Рефераты

Проблемы идентификации таможенного контроля, таможенного оформления ввозимых из РФ лесоматериалов

p align="left">Учитывая высокую привлекательность экспортных операций с лесом, приходится отмечать, что данная сфера внешнеэкономической деятельности является притягательной для недобросовестных участников ВЭД, в том числе и для организованных преступных сообществ.

В связи с этим Федеральной таможенной службой достаточно серьезное внимание уделяется мерам по контролю за экспортом из России леса и продуктов его переработки, несмотря на сложности, возникающие при осуществлении таможенного контроля, определяемые спецификой его вывоза из России.

В товарной структуре экспорта Российской Федерации на долю продукции лесопромышленного комплекса приходится более 4,5% от всего его объема.

Наиболее распространенными схемами правонарушений в сфере экспорта лесопродукции являются:

- недекларирование или недостоверное декларирование вывозимой продукции. Данное правонарушение, как правило, выражается в занижении объемов вывозимой продукции, либо в так называемой «пересортице», т.е. под видом менее ценных сортов вывозится древесина дорогих сортов;

- невозвращение средств в иностранной валюте и сокрытие ее в иностранных банках. Как правило, невозврат валюты происходит на большие суммы. Такие правонарушения совершаются различными способами. Например, широко используются контракты, которые предусматривают продажу лесоматериалов при условии заготовки и вывоза леса силами покупателя. При этом сумма валютной выручки, поступающая в российский банк после вычета стоимости услуг по вырубке, уменьшается более чем в два раза;

- неурегулирование технологии отслеживания внешнеторговых бартерных контрактов, предусматривающих обмен эквивалентными по стоимости товарами. Имеет место невозвращение эквивалентных по стоимости леса товаров народного потребления (в основном, из КНР);

- несоответствие представляемых внешнеторговых контрактов, требованиям, изложенным в правилах «ИНКОТЕРМС», оговаривающих условия поставки и ответственности сторон. При заключении и регистрации контрактов ни одна из контролирующих организаций не вправе потребовать документы, подтверждающие юридический статус иностранного партнера, его легальность и постановку на учет в соответствующих органах. Зачастую, контракты, представленные в таможенные органы, подписаны представителями сомнительных инофирм, уже неоднократно зарекомендовавших себя недобросовестными плательщиками по экспортным поставкам, но существующие правила не позволяют отказать в принятии таких контрактов;

реализация товара на внешнем рынке в оффшорные зоны по минимальным ценам (по причине высокой разницы внутренних и экспортных цен на лесобумажную продукцию, в основном, это лесоматериалы, прошедшие переработку), в результате чего разница остается на банковских счетах в этих зонах;

неправомерное применение неаттестованных методик выполнения измерений объемов вывозимой древесины.

Учитывая, что большая часть лесного бизнеса в Российской Федерации является незаконной в налоговом и финансовом отношении, ФТС России ежегодно уделяет большое внимание вопросу пресечения контрабандного вывоза продукции лесопромышленного комплекса.

Глава 3. Проблемы идентификации лесоматериалов

3.1. Сертификация экспортных лесоматериалов

В Федеральном законе "О техническом регулировании" отмечается, что подтверждение соответствия осуществляется в целях:

· удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ и услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

· содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

· повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российской и международных рынках;

· создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров на российском и мировом пространствах.

Подтверждение соответствия может носить добровольный (добровольная сертификация) и обязательный характер (декларирование соответствия).

Таким образом, предприятия лесной отрасли подтверждают соответствие своей продукции техническим регламентам, стандартам путем добровольной сертификации или декларирования соответствия продукции национальным и международным стандартам

Устойчивость окружающей среды становится ключевым элементом лесной промышленности: надежды на то, что лесовладельцы будут вести ответственное лесное хозяйство, приобретают прочный характер: сертификация может стать важнейшим показателем того, что эти надежды сбываются. Тем не менее идея сертификации вызывает определенные споры.

Сертификация лесоуправления и лесопользования, для краткости называемая лесной сертификацией - это новый и быстро развивающийся процесс, который стремительно меняет привычный облик мировой торговли лесоматериалами. Если ранее при заключении контрактов на поставку лесной продукции во главу угла ставились качество, сроки поставки и цена, то теперь к ним прибавляется требование экологической сертификации. С этим уже практически столкнулись очень многие российские производители и экспортеры лесоматериалов.

Например, в Архангельской области эти требования встали настолько серьезно, что потребовалось вмешательство губернатора и Комитета по лесопромышленному комплексу. Сертификация уже практически началась в России - первые российские компании "Прайс-Бэтч" и "Тимбер продакшн", а также Косихинский лесхоз на Алтае в 2000 г. получили сертификат международного образца, еще пять лесопромышленных компаний в четырех регионах РФ, а среди них лидеры индустрии ОАО "Волга", "Даммерс", "Мадок" приступили к лесной сертификации в течение 2000 г. Еще несколько ведущих компаний России, среди них "Илим Палп Энтерпрайз" (сертифицированы 5 предприятий группы на соответствие стандарту ИСО 9001-2000 и планируется их сертифицировать на соответствие стандарту ИСО 14001), "Терней лес", "Лемо групп" заявили о планах начать сертификацию по системе.

К концу 2000 г. были сертифицированы миллионы гектаров лесов в 33 странах мира, в 18 развитых странах сформировались 14 мощных групп потребителей только сертифицированной лесной продукции, в которые вошли свыше 640 крупных компаний, контролирующих рынки на многие миллиарды долларов. Сертифицированная продукция уже широко продается на развитых рынках, ей отдают предпочтение все большее число потребителей.

Таким образом, наличие сертифицированной продукции становится пропуском на экологически чувствительные рынки в Европе, особенно в Германию, Великобританию и Голландию.

Сертификация возникла в начале 90-х годов как реакция на уничтожение тропических лесов и развитие глобальной кризисной ситуации с ними. Около 14 млн. га тропических лесов, что равно площади Греции, безвозвратно теряются каждый год в результате массированных рубок. Такие страны, как Пакистан, Сальвадор, Гана, Мадагаскар, потеряли около 90% своих лесов за последние 25 лет. Если нынешняя тенденция сведения лесов продолжится, то к середине XXI века около 25% всех видов животных и растений планеты исчезнут. Значительные проблемы имеются и в наших, бореальных лесах, находящихся в умеренном поясе. В России вырублены самые высокотоварные древостой сосны и ели в освоенных лесах, запасы крупномерного высококачественного пиловочника истощены. Происходит беспрецедентная по масштабам смена хвойных и твердо-лиственных пород низкотоварными мягколиственными. Ухудшается качество ресурсов, уменьшаются экономически доступные для лесной промышленности площади. Не снижаются, а во многих районах увеличиваются объемы нелегальных рубок, растет коррупция среди работников лесного сектора и администрации. Фиксируются рубки в заказниках, национальных парках и других охраняемых территориях. Из наших лесов исчезают редкие виды животных и растений. Население не допускают к принятию решений по управлению лесами и проч.

Сертификация лесоуправления разрабатывалась как альтернатива неэффективным международным инициативам, правительственным санкциям, бойкотам "плохих" компаний и т.п. Система сертификации, и в особенности заложенная в нее связь ответственного продавца с лесозаготовителем, направлены на создание условий, при которых невыгодно плохо вести лесное хозяйство, в частности, допуская отступление от нормативов при лесозаготовках. Сама же сертификация направлена на становление социально, экологически и экономически сбалансированого и устойчивого лесного хозяйства.

Сертификация является ограничителем поставки лесоматериалов, заготовленных с нарушениями действующего законодательства и социальных норм.

Ряд торговых и экологических организаций в 1993 г. сформировали Лесной попечительский совет - орган, впервые подготовивший универсальные принципы, по которым и стала производиться лесная сертификация. Сертификат выдается третьей, независимой, стороной по результатам оценки уровня ведения лесного хозяйства и лесопользования.

По данным ряда специалистов, сертифицированная продукция уже сейчас занимает от 7 до 15% мирового экспорта лесоматериалов. В ряде стран Европы, например, в Великобритании спрос на сертифицированные материалы очень высок и составляет до 30% емкости рынка. В течение пяти лет уровень спроса в Европе еще более возрастет и может составить до 50% емкости рынка. В этой связи существует значительный интерес со стороны лесопромышленников и лесоэкспортеров, органов лесного хозяйства в практическом пособии для подготовки предприятий к сертификации по международной схеме Лесного попечительского совета. Этому вопросу и посвящена данная брошюра.

Сертификация по системе FSC - добровольный процесс и проводится только при условии желания и готовности хозяйствующего субъекта удостоверить уровень ведения лесного хозяйства и лесопользования (переработки) по отношению к требованиям устойчивого управления лесами.

Сертификация проводится специально аккредитованным Лесным попечительским советом аудитором в два этапа: предварительная оценка и окончательная сертификация.

Основанием для проведения сертификации является контракт, заключаемый обычно на пять лет. Поэтому и срок действия сертификата обычно составляет пять лет, после чего его надо возобновлять.

Сертификация проводится по специальной программе, включающей знакомство с персоналом компании, представителями местного населения и экологических организаций, изучение плана ведения лесного хозяйства и арендной записки, соотнесение полученной информации с реалиями во время выборочного натурного обследования лесосек прошлого и нынешнего годов и другие процедуры.

Такое обследование может завершиться присуждением письменного свидетельства - сертификата или замечаниями для исправления несоответствий. В случае вынесения замечаний дается время на их исправление, после чего процедура сертификации повторяется вновь (по замечаниям). При выдаче сертификата аудитор обычно ежегодно проводит контрольное обследование и пролонгирует действие сертификата.

Сертификация строится на основе национальных или региональных стандартов FSC. Если такие стандарты отсутствуют, то сертификация ведется по программам и методикам аудиторских компаний (в России все текущие сертификации ведутся по нормативам компаний-аудиторов).

Объектом добровольной лесной сертификации при оценке процесса лесоуправления являются участки лесов, где ведутся лесное хозяйство и лесопользование, отдельные аспекты системы лесоуправления, а также субъекты лесных отношений. Сертифицироваться также может производственная цепочка "от заготовителя - до потребителя", с тем, чтобы гарантировать достоверность поставки сертифицированных лесоматериалов.

Сертификат на процесс лесоуправления выдается хозяйствующему субъекту, осуществляющему ведение лесного хозяйства и регулирование лесопользования.

Сертификат цепочки "от заготовителя - до потребителя" выдается каждому предприятию (от лесозаготовителя до продавца готовой продукции), подтвердивших соблюдение требований стандартов. Наличие сертификата дает право предприятию сопровождать свою продукцию торговой маркой (логотипом FSC).

Основные правила интерпретации ТН ВЭД СНГ. Единицы измерения. Раздел IX. Древесина и изделия из древесины; древесный уголь; пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения; корзиночные и другие плетеные изделия

Группа 44. Древесина и изделия из нее; древесный уголь

Примечания

1. В данную группу не включаются:

а) древесная щепа, древесная стружка, древесина измельченная или в виде древесной массы или порошка, используемые главным образом в парфюмерии, фармакологии или в качестве инсектицида, фунгицида или для аналогичных целей (товарная позиция 1211);

б) бамбук или прочие материалы древесной природы, используемые главным образом для плетения, необработанные, расщепленные или нерасщепленные, распиленные вдоль или разрезанные по длине (товарная позиция 1401);

в) древесная щепа, древесная стружка, древесина в виде древесной массы или порошка, используемые главным образом для крашения или дубления (товарная позиция 1404);

г) активированный древесный уголь (товарная позиция 3802);

д) изделия товарной позиции 4202;

е) товары группы 46;

ж) обувь или ее части группы 64;

з) товары группы 66 (например, зонты и трости и их части);

и) товары товарной позиции 6808;

к) бижутерия товарной позиции 7117;

л) товары раздела XVI или XVII (например, части машин, ящики, футляры, кабины машин и аппаратов и детали для колес);

м) товары раздела XVIII (например, корпуса часов и музыкальных инструментов и их части);

н) части огнестрельного оружия (товарная позиция 9305);

о) изделия группы 94 (например, мебель, лампы и осветительные приборы, сборные строительные конструкции);

п) изделия группы 95 (например, игрушки, игры, спортивный инвентарь);

р) изделия группы 96 (например, курительные трубки и их части, пуговицы, карандаши), за исключением деревянных корпусов и ручек для изделий товарной позиции 9603; или

с) изделия группы 97 (например, произведения искусства).

2. В данной группе термин "прессованная древесина" означает древесину, подвергнутую химической или физической обработке (при которой слои древесины соединяются, для того чтобы обеспечить им прочную связь), в результате чего увеличиваются ее плотность или твердость вместе с улучшением механической прочности или сопротивления к химическому или электрическому воздействию.

3. В товарные позиции 4414 - 4421 включаются изделия из древесностружечных или аналогичных плит, древесноволокнистых плит слоистой или прессованной древесины как относящиеся к изделиям из древесины.

4. Изделиям товарных позиций 4410, 4411 или 4412 может быть придан профиль, характерный для изделий товарной позиции 4409, они могут быть изогнуты, гофрированы, перфорированы, разрезаны или сформированы по форме, кроме квадратной или прямоугольной, или подвергнуты любой другой обработке при условии, что это не придает им свойств изделий других товарных позиций.

5. В товарную позицию 4417 не включаются инструменты, у которых лезвие, рабочая кромка, рабочая поверхность или другая рабочая часть выполнены из материалов, перечисленных в примечании 1 к группе 82.

6. При условии соблюдения положений примечания 1 выше и если контекст не требует иного, термин "древесина" в товарных позициях этой группы относится также к бамбуку и другим материалам древесной природы.

Примечание к субпозициям

1. Применительно к субпозициям 4403 41 - 4403 49, 4407 24 - 4407 29, 4408 31 - 4408 39 и 4412 13 - 4412 99 термин "древесина тропических пород" означает древесину следующих растений: митрагина прилистниковая, кайя иворензис, афрормозия (виды), брахистегия (виды), фагрэа душистая, карапа гвианская (крабовое дерево), aningre (анингре), туррэантус африканский, лофира крылатая, balau (балау) , бальза заячья, гварея пахучая с бледно - розовой древесиной, гварея пахучая с розовато - коричневой древесиной, приория копаифера, цедрелла (виды), пиптадения африканская, шорея с темно - красной древесиной, ловоа (виды), doussie (дусье), терминалия иворензис, кордия Гоэлда, fromager (фромаже), fuma (фума), кратоксилон древовидный, пикнантус ангольский, феба пористая, паратекома, хлорофора высокая, бразильский копал, диера тонкоребристая (jelutong), кариниана легалис, jongkong (джонгконг), дриобаланопс ароматный (камфорное дерево), коомпассия, двукрылоплодник, энтандрофрагма Кандолля, цистантера макоцветная, koto (кото), шорея с бледно - красной древесиной, терминалия пышная, кордия (виды), плантимисциум (виды), махогониевое дерево (Swietenia spp.), мимузопс Геккеля, мансония высокая, тарриетия (виды), шорея бакау, хопея (виды), интсия Бейкера, merpauh (мерпау), анизоптера (виды), moabi (моаби), тарриетия полезная, диера тонкоребристая (nyatoh), триплохитон твердосмолый, аукумея Клайна, onzabili (онзабили), orey (орей), ovengkol (овенгколь), пахилобус Батнера, птерокарпус (виды), драконтомелум дао, палисандр Гватемала, палисандр Пара, палисандр Рио, бразильское розовое дерево (Dalbergia spp.), pau - marfim (пау - марфим), альстония (виды), тетрамериста оголенная, гонистилюс Варбурга, энтандрофрагма цилиндрическая, бомбакопсис, синдора (виды), энтандрофрагма полезная, sucupira (сукупира), suren (сурен), тик (джатовое дерево), энтандрофрагма ангольская, госсвейлеродендрон бальзамный, вирола суринамская, древесина различных видов шореи, парашореи, пентакме, заболонная древесина шореи всех видов, парашорея, шорея фагуцина и другие виды шореи.

Дополнительные примечания 1. В товарной позиции 4405 термин "мука древесная" подразумевает древесный порошок, в котором содержится не более 8 мас.% частиц размером 0,63 мм.

2. В подсубпозициях 4414 00 100, 4418 10 100, 4418 20 100, 4419 00 100, 4420 10 110, 4420 90 110 и 4420 90 910 термин "древесина тропических пород" означает следующее: аукумея Клайна, триплохитон твердосмолый, энтандрофрагма цилиндрическая, энтандрофрагма полезная, кайя иворензис, мимузопс Геккеля, хлорофора высокая, энтандрофрагма ангольская, мансония высокая, пикнантус ангольский, ловоа (виды), терминалия пышная, лофира крылатая, шорея с темно - красной древесиной, шорея с бледно - красной древесиной, шорея бакау, древесина различных видов шореи, парашореи, пентакме, заболонная древесина шореи всех видов, парашорея, шорея фагуцина и другие виды шореи, фагрэа душистая, двукрылоплодник, гонистилюс Варбурга, дриобаланопс ароматный (камфорное дерево), тик (джатовое дерево), jongkong (джонгконг), интсия Бейкера, диера тонкоребристая (jelutong), коомпассия, вирола суринамская, махогониевое дерево (Swietenia spp.), феба пористая, бальза заячья, палисандр Рио, палисандр Пара и бразильское розовое дерево (Dalbergia spp.).

3.2. Рекомендации по маркировке лесоматериалов

В условиях рынка такие предприятия имеют преимущество при заключении контрактов (договоров), а надбавка к цене может в несколько раз превышать затраты на измерения и маркировку. Однако большая часть российских изготовителей поставляет лесоматериалы без какой-либо маркировки.

С целью обобщения и распространения отечественного и зарубежного опыта маркировки и организации учета лесоматериалов по заказу Министерства экономики России разработан и одобрен для применения документ РД 13-2-4-98 "Маркировка круглых лесоматериалов и пиломатериалов. Рекомендации". Документом определены следующие цели маркировки лесоматериалов: установление места заготовки древесины и обеспечение прослеживаемости движения лесоматериалов, использование результатов обязательной сертификации древесины, отпускаемой на корню (статья 71 "Лесного кодекса Российской Федерации"), на всех стадиях переработки и при применении лесоматериалов; исключение затрат на повторную обязательную сертификацию лесоматериалов для подтверждения происхождения, законности отвода древесины в рубку, соблюдения Лесного законодательства России при заготовке древесины, соблюдения фитосанитарных требований и гигиенических требований по радиационной безопасности, обеспечение распознавания изготовителей, торговых фирм, и (или) экспертных организаций, отвечающих за качество и количество партии лесоматериалов; обеспечение покупателей информацией о качестве и количестве лесоматериалов; обеспечение государственного контроля за поставками лесоматериалов, обеспечение учета лесоматериалов на складе предприятия; реклама изготовителей и/или торговых фирм, обеспечение продвижения лесоматериалов на внешний рынок.

Предусмотрено разделение маркировки лесоматериалов на фирменную и учетную.

Фирменная маркировка -- марка изготовителя, торговой фирмы или экспертной организации, которая является их свидетельством о соответствии лесоматериалов требованиям контракта. В качестве знака фирменной маркировки может быть использован официально зарегистрированный товарный знак или маркировочный знак (клеймо, метка) произвольной формы.

Учетная маркировка обеспечивает возможность приемки и оплаты лесоматериалов в соответствии с требованиями контракта без повторных измерений и контроля качества. Учетная маркировка может быть выполнена обозначением -- условным знаком породы, сорта, размеров.

Разновидностью учетной маркировки является номерная маркировка, при которой каждой единице лесоматериалов, пакету или штабелю присваивается порядковый номер, а сопроводительная документация содержит информацию о маркированных лесоматериалах.

Номерная маркировка позволяет многократно использовать результаты измерений и контроля качества, выполненных при проведении маркировки лесоматериалов для контроля их движения, при формировании и переформировании транспортных партий; персонализировать ответственность за качество лесоматериалов; снизить затраты на измерения и число ошибок за счет автоматизации учетных операций.

Однако эти преимущества могут быть достигнуты лишь в случае, если изготовитель, торговая фирма и потребитель предусмотрели совпадение требований к лесоматериалам, методов измерения и контроля качества на различных стадиях -- при маркировке изготовителем, при контроле точности маркировки лесоматериалов в пункте перевалки или переформирования партий, а также на складе потребителя.

В разделе, посвященном организации учета лесоматериалов с номерной маркировкой, регламентированы операции по учету лесоматериалов и содержание документов.

Отдельный раздел посвящен использованию при маркировке лесоматериалов товарных и технологических штриховых кодов, позволяющих автоматически считывать информацию.

Выбор метода маркировки лесоматериалов проводят покупатель и продавец при заключении контракта. При этом учитывают: затраты на проведение маркировки, дополнительные затраты и возможные потери при поставке немаркированных лесоматериалов, эффект от поставки маркированных лесоматериалов.

Дополнительными затратами при отсутствии маркировки являются затраты покупателя на повторную сертификацию лесоматериалов, повторные измерения и контроль качества для оплаты лесоматериалов. С учетом этих затрат при заключении контракта устанавливают скидку с цены для лесоматериалов без маркировки или с недостоверной маркировкой. Возможными потерями при отсутствии маркировки являются потери из-за недружественных действий продавца, покупателя или третьих лиц, которые невозможны или менее вероятны при поставке маркированных лесоматериалов.

Эффект от поставки маркированных лесоматериалов обусловлен повышением конкурентоспособности лесоматериалов заготовителя и торговой фирмы, снижением потерь от рекламаций, снижением общих затрат на измерения, контроль качества, обработку результатов, оформление документов заготовителями в пунктах перегрузки и у потребителей; снижением складских и транспортных расходов; повышением эффективности торговли за счет оперативного представления заинтересованным сторонам полной и точной информации о лесоматериалах, прошедших маркировку.

Выборочная или сплошная фирменная маркировка товарным или маркировочным знаком, обеспечивающая распознавание изготовителя и торговой фирмы, рекомендуется для всех лесоматериалов.

Поштучная учетная маркировка обозначением и поштучная номерная маркировка оправданы для ценных сортиментов, если приемка лесоматериалов на промежуточных складах (перегрузки, оптовой торговли) и у потребителя осуществляется с использованием сведений о лесоматериалах, содержащихся на маркировке.

Групповая учетная маркировка на ярлыке рекомендуется для всех пакетированных лесоматериалов. Ярлык может содержать товарный знак изготовителя и торговой фирмы, товарный и технологический штриховой код.

Групповая учетная маркировка может проводиться одновременно с поштучной (сплошной или выборочной) фирменной маркировкой.

В разделе, посвященном техническим средствам, приведены общие требования к средствам измерений, маркировки и регистрации результатов маркировки. Дана характеристика возможных вариантов -- от ручных измерений и маркировки с регистрацией результатов в ведомости до использования лесных вилок с микро-ЭВМ и сканеров.

Предусмотрена процедура и норматив для оценки точности учетной маркировки лесоматериалов по результатам выборочного контроля.

Точность измерений объема и контроля качества при маркировке лесоматериалов признается удовлетворительной, если стоимость лесоматериалов выборки, установленная по результатам выборочного контроля, отличается от стоимости лесоматериалов выборки по данным измерений при маркировке не более чем на +/-5%.

Поскольку согласно п.4.3.2 ГОСТ 2292-88 "Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приема" диаметры деловых сортиментов лесоматериалов измеряются без учета коры, то соответственно определяются и величины объемов круглых лесоматериалов, указываемые в таможенных декларациях.

При этом необходимо отметить следующие особенности применения в целях таможенного контроля ОСТ 13-43-79Е "Лесоматериалы круглые.

Геометрический метод определения объема и оценка качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили". В настоящее время внесены конструктивные изменения в подвижной железнодорожный состав и формы погруженных штабелей круглых лесоматериалов, как правило отличаются от указанных в названном стандарте. Поэтому в целях получения достоверной информации об объемах таких товаров необходимо производить корректировку значений переводных коэффициентов, указанных в таблице 1 ОСТ 13-43-79Е, и оформлять ее результаты надлежащим образом в соответствии с приложением 4 этого стандарта.

Положения ст. 13 и 134 Таможенного кодекса Российской Федерации определяют круг лиц, которые по требованию таможенного органа обязаны произвести определение количества товаров. При этом акты результатов измерений, в том числе представляемые сюрвейерскими организациями, должны содержать необходимые для таможенных целей метрологические сведения, обоснованные в соответствии с действующими в Российской Федерации нормативными документами. Недопустимо использование этих документов в целях подмены каких-либо форм таможенного контроля товаров (круглых лесоматериалов).

В 2004 году администрация Иркутской области совместно с заинтересованными федеральными органами власти (Иркутская таможня, Управление Федеральной налоговой службы, Федеральная служба безопасности, ГУВД, Прокуратура), Восточно-Сибирской железной дорогой и общественными объединениями лесопромышленников и лесоэкспортеров приняла решение об организации и внедрении системы электронного учета круглых лесоматериалов. Иркутская область - первый регион России, где будет опробована система поштучного электронного учета круглого леса.

Был разработан пакет документов и критериев, необходимых для получения статуса места отгрузки круглых лесоматериалов, вывозимых с территории Российской Федерации: форма заявления, стандарт № 2 «Типовые правила учета круглых лесоматериалов», стандарт № 3 «Бирка маркировочная, применяемая при экспорте круглых лесоматериалов», положение «О перечне мест отгрузки круглых лесоматериалов». Все эти документы прошли обсуждения, были одобрены общественными организациями лесопромышленников и лесоэкспортеров, Торгово-промышленной палатой и рекомендованы для внедрения на территории Иркутской области.

Внедрение электронной системы учета начинается прямо от лесосеки. Там каждое бревно маркируется биркой из сверхпрочного пластика при помощи специального молотка. На бирках указывается штрих-код и уникальный номер бревна. В базу данных заносятся объемно-качественные и другие характеристики материала. От владельцев постоянных зон таможенного контроля требуется ведение учета лесоматериалов посредством специального программного обеспечения и передача сформированного документа по электронным каналам связи таможенному посту, в регионе деятельности которого зарегистрирован владелец. При помощи специального сканера инспектор при досмотре выборочно считывает информацию с бревен и сверяет ее с базой данных. Данный метод электронного учета лесоматериалов распространяется только на режим упрощенного таможенного оформления, через подачу временной периодической декларации.

Как сообщили корреспонденту журнала «ЛесПромИнформ» в отделе лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности администрации губернатора Иркутской области, для реализации пилотного проекта по внедрению электронной системы учета лесоматериалов был разработан стандарт № 1 «Движение по цепочке поставок» и принято постановление губернатора области «О мерах по усилению борьбы с правонарушениями в лесной отрасли на территории Иркутской области», предложено сформировать банк данных оперативного учета информации об обороте лесной продукции в Иркутской области.

Цель принятия этих мер - выявление и пресечение правонарушений и преступлений в сфере оборота леса и лесоматериалов при экспорте за рубеж. Данная инициатива направлена на наведение порядка в лесной отрасли и соответствует проекту постановления правительства РФ «О мерах по реализации основных направлений развития лесной промышленности». Использование системы электронного учета леса позволяет в режиме реального времени отследить движение круглых лесоматериалов от места заготовки до конечного потребителя.

Сибирское таможенное управление приказом № 156 от 03.03.2006 «Об организации взаимодействия таможенных органов Сибирского таможенного управления при проведении контроля экспортируемых лесоматериалов» утверждает порядок взаимодействия Иркутской, Наушкинской, Забайкальской таможен по применению таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов с применением системы электронного поштучного учета необработанных лесоматериалов. Это обеспечит взаимодействие между пограничными таможенными органами (Наушки и Забайкальск) и внутренней Иркутской таможней при проведении контроля маркированных лесоматериалов, вывозимых железнодорожным транспортом.

Иркутская таможня по электронным каналам связи направляет в Забайкальскую или Наушкинскую таможни поступившие с постов данные (в зависимости от места убытия товаров с территории России). При прибытии груза в железнодорожный пункт пропуска уполномоченное должностное лицо поста в ходе таможенного контроля лесоматериалов проводит с помощью сканера выборочное считывание данных с идентификационных бирок, расположенных на торце бревна, и вводит данные в компьютер посредством программного продукта АРМ «ВЭД Склад (инспектор)». Сравнение данных, поступивших от Иркутской таможни и от пункта пропуска, осуществляется автоматически. Результаты проверок доводятся до Иркутской таможни.

Эксперимент начался в конце 2005 года. За 2 месяца 2006 года на Иркутский таможенный пост подано 5 временных периодических деклараций на оформление круглых маркированных лесоматериалов и 5 грузовых таможенных деклараций, оформленных в обычном режиме «экспорт 10», на круглый лес, маркированный бирками с неповторяющимся штрих-кодом. Всего маркировано 16 вагонов общим объемом 1191,31 мі. В эксперименте приняли участие 6 организаций и 1 частный предприниматель. Как заявил начальник Иркутского таможенного поста Андрей Новосельцев, в марте-апреле 2006 года Иркутский таможенный пост готовится к таможенному оформлению еще порядка 60 вагонов с лесоматериалами на основе системы поштучного электронного учета. В начале марта на Нижнеудинский таможенный пост подана временная периодическая декларация на 2 вагона маркированного круглого леса. По информации начальника Нижнеудинского таможенного поста Иркутской таможни Павла Циркунова, еще 3 организации готовы в ближайшее время к подаче ВПД с применением электронного учета лесоматериалов.

Что мешает внедрению системы учета лесоматериалов? Участники эксперимента при обсуждении проблем в первую очередь говорят о стоимости оборудования и бирок. Например, сканер для организации электронного учета на предприятии обходится в 30000-40000 рублей, а одна бирка стоит 5 рублей (бирка необходима для каждого бревна). Однако организации, экспортирующие таким образом лес, получают преимущество - сокращение времени оформления груза.

Несмотря на то что при использовании системы поштучного электронного учета леса пограничный досмотр проходит быстрее, по информации пресс-службы Сибирского таможенного управления, организации сталкиваются еще с одной проблемой: невозможно проводить одновременно приемку, маркировку лесоматериалов и отгрузку товара в вагоны, для этого необходимо иметь несколько терминалов.

Участники эксперимента выявили также совершенно неожиданную проблему: оборудование, в обычных условиях работающее исправно, в условиях сибирской зимы начинает давать сбои. Даже при - 20°C реакция сканера может замедляться, а кнопки западать. Что уж говорить о более низкой температуре, которая не является редкостью в Иркутской области в разгар лесозаготовительного сезона. Впрочем, эту проблему поставщики оборудования пообещали решить: по информации пресс-службы СТУ, на сканеры поставят термоизоляционные чехлы.

Несмотря на возникающие вопросы и проблемы, организаторы и участники эксперимента считают, что он проходит успешно. Представители предприятий, внедривших систему, отзываются о ней положительно, отмечая уменьшение времени на оформление груза. Как сказала исполняющая обязанности начальника Иркутской таможни Татьяна Панкова, по состоянию на конец января 2006 года из 270 предприятий-лесоэкспортеров региона 50 начали закупку оборудования, а 37 - закупили бирки.

Система учета пока носит экспериментальный характер и распространяется только на зону ответственности Иркутской таможни. Иркутская область заинтересована во внедрении системы электронного учета леса не случайно: она входит в десятку российских регионов с развитой лесной промышленностью. Лесопромышленный комплекс является одним из важнейших в экономике области. В 2005 году в Иркутской области заготовлено около 21 млн мі древесины. В лесопромышленном комплексе действует около 2000 предприятий, на них трудятся 62000 человек. На территории Иркутской таможни работают 270 лесоэкспортеров. 85 % экспортеров, относящихся к ведению таможни, занимаются вывозом лесоматериалов. Более 75 % леса экспортируется в Китай, остальные 25 % - в Японию и другие страны. В 2005 году было вывезено 6033000 мі круглого леса. Государственный таможенный комитет рекомендовал внедрить новую систему электронного учета экспорта леса, разработанную в Иркутской области, в других регионах России.

Заключение

Таким образом, основная задача таможенных органов, при выполнении своих функций, является контроль за соблюдением законодательства РФ в области таможенного дела при минимально возможном вмешательстве в деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности.

Статья 11 ТК РФ дает определения основных понятий, используемые в Кодексе, среди которых обозначу лишь те, которые мне будут необходимы исходя из тематики моей работы, а именно:

а) таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;

б) товары, находящиеся под таможенным контролем, - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения;

в) выпуск товаров - действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможенным режимом;

г) свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации;

д) таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

По формам осуществления таможенного контроля выделяют (ст. 366 ТК РФ):

а) проверка документов и сведений;

б) устный опрос;

в) получение пояснений;

г) таможенное наблюдение;

д) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

е) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

ж) личный досмотр;

з) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

и) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

к) таможенная ревизия.

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления всех необходимых видов государственного контроля за ввозом/вывозом товаров.

В соответствии с этим приказом должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления осуществляют:

а) фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов;

б) контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации;

в) пересылку (получение) таможенной декларации (при необходимости);

г) регистрацию (принятие) поданной таможенной декларации;

д) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), со сведениями, содержащимися в документах, представленных в таможенный орган при декларировании товаров, а также в электронных копиях таможенных документов;

е) контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России;

ж) контроль правильности определения страны происхождения товаров;

з) контроль соблюдения мер нетарифного регулирования;

и) контроль в целях применения мер, связанных с защитой интеллектуальной собственности;

к) валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;

л) контроль таможенной стоимости;

м) контроль статистической стоимости;

н) контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей;

о) контроль соблюдения условий помещения под данный таможенный режим;

п) контроль соблюдения дополнительных условий выпуска;

р) выявление рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде;

с) подготовку и принятие решения о приостановлении выпуска товаров;

т) принятие решения о продлении срока проверки товаров;

у) принятие решения о выпуске (условном выпуске), либо о невозможности выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

В Программе говориться, что она позволит существенно модернизировать таможенные информационные системы, добиться эффективности и рациональности таможенных процедур, значительно повысить качество таможенного администрирования, осуществлять деятельность таможенных органов Российской Федерации в соответствии с мировыми стандартами

Повышение эффективности проведения таможенного контроля после выпуска товаров и транспортных средств и, в первую очередь, таможенных ревизий будет осуществляться путем максимального использования автоматизированных систем, внедрения технологий анализа и управления рисками, включая оценку рисков и выборочный контроль, использования информации, полученной как от подразделений таможенных органов, так и от контролирующих (в первую очередь налоговых) и правоохранительных органов, основное направление совершенствования таможенного контроля всегда будет ориентировано на борьбу с недостоверным декларированием и контролем тамо-женной стоимости.

Исходя из опыта работы, можно утверждать, что совершенствование таможенного контроля товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления, как задачи направленной на обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации при минимальных административных нагрузках на участников ВЭД, должно проводится в двух направлениях:

1. Применение упрощенных таможенных процедур для крупных, законопослушных участников внешнеэкономической деятельности, что позволит не только облегчить и ускорить процесс таможенного контроля для импортера, но и для сотрудников таможенного органа, что в свою очередь даст возможность уделять большее внимание контролю за таможенным оформлением товарами и транспортными средствами других участников ВЭД.

2. Совершенствование инструментов и форм таможенного контроля. Программа развития таможенной службы РФ, рассмотренная выше, четко установила направления для этого. Выделим из них лишь те, применение которых приведет к повышению эффективности контроля за товарами, помещаемыми под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления:

а) применение системы управления рисками и оперативного контроля;

б) внедрение информационных технологий. Электронное декларирование и электронный документооборот;

в) перенос таможенного контроля на последующие, после выпуска, этапы обращения товаров, осуществление таможенного контроля путем проведения таможенных ревизий использование для таможенных целей в большем объеме предварительной информации, получаемой из различных источников до прибытия товаров;

г) минимизация применения фактического контроля.

Основное преимущество при использовании упрощенных процедур, как уже отмечалось выше, это возможность свести к миниму-му затраты на заполнение ГТД и сэкономить на сборах за та-моженное оформление. Кроме этого и существенная экономия времени.

Переход на электронную форму декларирования требует определенных затрат на первом этапе: нужно подготовить специалистов, установить оборудование, купить программные продукты. Однако эти затраты окупаются возможностью предоставить в таможенные органы электронную декларацию, которая будет очень быстро обработана в режиме реального времени

Электронное декларирование наиболее эффективно в рамках единой информационной системы таможенной службы. Сегодня в эту систему, охватывающую всю территорию Российской Федерации входит Главный научно-информационный вычислительный центр в Москве, 7 региональных вычислительных центров, расположенных в федеральных округах, информационные системы всех таможен и локальные сети с подключенными рабочими местами инспекторов на таможенных постах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конвенция об упрощении формальностей в торговле товарами 1987 года.

2. Таможенный кодекс Российской Федерации

3. Приказ Государственного Таможенного от 15 сентября 2003 г. N 1013 «О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи».

4. Приказ Министерства Экономического Развития и Торговли Российской Федерации от 27 января 2005 г. N 9 «Об утверждении порядка установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц».

5. Приказ ФТС России от 03.08.2006 № 724 «Об утверждении новых форм комплектов бланков таможенной декларации и транзитной декларации» (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2006, рег. № 8226).

6. Приказ ФТС России от 11.08.2006 № 762 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации» (зарегистрирован Минюстом 07.09.2006, рег. № 8225).

7. Приказ Государственного Таможенного Комитета Российской Федерации от 28 ноября 2003 г. N 1356 «Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров»

8. Приказ Государственного таможеннного комитета Российской Федерации от 16 сентября 2003 г. N 1022 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом.»

9. Бакаева О.Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право России - М.: Юристъ, 2004. - 290 с.

10. Габричидзе Б.Н., Чернавский А.Г. Курс таможенного права РФ - М.: Дело и Сервис, 2006. - 421 с.

11. Драганова В.Г. Основы таможенного дела - М.: Экономика, 2006. - 377 с

12. Декларирование товаров и транспортных средств.//Таможенный вестник, 2004 № 1.

13. Измерения объемов круглого леса. Справочник. Составители Ю.А. Бит, С.В. Вавилов. - СПб., 2006. - 278 с.

14. Справочник по круглым лесоматериалам. - М.: Центр по экспертизе лесоматериалов "Лесэксперт", 2004. - 208 с.

15. Краткий справочник по пиломатериалам. - М.: Центр по экспертизе и стандартизации лесоматериалов "Лесэксперт", 2006. - 178 с.

16. ГОСТ 17462-84 Продукция лесозаготовительной промышленности. Термины и определения.

17. ГОСТ 9462-88 Лесоматериалы круглые лиственных пород. Технические условия.

18. ГОСТ 9463-88 Лесоматериалы круглые хвойных пород. Технические условия.

19. ГОСТ 3243-88 Дрова. Технические условия.

20. ГОСТ 2292-88 Лесоматериалы круглые. Маркировка, сортировка, транспортирование, методы измерения и приемка.

21. РД 13-2-3-97 Лесоматериалы круглые, поставляемые на экспорт. Методы измерения размеров и объема.

22. ОСТ 13-303092 Лесоматериалы круглые. Методы поштучного измерения размеров и объема.

23. ОСТ 13-43-79Э Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценка качества лесоматериалов, погруженных в вагоны и на автомобили.

24. ОСТ 13-208-85 Лесоматериалы круглые. Геометрический метод определения объема и оценка качества лесоматериалов при поставке на судах.

25. ГОСТ 2695-83 Пиломатериалы лиственных пород. Технические условия.

26. ГОСТ 6564-84 Пиломатериалы и заготовки. Правила приемки, методы контроля, маркировка и транспортирование.

27. ГОСТ 6782.1-75 Пилопродукция из древесины хвойных пород. Величина усушки.

28. ГОСТ 6782.2-75 Пилопродукция из древесины лиственных пород. Величина усушки.

29. ГОСТ 8486-86 Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия.

30. ГОСТ 24454-80 Пиломатериалы хвойных пород. Размеры.

31. ОСТ 13-24-86 Доски необрезные. Способы учета объема.

32. www.customs.ru

33. www.tamognia.ru

34. www.tks.ru

35. www.vch.ru

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ