Правовое регулирование таможенных режимов
Правовое регулирование таможенных режимов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Финансово-экономический факультет Кафедра таможенного дела КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Таможенное право» Правовое регулирование таможенных режимов ОГУ 080115.5008.13 ОО Руководитель работы ______________Кузнецов В.П. «___» ________________2008 г. Исполнитель студентка группы 05 ТД - 2 ______________Секретёва О.Н. «___»________________2008 г. Оренбург 2008 Содержание Введение 1. Понятие таможенного режима. Виды таможенных режимов. Их характеристика 1.1 Понятие, назначение и сущность таможенного режима 1.2 Основные таможенные режимы. Их характеристика 1.3 Экономические таможенные режимы. Их характеристика 1.4 Завершающие и специальные таможенные режимы 2. Виды обеспечения таможенных режимов 2.1 Правовое обеспечение таможенных режимов 2.2 Экономическое обеспечение таможенных режимов 2.3 Организационное обеспечение таможенных режимов 3. Проблемы и перспективы обеспечения таможенных режимов Заключение Список использованных источников Введение Одним из важнейших институтов таможенного права Российской Федерации является таможенный режим, которым обуславливается порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. Это обусловлено тем, что в соответствии с Таможенным кодексом РФ (ст. 22) все товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу Российской Федерации в строгом соответствии с заявленным таможенным режимом. Лицо вправе выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК РФ (ст. 156). Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенных органов. Вне зависимости от заявленного таможенного режима лица обязаны соблюдать: - запреты и ограничения, не носящие экономический характер и установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД; - требования законодательства РФ, установленные в целях валютного контроля. Для того чтобы таможенные режимы эффективно применялись на практике участниками внешнеэкономической деятельности, необходимо использование определенных мер по обеспечению таможенных режимов, связанных с предотвращением нарушений условий функционирования конкретного таможенного режима и положений, регламентирующих действие данного режима. Обеспечение таможенных режимов является гарантией их соблюдения декларантом, либо иных заинтересованных лиц, а также предусматривает санкции за нарушение правовых актов, касающихся регулирования определенных таможенных режимов. В связи с активным развитием внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, расширением международных торговых отношений, быстрым ростом торгового оборота изучение обеспечения таможенных режимов приобрело особую актуальность. Целью данной курсовой работы является рассмотрение и изучение видов обеспечения таможенных режимов. Для этого необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть понятие таможенного режима, его назначение и сущность в таможенном деле; - охарактеризовать каждый таможенный режим, выявить их особенности; - изучить правовое, экономическое и организационное обеспечение таможенных режимов; - сравнить с практикой обеспечения таможенных режимов других стран, обозначить существующие проблемы обеспечения таможенных режимов и возможные пути их решения. 1. Понятие таможенного режима. Виды таможенных режимов. Их характеристика 1.1 Понятие, назначение и сущность таможенного режима Таможенный режим представляет собой базовую, фундаментальную категорию таможенного дела, от правильного определения которого зависит спектр последующего осуществления таможенных формальностей. Положения, составляющие содержание таможенного режима, установлены ТК РФ, а также подзаконными актами. Применение системы таможенных режимов позволяет оградить товаропоток внешней торговли от предметов, перемещение которых через таможенную границу опасно, нецелесообразно для национальных интересов, а также оптимально распределить массив экспортно-импортных грузов для достижения целей таможенного оформления. Таможенное дело: учебник / О.В. Молчанова, М.В. Коган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 314 с. Использование таможенных режимов дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывоза товаров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструменты правового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности и интересы участников внешнеэкономической деятельности и, в конечном счете, способствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности, непосредственно связанных с международной торговлей. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации/ А.Н. Козырин. - М.: Изд-во Проспект, 2004. - 736 с. Как и многие правовые категории, понятие таможенного режима используется в широком и узком смысле. В широком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим, выражающийся в определенном сочетании административно-правовых и финансово-правовых средств регулирования, установленный таможенным законодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу между таможенным органом и лицом, их перемещающим. Под правовым режимом в юридической литературе понимается особый порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих сочетание взаимодействующих между собой дозволений и запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность регулирования (в данном случае -- направленность на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу). Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп./ И.В.Тимошенко. - М.: «Приоритет», 2003. - 352 с. В узкоспециальном значении, используемом в ТК РФ, таможенный режим представляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих: - порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; - статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ или за ее пределами. Под статусом товаров и транспортных средств для таможенных целей понимается наличие или отсутствие запретов и ограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, установленных ТК РФ (подп. 6, 22 п. 1 ст. 11 ТК РФ). Сущность таможенных режимов состоит в том, что в них отражены условия и формальности, которые должны соблюдаться в отношении товаров, помещенных под соответствующий режим. С помощью таможенных режимов определяются: - конкретный порядок перемещения товаров через таможенную границу РФ в зависимости от их предназначения (цели перемещения); - условия нахождения и использования товаров на (вне) таможенной территории РФ; - права и обязанности лица (в том числе участника ВЭД), выбравшего тот или иной таможенный режим; - в некоторых случаях требования к товарам и правовому статусу лица, перемещающего их через таможенную границу РФ. Правовое регулирование таможенных режимов. Комментарий законодательства / А.Н. Козырин, В.В. Егазарова // Право и экономика. - 2005. - № 6. Каждый из предусмотренных ТК РФ таможенных режимов перемещения товаров, а также отдельно взятая специальная таможенная процедура представляют собой совокупность требований, обусловленных: порядком таможенного оформления товаров, производством таможенного контроля товаров, особенностями уплаты таможенных пошлин, налогов. Независимо от вида отдельного таможенного режима в ТК РФ содержатся условия применения таможенных режимов, которые должны соблюдаться во всех случаях выбора любого из существующих режимов. К таким условиям отнесены: - обязательность заявления таможенного режима. Любое перемещение товаров через таможенную границу возможно только в соответствии с одним из предусмотренных ТК РФ таможенным режимом; - право выбора любого таможенного режима в соответствии с ТК РФ. Каждый участник ВЭД самостоятельно выбирает таможенный режим при условии соблюдения всех его требований; - обязательность соблюдения запретов и ограничений при помещении товаров под таможенные режимы. Запреты и ограничения, не носящие экономического характера, а также требования, установленные в целях валютного контроля, обязаны соблюдаться лицами вне зависимости от заявленного таможенного режима; - обязательность соблюдения разрешительного порядка выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом. Помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа. Таможенный орган вправе требовать только те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим и соблюдения действия этого режима в соответствии с ТК. Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом. Выпуск товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом возможен только после того, как таможенный орган проверит соблюдение декларантом всех условий, предусмотренных ТК РФ для помещения товара под избранный таможенный режим, а в отдельных случаях и требований таможенного органа о принятии мер по обеспечению уплаты таможенных платежей; - обязательность соблюдения условий и требований избранного таможенного режима, в соответствии с которым товар был выпущен; - право изменения выбранного таможенного режима на иной в соответствии с ТК РФ; - обязательность приостановления действия таможенного режима при изменении статуса товара. В случае изъятия товара по делу о нарушении таможенных правил, например, в качестве вещественного доказательства, действие таможенного режима в отношении этого товара приостанавливается. Действие таможенного режима также приостанавливается при помещении иностранного товара под таможенный режим таможенного склада, например, режим временного ввоза, приостанавливается при помещении временно ввезенных товаров на таможенный склад. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации/ А.Н. Козырин. - М.: Изд-во Проспект, 2004. - 736 с. Статьей 155 Таможенного кодекса РФ установлены 17 таможенных режимов, которые разбиты на 4 группы: 1) Основные таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; международный таможенный транзит. 2) Экономические таможенные режимы: переработка на таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; переработка вне таможенной территории; временный ввоз; таможенный склад; свободная таможенная зона (свободный склад). 3) Завершающие таможенные режимы: реимпорт; реэкспорт; уничтожение; отказ в пользу государства. 4) Специальные таможенные режимы: временный вывоз; беспошлинная торговля; перемещение припасов; иные специальные таможенные режимы. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 280 с. Перечисленные виды таможенных режимов установлены в целях таможенного регулирования в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. Основные таможенные режимы устанавливаются законодательными нормами большинства стран мира. Экономические таможенные режимы призваны способствовать развитию предпринимательской деятельности, активизации инвестиционного производства. Завершающие таможенные режимы применяются, как правило, в целях приведения сторон в первоначальное состояние либо устранения возможности пропуска внутрь страны «нежелательных» товаров. Данная группа режимов призвана завершить таможенный оборот товаров. Например, режим реимпорта применяется после временного вывоза. Для специальных режимов характерны отдельные ситуации, требующие налогового послабления в таможенной сфере. Таможенное право России: курс лекций. 3-е изд., перераб. и доп./ И.В.Тимошенко. - М.: «Приоритет», 2003. - 352 с. В системе таможенного режима условно можно выделить три составляющие части - подсистемы: 1) нормативно - регулятивную; 2) организационную; 3) материально - техническую. Нормативно - регулятивная подсистема состоит из основных начал (принципов) правового регулирования, нормативных правовых актов, устанавливающих порядок применения таможенных режимов, а также устанавливающих ответственность за нарушение "режимных" мероприятий. Организационная подсистема представляет собой совокупность "режимных" органов (ФТС России, региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) и органов, с которыми взаимодействуют "режимные" органы (Минэкономразвития России, Минфин России, ФНС России, и др.). Материально - техническая подсистема включает соответствующую таможенную инфраструктуру (складские помещения, транспорт, охранные и сигнализационные системы, помещения магазинов беспошлинной торговли, таможенные лаборатории и т.д.). Таможенное право : учеб. для вузов / С.В. Халипов. - М.: Зерцало М, 2004. - 240 с. Таким образом, таможенный режим представляет собой таможенную процедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ или за ее пределами. 1.2 Основные таможенные режимы. Их характеристика К основным таможенным режимам в соответствии с Таможенным кодексом РФ относятся: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит. Каждый таможенный режим преследует достижение определенной цели. Рассмотрим каждый из этих режимов подробнее. Таможенный режим выпуска для внутреннего потребления используется, как правило, при исполнении внешнеторговых договоров купли - продажи или мены товаров. Указанный таможенный режим не связывает участника внешнеэкономической деятельности обязательствами перед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность по собственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенного имущества. Товары, оформленные в соответствии с этим таможенным режимом, могут быть в дальнейшем переданы третьему лицу во временное пользование, реализованы, уничтожены и т.д. В соответствии со ст. 163 ТК РФ выпуск для внутреннего потребления - это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их вывозе с этой территории. Таможенное право: учеб. для вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский .- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2004. - 841 с. В силу этого выпуск для внутреннего потребления является наиболее часто используемым режимом наряду с таможенным режимом экспорта (вместе составляют около 80% всего товарооборота России). Приобретение товарами статуса выпущенных для свободного обращения является следствием выполнения условий таможенного режима выпуска для внутреннего потребления. Такими условиями являются уплата таможенных пошлин и налогов, а также соблюдение всех ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в том числе экономического характера. Легальное несоблюдение этих условий возможно только в случаях, предусмотренных иными законодательными актами РФ (установленные целевые льготы, другие освобождения), и влечет за собой условный выпуск товаров (п. 2 ст. 164 ТК РФ). Это является одним из отличий выпуска для внутреннего потребления от других таможенных режимов, предполагающих использование товаров на таможенной территории РФ, которые непосредственно предусматривают полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, а также неприменение ограничений экономического характера, установленных законодательством. Правовые основы помещения товаров под "основные" и "экономические" таможенные режимы / В. Г. Свинухов // Право и экономика. - 2005. - N 6. - С. 61-70. Представляется необходимым дополнить несколько слов о правовом положении товаров, помещенных под рассматриваемый режим. При соблюдении всех его условий товары приобретают статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории РФ. Это, в свою очередь, согласно подп. 2 п. 1 ст. 11 ТК РФ влечет за собой утрату ими статуса иностранных и приобретение статуса российских товаров (что не влияет на их иностранное происхождение). Кроме того, с выпуском товаров для свободного обращения они перестают находиться под таможенным контролем (п. 1 ст. 360 ТК РФ). Если же в случаях, предусмотренных законодательством РФ, условия таможенного режима выпуска для внутреннего потребления не соблюдены, то такие товары будут считаться условно выпущенными. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации/ А.Н. Козырин. - М.: Изд-во Проспект, 2004. - 736 с. Условно выпущенные товары считаются иностранными и продолжают находиться под таможенным контролем. При этом условный выпуск товаров является обстоятельством, с которым ТК РФ связывает обязательное предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей, за исключением случаев, когда сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, процентов и пени не превышает 20 тыс. руб. или таможенный орган сочтет необязательным предоставление такого обеспечения (ст. 337). Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 280 с. Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе. Фактический вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ предусматривается несколькими таможенными режимами (например, временный вывоз, реэкспорт, перемещение между таможенными органами через территорию иностранного государства). Однако в отличие от остальных режимов содержание таможенного режима экспорта предполагает окончательный вывоз товаров с таможенной территории РФ, предусматривающий постоянное нахождение товаров за ее пределами, что соответственно не связывает экспортера обязательством об их последующем обратном ввозе. Статья 166 ТК РФ содержит перечень условий, соблюдение которых является обязательным для помещения товаров под таможенный режим экспорта. Структурно эти условия выглядят следующим образом: - уплата вывозных таможенных пошлин в порядке, предусмотренном ТК РФ; - соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; - выполнение иных требований и условий, установленных Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ. При экспорте товаров производятся освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Приказ ГТК РФ № 973 от 08.09.03. «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров». Транзит товаров начинается с момента их ввоза на таможенную территорию РФ и завершается фактическим вывозом с ее территории. Товары помещаются под таможенный режим международного таможенного транзита в месте их прибытия на таможенную территорию РФ в пункте пропуска через Государственную границу (п. 1 ст. 69 ТК РФ). Завершается действие таможенного режима в месте убытия товаров с таможенной территории РФ и также в пункте пропуска через Государственную границу (ст. 119 ТК РФ). Товары, помещенные под рассматриваемый таможенный режим, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов. Это объясняется тем, что содержание таможенного режима исключает нахождение таких товаров в свободном обращении на таможенной территории РФ. Таможенное дело: учебник / О.В. Молчанова, М.В. Коган. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 314 с. Таможенный Кодекс выделяет основное и дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита. Основным условием помещения иностранных товаров под рассматриваемый таможенный режим является отсутствие запрета на транзит этих товаров по таможенной территории РФ. Такие запреты могут быть установлены федеральными законами, иными правовыми актами РФ, а также международными договорами РФ. Так, в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" предусмотрен запрет на транзит через таможенную территорию РФ наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 28). Дополнительные условия помещения товаров под таможенный режим международного таможенного транзита могут устанавливаться федеральными законами, иными правовыми актами РФ и международными договорами. Например, согласно Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814, транзит через территорию РФ указанных товаров допускается на основании разрешений на ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ, выдаваемых органами внутренних дел. В случае непредставления таких документов транзит товаров через таможенную территорию РФ также должен быть запрещен. При международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным статьями 80 - 86 Таможенного кодекса РФ в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту. 1.3 Экономические таможенные режимы. Их характеристика К экономическим таможенным режимам в соответствии с ТК РФ относятся: переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад. Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок. Приказ ФТС РФ №867 от 15.09.05. «Об утверждении Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки на таможенной территории». Основное назначение этого таможенного режима состоит в предоставлении национальным производителям возможности предлагать свою продукцию на зарубежных рынках по конкурентной цене, одновременно способствуя экономическому развитию национальной экономики и созданию рабочих мест. Переработка для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории Российской Федерации в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин с последующим выпуском продуктов переработки для свободного обращения с уплатой таможенных пошлин по ставкам, применяемым к продуктам переработки. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации/ А.Н. Козырин. - М.: Изд-во Проспект, 2004. - 736 с. И таможенный режим переработки для внутреннего потребления, и таможенный режим переработки на таможенной территории позволяют перерабатывать на таможенной территории товары, не имеющие статуса находящихся в свободном обращении, с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей. Вместе с тем названные режимы имеют ряд отличий, наиболее существенные из которых следующие: - основным способом завершения таможенного режима переработки на таможенной территории является вывоз продуктов переработки с таможенной территории РФ, в то время как таможенный режим переработки для внутреннего потребления завершается их помещением под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (т.е. переработка на таможенной территории ориентирована в первую очередь на вывоз товаров с таможенной территории РФ, а переработка для внутреннего потребления - на их ввоз на эту территорию, что следует также из названия рассматриваемых режимов); - при завершении таможенного режима переработки на таможенной территории основным способом (вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ) ввозные и вывозные таможенные пошлины не взимаются, а использование таможенного режима переработки для внутреннего потребления предполагает уплату НДС и акцизов, если они взимаются с ввозимых товаров, при помещении товаров под таможенный режим переработки и уплату таможенной пошлины при выпуске продуктов переработки для свободного обращения; - в случае выпуска продуктов переработки товаров на таможенной территории для свободного обращения таможенные пошлины и налоги взимаются с ввезенных товаров, при этом дополнительно с этих сумм уплачивается процент по ставкам рефинансирования Банка России, как если бы лицу была предоставлена отсрочка со дня помещения товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории (товары по своему правовому положению приравниваются к товарам, ввезенным для переработки и изначально выпущенным для свободного обращения). Таможенные пошлины при завершении режима переработки для внутреннего потребления взимаются не с ввозимых товаров, а с продуктов переработки по ставкам, применимым к продуктам переработки; - под таможенный режим переработки для внутреннего потребления может быть помещен ограниченный круг товаров. Таможенное право: учеб. для вузов / Б. Н. Габричидзе, А. Г. Чернявский .- 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2004. - 841 с. Переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Основное экономическое значение этого таможенного режима заключается в предоставлении национальным производителям возможности сокращать производственные издержки и предлагать свою продукцию на внутреннем рынке по более конкурентоспособным ценам. Приказ ФТС РФ № 887 от 23.09.05 «Об утверждении Инструкции об организации действий должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции при использовании таможенного режима переработки вне таможенной территории». Указанные таможенные режимы преследуют общую цель - перемещение товаров через таможенную границу РФ для их последующей переработки. Основное их отличие состоит в том, что один из названных режимов допускает использование российских товаров с целью их переработки вне российской таможенной территории, а два других, наоборот, позволяют использовать иностранные товары для переработки на российской таможенной территории. Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Применение таможенного режима временного ввоза позволяет снять многие препятствия на пути развития экономических, культурных, гуманитарных связей с зарубежными странами". Товар, помещенный под таможенный режим временного ввоза, должен быть использован таким образом, чтобы при завершении режима он находился в неизменном состоянии, за исключением изменений, произошедших по причине естественного износа и убыли. Такое требование ограничивает возможности пользования временно ввезенными товарами. В частности, исключается возможность проведения каких-либо операций по переработке или обработке. Во время нахождения под режимом временного ввоза товары остаются в распоряжении пользователя данного таможенного режима. Лицо, которое временно ввезло товары, должно соблюдать требования, предусмотренные законодательством о данном таможенном режиме, в связи с чем на него возлагаются дополнительные обязанности, которые вместе с предоставляемыми ему правами и определяют его статус как пользователя режима временного ввоза. Пользование временно ввезенными товарами допускается только в целях и на условиях, которые предусмотрены разрешением на их временный ввоз. Приказ ГТК РФ № 1388 от 04.12.03. «О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза». По общему правилу временно ввезенные товары не могут быть предметом уступки, отчуждения (в любой форме), кроме как по специальному разрешению таможенного органа. Передача таких товаров пользователем режимом другим лицам допускается в случаях, непосредственно установленных законодательством. Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а товары, предназначенные для вывоза, хранятся под таможенным контролем на условиях, предусмотренных настоящим параграфом. В практике международной торговли бывают случаи, когда на момент ввоза товаров неизвестно, каким образом они будут использоваться на территории страны. Выбрав режим таможенного склада, импортер получает возможность хранить товары в течение определенного периода времени, собирать необходимые документы и отложить момент уплаты таможенных пошлин, налогов до момента выпуска товаров в свободное обращение. В некоторых случаях таможенные пошлины, налоги вообще не уплачиваются. Например, товары могут быть вывезены за пределы России или помещены под таможенный режим переработки. Таможенные режимы по российскому законодательству. Обзор и определения / Борис Вульфович Российский // Закон. - 2006. - N 6. - С. 5-12. Определение режима таможенного склада полностью соответствует определению, содержащемуся в главе 1 Специального приложения D Киотской конвенции и практически не отличается от определения режима по ТК РФ 1993 г. (ст. 41). 1.4 Завершающие и специальные таможенные режимы. Их характеристика К завершающим таможенным режимам относятся: реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства. К специальным таможенным режимам относят: временный вывоз, беспошлинная торговля, перемещение припасов, иные специальные таможенные режимы. Реимпорт - таможенный режим, при котором товары, ранее вывезенные с таможенной территории Российской Федерации, ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации в установленные сроки (подпункт 2 пункта 1 статьи 235) без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Правовые основы помещения товаров под "завершающие" и "специальные" таможенные режимы / В. Г. Свинухов // Право и экономика. - 2005. - N 7. - С. 66-70. Реэкспорт - таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Таможенный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. - 280 с. Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары уничтожаются под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Уничтожение товаров допускается, если товары, подвергнутые уничтожению, не могут быть восстановлены в первоначальном состоянии экономически выгодным способом. Не допускается уничтожение следующих категорий товаров: 1) культурных ценностей; 2) видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, за исключением случаев, когда требуется их уничтожение в целях пресечения эпидемий и эпизоотий; 3) товаров, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, до прекращения отношений залога; 4) которые изъяты или на которые наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации; 5) иных товаров, перечень которых может устанавливаться Правительством Российской Федерации. Уничтожение товаров не допускается, если: - может причинить существенный вред окружающей среде или представлять непосредственную либо потенциальную опасность для жизни и здоровья людей; - производится путем потребления товаров в соответствии с их обычным предназначением; - может повлечь расходы для государственных органов Российской Федерации. Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором товары безвозмездно передаются в федеральную собственность без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Отказ от товаров в пользу государства не должен повлечь для государственных органов Российской Федерации какие-либо расходы, которые не могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров. Под таможенный режим отказа в пользу государства не могут помещаться товары, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Конкретный перечень товаров, которые не могут быть помещены под таможенный режим отказа в пользу государства, устанавливается Правительством Российской Федерации. Правовые основы помещения товаров под "завершающие" и "специальные" таможенные режимы / В.Г. Свинухов // Право и экономика. - 2005. - N 7. - С. 66-70. Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, могут временно использоваться за пределами таможенной территории Российской Федерации с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Перемещение припасов - таможенный режим, при котором товары, предназначенные для использования на морских (речных) судах, воздушных судах и в поездах, используемых для платной международной перевозки пассажиров либо для платной или бесплатной международной промышленной либо коммерческой перевозки товаров, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, воздушных судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Комментарий к таможенному кодексу Российской Федерации/ А.Н. Козырин. - М.: Изд-во Проспект, 2004. - 736 с.
Страницы: 1, 2
|