Рефераты

Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте

од методами контроля понимают приемы и способы его осуществления. Методами валютного контроля являются:

а) наблюдение;

б) проверка;

в) обследование;

г) анализ;

д) ревизия.

Наблюдение состоит в ознакомлении с деятельностью объекта контроля без применения сложных приёмов получения и оценки информации. Проверка касается, как правило, специальных вопросов деятельности объекта, исследуемых на основе документов на предмет выявления нарушений законодательства. Различие между наблюдением и проверкой заключается в том, что наблюдение ведется при непосредственном участии самих подконтрольных субъектов, которые обязаны, например, предоставлять информацию о предстоящих валютных операциях, и несут ответственность за своевременность сообщения сведений и их достоверность. Проверки направлены на выявление уже совершенных нарушений, которые могут являться следствием не только ошибок, но и умышленных действий.

Наблюдение и анализ преследуют цель не столько выявления правонарушений, сколько получения общей информации о ситуации в валютной сфере. Наблюдение призвано в первую очередь констатировать правомерное поведение участников валютных операций и во вторую - предупреждать совершение нарушений, которые становятся очевидными «автоматически» в силу самой процедуры наблюдения. Наиболее полное нормативное закрепление получил метод наблюдения за валютными операциями (например, нормативные акты Банка России, определяющие методику наблюдений уполномоченными банками за операциями клиентов).

Сложившаяся, эффективно действующая, основанная на четком разграничении полномочий система контрольных органов полностью исключает возможность появления избыточных и дублирующих функций в валютной сфере.

На сегодняшний день Федеральная служба финансово-бюджетного надзора как орган валютного контроля обладает полномочиями, включающими в себя следующее:

а) проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

б) запрос и получение документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов;

в) возбуждение дел об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 15.25, 17.7, 17.9,

ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, 19.6, 19.7, 20.25 КоАП РФ;

г) проведение проверок полноты, достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

д) применение установленных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

е) выдача предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Располагая сетью территориальных органов практически во всех регионах Российской Федерации, Росфиннадзор осуществляет валютный контроль независимо от места расположения хозяйствующего субъекта, его представительств и филиалов.

Мировой опыт осуществления валютного контроля показывает, что глубина и методы проведения валютного контроля зависят от ряда факторов, определяющих состояние национальной экономики, степени культуры ведения бизнеса субъектами валютных отношений и определяется стратегией и тактикой проведения экономических преобразований. Существование валютного контроля обуславливается характером потребностей экономики страны в необходимости данного инструмента валютной политики, а также степенью и позицией интеграции в мировой экономической системе.

1.3 Ответственность за нарушение валютного законодательства

Одним из возможных способов выявления нарушений валютного законодательства является проведение целевых проверок соблюдения валютного и таможенного законодательства РФ участниками внешнеэкономической деятельности. Именно эта форма контроля позволяет вскрыть недостатки текущего и предварительного контроля, получить наиболее реальную картину внешнеторговых сделок, получить наиболее полные сведения об объектах контроля и степени законопослушности участников внешнеэкономической деятельности.

Информационная основа проверок участников внешнеэкономической деятельности (основные группы документов и сведений):

а) документы и сведения о деятельности организации, имеющиеся у контролирующих и правоохранительных органов (наименование, организационно-правовая форма, юридический и фактический адреса проверяемой организации, ее дочерних и зависимых организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации, финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе наличие счетов и функционирование банка);

б) документы бухгалтерского учета и отчетности самой проверяемой организации (первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц, результаты предыдущих проверок организации, бухгалтерская отчетность);

в) сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации, полученные от третьих лиц, с которыми организация имеет хозяйственные связи, для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов;

г) финансовые требования и обязательства организации.

В случае выявления должностными лицами таможенных органов в указанных проверках информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования данная информация (вместе с комплектом копий документов, содержащих данные о наличии события нарушения валютного законодательства) подлежит передаче в Росфиннадзор (его территориальные органы в субъектах РФ), который обладает правом применять санкции за нарушения валютного законодательства.

Вопросы ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования регулируются правовыми актами как административного, так и уголовного права.

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена Уголовным кодексом РФ (ст. 193 - Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте).

Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет Деяние, предусмотренное статьей 193 Уголовного кодекса, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей..

Статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП России) установлена ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 15.25 КоАП России, выступают публичные правоотношения по обеспечению реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ.

Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП России, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность за осуществление незаконных валютных операций.

Согласно части 1 статьи 15.25 КоАП России незаконными валютными операциями являются валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ, или валютные операции, осуществленные с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

В настоящее время требования об обязательном использовании специальных счетов и требования о резервировании не установлены, в связи с чем часть 1 статьи 15.25 КоАП России может быть применена только в случае осуществления валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ.

Статьей 9 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) запрещены валютные операции между резидентами, за исключением операций, предусмотренных указанной статьей.

Частью 3 статьи 10 Закона установлено, что валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ. Из этого следует, что расчеты между нерезидентами в наличной валюте РФ на территории РФ запрещены.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП России, являются граждане, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, как резиденты, так и нерезиденты.

Предметом административного правонарушения данной категории является вся вывозимая валюта, которая подлежит изъятию в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении.

Частью 4 статьи 15.25 КоАП России установлена ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В случае, если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом банковских расходов и комиссий, то незачисление на счет данного резидента предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом) сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте РФ не будет являться нарушением валютного законодательства РФ. Например, при наличии соответствующего условия во внешнеторговом договоре (контракте) может быть признано обоснованным неполучение денежных средств, являющихся комиссией иностранных банков за проведение банковских операций по переводу денежных средств.

Таким образом, зачисление денежных средств на счет в уполномоченном банке или возврат их в РФ после возбуждения дела об административном правонарушении не должно вести к прекращению производства по делу, а учитываются лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, как обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

При совершении деяния, предусмотренного частью 4 или 5 статьи 15.25 КоАП России, дело об административном правонарушении возбуждается по каждому случаю невыполнения резидентом обязанности, установленной статьей 19 Закона (по каждому случаю нарушения сроков расчетов (ввоза товаров), предусмотренных внешнеторговыми договорами (контрактами)).

Субъектами правонарушений, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 15.25 КоАП России, являются только резиденты - лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица. Частью 6 статьи 15.25 КоАП России предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона резиденты и нерезиденты, осуществляющие в РФ валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России. Банком России издана Инструкция от 15.06.2004 г. N 117И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы могут выявлять нарушения установленных единых правил оформления паспортов сделок, например, когда при декларировании товаров в таможенный орган представлена копия паспорта сделки, оформленного (переоформленного) с нарушением установленных сроков, форма которого не соответствует установленной Банком России или одна или несколько граф, которого заполнены с нарушением требований, установленных в приложении 4 к Инструкции 117И.

Дело об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП России возбуждается по каждому случаю нарушения правил оформления паспорта сделки.

Субъектами правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП России, являются резиденты - должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридические лица.

В статье 15 Закона установлены случаи, когда наличная иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние и внутренние ценные бумаги в документарной форме подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.

В случае недекларирования либо недостоверного декларирования физическими лицами иностранной валюты и (или) валюты РФ, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих обязательному письменному декларированию, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной статьей 16.4 КоАП России (наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда).

В случае недекларирования юридическими лицами по установленной форме иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также в случае недекларирования физическими или юридическими лицами по установленной форме внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме, дорожных чеков, перемещаемых через таможенную границу РФ и подлежащих декларированию путем подачи письменной таможенной декларации, указанные лица подлежат ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП России (наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда).

Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг, являющихся предметом административного правонарушения, определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством РФ для расчета суммы резервирования по валютной операции.

Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту РФ производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу Центрального банка РФ.

2. Деятельность Иркутской таможни в области валютного контроля

В Иркутской таможне осуществлением валютного контроля занимаются: отдел валютного контроля, таможенный пост аэропорт Иркутск и подразделения правоохранительного блока. Однако основную работу в этом направлении ведет отдел валютного контроля (ОВК).

Отдел валютного контроля Иркутской таможни является структурным подразделением таможни, осуществляющим в пределах компетенции таможенных органов валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, контроль исполнения внешнеторговых бартерных сделок, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, а также организующим контроль, относящийся к компетенции отдела валютного контроля, на подчиненных таможне, таможенных постах.

Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и во взаимодействии с другими структурными подразделениями таможни, а также через подчиненные таможенные посты.

Цель отдела при осуществлении валютного контроля в пределах компетенции, определённой ст. 198 ТК РФ, контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу. В настоящее время именно эта сфера контроля организована как таможенно- банковский валютный контроль (ТБВК). ТБВК представляет собой совокупность операций, осуществляемых таможенными органами и уполномоченными банками, с одной стороны при таможенном контроле, и с другой - при выполнении международных расчетов в иностранной валюте.

Осуществление мероприятий по обеспечению выполнения таможней, подчиненными таможенными постами и участниками внешнеэкономической деятельности требований актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части осуществления внешнеторговых сделок, законодательства Российской Федерации о драгоценных металлах и драгоценных камнях, законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, правовых актов ФТС России, РТУ по вопросам Контроля, относящегося к компетенции отдела.

Осуществление контроля, относящегося к компетенции отдела, в регионе деятельности таможни.

Организация и осуществление взаимодействия с органами и агентами валютного контроля, территориальными органами правоохранительных и иных государственных органов по вопросам контроля, относящегося к компетенции отдела, обеспечение взаимодействия с ними подчиненных таможенных постов.

2.1 Анализ работы Иркутской таможни по осуществлению валютного контроля за 2008 год

Работа Иркутской таможни в течение 2008 года была организована с учетом максимального использования механизма валютного контроля после выпуска товаров, который позволяет сбалансировать меры по обеспечению экономической безопасности Российской Федерации и содействует международной торговле. При этом обращалось внимание на создание условий, при которых необеспечение соблюдения действующего валютного законодательства Российской Федерации будет сопряжена с высокой степенью риска экономической нецелесообразности. Осуществление валютного контроля после выпуска товаров в качестве одного из основных направлений деятельности таможни проводилось исходя из принципов приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования, которые нашли отражение в Федеральном законе от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также изданных в его развитие нормативных документах органов валютного контроля. Контроль за валютными операциями, проводимыми участниками ВЭД - проводился на основе анализа внешнеторговых договоров, товаросопроводительных документов, сопоставлении данных в коммерческих, банковских и финансовых документах; оценки по принятию решений должностными лицами таможенных постов в нестандартных ситуациях и оценки правомерности проведения либо непроведения финансовых расчетов по внешнеторговым сделкам. Особое внимание уделялось содействию сокращения времени таможенного оформления без потери качества таможенного контроля, путем повышения профессиональных знаний должностных лиц таможенных постов.

Сферой действия валютного контроля охвачены практически все оформляемые в Иркутской таможне ГТД.

Из общего количества 38961 ГТД, оформленных в Иркутской таможне за 2008 год, 38676 ГТД оформлено с паспортом сделки, т.е. по сделкам, на которые распространяется требование валютного законодательства об оформлении паспорта сделки. Удельный вес контролируемых валютным законодательством операций, в общем объеме оформленных за 2008 год ГТД, остается очень высоким и его уровень в отчетном периоде составил 99,27%. При этом в течение 2008 года загруженность должностных лиц таможни осуществляющих валютный контроль осталась примерно на уровне сложившемся в 2007 году.

Экспортная направленность региона определила и соотношение ГТД, оформляемых на ввоз и вывоз товаров, и в течение 2008 год сохранилось сложившееся в прошлые периоды соотношение экспорта и импорта во внешней торговле. Экономика региона в основном ориентирована на экспорт, соответственно и больший удельный вес в общем количестве оформленных ГТД занимают экспортные декларации- 32046 или 82,25%, при этом 31892 ГТД оформлены с предоставлением паспорта сделки.

В течение 2008 года таможенное оформление товаров проводилось по внешнеэкономическим договорам, международные расчеты в которых были предусмотрены в иностранной валюте, в валюте Российской Федерации, а также поставки товаров без расчетов и с использованием наличных денежных средств. Основная доля расчетов за перемещаемый товар пришлась на иностранную валюту - более 11049,38 млн.дол.США или 98,2% и на российские рубли - 101,18 млн.дол.США или 0,9%, незначительная часть на наличные расчеты 2,27 млн.дол.США - менее 0,1%,от общего объема товарооборота в стоимостном выражении. Таможенное оформление товаров по сделкам не предусматривающим расчетов было проведено на сумму 98 млн.дол.США или около 0,1%, что и показано на рисунке 1.

Рисунок 1 - Виды международных расчетов по внешнеэкономическим договорам, предъявленным при таможенном оформлении за 2008 год

Внешнеторговые взаимоотношения были установлены с 69 странами дальнего зарубежья и 10 странами ближнего зарубежья (в 2007 году - с 61 и с 10 соответственно).

За 2008 год внешнеторговый оборот в стоимостном выражении составил 11252,15 млн. долларов США и увеличился по сравнению с прошлым годом на 34,8%.

Стоимостные показатели экспортных операций увеличились на 36%, импортных на 16%. Удельный вес экспортных поставок в стоимостном выражении составил 93,6% от общего товарооборота, импортных - 6,4%.

Экспортно-импортные операции участников ВЭД со странами дальнего зарубежья в стоимостном выражении составили 10967 млн. долларов и увеличились на 35% по сравнению с прошлым годом.

Доля стран ближнего зарубежья в экспортно-импортных операциях остается незначительной - 3%.

Наибольший объем внешнеторговых сделок, предусматривающих расчеты в иностранной валюте за экспортируемый товар пришлось на партнеров, зарегистрированных в КНР - 7369,81 млн. долл. США (около 70%) от стоимости товарооборота экспортируемого товара, в Алжире - 523,26 млн. дол. США, в Индии 494,21 млн. дол. США, в Ирландии 190,1 млн. дол. США, в Австрии 158,28 млн. дол. США, в Швейцарии - 112,88 млн. дол. США. Как представлено на рисунке 2.

Рисунок 2 - расчеты в иностранной валюте за экспортированный в течение 2008 года товар

Расчеты в валюте Российской Федерации за экспортируемый товар характерны в основном для внешнеэкономических договоров, заключаемых с контрагентами из стран Ближнего Зарубежья (Украина, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Эстония, Киргизия, Таджикистан) на долю которых пришлось более 86% и незначительная часть приходится на такие страны как Монголия, Китай, Великобритания и Иран.

Расчеты за импортируемые товары в отчетном периоде проводились как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации.

Расчеты в иностранной валюте за импортируемый товар в основной массе проведены по внешнеторговым договорам с участием КНР 258,04 млн.дол.США (36,3%), Германии 71,75 млн. дол. США(10,1%), Украины 37,08 млн. дол. США (5,2%), Франции 36,9 млн. долл. США(5,2%), Индии 20,12 млн. долл. США (2,8%), Италии 15,64 млн. дол. США (2,2%). Как представлено на рисунке 3.

Рисунок 3 - Расчеты в иностранной валюте за импортируемый в течение 2008 года товар

Ввоз товаров, расчеты за которые предусмотрены в валюте Российской Федерации, производились по внешнеэкономическим договорам заключенными в основном с контрагентами из стран Ближнего Зарубежья: Казахстана (58,7%), Узбекистана (20,7%), Украины (18,1%), Таджикистана (0,5%).

Следует отметить, что в течение 2008 года проводилось таможенное оформление товаров перемещаемым по внешнеторговым договорам заключенными с контрагентами зарегистрированными в оффшорных зонах и предусматривающим расчеты в иностранной валюте.

С контрагентами зарегистрированными на Кипре на сумму 25,35 млн. долл.США. Основная доля пришлась:

а) при экспорте, на товары:

1) группы 28 ТН ВЭД (трихлорэтан(силан) и кремний кристаллический) - 2,98 млн. дол. США;

2) товар группы 44 ТН ВЭД (пиловочник сосны и пиломатериал) -0,24млн. дол. США товар группы 84 (оборудование) -2,9 млн. дол. США.

б) при импорте, на товары:

1) группы 61-65 ТН ВЭД (одежда и принадлежности) -13,71 млн.дол.США, группы 70,73,83-85,87,90-92 ТН ВЭД (запчасти к а/м, техника, инструменты) - 4,3 млн.дол.США;

2) группы 29,30 (лекарственные средства) -2,75 млн.дол.США.

С контрагентами зарегистрированными на Виргинских островах на сумму 52,54млн. долл. США. Основная доля пришлась:

а) при экспорте, на товары:

1) группы 4703 ТН ВЭД (целлюлоза древесная) - 2,75млн. дол. США;

2) группы 4407 ТН ВЭД (пиломатериал хвойных пород) - 4,14 млн. дол. США;

б) при импорте, на товары группы 73, 84 ТН ВЭД (части асфальтобетонного завода) - 9,79 млн. дол. США.

Из приведенных выше показателей видно, что в отчетном периоде, как и в прошедшие периоды сохранился высокий уровень ГТД, охваченных валютным контролем, основанном на предоставлении паспорта сделки. Помимо этого по сделкам, не попадающим под автоматизированную технологию валютного контроля, контроль осуществляется по правомерности перемещения товара без внешнеторгового договора, проводится анализ правомерности применения условий исключающих оформление паспорта сделки, применения кодов форм расчетов и особенностей внешнеэкономической сделки, кодов характера сделки и особенностей расчетов за декларируемые товары. Особое внимание уделяется сделкам, заключенным с контрагентами, зарегистрированными в оффшорных зонах. Таким образом, практически все оформленные в течение 2008 года ГТД.

В течение 2008 года проверки участников ВЭД проводились как в рамках поручений полученных из СТУ в конце 2007 года, в 2008 году, так и в инициативном порядке.

Всего за 2008 год проведено 225 проверок внешнеэкономической деятельности участников ВЭД (в том числе 107 инициативных), возбуждено 53 дела об АП на сумму 97576,63 тыс. руб., из них:

а) по экспорту проведено 157 проверок (в том числе 82 инициативных). По результатам которых возбуждено 16 дел об АП по ч.4 ст.15.25 КоАП РФ - незачисление в установленный срок денежных средств за переданный нерезиденту товар, на сумму 53597,97 тыс. руб. (непоступление 47082,50 тыс. руб. плюс нарушение срока 6515,47 тыс. руб.);

б) по импорту проведено 68 проверок (в том числе 25 инициативных), по результатам которых было возбуждено 2 дела об АП по ч.5.ст.15.25 КоАП - не обеспечение возврата денежных средств за не ввезенный по произведенной предоплате товар, на сумму 1047.51 тыс. руб.;

в) по ч. 6 ст.15.25 КоАП РФ возбуждено 32 дела об АП (14 дел об АП по нарушению срока предоставления справки о подтверждающих документах и 18 дел об АП по не переоформлению паспорта сделки в установленный срок);

г) наложено штрафов - 41479,31 тыс. руб.;

д) взыскано - 1380,66 тыс. руб.

В целом, если сравнивать результаты работы Иркутской таможни за 2008 года с итогами работы за 2007 год, можно отметить положительную динамику по основным показателям эффективности проведения проверок участников ВЭД:

Суммы выявленных правонарушений за 2007 год составили 268540,28 тыс. руб., 2008 год - 468964,32 тыс. руб.

Возросла сумма возбужденных дел с 94334,82 тыс. руб. за 2007 год до 97576,63 тыс. руб. за 2008 год.

На положительную динамику роста суммы выявленных правонарушений сказалось выявление в отчетном периоде 2008 года 717 случаев на сумму 377044,63 тыс. руб. по нарушению сроков предоставления справок о подтверждающих документах в уполномоченный банк.

Анализ проведенных в течение 2008 года проверок показал, что действующее валютное законодательство не исключает возможность участникам ВЭД, предусматривать свободные сроки исполнения обязательств иностранным партнером, либо не оговаривать в контрактах сроки ввоза товара, сроки возврата денежных средств в импортных сделках, либо предусматривать исполнение обязательств иностранным партнером по оплате экспортируемого товара с момента, который документально подтвердить невозможно. Приведенные обстоятельства весьма затрудняют валютный контроль со стороны таможенных органов.

2.2 Анализ работы Иркутской таможни по осуществлению валютного контроля в неторговом обороте

Важнейшим направлением валютного контроля в неторговом обороте по-прежнему остается контроль исполнения порядка перемещения физическими лицами валютных ценностей, валюты РФ, дорожных чеков, предусмотренного положениями Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ.

В основе анализа данного направления лежит оценка объемов перемещения через таможенную границу наличной иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме физическими лицами, динамики их ввоза и вывоза. В целях реализации проводимого отделом валютного статистического мониторинга перемещения физическими лицами валютных ценностей используется база данных «Сведения о ввозе и вывозе ценностей физическими лицами», формируемая в системе КПС «Агент ВК».

За 2008 год в зоне деятельности Иркутской таможни произведено таможенное оформление валютных ценностей, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу на сумму 45.21 млн. долл. США, при этом вывоз составил 43.44 млн. долл. США (в том числе дорожных чеков - 1.21 млн. долл. США), ввоз - 1.78 млн. долл. США (при отсутствии ввоза дорожных чеков).

Сравнительный анализ значений 2008 года с данными 2007 года выявил сокращение общей перемещенной суммы наличной валютной валюты и дорожных чеков в 2008 году на 6.24 %, в 2007 году сумма ввоза и вывоза валютных ценностей составляла 48.22 млн. долл. США (в том числе дорожных чеков - 1,65 млн. долл. США), вывоз составлял 45.76 млн. долл. США (в том числе дорожных чеков -1.63 млн. долл. США), ввоз - 2.46 млн. долл. США, в том числе дорожных чеков на сумму 0.02 млн. долл. США.

В общем объеме перемещенных валютных ценностей доля наличной валюты (иностранной и валюты РФ) в 2008 год составила 97.32 % (44.01 %), дорожных чеков - 2.68 % (1.21 %). В 2007 году доля наличной валюты составляла 96.58 % (46.57 млн. долл. США), при 3.42 % (1.65 млн. долл. США) дорожных чеков. Как представлено на рисунке 4, 5.

Рисунок 4 - Анализ перемещения физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ и дорожных чеков через таможенную границу РФ в 2008 году

Рисунок 5 - Анализ перемещения физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ и дорожных чеков через таможенную границу РФ в 2007 году

За 2008 год удельный вес перемещенных через таможенную границу физическими лицами долларов США в составе наличной валюты и дорожных чеков составил 84.51 % (38.21 млн. долл. США), российских рублей - 6.77 % (3.06 млн. долл. США), евро - 7.56 % (3.42 млн. долл. США), китайских юаней - 1 % (0.45 млн. долл. США):

ввезено наличной валюты на сумму 1.78 млн. долл. США, в том числе: долларов США на сумму - 0.65 млн. долл. США (36.91%), российских рублей - 0.47 млн. долл. США (26.4%), евро - 0.61 млн. долл. США (34.24 %), прочие валюты (китайские юани, тайские баты и т. д)-0.043 млн. долл. США (2.44 %), в то время как по ввозу в 2007 году значительно доминировала американская валюта и составляла 82.13 % (2.0 млн. долл. США) от общей суммы ввезенной наличной валюты, российские рубли - 11.44 % (0.28 млн. долл. США), евро были ввезены в размере 5.54 % (0.13 млн. долл. США), Как представлено на рисунке 6, 7.

Рисунок 6 - Ввоз иностранной валюты и валюты РФ на таможенную территорию РФ физическими лицами в 2008 году

Рисунок 7 - Ввоз наличной иностранной валюты и валюты РФ на таможенную территорию РФ физическими лицами в 2007 году

Ввоз долларов США осуществлялся в 2008 году из стран: Китая - 54.18 % (0.356 млн. долл. США), Азербайджана -16.61 (0.109 млн. долл. США), Индии -16.71 % (0.11 млн. долл. США), Монголии - 9.55 % (0.06 млн. долл. США), Тайланда - 2.96 % (0.019 млн. долл. США).

Ввоз на таможенную территорию РФ валюты РФ распределился по странам следующим образом: 87.8 % (0.41 млн. долл. США) пришелся на Монголию, 9.04 % (0.04 млн. долл. США)- Китай, 3.12 % (0.01 млн. долл. США) - Узбекистан, Тайланд, Азербайджан.

Европейская валюта (евро) в значительной массе традиционно ввозилась из Монголии - 66.8 % (0.407 млн. долл. США), из Китая - 18.7 % (0.114 млн. долл. США), Индии - 9.3 % (0.056 млн. долл. США), Азербайджана - 5,1% (0,03 млн. дол. США).

Вывезено наличной валюты на сумму 42.22 млн. долл. США, в том числе: долларов США на сумму - 36.4 млн. долл. США (86.2%), российских рублей - 2.6 млн. долл. США (6.1%), евро - 2.76 млн. долл. США (6.5 %), прочие валюты (китайские юани, тайские баты и т. д.)- менее 1%;

В 2007 году вывоз американской валюты составил 41.07 млн. долл. США (93.08 %), российских рублей - 1.86 млн.долл.США (4.2 %), евро были вывезены были ввезены в размере 0.91 млн. долл. США (2.07 млн.долл.США), менее 1% -кит. юаней, Как представлено на рисунке 8, 9.

Рисунок 8 - Вывоз иностранной валюты и валюты РФ с таможенной территории РФ физическими лицами в 2008 году

Рисунок 9 - Вывоз иностранной валюты и валюты РФ с таможенной территории РФ физическими лицами в 2007 году

Основная масса долларов США в 2008 году была вывезена в Китай (91.8 % или 33.41 млн. долл. США).

Вывоз валюты РФ осуществлялся в такие страны как Китай -39.35 % (1.02 млн. долл. США) и Азербайджан -39.39 % (1.021 млн. долл. США), Узбекистан - 9.9 % (0.26 млн. долл. США) в Турцию- 5.4 % (0.139 млн. долл. США). Вывезено, в меньшей степени -0.55 млн. в Монголию, Тайланд, Турцию, Узбекистан, Индию.

Вывоз евро распределился между Китаем - 71.64 % (1.97 млн. долл. США), Тайландом - 19.93 % (0.55 млн. долл. США), Азербайджаном, Индией, Монголией, Турцией 8.43 % (0.24 млн. долл. США).

В соответствии с задачами и функциями, возложенными на должностных лиц таможенных органов Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными актами, на таможенном посту Аэропорт-Иркутск ведется работа по соблюдению физическими лицами валютного законодательства при перемещении ими иностранной валюты и валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг через таможенную границу Российской Федерации.

За 2008 год должностными лицами таможенного поста Аэропорт Иркутск при осуществлении таможенного оформления наличной валюты, перемещаемой через таможенную границу физическими лицами выявлены нарушения валютного законодательства, связанные с незаконным перемещением наличной валюты свыше установленных Федеральным Законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ норм, квалифицируемые по ч.1ст.15.25 КоАП России и возбуждено 3 дела об АП.

3. Проблемы осуществления и перспективы развития системы валютного контроля

3.1 Проблемы осуществления валютного контроля

Деятельность подразделений валютного контроля таможенных органов направлена на обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ резидентами при осуществлении внешнеторговой деятельности, а также на обеспечение контроля за перемещением физическими лицами валютных ценностей, валюты РФ, дорожных чеков и внутренних ценных бумаг.

Принятие 18.06.2004 г. Федерального закона Российской Федерации от 10.12.2003 г. № 173Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) было направлено на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также обеспечение устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики. В этой связи, в настоящее время наметилась тенденция либерализации валютного законодательства, что постепенно уменьшает неоправданное вмешательство государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов.

В соответствии со статьей 14 Закона расчеты при осуществлении валютных операций (расчеты резидентов с нерезидентами с использованием валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа) производятся резидентами через банковские счета в уполномоченных банках. Внешнеторговые сделки физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, также должны совершаться в письменной форме и предусматривать проведение расчетов, как представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Проблемы осуществления валютного контроля

В соответствии с п. 3.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 15.06.2004 г. № 117И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» требование об оформлении паспорта сделки не распространяется на контракты между нерезидентом и резидентом в случае если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5 тыс. долларов. В этой связи усматривается тенденция уклонения от валютного контроля путём представления контрактов на сумму до пяти тысяч долларов. Участники ВЭД целенаправленно дробят поставку большой партии товара путём заключения нескольких импортных контрактов с одним и тем же нерезидентом, на один и тот же товар на сумму менее 5 тыс. долларов. Такая «порочная» практика сложилась при импорте автомобилей японского и корейского производства.

Фактурная стоимость ввезенных «иномарок» колеблется в интервале от 150 до 500 долларов. При этом, в контрактах условиями оплаты предусмотрены безналичные расчеты в течение 336 месяцев после поставки товара на российскую территорию. Данные условия позволяют сделать предположение, что расчёты произведены наличным путём.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ