Рефераты

Комплексный анализ правового механизма помещения товаров под таможенные режимы переработки

b>

2.1 Общие положения таможенных режимов переработки товаров

На сегодняшний день законодательную и нормативно-правовую базу, регламентирующую вопросы применения режимов переработки товаров, составляют Таможенный кодекс РФ
2003 г., ведомственные приказы и распоряжения Государственного таможенного комитета РФ (далее ГТК РФ) и Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ). В ведомственных актах четко прописаны действия должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенных режимов переработки товаров.

По мнению Ю. Ф. Азаровой, Г.В. Баландиной, экономические таможенные режимы являются своеобразным результатом адаптации к разнообразным потребностям участников ВЭД, что создает дополнительные возможности не только для расширения, но и для развития других форм международной экономической интеграции. Экономические таможенные режимы являются ключевым звеном в системе международных отношений, поскольку с макроэкономической точки зрения и вне зависимости от номенклатуры помещаемых под них товаров данные режимы имеют своей целью решение определенных экономических задач и прямо или косвенно связаны с осуществлением коммерческой деятельности. Выделение таможенных режимов с экономическим значением в отдельную группу имеет практическое значение для более четкого уяснения их правового регулирования.

В Таможенном кодексе выделено три режима переработки товаров: переработка товаров на таможенной территории, переработка товаров для внутреннего потребления, переработка товаров вне таможенной территории.

Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ на определенный срок (ст. 173 ТК РФ).

Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срок переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки (ст. 187 ТК РФ).

Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (ст. 197 ТК РФ).

Законодатель определил для режимов переработки товаров общими следующие критерии: условия помещения товаров под таможенный режим, операции по переработке товаров, срок переработки товаров, завершение таможенного режима.

К условиям помещения товаров под режимы переработки А.Н. Козырин относит:

1. Получение разрешения на переработку товаров;

2. Возможность идентификации товаров в продуктах их п6реработки;

3. Статус товаров, помещаемых под режим переработки.

По мнению М.М. Рассолова, Н.Д. Эриашвили к условиям помещения товаров под режимы переработки следует относить также наличие запретов и ограничений, устанавливаемых Правительством РФ.

Подробнее рассмотрим каждое из них.

Таможенные режимы переработки товаров являются "разрешительными". Такой административно-правовой режим, как разрешение, имеет многообразие в применении, так как встречается почти во всех отраслях и сферах экономики. Чтобы обеспечить государственную и общественную безопасность, защитить права и законные интересы граждан, хозяйствующих субъектов, неограниченный круг лиц, которые могут пострадать в результате предпринимательской или иной экономической деятельности, государство с давних времен использует различного рода разрешения.

Термин "разрешение" означает право на совершение чего-либо, а также документ, удостоверяющий такое право.

Термин "разрешение" не имеет в российском законодательстве четко закрепленного толкования или определения, нет и перечня видов разрешений, применяемых в качестве административно-правовых режимов в экономических правоотношениях. Иногда такой административно-правовой режим в нормах так и называется - "разрешение". Однако чаще всего лишь из текста нормы можно определить, что предполагается получение того или иного вида разрешения.

Терещенко Л. К. разграничивает понятия "разрешение" и "лицензия". Термин "разрешение" в российском законодательстве часто используется как синоним термина "лицензия". В частности, ст. 49 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ установлено, что лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. В Таможенном кодексе РФ 1993 г. предусматривалась выдача лицензий для применения режимов переработки.

Как считает автор, разрешения имеют специфические свойства, принадлежащие только этому виду административно-правовых режимов, и отличаются от специальных разрешений (лицензий).

Во-первых, если лицензирование применяется, как правило, для получения права на осуществление определенного вида деятельности, то разрешение применяется для предоставления лицу права совершить то или иное действие.

Во-вторых, разрешение может использоваться, как промежуточный этап при получении права осуществлять определенный вид деятельности (в качестве согласования), а лицензирование - это всегда завершение процесса получения права осуществлять определенный вид деятельности.

В-третьих, цели лицензирования и цели выдачи разрешений различны. Если лицензированию подлежат виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам различных субъектов, здоровью граждан, обороне или безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, но при этом регулирование этих видов деятельности не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием, то разрешения могут выдаваться на определенные действия, не связанные с обязанностями государства контролировать эти действия или с целью обеспечения безопасности, обороноспособности или защиты конституционных прав гражданина и т.п. При этом лицо, получившее разрешение на определенный вид действий, наделяется специальной правоспособностью, характеризующейся строго определенным перечнем конкретных дозволений и разовым осуществлением этих действий, требующих каждый раз принятия нового решения правомочного органа власти для совершения аналогичных действий данного лица.

По Таможенному кодексу 2003 г. помещение товаров под таможенный режим не требует получения лицензии, но осуществляется с разрешения таможенного органа. Для получения разрешения необходимо соблюдение требований и условий, установленных Таможенным кодексом применительно к конкретному таможенному режиму, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и требований законодательства Российской Федерации, установленных в целях валютного контроля. При соблюдении лицом требований таможенного режима и других условий выпуска товаров таможенный орган обязан выдать разрешение на помещение товаров под заявленный таможенный режим.

Для получения разрешения на помещение товаров под таможенный режим заинтересованное лицо должно представить в таможенный орган документы и сведения, которые подтверждают соблюдение условий помещения товаров под заявленный таможенный режим. Таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим и соблюдения этого таможенного режима.

Разрешение на ввоз и вывоз - документ, без которого не допускается ввоз товаров в страну или вывоз из страны.

Разрешение на переработку товаров выдается таможенным органом и представляет собой документ, имеющий свою форму, напечатанный на бланке строгой отчетности. Для получения разрешения необходимо подать заявление, содержащее сведения, перечень которых определен ТК РФ и приказами ГТК РФ:

о заявителе;

о лице (лицах), непосредственно совершающем (совершающих) операции по переработке товаров;

о товарах, предназначенных для переработки, продуктах переработки, а также об отходах и остатках;

об операциях по переработке товаров, о способах и сроках их совершения;

о местонахождении производственных мощностей, с использованием которых совершаются операции по переработке товаров;

о норме выхода продуктов переработки;

о способах идентификации товаров в продуктах переработки;

о сроке переработки товаров.

К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие заявленные сведения. В течение 30 дней таможенный орган проверяет соблюдение установленных требований и условий и принимает решение о согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.

Таможенный орган вправе отказать в выдаче разрешения на переработку товаров только в случае, если при подаче заявления заявителем не соблюдены установленные требования и условия, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.

Законодателем определен порядок выдачи разрешения на переработку, и порядок внесения изменений в выданное разрешение. Однако имеют место следующие проблемные моменты. В условиях нестабильности и изменчивости коммерческих отношений этот вопрос нельзя упускать из вида. В течение срока переработки товара, в частности, когда речь идет о производстве нового товара количественные и качественные характеристики, которые предполагались изначально, могут измениться. В связи с этим возникает необходимость внесения изменений в выданное разрешение на переработку. На практике это выглядит так. Разрешение на переработку имеет свою форму, в которую вносятся необходимые сведения. При их изменении должностное лицо таможенного органа, выдавшего разрешение, перечеркивает предыдущие сведения, указывает новые, заверяет исправления своей подписью с проставлением личной номерной печати и указывает дату внесения изменений. Начальник таможенного органа также заверяет внесенные изменения своей подписью и гербовой печатью таможенного органа. В результате можно увидеть документ с множеством печатей, множеством изменений и не увидеть самого документа как такового.

Прелагаем решить этот вопрос следующим образом. Разрешение с внесенными изменениями распечатывается на новом бланке, срок его действия остается прежним, а выданное ранее разрешение на переработку аннулируется. В результате все измененные сведения печатаются, а не вносятся от руки, что исключает вероятность разночтений в виду особенностей почерка, большого количества печатей. Либо внесение изменений необходимо запретить, а в случае необходимости внесения изменений участник ВЭД должен обратиться в таможенный орган и получить новое разрешение на переработку.

Таможенный орган может отказать в выдаче разрешения на переработку товаров только в случае, если при подаче заявления заявителем не соблюдены требования и условия, установленные для режима переработки товаров, а также в случае принятия таможенным органом решения об отказе в согласовании заявленных нормы выхода продуктов переработки и срока переработки товаров.

Следовательно, отказ таможенного органа в согласовании заявленных нормы выхода и срока переработки товаров влечет за собой отказ в выдаче разрешения на переработку товаров и помещении товаров под таможенный режим. Таким образом, можно говорить о том, что согласование норм выхода продуктов переработки и срока переработки товаров тоже является условием, но условием получения разрешения на переработку товаров.

Сведения о норме выхода продуктов переработки, должны быть указаны во всех разрешениях на переработку товаров на таможенной территории, и для внутреннего потребления и вне таможенной территории и это закреплено в законе - п. 3 ст. 179, п. 2 ст.192, п. 3 ст. 203 ТК РФ.

Норма выхода продуктов переработки необходима для окончательного определения описания, качества и количества продуктов переработки, образующихся в производственном процессе, и представляет собой количество или процентное содержание продуктов переработки, образовавшихся в результате переработки единицы ввезенных товаров. Количество продуктов переработки рассчитывается путем умножения количества товаров, являющихся предметом переработки, на норму выхода данного продукта переработки.

Статья 178 ТК РФ предусматривает установление компетентными органами Правительства РФ стандартных норм выхода продуктов переработки для таможенных целей в случаях, когда операции по переработке на таможенной территории:

- относятся к товарам, имеющим практически постоянные характеристики;

- обыкновенно осуществляются в соответствии с определенными техническими условиями;

- ведут к выпуску продуктов переработки неизменного качества.

Возникает вопрос, в каком значении употребляется понятие "стандартные нормы выхода продуктов переработки". По мнению ФТС РФ, при определении того, в каком именно значении употребляется то или иное понятие, используемое в ТК, важно учитывать следующие его нормы.

Статьей 11 ТК РФ установлены основные понятия, а также значения, в которых они используются. Вместе с тем указанная статья не содержит понятия "стандартные нормы выхода продуктов переработки". Данное понятие содержится в п. 3 ст. 178, п. 4 ст. 202 ТК РФ, при этом нормами указанных статей не раскрывается содержание этого понятия. Согласно пп. 4 п. 3 ст.6 ТК РФ исключительным правом устанавливать содержание понятий, определенных в ТК РФ, а также значения, в которых он используются, обладает только ТК РФ. Следовательно, в данном случае можно говорить о том, в каком значении используется в ТК РФ понятие "стандартные нормы выхода продуктов переработки".

В п. 3 ст. 178, п. 4 ст. 202 ТК РФ определены условия, при которых устанавливаются стандартные нормы выхода продуктов переработки. Исходя из них, можно сделать вывод о том, что понятие "стандартные нормы выхода продуктов переработки" используется в ТК РФ в значении типового вида, образца, которому должны удовлетворять продуты переработки, в отношении которых установлены указанные нормы, по свои признакам, свойствам, качествам, количествам.

Постановление Правительства РФ от 09.12.2003 № 744 "Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, устанавливающих стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей" к органам, компетентным устанавливать стандартные нормы выхода продуктов переработки для таможенных целей в зависимости от видов товаров относит: Министерство финансов РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ.

Пунктом 2 ст. 178 ТК РФ предусмотрено, что при согласовании нормы выхода продуктов переработки таможенными органами учитываются заключения экспертных организаций (в том числе таможенных лабораторий), основанные на конкретном технологическом процессе переработки.

Остановимся на вопросе таможенных лабораторий. В настоящее время перечень таможенных лабораторий по стране насчитывает чуть более десятка, эти лаборатории распространены по принципу одна лаборатория на один федеральный округ. Достаточное ли это количество? Полагаем, что нет.

Посмотрим эту ситуацию глазами участника ВЭД. Как уже говорилось выше, нормы выхода продуктов переработки определяются заявителем по согласованию с таможенным органом. Но для того, чтобы ее согласовать их предварительно необходимо рассчитать выход для конкретного количества определенного товара. В Костромской области такими вопросами занимаются эксперты Торгово-промышленной палаты по Костромской области, Автономной Некоммерческой организации "Сертификация, инспекция, исследование продукции".

Значит, еще до момента подачи заявления на предоставление таможенного режима переработчику следует обращаться в одну из этих организаций, тратить время и деньги на экспертизу. После получения разрешения на переработку, совершив операции по переработке, для вывоза продуктов переработки заявителю необходимо идентифицировать товары для переработки в продуктах переработки, т.е. вновь обращаться к эксперту и нести временные и денежные затраты.

Полагаем, что таких затрат можно было избежать при наличии достаточного количества таможенных лабораторий. Сократилось бы количество времени, затрачиваемое организацией-переработчиком на оформление документов для получения разрешения на переработку. Расчет норм выхода продуктов переработки проводился бы в 30-дневный срок, в течение которого таможенный орган рассматривает заявление на предоставление таможенного режима.

Следующим важным вопросом является возможность идентификации таможенными органами товаров в продуктах переработки. Строго говоря, возможность идентификации является характеристикой не только товаров, являющихся предметом переработки, но также предполагаемой к получению товарной продукции. Этому условию таможенным законодательством уделено особое внимание.

Идентификация товаров, предназначенных для переработки, в продуктах их переработки применяется при использовании всех таможенных режимов переработки и преследует цель удостоверения факта, что продукты переработки образовались в результате проведения операций именно с товарами, помещенными под таможенный режим. Необходимость такой идентификации обусловлена предоставлением в отношении ввозимых на таможенную территории РФ товаров (продуктов переработки) льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.

При этом могут использоваться следующие способы идентификации:

- наложение таможенных обеспечений в виде пломб на складские помещения, участки технологических линий, выполняющих определенные технологические операции, с целью недопущения использования в производственном процессе товаров, не указанных в лицензии на переработку;

- проставление заявителем, переработчиком или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой и (или) другой маркировки на товары, являющиеся предметом переработки, и (или) вспомогательные товары;

- описание предметов переработки, их фотографирование, изображение в масштабе;

- сопоставление предварительно взятых проб и образцов предмета переработки с товарной продукцией;

- использование имеющейся маркировки в виде заводских номеров (двигателей, частей кузова и т.д.) товаров, являющихся предметом переработки;

- анализ документов, относящихся к предмету переработки, продуктам переработки, а также к произведенным операциям по переработке.

В случае невозможности использования изложенных выше способов идентификации заявитель вправе представлять заключения независимых экспертных организаций и таможенных лабораторий по определению возможного способа идентификации предмета переработки в товарной продукции. При этом окончательное подтверждение того, что полученные в результате переработки товары являются продуктами переработки товаров, ввезенных или вывезенных для переработки, дают таможенные лаборатории.

Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур установлен более широкий перечень случаев, не требующих идентификации. Согласно пункту 7 главы 1 Специального приложения F (рекомендуемое правило) возможность установления наличия ввезенных товаров в компенсирующих продуктах не должна рассматриваться как необходимое условие для переработки на таможенной территории в тех случаях, когда:

- товары могут быть идентифицированы путем представления подробных данных о затраченных ресурсах и технологии производства компенсирующих продуктов или путем осуществления таможенного контроля во время проведения операций по переработке;

- режим завершается вывозом полученных в результате переработки продуктов, идентичных по описанию, качеству и техническим характеристикам товарам, допущенным для переработки на таможенной территории.

Выбор способа идентификации зависит от характера товаров и совершаемых операций по переработке. Так, при проведении операций по ремонту товаров наиболее часто используется маркировка в виде серийных номеров завода-изготовителя (двигателей, частей кузова и др.). В соответствии со стандартным правилом 14 главы 1 специального приложения F к Киотской конвенции при определении способа идентификации товаров таможенный орган должен учитывать также важность затрагиваемых интересов (значение товаров с точки зрения их стоимости или интересов экономики). Таким образом, международная практика исходит из того, что если ввозятся товары небольшой стоимости или не имеющие большого значения для рынка страны импорта, то требования к идентификации товаров должны быть сокращены.

В качестве дополнительных способов идентификации ввезенных товаров в продуктах переработки могут применяться:

- исследование представленных подробных сведений о сырье, материалах и комплектующих, которые используются в производстве, а также о технологии производства (например, когда переработчик использует технологический процесс, относящийся к непрерывным циклам производства, или уникальный технологический процесс, который исключает производство аналогичной и (или) идентичной продукции на таможенной территории РФ);

- осуществление таможенного контроля во время совершения операций по переработке (в частности, непосредственное наблюдение за ходом технологического процесса, наложение таможенных пломб на участки технологических линий, выполняющих определенные технологические операции).

Названные меры по своей природе являются способами не столько идентификации везенных товаров в продуктах их переработки (поскольку сопоставления характеристик продуктов переработки существенным признакам ввезенных товаров не происходит), сколько удостоверения того факта, что идентификация в приведенных случаях не требуется. Дополнительные способы идентификации применяются только по запросу лица, помещающего товары под таможенный режим переработки, и при наличии согласия таможенного органа.

Следует только обратить внимание на то, что, ориентируясь на международную практику, перечень допускаемых способов идентификации дополнен документальным подтверждением, свидетельствующим, что операциям по переработке подвергались вывезенные товары (договоры, инвойсы, деловая переписка и др.), а также не является исчерпывающим, что позволяет таможенному органу, исходя из конкретных обстоятельств, проводить идентификацию товаров иными применимыми способами.

Хотя Таможенный кодекс РФ 2003 г. во многом является законом прямого действия, однако, в числе условий помещения товаров под режимы переработки прослеживается необходимость наличия подзаконного акта - постановления Правительства РФ. Для переработки на таможенной территории и вне таможенной территории оно должно определить количественные и стоимостные ограничения по допущению ввезенных/вывезенных товаров к проведению операций по их переработке, случаи, когда переработка не допускается в отношении определенных видов товаров; для переработки для внутреннего потребления - перечень иностранных товаров, в отношении которых допускается применение данного режима (на сегодняшний день такой перечень не определен).

Требованием таможенных режимов переработки является соблюдение срока переработки. Различают сроки:

1) осуществления производственных процессов по переработке;

2) вывоза (ввоза) продуктов переработки, которые зависят от процесса переработки и производственных мощностей предприятий-переработчиков, а также от времени, необходимого для сбыта продуктов переработки;

3) действия разрешения на переработку товаров, в пределах которых товары могут быть помещены по таможенный режим переработки.

Понятие срока переработки шире понятия срока осуществления процессов переработки, поскольку в течение срока переработки необходимо поместить товары под таможенный режим, осуществить операции по переработке этих товаров и вывезти (ввезти) продукты переработки, а также отходы или остатки (если они образуются) за пределы национальной таможенной территории или пометить их под иные таможенные режимы.

Поэтому срок переработки определяется исходя из продолжительности процесса переработки и времени, необходимого для сбыта продуктов переработки. Разрешение на переработку, в свою очередь, действует в течение установленного срока.

Срок переработки определяется заявителем по согласованию с таможенным органом. Одновременно с заявлением на получение разрешения на переработку заявитель представляет таможенному органу описание процесса переработки товаров с указанием продолжительности операций по переработке, времени, необходимого для сбыта продуктов переработки, и обоснованием заявленных сроков переработки. Таможенный орган проверяет представленные заявителем сведения в целях исключения случаев необоснованного увеличения сроков переработки и согласовывает срок переработки товаров. При невозможности проведения операций по переработке товаров в определенные сроки по письменному мотивированному обращению заявителя срок переработки товаров может быть продлен, если ранее определенный срок менее предельного срока переработки. Течение срока переработки начинается с даты регистрации таможенной декларации, в соответствии с которой товары помещаются под таможенный режим переработке, а при ввозе товаров отдельными партиями - со дня помещения под таможенный режим первой партии иностранных товаров.

Срок переработки товаров исчисляется в месяцах.

В соответствии с п. 3 ст. 177, п. 3 ст. 191, п. 3 ст. 201 ТК РФ по мотивированному заявлению лица, получившего разрешение на переработку товаров, первоначально определенный срок переработки продлевается в пределах срока, установленного для конкретного режима переработки товаров.

Примененная законодателем формулировка позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, может быть продлен только первоначально установленный срок (повторное продление не предусмотрено).

Во-вторых, основанием для продления срока переработки является невозможность завершения таможенного режима в установленный срок по причинам, не зависящим от лица, получившего разрешение на переработку. Причины, не зависящие от лица, должны быть подкреплены документально.

В-третьих, продление срока сверх предельного не допускается. Рассматриваемый пункт не содержит особой оговорки, в компетенции какого таможенного органа находится продление срока переработки товаров. Вместе с тем представляется, что такое продление должен производить таможенный орган, выдавший разрешение на переработку товаров на таможенной территории, а не вышестоящий по отношению к нему таможенный орган.

Позиция ФТС РФ по этому вопросу следующая, ФТС РФ предлагает относиться к продлению сроков переработки как к внесению изменений в разрешение на переработку, т.е. срок может продлеваться неограниченное количество раз в течение определенного для каждого режима переработки времени по мотивированному заявлению участника ВЭД.

Депутаты Государственной думы приняли проект федерального закона № 252312-4 "О внесении изменений в статью 177 Таможенного кодекса Российской Федерации" в окончательной редакции 11.05.2007, в которой предусмотрено, что "Сроки переработки товаров, превышающие два года, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". Предполагается, что данным порядком будут определены виды товаров и операции по переработке товаров, по которым предельный срок переработки товаров по сравнению с предусмотренным абзацем первым пункта 1 ст. 177 Таможенного кодекса РФ (два года) может быть продлен таможенным органом.

Цель принятия этого закона исключить финансовые потери предприятий и обеспечить своевременное выполнение обязательств по ремонту и модернизации сложных видов продукции военного назначения. Полагаем, что внесение такой поправки в закон действительно улучшит положение тех организаций, которые в этом нуждаются.

Еще один нюанс, который касается продления срока переработки товаров, это определение причин продления. Законодатель определяет их как независящие от лица, получившего разрешение на переработку, не нарушившего требования и условия применения таможенного режима. Какие же причины считать не зависящими от заявителя? Законодатель ответа не дает и инициативу их определения отдает таможенному органу. Таким образом, срок переработки может быть продлен только по решению таможенного органа, а не по желанию заявителя. К таким причинам можно отнести действия непреодолимой силы, форс-мажорные обстоятельства у контрагента-нерезидента и др. А вот, например, можно ли отнести к таким причинам отсутствие рабочей силы, недостаточность производственных мощностей. Полагаем, что не совсем, т.к. здесь можно проследить отсутствие организации на производстве со стороны руководства, плана действий при выходе из кризиса, стратегии по работе даже в самых "тяжелых" условиях.

Таможенные режимы переработки товаров можно отнести к условно льготным режимам в виду того, что в них предусмотрено полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Как общенаучная категория льгота - это "предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения". В юриспруденции же применяется специальный термин "правовая льгота". К сожалению, данный термин до сих пор не определен в российском законодательстве. С другой стороны, и в доктрине нет четкого единого подхода к определению правовой льготы. Выделяют два основных подхода: льготы как специальные права и льготы как поощрительное освобождение от правовых обязанностей.

А.В. Малько, И.С. Морозова предлагают следующее определение правовой льготы: "Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей".

Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Такое определение тарифных льгот закреплено в пункте 2 статьи 34 Закона "О таможенном тарифе". В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов, и из этого следует, что тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, - конкретное проявление льготного налогообложения.

Обратим внимание на соотношение понятий "таможенная льгота" и "тарифная льгота". Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота) - это следует и из определения, приведенного выше. Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы. Примером может служить следующий пример: товары, происходящие с таможенной территории Югославии, подпадают под действие тарифных преференций, предусмотренных в статье 36 Закона "О таможенном тарифе", однако это не означает, что такие товары освобождаются от таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. Не означает это также и того, что товары, страной происхождения которых является Югославия, освобождаются от уплаты всех таможенных платежей.

Основной целью предоставления тарифных льгот является успешная реализация торговой политики Российской Федерации.

Правовой регламентацией таможенных режимов переработки предусмотрена достаточно сложная по сравнению с остальными таможенными режимами система налоговых льгот. В зависимости от категории товаров, на которую распространяется льготный порядок налогообложения, следует также различать льготы:

- предоставляемые в отношении товаров, помещаемых под таможенный режим переработки;

- предоставляемые в отношении продуктов переработки;

- предоставляемые в отношении остатков.

В качестве видов налоговых льгот, связанных с использованием таможенных режимов переработки, установлены следующие:

полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.

освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин и налогов

освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Налоговые льготы, получаемые при использовании таможенных режимов переработки на таможенной территории и вне таможенной территории, а также условия их предоставления за некоторыми изъятиями являются "зеркальными".

В отношении товаров, помещаемых под режимы переработки, предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов. В отношении продуктов переработки предоставляется освобождение от уплаты вывозных (ввозных) таможенных пошлин и налогов. В соответствии со стандартным правилом, определенным пунктом 2 главы 1 Специального приложения F к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, продукты переработки, образовавшиеся в результате переработки или производства товаров, допущенных для переработки на таможенной территории, освобождаются от таможенных платежей не только при их вывозе, но также если они переработаны в коммерчески непригодное состояние. Кроме того, следует отметить, что на уровне национального законодательства рекомендовано предусматривать, что сумма ввозных пошлин и налогов, взимаемых в отношении компенсирующих продуктов, не вывезенных за пределы таможенной территории, не должна превышать сумму ввозных пошлин и налогов, применяемых к товарам, ввезенным для переработки на таможенной территории (п. 23 главы 1).

В отношении остатков, а также отходов, образовавшихся в результате переработки товаров предоставляется освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта.

Льготы носят условный характер: их предоставление зависит от наличия следующих обстоятельств:

- выполнение лицом, претендующим на получение льготы, установленных условий, ограничений и требований таможенного режима о наличии разрешения на переработку, операциях по переработке, сроках переработки, количестве выхода продуктов переработки и т.д. (ст. 173, 197 ТК РФ);

- статус товаров, помещаемых под таможенной режим: иностранные или ранее помещенные под иные таможенные режимы (переработка на таможенной территории) или находящихся в свободном обращении (переработка вне таможенной территории);

- выпуск для свободного обращения отходов, полученных при изготовлении товарной продукции;

- осуществление вывоза товарной продукции или либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы не позднее дня истечения срока с таможенной территории Российской Федерации.

Последние два из приведенных обстоятельств обусловливают предоставление льготы только в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории.

Хотя при применении таможенных переработки предусмотрены льготы по уплате таможенных платежей, сами таможенные платежи тоже уплачиваются, они установлены с учетом некоторых особенностей для каждого режима переработки. Вместе с тем, таможенный орган в случае, если имеются основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, не будут выполнены, вправе потребовать представления обеспечения уплаты таможенных платежей в установленном ТК РФ порядке, заявитель уплачивает только сборы за таможенное оформление.

Итак, рассмотрев, общие положения таможенных режимов переработки товаров следует отметить, что есть еще немало "белых пятен", которые необходимо заполнить законодателю. В частности, определить такие понятия как стандартные нормы выхода, первоначально определенный срок переработки товаров и др., изменить порядок внесения изменений в разрешение, развить систему таможенных лабораторий

Но также стоит отметить и тот момент, что участнику ВЭД по сравнению с предыдущим законодательством стало проще получить разрешение на переработку, теперь нет необходимости возмещать уплаченные налоги, участник ВЭД от них освобождается, соблюдая условия предоставления таможенного режима, действие таможенного режима можно приостановить, можно воспользоваться эквивалентной компенсацией. Таможенным кодексом переработчику предоставлены все условия для применения режима переработки товаров.

2.2 Особенности применения таможенных режимов переработки товаров

Рассмотрим особенности применения каждого из таможенных режимов переработки товаров.

Особенности режима переработки товаров на таможенной территории.

В отношении ввезенных товаров, перемещаемых под данный таможенный режим, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД (ст. 173 ТК РФ).

Правительство РФ вправе определять случаи, когда переработка на таможенной территории не допускается в отношении определенных видов ввезенных товаров, если идентичные по описанию, качеству и техническим характеристикам товары производятся в РФ, а также устанавливать количественные и стоимостные ограничения по допущению ввезенных товаров и проведению операций по переработке товаров в соответствии с таможенным режимом переработки на таможенной территории исходя из защиты интересов отечественных товаропроизводителей. Указанные запреты и ограничения вводятся в действие не ранее чем по истечении 90 дней со дня официального опубликования соответствующих актов Правительства РФ.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ