Рефераты

Символдрама как метод коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста

гуманистическая психология. То, что каждая школа имеет собственную

парадигму, которые нельзя каким-либо образом смешивать – не более чем

теоретическая база доктринерства самой низкой пробы. Психотерапевт должен

иметь самую широкую подготовку и быть в состоянии применить те

психотерапевтические методы, которые способны реально помочь страдающим

неврозами людям.

Таким образом, все преимущества богатого спектра вышеперечисленных

психотерапевтических техник, занимающих полярное положение в мире

психотерапии: классического и юнгианского анализа, поведенческой

психотерапии, гуманистической психологии, аутотренинга успешно соединились

в символдраме.

Глава 3. СИМВОЛДРАМА

При психотерапевтической работе целесообразно использовать различные

методы психотерапии в зависимости от личностных свойств пациента и от

симптоматики его заболевания.

Существует рекомендуемая классификация выбора методов психотерапии в

зависимости от заболевания: При острой истерической симптоматике

предпочтительна суггестия; при вегетативных нарушениях – аутогенная

тренировка; при жизненных трудностях – «разговорная» терапия; при фобиях –

поведенческая терапия; при характерологических нарушениях – психодрама,

гештальттерапия; при расстройствах, связанных с семейными проблемами –

семейная психотерапия; при комплексных расстройствах с наличием

предшествующего предрасположения – глубинно-психологические методы.

Символдрама используется при работе с психосоматическими,

дезодаптационными заболеваниями, неврозами и т.д.

Независимо от метода психотерапии при ее проведении необходимо

соблюдать ряд обязательных правил:

Психотерапия может быть только клинической. Врач, практикующий

психотерапию, прежде всего, должен правильно поставить диагноз и оценить

динамику заболевания, которое он лечит.

Психотерапия в комплексном подходе к лечению заболевания должна быть

только предметом выбора, как и любой другой метод лечения.

Ни один из существующих методов психотерапии не имеет преимущества

перед другими, если последние применяются своевременно и с учетом

механизма, клиники и динамики заболевания. Нет «хороших» или «плохих»

методов психотерапии. Есть только хорошие или плохие психотерапевты.

Психотерапия не терпит косности. В зависимости от динамики заболевания

отдельные методы психотерапии могут применяться самостоятельно или в

комбинации с другими, сменять, дополнять или усиливать друг друга.

Психотерапия не эффективна, а иногда и вредна без обратной связи с

больным, без учета имеющихся показаний или противопоказаний к тому или

иному лечению.

Психотерапия, даже в групповых ее вариантах, должна быть

индивидуальной, личностно и социально ориентированной.

Любой, даже самый опытный, психотерапевт должен знать не только

технику применяемых им психотерапевтических методов, но и, что более

существенно, теоретическую базу, на которой эти методы основаны.

Психотерапия, так же как и любая другая отрасль клинической медицины,

должна держаться на трех «китах»: клинике, знаниях (теории) и

профессионализме.

3.1. Символдрама как один из методов психотерапии

Символдрама (известная также как Кататимно-имагинативная психотерапия,

Кататимное переживание образов (КПО) или метод «сновидений наяву») - это

метод глубинно-психологически ориентированной психотерапии, который

оказался клинически высокоэффективным при краткосрочном лечении неврозов и

психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений,

связанных с невротическим развитием личности. В качестве метафоры можно

охарактеризовать кататимно-имагинативную психотерапию как «психоанализ при

помощи образов».

Название метода происходит от греческих слов «ката» -

«соответствующий», «зависящий» и «тимос» - одно из обозначений «души» (в

данном случае имеется ввиду «эмоциональность»). На русский язык название

метода можно перевести как «эмоционально-обусловленное переживание

образов».

Метод разработан известным немецким психотерапевтом профессором,

доктором медицины Ханскарлом Лёйнером (1919-1996). Основу метода составляет

свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную

психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом

контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию. Концептуальная основа

метода - глубинно-психологические психоаналитически ориентированные теории,

анализ бессознательных и предсознательных конфликтов, аффективно-

инстинктивных импульсов, процессов и механизмов защиты как отражения

актуальных эмоционально-личностных проблем, анализ онтогенетических форм

конфликтов раннего детства.

Из известных сегодня около пятнадцати направлений психотерапии,

использующих образы в лечебном процессе, символдрама является наиболее

глубоко и системно проработанным и технически организованным методом,

имеющим фундаментальную теоретическую базу.

Символдрама - это не комбинация из смежных психотерапевтических

методов, а самостоятельная, оригинальная дисциплина, многие элементы

которой возникли задолго до того, как они появились в других направлениях

психотерапии.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер

[40, 22] предлагает следующие:

1) луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2) подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта; Важным

диагностическим критерием является степень освоенности человеком

ландшафта, свидетельствующая о социальной адаптированности пациента.

3) следование вдоль ручья вверх или вниз по течению;

4) обследование дома;

5) встреча с особо значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир,

учитель и т. д.) в реальном или символическом облачении (в образе

животного, дерева и т. п.);

6) наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты

леса;

7) лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок

отправляется покататься;

8) пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее

выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно

также войти, чтобы в ней побыть или чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются

также три следующих дополнительных мотива:

1) наблюдение и установление контакта с семьей животных - с целью

получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их

коррекцию;

2) получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать

или построить;

3) представление себя примерно на 10 лет старше.

Для подростков можно предложить также мотив собственная машина или

мотоцикл.

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались

следующие мотивы: дерево; три дерева; цветок.

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы:

- представление реальной ситуации в школе или дома;

- воспоминания из прошлого опыта;

- представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его

развития в сновидении наяву под контролем психотерапевта;

- интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела);

- представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное

значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой

мягкой игрушки.

Таблица 1.

Стандартные мотивы и их значение.

|Мотив |Значение |Норма |Патология |

|Луг |матерински-оральны|Зеленый, дневной, |Фактор настроения: |

| |й символ, общий |солнечный чувствую|Желтый - тоска, |

| |фон настроения |спокойствие, |черный, коричневый –|

| | |радость. |депрессия, ночной, |

| | | |зимний – одиночество|

| | | |холод. |

|Ручей, следование |матерински-оральны|Чистый, |Захламлен, грязная |

|вдоль ручья |й символ, вода - |прозрачный, с |вода, без истока, |

| |это животворящее |истоком, можно |нельзя купаться, |

| |начало, дающая |пить купаться. |пить воду – это |

| |оральную подпитку.|Важен |говорит о |

| | |температурный |фрустрациях, |

| | |режим. |связанных с самыми |

| | | |ранними отношениями |

| | | |между ребенком и |

| | | |матерью на первом |

| | | |году жизни. |

| | | |Водопады, уход ручья|

| | | |под землю. |

|Подъем в гору |репрезентация |Гора с |Гора без |

| |наиболее важных |растительностью, |растительности, |

| |для пациента |возможность |невозможность |

| |объектов, |подняться в гору, |подняться. Если |

| |отцовско-мужской |(может быть с |взору открываются |

| |или |трудом). В |только бесконечные |

| |материнско-женский|открывающейся с |леса, горы, степи и |

| |мир, половая |вершины горы |пустыни, то это |

| |идентификация |панораме |говорит о социальной|

| | |присутствуют |неадаптированности |

| | |населенные пункты,|пациента. Обзор |

| | |дороги, |полностью закрыт |

| | |возделываемые |туманом, облаками, |

| | |человеком поля и |другими горами. |

| | |другие продукты | |

| | |человеческой | |

| | |деятельности. | |

|Обследование дома |символ личности, |дом предназначен, |Небоскребы, |

| |актуальная |как правило, |гостиницы, дом без |

| |самооценка |только для одной |окон, ухожен только |

| |пациента и |семьи. Это одно-, |фасад здания, |

| |переживаемое им в |двух-, максимум |отсутствуют любые |

| |данный момент |трехэтажное |запасы еды в доме, |

| |эмоциональное |строение, частный |нет спальни, в |

| |состояние. Подвал |дом, дача или |шкафах чужая одежда |

| |и чердак – |вилла. Есть окна и|и обувь и т.д. |

| |отношение к |двери. Внутри есть|Грязно, холодно, |

| |детству. |кухня с запасами |неуютно. |

| | |еды, спальня и | |

| | |т.д. Порядок, | |

| | |чисто, уютно. | |

|Встреча с особо |Значимое лицо |Способ и форма |Враждебность, страх |

|значимым лицом |может быть |контакта пациента |по отношению к |

| |представлено в |с появившимся |животному. |

| |реальном образе, а|животным или | |

| |также каким-то |человеком | |

| |животным или |позволяет сделать | |

| |семьей животных |диагностические | |

| | |выводы об | |

| | |отношениях со | |

| | |значимым лицом. | |

| | |Животное спокойно,| |

| | |с ним можно | |

| | |играть, обнять, | |

| | |гладить. | |

|Пещера |Мотив пещеры |В пещеру можно |Нельзя войти, |

| |характеризуется |войти, там |страшно, холодно, |

| |тем, что он связан|интересно, |неуютно. |

| |с подземным миром |комфортно. | |

| |и с земными | | |

| |недрами, | | |

| |символизируя | | |

| |отверстие, ведущие| | |

| |к глубинным слоям | | |

| |бессознательного. | | |

| |Символ | | |

| |материнского. | | |

| |Зайти в пещеру, | | |

| |вернуться в утробу| | |

| |матери. | | |

3.2. Описание метода

Пациента, лежащего с закрытыми глазами на кушетке или сидящего в

удобном кресле вводят в состояние расслабления. Как правило, бывает

достаточно нескольких простых внушений состояния спокойствия,

расслабленности, тепла, тяжести и приятной усталости – последовательно в

различных участках тела. В работе со многими детьми даже и это часто бывает

излишним. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и

расслабиться (см. раздел Техника проведения).

Предварительным условием проведения психотерапии является, само собой

разумеется, установление в ходе одной или нескольких предварительных бесед

доверительных отношений между пациентом и терапевтом, а также сбор данных о

пациенте (анамнез).

После достижения пациентом состояния расслабления (что можно

проконтролировать по характеру дыхательных движений, дрожанию век,

положению рук и ног) ему предлагается представить образы на заданную

психотерапевтом в открытой форме тему – стандартный мотив

Представляя образы, пациент рассказывает о своих переживаниях сидящему

рядом психотерапевту. Психотерапевт как бы «сопровождает» пациента в его

образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со

стратегией лечения.

Участие психотерапевта внешне выражается в том, что через определенные

промежутки времени при помощи комментариев типа «да», «угу», восклицаний

типа «Вот как!», повторения описаний пациента, а также при помощи вопросов

о деталях и свойствах образа он сигнализирует о том, что внимательно следит

за ходом развития образов пациента.

Чтобы обеспечить наиболее полное и глубокое самораскрытие личности

пациента, необходимо свести до минимума суггестивное воздействие

психотерапевта.

Длительность представления образов зависит от возраста пациента и

характера представляемого мотива. Для подростков и взрослых пациентов она

составляет в среднем около 20 минут, но не должна превышать 35 – 40 минут.

Для детей длительность представления образов колеблется в зависимости от

возраста ребенка от 5 до 20 минут.

Курс психотерапии состоит, как правило, из 8 – 15 сеансов, в особо

сложных случаях достигая иногда 30 – 50 сеансов. Однако существенные

улучшения наступают уже после нескольких первых сеансов, вплоть до того,

что иногда даже один-единственный сеанс может избавить пациента от

болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию.

Частота сеансов составляет от 1 до 3 сеансов в неделю. Так как метод

символдрамы оказывает глубокое эмоциональное воздействие и требует времени,

чтобы пережитое в ходе сеанса прошло сложный процесс внутреннего

психологического прорабатывания, проводить сеансы ежедневно и, тем более,

несколько раз в день не рекомендуется. Также не рекомендуется проводить

сеансы реже, чем раз в неделю.

Символдрама проводится в индивидуальной, групповой форме и в форме

психотерапии пар, когда образы одновременно представляют либо

супруги/партнеры, либо ребенок с одним из родителей. Символдрама может быть

также составной частью семейной психотерапии.

Символдрама хорошо сочетается с классическим психоанализом,

психодрамой, гештальт-терапией, игровой психотерапией.

3.3. Техника проведения психотерапии

3.3.1. Предварительные условия

Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт

между ребенком и психотерапевтом. При этом особо важное значение придается

беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка

не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки.

Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в

той, где проводится игровая психотерапия.

Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом

должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это

может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода

ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство.

Обстановка должна казаться ребенку вполне нормальной.

Существенное отличие психотерапии детей и подростков от работы со

взрослыми пациентами заключается также в принципиально иной эмоциональной

установке психотерапевта. Она характеризуется тем, что требует от

психотерапевта

1) большей активности, жизненности и бодрости чувств;

2) полного доброжелательности и радости отношения к ребенку,

которое он очень хорошо чувствует;

3) готовности и способности воспринимать позитивные чувства,

которые может вызывать в психотерапевте ребенок;

4) психотерапевт ведет себя так, как будто он уже хорошо знает

ребенка, но долго не видел его и поэтому теперь очень рад его приходу [41,

242].

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет),

предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой

спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше

соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного

возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные

движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь

сильно подвергаются страху предстать «на растерзание» психотерапевту, как в

более беззащитном положении лежа.

В отличие от работы со взрослым пациентом, в работе с ребенком

психотерапевту предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с

пациентом. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной

части комнаты.

Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы

является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например,

ребенка можно спросить, знает ли он интересную «игру полета фантазии с

закрытыми глазами». Обычно ребенок отвечает: «Нет». Таким образом у него

удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса

символдрамы.

В работе с более старшими детьми и подростками психотерапевт может

спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно

представлять в воображении определенные образы. Как правило, в этом

возрасте дети с удовольствием выполняют различные тесты.

Каждый сеанс символдрамы начинается с короткой предварительной беседы,

длящейся от 5 до 15 минут. В ходе этой беседы необходимо прежде всего

обсудить актуальное состояние ребенка, его самочувствие и реальную

ситуацию. Можно спросить о том, что происходит в школе (оценки, задания)

или дома (например, если кто-нибудь заболел, приехали гости и т. п.)

Затем можно перейти к теме предыдущего сеанса. Почти все дети приносят

рисунок, который психотерапевт задал им нарисовать после представления

предшествующего мотива. Обсуждая его, психотерапевт способствует

«оживлению» рисунка, если он, например, спрашивает: «А что происходит

здесь?»; «Куда смотрит этот?»; «Что бы дереву хотелось больше всего

сделать?» – и т. п.

Такая беседа пробуждает фантазию ребенка и настраивает его на работу

со следующим мотивом. Далее следует индукция расслабления и собственно

представление образов.

По окончании процедуры представления образов происходит последующее

обсуждение, в ходе которого следует оставаться на уровне эмоционального

переживания, не проводя никакой интерпретации и анализа. Можно спросить о

том, что было самым приятным в образе, что было менее приятно, что было

самым ярким, что менее ярким, что было реальным воспоминанием, а что –

продуктом чистой фантазии. Можно расспросить о конкретных деталях образа,

что из этого пациент считает самым важным, и что произвело на него

наибольшее впечатление.

3.3.2 Работа с рисунком

Важное место в работе по методу символдрамы занимает рисование

пациентом пережитого им образа. Специалистами Института Кататимно-

имагинативной психотерапии в Германии разработана специальная методика

проведения психодиагностики – на основе рисунка пережитого пациентом

образа.

Привлечение рисунка используется в работе практически со всеми

категориями пациентов. Особенно полезно рисование пережитого в образе

материала оказалось в работе с людьми, имеющими недостаточно развитую

фантазию, испытывающими трудности вербального выражения, скованных

запретами и комплексами, а также переполненных силой образа. Если в первом

случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем случае рисунок

оказывает на фантазию человека ограничивающее и систематизирующее

воздействие.

Задание нарисовать пережитое обычно дается пациенту после окончания

представления образа. Это своего рода специальное психотерапевтическое

домашнее задание. Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале

следующего сеанса.

Иногда пациент рисует непосредственно сразу после представления образа

в кабинете психолога. В этом случае, задача психолога – создать оптимальные

возможности для наиболее полного самораскрытия личности пациента. Для этого

необходимо дать пациенту полную свободу в выборе величины и формата листа

бумаги, а также в выборе средств для рисования. Лучше всего, если пациент

сам отрежет необходимый ему для рисования лист бумаги от большого рулона,

наподобие рулона обойной бумаги. В кабинете психолога должен быть

достаточно большой выбор средств для рисования: карандаши, мелки и краски.

Пациента просят выбрать, чем он будет рисовать, вырезать из рулона

бумаги «свой» формат и что-нибудь нарисовать в течение примерно 20 минут.

Если психотерапевт наблюдает за процессом рисования пациента, то

необходимо фиксировать сопровождающие его эмоциональные проявления. Если

такого наблюдения не проводится, то о некоторых эмоциональных реакциях

можно сделать вывод по продавливаниям на обратной стороне рисунка.

Например, продавливания, соответствующие прямым линиям, уколам, толчкам и

острым углам, как правило, говорят о проявлении агрессии, а повторяющиеся

круговые движения обычно свидетельствуют о тревоге и страхе. При этом

важно, где расположены эти круговые движения. Например, многократное

круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует оральным и вербальным

страхам. Эти наблюдения сделаны на большом статистическом материале [44].

Один из них – это величина и формат выбранного листа бумаги.

Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило, люди с

завышенными представлениями о себе, склонные к нарциссизму и истерическим

реакциям, а также дети. В экстремальных случаях пациент даже продолжает

рисовать за пределами листа бумаги на столе.

Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают пациенты с

депрессивной и навязчивой структурой личности, а также имеющие заниженную

самооценку, «маленькие», «скромные».

Следующий объективный диагностический критерий – это горизонтальное

или вертикальное положение листа бумаги.

|[pic] |Горизонтальный формат выбирают обычно люди, стремящиеся охватить |

| |одновременно как можно больше областей в жизни. Это характерно для|

| |экстенсивного типа личности. Обычно на рисунке изображается |

| |несколько предметов, дорога и т. п. |

|[pic] |Выбор вертикального формата свидетельствует о целеустремленности, |

| |о способности сконцентрироваться на каком-то деле. Это интенсивный|

| |тип личности. Обычно на рисунке изображается один, поднимающийся |

| |вверх предмет. |

Важно, как пациент отрезает бумагу. Некоторые подолгу ровняют края.

Это типичный признак эпилептоидности. Некоторые сначала по линейке

отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это

признак педантичности, ригидности.

Следующий важный диагностический критерий – это наличие или отсутствие

специально нарисованных пациентом рамок. Рамка может свидетельствовать о

стремлении пациента отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь,

обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых, как раз

и служит рамка. «Рамка» может быть также образована из незанятого цветом

пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит о страхе и

неуверенности по отношению к внешнему миру. Важно, с какого края рисунка

находится такое незанятое цветом пространство.

Считается, что смещение изображения в верхнюю часть рисунка отражает

завышенный уровень притязаний, а смещение в нижнюю часть рисунка –

заниженный уровень притязаний и низкую самооценку. Левая сторона рисунка

соответствует эмоционально-интуитивной сфере личности, а правая сторона –

интеллектуально-рациональной сфере личности. В соответствии с этим, с какой

стороны рисунка образовалась «рамка» из незанятого пространства – в той

сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность.

Большое значение имеют средства, которые пациент выбирает для

рисования. Важно отметить, что выбор материала должен быть большой. И если

из всех материалов пациент выбирает, например, простой карандаш – это

говорит о страхе перед самовыражением красками (страх перед

неопределенностью). Часто для таких пациентов свойственны навязчивые черты.

Тушь (особенно черная), как правило, соответствует агрессивности. Если из

всего многообразия средств для рисования пациент выбирает шариковую ручку –

это говорит о навязчивой, слишком конкретной личности, для которой

рисование шариковой ручкой служит определенной защитой. Признаком

внутренней раскованности и нарастания степени выраженности внутренней

свободы может служить следующая последовательность выбора изобразительных

средств: 1. цветные карандаши, 2. восковые мелки, 3. пастель, 4. гуашь, 5.

акварель. В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной

личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя,

несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны, рисование

цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту

опираться на четкие линии.

Интерпретация расположения элементов рисунка на листе бумаги (в

центре, вверху, внизу, слева и справа) соответствует разработкам

классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее животное»).

При обсуждении рисунка пациента можно спросить: «Где Вы чувствуете себя

лучше? В какую сторону Вы бы пошли?»

С диагностической точки зрения, важно, что самое важное пациент

бессознательно располагает в центре, что бы он потом ни говорил.

Это же можно сказать и о перспективе. Самое важное пациент

бессознательно располагает на переднем плане, – опять же, как бы потом он

сам ни комментировал свой рисунок. Само наличие или отсутствие перспективы

– это тоже диагностический критерий. Отсутствие перспективы у взрослых

пациентов может быть связано с психотическими нарушениями. Известно, что на

рисунках больных шизофренией часто нет перспективы или она потеряна.

При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, отличные от

нормы элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей

тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с

принципами классических рисуночных тестов (например, теста «Несуществующее

животное»).

Один из таких диагностических критериев – это особенность изображения

линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет пропущенный участок между

«небом» и «землей» – это может говорить о расщеплении психической

структуры, разрыве между «верхом» и «низом».

3.3.3. Символика цвета и чисел

Анализ рисунка включает в себя интерпретацию основного цветового фона

изображения и цвета отдельных его элементов. Известно, что цвет отражает

различные эмоции человека. Причем один и тот же цвет может одновременно

вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний.

Поэтому при анализе рисунка важно расспросить пациента, какое впечатление

производит на него рисунок в целом и отдельные его части, нравится ли ему

тот или иной цвет и т. д.

Символика цвета определяется одновременно множеством факторов – как

наследуемых, так и формирующихся при жизни. При этом на образование символа

может оказывать влияние любое событие, начиная с внутриутробного развития,

особенностей протекания беременности у матери, родов, развития в

младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения

детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, в которой находится

пациент сейчас. Причем особое внимание следует уделить событиям последних

двух дней. Символообразование формируется по принципу сгущения. Этот важный

аналитический принцип предполагает, что в каждом образе или элементе

рисунка одновременно проявляются символические отражения множества

различных событий, происшедших с пациентом в разное время. Другой важный

аналитический принцип символообразования – принцип амбивалентности –

предполагает существование у одного и того же символа прямо противоположных

значений (Таблица 2). Именно поэтому при анализе символики цвета мы

попытаемся выделить два основных полюса в спектре символических значений

каждого цвета, что поможет сделать затем необходимые диагностические

выводы.

Интерпретация цветов в Символдраме.

Таблица 2.

|цвет |Положительные |Отрицательные |

| |характеристики |характеристики |

| |любовь, страсть |агрессия |

|красный |эротическое начало |ненависть |

| |вдохновение |опасность |

| |разум |безумие |

|синий |дисциплина |иррациональность |

| |порядок, верность | |

| |открытость |ревность, зависть |

|желтый |активность |жадность, лживость |

| |свобода, слава, сила |мания, бред |

| |Зрелость личности |вытесняет другие цвета |

|оранжевый |радость |страсть борьбы и войны |

| |энергия, сила | |

| |Витальное начало |яд |

|зеленый |рост |болезнь |

| |надежда |незрелость |

| |равновесие |внутреннее беспокойство |

|фиолетовый |мистика, колдов. чары |тревога, отречение |

| |сокровенное знание |меланхолия |

| |покаяние | |

| |материнство |грязь |

|коричневый |плодородие |гной |

| |земля |кал |

| |достоинство |смерть |

|черный |торжественность |траур |

| | |грех |

|белый |чистота |привидение |

| |гармония |траур |

| | |неясность |

|серый | |туман |

| | |депрессия |

Число символизирует порядок, последовательность и упорядоченность. С

его помощью осуществляется качественная и количественная оценка как мира,

так и человека. При интерпретации (Таблица 3) символического значения чисел

мы пользуемся теми же основополагающими принципами глубинно-психологической

символики, что и при интерпретации символического значения цвета. Здесь

также максимально возможная интерпретация допустима только на уровне

гипотезы, достоверность которой проверяется на основании совокупности всех

имеющихся рисунков, образов и сновидений, а также данных анамнеза.

Таблица 3.

Значение чисел

|Число |Значение |

|Один |С одной стороны всеобщность, абсолютность, с другой |

| |одиночество, нарциссические тенденции |

| Два |С одной стороны соединение двух, пара, связь, соответствие,|

| |с другой разделение, полярность, противопоставление, |

| |противоположность, сомнение |

|Три |число полноты, совершенства. Развитие, цикл, динамика, |

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ