Рефераты

Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации

p align="left">- охраняемые государствами - участниками таможенного союза и внесенные ими в охранные списки и реестры в порядке, установленном законодательствами государств - членов таможенного союза, независимо от времени их создания;

- постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

В положении оговаривается и срок временного вывоза: его определяет государственный орган государства - члена таможенного союза, осуществляющий контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов.

При ввозе культурных ценностей на территорию таможенного союза предоставление лицензии и других разрешительных документов не требуется. Однако оговаривается, что ввоз культурных ценностей на территорию государства-участника таможенного союза подлежит регистрации, если это предусмотрено законодательством государства - члена таможенного союза.

Таким образом, перемещение культурных ценностей регулируется как на национальном уровне, так и на международном. Необходимо отметить, что принятие Решения Межгосударственного совета "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" существенным образом не изменило порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами. Данное обстоятельство, прежде всего, обусловлено тем, что за основу положений Решения было взято национальное законодательство стран - участниц таможенного союза, которое во многом совпадает. В то же время, анализ национального законодательства Российской Федерации показал, что существует ряд проблемных вопросов, возникающих при ввозе и вывозе культурных ценностей, которые необходимо рассмотреть и принять соответствующие меры для их решения.

3. Предложения по совершенствованию системы перемещения культурных ценностей на основе проведенного анализа

Проблема совершенствования и дальнейшего развития законодательства относится к числу вечных правовых проблем. Человечеству свойственно стремление к улучшению окружающей его действительности, в том числе и правовой. Однако необходимо помнить, что увеличение количества правовых норм, регулирующих определенную группу общественных отношений, может привести к снижению социальной значимости права.

Даже поверхностный взгляд на действующее в Российской Федерации законодательство о культурных ценностях позволяет говорить о полнейшем отсутствии комплексного системного подхода к нормотворчеству в этой сфере правового регулирования. Положения нормативно - правовых актов, число которых постоянно растет, крайне непоследовательны, а иногда и противоречат друг другу, чем создают серьезные трудности в их применении на практике.

3.1 Проблемные вопросы, связанные с регулированием перемещения культурных ценностей, возникающие при применении законодательства на практике

Первым проблемным вопросом, связанным с регулированием перемещения культурных ценностей, является различная детерминация понятий "культурная ценность" в российском праве. Типичным примером, отражающим современное состояние действующего законодательства, является тот факт, что до сих пор не существует однозначного определения самого понятия "культурные ценности". Так, таможенное законодательство, регулирующее порядок ввоза - вывоза культурных ценностей содержит свое определение, а основы законодательства о культуре - свое. Потребность в унификации понятий и терминологии в законодательстве о культуре отмечается всеми без исключения учеными, изучающими данную проблематику.

Для решения этой проблемы необходимо единообразно определить терминологию, применяемую для регулирования рассматриваемых отношений в различных правовых актах, отраслях законодательства, и соотнести с терминологией, используемой в международном культурном праве.

Второй проблемой законодательства о перемещении культурных ценностей является соотношение понятий "культурная ценность" и "предметы культурного назначения", а так же соответствующие им разрешительные документы и квалифицированность должностных лиц таможенных органов в вопросах отнесения/не отнесения предметов к культурным ценностям. Как уже отмечалось во второй главе данной дипломной работы, для вывоза предметов, отнесенных в соответствии с законодательством, к категории культурных ценностей с территории Российской Федерации, таможенным органам необходимо представить разрешительный документ, а именно Свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации (Приложение Б). Приказом Росохранкультуры от 14.03.08г. № 117 установлен перечень предметов, на которые должно предоставляться Свидетельство. В случае если заявленный к вывозу предмет не попадает вышеуказанный перечень, а является "предметом культурного назначения", Росохранкультурой выдается Справка (Приложение В) о том, что данные предметы могут вывозиться без предъявления Свидетельства. Сложность заключается в том, что должностные лица таможенных органов не всегда могут точно идентифицировать, к какой из групп относится вывозимый предмет. Например, гражданка Иванова, при следовании через границу Российской Федерации, имеет при себе брошь, ручной работы местного ювелира, купленную ей незадолго до отъезда. Разумеется, такое ювелирное изделие к культурным ценностям не относится. Однако в соответствии с законодательством, должностное лицо таможенного органа обязано при проведении таможенного контроля и таможенного оформления потребовать разрешительный документ: либо Справку о не отнесении к категории культурных ценностей, либо Свидетельство на право вывоза, так как в силу своей некомпетентности в данном вопросе, он не может точно определить значение именно этой броши для культурного наследия нашей страны. Несомненно, гражданка Иванова даже не подозревала о необходимости получения разрешительного документа на, казалось бы, такую простую вещь. В итоге, в соответствии с действующим законодательством, к ней могут быть применены меры административного и даже уголовного воздействия.

Другой стороной этой проблемы является то, что разрешительный документ, как Справка, так и Свидетельство, выдается на основании проведенной экспертизы. За проведение экспертизы в установленном Росохранкультурой порядке взимается плата, соответственно, это создает дополнительные неудобства для граждан, вывозящих, казалось бы, обычные предметы, не представляющие интерес для культурного достояния России. Таким образом, вывоз, на первый взгляд, заурядных вещей, становится серьезной проблемой для граждан, собирающихся за границу.

Для решения данного вопроса необходимо принять комплекс мер, затрагивающих обе стороны возникающих правоотношений. Во-первых, следует проводить образовательную работу среди таможенников, включающую как разъяснение важности сохранения культурного наследия и разъяснение ответственности должностных лиц за преднамеренный пропуск культурных ценностей через таможенную границу РФ без официального разрешения на это, так и пояснение различий между понятиями "культурная ценность" и "предметы культурного назначения". Интересен опыт подготовки кадров для таможен Восточно-Сибирского региона, в частности, на территории Восточно-Сибирского территориального управления Росохранкультуры. В целях совершенствования правовых знаний у сотрудников таможенных органов по данному направлению было организовано взаимодействие между отделением подготовки кадров Восточно-Сибирского региона СТУ и Территориального управления Министерства культуры РФ по сохранению культурных ценностей в г. Иркутске. Началом были единичные лекции для слушателей Учебного центра Восточно-Сибирского таможенного управления. Со временем тематика занятий расширилась и перестала быть частью только первоначальной подготовки сотрудников таможенных органов, а сотрудничество стало постоянным и более тесным. В 2001 году руководитель управления Анна Николаевна Войтович и советник Светлана Александровна Анчутина совместно с методистами отделения подготовки кадров Восточно - Сибирского таможенного управления Олегом Алексеевичем Астафьевым и Татьяной Юрьевной Гордон в рамках повышения квалификации сотрудников отделов таможенного оформления и контроля впервые разработали и апробировали учебную программу по обучению сотрудников-экспертов таможенного оформления по специализации "культурные ценности". Тематика курса включала в себя следующие вопросы: видеокомпьютерный учет культурных ценностей; оформление документов на вывозимые и ввозимые культурные ценности; особенности вывоза филателистических коллекций, коллекций нумизматики и бонистики; инкунабулы, старопечатные и редкие издания; образцы фалеристики, представляющие культурную ценность; коллекционное оружие; основные отличительные признаки икон, имеющих художественную и историческую ценность и другие темы. К проведению занятий сотрудники территориального управления подошли творчески, широко используя имеющуюся богатейшую коллекцию наглядного материала, привлекли к чтению лекций и проведению семинаров экспертов управления, демонстрировали слушателям подлинные экспонаты, проводили занятия и экскурсии по музеям Иркутска. Практические занятия по приобретению навыков у начинающих сотрудников-экспертов проводились в художественном музее, в выставочном зале "Спасская церковь", Иркутском областном краеведческом музее, в антикварном магазине. Сегодня практические занятия по теме "Культурные ценности" стали неотъемлемой частью курса профессионального обучения сотрудников таможенных органов в Сибирском регионе.

Во-вторых, для решения проблемы необходимо информировать население о порядке вывоза таких предметов. Например, информационные листы, буклеты, сведения о реквизитах Росохранкультуры разместить во всех местах продажи товаров, туристических агентствах, на вывоз которых требуются разрешительные документы; коротко и просто изложенные рекомендации по перемещению культурных ценностей и ответственности за их недекларирование разместить на видных местах всех пунктов пропуска через таможенную границу Российской Федерации.

Третьей проблемой является порядок регистрации культурных ценностей при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. В соответствии с таможенным законодательством, ввоз культурных ценностей осуществляется беспошлинно при условии их регистрации в территориальных органах Росохранкультуры. В противном случае стоимость и вес культурных ценностей учитываются при начислении таможенных платежей и налогов. Однако зарегистрировать культурные ценности до фактического пересечения таможенной границы не представляется возможным. Поэтому физические лица на практике либо ввозят такие предметы под обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов, либо оформляют письменное обязательство о предоставлении в установленный срок разрешительных документов. В обоих случаях культурные ценности помещаются на склад временного хранения. Учитывая специфические особенности рассматриваемого объекта, а так же специальные условия хранения для отдельных категорий культурных ценностей, в некоторых случаях их помещение на склад временного хранения не представляется возможным.

Данную проблему можно решить с помощью урегулирования положений законодательства о порядке и сроках проведения специальной регистрации культурных ценностей. Например, ввести правило, которое позволяло бы декларанту в письменной форме подтвердить обязательство регистрации культурных ценностей в течение 15 дней после проведения таможенного оформления. Должностное лицо таможенного органа обязать предоставить в двухдневный срок информацию о перемещенных культурных ценностях, а так же сведения о декларанте, в территориальное управление Росохранкультуры.

Четвертой проблемой является необходимость подтверждения права собственности на культурные ценности и предоставление документов, подтверждающих их стоимость при подаче заявления в Росохранкультуру о проведении экспертизы. Статья 36 Закона четко определяет круг лиц, которые имеют права вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации: "Вывоз культурных ценностей может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законодательством порядке". Наряду с этим, в Постановлении Правительства от 22.04.2001г. № 322 "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей" так же говорится, что экспертиза культурных ценностей осуществляется по заявлению собственника, и для ее проведения необходимо предоставить документ, подтверждающий право владения данным предметом. Таким образом, правом вывоза культурных ценностей с территории Российской Федерации может обладать только гражданин, который может документально подтвердить право собственности на этот предмет. Помимо документов, подтверждающих право собственности на объект, заявленный к экспертизе, гражданин так же обязан предоставить документ, удостоверяющий стоимость культурных ценностей. Вопрос заключается в следующем: на основании каких документов, подтверждающих право собственности, гражданин может вывезти семейную реликвию, передающуюся из поколение в поколение, представляющую собой культурную ценность? Где и каким образом он может их получить? Те же вопросы следует задать и в отношении документов, подтверждающих стоимость культурной ценности.

Решение вышеизложенной проблемы видится в пересмотре перечня документов, которые должны быть представлены заявителем при обращении в Росохранкультуру для проведения экспертизы и, соответственно, последующей выдачи Свидетельства или Справки.

Пятой проблемой является недостаточно развитая инфраструктура территориальных управлений Росохранкультуры. Учитывая удаленность Забайкальской, Наушкинской, Читинской, Бурятской таможен (не говоря уже о таможенных постах) от Восточно - Сибирского территориального управления Росохранкультуры, расположенного в г.Иркутске, сроки проведения экспертизы, а так же получения разрешительных документов для них значительно затягиваются, и, как следствие, нарушаются сроки таможенного оформления.

Необходимо развитие инфраструктуры территориальных управлений Росохранкультуры в Восточной Сибири и расположение экспертов ближе к местам таможенного оформления.

Шестой является проблема идентификации культурных ценностей: то есть соответствие предмета, который вывозится и разрешительного документа, представленного таможенным органам для его вывоза. Например, для проведения экспертизы, заявитель предоставил репродукцию картины известного художника, вывоз оригинала которой с территории Российской Федерации запрещен. На основании проведенной экспертизы, Росохранкультурой выдается Свидетельство на право вывоза этой репродукции, к Свидетельству в установленном порядке прикладываются фотографии объекта. Идентификация культурных ценностей должностными лицами таможенных органов заключается в соотнесении предъявленных предметов с фотографиями, прилагающимися к Свидетельству. Поскольку фотографическое изображение оригинала и копии оригинала идентично, то к таможенному оформлению вместо репродукции может быть заявлен оригинал картины, попадающий в категорию запрещенных к вывозу предметов, что повлечет за собой незаконное перемещение культурных ценностей, имеющих важное значение для культурного достояния России.

Одним из путей решения проблемы идентификации культурных ценностей, которая не раз обсуждалась на межведомственных совещаниях, видится нанесение специальной маркировки, позволяющей должностным лицам таможенных органов гарантированно установить, что вывозятся именно те культурные ценности, на которые было получено разрешение.

Седьмой проблемой является перемещение через таможенную границу культурных ценностей с обманным использованием документов или средств идентификации. К сожалению, предметы культурного достояния Российской Федерации, имеющие огромное значение для истории и культуры нашей страны, наиболее часто становятся объектом незаконного вывоза при помощи именно этого способа. Данный вид таможенных правонарушений заключается в использовании при таможенном оформлении подложных или фальшивых разрешительных документов: Свидетельств и Справок. При этом стоит отметить, что подложными считаются либо изготовленные кустарным способом документы, либо законно выданные документы, в которые незаконным образом внесены изменения.

Сложность выявления подобных правонарушений заключается в том, что большинство фальшивых и подложных документов изготавливаются высококлассными в данной области специалистами, с использованием современной компьютерной техники.

Решением данной проблемы может стать координация деятельности таможенных органов и Росохранкультурой посредством создания механизмов взаимодействия и своевременной передачи информации между этими контролирующими органами. Одним из таких механизмов может стать интегрированная информационная межведомственная система для осуществления контроля за вывозом культурных ценностей.

3.2 Проект интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей

Совершенствование системы перемещения культурных ценностей возможно только при условии комплексного подхода к исследуемой проблеме. Наряду с совершенствованием законодательства Российской Федерации в области вывоза и ввоза культурных ценностей, для ее решения необходимо привлечь все возможные ресурсы: в данной части дипломной работы предлагается рассмотреть возможность применения информационных систем и технологий при контроле перемещения культурных ценностей через границу РФ физическими лицами.

Сохранение культурного наследия страны напрямую зависит от качества работы таможенных органов. В настоящее время среди приоритетных направлений развития таможенной службы стоит задача дальнейшей автоматизации работы для облегчения и ускорения операций таможенного оформления, повышения надежности и достоверности информации. К сожалению, информатизация таможенных органов, которая началась в 1990-х годах, коснулась далеко не всех направлений деятельности. В частности, это касается оформления и контроля перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности в части информационно-технического обеспечения таможенных структур, занимающихся оформлением и контролем культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации должны стать:

- развитие методологической, нормативно-правовой и методической базы по всему комплексу вопросов, связанных с информатизацией таможенных органов в части перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ;

- внедрение в соответствующие структурные подразделения новых информационных технологий, развитие и совершенствование информационно-технической инфраструктуры, технических средств таможенного контроля за перемещением культурных ценностей;

- разработка и реализация принципов, методов и механизмов системной интеграции объектов информационно-технической инфраструктуры соответствующих структурных подразделений;

- обеспечение информационной безопасности соответствующих подразделений таможенных органов;

- совершенствование системы информационного взаимодействия таможенных органов и их соответствующих структурных подразделений, занимающимися вопросами перемещения культурных ценностей, с органами исполнительной власти, а именно с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (далее - Росохранкультура), ее территориальными органами, другими государственными и негосударственными организациями Российской Федерации и зарубежных стран (музеями, выставочными центрами).

Одним из способов решения данной проблемы может стать интегрированная информационная межведомственная система между Росохранкультурой и Федеральной таможенной службой. Подобная интегрированная система между таможенными органами и Росохранкультурой будет иметь много преимуществ, среди которых можно выделить следующие:

- упрощение таможенного оформления культурных ценностей при пересечении таможенной границы РФ;

- повышение эффективности таможенного контроля культурных ценностей при пересечении таможенной границы РФ;

- отслеживание путей законного перемещения предметов, представляющих культурную ценность, через таможенную границу РФ;

- контроль обратного ввоза культурных ценностей после временного вывоза с территории РФ;

- контроль за проведением специальной регистрации ввозимых культурных ценностей, установленной законодательством РФ;

- минимизация рисков, касающихся предоставления недостоверных разрешительных документов для вывоза культурных ценностей.

Согласно вышеизложенным основаниям можно сделать вывод, что создание интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, на данном этапе информатизации таможенных органов крайне необходимо для сохранения культурного наследия нашей страны.

При создании примера "интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей" использовалась система управления базами данных (далее - СУБД), входящая в пакет Microsoft Office, - это MS Access. Данное обстоятельство обусловлено различными преимуществами этой программы. СУБД MS Access имеют более развитую систему защиты от несанкционированного доступа, допускают одновременную работу нескольких пользователей с одним файлом. В этой программе возможно создание связи между различными таблицами по одному или нескольким полям, что позволяет совместно использовать данные из нескольких таблиц, что в свою очередь экономит память, увеличивает скорость обработки данных и позволяет избежать лишних ошибок.

Первым и основным объектом базы данных являются таблицы. В них содержится вся необходимая информация, в структурированном виде. Для создания примера интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей необходимо в СУБД MS Access создать 2 таблицы: первая - для работников Росохранкультуры, вторая - для должностных лиц таможенных органов.

В базу данных для Росохранкультуры, таблицу №1, представленную на рисунке 3.1, вносим следующие названия полей:

- номер по порядку;

- описание предмета;

- владелец предмета;

- документ, подтверждающий право владения предметом;

- решение об отнесении данного предмета к категории культурных ценностей либо к категории предметов культурного назначения;

- номер разрешительного документа;

- стоимость в рублях;

- должностное лицо, выдавшее разрешительный документ;

- дата проведения экспертизы;

- дата выдачи разрешительного документа.

Следующий шаг на пути к созданию примера интегрированной системы является создание таблицы базы данных для сотрудников таможенных органов.

Для этого в соответствующие поля вносим следующие названия:

- номер по порядку;

- ФИО декларанта;

- описание предмета;

- направление перемещения;

- номер разрешительного документа;

- должностное лицо, оформляющее операцию;

- дата перемещения.

Рисунок 3.1- база данных в MS Access для должностных лиц Росохранкультуры

Для того чтобы связать базу данных Росохранкультуры и базу данных таможенных органов выбираем соответствующее ключевое поле, как показано на рисунке 3.2, по которым будут совпадать эти две таблицы. В нашем случае, для быстрого поиска соответствующей культурной ценности, удобнее выбрать поле "номер разрешительного документа".

Например, декларант Вишнякова Г.В., заявила к вывозу репродукцию картины В.Васнецова "Богатыри" 1971 года, о чем указала в пункте 3.4 Пассажирской таможенной декларации. На оборотной стороне декларации в пункте 4.1 описала культурную ценность, указала номер, дату выдачи соответствующего разрешительного документа, который получила 13.08.2008 года в территориальном органе Росохранкультуры по месту жительства.

Рисунок 3.2 - база данных в MS Access для должностных лиц таможенных органов

Должностное лицо таможенного органа вносит в базу данных, показанную на рисунке 3.2 в строку поиска соответствующий номер разрешительного документа и получает все сведения по данному предмету из базы данных Росохранкультуры, тем самым контролируя достоверность предоставленной информации и разрешительных документов.

С помощью такой системы также удобнее вести статистику перемещенных культурных ценностей. Достаточно лишь составить новую таблицу по тем полям, которые необходимы для отчетности.

Программное обеспечение Microsoft Access не позволяет использовать таблицы на удаленных компьютерах и было выбрано для удобства представления наглядного примера создания двух автономных баз данных (база данных Росохранкультуры и база данных таможенных органов), которые могут быть связаны по одному из ключевых полей. Однако в работе таможенных органов используются более новые информационные технологии, которые обеспечивают обмен информацией на расстоянии.

Для реализации поставленной задачи, а именно для совершенствования системы таможенного контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей, необходимо разработать и внедрить подобную программу в работу контролирующих органов. Экономический эффект от разработки и внедрения подобной системы трудно переоценить. Ежегодно сотрудники таможенных органов выявляют и пресекают факты незаконного перемещения предметов изобразительного искусства, включая иконы, а так же старинных музыкальных инструментов, монет, рукописных, старопечатных и редких книг, православных крестов, орденов и медалей, старинных часов и других предметов, являющихся предметами старины и искусства. За период 2007 -2010 г.г. таможенными органами Российской Федерации возбуждено 353 уголовных дела в отношении культурных и исторических ценностей: 123 уголовных дела в 2007 году, 122 - в 2008 году и 108 уголовных дел в 2009. При этом следует учитывать, что невозможно выразить в цифрах духовное и моральное богатство общества. Комплекс мер, направленных на предотвращение незаконного перемещения культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации, поможет сократить число незаконно вывезенных с территории государства предметов, представляющих из себя культурные ценности, тем самым сохранить бесценные вещи, представляющие собой духовное и материальное богатство общества, национальное достояние нашей страны.

Таким образом, совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами на данном этапе заключается в формировании систематизированной законодательной базы, четко и однозначно регламентирующей порядок перемещения культурных ценностей, а так же в создании и внедрении в соответствующие структуры информационно - технических программных продуктов, позволяющих улучшить качество таможенного контроля объектов культурного и исторического наследия Российской Федерации.

4. Безопасность и экологичность работы

Тема дипломной работы - совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации. В данном разделе рассматривается метрологическое сопровождение, осуществляемое при проведении экспертизы культурных ценностей, в частности, произведений станковой живописи.

Произведение станковой живописи -- картина, в широком смысле этого понятия, -- это комплекс материалов, технологических операций и творческой инициативы живописца, выступающего в роли носителя определенной идеи, которую он материализует. Таким образом, для решения вопроса о подлинности и ценности произведения, используют два вида исследований: технологическую и искусствоведческую экспертизы.

4.1 Искусствоведческая экспертиза живописи

Искусствоведческая экспертиза заключается в отождествлении признаков исследуемого произведения с признаками других, бесспорно подлинных произведений, принадлежащих определенному автору. Иными словами, такая экспертиза в конечном итоге сводится к установлению тождественности отдельных признаков разных объектов исследования. В задачу искусствоведа входит установление фактов, доказывающих, что данное произведение является подлинным произведением конкретного мастера, копией или подделкой. Однако, при атрибуции художественных произведений, искусствовед руководствуется лишь зрительной памятью и интуицией. Его имя определяет цену картины, является гарантией для покупателя. При этом знаток вовсе не обязан аргументировать свое заключение.

Бесспорно, применение искусствоведческой экспертизы при определении подлинности полотна, а так же его истории, крайне необходимо, так как ни одно техническое средство не сможет определить особенности стиля того или иного автора. Но в то же время искусствоведческая экспертиза не всегда может точно определить временной промежуток, а так же, например, место создания полотна. При делении на образ и материал, на творческий результат и сумму средств и приемов, с помощью которых этот результат был достигнут, область технологии остается вне поля зрения искусствоведа.

Уже в начале XX века многие музейные специалисты пришли к убеждению, что интуитивный метод далеко не самый надежный способ страхования музеев от проникновения в них поддельных картин. Субъективные оценки, выдаваемые знатоками, вызывали все больший протест и недоверие директоров крупнейших европейских музеев.

В тридцатых годах преобладающим стало мнение, что художественная экспертиза, как любое научное исследование, не должна опускаться ниже существующего уровня науки и опираться лишь на интуитивное мнение искусствоведа и его знания. И единственную возможность повышения качества художественной экспертизы авторы этой точки зрения видели в применении естественнонаучных методов исследования произведений живописи, то есть так называемой технологической экспертизы.

4.2 Технологическая экспертиза живописи

Технологические особенности станковой живописи еще недавно были очевидны только в самом общем виде. Но благодаря проводившимся в последние полвека технологическим исследованиям стало ясно, что в использовании материалов и технологических приемов построения картины существуют определенные закономерности, специфические признаки, характерные для произведений определенных эпох, национальных и местных школ, отдельных мастеров. Сегодня можно говорить о типичных признаках, присущих каждому структурному элементу картины -- основе, грунту, рисунку, красочному слою -- и о существовании канонических форм ведения самого живописного процесса, характерных для определенных художественных школ и эпох, то есть о признаках, определяющих в возможно более узких временных и региональных рамках технологическую специфику произведения в целом.

Практика показывает, что знание этих объективных особенностей во многом облегчает атрибуцию и экспертизу. В последнее время область интуитивного в вопросах определения различных явлений интеллектуальной деятельности человека все более отступает перед требованием обоснованных доказательств и оценок. И совершенно очевидно, что отсутствие необходимых технологических признаков в картине, приписываемой тому или иному времени, школе или мастеру, позволяет говорить о несовместимости произведения с его существующей атрибуцией.

Результат экспертизы полностью зависит только от компетентности эксперта: от его способности правильно интерпретировать полученные данные. Следовательно, как и в любой экспертизе, в итоге все решает профессионализм эксперта. Но профессионализм в данном случае основывается не на субъективных ощущениях и интуиции, как в искусствоведческой экспертизе, а базируется на логическом осмыслении соответствия получаемых в ходе исследования изучаемого произведения точных лабораторных данных с объективными данными, полученными в тождественных условиях при исследовании подлинных картин того же мастера, времени или школы.

Лабораторный анализ каждого структурного элемента картины благодаря собранной в настоящее время технической информации позволяет довольно точно определить происхождение исследуемого произведения.

Основа картины -- ее материал, структура (вид древесины, волокно ткани, состав металла), конструктивные особенности, возможная разновременность ее частей, изменение первоначального формата и проч. -- позволяет предположительно отнести произведение к тому или иному времени или месту создания.

Если материалом для основы картины послужило дерево, исследование предусматривает определение вида древесины, ее сохранности, характера обработки досок, конструктивных особенностей, а в ряде случаев -- возраста.

Ствол дерева состоит из неоднородной массы, структура которой хорошо различима с помощью лупы даже при небольшом увеличении. Благодаря этому по характеру крупных сосудов и форме клеток нетрудно определить вид дерева из числа наиболее распространенных. В более сложных случаях прибегают к исследованию под микроскопом среза дерева. Обычно при ботаническом определении дерева срезы делают в трех направлениях: поперечном (или торцовом), перпендикулярном к оси ствола, тангенциальном, проходящем вдоль волокон касательно к окружности годичных колец, и радиальном, проходящем вдоль волокон через центр ствола и перерезающем годичные кольца по радиусу. В зависимости от того, из какой части ствола вырезаны доски основы, их оборотные стороны представляют собой радиальный или тангенциальный срез. Поэтому пробу для исследования дерева берут, срезая его слой с оборотной стороны доски. Взятая проба должна быть достаточной толщины, чтобы, перерезав ее в направлении, перпендикулярном волокнам, получить поперечный срез. Образец поперечного среза можно взять и с торца доски. Этих двух срезов достаточно, чтобы квалифицированный специалист мог определить по ним вид дерева.

Значительно большую сложность представляет определение времени изготовления основы. За последние годы было предложено несколько методов датирования археологических объектов, среди которых для определения возраста древесины применяются метод радиоактивного углерода и метод 000дендрохронологии.

В основе дендрохронологии, или метода датирования древесины по годичным кольцам, лежит их изучение на поперечном срезе неизвестного дерева. Годичные кольца древесины отличаются неравномерностью, связанной определенной закономерностью с климатическими условиями: при благоприятных температурных и влажностных условиях вырастает широкое годичное кольцо, а при неблагоприятных -- узкое. Сопоставляя годичные кольца исследуемого объекта с абсолютной хронологической шкалой, составленной для конкретного географического региона, можно с точностью до года датировать неизвестный срез дерева. Дендрохронология, широко применяемая в археологии и в других смежных областях, используется и для датирования деревянных основ живописи.

Важным моментом в изучении основы является определение ее сохранности. Часто в руки историка - искусствоведа или реставратора попадают картины на дереве, сильно пораженном древоточцем. Основы итальянских картин, выполненные из мягких пород дерева, почти без исключения сильно пострадали от личинок этого насекомого. Поэтому одни картины итальянских мастеров в XVIII-XIX веках были переведены с дерева на холст, а доски других были значительно утоньшены. Последнее обстоятельство объясняет незначительную толщину многих досок ранних произведений итальянской живописи. Напротив, основы произведений, выполненные из дуба, содержащего танин, и из хвойных пород, богатых смолой, меньше подвержены действию насекомых и сохраняются обычно без изменений. Поэтому, прежде чем высказать предположение о происхождении картины, пораженной насекомыми, следует внимательно изучить характер повреждений.

Кроме того, нужно помнить, что использование старых, изъеденных досок -- один из наиболее давних приемов фальсификации. Не трогая тыльной стороны, на которой сохранились естественные летные отверстия насекомых, старые печати, инвентарные номера галерей и прочие атрибуты, подтверждающие древность произведения, доску, убрав с нее остатки старой живописи, с лицевой стороны покрывали грунтом, а затем писали новое произведение, выдаваемое за старую живопись. Такого рода манипуляции распознаются средствами рентгенологического исследования. В местах, где на поверхности доски имеются ходы личинок, масса грунта заполняет пустоты; грунт в этих местах становится толще, сильнее поглощает рентгеновское излучение и дает четкое изображение ходов личинок на рентгенограмме в виде светлых линий с закругленными краями и кружочков, соответствующих по ширине (или диаметру) ходу личинки и четко вырисовывающихся на более темном фоне дерева.

Исследование основы из ткани предполагает определение природы волокна, способа плетения нитей, сохранности полотна, первоначального размера произведения и прочих данных.

Существует несколько способов идентификации прядильных волокон. Основными среди них являются микроскопическое исследование внешнего вида и структуры волокна и микрохимический метод, основанный на микроскопическом наблюдении за поведением волокон под действием различных реагентов, для чего с краев холста берут две нити, идущие во взаимно перпендикулярном направлении. Определение волокна по внешнему виду не всегда дает положительный результат. Поэтому дополнительно прибегают к микрохимическому анализу, когда определение проводят под микроскопом при помощи цветных реакций (колористический метод) или делают пробу на растворимость. В первом случае волокно обрабатывают реактивом или красителем, под действием которого каждый вид волокна приобретает специфическую окраску, облегчающую суждение о его природе.

Наиболее распространен йодный метод. Под действием хлор-цинк-йода -- реактива на клетчатку (основную часть растительного волокна) волокно хлопка окрашивается в зависимости от концентрации раствора в красно-фиолетовый или голубовато-фиолетовый цвет, волокно пеньки -- в красно-коричневый, а волокно льна -- в фиолетовый. Если концентрацию раствора уменьшить, то окраска волокна льна бледнеет и исчезает.

Грунт картины -- его структура, состав и цвет позволяют отнести исследуемое произведение к тому или иному времени, региону, художественной школе или, напротив, говорят о его несовместимости с произведением того или иного мастера или школы. Исследование грунта, благодаря входящим в него компонентам, позволяющим датировать исследуемый объект, -- один из основных и непременных моментов технологической экспертизы, во многих случаях оказывающихся решающим в ее выводах.

Исследование грунта, помимо выяснения его сохранности и прочих характерных признаков, предполагает, прежде всего, определение входящих в его состав компонентов -- наполнителя, связующего и, в случае цветного грунта, пигментов, а также выяснение специфики его структуры -- последовательности нанесения и особенности каждого слоя.

За исключением тех случаев, когда произведение живописи осталось незаконченным или когда красочный слой оказался местами утрачен, грунт скрыт от глаз исследователя. На готовых грунтованных холстах, натягивавшихся на подрамник, грунт можно видеть на загнутых на ребрах подрамника кромках. Однако независимо от того, каким образом можно увидеть на картине обнаженный грунт, полное его исследование возможно только при условии получения пробы. Такая проба может быть взята с кромок холста, с не покрытых краской участков картин, в местах осыпей красочного слоя, в трещинах или других доступных местах. В других случаях берут пробы грунта, включающие красочный слой.

О химическом составе наполнителя грунта обычно судят по данным микрохимического анализа. В ходе такого лабораторного исследования необходимо использовать физико-химические методы, например рентгеноструктурный анализ, инфракрасную спектроскопию и другие, позволяющие однозначно и с достаточной полнотой судить о составе изучаемого грунта и отметить именно те его особенности, которые могут объединить его с определенной группой произведений или отличить от нее.

Авторский рисунок, в случае его выявления, показывает ход работы над картиной, дает возможность судить об авторском исполнении или копийном происхождении произведения. Сопоставление выявленного рисунка с рисунком подлинных произведений мастера, с его графическими работами расширяет возможности установления автора картины.

Исследование и возможность выявления авторского рисунка определяются материалом, которым он выполнен, характером его нанесения, а также особенностями вышележащего красочного слоя и грунта, на который он нанесен.

Эффективное средство выявления первоначального рисунка -- исследование живописи в инфракрасных лучах. Поверхностные загрязнения, потемневший лак, некоторые краски, непрозрачные для обычного, видимого света прозрачны для инфракрасных лучей. В то же время материалы грунта -- гипс, мел, известь, различные белила обладают большим отражающим коэффициентом для этих лучей, а уголь, графит и сажа, содержащие практически чистый углерод и наиболее часто используемые как материал рисунка, их в сильной степени поглощают. Поэтому в тех случаях, когда инфракрасные лучи могут проникнуть сквозь красочный слой и дойти до грунта, который их в значительной степени отразит, а вещество, которым выполнен рисунок, их поглотит, возникают благоприятные условия для выявления рисунка.

На инфракрасной фотографии такой рисунок читается в виде четких черных линий на более светлом фоне. Наличие рисунка, выполненного (или усиленного) черным углеродосодержащим пигментом в сочетании с меловым или гипсовым грунтом и тонкослойной живописью, объясняет возможность его прочтения на многих произведениях западноевропейских и древнерусских мастеров.

Красочный слой -- его состав и структура -- наиболее полно отражают специфику выбора материалов и технических приемов, присущих определенным эпохам, школам и отдельным мастерам. После того, как были установлены определенные закономерности в использовании пигментов, связующих и готовых красок, обладающих, как и грунт, датирующими признаками, появилась возможность на основе их идентификации, в совокупности с выявленными особенностями остальных структурных элементов картины, говорить не только когда и где было создано исследуемое произведение, но и высказать предположение о его авторе или отрицать принадлежность ему изучаемого произведения.

Комплекс вопросов, непосредственно связанных с технологией создания произведения, с изучением метода построения красочного слоя, почерком мастера, изменениями, вносимыми в произведение в процессе его создания, а также его сохранности, решается с помощью неразрушающих методов исследования.

Исследование в ультрафиолетовых лучах -- один из важнейших моментов и в изучении настенной живописи, где тот или иной прием живописца раскрывается в этих условиях с особенной полнотой. В отличие от ультрафиолетовых, инфракрасные лучи благодаря их меньшему рассеиванию в среде, обладают способностью проникать через некоторые краски, которые для этого вида излучения оказываются прозрачными. Поэтому с их помощью удается обнаружить изменения в красочном слое или восстановить утраченные со временем детали, подписи.

Частным случаем изучения красочного слоя является исследование подписей на картинах. Так как подпись художника обычно служит, хотя и не всегда заслуженно, аргументом при атрибуции, необходимо несколько остановиться на специфике ее анализа.

Творчество средневекового мастера не должно было нести печати индивидуальности. Со временем, когда произведения зачастую стали ценить не сами по себе, а в связи с именем их творца, мастера начали ставить на картине свое имя, монограмму, символ. Вместе с тем, когда подпись, стоящая на картине, стала не только признаком принадлежности, но и своеобразной гарантией качества, фактором, определяющим цену произведения, возникла фальсификация подписей, их подделка.

Стоящая на картине подпись далеко не всегда свидетельствует о том, что картина действительно написана данным мастером. Известно, что из мастерских Кранаха, Тициана, Рубенса и других живописцев выходили произведения, к которым эти мастера едва лишь прикоснулись кистью. Тем не менее, эти картины считались их произведениями, снабжались их подписью. В то же время признание подписи на картине фальшивой вовсе еще не означает неподлинности самого произведения. Часто подлинные картины снабжались фальшивой подписью мастера для убедительности, нередко мастер подписывал свою картину много лет спустя после ее создания, когда почерк и характер подписи могли измениться, а картина уже сильно состариться. Известны также случаи, когда, желая скрыть подлинную ценность произведения, владелец ставил на ней подпись малоизвестного живописца. Учитывая все это, уже многие знатоки прошлого столетия отводили подписи весьма скромную роль при атрибуции картин. Но, тем не менее, подпись всегда должна быть объектом исследования изучаемого произведения.

Очень большое, а во многих случаях решающее значение имеет при определении аутентичности подписи ее исследование под бинокулярным микроскопом с различным увеличением и разным освещением. Характер написания букв, связь их с основным красочным слоем, движение кисти и прочие детали, присущие данному участку произведения, должны стать объектом тщательного наблюдения и сопоставления. Во многих случаях целесообразно проведение макро- и микрофотографирования подписи или отдельных ее участков. Известное, хотя и не решающее, как иногда полагают, значение имеет расположение подписи: лежит ли она под лаком, или нанесена поверх него, то есть, сколь тесно связана она с авторской живописью.

Закрашенные, находящиеся под слоем старого лака подписи и надписи иногда можно обнаружить с помощью инфракрасных лучей. Нужно, однако, еще раз подчеркнуть, что выявление старой подписи, даже находящейся под записью или под другой подписью, отнюдь не всегда свидетельствует о ее подлинности. Преднамеренное легкое закрашивание фальшивой подписи -- хорошо известный прием фальсификаторов, рассчитанный на то, что подпись будет "случайно" найдена при промывке живописи и подтвердит "подлинность" картины.

Определение сохранности красочного слоя целесообразнее всего начать с его просмотра в свете видимой люминесценции, возбуждаемой ультрафиолетовым излучением. Если картина в свете люминесценции излучает равномерный молочно-голубоватый свет, при котором изображение кажется как бы прикрытым прозрачной папиросной бумагой, можно прийти к выводу, что живопись хорошо сохранилась. Отдельные темные места на фоне люминесценции лаковой поверхности могут свидетельствовать о частичной потертости или утрате лака, о небольших ретушах на местах осыпей и сломов красочного слоя. Участки красочного слоя, подвергшиеся реставрационным записям и тонировкам поверх лака, хорошо видны в свете люминесценции при визуальном осмотре картины и на фотографии в виде темных пятен, показывающих места и площадь записей. Можно различить тонировки и под слоем лака: если последний не очень толст и не слишком разложился, то такие тонировки выглядят значительно бледнее, чем сделанные по лаку.

На сегодняшний день достаточно хорошо известна динамика и временные рамки использования целого ряда пигментов классической живописи, известны точные даты открытия и промышленного производства пигментов нового времени, известна группа пигментов, открытых и получивших распространение в начале и середине XX века. Наконец, собрана обширная информация о характерном наборе пигментов, использовавшихся в разное время в различных национальных школах и наиболее выдающимися мастерами живописи.

Связующее вещество красок и грунта, как и пигменты, также не оставалось неизменным. Начиная с шестидесятых годов XX века, в масляную краску начинают добавлять не используемые ранее смолы и парафин, а известные ранее смолы используют в новом качестве или в новых пропорциях. Но и в том случае, когда красочный слой не содержит смол, а состоит только из масла, изучение его физико-химических параметров (состояние масляной матрицы, направление полимеризации и прочее) позволяет судить о действительном возрасте произведения, о том, как проходил процесс его старения -- был он естественным или искусственным. Важной вехой в эволюции техники живописи стало использование синтетических связующих материалов. В тридцатых годах ХХ века были изобретены алкидные, акриловые и виниловые полимерные материалы Известны также точные данные производства на их основе художественных красок за рубежом. В середине ХХ века в живописную практику прочно вошли синтетические материалы. Определенные временные рамки использования имеют и различные виды клеевой живописи, гуаши и акварели и темперного связующего (в том числе и так называемой "синтетической темперы", часто используемой для фальсификации графических работ русского авангарда).

Обладая всей этой информацией, благодаря разработанной методике исследования и накопленному опыту, в ходе технологической экспертизы становится возможным значительно сузить возможные рамки исполнения неизвестных или спорных картин.

Единственно достоверные данные о материале красочного слоя могут быть получены только путем лабораторного анализа микрочастиц вещества, взятых с произведения. Чтобы сделать число таких проб минимальным, к лабораторному исследованию приступают лишь после того, как завершен комплекс рассмотренных выше неразрушающих исследований. Это обусловлено тем, что уже в ходе оптического изучения произведения удается получить некоторое представление о характере использованных пигментов и их распределении по плоскости произведения.

Под действием ультрафиолетовых лучей многие вещества, в том числе и некоторые пигменты, начинают люминесцировать (светиться) в темноте. Так как цвет свечения является постоянным свойством вещества, не зависящим от его видимой окраски, по цвету люминесценции можно определить некоторые пигменты без изъятия проб. Например, свинцовые, цинковые, известковые и титановые белила под действием ультрафиолетовых лучей светятся по-разному. В зависимости от состава свинцовые белила излучают свет от белого до коричневатого, цинковые -- глухой или яркий желто-зеленый, известковые -холодный бело-голубой, а титановые -- фиолетовый. Поскольку белые краски в той или иной степени непременно присутствуют в каждом произведении, по характеру люминесценции можно определить их примерный состав, а значит, и отнести произведение к определенному времени.

Исследование поперечного сечения красочного слоя является единственным средством, позволяющим судить о технологических особенностях построения живописного слоя отдельными мастерами и о приемах живописи, типичных для определенной эпохи или художественной школы.

Исследование защитного слоя сводится к определению его состава, сохранности, качества и до некоторой степени времени нанесения. Состав защитного слоя, как и других органических компонентов живописи, определяют различными методами физико-химического анализа.

Одним из таких методов является радиоуглеродный метод, основанный на распаде радиоактивного изотопа углерода и давно используемый историками и археологами.

В земной атмосфере атомы углерода присутствуют в виде трех изотопов: 12С, 13С и 14С. Легкие изотопы 12С и 13С стабильны, а тяжелый изотоп 14С радиоактивен, время полураспада составляет 5730 лет. Однако, его содержание в атмосфере Земли сохраняется приблизительно постоянным (один атом 14С на 1000 млрд атомов 12С), поскольку изотоп 14С постоянно образуется в атмосфере из атомов азота под действием космических лучей. Растения, животные и другие организмы, поддерживающие газовый обмен с атмосферой, усваивают 14С и при жизни содержат его примерно в той же пропорции, что и земная атмосфера. Но когда организм умирает, его обмен с атмосферой прекращается, 14С больше не поглощается тканями и его содержание начинает медленно уменьшаться в результате радиоактивного распада. Если измерить в образце соотношение 14С и 12С, то можно определить возраст образца, точнее, время, прошедшее с момента его смерти. Чем меньше осталось атомов 14С, тем старше объект.

Разумеется, детальная технология применения метода не так проста. Теоретически, если известно первоначальное содержание 14С, можно прямо вычислить возраст образца, исходя из закона радиоактивного распада. Но сначала следует убедиться, что образец не загрязнен более поздним углеродом. Также нужно учесть, что атмосферное содержание 14С колеблется, поскольку жесткое космическое излучение непостоянно, к тому же имеются переменные источники углерода (например, вулканы, а в современном мире -- сжигание угля и нефти), влияющие на относительное содержание 14С. Чтобы избавиться от этих неточностей, проводят калибровку метода с помощью древесных образцов, возраст которых точно известен по их годичным кольцам.

Определение возраста с помощью этого метода происходит в три этапа. Во-первых, образец очищают от случайных, более поздних примесей. Затем измеряют содержание изотопов углерода и с помощью закона распада вычисляют так называемый радиоуглеродный возраст. И, наконец, по радиоуглеродному возрасту с помощью калибровочной кривой определяют календарную дату образца, которая приводится в привычных значениях: годах нашей эры или до нашей эры. Эти детали давно известны специалистам, соотношение изотопов откалибровано по всей исторической шкале времени с использованием уверенно датированных образцов, в том числе и исторических памятников.

Итак, основываясь на вышеперечисленных методах и способах исследования художественных произведений, технолог составляет экспертное заключение о проведении технологической экспертизы, в котором отражает полученную информацию об исследуемом предмете. Эксперт, прежде всего, должен учитывать, что один из взятых отдельно аналитических методов, используемых в ходе технологического исследования произведения искусства, не может дать ответ на всю совокупность поставленных вопросов. Это оказывается возможным только в результате привлечения всего комплекса используемых на практике неразрушающих и лабораторных методов анализа.

Заключение

Культурные ценности - это особая форма материализации духовной ценности, которая в таможенном понимании определяется как товар и требует особых условий хранения и бережного отношения при проведении таможенных операций. Культурные ценности имеют особый статус среди другого имущества за счет наличия в них исторической, научной, художественной или иной культурной (нематериальной) ценности. Утрату предмета, имеющего один из указанных признаков, следует рассматривать главным образом не как материальный ущерб собственнику, а как потерю частицы культурного наследия России, как вред всему обществу. Следовательно, основная общественная опасность незаконного перемещения культурных ценностей состоит в неоценимой и практически невосполнимой утрате культурного достояния страны, резервы которого не бесконечны.

Таким образом, создание эффективной государственной системы сохранения культурного и исторического наследия нашей страны является одной из важнейших задач правоохранительных органов России. Активное участие в этой работе принимает Федеральная таможенная служба России, так как непосредственный контроль за перемещением культурных ценностей осуществляется именно таможенными органами.

В результате проведенного во второй главе дипломной работы комплексного анализа законодательной базы, был выявлен ряд проблем, возникающих при применении законодательства, регулирующего порядок вывоза и ввоза культурных ценностей, на практике:

– различное толкование понятий "культурные ценности" в российском праве;

– проблема, возникающая при отнесении должностными лицами таможенных органов заявленного к вывозу предмета к категории "культурных ценностей" или к "предметам культурного назначения", при непредставлении декларантом какого - либо разрешительного документа;

– недостаточная информированность населения о порядке вывоза культурных ценностей и предметов культурного назначения с территории РФ;

– порядок и время проведения специальной регистрации культурных ценностей при ввозе на территорию РФ;

– необходимость подтверждения права собственности на культурные ценности и предоставление документов, подтверждающих их стоимость при подаче заявления в Росохранкультуру о проведении экспертизы;

– недостаточно развитая инфраструктура территориальных управлений Росохранкультуры, вследствие этого отдаленность некоторых территориальных управлений Росохранкультуры от таможенных постов;

– проблема идентификации культурных ценностей: то есть соответствие предмета, который вывозится и разрешительного документа, представленного таможенным органам для его вывоза;

– предоставление недействительных, фальшивых разрешительных документов на право вывоза культурных ценностей либо предметов культурного назначения с территории Российской Федерации.

В целях минимизации вышеперечисленных проблем, в третьей главе были предложены пути их решения, одним из которых является создание информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей.

Модель межведомственной системы, разработанная и представленная во втором параграфе третьей главы, позволит решить рад проблем, возникающих на практике при перемещении культурных ценностей физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, главной из которых является повышение эффективности таможенного контроля при перемещении предметов, представляющих собой культурное достояние нашей страны.

Список использованной литературы

1. Международная Конвенция "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". 1954г., Гаага.

2. Международная Конвенция "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза, и передачи права собственности на культурные ценности". 1970г., Париж.

3. Международная Конвенция "Об охране всемирного культурного и природного наследия".1972г., Париж.

4. Международная Конвенция ЮНИДРУА "О международном возвращении похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностей".1995г., Рим.

5. Решение Комиссии таможенного союза № 168 от 27 января 2010 года "Об обеспечении функционирования единой системы нетарифного регулирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

6. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств № 19 от 27 ноября 2009 года "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

7. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

10. Закон Российской Федерации № 4804-1 от 15 апреля 1993 года "О вывозе и ввозе культурных ценностей".

11. Постановление Правительства Российской Федерации № 322 от 27 апреля 2001 года "Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей".

12. Приказ Министерства Культуры РФ № 185 от 21 марта 1995 года "Об экспертизе культурных ценностей, заявленных к вывозу из Российской Федерации".

13. Приказ Росохранкультуры № 65 от 10 ноября 2004 года "О порядке оформления вывоза и временного вывоза культурных ценностей".

14. Приказ Россвязьохранкультуры № 117 от 14 марта 2008 года "О перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", и документации, оформляемой на право их вывоза с территории Российской Федерации".

15. Приказ Минкультуры России № 73 от 1 сентября 2008 года "О схеме размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия".

16. Письмо ГТК России № 14-10/25129 от 1 сентября 2000 года "О взимании таможенными органами специального сбора за право вывоза из РФ культурных ценностей".

17. Письмо ГТК России № 01-06/24071 от 19 июня 2001 года "Об упорядочении нормативной базы по таможенному контролю за перемещением культурных ценностей".

18. Письмо Минкультуры России № 01-188/16-30 от 13 декабря 2001 года " О направлении перечня документов, необходимых для получения свидетельства на право временного вывоза из Российской Федерации культурных ценностей, включенных в состав музейного, архивного и библиотечного фондов Российской Федерации".

19. Письмо ГТК России № 05-18/13062 от 2 апреля 2002 года "О таможенном оформлении и таможенном контроле культурных ценностей".

20. Письмо ФТС России № 06-59/11043 от 11 апреля 2005 года "О направлении списка экспертов".

21. Письмо ФТС России № 04-18/32943 от 22 сентября 2005 года "О направлении информации".

22. Письмо ФТС России № 04-16/37089 от 9 сентября 2008 года "О направлении информации".

23. Письмо Росохранкультуры России № 01-06-247 от 1 октября 2008 года "О территориальных органах Росохранкультуры".

24. Письмо ФТС России № 04-16/7473 от 20 февраля 2009 года "О направлении информации".

25. Письмо ФТС России № 01-11/62241 от 25 декабря 2009 года "О направлении информации".

26. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. - М.: Междунар.отношения, 2004. - 191с.

27. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. - М.: Юристъ, 2005 г. - 256 с.

28. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. - М.: Экзамен, 2007. - 975с.

29. Культурные ценности глазами таможенника: Учебное пособие / В.И. Дьяков, И.В. Дьяков, Н.А. Левданская, С.Н. Ляпустин, Г.П. Щербина; под общ.ред.проф. В.И.Дьякова. - Владивосток: ВФ РТА, 2004. - 202с.

30. Сеннов А.С. Access 2007. Учебный курс. - СПб.: Питер, 2007. - 267с.

31. Анчутина С.А. Работа экспертной комиссии Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в г. Иркутске // Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске. - Иркутск, 2001.

32. Войтович А.Н. Правовая база сохранения культурных ценностей // Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске. - Иркутск, 2001.

33. Дьяков В.И. Культурные ценности из "вещи в себе" в "вещь для нас"

// Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - Владивосток, 2002. №3. С. 75 - 85.

34. Дьяков В.И. Некоторые аспекты охраны культурных ценностей на Дальнем Востоке // Актуальные проблемы сохранения культурных ценностей в Дальневосточном регионе. Ч. 2. - Владивосток, 2003. С. 46 - 53.

35. Дьяков В.И. Таможенные проблемы и совершенствование дела сохранения культурных ценностей // Таможенная служба России на защите экономических интересов страны: материалы докладов Всероссийской конференции. - М., 2003. С. 173 - 176.

36. Дьяков И.В. Современное состояние законодательства РФ об охране культурных ценностей и проблема его гармонизации // Актуальные проблемы сохранения культурных ценностей в Дальневосточном регионе.

Ч. 2. Владивосток, 2003. С. 36 - 45.

37. Дьяков И.В. Международно - правовое регулирование отношений в сфере культуры и его место в системе норм международного публичного права // Современное состояние, проблемы и перспективы таможенного дела на Дальнем Востоке России: сб. науч. Труд. Владивосток:

ВФ РТА, 2004. С. 178 - 182.

38. Качалова В.Г. Государственная политика России в области охраны культурных ценностей в XVIII - XX вв. - СПб., 2000. - 261с.

39. Поляков М.А. О взаимодействии таможенной службы и Территориального управления Министерства культуры Российской Федерации по сохранению культурных ценностей в г. Иркутске в вопросах подготовки кадров в Восточно - Сибирском регионе // Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске. - Иркутск, 2001.

40. Сомов А.В. Борьба таможенных органов с контрабандой культурных ценностей // Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске. - Иркутск, 2001.

41. Юмашев Е.И. Правовые вопросы в области информационного обеспечения сохранения культурных ценностей // Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске. - Иркутск, 2001.

42. Резолюция регионального межведомственного совещания по правовым проблемам сохранения культурных ценностей и реализации предметов антиквариата 3 -7 декабря 2001 г., г. Иркутск // Сохранение культурных ценностей: материалы рабочего регионального межведомственно совещания в г. Иркутске. - Иркутск, 2001.

43. Виртуальная таможня [электронный ресурс] // Таможенное законодательство и новости таможни: [сайт] // URL: http://vch.ru. (Дата обращения - 23 марта).

44. Федеральная таможенная служба [электронный ресурс] // Перемещение товаров физическими лицами: [сайт] // URL: http://www.customs.ru/ru/fl_info. (Дата обращения - 11 апреля).

45. Федеральная таможенная служба [электронный ресурс] // Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ:[сайт]

//URL:http://www.customs.ru/ru/fl_info/vivkyltc/?id286=1071&i286=1. (Дата обращения - 15 апреля).

Приложение А

Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза: раздел XXI "Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат", группа 97 "Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат".

Код ТН ВЭД

Наименование позиции

Доп.ед.

изм.

Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости либо в евро, либо в долларах США)

9701

Картины, рисунки и пастели, выполненные полностью от руки, кроме рисунков, указанных в товарной позиции 4906, и прочих готовых изделий, разрисованных или декорированных от руки; коллажи и аналогичные декоративные изображения:

9701 10 000 0

- картины, рисунки и пастели

шт

0

9701 90 000 0

- прочие

-

0

9702 00 000 0

Подлинники гравюр, эстампов и литографий

шт

0

9703 00 000 0

Подлинники скульптур и статуэток из любых материалов

шт

0

9704 00 000 0

Марки почтовые или марки госпошлин, знаки почтовой оплаты гашеные, в том числе первого дня гашения, почтовые канцелярские принадлежности (гербовая бумага) и аналогичные предметы, использованные или неиспользованные, за исключением товаров товарной позиции 4907

-

0

9705 00 000 0

Коллекции и предметы коллекционирования по зоологии, ботанике, минералогии, анатомии, истории, археологии, палеонтологии, этнографии или нумизматике

-

0

9706 00 000 0

Антиквариат возрастом более 100 лет

-

0

Приложение Б

Приложение В

Форма Справки на вывоз предметов культурного назначения с территории РФ.

Приложение Г

Рисунок Г.1 - Форма Пассажирской таможенной декларации

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ