Рефераты

Юридическая психология (лекции-шпора)

Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость. быстрый темп

речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в

изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко

сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и

обстановке. Без усилий не только переключается м одной работы на другую, но

и переучивается,. овладевая новыми навыками. Как правило он в большей

степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и

представления о прошлом и будущем, экстраверт. У сангвиника чувства легко

возникают, легко сменяются. Легкость с какой у сангвиника образуются и

переделываются новые временные связи, большая подвижность стереотипа,

отражается также в умственной подвижности сангвиников, обнаруживают некот-

ую склонность к неустойчивости. Холерик. Как и сангвиник отличается малой

чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика

реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан,

несдержан, нетерпелив. Вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен. Чем

сангвиник. Отсюда - большая устойчивость стремлений и интересов, большая

настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее

экстраверт. Флегматик обладает высокой активностью, значительно

преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и

эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить - когда вокруг громко

смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях

остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и

замедлены, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и

приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и

привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью,

выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми,

слабо откликается на внешние впечатления, интроверт. недостатком флегматика

является его инертность, малоподвижность. Инертность сказывается и на

косности его стереотипов, трудности его перестройки. Однако это качество,

инертность, имеет и положительное значение, содействует основательности

постоянству личности. Меланхолик Человек с высокой чувствительностью и

малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности

приводит к тому, что незначительный повод может вызвать у него слезы, он

чрезмерно обидчив, болезненно чувствителен. Мимика и движения его

невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно он неуверен в себе,

робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Меланхолик

неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Ему

присущее легко отвлекаемое и неустойчивое внимание и замедленный темп всех

психических процессов. Большинство меланхоликов - интроверты. Меланхолик

застенчив, нерешителен, робок. Однако в спокойной привычной обстановке

меланхолик может успешно справляться с жизненными задачами. Можно считать

уже твердо установленным, что тип темперамента у человека врожденный, а от

каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не

выяснено. Темперамент И Деятельность Динамические черты личности человека

выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях -

они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей

работоспособности. Особенности темперамента сказываются в учебных занятиях

и в трудовой деят-сти. Различия по темпераментам - это различия не по

уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений. Установлено

отсутствие зависимости между уровнем достижений, т.е. конечным результатом

действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в

условиях, которые можно определить как нормальные. Итак, независимо от

степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, несстрессовой

ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку

уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в

особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования,

устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от

темперамента изменяется способ осущ-ния самой деятельности. В зависимости

от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом

действий, а способом достижения результатов. Были проведены исследования с

целью установить зависимость между способом выполнения действий и

особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался

индивидуальный стиль деят-сти как путь к достижению результатов или способ

решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной

системы. Результаты исследований подавляющего большинства авторов,

независимо от особенностей исследуемых групп и экспериментальных ситуаций,

в которых изучался типичный для данных индивидов способ выполнения

действий, показывают, что именно тип нервных процессов, оказывает

существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности.

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности

интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.

Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически

поощрять его усилия. Флегматика нужно вовлечь в активную деятельность и

заинтересовать. Он требует к себе систематического внимания. Его нельзя

переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы

не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он

требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные

успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как

можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик -

самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и

доброжелательным. От темперамента зависит, каким способом человек реализует

свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона.

Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов.

Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость

мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания. Темперамент

И Хар-р Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент не

характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды,

убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел

возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к

динамической стороне деятельности. Хотя темперамент, не может определять

отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего

богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика

динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного

образа поведения человека, характера человека. Темперамент не явл-ся чем-то

внешним в характере человека, а органически входит в его структуру.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и

долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы

организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей хар-ра,

темперамент сам преобразуется под влиянием кач-в хар-ра. Развитие хар-ра и

темперамента в этом смысле является взаимообусловленны.

53. СПОСОБНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.

1. Природная одарённость, талантливость. Человек с большими способностями.

Умственные способности. С. к музыке.

2. Умение, а также возможность производить какие–н. действия. С. двигаться.

Пропускная с. железных дорог.

Способности, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными

условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не

сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и

прочности овладения способами и приемами деятельности. Диагностика

некоторых сложившихся способностей проводится с помощью тестов. Высокий

уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности.

54. ХАРАКТЕР: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.

В психологии понятие характер ( от греч. charakter -печать, чеканка),

означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности,

складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая

типичные для нее способы поведения. Хар-р - качество личности, обобщающее

наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо

проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Хар-р -

каркас и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Характерными можно считать не все особенности человека, а только

существенные и устойчивые. Строение Характера Выступая как прижизненное

образование человека, характер определяется и формируется в течение всей

жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств,

побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется

определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль

здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в

которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойством

в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование

характера происходит в различных по уровню развития группах (семья,

дружеская компания, класс, спортивная команда, трудовой коллектив и пр.). В

зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие

ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соотв-щие черты

характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут

зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней.

В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее

благоприятные возможности для становления лучших черт хар-ра. Этот процесс

взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,

Содержание хар-ра, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет

жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные

потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности

определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности.

Хар-р человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в

жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий,

которые он себе ставит. Решающим для понимания хар-ра явл-ся

взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека каждом

обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них

формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «хар-р» относится

в большей степи к отношению этих объективно существующих задач. Характер

это не просто любое, проявление твердости, упорства и т.п. (формальное

упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно

значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе

единства, цельности, силы характера. Характерология - отрасль психологии

личности (иногда рассматривается как самостоятельная психологическая наука

в стволе индивидуальной психологии дерева психологической науки, предмет

которой характер Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков

было установление типов характера и их определения по его проявлениям с

целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Т.к хар-р

является прижизненным образованием личности, большинство существующих его

классификаций исходят из оснований, явлщ-хся внешними, опосредованными

факторами развития личности. Характер человека проявляется в системе

отношений: В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черты

характера, как общительность - замкнутость, правдивость - лживость,

тактичность - грубость и т.д.) В отношении к делу (ответственность -

недобросовестность, трудолюбие - леность и т.д.). В отношении к себе

(скромность -самовлюбленность, самокритичность -самоуверенность и т.д.) В

отношении к собственности (щедрость - жадность, бережливость

-расточительность. аккуратность - неряшливость и т.д.). Определяющую роль в

формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Хар-р

человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его

привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви и т.д. Взаимоотношения

человека с другими людьми выступают определяющим в отношении к

деятельности, порождая повышенную активность, напряжение,

рационализаторство или, напротив, успокоенность, безынициативность. В науке

среди взглядов на взаимоотношения характера и темперамента 4 основных: -

отождествление хар-ра и темперамента (Э.Кречмер, А.Ружицкий); -

противопоставление хар-ра и темперамента, подчеркивание антагонизма между

ними (П.Викторов, В.Вирениус); - признание темперамента элементом хар-ра,

его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий); - признание

темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев). Хар-

р развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в хар-

ре такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую

ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не

предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента м.б.

совершенно различный характер. Особенности темперамента могут

способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт

характера. Св-ва темперамента могут в какой-то степени даже приходить в

противоречие с характером. У человека со сформировавшимся хар-ром

темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а

становится его динамической стороной, заключаясь в определенной

эмоциональной направленности свойств характера, определенной скорости

протекания психических процессов и проявлений личности, определенной

характеристике выразительных движений и действий личности. В данном случае

нужно говорить о типических чертах хар-ра Левинтов считает, что тип хар-ра

- это конкретное выражение в индивидуальном хар-ре черт, общих для

некоторой группы людей. Хар-р не явл-тся врожденным, - он формируется в

жизни и деятельности человека как представителя определенной группы,

определенного общества. Хар-р человека - это всегда продукт общества, чем и

объясняется сходство и различие в хар-рах людей, принадлежащих к различным

группам. В индивидуальном характере отражаются многообразные типические

черты: национальные, профессиональные, возрастные. Типические черты нередко

фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах.

Своеобразно преломляясь, в национальных особенностях проявляются типические

черты, присущие дошкольникам, подросткам, пожилым людям и т.д. нетрудно

описать типический хар-р врача, военного, в то же время каждый типический

характер имеет свои индивидуальные черты. Несмотря на устойчивость, тип хар-

ра обладает определенной пластичностью. Под влиянием жизненных

обстоятельств и воспитания, требований общества тип характера изменяется и

развивается. Соответственно делят хар-ры на типы: волевой (активный,

целеустремленный, деятельный); эмоциональный (действующий под влиянием

порыва, переживаний); рассудочный (оценивающий все с точки зрения

разумности). Юнг предложил классиф-ть хар-ры в завис-сти от принадлежности

к экстравертированному и интравертированному типу.

55. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Психологическая структура преступного деяния. В соот-вии с действующим

законод-вом преступлением признается виновно совершенное общественно

опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания. Преступление имеет

характерные признаки, которые отличают его от других правонарушений: объект

объективная сторона субъект субъективная сторона Субъект — это физ-е,

вменяемое лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная

ответственность. Закон уделяет существенное значение вменяемости субъекта,

лицо, совершившее преступление, д.б. способно отдавать отчет в своих

действиях и руководить своими поступками. К субъективной стороне -

относится психическое отношение лица к содеянному, включающее понятие вины

в форме умысла или неосторожности, а также мотивов и целей преступления.

Поэтому психологический анализ преступного деяния имеет большое значение,

т.к. он является анализом психологического содержания структурных элементов

преступного действия, обусловленного волевым действием конкретного лица.

Психологические особенности преступных действий. Многие преступления

совершаются лицами импульсивно, т.е, в результате каких-то подсознательных

побуждений и обшей личностной направленности. В таких преступлениях мотив

совпадает с целью. Импульсивность поведения характерна для психопатических

личностей, которые склонны к мгновенным реакциям. Импульсивное преступное

поведение лица м.б. вызвано рядом причин: неустойчивость индивида;

алкогольное или наркотическое опьянение; психопатические аномалии личности;

преобладание эмоций при сложившейся ситуации. Импульсивность характерна для

преступлений, совершенных в состоянии аффекта, т.к. осознанные цели и

мотивы при таком состоянии отсутствуют, резко изменяется привычное

поведение человека. Такое состояние признается законом как обстоятельство,

смягчающее уголовную ответственность, т.е, оно возникает внезапно в

результате противоправных действий потерпевшего. Состояние аффекта

усиливают стрессы, которые подразделяются на: информационный стресс,

возникающий в условиях оперативно-информационной перегрузки при выполнении

сложных управленческих задач с высокой степенью ответственности;.

эмоциональный стресс может возникнуть в весьма опасных ситуациях (внезапное

нападение, стихийное бедствие и т.п.); демобилизирующий стресс, в рез-тате

кот-го нарушается целесообразность действий и ухудшаются возможности речи.

Преступные психические состояния, мотивы и цели преступного деяния. Перед

тем как совершить преступление, лицо анализирует все свои предполагаемые

действия по достижению преступного результата, а затем контролирует их

исполнение Такие действия. которые направлены на возникновение и развитие

преступного деяния, называются механизмом преступления. Механизм

преступления — это совокупность всех необходимых элементов преступного

деяния. Чтобы лицо пришло к реализации своих преступных действий,

необходимо, чтобы его преступное поведение прошло через несколько стадий:

формирование преступных замыслов; формирование мотивов преступления;

выработка окончательного решения и психологической устремленности к

достижению конкретной цели. Мотивация преступного поведения — это

системообразующий фактор механизма такого поведения. Правоохранительные

органы при расследовании конкретного уголовного дела должны в первую

очередь понять преступное поведение лица, привлекаемого к уг-ной отве-сти,

с тем чтобы установить его поведенческие стереотипы и устойчивые мотивы

поведения. В процессе реализации преступной деятельности у индивидуума

могут произойти сдвиги мотивов, свидетельствующие об изменении значения

отдельных сторон его деятельности. Именно поэтому мотив преступления

является средством правильной квалификации содеянного, а также для

назначения вида и размера наказания. Только мотив, характеризует

субъективную значимость преступного деяния, а цель — его объективную

направленность. Предпосылкой к совершению преступления явл-ся положительная

оценка субъектом подготавливаемых им условий совершения преступления, а

цель преступления формируется в непосредственной зависимости от возможности

его совершения. Успешность же подготовки к совершению преступления

укрепляет у преступника психологическую установку на его совершение. В

своей совокупности намерения, мотивы и цели преступного действия

объединяются в такое юр-кое понятие, как преступный умысел,

характеризующийся своей направленностью и содержанием. Повод к совершению

преступления. Поводом преступления явл-ся внешнее обстоятельство, кот-е

приводит в действие общ-но опасную направленность личности преступника.

Поведение любого человека обусловлено его личностью, а не возникшей

ситуацией. Это значит, что только личность приходит к выводу о том, как ей

поступить в конкретной жизненной ситуации. Ситуация возникновения

преступных действий становится показателем того, в каких конкретных

условиях конкретная личность способна совершить преступление. Ситуация

совершения преступления это и есть своего рода показатель личностного

порога социальной адаптированности индивида. Главным фактором в совершении

преступного деяния является принятие решения, по сути означающее выбор

определенного действия, направленного на реализацию поставленной преступной

цели. После принятия решения лицо связано уже тем, что приняло для себя

собственное решение, которое, формирует намерение, являющееся устойчивым

стремлением к реализации намеченной программы действий. После такой цепи

последовательных решений у лица формируется мотивация достижения цели вне

зависимости от развития событий, которые зачастую могут быть и

неблагоприятными для совершения преступления. Внезапно изменяющиеся условия

совершения преступления зачастую приводят к принятию каких-то сопутствующих

решений, которые отличаются весьма высокой категоричностью. Итак,

реагирование лица на поводы определенного плана определенными криминальными

действиями является формой проявления личностных особенностей преступника.

Способы совершения преступлений различны, поэтому их изучение является

ключом к расследованию преступления. Зачастую, готовясь к преступлению,

лицо тщательно продумывает и способы его сокрытия. Только такая

деятельность по сокрытию преступления дает правоохранительным органам

информацию об индивидуальных психических особенностях преступника и

одновременно является информационным средством раскрытия преступления.

Именно в способе преступного действия проявляться психофизиологические и

физические особенности лица, его определенные знания, навыки, привычки и

отношение к различным сторонам действительности. Результаты преступного

деяния могут быть различными, начиная от явки с повинной или

чистосердечного раскаяния с осознанием вины до глубочайшего удовлетворения

от совершенного преступления.

56. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ.

С (.)зрения русского языка “личность” -“человек,... носитель каких-нибудь

свойств...” или “совокупность свойств, присущих данному человеку,

составляющих его индивидуальность...”, “отдельный человек в обществе,

индивидуум...” (“Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто

отдельного человека” Кон. Социология личности). Слово “преступник” означает

того, “кто совершил уголовное преступление”(в единственном значении) или

“человек, кот-й совершает или совершил преступление”. Синонимами этого

слова явл-ся “уголовник”(разг.); правонарушитель (юрид.); злоумышленник,

вор, тать (устар.); варнак (устар.,прост.); злодей, лиходей (устар.) Итак,

“личность преступника” можно представить, как “совокупность свойств,

присущих, совершающему или совершившему преступление, человеку,

составляющих его индивидуальность”.

Структура личности - концепция личности, обобщающая процессуально-

иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур

высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

57. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА. ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА.

Личность преступника -представляет собой совокупность ее социально-значимых

свойств, сложившихся в процессе разнообразных взаимодействий с другими

людьми и делающих в свою очередь ее субъектом деятельности, познания и

общения. Личность как член общества, социальных групп или иных общностей,

как носитель социально типичных черт. Криминологический анализ личности

предполагает и максимальный учет индивидуальных психических особенностей, и

биологически обусловленных свойств, которые отражаются на механизме

человеческого поведения, включая преступное. Причиной совершения

преступлений являются, как известно, лишь социально приобретенные

отрицательные черты личности. Неблагоприятные особенности отдельных

психических процессов, состояний и биологически обусловленных свойств могут

лишь способствовать действию этой причины. В структуре личности преступника

выделяется ряд подструктур: -одна из них включает в себя такие социально-

демографические признаки, как социальное происхождение и положение,

семейное и должностное положение, национальная и профессиональная

принадлежность, а также уровень материальной обеспеченности; -уровень

умственного развития, культурно-образовательный уровень, знания, умения и

навыки; -в 3ю входят нравственные качества, ценностные ориентации и

стремления личности, ее социальные позиции и интересы, потребности,

наклонности, привычки; -четвертую образуют психические процессы, свойства и

состояния личности; -пятая объединяет такие биофизиологические признаки,

как пол, возраст, состояние здоровья, особенности физической конституции и

т.д. (причем имеются социальные проявления этих признаков). Изъятие любой

из подструктур разрушает целостность всей структуры, поскольку ни одна из

них не может существовать самостоятельно. Все они находятся в

взаимоотношениях и взаимосвязи, благодаря чему мы имеем дело не с их

простой суммой, а со сложной совокупностью элементов, образующих в целом

личность преступника. М.б. предложены и др.варианты структуры личности

преступника. Напр. следующая схема, включающая: -социально-демографические

и уголовно-правовые признаки; -социальные проявления в различных сферах общ-

ной жизни; -нравственные свойства; -психические особенности. Криминологию

особенно интересуют нравственные качества, ценностные ориентации и т.д.,

равно как и психологические особенности. Надо знать и учитывать все

особенности личности преступника, т.к они влияют на индивидуальное

поведение. Направленность личности представляет собой характеризующее

данного человека и своеобразно переживаемое им избирательное отношение к

действительности, влияющее на его деятельность. Направленность - ведущий

элемент в психологической структуре личности. Она оказывает определяющее

влияние на др.ее элементы - объем знаний, характер проявления биологически

обусловленных свойств (темперамент, задатки). Направленность имеет решающее

значение для определения социального типа личности. То обстоятельство, что

выбор преступного поведения порождается определенным своеобразием самой

личности, обусловлено многими криминологическими исследованиями. Эта

направленность и определяет выбор лицом соответствующего варианта

преступного поведения. В предупредительной работе многие из черт личности

преступника д.б. объектом воздействия. В большей степени это относится к

нравственным характеристикам, подлежащим коррекции. Но бывает так, что

изменить поведение человека очень трудно, если не принять меры к повышению

его профессионального уровня, овладению новыми специальностями, упрочению

материальной обеспеченности, лечению соматических заболеваний и психических

расстройств. Одной из коренных проблем изучения личности преступника явл-ся

проблема соотношения соц-ого и биологического. Положения психологии,

психофизиологии, психиатрии, некоторые криминологические данные дают

основание считать, что ослабление или искажение психической деятельности

любого происхождения способствует возникновению и развитию таких черт

характера, как раздражительность, агрессивность, жестокость, и, вместе с

тем ведет к снижению волевых процессов, повышению внушаемости, ослаблению

сдерживающих контрольных механизмов. Эти черты препятствуют нормальной

социализации личности, приводят к инвалидности, мешают заниматься

определенными видами деятельности и вообще трудиться, что повышает

вероятность совершения противоправных действий и ведения антиобщественного

образа жизни. Значимость указанных факторов возрастает в современных

условиях, характеризуемых общей психической напряженностью, увеличением

количества эмоционально-стрессовых расстройств, состояний психической

дезадаптации. Но это не означает, что аномалии психики являются причиной

совершения преступлений. 1.среди всей массы преступников субъекты с такими

аномалиями не составляют большинства. 2. даже наличие психических аномалий

у конкретного лица не всегда свидетельствует что они сыграли криминогенную

роль в его противоправном поведении. 3. не сама аномалия психики

предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные

условия формирования индивида, которые породили его криминогенные

личностные черты. Такие аномалии могут способствовать их возникновению и

развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в кач-ве условия,

не определяющего это поведение в целом. Констатация какой-то психической

аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности,

органического поражения центральной нервной системы и т.д.) не объясняет,

почему этот человек совершил преступление. Мотивация, внутренние причины

преступного поведения не представлены в диагнозе, кот-й лишь определяет

наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому

понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно

лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если, они

имеются вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут

влиять на них. Как установлено, психопатии, например, являются одним из

факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же

время давно известно, что психопаты успешно работают и выполняют многие

другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по

себе, а социальный облик лица, сформированный обществом. Личность, ее

психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит

взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их

соотношение понять невозможно. Интенсивность проявления социальных и

биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Но и

здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных

отношений, соц-ное качество человека, сформированное воспитанием, средой.

Основные черты криминологической хар-тики личности преступника. Изучение и

учет криминологических особенностей личности позволяет установить отличия

преступников от не преступников, выявить факторы, влияющие на совершение

преступлений. Такой анализ надо осущ-ть не только в масштабах страны,

республики, края или области, но и в городах и районах, отдельных участках

оперативного обслуживания, по отдельным делам. Его результаты помогут

определить важные направления предупредительной работы. Выборочные

криминологические исследования, статистические данные свидетельствуют что:

-среди преступников значительно больше мужчин, чем женщин; -возрастная

характеристика преступников позволяет делать выводы о криминогенной

активности и особенностях преступного поведения представителей различных

возрастных групп. Криминологией давно установлено, что лица молодежного

возраста чаще совершают преступления агрессивного, импульсивного характера.

Противоправное же поведение лиц старших возрастов менее импульсивно, более

обдуманно, в том числе и с точки зрения возможных последствий такого

поведения. Наконец, возраст во многом определяет потребности, жизненные

цели людей, круг их интересов, образ жизни, что не может не сказываться на

противоправных действиях. Необходимо также помнить, что многие из этой

категории правонарушителей имеют психические аномалии (как наследственные

/психопатия, слабоумие в форме дебильности и пр., так и носящие

приобретенный характер /алкоголизм, наркомания, травмы центральной нервной

системы и пр.). Преступления, совершаемые несовершеннолетними и лицами до

24 лет чаще всего совершаются кражи, хулиганские действия, грабежи,

изнасилования и угоны автотранспорта; - семейное положение и особенно

воспитание оказывает влияние на формирование личностных качеств.

-коэффициент преступности среди не состоявших в браке почти в два раза

выше, чем среди состоявших (хотя это объясняется и тем, что значительную

долю преступников составляют молодые люди не успевшие обзавестись семьей);

-особое внимание необходимо обращать на трудовую деятельность до совершения

преступления (здесь характерна частая смена места работы и учебы, большие

перерывы и пр.); -уровень образования преступников, как правило ниже, чем у

законопослушных граждан, однако в среде военнослужащих (солдатов и

сержантов) высокий интеллект и престижное образование часто является

раздражающим фактором для основной массы, что часто создает предпосылки

виктимизации; - наличие в воинском коллективе представителей разных

национальностей, распределение его членов по религиозному признаку или по

землячеству также влияют на формирование личности конкретного

военнослужащего. -современное положение, выраженное в существенном

материальном расслоении общества выделяет личность преступника по

имущественному положению, т.е. по доходам. -среди характеристик личности

преступников особого внимания заслуживают такие, как характер и

длительность преступной деятельности. Преобладающую часть преступников

составляют: убийцы, воры, хулиганы, разбойники, грабители, мошенники,

насильники и те, кто нанес пострадавшим телесные повреждения. Важно

отметить наличие специального рецидива, т.е. повторного совершения тех же

или сходных преступлений среди хулиганов, мошенников и лиц, совершавших

ранее кражи и последнее, -особое отношение к закону. Нельзя сказать, что

лица, совершающие преступления, плохо их знают., а подавляющее большинство

из них обладают даже большими правовыми знаниями, чем законопослушные

граждане. Но у них отсутствует уважительное отношение к праву, не

сформирована потребность следовать его предписаниям. Это относится не

только к преступникам-рецидивистамНо нельзя рассматривать человека как

некую абстрактную схему, хладнокровно раскладывая его качества “по

полочкам” (способен - не способен, умен - не умен, предрасположен - не

предрасположен), “приговаривая” его к той или иной роли в жизни и подчас

лишая его тем самым каких-либо перспектив. С учетом вышесказанного, т.е. не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ