Рефераты

Влияние самооценки на уровень успешности профессиональной деятельности

первых, с осознанием соответствия своих личностных возможностей

профессиональным требованиям и задачам, во-вторых, с рефлексией, с

удовлетворённостью, с успешностью деятельности, в-третьих, с социальным

одобрением.

Исходя из вышеизложенного, подведём итоги по этому пункту:

профессиональное самосознание является важным звеном в регулировании, как

текущей деятельности, так и профессионального развития субъекта в целом.

Завершим главу словами Е.А. Климова, ведущего специалиста в этой области:

"Образы самосознания человека (наряду с образами окружающего мира) –

необходимая основа целесообразной регуляции , саморегуляции его трудовой

деятельности и взаимодействия с окружающими людьми … Человек планирует и

строит свою трудовую деятельность с учётом не только внешних обстоятельств

и вероятности ожидаемых событий , но и личностных качеств , функциональных

состояний … Развитое самосознание – одно из условий формирования

оптимального индивидуального стиля ("своего почерка") в труде, связанного с

максимальным использованием человеком своих сильных сторон и компенсацией

недостатков … Образы самосознания – одно из необходимых условий нахождения

человеком наиболее подходящего для него места, в частности, в

профессиональной общности, а также условие планирования и построения личных

профессиональных планов на этапе выбора профессии" (23, с.25).

Осветив вышеприведённые темы, перейдём теперь к завершающей теме

нашего теоретического исследования – вопросу влияния самооценки на

упешность профессиональной деятельности.

1.6. Взаимосвязь самооценки и успешности профессиональной деятельности

С. Л. Рубинштейн пишет: "Реальная личность, отражаясь в своём

самосознании, осознаёт себя как " я ", как субъекта своей деятельности ".

Он говорит, что человек прежде всего для нас определяется его отношением к

своему труду, поэтому его самооценка определяется тем, что он как

общественный индивид делает для общества. Это сознательное общественное

отношение к труду, по мнению С.Л. Рубинштейна, является стержнем

самосознания личности (57, с639-640). На наш взгляд слова этого великого

учёного остаются уникальными и по сей день.

На сайте интернета

http://testonlaine.webservis.ru/test/test3/index.php (88) говорится, что

человека с низкой самооценкой не ценит никто, кроме самых близких друзей:

«Неуверенность – своеобразный сигнал для окружающих, так как никто не знает

человека лучше, чем он сам, а он заранее расписывается в своей

несостоятельности, показывая тем самым свою неуверенность», что говорит о

негативном влиянии низкой самооценки на жизнь человека.

Во «всемирной паутине», на страницах, посвящённых поиску работы, можно

встретить описание факторов, необходимых для успешной карьеры (83):

1. Самооценка: важна, поскольку отражает уверенность человека в своих

профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность

происходящему. Оптимальна - высокая самооценка, уважение к себе при трезвой

(реалистичной) оценке своих возможностей и способностей. Заниженная

самооценка приводит к выученной беспомощности - человек заранее опускает

руки перед трудностям и проблемами, поскольку все равно ни на что не

способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на

внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями.

2. Уровень притязаний «самооценка в действии»: Высокий уровень

притязаний указывает на то, что человек хочет многого достичь в жизни,

подняться по социальной или профессиональной лестнице, завоевать свое место

под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи.

Низкий уровень притязаний бывает у людей, для которых важнее не потерять

достигнутое, избежать неудачи.

3. Локус контроля. Это показатель ответственности человека. Люди с

внешним локусом контроля ищут объяснения всего происходящего в стечении

обстоятельств и поступках других людей. Внутренний локус контроля говорит

об ответственности за свои поступки и способности делать выводы из

собственных ошибок (иногда приводит к чрезмерному самообвинению (83)).

«Самооценка является важным фактором, поскольку отражает уверенность

человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и

адекватность происходящему. Оптимальна – высокая самооценка, уважение к

себе при трезвой (реалистичной) оценке своих возможностей и способностей.

Заниженная самооценка приводит к "выученной беспомощности" – человек

заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, так как всё равно ни

на что не способен. Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями

на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями» (83).

Неверная самооценка, считают Санфорд и Донован, лежит в основе многих

проблем, которые могут быть у женщин, - от переедания до алкоголизма. "Если

мы не любим себя и не уважаем себя…мы выбираем работу, слишком простую для

наших возможностей, и совершаем другие ошибки … в основе которых, -

замечает Санфорд, - лежит наше мнение, что мы этого заслуживаем" (87).

Успех - это всегда следствие внутренних, а не внешних причин (80).

То есть все, что может помочь человеку в достижении успеха, находится в нем

самом. К этим внутренним признакам, отличающим успешного человека от не

успешного, относятся, в первую очередь, три фактора:

самооценка,общительность,энергичность.

1) Самооценка, так как помогает найти свое место среди

окружающих людей. Чем ниже самооценка, тем хуже считает себя человек по

сравнению с окружающими людьми. Он ждет (и как правило, дожидается,

неосознанно провоцируя окружающих) насмешки, обмана, унижения со стороны

тех, кто с ним общается. Защищая себя, он выстраивает вокруг стену

недоверия. Такие люди не могут объективно воспринимать мир и,

следовательно, принимать правильные решения.

«Человек, постепенно накапливая опыт неуспеха, начинает чувствовать

себя непригодным к этой жизни.

Человек, чья самооценка высока, доверяет самому себе и совершает

обдуманные поступки. Он в состоянии самостоятельно разобраться в ситуации и

сделать правильный выбор, опираясь на свой опыт, а не на чужое мнение.

Даже человек, ценящий себя выше, чем он того заслуживает, находится в

более выгодном положении, чем человек с заниженной самооценкой.

Самооценка служит основой, на которой человек выстраивает свои

взаимоотношения с окружающим миром» (79).

2)Общительность человека.

«Можно быть умным и образованным, но если человек не умеет общаться

с людьми, то все знания и умения останутся нереализованными по

той причине, что у вас не будет единомышленников. Выстроить свое

дело и достичь в нем успеха для такого человека - вещь непосильная» (там

же).

3) Энергичность человека. Под энергичностью нужно понимать

способность человека упорно тратить свои силы для достижения выбранной

цели.

С.Ю. Колесников (консультант в области управления предприятием;

директор по персоналу и организационному развитию группы компаний «СБС»)

(76) пишет: «Уверенность в своих силах заставляет человека бороться за то,

что он ранее считал непосильным для себя, что открывает новые возможности.

Высокая самооценка помогает избежать задержек при выборе вариантов

действий. Раз выбрав стратегическое направление, успешный человек идет по

нему, не сворачивая. 0н осознает, что существуют и другие пути, ведущие к

его цели, однако, уверенность в собственной силе убеждает его, что путь, им

выбранный, по крайней мере, ничуть не хуже других путей, и он достигнет

своей цели. Здоровая амбициозность и желание быть лучшими играет роль

топлива, позволяя менеджеру и возглавляемой им фирме двигаться вперед».

Р.Бернс (8, с.151) высказывается так о высокой самооценке: «Высокая

самооценка обеспечивает хорошее владение техникой социальных контактов,

позволяет индивиду показать свою ценность, не прилагая особых усилий».

Многое из того, что делает человек или отказывается делать, зависит от

уровня собственного достоинства человека. Т.Шибутани пишет: «Те, кто сам не

считает себя особенно талантливым, не стремятся к очень высоким целям и не

проявляют огорчения, когда им не удаётся что-то хорошо сделать… Человек,

который думает о себе как о никчёмном, ничего не стоящем объекте, часто

неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те

кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они

считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо» (77, с.220).

Ф. Зимбардо (20, с.282) говорится: «…то, что мы думаем о себе,

оказывает глубокое влияние на всю нашу жизнь. Люди, осознающие собственную

значимость, как правило распространяют вокруг себя ореол удовлетворённости.

Они менее зависимы от поддержки и одобрения окружающих, поскольку научились

сами себя стимулировать. Такие люди своей предприимчивостью и инициативой

заставляют вращаться социальный механизм, и соответственно им достаётся

львиная доля предоставляемых обществом благ».

О самооценке политиков Екатерина Егорова, председатель совета

учредителей "НикколоМ", высказывается таким образом: «У политика, как у

каждого человека, есть представление о самом себе. И если политик доволен

собой и у него высокая самооценка, то он держится весьма уверенно и

замотивирован на успех. Важно, конечно, чтобы его уверенность в себе

соответствовала его компетентности в излагаемой теме. Как правило,

уверенные в себе политики воспринимаются как более убедительные с точки

зрения аргументации» (78).

Л.Н.Корнеева (28) указывает, что на профессиональную

деятельность специалиста оказывает влияние параметр высоты самооценки.

Высота самооценки влияет на уровень целей и широту профессиональных планов

субъекта. Адекватная самооценка профессионала определяет степень

расхождения между уровнем его притязаний и реальным уровнем осуществления

деятельности, точность постановки целей, адекватную эмоциональную реакцию

на различный результат деятельности. Завышенная самооценка способствует

постановке целей, не соответствующих возможностям профессионала: он

ориентирован на успех, пренебрегает необходимой информацией, не развивает

больших усилий для достижения своих целей. Заниженная самооценка приводит к

пассивности, боязни ответственности, к склонности профессионала ставить

лёгкие цели и задачи; к ожиданию неуспеха. Неадекватная самооценка не

позволяет профессионалу полностью реализовать свои возможности в

профессиональной деятельности. В данной работе Л.Н. Корнеева показала роль

и функции самооценки в регуляции профессиональной деятельности, что

является очень ценным для нашего исследования.

В.В.Овсянниковой (43) изучались самооценки профессионально значимых

личностных качеств у учащихся ПТУ и профессионалов. Ею была установлена

следущая динамика в формировании самооценки профессионально значимых

качеств: от завышенной у начинающих обучение и учащихся I курса ко всё

более реалистичной у учащихся III курса. Ею было выявлено, что

профессионалы (успешные профессионалы) имеют высокий показатель самооценки,

они оценивают себя исходя из реальных производственных результатов своей

деятельности.

О.Н.Родина обращает внимание на то, что внешние и внутренние оценки

успешности деятельности существенно зависят от личностных особенностей

человека, от его мотивов, направленности, потребностей, интересов, свойств

нервной системы, особенностей характера и самооценки (53).

Исследования мотивационной сферы госслужащих, проведённые И.И.

Богдановой, В.Ф. Спиридоновым показали, что значительную роль в

формировании мотивов их деятельности играют ценностные ориентации (50).

Е.М. Борисовой изучалась динамика становления личности ткачих. Она

выяснила, что передовым ткачихам свойственен высокий уровень

профессиональных притязаний и адекватная устойчивая самооценка,

складывающаяся под влиянием реальных достижений субъекта деятельности, а

также под влиянием оценок со стороны трудового коллектива. Устойчивость и

адекватность самооценки является основой для формирования черт личности –

уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Для работниц, не

справляющихся с профессиональными заданиями, характерна неуверенность в

своей профессиональной состоятельности, которая в свою очередь

подкрепляется оценкой, даваемой окружающими. На этой основе у них

складывается заниженная самооценка и сниженный уровень притязаний (11).

Н.В.Самоукина считает, что для достижения профессионального успеха

большое значение имеет внутреннее состояние, сопутствующее эффективной

деятельности. Она пишет, что человек, когда у него получилось что-то важное

и значимое, чувствует спокойствие и уверенность в себе, " будто наперёд

знали, что у вас всё получится " (59).

Н.В.Самоукина замечает, что успешные люди, в своём стремлении вверх,

не проявляют сверхзависимости от своего положения: они очень уверены в себе

и своих возможностях. "Именно напористость и уверенность, даже при

отсутствии яркого таланта,- продолжает Н.В.Самоукина,- являются основными

причинами успеха в случае, если конкурентом выступает талантливый, но

стеснительный и неуверенный" (там же, с.234).

Вирджиния Н.Квинн (21) пишет, что исследования проведённые Ливануэем и

Уайли (Levanway, 1955; Wylie, 1957) позволили заключить, что люди с

положительными Я-концепциями склонны терпимее относиться к окружающим. Им

легче смириться с неудачами, которые у них случаются реже, так как как

правило они работают эффективнее, чем люди с низкой самооценкой.

Большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать над простыми

задачами, так как тогда они уверены в успехе.

Типичный портрет (74) успешного предпринимателя, по мнению

североамериканских исследователей, включает в себя такие личностные

свойства, как реалистическая оценка при выборе альтернатив, критичность в

представлении о своих возможностях и одновременно высокий уровень

притязаний, готовность идти на разумный риск, преодолевать узко

конъюнктурные оценки и хорошо прогнозировать развитие событий. Согласно

полученным данным «предприниматели не страдают от скромности, их самооценка

тождественна, а иногда и превосходит оценку преуспевающих коллег. Это

важный методический вывод, позволяющий рассматривать самооценки

предпринимателей либо как завышенные, либо как адекватные» (74, с.81).

Ю.А.Борисов, И.А.Кудрявцев (10) выявили, что у успешных менеджеров

наблюдается тенденция к завышенной самооценке, у них высокий уровень

самоуважения, они полны уверенности в своих силах, оптимистически

прогнозируют будущее, стремятся постоянно повышать уровень целей и

требований к себе. Напротив, в образе мира неуспешных менеджеров нет

видения себя ответственными и автономными в пределах своей компетенции

лидерами, нет властной ролевой диспозиции, смысловой установки на

эффективное управление подчинёнными или людьми.

Ю.А.Борисов, И.А.Кудрявцев (10) говорят, что зависимость успешности

управления от структурно-содержательных характеристик самосознания и

мотивационно-смысловой сферы закономерна. Она позволяет учитывать

количество и качество отклонений по этим личностным параметрам от

соответствующих шкал принятого культурного эталона как критерии

профессионального отбора.

Н.А. Гульянова пишет, что в процессе любой деятельности человек

получает подтверждение уже имеющемуся Я - образу, либо воспринимает в себе

что-то новое и по-новому. «Значимый неуспех,- говорит Н.А.Гульянова,-

снижает устойчивость Я – образа» (16, с.68).

С.В.Славнов отмечает (62), что операциональная сторона, включающая

личностные профессионально важные качества и представления о них, наиболее

существенна с точки зрения прогноза профессиональной пригодности, тогда как

мотивационная сфера ("духовное наполнение профессии": увлечённость

"менталитетом" профессии, мотивация "высоких уровней достижения",

стремление к саморазвитию в профессии, "внутренний локус профессионального

контроля") имеет важнейшее значение для профессионального роста.

С.В.Славнов (там же) выявил в проведённом исследовании образа

успешного профессионала у опытных сотрудников следующие оценки по

личностным чертам: быстро и легко входит в контакт, хорошо контролирует

свои эмоции, наблюдателен, с адекватной самооценкой, широким кругозором и

др.; также, исследуя образ успешного профессионала у студентов, в образе

личностных черт он тоже выявил одной из них адекватную самооценку, и

стремление к профессиональному росту, как и в своём исследовании образа

успешного профессионала у абитуриентов снова одним из пунктов выявлена

адекватная самооценка.

И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий указывают, что осознание временной

перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в себе (31),

в своих силах и возможностях.

А.К. Маркова (36), исследуя успешность педагогической деятельности,

заключает, что наиболее важным для педагога является формирование

положительной самооценки в целом, так как у учителя, позитивно

воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность

своей профессией и эффективность работы в целом.

В исследовании Н.А. Лавровой (32) указаны авторы, считающие самооценку

важным компонентом влияния на успех в профессиональной деятельности: А.Р.

Фонарёв - «уверенность в себе» (с.179) - выделяет её одним из таких

факторов; Р.В. Овчарова считает неприемлемой низкую самооценку в

профессионально – важных личностных чертах психолога; А.Г. Васюк также

выделяет одной из важных характеристик врача адекватную самооценку.

Том Шрайтер (95) пишет: «То, как мы себя видим, определяет, как мы

думаем, и определяет решения, которые мы принимаем… Если вы зарабатываете

пятьдесят долларов, то вы, соответственно, имеете самооценку на пятьдесят

долларов. Если вы зарабатываете десять тысяч долларов в месяц, то вы имеете

самооценку на десять тысяч»,- хотя со вторым утверждением данного автора мы

не вполне согласны, так как в жизни людей встречаются ситуации, когда

данное заключение себя не оправдывает.

Обобщая результаты вышесказанного, можно подвести итог, выражаясь

словами Петровского А.В.: "Всё что сложилось и отстоялось в личности,

возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с

ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение

существенно важные ориентиры для своего поведения, всё время сверяет то,

что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их

мнениями, чувствами и требованиями. Познавая качества другого человека,

личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать

собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного "Я" есть результат

сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в

других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому

человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к

его личностным качествам, поступкам, проявлениям; всё это входит в

самооценку личности и определяет её психологическое самочувствие" (46,

с.410).

Согласно работам, проведённым перечисленными авторами, можно

заключить: самооценка является центральным звеном произвольной

саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его

отношение к миру, к людям, к самому себе; выступает в качестве важной

детерминанты всех форм и видов деятельности и социального поведения

человека.

Она выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на развитие

личности, её деятельность, поведение и взаимоотношения с другими людьми.

Отражая степень удовлетворённости или неудовлетворённости собой, уровень

самоуважения, самооценка создаёт основу для восприятия собственного успеха

или неуспеха, достижения целей определённого уровня, то есть уровня

притязаний личности.

Люди с адекватной либо высокой самооценкой настроены более

оптимистично, нежели те, у кого самооценка занижена; они успешно решают

встающие перед ними задачи, так как чувствуют уверенность в собственных

силах. Такие люди менее подвержены стрессу и тревожности, доброжелательно

воспринимает окружающий мир и себя самого.

Верная самооценка дает человеку нравственное удовлетворение и

поддерживает его человеческое достоинство.

Основы самовосприятия закладываются в детстве и могут оказывать

влияние на весь дальнейший ход жизни.

Профессиональная самооценка рассматривается как самоотношение

служащего к результату сопоставления реального и идеального "Я -

профессионал", формирующегося в результате процесса самооценивания (в

контексте профессиональной деятельности службы, в сравнении с другими и с

самим собой).

Ещё у С. Л. Рубинштейна (56) основной мыслью концепции субъекта и его

деятельности, основания которой заложены в статье 1922 года ("Принцип

творческой самодеятельности") является то, что человек и его психика

формируются и проявляются в деятельности. Согласно принципу единства

сознания и деятельности, деятельность человека обуславливает формирование

его сознания и самосознания, психических процессов, свойств человека, а они

в свою очередь являются регуляторами его деятельности, условиями её

адекватного выполнения.

Подводя итог первой части нашей работы, можно заключить, что

исследования, проведённые российскими и зарубежными авторами, показали

зависимость успешности профессиональной деятельности от уровня самооценки

человека. Все авторы единогласны во мнении негативного влияния

неадекватной, либо заниженной и завышенной самооценки на социальное

поведение человека и его деятельность. Мы также попробуем проследить в

эмпирической части нашего исследования выявленную закономерность.

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы влияния самооценки на уровень

успешности профессиональной деятельности.

В данном исследовании принимали участие студенты 5 курса, вечернего

отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова, специализации «Психология менеджмента».

В эксперименте рассматривалась упешность их учебной деятельности, как

квазипрофессиональной, путём сопоставления их оценок и собственной оценки

успешности своей учебной деятельности с уровнем самооценки испытуемых.

В эксперименте учавствовало 31 человек. Успешными в профессиональной

(в данном случае учебной) деятельности мы признали 12 из них и столько

же признано неуспешными. Остальные участники эмпирического исследования

были нами отсеяны, так как мы не могли их отнести ни к одной из

вышеуказанных групп по нижеприведённой причине.

Исследование проходило в аудиториях МГОПУ им. М.А. Шолохова, в

вечернее время, перед началом лекций. Испытуемым вслух зачитывалась

инструкция, после чего раздавались бланки для ответов, заполняемые

самостоятельно.

Успешными студентами мы признали таких, у которых в журнале за

последний год обучения (так как именно он результативен для показания

успешности предстоящей профессиональной деятельности) было не более двух

оценок «хорошо». Неуспешными – тех, у кого имелась хотя бы одна оценка

«удовлетворительно». Остальные студенты нами не рассматривались из-за

невозможности влиять на ход эксперимента, однако мы приведём таблицу, в

которой более подробно освещены эти данные.

Для большей наглядности заменим оценки «отлично» на «5», «хорошо» на

«4», «удовлетворительно» на «3».

|№ п/п |ФИО |пол |возраст |оценки |считает ли сам студент|

| | | | | |успешной свою учебную |

| | | | | |деятельность |

|1 |ФТВ |ж |22 |544455555 |да |

|2 |ЮВВ |ж |28 |5455444555 |да |

|3 |АСЕ |ж |23 |5455544554 |да |

|4 |БДН |ж |20 |444555445 |да |

|5 |РНН |ж |21 |454545454 |да |

|6 |СЮН |ж |21 |454454455 |да |

|7 |ОДН |ж |22 |444445555 |да |

|8 |ОЕЛ |ж |38 |5555555555 |да |

|9 |ЗОВ |ж |27 |5555555555 |да |

|10 |ЛЛВ |ж |21 |555555555 |да |

|11 |СТА |ж |25 |5555555554 |да |

|12 |БОА |ж |21 |545555555 |да |

|13 |ЛИБ |м |33 |545555555 |да |

|14 |НСА |ж |21 |554555555 |да |

|15 |СИН |ж |23 |5555545554 |да |

|16 |МНА |ж |26 |5555545554 |да |

|17 |ЛВА |ж |21 |555555544 |да |

|18 |КЕН |ж |21 |554455555 |да |

|19 |КИА |ж |23 |555555445 |да |

|20 |ЩЮМ |м |22 |5354454354 |нет |

|21 |УАФ |ж |20 |4344443345 |да |

|22 |СОН |ж |22 |5454543544 |да |

|23 |ПНР |ж |22 |5344444553 |нет |

|24 |НВЛ |ж |22 |5555555553 |нет |

|25 |КОА |ж |27 |5355545555 |да |

|26 |ЁСБ |ж |21 |5344333444 |да |

|№ п/п |ФИО |пол |возраст |оценки |считает ли сам студент|

| | | | | |успешной свою учебную |

| | | | | |деятельность |

|27 |ВИВ |ж |26 |5455444553 |да |

|28 |АОИ |м |38 |5343545554 |да |

|29 |ГАА |ж |21 |4344455443 |да |

|30 |КАМ |ж |21 |434455455 |средне |

|31 |РЛН |ж |21 |434545545 |да |

Нами были применены две методики исследования самооценки: Дембо-

Рубинштейн и Будасси (49).

Методика исследования самооценки личности по Будасси:

Инструкция: «Прочитайте внимательно все слова, характеризующие

качества личности (уступчивость, смелость, вспыльчивость, настойчивость,

нервозность, терпеливость, пассивность, холодность, энтузиазм,

осторожность, капризность, медлительность, нерешительность, энергичность,

жизнерадостность, мнительность, упрямство, беспечность, застенчивость,

увлекаемость). Рассмотрите эти качества с точки зрения социальной

значимости, полезности, желательности. Оцените каждое качество баллами от 1

до 20. Оценку 20 поставьте в графе «№» слева от того качества, которое по

вашему мнению является самым желательным, полезным, значимым; оценку 1 - в

той же графе слева от качества, которое менее всего желательно, полезно,

значимо. Оценки от 2 до 19 расположите в соответствии с Вашим отношением ко

всем остальным качествам. Ни одна оценка не должна повторяться.

В графе «П» отметьте оценкой 20 качество, которое, как вы считаете,

присуще вам в наибольшей степени; оценкой 19 – качество, присущее вам

несколько меньше и так далее; оценкой 1 – качество, характерное для вас в

наименьшей степени».

Обработка данных. Начиная с первой строки, из оценки, стоящей слева (в

графе “№”), вычтите оценку стоящую справа (в графе “П”). Результат запишите

в графе “а”. Возведите его в квадрат и результат запишите в графе “а2”.

Сложите все значения “а2” и запишите внизу полученную сумму. Умножьте эту

сумму на 0,00075. Вычтите полученное произведение из единицы. Это и есть

коэффициент ранговой корреляции “Ч”.

Параметры высоты самооценки:

от (- 0,2) до 0 - нереалистично низкая

0 – 0,2 - низкая

0,25 – 0,3 - ниже среднего

0,31 – 0,6 - средняя

0,61 – 0,65 - выше средней

0,66 – 0,8 - высокая

более 0,81 - нереалистично высокая

Методика исследования самооценки личности по Дембо – Рубинштейн.

Инструкция: «Каждый человек может оценивать способности, возможности,

характер. Каждую сторону человеческой личности условно можно представить в

виде вертикальной линии, где её нижняя граница – самое низкое развитие

данного качества, а верхняя – наивысшее его развитие. На каждой линии

отметьте чёрточкой уровень, который есть у вас на данный момент, а

крестиком тот уровень, достигнув которого вы были бы удовлетворены».

Используемые в методике шкалы: «здоровье» - не оценивается,

“запускает” механизм самооценки, «умение много делать своими руками»,

«авторитет у сверстников», «внешность», «умственные способности»,

«характер», «уверенность в себе».

Обработка данных: 1 параметр – высота самооценки (в нашем исследовании

мы руководствовались в основном лишь этим параметром). Адекватная

самооценка расположена в границах от 45 до 75 баллов (1 балл = 1 мм

стомиллеметровой шкалы). Ниже – заниженная и наоборот;

2 параметр – уровень притязаний. Реальный уровень располагается в

границах от 75 до 89 баллов. Ниже – нежелание развития, отсутствие

притязаний. Выше – незрелая личность, не умеющая ставить реальные цели;

3 параметр – целевое отклонение. Наилучший вариант – в пределах от 8

до 22 баллов. Выше 23 баллов – неразвитый механизм целеполагания, неумение

ставить реально достижимые цели.

2.2. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн успешных в

профессиональной деятельности студентов:

«самооценка / уровень притязаний / целевое отклонение»

|№|п|«умение|«Характ|«Умстве|«Автори|«Внешно|«Уверен|Средни|ФИО |

|п|о|много |ер» |нные |тет у |сть» |ность в|й | |

|/|л|делать | |способн|сверстн| |себе» |показа| |

|п| |своими | |ости» |иков» | | |тель | |

| | |руками»| | | | | | | |

|1|ж|69/100/|63/66/3|74/100/|73/93/2|68/88/2|82/92/1|71/90/|ОЕЛ |

| | |31 | |26 |0 |0 |0 |22 | |

|2|ж|51/53/2|69/71/2|75/89/1|53/58/5|78/78/2|79/79/0|67/71/|ЗОВ |

| | | | |4 | | | |4 | |

|3|ж|69/75/6|71/79/8|92/96/4|72/82/1|74/94/1|78/87/1|76/85/|ЛЛВ |

| | | | | |0 |4 |9 |10 | |

|4|ж|64/75/1|67/81/1|73/79/6|73/87/1|72/76/4|67/100/|69/83/|СТА |

| | |1 |4 | |4 | |33 |14 | |

|5|ж|59/77/1|67/87/2|73/98/2|77/92/1|87/100/|87/100/|75/92/|БОА |

| | |8 |0 |5 |5 |13 |13 |19 | |

|6|м|71/80/9|74/74/0|83/98/1|74/93/1|75/75/0|86/96/1|77/86/|ЛИБ |

| | | | |5 |9 | |0 |9 | |

|7|ж|70/91/2|77/92/1|81/96/1|66/77/1|74/79/5|78/83/5|74/86/|НСА |

| | |1 |5 |5 |1 | | |12 | |

|8|ж|70/100/|81/100/|89/100/|84/100/|86/100/|85/100/|82/100|СИН |

| | |30 |19 |11 |16 |24 |15 |/19 | |

|9|ж|68/86/1|76/89/1|81/93/1|72/83/1|65/83/1|82/94/1|74/88/|МНА |

| | |8 |3 |2 |1 |8 |2 |14 | |

|1|ж|81/91/1|80/88/8|76/96/2|77/95/1|85/94/9|71/88/1|78/92/|ЛВА |

|0| |0 | |0 |8 | |7 |14 | |

|1|ж|85/85/0|60/60/0|83/92/9|80/80/0|76/96/2|76/84/8|77/83/|КЕН |

|1| | | | | |0 | |6 | |

|1|ж|57/86/2|74/80/6|82/100/|81/81/0|70/79/9|75/89/1|73/86/|КИА |

|2| |9 | |18 | | |4 |11 | |

|Ср |68/84/1|73/81/9|80/95/1|73/85/1|76/87/1|79/91/1|75/87/|

|сред|5 | |5 |2 |3 |4 |13 |

|.. | | | | | | | |

|знач| | | | | | | |

|. | | | | | | | |

Средний показатель самооценки по группе равен 75 баллам, что

соответствует крайней границе адекватного уровня (76 баллов – уже

завышенный уровень самооценки); средний показатель уроня притязаний – 87

баллов (адекватен); средний показатель целевого отклонения – 13 баллов

(группе в целом присущ развитый механизм целеполагания, умение ставить

реально осуществимые цели).

100

У П

самооценка

Ц О

0 умение много делать

характер умственные авторитет

внешность уверенность

своими руками

способности у сверстников

в себе

ЦО – целевое отклонение, УП – уровень притязаний

Рис.1. График результатов, полученных у студентов, успешных в

профессиональной деятельности

2.3. Результаты по методике Дембо – Рубинштейн неуспешных

в профессиональной деятельности студентов:

«самооценка / уровень притязаний / целевое отклонение»

|№|п|«умени|«Характ|«Умстве|«Автори|«Внешно|«Уверен|Средний|ФИО |

|п|о|е |ер» |нные |тет у |сть» |ность в|показат| |

|/|л|много | |способн|сверстн| |себе» |ель | |

|п| |делать| |ости» |иков» | | | | |

| | |своими| | | | | | | |

| | |руками| | | | | | | |

| | |» | | | | | | | |

|1|м|84/96/|51/77/2|70/97/2|76/100/|84/96/1|74/91/1|73/93/2|ЩЮМ |

| | |12 |6 |7 |24 |2 |7 |0 | |

|2|ж|62/100|40/100/|41/100/|66/100/|21/100/|59/100/|48/100/|УАФ |

| | |/38 |60 |59 |34 |79 |41 |52 | |

|3|ж|52/88/|33/100/|70/100/|76/100/|67/79/1|82/100/|63/94/3|СОН |

| | |36 |67 |30 |24 |2 |18 |1 | |

|4|ж|22/96/|60/100/|78/98/2|52/96/4|85/100/|52/98/4|58/98/4|ПНР |

| | |74 |40 |0 |4 |15 |6 |0 | |

|5|ж|72/97/|80/86/6|91/96/5|61/74/1|73/91/1|85/89/4|77/89/1|НВЛ |

| | |25 | | |3 |8 | |2 | |

|6|ж|62/100|77/100/|78/100/|43/100/|59/100/|12/85/7|55/97/4|КОА |

| | |/38 |23 |22 |57 |41 |3 |2 | |

|7|ж|32/62/|63/84/2|48/77/2|56/92/3|75/92/1|47/85/3|53/82/2|ЁСБ |

| | |30 |1 |9 |6 |7 |8 |8 | |

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ