Рефераты

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с однородными товарами

Определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с однородными товарами

Содержание

  • Введение
    • 1. Понятие таможенной стоимости, назначение и направление использования
      • 2. Система методов определения таможенной стоимости
        • 3. Сущность метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами
        • 4. Документальное оформление и контроль таможенной стоимости определённой по стоимости сделки однородными товарами
        • 5. Совершенствование таможенной стоимости ввозимых товаров с применением стоимости сделки однородными товарами
        • Заключение
        • Список использованных источников
        • Приложение
        • Введение
        • Актуальность темы курсовой работы. Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Она используется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемых по адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формирования информации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимости товаров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видов деятельности таможенных органов России.
        • После ликвидации государственной монополии на внешнюю торговлю в России существенные усилия были приложены к построению соответствующей новым экономическим условиям системы таможенного регулирования ВЭД, важной частью которой являются механизмы определения и контроля таможенной стоимости.
        • При существующем порядке оценки товаров в таможенных целях и технологии контроля участники ВЭД имеют возможность декларировать таможенному органу недостоверную таможенную стоимость. При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы. Прямыми последствиями такой практики являются недополучение государством значительной суммы таможенных платежей, снижение эффективности тарифного регулирования ВЭД и искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли.
        • Косвенными последствиями являются негативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванное недобросовестной ценовой конкуренцией, легализация денежных средств, полученных незаконным путем, нелегальный вывод денежных средств за рубеж.
        • Таможенная служба России постоянно совершенствует инструменты контроля заявляемой участниками ВЭД таможенной стоимости, что позволяет в определенной мере сократить масштабы ее занижения. Однако, несмотря на это, уровень недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров все еще значителен (по отдельным товарным группам он составляет до 80% от общего количества товаров).
        • Следует отметить, что контролю таможенной стоимости подлежат в настоящее время 100% перемещаемых через таможенную границу товаров и обычно он занимает в среднем 20-40% всего времени, затрачиваемого на основное таможенное оформление товаров.
        • На современном этапе развития внешней торговли и в связи с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации (ВТО), перед таможенной службой России возникают новые задачи.
        • Среди них -- упрощение и гармонизация таможенных процедур и сокращение времени таможенного оформления. В связи с этим одним из наиболее перспективных направлений развития системы таможенного регулирования ВЭД, включая и систему таможенной оценки, является применение выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушения таможенных правил.
        • Основной целью курсовой работы является исследование метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами.
        • В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
        • 1. Дать определение понятию таможенной стоимости и рассмотреть назначение и направление её использования.
        • 2. Охарактеризовать систему методов определения таможенной стоимости.

3. Раскрыть сущность метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами.

4. Проанализировать документальное оформление и контроль таможенной стоимости определённой по стоимости сделки однородными товарами.

5. Рассмотреть вопросы совершенствования таможенной стоимости ввозимых товаров с применением стоимости сделки однородными товарами.

1. Понятие таможенной стоимости, назначение и направление использования

Понятия «таможенная оценка» и «таможенная стоимость» являются достаточно сложным по содержанию и структуре явлениями. По этой причине в литературе и официальных документах не существует единообразного определения таможенной оценки и таможенной стоимости, раскрывающего их сущность.

Термин «таможенная оценка» (Customs Valuation) широко применяется в мировой таможенной практике. Как правило, под таможенной оценкой понимается процесс определения таможенной стоимости товара. В тексте Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) под таможенной оценкой понимается процесс определения таможенной стоимости товара таможенным органом.

Из этого определения следует что, во-первых, таможенная оценка - это процесс, т.е. совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Действительно, в процессе таможенной оценки выполняются определенные действия в определенной методикой таможенной оценки последовательности.

Во-вторых, таможенный орган, осуществляющий таможенное оформление товара, производит контроль таможенной стоимости, т.е. контроль правильности применения декларантом методики таможенной оценки и соблюдения иных правовых норм в сфере таможенной оценки.

Под контролем понимается совокупность мероприятий, проводимых таможенным органом и направленных на обеспечение соблюдения норм таможенного права. Однако при наличии определенных условий таможенный орган также может производить таможенную оценку товара.

В-третьих, таможенная оценка применяется к товару.

В-четвертых, таможенная оценка производится в целях определения таможенной стоимости товара.

Термин «таможенная стоимость» имеет гораздо большее количество определений, нежели термин «таможенная оценка». В международной практике основными являются три.

Первое определение таможенной стоимости дано в статье VII Генерального соглашения по тарифам и торговле (далее ГАТТ), принятого в 1947 г. В этом документе таможенная стоимость определяется как: величина, основанная на «действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара».

В этом случае таможенная стоимость привязана к той стоимости товара, по которой он продан из страны экспорта на экспорт в страну импорта или к стоимости аналогичного товара, проданного из той же страны экспорта в ту же страну импорта.

Второе определение закреплено в Конвенции об оценке товаров в таможенных целях (г. Брюссель), заключенной в 1950 г. В этом документе таможенная стоимость товара определена как нормальная цена, то есть цена, которая могла бы быть выручена за товары, при их продаже на свободном рынке между независимыми друг от друга покупателем и продавцом.

Такая нормальная цена прямо не связана с ценой, по которой товар продан на экспорт в страну импорта. Это рыночная цена товара - наиболее вероятная цена, по которой товар может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Нормальная цена определялась для каждого товара. Фактическое отклонение цены сделки от такой цены учитывалось только при ее превышении нормальной. Отклонение в сторону уменьшения учитывалось в пределах 10%.

К Брюссельской конвенции присоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали, поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможенной стоимости оставался нерешенным.

Проходившие в начале 1970-х годов многосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершились принятием в 1979 году ряда соглашений.

В Соглашении о применении ст. VII ГАТТ, заключенном в рамках Токийского раунда ГАТТ в 1979 г. (т.н. Кодекс таможенной стоимости), таможенная стоимость товаров понимается как: «цена сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продаже товара на экспорт в страну импорта, скорректированная с учётом возможных добавлений (предусмотренных в ст. 8 ч.1 названного Соглашения)», с определенными вычетами и доначислениями.

Однако далее по тексту возникает уже несколько иное определение: «таможенная стоимость импортируемых товаров - стоимость товаров для целей обложения адвалорными таможенными пошлинами импортируемых товаров». Данное определение относится исключительно к импортируемым товарам.

Заключительный акт, принятый по результатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш, 15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьи VII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979года.

В указанных документах подчеркивается, что назначение таможенной стоимости - обложение пошлинами или другими сборами, либо применение импортных и экспортных ограничений, основанных на стоимости товара.

Кодекс о таможенной стоимости ГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использование цены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемые товары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы (например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерские вознаграждения, стоимость упаковки и др.).

Цена, реально уплаченная или подлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится (в соответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью при соблюдении следующих требований:

- цена сделки или реализация самой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кроме условий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристики самого товара;

- экспортер и импортер не должны быть взаимозависимы;

- импортер не возвращает экспортеру прямо или косвенно часть прибыли;

- не должно существовать ограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряжения оцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:

ограничений, предусмотренных законодательством государства-импортера;

ограничений того региона, в котором товары могут быть перепроданы;

ограничений, не влияющих существенно на контрактную цену.

Если же с помощью изложенных правил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы и импортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базе альтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородного товара). При невозможности использовать альтернативные методы таможенная стоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующих элементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, а также расходов, связанных с реализацией товара. Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. / Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.Н. Козырина. - М.: Издательство «Проспект», 2006.

Это Соглашение и стало тем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российское таможенное законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона РФ "О таможенном тарифе" 1993г.

Третье определение было дано в подпункте 6 прежней редакции статьи 5 Закона РФ «О таможенном тарифе» (далее Закон), где понятие таможенной стоимости определялась через перечисление основных целей таможенной стоимости:

1) обложение товара таможенной пошлиной;

2) ведение внешнеэкономической и таможенной статистики;

3) применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

В Постановлении Правительства РФ от 5 ноября 1992 года № 856 сказано: "таможенная стоимость используется при начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей, установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов и применение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренные законодательством Российской Федерации, ведения таможенной статистики".

В настоящее время термин «таможенная стоимость товаров», используемый в российском законодательстве и правоприменительной практике достаточно широко, не содержит своего детального и подробного определения в соответствующих актах, в том числе и в понятийном аппарате Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также в Федеральных законах - Таможенном кодексе Российской Федерации и Налоговом кодексе Российской Федерации.

Приведенное выше общее определение понятия «таможенная стоимость» теперь исключено из Закона на основании вступившего в силу с 1 июля 2006 г. Федерального закона от 08.11.2005 № 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе». Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 46, ст. 4625

Главная цель вносимых изменений - приведение российского законодательства по таможенной стоимости и таможенной оценке товаров в соответствие с международными документами - Соглашением о применении статьи VII ГАТТ, Примечаниями ВТО к указанному Соглашению, с собственным национальным законодательством, а также более четкая и подробная регламентация методологии определения таможенной стоимости.

При этом п. 1 ст. 19 названного Закона законодателем установлено, что "таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию».

Формулировка «стоимость сделки», определенная в Законе России «О таможенном тарифе», адаптирована с юридическим и экономическим понятием, содержащимся в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ-1994. Универсальный правовой подход, используемый в названном Соглашении и примененный законодателем в Законе России «О таможенном тарифе», заключается в том, что для расчёта таможенной стоимости берётся величина, складывающаяся в условиях свободного, конкурентного рынка.

Функциональное назначение института таможенной стоимости установлено в ином законодательном акте - Таможенном кодексе РФ (далее ТК), согласно статье 322 которого таможенная стоимость наряду с количеством товаров служит налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов и определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленных законодательством Российской Федерации - Законом РФ «О таможенном тарифе». Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. / Под редакцией доктора юридических наук, профессора А.Н. Козырина. - М.: Издательство «Проспект», 2006.

Фактически таможенная стоимость - это «вторичный» показатель по отношению к стоимости сделки. Именно цена товара, определенная во внешнеторговой сделке (договоре) купли-продажи с учётом дополнительных расходов (издержек), понесённые отечественными покупателями (перечисленными в ст. 19.1 Закона), которые возникли в связи с подготовкой и исполнением конкретной сделки купли-продажи, и является основой (базой) для определения таможенной стоимости товара.

В отечественной правоприменительной практике основное назначение таможенной стоимости является определение исходной расчётной налоговой базой для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акциза), и применяется к товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

Вторичное назначение таможенной стоимости это применение нетарифных мер регулирования основанных на стоимостных ограничениях импортируемых товаров, ведение таможенной статистики, осуществление валютного контроля.

Третье назначение таможенной стоимости, мало озвучиваемое - создание экономического порядка для формирования равных конкурентных условий хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Под товарами в качестве объекта налогообложения в Налоговом Кодексе РФ (далее НК) (п. 3 ст. 38) понимается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. При этом в НК РФ содержится оговорка о том, что в целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое ТК РФ.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства (за исключением транспортных средств, которые используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для платной и бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров).

Налоговая база, как это закреплено в ст. 53 НК РФ, представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акцизов) являются:

- таможенная стоимость товаров;

- количество товаров;

- таможенная стоимость и количество товаров.

2. Система методов определения таможенной стоимости

Порядок применения системы таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, устанавливается Правительством РФ на основании положений Закона РФ "О таможенном тарифе". Действующий с 1 января 1993 г. Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, утвержден Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 856. В п. 3 этого правового акта закреплено: "Таможенная стоимость импортируемых в Российскую Федерацию товаров определяется декларантом согласно правилам таможенной оценки, предусмотренным настоящим Порядком, применяемым в соответствии с общими принципами системы таможенной оценки Генерального соглашения о тарифах и торговле".

Этот порядок распространяется как на юридических, так и на физических лиц. Некоторые его положения могут уточняться в правовых актах ГТК России (приказах, указаниях и т.д.).

Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой.

Исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» (статья 12) и производится путем применения одного из следующих шести методов:

- по стоимости сделки с ввозимыми товарами (ст. 19 Закона РФ "О таможенном тарифе");

- по стоимости сделки с идентичными товарами (ст. 20);

- по стоимости сделки с однородными товарами (ст. 21);

- вычитания стоимости (ст. 22);

- сложения стоимости (ст. 23);

- резервный метод (ст. 24).

Перечень методов является исчерпывающим, т.е. в законе отсутствует норма, устанавливающая возможность введения еще какого-либо дополнительного метода иным правовым актом, например, Указом Президента Российской Федерации или Постановлениями Правительства Российской Федерации.

При использовании каждого конкретного из предусмотренных Законом шести методов структуру и понятие таможенной стоимости образуют различные компоненты:

1) Стоимость сделки (цена сделки + некоторые обязательные дополнительные начисления к ней) - первый метод (метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами);

2) Цена сделки с идентичными товарами, скорректированная с учетом конкретных условий продажи и поставки, - второй метод (по стоимости сделки с идентичными товарами);

3) Цена сделки с однородными товарами, скорректированная с учетом конкретных условий продажи и поставки, - третий метод (по стоимости сделки с однородными товарами);

4) Цена единицы товара при продаже на рынке РФ - четвертый метод (метод вычитания);

5) Расчетная стоимость - пятый метод (метод сложения);

6) Одна из предусмотренных выше основ - шестой метод (резервный).

Главными принципами таможенной оценки, которые в равной мере должны соблюдаться и декларантами, и таможенными органами при определении таможенной стоимости товаров, являются следующие:

Первоосновой таможенной стоимости признается стоимость сделки, как она определена в ст. 19, 19.1 Закона РФ «О таможенном тарифе». Исходя из изложенного, основным методом таможенной оценки является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод). Определение первого метода как основного означает, что таможенная стоимость ввозимых на таможенную территорию РФ товаров должна определяться по этому методу во всех случаях, когда выполняются условия его применения, установленные Законом РФ «О таможенном тарифе»

Законодательное определение таможенной стоимости при ее расчете по первому методу можно выразить формулой: Таможенная стоимость = Стоимость сделки с ввозимыми товарами = Цена сделки с ввозимыми товарами + Дополнительные начисления, обозначенные в ст. 19.1 Закона РФ «О таможенном тарифе». Цена сделки - основной компонент таможенной стоимости.

Под ценой сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в РФ, т.е. общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем продавцу за ввозимые товары; такие платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем непосредственно продавцу и/или третьему лицу в пользу продавца.

Остальные методы определения таможенной стоимости (2-6 метод) применяются только при невозможности использования метода по цене сделки (метод 1). По сути, методы со 2-го по 6-й направлены на конструирование стоимости внешнеторговой сделки в отличие от 1-го метода, когда готовая стоимость сделки уже есть. При этом каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могут применяться в любой последовательности.

Необходимо обратить внимание на важный момент: если нельзя применить метод 1, то уже не так важно, какой из них применяется, потому что расчет таможенной стоимости по любому из них должен дать примерно одну и ту же величину таможенной стоимости. Главное, чтобы выбранный метод был правильно применен, то есть в соответствии с требованием Закона РФ «О таможенном тарифе».

Методы таможенной оценки применяются в строго заданной последовательности. Порядок последовательного применения методов таможенной оценки означает, что каждый последующий метод может быть применен только в том случае, если не выполняются условия применения предыдущего метода, за исключением методов вычитания и сложения (методы 4 и 5).

В новой редакции Закона (п. 2 ст. 12) однозначно установлено, что последовательность применения методов 4 и 5 может быть изменена только по желанию декларанта, таможенный орган при самостоятельном определении таможенной стоимости не вправе изменить последовательность применения методов таможенной оценки.

Резервный метод (метод 6) может использоваться для определения таможенной стоимости товаров только в случае невозможности использования методов 1-5 (абзац 4 пункта 2 статьи 12 Закона). Законодательно запрещено использование метода 6, игнорируя (не применяя) метод 1-5, причем в установленной последовательности.

Сведения, используемые при определении таможенной стоимости должны соответствовать требованию о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности. Данному требованию должны соответствовать сведения, относящиеся ко всем структурным компонентам таможенной стоимости, при использовании каждого из предусмотренных Законом методов. Заявленная таможенная стоимость и достоверность сведений, используемых для ее определения, подтверждаются различными документами, сопровождающими внешнеторговую сделку и представляемыми в таможенные органы в ходе таможенной оценки товаров.

Обоснование правомерности избранного метода таможенной оценки и правильности ее определения - одновременно право и обязанность декларанта, неисполнение либо ненадлежащее исполнение которой может повлечь корректировку заявленной таможенной стоимости.

Следует помнить, что речь идет о системе из шести взаимозаменяемых методов, а не о том, что какой-то из методов лучше и заранее рассчитан на более низкую величину налоговой базы.

Принцип последовательности использования методов определения таможенной стоимости доказан правоприменительной практикой. Из анализа судебной и административной практики обжалования действий и бездействий должностных лиц таможенных органов усматривается, что нарушение установленной процедуры перехода от первого метода к последующим относится к типовым нарушениям, допускаемым таможенными органами на этапе контроля таможенной стоимости. Это нарушение, как правило, становится основанием для признания решений таможенных органов незаконными и их отмене.

Процедура определения таможенной стоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться в зависимости от источников поставки товаров (абзац 2 пункт 3 статьи 12 Закона). Это означает, что независимо от основания ввоза товара (в результате сделки купли-продажи, бартера, дарения и т. д.), от того, какие это товары, из какой страны, кто и для каких целей их поставляет, процедура определения таможенной стоимости едина и одна и та же.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров.

Существуют два основных способа заявления таможенной стоимости. Первый предполагает использование специальной формы декларации, а второй допускает заявление таможенной стоимости в ГТД.

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2 применяются в случае, когда ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и иными налогами (НДС, акцизами) в соответствии с заявленными таможенными режимами. Если же декларируемые таможенные режимы предусматривают освобождение от налогообложения, таможенная стоимость может быть заявлена в ГТД.

В последнем случае таможенный орган сохраняет за собой право требовать от декларанта заполнения специальной декларации таможенной стоимости при возникновении обоснованных сомнений в отношении заявленной таможенной стоимости. Кулешов В.В., Шавшин В.П., Сизова К.А. Указ. соч.

3. Сущность метода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами

В соответствии с нормой, закрепленной абзацем 2 пункта 2 статьи 12 Закона «О таможенном тарифе» таможенная стоимость товаров определяется с использованием метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) или метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3) в случае невозможности определения таможенной стоимости товаров с использованием метода 1.

При этом метод 3 -- метод по стоимости сделки с однородными товарами применяется последовательно, в случае невозможности применения метода 2.

Суть метода 3 - "Оценка по цене сделки с однородными товарами" заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами.

Т.е. в качестве основы для определения стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1.

Кроме того, Закон требует, чтобы товары, выбранные для сравнения, были ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне что, и ввозимые (оцениваемые) товары.

Если эти характеристики различаются, то цена сделки с однородными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий в сопоставимый вид.

3-й метод применяется при выполнении следующих условий:

1) товары проданы для ввоза на территорию Российской Федерации;

2) ввезены одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;

З) ввезены примерно в том же количестве и (или) на тех же коммерческих условиях (в случае, если однородные товары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях, декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этих различий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ее обоснованность).

В ст. 5 Закона дано определение однородных товаров «Однородные товары - товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении, являются ли товары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация и наличие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношении этих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественное оформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены (выполнены) в Российской Федерации.

Товары, произведенные иным лицом, нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когда однородные товары того же производителя не выявлены на таможенной территории Российской Федерации».

При определении однородности товаров учитываются следующие их признаки:

- качество, наличие товарного знака и репутация на рынке;

- страна происхождения;

- производитель.

При использовании 3-го метода определения таможенной стоимости необходимо иметь ввиду, что:

а) товары не считаются однородными с оцениваемыми, если они не были произведены в той же стране, что и оцениваемые товары;

б) товары, произведенные не производителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во внимание только в том случае, если не имеется однородных товаров, произведенных лицом - производителем оцениваемых товаров;

в) товары не считаются однородными, если их проектирование, опытно конструкторские работы над ними, их художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные Работы выполнены в Российской Федерации.

Исходя из этих требований при решении вопроса о том, могут ли товары рассматриваться как однородные, необходимо проанализировать следующие их параметры:

а) Физические характеристики, т.е.

- размер и форма;

- уровень технических и других характеристик;

- метод изготовления.

б) Материалы, из которых изготовлены товары, например:

- стеклянные предметы или предметы из пластика;

- драгоценные металлы или черные металлы;

- ткань или бумага и т. д.

в) Функции и сфера применения, т.е. каковы функции выполняемые данными товарами? Способны ли сравниваемые товары выполнять одни и те же функции?

г) Коммерческая взаимозаменяемость, т.е. примет ли покупатель сравниваемый товар в качестве заменителя (как с точки зрения его функционального назначения, так и коммерческих характеристик)? При этом необходимо учитывать качество товара, его репутацию на рынке и наличие товарного знака.

Рассмотрим примеры.

Пример 1.

Краска для бумаги сравнивается с краской для ткани. Для отнесения товаров к однородным, необходимо, чтобы они были взаимозаменимы, в том числе, с точки зрения их функционального назначения и сферы применения. Краски, пригодные только для печати на бумаге, не могут быть использованы для печати на ткани. Поэтому данные товары не являются однородными, даже в том случае, если краска для ткани пригодна для печатания на бумаге.

Пример 2.

Резиновые покрышки одинаковых размеров ввозятся от двух различных производителей, расположенных в одной и той же стране. При этом каждый изготовитель покрышек имеют свой товарный знак. Однако покрышки, изготовленные этими фирмами, имеют одинаковый стандарт и одинаковое качество. Они пользуются одинаковой репутацией и применяются предприятиями, производящими автомобили в стране - импортере.

Могут ли данные покрышки рассматриваться как однородные товары? Несмотря на то, что каждый производитель использует разные товарные знаки, резиновые покрышки имеют одинаковые стандарты, качество, одинаковую репутацию на рынке.

На основании этих данные могут быть сделаны следующие выводы:

а) в связи с тем, что данные резиновые покрышки имеют различные товарные знаки, они не могут рассматриваться в качестве идентичных товаров;

б) вместе с тем, хотя данные покрышки и не являются одинаковыми во всех отношениях, они все же имеют одинаковые характеристики, что дает им возможность выполнять одинаковые функции.

В связи с тем, что товары выполнены с учетом одинаковых стандартов, из одинаковых исходных материалов, одинаковы в отношении качества и репутации на рынке и имеют определенный товарный знак, то их следует рассматривать в качестве однородных, даже несмотря на разные товарные знаки.

Пример З.

Имеются поставки обычной перекиси натрия для отбеливания и специальной (особого качества) перекиси натрия. Перекись особого качества изготовляется из тех же исходных материалов, но с помощью процесса, использующего очень высокую степень очистки. Поэтому она более дорогая, чем обычная перекись натрия. Обычная перекись не может использоваться вместо специальной, так как не обладает необходимой чистотой в соответствии с требованиями спецификации и не растворяется полностью, находясь в порошкообразной форме.

Являются ли данные товары однородными?

Рассматриваемые товары не являются одинаковыми во всех отношениях. Оба вида перекиси натрия изготовлены из одних и тех же исходных материалов, но они не будут полностью взаимозаменяемыми, так как обычная перекись не может использоваться для лабораторных целей и ее цена ниже, чем у специальной в связи различным качеством товаров. Поэтому указанные виды перекиси нельзя рассматривать как однородные товары.

Пример 4.

Имеются партии 2-х различных сортов сыра "Рокфор". Обе представляют собой сыр из снятого овечьего молока. Один из сортов изготовляется с помощью метода непрерывного соскабливания плесени, которая образуется на внешней стороне сыра в течение процесса его старения, так что плесень может проникнуть внутрь головки. Это вызывает крошение сыра при отрезании ломтиками и использовании в готовке, приготовлении соусов, салатов и т.д. Головки сыры другого сорта не подвергались скоблению во время процесса старения сыра и, таким образом, плесень не проникает внутрь головки. При нарезке на ломтики такой сыр не крошится и может использоваться в случаях, когда необходимы ломтики сыра.

Будут ли эти сыры рассматриваться как однородный товар?

Эти два продукта, хотя и содержат одинаковые материалы, не одинаковы по физическим характеристикам (один из них крошится, другой нет, один имеет глубокие вкрапления плесени, а другой не имеет их), методы изготовления этих сыров также различаются (один из них подвергался скоблению, а другой нет). Таким образом, эти сорта сыра не будут взаимозаменимыми с коммерческой точки зрения и, следовательно, они не должны рассматриваться как однородные товары.

При применении метода 3 должна сначала использоваться информация по продаже однородных товаров на одних и тех же коммерческих условиях и приблизительно в тех же количествах, что и оцениваемые товары. Когда случаи такого рода продаж не выявлены, можно использовать продажу однородных товаров, имевшую место в соответствии с одним из следующих трех условий:

а) продажа на тех же коммерческих условиях, но в разных количествах;

б) продажа на различных коммерческих условиях, но приблизительно в тех же количествах;

в) продажа на различных коммерческих условиях и в разных количествах. Требования по приведению условий сделки как с однородными, так и с идентичными товарами в сопоставимый вид с условиями ввоза оцениваемых товаров одинаковы. В случае, если при применении настоящего метода выявляются более одной цены сделки по однородным товарам, то для определения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с однородными товарами, должна быть скорректирована с учетом расходов. Корректировка производится декларантом на основе достоверных и документально подтвержденных сведений.

Рассмотрим примеры.

Пример 1.

Осуществляется бесплатная поставка товара, например в счет уставного фонда предприятия. В связи с тем, что отсутствует сделка купли-продажи, метод 1 не применим. Как рассчитать таможенную стоимость оцениваемого товара?

Следует попытаться найти сделки с однородными товарами (сделки с идентичными товарами отсутствуют). Для этого могут использоваться как сведения, имеющиеся у декларанта (таможенные или товаросопроводительные документы), так и сведения, имеющиеся у таможенного органа, но обязательно в обезличенном виде (например, информация из базы данных ГТД, ДТС). При этом таможенная стоимость однородного товара должна быть определена по методу 1.

Страницы: 1, 2


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ