Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации
Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации Пояснительная записка к дипломной работе Содержание Введение 1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля 1.1 Понятие "культурные ценности" и его правовые признаки 1.2 История становления и развития законодательства о защите культурных ценностей в России 1.3 Мировая практика регулирования перемещения культурных ценностей через таможенную границу 1.4 Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей 2. Анализ современной системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации 2.1 Порядок вывоза и временного вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации 2.2 Порядок ввоза и временного ввоза культурных ценностей в Российскую Федерацию 2.3 Регулирование перемещения культурных ценностей в соответствии с международными соглашениями ЕврАзЭС 3. Предложения по совершенствованию системы перемещения культурных ценностей на основе проведенного анализа 3.1 Проблемные вопросы, связанные с регулированием перемещения культурных ценностей, возникающие при применении законодательства на практике и пути их решения 3.2 Проект интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей 4. Безопасность и экологичность работы 4.1 Искусствоведческая экспертиза живописи 4.2 Технологическая экспертиза живописи Заключение Список литературы Приложение А Приложение Б Приложение В Приложение Г Введение Актуальность. Сохранение культурного достояния и передача его будущим поколениям является одной из приоритетных задач каждой страны. Государство обязано сохранять культурные ценности, находящиеся на его территории, но в то же время не должно препятствовать свободному международному культурному обмену. Важная роль в регулировании этого процесса на территории России отводится таможенным органам, которые обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Согласно Таможенному кодексу, пресечение незаконного оборота культурных ценностей с перемещением их за пределы Российской Федерации отнесено к числу основных функций таможенных органов. На сегодняшний день культурные ценности, как объекты первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Одним из обязательных условий повышения эффективности борьбы с контрабандой является хорошее знание предмета, с которым должностному лицу таможенного органа предстоит иметь дело: он должен точно представлять себе, что стоит за формулировками понятий "культурные ценности" и "предметы культурного назначения", уметь их различать и знать соответствующие им разрешительные документы, предоставляемые к таможенному оформлению. С одной стороны, нельзя обременять граждан излишними подозрениями, необоснованно замедлять процедуры таможенного контроля и оформления, с другой, - недопустимо проявлять профессиональную некомпетентность и нарушение долга, косвенно способствуя этим незаконному вывозу культурных ценностей. При применении законодательства на практике должностные лица таможенных органов сталкиваются с множеством проблем. Даже поверхностный взгляд на действующее в Российской Федерации законодательство о культурных ценностях позволяет говорить о полнейшем отсутствии комплексного системного подхода к нормотворчеству в этой сфере правового регулирования. Положения нормативно - правовых актов, число которых постоянно растет, крайне непоследовательны, а иногда и противоречат друг другу, чем создают серьезные трудности в их применении на практике. Степень разработанности проблемы. Правоотношения, возникающие при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, рассматривают практически все авторы, исследующие порядок перемещения товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу или вывозу с территории нашего государства. Особое внимание следует обратить на анализ правового регулирования отношений в сфере перемещения культурных ценностей в трудах следующих авторов: В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская, С.Н. Ляпустин, Г.П. Щербина, М.М. Богуславский. Актуальность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, а также проблемы законодательного регулирования и его практического применения, обусловили выбор темы исследования, цель и основные задачи дипломной работы. Объектом исследования является система правоотношений, возникающих в процессе перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей. Предметом исследования выступает законодательство, регулирующее перемещение культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. Цель дипломной работы - разработать предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей перемещение культурных ценностей, в частности, создать проект информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей. Для достижения обозначенной цели дипломной работы были поставлены следующие задачи: - дать определение понятию "культурные ценности"; - проанализировать действующее законодательство, регулирующее порядок вывоза и ввоза культурных ценностей; - рассмотреть порядок перемещения культурных ценностей, установленный в рамках Евразийского экономического сообщества; - выявить проблемные вопросы, возникающие при применении законодательства на практике; - выдвинуть предложения по совершенствованию законодательной базы, регулирующей порядок ввоза и вывоза культурных ценностей; - разработать информационную межведомственную систему для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей. Теоретической основой дипломной работы послужили научные труды авторов, рассматривающих порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, а также нормативно - правовые акты, затрагивающие различные области правоотношений, возникающих при сохранении и перемещении объектов культурного наследия, основными из которых являются: Таможенный кодекс Российской Федерации N 61-ФЗ от 28.05.2003 (в редакции от 28 ноября 2009г.); Закон РФ № 4804-1 от 15 апреля 1993 г. "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с последними изменениями от 17 июля 2009г.); Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27 апреля 2001 года "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" (в редакции от 21 июля 2009 г.), а так же другие нормативно-правовые акты, регулирующие данную область правоотношений. Научная новизна работы определяется тем, что в ней предпринята попытка восполнить пробел, образовавшийся в юридической науке, путем внесения предложений по совершенствованию законодательной базы. Для совершенствования таможенного контроля и таможенного оформления в настоящей работе разработана и предложена информационная межведомственная система для осуществления контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей. Теоретическая значимость. В настоящей работе проведен комплексный анализ законодательства, регулирующего порядок ввоза и вывоза культурных ценностей, проведение экспертизы, а так же выдачу разрешительных документов для правомерного перемещения указанных предметов через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами. На основе проведенного анализа выделены проблемные вопросы, возникающие в связи с перемещением культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации. Практическая значимость работы заключается в разработке предложений по совершенствованию законодательства, регулирующего порядок перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу РФ, а также в разработке модели информационной межведомственной системы для осуществления контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей. Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и четырех приложений. 1. Культурные ценности как объекты таможенного контроля Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса. Для одних это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других - способ существования или средство наживы. Интерес к проблеме сохранения культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах. Обмен для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает взаимное уважение и понимание между странами. При этом важно заметить, что культурные ценности, являясь одним из основных элементов цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их происхождение и история. Для многонационального народа России объекты культурного наследия представляют собой уникальную ценность, а так же являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В статье 44 Конституции Российской Федерации провозглашено не только право каждого гражданина на доступ к культурным ценностям, но и закреплена обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. 1.1 Понятие "культурные ценности" и его правовые признаки Международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности". Впервые определение "культурная ценность" было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца: а) "ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше; б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а); в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (б), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей". Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия "культурная ценность" было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности". С точки зрения этой Рекомендации, "культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы". Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые. Деление вещей на две категории, а именно на недвижимые и движимые было известно еще в римском праве и в эпоху средневековья. В отношении движимости применялась известная формула "движимость следует за лицом" ("mobilia personam sequuntur"). Исключительно движимые культурные ценности стали предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Согласно статье 1 Конвенции: "для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки". Необходимо отметить, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, и науки отнесено к компетенции государства - участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей. В Российском законодательстве впервые понятие "культурные ценности" было закреплено в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и формулировалось как "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты". В 1988 году Союз Советских Социалистических Республик (далее - СССР) ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон), в котором уже более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям. В соответствии с этим законом, под культурными ценностями понимаются "движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно: - культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации; - культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации; - культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации; - культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; - культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов; - культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности". "Предметы материального мира", упомянутые выше, перечислены в другой статье Закона, в соответствие с ней "к культурным ценностям относятся следующие категории предметов: а) исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); б) предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок; в) художественные ценности, в том числе: 1) картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; 2) оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; 3) оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; 4) художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; 5) гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; 6) произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; 7) изделия традиционных народных художественных промыслов; 8) составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; г) старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; д) редкие рукописи и документальные памятники; е) архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; ж) уникальные и редкие музыкальные инструменты; з) почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; и) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; к) редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; л) другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры". Таким образом, данным Законом исчерпывающим образом оговариваются практически все предметы, которые прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям. Не смотря на то, что международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности", общая специфика остается неизменной: культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений. Понятие "культурные ценности" охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т. д. Разнообразие применяемых терминов объясняется той сложностью, которая возникает при использовании общепринятых по отношению к культурным ценностям понятиям применительно к таможенному законодательству. Это грань, за которой уникальное творение, выражающее творчество народа, его язык, обычаи, вероисповедание и т. д. становится, с точки зрения буквы закона, товаром, перемещаемым через таможенную границу. С 1 января 2010 года на основании Решения Межгосударственного совета Евразийского экономичесого сообщества № 18 от 27.11.09 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", вступила в силу Единая Товарная Номенклатура Внешнеэкономической деятельности (далее - ЕТНВЭД), в которой, как и в предшествующей ей ТНВЭД России, культурным ценностям отведен отдельный раздел, куда входит группа 97 "Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат". Законодатель предлагает классификацию культурных ценностей по шести товарным позициям, подробный перечень которых представлен в Приложении А. Однако следует отметить, что такие товары классифицируются в других товарных позициях ЕТНВЭД, если они не соответствуют условиям, вытекающим из текстов примечаний или товарных позиций данной группы. Изделия, относящиеся к товарным позициям 9701 - 9705, остаются в этих товарных позициях, даже если их возраст превышает 100 лет. Согласно Таможенному кодексу Российской Федерации, пресечение незаконного оборота культурных ценностей с перемещением их за пределы Российской Федерации, отнесено к числу основных функций таможенных органов. Культурные ценности, как объекты первостепенного внимания, стоят в одном ряду с такими особо опасными видами контрабанды, как контрабанда наркотиков, оружия, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения. Степень ответственности за совершение такого рода преступлений определена Уголовным Кодексом РФ: "наказывается лишением свободы на срок от 5 до 12 лет со штрафом в размере одного миллиона рублей или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового". Специалистами установлено, что процент раскрываемости контрабанды составляет 6-10 %. Принято считать, что это распространяется на все виды контрабанды. Однако специфика культурных ценностей как объекта незаконного перемещения допускает в некоторых регионах еще более низкий порог раскрываемости: для Дальнего Востока цифра, полученная методом расчёта, не достигает ниже 1 %. Одним из обязательных условий повышения эффективности борьбы с контрабандой является хорошее знание природы того явления, с которым предстоит иметь дело. Таможенник должен точно представлять себе, что стоит за формулировкой понятия "культурные ценности". С одной стороны, нельзя обременять граждан излишними подозрениями, необоснованно замедлять процедуры таможенного контроля и оформления, с другой, - недопустимо проявлять профессиональную некомпетентность и нарушение долга, косвенно этим способствуя незаконному вывозу культурных ценностей. 1.2 История становления и развития законодательства о защите культурных ценностей в России Проблема правовой охраны культурных ценностей в России имеет глубокие исторические корни. Попытки урегулирования данной сферы общественных отношений прослеживаются еще в 15 веке в Псковской судной грамоте, которая устанавливала ответственность в виде смертной казни для церковного вора. Преследуя главную цель - охрану от преступных посягательств церковного имущества, Псковская судная грамота невольно способствовала сохранению культурных ценностей, сосредоточенных в монастырях и церквях. В течение XVIII столетия происходит осознание значения культурного наследия и проблем его охраны. В 1726 году в России создается первый историко-художественный музей - Оружейная палата. Становление исторической науки, учреждение археологических обществ и начало проведения ими раскопок заставило с большим вниманием относиться к материальным свидетельствам прошлого. Предпринимались попытки урегулировать отношения, связанные с культурными ценностями, и в XIX веке. В результате осуществления реформы государственной власти при Александре I вопросы охраны культурного наследия были отнесены к компетенции Министерства внутренних дел Российской Империи, а в 1859 г. была создана Императорская археологическая комиссия при Министерстве императорского двора. На данном этапе развития законодательной мысли значительное внимание правоведов уделялось определению конкретного круга сооружений и вещей, которые следовало относить к историческим памятникам. Одновременно с признанием их научной, художественной ценности и общественной значимости, разрабатывались меры, направленные на обеспечение сохранности культурных ценностей, предохранение их от случайного или преднамеренного уничтожения. Поначалу проблему пытались решить, сделав ставку на правовое регулирование посредством ведомственных инструкций. Примером тому служат циркулярное письмо 1826 г. и указы Священного Синода 1842г., а так же особая статья Строительного устава 1857г., запрещавшие снос старинных зданий. Однако принятие этих документов не смогло конструктивно изменить сложившиеся положения, что заставило специалистов приступить к выработке нового подхода к проблеме охраны культурного достояния, основными принципами которого стали: принятие закона об охране памятников, учреждение соответствующих государственных органов, создание Свода памятников. Одновременно шел поиск и временного критерия для оценки памятников, т.е. установления их минимального возраста. В начале XX века были представлены предложения установить более гибкий критерий: 100 лет с момента возникновения - для памятника старины и 50 лет - для памятника искусства. В октябре 1911 г. в Государственной думе рассматривался законопроект Положения "Об охране древностей". Однако доработку проекта осуществить не удалось из-за революционных событий 1917г. Смена государственной власти ознаменовалась принятием сразу нескольких документов, свидетельствующих о повышенном внимании со стороны нового руководства страны к вопросам сохранения культурных ценностей. Так, в ноябре 1917 г. Петроградским Советом рабочих и крестьянских депутатов было принято "Воззвание о необходимости сохранения культурного наследия". Годом позже, в 1918 г., появились такие основополагающие документы, как Декрет Совета народных комиссаров "О памятниках республики", "О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения" и Декрет Совета народных Комиссаров "О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящиеся во владении частных лиц, обществ и учреждений". 11 апреля 1983 г. Народный комиссариат иностранных дел направил всем посольствам в Москве депешу следующего содержания: "Протокольный отдел Народного комиссариата иностранных дел имеет честь обратить внимание членов дипломатического корпуса на следующее: Советское правительство отмечает значительную утечку за границу предметов антиквариата и искусства, имеющих художественную ценность для Советского Союза. Поэтому Главному таможенному управлению отныне отдан приказ выдавать разрешения на вывоз таких вещей в строгом соответствии с инструкцией Главного таможенного управления № 120 от 28 сентября 1928г., копия прилагается…". Итогом "доперестроечного" периода становления отечественного законодательства о культуре и культурных ценностях явилось принятие многочисленных нормативных документов, составивших правовую основу законодательства СССР и союзных республик об охране культурных ценностей, в число которых входил и Закон РСФСР от 15 декабря 1978 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры". На сегодняшний день в Российской Федерации принято более 15 нормативно - правовых актов, регулирующих перемещение через таможенную границу РФ культурных ценностей, основным из которых является неоднократно упоминавшийся Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1"О вывозе и ввозе культурных ценностей". Закон направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на них, также призван способствовать развитию международного культурного сотрудничества. Данным Законом определено создание Федеральной службы по сохранению культурных ценностей, которой в настоящее время является Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура). В структуру этой Федеральной службы так же входят 13 территориальных управлений по округам. Данные структуры наделены правом принятия решений при вывозе культурных ценностей и правом проведения специальной регистрации при ввозе культурных ценностей. Таким образом, вопросы сохранения культурного достояния нашей страны являются актуальными на протяжении многих столетий вне зависимости от политических режимов и идеологий, преобладавших в тот или иной исторический период в России. 1.3 Мировая практика регулирования перемещения культурных ценностей через таможенную границу Как уже отмечалось выше, одной из задач любого государства является обеспечение сохранности ценностей национальной культуры. Естественно, что создаваемые в процессе творчества культурные ценности могут находиться и находятся в обороте, в том числе способны к перемещению через границы многих стран мира, как с целью экспонирования, так и с целью продажи. Однако далеко не все культурные ценности перемещаются легально. Наиболее страдает от преступных посягательств на культурные ценности среди стран Западной Европы Италия. Это обусловлено тем, что в Италии находится свыше 60 процентов всех произведений искусства. Каждый год в этой стране совершается около восемнадцати тысяч краж картин, статуй, археологических ценностей. Активную деятельность на рынке произведении искусства осуществляют итальянские мафиозные организации. Именно они привели к опустошению ресурсов древнего итальянского искусства. Причины, названные выше, объясняют принятие Италией, а также Великобританией, Германией, Индией, Мексикой и рядом других стран законов о вывозе памятников культуры, которые устанавливают уголовную ответственность за их нарушение. Цель законов - не допустить вывоза из соответствующей страны ценных предметов культуры. В них установлены особые экспортные правила в отношении объектов культурной собственности, которые отличаются подробной регламентацией и определенной жесткостью. В указанных странах вывоз культурных ценностей осуществляется в основном по специальному разрешению (лицензии), но условия получения лицензий во всех государствах различны. Например, в Мексике не выдаются разрешения на вывоз археологических памятников. В Индонезии разрешение на экспорт выдается только на зарегистрированные памятники. В Великобритании установлены следующие правила: необходима лицензия на вывоз с территории страны рукописей любого назначения, документов, архивов, фотографий и негативов, сделанных более чем семьдесят лет назад. Лицензия предусмотрена для древностей любого назначения, датируемых не менее чем за сто лет (включая и произведения искусства), если их стоимость менее 4 тысяч фунтов стерлингов. Из этого правила есть и исключения. Допускается вывоз культурных ценностей в целях научных исследований, обмена и для экспонирования на выставках. В Германии согласно Федеральному закону от 6 августа 1955 года "О защите немецкого культурного достояния от вывоза" предусматривается наличие специального разрешения на вывоз культурных ценностей за границу. Такое разрешение выдается министерством культуры, либо министерством высшего и среднего образования Германии. Если вывоз культурных ценностей из Германии может нанести серьезный ущерб национальному наследию или науке, разрешение на вывоз не выдается. Вывоз из Германии охраняемых предметов за границу без разрешения наказывается тюремным заключением или штрафом. Одновременно производится конфискация вещей, независимо от того, являются они собственностью виновного или третьих лиц. Все художественные произведения и другие культурные ценности (включая архивные материалы), вывоз которых будет рассматриваться как невосполнимая потеря для германского культурного наследия, должны быть занесены в Перечень культурных ценностей, являющихся национальным достоянием. Разрешение на вывоз таких предметов выдается на основе заключения экспертной комиссии, в противном случае такие ценности не могут вывозиться. В Польше вывоз памятника за границу без разрешения или невозвращение его в установленный срок караются лишением свободы и штрафом. Продажа или посредничество при продаже памятников с целью вывоза их за границу наказываются так же лишением свободы и штрафом. Во Франции еще в 1975 года в рамках Министерства внутренних дел Франции было создано Центральное Бюро по борьбе с кражами произведений и предметов искусства. На него возложено несколько основных задач: координация деятельности, направленной на предупреждение краж; координация деятельности, направленной на борьбу с кражами, а также укрывательством и скупкой краденых предметов; централизация соответствующей информации; специальная подготовка кадров для всей страны. Структурно, Центральное Бюро входит в состав Интерпола во Франции, что дает ему возможность иметь доступ ко всей международной информации, относящейся к произведениям искусства и вообще к культурным ценностям. Как и другие зарубежные аналогичные службы, основной упор Центральное Бюро делает на профилактику указанных преступлений. В законодательных актах о культурных ценностях разных стран много общего, однако, отдельные различия сохраняются между странами, из которых активно вывозятся культурные ценности, прежде всего, нелегально, и государствами, в которые они ввозятся. Остановимся на правовом регулировании, существующем в некоторых из этих государств, как первой, так и второй группы. К государствам первой группы следует отнести Италию, Грецию, страны Латинской Америки, ряд стран Азии и Африки. Так, в Мексике, Бразилии, Аргентине, Иордании наложен запрет на вывоз определенных категорий культурных ценностей. Особенностью законодательства Италии является свободный реэкспорт предметов в течение пяти лет после их ввоза, что нередко используется для мошеннических операций с ценностями путем первоначального ввоза подделок и последующего вывоза из Италии оригиналов на якобы законном основании. Ко второй группе относятся такие страны, как Соединенные Штаты Америки (далее - США) и Япония. Несомненно, что одной из стран, в которую активно ввозятся предметы антиквариата, археологические находки со всего мира, является США. Ежегодно границу этой страны пересекают десятки тысяч произведений искусства и предметов старины. Правовое регулирование оборота культурных ценностей осуществляется в США как путем принятия законодательных актов, так и путем вынесения судебных решений (прецедентов), признанными в качестве источников права. Другой страной, активно ввозящей культурные ценности, является Япония, где в 1950 году был принят Закон о защите культурных ценностей. Согласно этому Закону, только ценности, входящие в состав "национального достояния" или в "важную культурную собственность", подлежат экспортному контролю. Сравнительное рассмотрение законов многих государств показывает, что перечень культурных ценностей в значительной степени совпадает. Однако в то же время имеются и различия, наличие которых отражает исторические особенности, традиции национальных культур, роль, которую в конкретной стране играет охрана культурных ценностей. Неизменным остается одно: Правительство каждой страны заинтересовано в сохранении на своей территории культурного достояния страны, вне зависимости от политического строя, а так же от того или иного исторического периода. 1.4 Органы государственного регулирования и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей Сохранение культурного достояния и передача его будущим поколениям является одной из приоритетных задач каждого государства. В сохранении культурного наследия России принимают участие разные государственные органы власти, правоохранительные и силовые структуры, общественные и неправительственные организации по охране культурного наследия, такие как: - Министерство культуры Российской Федерации; - Министерство внутренних дел Российской Федерации; - Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия; - Федеральная служба безопасности Российской Федерации; - Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации; - Федеральная таможенная служба Российской Федерации и ее подразделения; - региональные органы государственной власти, осуществляющие управление в сфере культуры субъектов Российской Федерации; - муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере культуры; - музеи, картинные галереи, архивы, библиотеки, выставочные центры; - научные исследовательские институты; - высшие и среднеспециальные учебно-образовательные заведения; - союзы художников и других творческих лиц, объединения коллекционеров. Правительством Российской Федерации установлено, что одной из функций Министерства культуры является создание нормативно - правовых актов по вопросам сохранения объектов культурного наследия, а так же по их государственной охране. Для осуществления этой функции в состав Министерства входит департамент культурного наследия и изобразительного искусства. В ведении Министерства культуры так же находится орган исполнительной власти, осуществляющий охрану культурных ценностей - Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура). Росохранкультура осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. К полномочиям Росохранкультуры и ее территориальных органов, в частности, относятся: - осуществление государственного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей; - составление перечня культурных ценностей, подпадающих под действие Закона, вывоз которых осуществляется на основании свидетельств на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации; - принятие решений о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей; - выдача юридическим и физическим лицам свидетельства на право их вывоза и временного вывоза; - регистрация культурных ценностей, ввозимых и временно ввозимых на территорию РФ; - заключение договоров о возврате вывозимых культурных ценностей с лицами, ходатайствующими об их временном вывозе; - обеспечение проведения экспертизы культурных ценностей, заявленных к вывозу и временному вывозу, а также при их возврате после временного вывоза. Важная роль в регулировании этого процесса на территории нашего государства отводится Федеральной таможенной службе Российской Федерации, региональным таможенным управлениям, таможням, таможенным постам. Таможенные органы обеспечивают соблюдение законодательства в части контроля за порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации культурных ценностей, взаимодействуя при этом с Министерством культуры РФ, Росохранкультурой или ее территориальными управлениями по охране культурного наследия.
Страницы: 1, 2, 3
|