается разрыв между стремлением подростка самосовершенствоваться

и практическими изменениями его в этом направлении. И тогда самовоспитание

из актуального, эпизодического самоизменения перерастет в постоянное

свойство личности [31; 69].

26

Подростковый этап генезиса самосознания очень важен, так как именно в

этот период складываются основные свойства и особенности самосознания,

достаточно определенные формы проявления. Наконец, формируется более или

менее устойчивая и адекватная самооценка, которая в дальнейшем будет

определять степень самостоятельности, независимости личности во

взаимоотношениях с людьми.

1.4 Особенности развития личности подростков с ограниченными

возможностями

Детская инвалидность - одна из острейших проблем современного общества.

По определению ВОЗ «инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со

стойким расстройством функций организма, обусловленного заболеванием,

последствием травм и дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности»

[9;67].

Ограничение жизнедеятельности лица проявляется в полной или частичной

утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение,

ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а так же заниматься

трудовой деятельностью.

Идеи Л.С. Выготского [17;59] в системном строении дефекта позволили

выделить в аномальном развитии 2 группы симптомов. Это первичные нарушения,

непосредственно вытекающие из биологического характера болезни. Например,

нарушение слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, локальные поражения

коры головного мозга. В возникновении первичного дефекта выделяют

пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

Вторичный нарушения возникают в процессе социального развития ребенка

инвалида. Вторичный дефект, по мнению автора, является основным объектом

психологического изучения и коррекции при аномальном развитии. Механизм

возникновения вторичных дефектов различен.

27

У детей с ограниченными возможностями важнейшей составной частью

первичного и вторичного дефекта может проявиться психический онтогенез, то

есть психическое развитие индивида. Наиболее интенсивный психический

онтогенез приходится на детский и подростковый возраст, когда формируются

отдельные психические функции и личность.

Физический недостаток, болезнь оказывают существенную роль в развитии

личности.

Жизненная ситуация тяжелой болезни может исказить «обычный» путь развития

ребенка. «Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, - отмечал Л.С.

Выготский, - не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники,

но иначе развитой... Дефективный ребенок представляет качественно отличный

своеобразный тип развития... Непосредственное следствие дефекта - снижение

социальной позиции ребенка; дефект реализуется как социальный вывих»

[5;40]. Л.С. Выготский подчеркивал также, что «... процесс развития

дефективного ребенка двояким образом социально-обусловлен: социальная

реализация дефекта (чувство малоценности) есть одна сторона социальной

обусловленности развития; социальная направленность компенсации на

приспособление к тем условиям среды, что созданы и сложились в расчете на

нормальный человеческий тип, составляет ее вторую сторону» [5;38].

Эти положения концепции Л.С. Выготского о развитии в условиях дефекта,

явились для нас ключевыми при переходе к анализу формирования самосознания

у подростков с ограниченными возможностями. Осознание человеком своей

телесной сущности (включает осознание схемы тела, внешности, половой

принадлежности) представляет собой такой же познавательный процесс, что и

познание объектов внешнего мира и других людей. Этот процесс всегда

опосредован потребностями, отношениями субъекта как личности, в

силу чего самосознание является сложным

28

динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и

аффективного.

Если подросток имеет видимые физические недостатки, чувство

неполноценности будет усиливаться, поскольку внешний вид его существенно

влияет на самоотношение. Подростковый возраст сам по себе является

переходным, критическим, так как вносит определенный разлад в физическом и

психическом развитии, и может вызывать различные нервно-психические

отклонения.

Так, даже у здоровых подростков нередко наблюдаются колебания настроения,

нарушение поведения, повышенная возбудимость, стремление к асоциальным

формам поведения. При наличии каких-либо отклонений дисгармония

подросткового возраста проявляется более резко и стойко, усложняя адаптацию

подрастающего человека в обществе. У подростков с ограниченными

возможностями в это время возникают трудности в обучении из-за ухудшении

внимания, памяти, потери интереса к учению. Более сложные переживания

возникают в возрасте от 12 до 18 лет. Именно в этом возрасте подросток

нередко впадает в депрессию, его мучают страхи, тревога за свое будущее.

Характерными формами поведения в данном случае могут стать, либо уход в

свои собственные переживания, замкнутость, либо вызывающая манера

поведения.

Одна из главнейших потребностей подросткового возраста является

потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители.

Изолированность от широкой общественной среды, недостаток контактов в связи

с болезнью усугубляют чувство одиночества. Такое длительное вынужденное

«одиночество» может привести к трем последствиям: к вторичной задержке

психического развития вследствие невозможности накопления необходимого

познавательного и сенсорного опыта; развитию черт тормозимости и аутизма; к

ранней десоциализации [9; 176].

29

Для подростка с отклонениями в развитии дружеское общение с нормальными

сверстниками бесценно. Оно предупредит возникновение чувства собственной

неполноценности, ущербности, вызываемых обычно искусственно создаваемой

изоляцией от других детей и подростков, положительно скажется на общем

эмоциональном и умственном развитии. Постоянное взаимодействие только со

взрослыми обедняет духовную жизнь ребенка, не дает ему возможности

реализовать естественные детские интересы и стремление дружить со

сверстниками [17;38].

Анализ сведений о характере социальной микросфере, в котором развиваются

подростки с ограниченными возможностями, показал, что чаще всего

встречаются типы воспитания как гиперопека и гипоопека. При гиперопеке в

семье культивируется болезнь ребенка, преувеличение заботы о нем,

стремление выполнить все желания ребенка, стремления родителей подменить

деятельность ребенка, собственной. В результате данного воспитания у

ребенка формируется черты эмоциональной и социальной незрелости, завышенной

самооценки, появлению эгоцентрических установок. Эгоцентричный подросток

приписывает себе неограниченную силу мышления, затрудняется в

дифференциации своих реальных и актуальных возможностей. Это приводит к

конфликтному состоянию смысла «Я» и сверхценному эмоционально-ценностному

отношению к себе. Подросток больше всего интересуется собой и требует от

других того же. Для такого подростка характерны капризы, нежелание

уступить, необоснованные обиды, зависть к сверстникам, желание овладеть

вниманием взрослых .

В случае застревания на эгоцентрической позиции подросток не способен

составить целостную картину мира и своего места в этом мире, самосознанию

не придается ни позитивный, ни негативный личностный смысл, а точнее,

подросток не может оценить его, определиться с эмоционально-ценностным

отношением к себе.

30

При гипоопеке имеет место эмоциональное отвержение больного ребенка,

отрицательно отношение к нему членов семьи, обычно отцов и родственников. А

так как на формирование самосознания ребенка влияет отношение взрослых, то

у него формируется негативный смысл «Я», предполагающий самоотрицание,

негативное отношение к своей личности, неприятие себя, чувство

неполноценности [9; 140].

Развитие самосознания, открытие своего внутреннего мира - процесс

сложный, вызывающий много тревожных, драматических переживаний. Подросток,

страдающий каким либо недугом, переживает это вдвойне, осознание своих

ограниченных возможностей формирует у него низкую самооценку, а это в свою

очередь, порождает чувство неуверенности в себе.

Таким образом, отношения общества к аномальным детям и подросткам, и

главным образом отношения их ближайшего окружения, имеют существенное

значение.

В результате дефекта между аномальным человеком и его социальным

окружением строится определенное взаимодействие. Дефект часто оставляет

аномального человека на произвол окружения. Человек с дефектом значительно

больше зависит от эмоциональных и воспитательных отношений среды, чем

нормальный здоровый человек. Действительная помощь ребенку с ограниченными

возможностями должна быть, поэтому направлена главным образом на воспитание

его самостоятельности, как можно меньшей зависимости от окружения, на

представление возможностей для трудовой и социальной интеграции.

Многие авторы рассматривают связь между экстремально повышенным чувством

неполноценности и дефектом как однозначно необходимую связь между причиной

и следствием [14;272]. Индивид с дефектом, будучи ослабленным или

бросающимся в глаза, «наталкивается» на определенные нормы, ожидания,

требования. Либо сравнивается со здоровыми и привлекательными людьми. В

силу этих обстоятельств, происходит усиление

31

чувства неполноценности, что отрицательно влияет на формирование и

функционирование личности. Явно выраженные и стабильно сниженные самооценка

и самоуважение, негативная самоосознание ослабляют способность личности к

активному приспособлению жизни и реализации личных возможностей и внешних,

жизненных обстоятельств, благоприятных моментов и ситуаций. Часто

результатом этого может стать появление патологических признаков и более

глубоких нарушений личности. Несмотря на отмеченные особенности, у них

всегда сохраняется склонность к бурным эмоциональным переживаниям о своей

неполноценности. Подростки крайне озабочены, охвачены своей ущербностью,

преувеличивая значения имеющихся у них дефектов, воспринимают перспективу

весьма трагически. Больным кажется, что все окружающие обращают на него

внимание, специальными знаками или намеками дают ему понять, что он

уродлив, отвратителен и т.п.

С другой стороны, положительная самооценка является основой самоуважения,

позитивного самосознания каждого, включая человека с ограниченными

возможностями. Положительная самооценка и самоуважение могут, однако,

служить активному жизненному приспособлению лишь в том случае, когда они

опираются на определенные социальные ценности [2;38].

В этой связи основными психологическими условиями социальной адаптации

человека с ограниченными возможностями могут являться осознание им

реального положения дел и адекватная самооценка, эмоциональная

уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение своей

профессиональной ниши на рынке труда и занятости.

С одной стороны, имеющиеся отклонения от социокультурной «нормы» или

болезнь приводят к возникновению ипохондрических состояний, изменениям в

психологической картине мира, самовосприятии, самооценке, системе

ценностей, мотивационной сфере, установках, в отношении к социальному

окружению и в поведении. Могут возникать спонтанные компенсаторные реакции

и психологические защиты: тревога, депрессия, замкнутость,

32

агрессивность и придирчивость, вытеснение и отрицание болезни, регрессия, а

так же проявляться эгоцентризм, капризность, требовательность,

подозрительность, обидчивость, повышенная конфликтность и формирование

патологических межличностных зависимостей.

С другой стороны, на подростка с ограниченными возможностями оказывают

патогенные воздействия такие психотравмирующие факторы, как положение

«отвергнутого» плюс недоброжелательное отношение других людей; социальная

депривация (особенно в случаях прикованности к домашним условиям либо

длительного пребывания в лечебно-оздоровительных и интернатных

учреждениях); эмоциональная депривация (в ситуации разлуки с близкими

людьми в условиях пребывания в стационаре); физическая и психологическая

травматизация, связанная с лечебными процедурами.

Среди проблем у подростков с ограниченными возможностями, чаще всего

фигурирует одиночество, низкая самооценка и отсутствие социальной

уверенности в себе, депрессия, ощущение стигматизированности и.

отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая

зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности.

Весьма острыми являются проблемы в установлении и развитии взаимоотношений

с противоположным полом.

Исследователи - О.Л. Романова [25;98] провела изучение психологических

особенностей развития личности подростков с ограниченными возможностями

Результаты эксперимента показали переоценку собственных сил, возможностей,

знаний и своего положения в обществе, т.е. неадекватно завышенный уровень

притязаний. У И.И. Мамайчук [17; 187] наблюдается прямо противоположное

явление - недооценка своих возможностей. Переоценка и недооценка своих

собственных сил, способностей, положения в обществе встречаются у

аномальных чаще, чем у нормальных.

Э. С. Калижнюк, Ю.С. Шевченко [31;35] исследовали межличностные

отношения подростков с ограниченными возможностями. По результатам

33

исследования с помощью методики Розенцвейга у подростков - инвалидов

обнаружена пониженная фрустрационная толерантность. Степень социальной

адаптации у возбудимых личностей несколько выше, чем у тормозных.

Поэтому мы будем изучать особенности самосознания подростков

с ограниченными возможностями в сравнении со здоровыми подростками.

1.5 Описание методов исследования

Методика Дембо-Рубинштейна

Методика Дембо-Рубинштейна используется для выявления самооценки и уровня

притязаний обследуемого, а так же расхождения между самооценкой и уровнем

притязаний, которое определяется как арифметическая разность между этими

показателями. В норме уровень притязаний должен быть выше уровня

самооценки, так как это стимулирует развитие, совершенствование личности

[19,128].

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др.

Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно

условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка

которой символизирует самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее.

Предлагается семь таких линий, они обозначают: 1 .Здоровье 2.Ум,

способности 3.Характер 4.Автолитарность

5. Терпеливость

6. Внешность

7. Уверенность в себе

Процедура обследования: обследуемому предлагается бланк (см. приложение),

содержащий 7 вертикальных шкал (по 10 делений в каждой) и инструкцию

следующего содержания: «на каждой линии чертой (-) отметьте,

34

как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны Вашей личности в

данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком

уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой или

почувствовали бы гордость за себя» (см. прилож. 1).

При обработке одно деление шкалы принимается за 10 баллов. Уровень

самооценки вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней

точки до черты (-). Аналогично, уровень притязаний вычисляется как среднее

арифметическое расстояний от нижней точки до крестика (х). Значение

самооценки притязаний определяется по таблице:

Таблица

2.2.1 Характеристика самооценки и уровня притязаний

|Параметр |Количественная характеристика в баллах |

| |Низкий |Средний |Высокий |Очень высокий |

|Уровень |Менее 60 |60-74 |75-89 |90-100 |

|притязаний | | | | |

|Самооценка |Менее 45 |45-59 |60-74 |75-100 |

Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний определяется как

арифметическая разность между этими показателями. Выделяются следующие

значения расхождения между самооценкой и уровнем притязаний:

1. слабое расхождение - от 0 до 7 баллов;

2. умеренное расхождение - от 8 до 22 баллов;

3. сильное расхождение - более 22 баллов.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных

качеств, поступков и места среди других людей. Самооценка тесно связана с

уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он

ставит перед собой. Уровень притязаний должен быть выше самооценки, так как

это стимулирует развитие личности.

35

Методика «Личностный дифференциал».

Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного

русского языка и отражает сформировавшиеся представления о структуре

личности.

Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного

инструмента, изучения определенных свойств личности, ее самосознания,

межличностных отношений, который мог бы применен в психодиагностической и

социально-психологической практике.

ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов, описывающих черт

личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры

своеобразной «модели личности», развивающейся у каждого человека в

результате усвоения социального и языкового опыта.

В ЛД отобрана 21 личностная черта. Школы ЛД заполнялись испытуемыми с

инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности по семи

бальной шкале (от -3 до +3). Тест проводился на бланках (см. прилож. 2).

Обработка и интерпритация данных.

Результаты оценивались по трем классическим факторам семантического

дифференциала:

1. Оценки

2. Силы

3. Активности

Каждая черта относилась к одному из этих факторов. Таким образом

получилось три группы, по 7 черт в каждой группе суммировались, согласно

ключу (см приложение)

Результаты значения фактора Оценки (О) свидетельствуют об уровне

самоуважения.

36

Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает

себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных,

социально-желательных характеристик, удовлетворен собой.

Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение к себе, его

неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений.

Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон

личности, как они осознаются самим испытуемым.

Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство

экстравертированности личности.

При интерпретации данных полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить

о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые

представления человека о самом себе.

Методика С. Розенцвейга

Методика С. Розенцвейга предназначена для исследования реакций на неудачу

и способов выхода из фрустрационных ситуаций, припятствующих деятельности

или удовлетворению потребностей личности. С помощью методики можно так же

косвенно выявить самооценку обследуемого. Методика относится к классу

проективных тестов, поэтому требует сочетания с другими методами.

Существуют взрослый и детский варианты.

Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном

рисунке, на котором изображены два человека или более, человек слева

изображен говорящим какие-то слова. Обследуемый должен написать первый

пришедший на ум ответ на эти слова. Предполагается, что отвечая за другого

испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для

него реакции выхода из конфликтных ситуаций.

Методика состоит из 24 рисунков. Среди них 16 ситуаций, в которых

создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с

толку), и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими

37

группами ситуаций имеется связь, так как ситуация обвинения предполагает,

что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был

фрустрирован.

Каждый ответ испытуемого оценивается с точки зрения двух критериев:

направления реакции и типа реакции. По направлению выделяют:

1 .Экстрапунитивные реакции (Е) - направлены на живое или неживое

окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, осуждения

внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу

разрешить данную ситуацию.

2.Интропунятивные реакции (J)- направлены субъектом на самого себя,

испытуемый принимает вину на себя или берет на себя ответственность за

исправление данной ситуации.

З.Импунитивные реакции (М) - фрустрирующая ситуация рассматривается как

малозначная, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может

быть исправлено само собой. По типу выделяют реакции:

1.С фиксацией на препятствие (ОД) - в ответе испытуемого препятствие,

вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпритируется как

благо, или описывается как не имеющее серьезного значения. 2.С фиксацией на

самозащите (ED) - в ответе испытуемый защищает себя, и либо порицает кого-

то, либо признает свою вину, либо же отличает, что ответственность за

фрустрацию никому не может быть приписана. З.С фиксацией на удовлетворение

потребности (NP) - ответ направлен на разрешение проблемы; испытуемый либо

требует помощи от других, либо сам берется за разрешение ситуации, либо

считает, что со временем все исправится [16,145].

Оценки заносятся в регистрационный лист (см прилож. 3) для дальнейшей

обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть

обозначен как коэффициент групповой комфортности или степень

38

индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Он

определяется путем сравнения ответов испытуемого со стандартными

величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые

используются для сравнения, всего 14. В детском варианте количество

ситуаций другое.

Также при обработке результатов определяется, какой тип реакций и какое

направление реакций преобладают в ответах испытуемого. Выясняется, не

меняет ли испытуемый свое поведение, переходя от одного типа или

направления реакций к другому, на основании всего этого можно сделать

выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему

социальному окружению, об эмоциональных реакциях испытуемого на различные

трудности, о самооценке испытуемого [16,156].

Для всех исследуемых параметров в контрольной и экспериментальной группах

проводилось процедура статистической оценки достоверности отличий в

результатах. Оценка проводилась для выборочных средних величин по t

критерию Стьюдента, а для процентных распределений применялся %2-критерий.

Выше перечисленные методики признаны надежными и валидными, отражают

возраст детей и проблему.

В нашем исследовании приняло участие 60 испытуемых, из них 28 девочек и

32 мальчика.

39

2. Сравнительный анализ самосознания здоровых подростков и с

ограниченными возможностями

Наше экспериментально -психологическое исследование было проведено на

базе центра реабилитации для детей инвалидов Ново-Савиновского района г.

Казани.

Экспериментальную группу составили подростка с ограниченными

возможностями, с различными нозоологическими формами инвалидности (ДЦП,

заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата) в возрасте

от 12 до 18 лет, из них 16 мальчика и 14 девочек. Все подростки с

ограниченными возможностями не имеют отклонений в интеллектуальном развитии

и обучаются по программе общеобразовательной школы в различных центрах

реабилитаций для детей с ограниченными возможностями г. Казани, а так же

обучающиеся на дому.

Контрольную группу составили здоровые подростки, учащиеся седьмых и

девятых классов средней школы № 38 Ново-Савиновского района г.Казани.

Данную выборку составили 30 человек, из них 16 мальчиков и 14 девочек.

2.1. Исследование особенностей самооценки и уровня притязаний

здоровых подростков и подростков-инвалидов

По результатам исследования с помощью методики Дембо-Рубинштейна были

выявлены (среднее значение и стандартное отклонение) самооценка, уровень

притязаний и расхождение между этими параметрами у подростков с

ограниченными возможностями и у здоровых сверстников (см. прилож.4,5).

Анализ результатов средних значений по 7 показателям показал, что у

здоровых подростков уровень притязаний выше, чем у подростков с

ограниченными возможностями, значение этого показателя в контрольной группе

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ