Рефераты

Юридическая психология (лекции-шпора)

Анализ следственной практики показывает, что чаще всего объектом опознания

является человек. При этом он может восприниматься непосредственно или

опосредованно, в целом или по отдельным признакам (например, свидетель не

видел преступника, а только слышал его голос). В ситуациях, связанных с

совершением преступления, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно

внешность преступника, его физические, возрастные, национальные

особенности. При необходимости вспомнить и описать воспринятое за основу

берутся далеко не все, а лишь отдельные, так называемые опорные признаки:

возраст, рост, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике

наблюдатель чаще всего запоминает форму лица, носа, величину и форму лба,

бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз*. Нередко потерпевшие, свидетели

воспринимают и запоминают преступника по таким признакам его внешнего

облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые, строго

говоря, не относятся к физическим признакам человека. При восприятии и

последующем опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных

признаков человека, его особых примет. Так, сообщение на допросе о том, что

преступник имеет на лице характерный шрам, будет способствовать его розыску

и опознанию. Психологическая характеристика предъявления для опознания

основана на анализе двух основных процессов: усвоение отличительных

признаков определенного объекта и использование данных признаков для

выделения этого объекта из других, ему подобных. Первый процесс психологи

называют формирующим и относят его к стадии усвоения, второй –

опознавательный – они относят к стадии распознавания*. Первая стадия в

основном доследственная. Усвоение отличительных признаков завершается

созданием мысленного образа человека или предмета, кот-й лишь позднее будет

представлять интерес для следствия. Вторая целиком входит в содержание

рассматриваемого следственного действия, но не исчерпывает его. Действие

указанных выше объективных и субъективных факторов весьма желательно

выявлять еще перед допросом лица, которому впоследствии предстоит

участвовать в опознании, с тем чтобы все нежелательные воздействия

указанных факторов были своевременно учтены следователем. Восприятие, на

основе которого строится в последующем опознание, зависит от самых

различных личностных качеств. Так, возраст потерпевшего, свидетеля способен

оказать влияние на восприятие и оценку ими признаков другого лица.

Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного

жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно.

Например, ребенок любого взрослого человека считает высоким; молодые люди

нередко людей, которые значительно старше их (на 20–25 лет), называют

старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей,

которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30–40 лет именуются «молодыми

людьми»*. Говоря о возрасте, следует иметь в виду, что он по сравнению с

другими признаками внешности человека труднее поддается точному

установлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его

возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опознаваемый

не старше 25 лет. Впечатление о возрасте зависит от различных

обстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, болезнь, усталость,

плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное определение

возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии,

как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного

возраста, то в показаниях они, как правило, фигурируют как «старый» и

"молодой", хотя действительная разница в возрасте может быть и

незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста

отдельные члены группы как бы подравниваются под средний возраст группы.

Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности. Однако

действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после которых снова

начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе

пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста.

Ношение пожилым человеком одежды, характерной для молодых людей, будет еще

больше подчеркивать его возраст*. Описание и оценка признаков другого

человека обусловлены и иными индивидуальными особенностями опознающих.

Замечено, например, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать

рост других людей, и наоборот. Следственной практике известно много

случаев, когда потерпевший или свидетель называли преступника высоким, в то

время как он был среднего роста. По этой же причине возникают отклонения

при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого

события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а

другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это

происходит не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и

в силу известного явления контраста. Одежда (расцветка, фасон) меняет

впечатление о фигуре. Что же касается цветов, то обилие неточностей в этой

части показаний давно уже привлекло внимание психологов. Немаловажное

значение при восприятии и опознании предмета имеют возраст, жизненный и

профессиональный опыт, интересы, знания опознающего. Дети обычно путано, с

ошибками рассказывают о признаках одежды, не разбираются в названиях

цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как

правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды

наблюдаемого человека; фотограф, художник – определить черты внешности;

механик, водитель – марку, модель, другие данные автомашины и т. д.

Психологическими исследованиями установлено, что на качество и количество

воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков существенное

влияние оказывает общая социальная активность личности, ее социальный опыт.

Опознание, как и все мыслительные задачи, зависит от интереса, проявляемой

при этом психической активности. Однако возможность его реализации зависит,

кроме того, от типа памяти, времени, прошедшего с момента восприятия

объекта до момента его опознания. В восприятии облика человека на первый

план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для

воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее

значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека,

либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической

литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную

нагрузку несут признаки внешности и их-то чаше всего выделяют, воссоздавая

образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль

ведущих признаков, с кот-ми связываются другие элементы внешности*.

Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки,

проявляющиеся в процессе жизнедеятельности людей, – особенности походки и

речи. Они основаны на динамическом стереотипе и весьма индивидуальны. Тем

не менее практика подтверждает возможность опознания людей по динамическим

признакам. Только при этом должна быть учтена и нейтрализована возможность

сознательного изменения в момент опознания особенностей походки или речи.

Опознаваемым нельзя сообщать, что их в этот момент наблюдают или

прослушивают. В последние годы все большее значение криминалисты и

психологи придают проблеме идентификации людей по речи. К числу

индивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного человека

ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование

прилагательных, наклонений, глаголов, употребление жаргонных словечек,

метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и т.д.

Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют

роль опознавательного признака, криминалисты с активным привлечением

психологов, когда другие способы не эффективны, используя технику, находят

нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи». В Германии преступник,

похитив семилетнего мальчика, позвонил его отцу и предложил выкупить сына.

Отец поставил об этом в известность полицию. Все его последующие телефонные

разговоры с вымогателем были записаны на магнитную пленку. Большая группа

специалистов по научной фонетике и диалектам, ознакомившись с этими

записями, единодушно пришла к выводу, что преступнику около 40 лет, что он

не принадлежит к образованным слоям населения, что в его речи преобладает

диалект Рейнско-Рурской области. По радио несколько раз передали магнитную

запись речи преступника и обратились с призывом к населению помочь

установить его личность. Чтобы внимание слушателей не отвлекалось

содержанием разговора, а было приковано исключительно к особенностям речи,

криминалисты сделали монтаж, включивший в себя повторение одних и тех же

фраз и оборотов. Шесть радиослушателей узнали голос и назвали имя человека,

которому он принадлежит. Указанный человек действительно оказался искомым

преступником*. В изложенном примере внимание обращено на те или иные

признаки голоса и речи. Поэтому незаменимой может оказаться фонотека голоса

и речи, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса

(картавость, заикание, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов,

жаргонизмов и т. п.). При описании не менее сложны жесты, мимика, походка.

Отражая многие психологические особенности личности и прежде всего ее

эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни,

они воспринимаются в комплексе со всеми другими признаками. На них нужно

акцентировать внимание, объяснить их значение и разновидности. Например,

походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачиванием

туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки за

спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и

т. п.; при жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и

обещаниях, разводит руки в стороны при удивлении и т. д. В основе опознания

лежит способность человека узнать в предъявленном ему объекте тот объект,

кот-й воспринимался им ранее и запомнился. Следовательно, для правильной

оценки опознания важно знать психологический механизм процесса узнавания.

Психологи различают два основных вида узнавания: симультанное

(синтетическое) и сукцессивное (аналитическое)*. Симультанное узнавание –

это узнавание сразу, в результате мгновенного совпадения образа человека

(предмета), находящегося в памяти узнающего, и объекта, наблюдаемого им в

момент предъявления для опознания. Сукцессивное узнавание происходит

постепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков

объекта, запечатленных в памяти и воспринимаемых при опознании. Имеются

экспериментальные данные о том, что более надежным является первый вид.

Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, включается

сознательное, осмысленное, припоминание и развернутое сопоставление примет,

в итоге которого наступает санкция узнавания или неузнавания. Интересно,

что по некот-м данным при симультанном узнавании даже хорошо знакомого

предмета опознающие в своих отчетах указывают на те признаки, по кот-м

фактически произведено опознание. Видимо, справедливо предположение

Сеченова, что интересующий нас процесс подчас происходит в тайниках памяти,

вне сознания, следовательно, без всякого участия ума и воли*. Как правило,

опознание проводится в служебном кабинете, достаточно просторном для

размещения всех его участников. В случае если восприятие события

преступления и личности преступника происходило в особых условиях, нужно

для опознания создать такие условия. При этом следователь не имеет права

допускать действий, унижающих честь и достоинство опознающего,

опознаваемого, а также предъявляемых лиц, либо создавать ситуацию,

угрожающую здоровью или жизни граждан*. Опознание надо проводить при

хорошем освещении, чтобы опознающий мог рассмотреть все признаки и детали

предъявляемых объектов. Существенное значение имеет правильный подбор лиц,

которые будут предъявляться вместе с опознаваемым объектом. Объекты не

должны резко отличаться друг от друга внешними признаками. Вот как В.Л.

Васильев говорит о деталях восприятия: «Среди них могут быть детали,

бросающиеся в глаза каждому, например наголо остриженная голова у одного из

лиц, предъявленных на опознание, могут быть и менее заметные: двухдневная

щетина на щеках, отсутствие шнурков в ботинках, помятая одежда, отсутствие

пояса в брюках и т. п. Указанные детали, как правило, свидетельствующие о

нахождении лица в КИЗ, могут привести к тенденциозному восприятию образа и

повлечь ошибки в опознании*. Психологические особенности имеет опознание

трупа. Опознающими в таких случаях являются родственники, близкие

погибшего. Поэтому следователь должен проявлять необходимый такт. Следует

иметь в виду, что под воздействием обстановки морга значительно ухудшаются

условия восприятия, психофизиологические возможности опознающего,

совершаются ошибки, особенно при совпадении некоторых общих признаков

объекта опознания. Учитывая все это, желательно до начала следственного

действия психологически подготовить опознающих, разъяснить им, как будет

проходить опознание, постараться успокоить, помочь преодолеть страх. При

опознании следователь должен не только наблюдать за поведением его

участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы соблюсти

процессуальные и тактические правила опознания, исключить возможность

оказания какого-либо недозволенного психологического воздействия на

участников этого следственного действия. Для этого следователь тщательно

отбирает слова, контролирует интонацию, жесты, мимику. Проверка

правильности опознания осуществляется путем сопоставления словесного

описания объекта опознающим при допросе и при опознании, путем анализа

поведения опознающего в ходе опознания. При оценке результатов этого

следственного действия важно учитывать, что словесная реакция участников

может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов, анализ их

является обязательным в процессе оценки.

72. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЮРИСТА.

73. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СУДОПРОИЗВОДСТВА.

Психология судебной деятельности (при рассмотрении уголовных дел)

Психологическая структура судебной деятельности Психологическая структура

судебной деятельности складывается из 1) познавательной, 2) конструктивной

и 3) воспитательной деятельности суда. Однако если на предварительном

следствии основной является познавательная деятельность, то в суде

основной, определяющей становится конструктивная деятельность. Именно суд

призван решить дело по существу – это его основная и исключительная

функция. Но так как конструктивная деятельность может реализоваться только

после осуществления познания, на базе собранной, всесторонне оцененной и

проверенной информации, изложение психологической структуры в суде

целесообразно также начать с рассмотрения особенностей познавательной

деятельности. Основная цель ее в суде – это накопление необходимой

информации для осуществления конструктивной деятельности – вынесения

приговора. Особенность познавательной деятельности в суде прежде всего

заключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают

ему уже готовую модель подлежащего исследованию события, действий и

взаимоотношений в том виде, в каком представляются они в результате

завершения расследования. Предварительное следствие берет на себя всю

поисковую часть познавательной деятельности, производит отбор и

систематизацию информации, что существенно облегчает познание судом

обстоятельств дела. Вся необходимая информация уже предварительно собрана,

упорядочена и сконцентрирована таким образом, чтобы существенно облегчить

деятельность суда первоначально по восприятию уже собранной информации, а

затем и по ее исследованию. Наличие уже восстановленной модели события в

материалах предварительного следствия существенно облегчает познание всех

фактов, их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должна

восприниматься судом только как вероятная истина, кот-ая обязательно

подлежит проверке и исследованию ее судом в каждом отдельной элементе.

Судебное исследование обстоятельств дела является самостоятельным важнейшим

элементом осуществления правосудия, производится с полным соблюдением

принципов гласности, устности, непосредственности судебного

разбирательства. То же самое следует сказать и о поисковом элементе

познавательной деятельности. Хотя эта часть работы и должна быть выполнена

на предварительном следствии, суд не лишается права и даже обязан в

соответствии с процессуальным законом в необходимых случаях истребовать

новые документы, вызвать ранее не допрошенных свидетелей и т. д.

Особенность познавательной деятельности суда заключается в том, что процесс

опосредованного познания фактов здесь занимает еще большее место, чем в

деятельности следователя. Это определяется еще большим удалением суда по

времени от совершения преступления, особыми процессуальными условиями его

деятельности, восприятием многих фактов через восприятие следователя. Это

приводит к необходимости еще на предварительном следствии принимать меры к

тому, чтобы полнее закрепить воспринятое и тем самым существенно облегчить

познание фактов судом, построение мысленных моделей исследуемого события.

Если в работе следователя при установлении и выявлении фактов возможна (а

иногда даже необходима) исключительная эмоциональная психическая

напряженность, то в работе судьи такая эмоциональная напряженность является

только отрицательным моментом и может помешать объективному и спокойному

разбору. Краткость времени восприятия информации в суде приводит к

необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности. Это достигается

строгим контролем за воспринимаемой информацией. Этой же цели служит и

процессуальный принцип непрерывности судебного разбирательства. В случае

отсутствия надлежащего контроля поток информации может стать таким, что

судьи не будут успевать ее переработать, а это приводит к тому, что какие-

то факты они вообще не воспримут, воспримут не полностью или ошибочно.

Особенно это будет касаться рассмотрения уголовных дел судом присяжных. В

соответствии с этим познавательная деятельность судьи и членов суда

присяжных должна быть более равномерной в распределении психических и

физических сил. При наличии значительно меньшего времени для восприятия

всей необходимой информации в суде все же создаются условия, при которых

имеется большая возможность регулировать порядок ее поступления, скорость.

Суд сам определяет порядок восприятия информации (последовательность

допроса свидетелей и обвиняемых), скорость поступления этой информации,

наконец условия, восприятия информации (через определенные периоды

объявляется перерыв в ходе судебного заседания). В ходе судебного заседания

процесс познания включает в себя и сравнительное исследование модели

события и конкретного закона, В материалах следствия уже имеется указание

на определенную норму уголовного закона, которой, по мнению следователя,

соответствует данное событие, деятельность, поведение. Однако суд имеет

возможность тщательно проверить правильность проведенного предварительного

расследования. В уголовном процессе суд обязан вновь воспроизвести и

сопоставить события преступления со всеми иными сходными нормами закона.

Мысленное сравнение обстоятельств дела с различными нормами закона

обязательно на всем протяжении деятельности суда при рассмотрении дела, но

этот процесс окончательно должен быть завершен в совещательной комнате.

Следует отметить, что сложность познания в суде обуславливается и тем

обстоятельством, что в одно и то же время суду в заседании необходимо

воспринимать факты и источники, доказанные на следствии, получать новые

факты, оценивать факты и источники фактов, сопоставлять факты по времени и

месту совершения преступления, внутренне подготавливать себя к предстоящей

основной конструктивной деятельности – вынесению приговора. Эта

мыслительная деятельность постоянно еще усложняется необходимостью принятия

частных определений по той или иной совокупности фактов. Так, суду бывает

необходимо выносить определения по поводу заявленных ходатайств о вызове

дополнительных свидетелей, истребовании документов, проведении экспертиз и

т. п. Многообразие психических отношений, их острота приводят в заседании

суда по рассмотрению уголовного дела к тому, что здесь в значительно

большей степени воссоздается вся картина прошлого преступного события. Это

в свою очередь приводит к сильному переживанию прошлого свидетелями,

потерпевшими, обвиняемыми. В связи с этим русский дореволюционный юрист

Л.Е. Владимиров отмечает: «...драматичность производства в уголовном деле

ставит и подсудимых и свидетелей в разные положения, обнаруживающие

психологические признаки, раскрывающие характеры, чувства, думы участвующих

лиц. В суде как бы опять переживается драма, и в этом новом переживании

исторгаются у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся, если не в

признаниях, то в невольном выражении ощущений, над кот-ми не властны самые

испытанные лицемеры и лицедеи»*. Такая особенность судопроизводства всегда

создает условия для выявления действительных психических качеств каждой

личности, действительного отношения к событию, фактам, другим лицам.

Познавательную деятельность в уголовном процессе, кроме самого состава

суда, осуществляют прокурор, адвокат, гражданский истец, гражданский

ответчик, эксперты, подсудимый и т. д. Каждый из них в зависимости от

личных интересов, своего процессуального положения, своих субъективных прав

воспринимает, объясняет, анализирует события, факты по-разному. В

познавательной деятельности суда принимают участие лица с самыми различными

интересами, что предопределяет различную оценку и объяснение фактов, их

значимости и т. д. Суд, заслушивая их объяснения, речи, тем самым

воспринимает результаты познания этими лицами обстоятельств дела, а это в

свою очередь создает условия для познания фактов судом в судебном заседании

во всех возможных противоречиях. Результаты познавательной деятельности

находятся в прямой зависимости от степени активности каждого участника

судебного процесса, от полноты использования коллегиальности при решении

всех вопросов по уголовному делу. Сущность конструктивной деятельности в

суде – это вынесение приговора по рассматриваемому уголовному делу. Все

остальные виды деятельности подчинены этой задаче. К специальным условиям

конструктивной деятельности следует отнести: 1. Вынесение приговора

коллегиально, членами суда. 2. Обеспечение невмешательства в его принятии.

3. Законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащее

в основе каждого вынесенного приговора. 4. Требование непрерывности

рассмотрения уголовного дела. Специфическая особенность деятельности суда

состоит в том, что конструктивная деятельность вначале осуществляется

каждым судьей в отдельности, а завершается всегда коллегиально при

вынесении приговора. Суду необходимо завершить свою конструктивную

деятельность определением меры наказания виновному, а также решением

вопросов, связанных с порядком отбытия наказания. Конструктивной

деятельности суда подчиняются все остальные компоненты его деятельности.

Познавательная, коммуникативная, организаторская деятельность развиваются

постольку, поскольку они могут облегчить, обеспечить выполнение этой

основной функции суда. Чем полнее собраны факты на предварительном

следствии, тем больше создано условий для реализации основной

направленности конструктивной деятельности суда – вынесения приговора по

уголовному делу. В некоторых случаях суду приходится принимать решения о

производстве таких действий, которые на предварительном следствии не

проводились (вызов новых свидетелей, экспертов и т. д.). И здесь

конструктивная деятельность суда получает еще одно направление: обеспечение

процесса познания, оценки всех фактов, как собранных в период следствия,

так и тех, необходимость которых выявилась уже при рассмотрении уголовного

дела. Конструктивная деятельность суда должна быть направлена и на

реализацию, обеспечение и проверку выполнения вынесенного этим судом

приговора в отношении подсудимого. Конструктивная деятельность – это не

только обеспечение процесса познания и вынесения приговора по уголовному

делу, но и обеспечение реальности исполнения вынесенного приговора по делу.

Хочется сказать и о воспитательном воздействии суда, которое уже заложено в

специфической форме его деятельности: полном, объективном рассмотрении в

судебном заседании всех обстоятельств дела. Именно поэтому сам процесс

судопроизводства оказывает огромное воспитательное воздействие на всех

присутствующих в зале судебного заседания, в том числе и на подсудимого.

Эффективность воспитательного воздействия процесса судебного заседания

заключается в предельной наглядности, конкретности при восприятии фактов

всеми присутствующими независимо от того, положительные или отрицательные

эмоции возбуждает каждый отдельно взятый факт. Судебное заседание оказывает

более целенаправленное воспитательное воздействие на коллектив, где было

совершено преступление. Огромное воспитательное воздействие имеет и

оглашение приговора. Здесь следует учитывать, чтобы приговор был

справедливым, отвечал требованиям закона о соразмерности наказания тяжести

совершенного преступления к личности подсудимого, был предельно четким,

ясным, конкретным и доходчивым для всех присутствующих в зале судебного

заседания. Воспитательное воздействие суда может продолжаться и после

вынесения приговора, а также при стадии его исполнения. Суд реализует

воспитательную функцию и в деятельности по наиболее полному собиранию,

анализу и направлению в исправительно-трудовое учреждение сведений о

личности осужденного. Важное значение для воспитательного воздействия на

обвиняемого имеет и соблюдение нравственных начал предварительного

расследования. На этическое значение и нравственную сторону отправления

правосудия неоднократно указывали в свое время видные русские юристы. Так,

А.Ф. Кони писал: «Можно также настойчиво желать, чтобы в выполнение формы и

обрядов, кот-ми сопровождается отправление правосудия, вносился вкус,

чувство меры и такт, ибо суд есть не только судилище, но и школа»*.. Каждый

судья является воспитателем значительного количества людей. Опытного судью

отличает высокая ответственность за свою деятельность, за принятые решения,

принципиальность. Судья постоянно находится в центре внимания всех

участников судебного процесса. Все его замечания и даже жесты подвергаются

постоянному контролю и оценке присутствующих, поэтому опытного судью

отличает беспристрастность и выдержка.

Общая психологическая характеристика судебного процесса при рассмотрении

уголовных дел Стадийность является существенной особенностью

психологической структуры судебной деятельности. Судебная деятельность

развивается в определенной, строго регламентируемой процессуальным законом

последовательности, кот-ая создает соответствующие стадии развития общей

судебной деятельности, что призвано обеспечить наиболее целесообразные

условия исследования доказательств, способствовать установлению истины и

осуществлению правосудия. Наличие стадий, четкое различие задач, условий

деятельности на каждой стадии – все это создает наиболее оптимальные

психологические предпосылки для правильного и полного осуществления

правосудия судом. Усиление этих предпосылок достигается практической

возможностью внутри регламентированных процессуальным законодательством

стадий провести дополнительное их деление на определенные этапы, что также

обосновывается выявлением различий в психологической структуре, в задачах

деятельности. Уголовный процесс определяет следующие стадии развития

судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и

исполнение приговора и другие. 1. В стадии предания суду решаются вопросы

познания предварительного расследования и планирование собственной

деятельности. 2. Непосредственное восприятие всех источников доказательств

и познание обстоятельств дела осуществляется при проведении судебного

следствия. 3. Заслушивание словесных сообщений о результатах познавательной

деятельности, проведенной участниками судопроизводства (прокурором,

адвокатом и т. д.). 4. Реализация основной конструктивной деятельности

(вынесение приговора). 5. Осуществление действий, связанных с принятым

конструктивным решением (исполнение приговора). На каждой из перечисленных

стадий суд не только решает самостоятельные задачи; деятельность суда

проходит в различных внешних условиях, по-разному складываются психические

отношения, различно осуществляются компоненты общей психологической

структуры судебной деятельности. Психология рассмотрения уголовного дела в

суде исследует закономерности, связанные с психической деятельностью всех

лиц, участвующих в рассмотрении дела, а также воспитательное воздействие

судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль

общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс. Судебное

следствие и вынесение приговора по делу являются логически неизбежной

стадией, следующей за событием преступления и предварительным следствием.

Деятельность суда, участников судебного процесса весьма многообразна.

Правосудие, которое в большей степени, чем многие другие виды деятельности,

выступает как сфера общения между людьми, связано с целым рядом социально-

психологических явлений, например эффективностью деятельности социальных

групп, особенностями оценочных суждений в группе, восприятием и пониманием

людьми друг друга, внушением, авторитетностью, с социально-психологической

ролью личности и т. д. При этом в сфере судопроизводства закономерности

социальной психологии могут служить и улучшению и ухудшению результатов

деятельности. Коллегиальное и состязательное начала при осуществлении

правосудия отвечают закономерностям социальной психологии. Согласно этим

закономерностям, решению сложных задач, к таким относится большинство

уголовных дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решения группой

лиц. В ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателей

психических процессов всех членов группы, повышается эффективность

мышления, сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут

привести к ошибочному результату. Коллективная оценка доказательств

является максимально объективной, особенно в суде присяжных. Довольно редко

в судебной практике встречаются случаи разногласия в судейской коллегии.

Вынесение приговора по единогласному мнению состава суда можно

рассматривать как дополнительную гарантию законности и обоснованности

приговора, поскольку внутреннее убеждение всех членов судейской коллегии

совпадает, что делает его несомненным. Такое единогласие, однако,

встречается и при вынесении приговора, отмененного впоследствии вышестоящим

судом, что может свидетельствовать о давлении неправильного мнения

большинства в судейской коллегии на формирование собственного убеждения

каждого члена суда. Поэтому все члены суда должны постоянно помнить о тех

опасностях, которые подстерегают их при формировании коллективного мнения

при разрешении уголовных дел. Они должны подвергать внутреннему

самоконтролю свои выводы по данному уголовному делу, чтобы лишний раз

проверить, не формируют ли они их таким образом под влиянием большинства.

Следует учитывать и то, что состав суда действует при такой внутренней

обстановке, кот-ая может усилить проявление конформизма. Эта обстановка

характеризуется тем, что судья среди членов судейской коллегии находится в

особом положении. Он более всех членов суда владеет информацией, связанной

с рассмотрением дела, являясь как бы лидером в группе совместно действующих

лиц. В судейской коллегии, кроме того, существует неравный социальный

статус взаимодействующих лиц. Такой неравный социальный, а не правовой

статус выражается в том, что судья выполняет свою профессиональную

деятельность, остальные члены суда являются непрофессиональными судьями.

Согласно закону председательствующий судья подает свой голос в процессе

совещания судей последним, имеет своей целью ограничить возможность влияния

мнения судьи на мнение других членов суда*.. Для судьи в его

реконструктивной деятельности важны следующие моменты: предварительное

изучение и оценка всех обстоятельств дела и квалификации, сопоставление

полученной в ходе судебного процесса информации с материалами

предварительного следствия, нормами закона, окончательный синтез всей

информации при вынесении приговора. Наличие исходной модели прошлого

события в материалах дела создает возможность познавательной деятельности

суда по четкому заранее определенному плану. Собранные следствием данные

вновь изучаются, планируется анализ и синтез отдельных фактов, выдвигаются

и разрабатываются возможные версии, другие модели того же события,

действия. Важно при этом построение версий о личности подсудимых, об их

участии в событии, о причинах определенного поведения, об условиях действий

и т. д. Состояние готовности предполагает предельную концентрацию

мыслительных процессов судей именно на всех обстоятельствах данного

уголовного дела.

Формирование убеждения и вынесение приговора судом Этот этап деятельности

имеет особенность в психических общениях, которые здесь возникают только

между составом судей, рассматривающих уголовное дело. Закон прямо и

категорически запрещает судьям вступление на данной стадии в какие-либо

общения со всеми другими лицами без исключения. С учетом повышенной

ответственности этой стадии вынесение приговора всегда осуществляется

коллегиально, причем в строго определенном составе. Совещание судей

является специфической совокупностью элементов формализованного и

неформализованного общения. Формализованность призвана обеспечить полноту

решения необходимых вопросов в формировании убеждения, активность

деятельности каждого судьи. Элементы неформализованности обеспечивают

свободу высказывания мнений по любому вопросу. Строгое ограничение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ