Рефераты

Таможенно-банковский валютный контроль во внешнеторговом обороте

аможенные органы, руководствуясь статьями 363, 403 и 408 Таможенного кодекса Российской Федерации, направляют запросы в уполномоченные банки. Согласно полученным ответам на запросы уполномоченные банки сообщают, что участниками ВЭД никаких контрактов в банк не представлялось, соответственно, паспорт сделки не оформлялся, и расчеты по данным контрактам не производились, что также даёт основания предполагать, что оплата за поставленные товары по таким контрактам производилась наличными денежными средствами.

Вместе с тем данные предположения однозначно не доказывают фактов проведения расчётов наличными денежными средствами.

Для решения данной проблемы необходимо внести предложение об изменении законодательной базы. Возможно, в случае заключения участниками ВЭД внешнеторговых контрактов, не требующих оформления паспорта сделки, необходимо ввести обязательное условие предварительной оплаты за отгруженные товары.

Вместе с тем, таможенные органы сталкиваются с рядом других проблем при осуществлении валютного контроля. В первую очередь это связано с упразднением понятия «текущих» валютных операций (90 дней) и введением привлечения недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности за невозврат валютной выручки в сроки, предусмотренные внешнеэкономическими договорами (контрактами), которые участник ВЭД может в любой момент изменить. Причём, участник ВЭД предоставляет в уполномоченный банк дополнение к договору, как правило, после выявления таможенными органами факта нарушения в период рассмотрения дела территориальными управлениями Росфиннадзора. Таким образом, участник ВЭД, совершенно законно изменив сроки расчетов по контракту, может повлиять на состав и событие правонарушения.

Другая проблема - это отсутствие согласованного и утверждённого порядка взаимодействия между уполномоченными банками и таможенными органами при осуществлении валютного контроля, как в целом, так и за обоснованностью оплаты резидентами и нерезидентами импортируемых товаров.

Ранее до вступления в силу Закона порядок контроля за обоснованностью оплаты резидентами и нерезидентами импортируемых товаров регламентировался совместной инструкцией Центрального банка РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 4.10.2000 г. № 91И и № 0111/28644 (соответственно) «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров», согласно которой уполномоченный банк направлял информацию о произведенных платежах по импортным контрактам резидентов в ГТК России. В настоящее время ранее установленный порядок взаимодействия отменен.

В этой связи уполномоченные банки не предоставляют таможенным органам информацию об осуществляемых в соответствии с контрактами между резидентами и нерезидентами платежах в иностранной валюте и валюте РФ для сопоставления их со сведениями в грузовых таможенных декларациях об общей фактурной стоимости импортированных по данным контрактам товаров.

Определённые трудности в работе таможенных органов создаёт проблема отсутствия электронной базы всех паспортов сделок, оформленных уполномоченными банками, которая раньше доводилась до таможенных органов централизованно из ГТК России. В настоящее время должностные лица подразделений валютного контроля самостоятельно формируют электронные копии представленных к таможенному оформлению паспортов сделок в регионе деятельности данного таможенного органа и направляют её по телекоммуникационным каналам связи в региональное таможенное управление для передачи в ГНИВЦ ФТС России с целью формирования электронной базы данных паспортов сделок.

Другая проблема обеспечения соблюдения валютного законодательства связана с передачей в Росфиннадзор протоколов об административных правонарушениях без подписи лиц, привлекаемых к ответственности. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 допускается составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, или причины неявки признаны неуважительными. Штрафы по таким делам, как правило, остаются не взысканными.

В настоящее время в связи с различными подходами к трактовке валютного законодательства имеются случаи прекращения дел, передаваемых таможенными органами в Росфиннадзор. Вместе с тем, именно таможенные органы обладают сложившейся практикой работы с нарушителями валютного законодательства, располагают информационной базой и квалифицированным персоналом. Как показывает практика предыдущих лет, таможенные органы имеют возможность «вести» участника внешнеэкономической деятельности с момента заключения контракта до момента завершения исполнения всех обязательств по нему, в том числе и при производстве по делам об административных правонарушениях. Однако, Федеральная таможенная служба России лишена статуса органа валютного контроля, что отрицательно сказывается на работе таможенных органов при осуществлении контроля за соблюдением валютного законодательства.

В этой связи, для обеспечения эффективности работы в данном направлении необходимо вернуть Федеральной таможенной службе России статус органа валютного контроля.

Следует отметить, что введение в эксплуатацию с 24.04.2006 г. программы «Агент валютного контроля» повлекло за собой резкое увеличение объема работы подразделений валютного контроля за счет поступления из ФТС России поручений на проведение проверок по ГТД, оформленным в 2004- 2005 году, по которым истёк срок давности привлечения к ответственности, что снижает результативность проверочных мероприятий. В ходе проверок зачастую выясняется, что по основной массе учётных карточек валютная выручка уже поступила в полном объёме. Вместе с тем, несовершенство разработанной программы «Агент валютного контроля» замедляет процесс обработки информации, полученной в результате проведённых проверок.

3.2 Предложения по усовершенствованию валютного контроля

В целях единообразного проведения проверок подразделениями валютного контроля по фактам полноты зачисления в установленные сроки валютной выручки от экспорта товаров, в случае применения ст. 2.9 КоАП (вынесение устного замечания) необходимо на законодательном уровне определить критерии малозначительности.

Для упорядочивания осуществления контроля уполномоченными банками и таможенными органами, необходимо разработать порядок осуществления валютного контроля при таможенном оформлении экспортируемых или импортируемых товаров и порядок предоставления резидентом подтверждающих документов и информации в банк. Ранее такой порядок тоже был предусмотрен
Инструкцией ЦБ РФ от 13.10.1999 г. № 86И, а также от 04.10.2000 г. № 91И. В настоящее время вызывает большое затруднение предоставление участниками ВЭД документов, подтверждающих вывоз/ввоз товаров и получение подтверждения с пограничных таможен.

В целях обеспечения регулярности получения информации из Росфиннадзора о суммах взысканных штрафах, а также определения объема информации предоставляемой таможенными органами, необходимо подписать дополнительное соглашение об информационном обмене на Федеральном уровне.

В целях упорядочения осуществления валютного контроля при проведении проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства в части зачисления валютной выручки в счет произведенного экспорта и по выполнению обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезиденту за неввезенный на таможенную территорию РФ товар, необходимо установить определенные сроки поступления валютной выручки, либо ввоза товаров, или на законодательном уровне установить определенные условия, которые должен содержать раздел «Расчеты» или «Поставка товара» внешнеэкономического договора.

Чтобы повысить результативность проводимых проверок участников ВЭД и избежать их уклонение от ответственности, целесообразно ввести в Инструкцию Банка России от 15.06.2004 г. № 117И «О порядке предоставления…» в форму паспорта сделки графу «Срок поступления валютной выручки» и обязать участников ВЭД в определенные сроки предоставлять в уполномоченные банки дополнительные соглашения к внешнеэкономическому договору, изменяющие сроки поступления валютной выручки.

В целях сокращения сроков проведения целевых проверок необходимо разработать и утвердить порядок взаимодействия отделов валютного контроля на внутренних и пограничных таможнях, получение информации о дате фактического вывоза товаров с таможенной территории РФ, например, посредством электронной почты или иным способом.

С учетом положений КоАП и в целях единообразного проведения проверочной деятельности подразделениями валютного контроля, по фактам полноты зачисления в установленные сроки валютной выручки от экспорта товара необходимо разработать конкретную технологию, определяющую последовательность действий при проведении проверок, по результатам которой оформляется акт, далее в случае выявления нарушения, возбуждается дело об АП и оформляется определение или протокол (учитывая сроки, установленные для возбуждения дела, немедленно или 2 суток-ст.28.5 КоАП) и технологию передачи в Росфиннадзор информации (учитывая сроки для передачи, определенные ст. 28.8 - в течение суток). Подобный документ уже существовал ранее: это совместное письмо Банка Росси и ГТК России от 01.10.1998 г. № 266Т и № 0123/20506 соответственно, положения которого на данный момент не применяется.

Во избежание ситуаций неоднозначного прочтения нормативных документов по валютному контролю, необходимо четко определить перечень лиц, на которых распространяется действие Инструкции Банка России от 15.06.2004 г. № 117И «О порядке предоставления…» В соответствии с п.3.2 Инструкции ее действие не распространяется на сделки физических лиц-резидентов, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в тоже время п. 3.7 содержит условие подписания ПС физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем.

3.3 Перспективы развития системы валютного контроля

Среди путей усиления действенности таможенного валютного контроля за экспортно-импортными и бартерными операциями важное место занимает законодательное повышение статуса Федеральной таможенной службы России.

С принятием нового Федерального закона РФ от 10.12.2003 г. № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также с вступлением в силу нового Таможенного кодекса РФ с 1 января 2004 года таможенные органы при преобразовании ГТК России в Федеральную таможенную службу России были лишены полномочий органа и агентов валютного контроля. В результате этого до июля 2004 года, т.е. до принятия Федерального закона РФ от 29.06.2004 г. № 58Ф3, была приостановлена работа по проведению таможенными органами проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства. Сегодня можно констатировать, что устоявшуюся систему таможенно-банковского валютного контроля удалось разрушить практически за один день. С вступлением в силу Федерального закона № 173Ф3 с 18 июня 2004 года действовавшая ранее, на протяжении десятилетия, система прекратила свое существование.

Таможенные органы стали выполнять функции агентов валютного контроля лишь после принятия Федерального закона от 29.06.2004 г. № 58ФЗ, закрепившим законодательно данные функции. В соответствии с требованиями этого закона в постановлении Правительства РФ от 21.08.2004 г. № 429 «О Федеральной таможенной службе» было записано, что ФТС России наделена статусом только агента валютного контроля. Внесенные к настоящему времени поправки в Федеральный закон № 173Ф3 о придании ФТС России статуса агента валютного контроля не исправили полностью ситуацию. В новом постановлении Правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» за ФТС России также закреплены функции только агента валютного контроля.

Автор считает, что произошедшее в 2004 году законодательное потрясение статуса таможенных органов в сфере валютного контроля с уровня органа валютного контроля до агента валютного контроля не способствует повышению качества и результативности его проведения по ряду позиций.

Во-первых, Федеральная таможенная служба России является правопреемником ГТК России. Сохранение за ФТС России статуса органа валютного контроля давало бы ей право издавать акты валютного контроля, отнесенные к её компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля. Например, как ранее издавались совместные Инструкции ЦБ России и ГТК России № 86И, № 91И по контролю за экспортно-импортными операциями и другие документы. Теперь ФТС России не имеет права издавать акты органов валютного контроля.

Во-вторых, подчинение ФТС России в период с 2004 года до мая 2006 года Министерству экономического развития и торговли РФ ни в коей мере не должно было умалять роль ФТС России в сфере контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, как специальной структуры по осуществлению контроля и надзора в области таможенного дела, по борьбе с контрабандой и т.д. Это не должно было служить основанием для понижения статуса ФТС России с категории органа валютного контроля до уровня агента валютного контроля. Ведь в аналогичной ситуации входящему в состав Министерства финансов РФ Росфиннадзору Правительством РФ наряду с функциями по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере предоставлены и функции органа валютного контроля.

В-третьих, ФТС России, как и все остальные таможенные органы, не может эффективно выполнять возложенные на нее функции по валютному контролю, не взаимодействуя тесно в первую очередь с банковскими структурами, в том числе с ЦБ России. Это нужно как для принятия нормативных документов по организации взаимодействия между ними в данной области, а для этого статус агента валютного контроля не дает ей права, так и для оперативного взаимодействия таможенных органов и уполномоченных банков по осуществлению валютного контроля за действиями участников ВЭД при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ и своевременному и полному возвращению финансовых средств в страну.

В период, когда роли ФТС России как субъекта валютного контроля не была еще закреплена ни в новом Федеральном законе № 173Ф3, ни в Таможенном кодексе РФ, Банк России, как орган валютного регулирования и орган валютного контроля, своими нормативными документами, такими как Положение Банка России от 01.06.2004г. №258П и Инструкция ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117И, фактически сформировал в Российской Федерации обособленную систему банковского валютного контроля. Данными актами Банк России установил порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, без учета взаимодействия уполномоченных банков и таможенных органов. Эти нормативные акты Банка России практически разрушили ранее достигнутые совместными Инструкциями ЦБ России и ГТК России № 86И и № 91И результаты организации взаимодействия между банковскими структурами и таможенными органами по осуществлению таможенно-банковского валютного контроля.

В виду того, что пять лет действия новых Федеральных законов РФ в валютной и внешнеторговой областях, Таможенного кодекса РФ показали необходимость вносить в них изменения о повышении статуса Федеральной таможенной службы России с уровня агента валютного контроля до органа валютного контроля. Это позволит поднять роль ФТС России по контролю за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, качество взаимодействия таможенных органов и банковских структур и, соответственно, результативность таможенно-банковского валютного контроля. Предоставление ФТС России статуса органа валютного контроля даст ей право издавать нормативные акты валютного контроля, отнесенные к ее компетенции, в том числе и совместные с другими органами валютного контроля, подобно ранее издававшимся совместным документам ЦБ России и ГТК России по контролю за экспортно-импортными операциями.

Представляется целесообразным внести эти изменения не только в Федеральный закон № 173Ф3, но и в Таможенный кодекс РФ, чтобы закрепить за ФТС России статус органа валютного контроля, как это было в Таможенном кодексе РФ 1993 года, где валютному контролю, осуществляемому таможенными органами, был посвящен раздел VI, где в статье 198 было зафиксировано, что ГТК России является органом валютного контроля в Российской Федерации, а иные таможенные органы РФ являются агентами валютного контроля, подотчётными ему. В статье 199 определена и компетенция таможенных органов РФ, согласно которой они осуществляли валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу РФ валюты РФ, внутренних ценных бумаг, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств.

Это исключит необходимость постоянного внесения изменений в Таможенный кодекс РФ, как это делается в последнее время.

Наряду с проблемой повышения статуса ФТС России до уровня органа валютного контроля в настоящее время заслуживает внимания и вопрос создания рационального для современных условий механизма взаимодействия таможенных органов и банковских структур по осуществлению валютного контроля за внешнеторговыми операциями. Почти трехлетняя работа банковских структур и таможенных органов в автономных режимах с очевидностью показала, что разрушение ранее действовавшей системы таможенно-банковского валютного контроля привело к негативным последствиям. В настоящее время уполномоченные банки как агенты валютного контроля, организуют свою деятельность при осуществлении контроля валютных операций в соответствии с Инструкцией ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117И.

Валютный контроль в нашей стране в основном автоматизирован, но каждое ведомство, осуществляющее его, использует не связанные друг с другом информационные системы. Вместо четкого обмена информацией по телекоммуникационной сети взаимодействие таможенных органов и уполномоченных банков реализуется сегодня чаще всего посредством письменных запросов, что не позволяет им осуществлять оперативно валютный контроль и решать возложенные на них задачи в полном объеме. На смену систематическому обмену электронной информацией между данными субъектами валютного контроля теперь пришли запросы по отдельным, сомнительным валютным операциям. Отсутствие определенной системы взаимодействия и обмена информацией между уполномоченными банками и таможенными органами является существенным упущением реализуемой сегодня политики валютного регулирования и требует скорейшей правовой доработки.

В этих условиях представляется целесообразным внести дополнение в ранее названный пункт 6 статьи 22 Федерального закона № 173ФЗ, поручив разработку установленного порядка передачи уполномоченными банками информации, необходимой таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля, не только ЦБ России, а совместно Правительству РФ и ЦБ России. Тогда этот вопрос можно будет сдвинуть с «мертвой точки», так как Правительство РФ, по мнению автора, больше, чем ЦБ России, заинтересовано в установлении тесного взаимодействия данных структур для наведения порядка в валютной сфере, тем более что ФТС России в настоящее время находится в непосредственном подчинении Правительству РФ.

Во многом большие объемы незаконного оттока капитала из страны в последние три-четыре года можно объяснить разрозненными действиями субъектов валютного контроля, созданных новым валютным законодательством, за осуществляемыми участниками ВЭД валютными операциями. Действительно, в принятом Федеральном законе от 10.12.2003 г. № 173ФЗ первоначально в качестве агентов валютного контроля были определены только уполномоченные банки. Потом в течение 2004 - 2005 годов в этот закон в качестве агентов валютного контроля были дополнительно включены сначала таможенные, а затем и налоговые органы, т.е. законодатель вспомнил о государственных структурах, контролирующих валютные операции, после коммерческих структур - уполномоченных банков.

Как агенты валютного контроля, уполномоченные коммерческие банки и таможенные органы обязаны тесно взаимодействовать не только между собой, но и с органами и агентами валютного контроля, представляющими другие ведомства.

В виду всех этих изменений следует полагать, что в условиях действия нового валютного законодательства целесообразно было бы создать и новую систему таможенно-банковского валютного контроля, в полной мере используя уже имевшийся положительный опыт таможенно-банковского валютного контроля прошлых лет с учетом современных условий и вновь вернуться к более тесному взаимодействию таможенных органов и банковских структур по осуществлению валютного контроля внешнеторговых операций, внеся необходимые изменения в Инструкцию ЦБ России от 15.06.2004 г. № 117И. Это позволит повысить качество ТБВК и уменьшит возможность допущения коммерческими уполномоченными банками нарушений, в результате осуществления так называемого «двойного контроля» за валютными операциями.

За основу новой системы взаимодействия таможенных и банковских структур можно взять схему таможенно-банковского контроля. Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время в Федеральном законе № 173Ф3 определены в качестве агентов валютного контроля уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы, по мнению автора, представляется целесообразным включить в новую схему ТБВК и налоговые органы, назвав ее системой таможенно-банковско-налогового валютного контроля (ТБНВК). Таким образом, будет замкнута полная цепочка валютного контроля. Уполномоченные банки могут проконтролировать своевременность и полноту поступления в РФ средств по проведенным резидентами и нерезидентами валютным операциям. Таможенные органы осуществляют валютный контроль за действиями участников ВЭД при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, а также валюты РФ, внутренних ценных бумаг и валютных ценностей. Налоговые органы обеспечивают валютный контроль внешнеторговых сделок, предметы которых не содержат материально-вещественной формы, полноту поступления в РФ выручки от экспорта работ, услуг, интеллектуальной собственности; государственную регистрацию физических и юридических лиц и их учет; контроль за открытием резидентами счетов за границей и движением средств по ним. В приложении Б данную схему можно представить в следующем виде.

Введение новой системы таможенно-банковско-налогового валютного контроля позволит агентам валютного контроля осуществлять сравнение контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и поступивших за них сумм платежей, дат платежей и поставок, а также оценивать реальные объемы нерепатриации валютной выручки. Внедрение автоматизированной системы оперативного обмена и обработки информации по проводимым резидентами и нерезидентами валютным операциям позволит заменить ныне действующий механизм взаимодействия агентов валютного контроля посредством письменных запросов по отдельным сомнительным операциям на механизм сплошного автоматизированного контроля, повысить его эффективность и оперативность.

Исходя из этого, ни в коем случае нельзя ликвидировать существующую систему валютного контроля в России, ее необходимо реформировать с учетом задач настоящего времени и ближайшей перспективы. И здесь предлагаемая схема ТБНВК актуальна. С учетом требований Всемирной торговой организации по либерализации внешнеторгового и валютного законодательства, для вступления в нее России, данную схему условно можно назвать таможенно-банковско-налоговый валютный мониторинг (ТБНВМ), отказавшись в стране в законодательном порядке от уголовного преследования участников ВЭД за нарушение правил международной торговли и валютных операций и перейдя к эффективным мерам административного воздействия (предупреждения, штрафы, лишение лицензий и т.д.).

Развивая взаимодействие таможенных органов с уполномоченными банками в решении данной проблемы существенную помощь здесь могло бы оказать укрепление сотрудничества таможенных органов с другими контролирующими структурами по организации валютного контроля за осуществлением внешнеторговых операций.

Учитывая то, что в действующем законодательстве имеются пробелы и противоречия по организации контроля за осуществлением экспортно-импортных операций и внешнеторговых бартерных сделок, а также специфику их проведения и сложность организации контроля за ними выглядит необходимой постановка вопроса об активизации межведомственного взаимодействия в данной области и создании «единого информационного пространства». Речь идет об активном использовании таможенными органами информационных баз ФНС России, Росфиннадзора, Минэкономразвития РФ, МВД России, ЦБ России и других структур в выявлении и пресечении налоговых правонарушений, связанных с проведением внешнеторговых операций.

Автор считает, что с государственной точки зрения назрела необходимость создания в стране единой информационной базы данных, которая бы отражала совершение правонарушений и преступлений в сфере валютного и налогового законодательства, которой могли бы в пределах своей компетенции пользоваться в необходимых случаях правоохранительные и экономические ведомства. Для этого целесообразно создать в стране единый информационно-аналитический центр для ФСБ России, МВД России, Генеральной прокуратуры РФ, ЦБ России, ФНС России, ФТС России, Росфиннадзора, Росфинмониторинга и других заинтересованных ведомств. Дублирования в их работе можно избежать, так как в соответствующих законах и положениях определены преступления и правонарушения, отнесенные к компетенции каждой из данных структур.

Совершенствование информационного обмена с другими компетентными органами может быть обеспечено путем разработки совместных стандартов и методик, определяющих единый порядок и требования к выполнению процедур информационно-оперативного взаимодействия с ними. В связи с тем, что экономические преступления не знают границ, для успешной работы таможенным органам требуется налаживание самых прочных контактов с таможенными и правоохранительными структурами, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.

Добиться уменьшения количества нарушений валютного законодательства можно также путем активизации борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками».

Практика работы таможенных органов показывает, что часто внешнеторговые валютные операции совершаются с участием фиктивных предприятий. Простота и доступность регистрации юридических лиц, отсутствие должного учета и контроля за учредителями таких предприятий создают условия, при которых дешевле создать новое предприятие, чем платить налоги (НДС, акциз и таможенные пошлины). Чаще всего они создаются для осуществления крупных одноразовых валютных операций. Рост числа фирм, зарегистрированных на подставных лиц или с использованием подложных документов, утраченных паспортов российских граждан представляют определенную опасность для экономики России. Участвуя во внешнеэкономической деятельности, фиктивные фирмы нередко совершают валютные аферы, подрывая престиж нашей страны.

4. Организация рабочего места при работе за ПЭВМ инспекторами таможенной службы отдела валютного контроля Иркутской таможни

Тема дипломной работы - Таможенно-банковский валютный контроль в зоне деятельности Иркутской таможни. В данной главе будет рассмотрена организация рабочего места оператора за персональной электронно-вычислительной машиной (ПЭВМ). В качестве оператора будет представлен инспектор отдела валютного контроля Иркутской таможни.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июня 2003 года N 118 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и условиям труда.

При исполнении должностных обязанностей инспектор валютного отдела Иркутской таможни непосредственно работает с ПЭВМ и должен соблюдать следующие санитарно-эпидемиологические требования.

4.1 Требования к ПЭВМ

ПЭВМ должны соответствовать требованиям санитарных правил и каждый их тип подлежит санитарно-эпидемиологической экспертизе с оценкой в испытательных лабораториях, аккредитованных в установленном порядке.

ПВЭМ не должны превышать допустимые уровни:

а) звукового давления и уровней звука, создаваемых ПЭВМ значений;

б) электромагнитных полей (ЭМП);

в) допустимые визуальные параметры устройств отображения информации;

г) концентрации вредных веществ, выделяемых ПЭВМ в воздух помещений.

Конструкция должна предусматривать регулирование яркости и контрастности, документация на проектирование, изготовление и эксплуатацию ПЭВМ не должна противоречить требованиям санитарных правил.

4.2 Требования к помещениям для работы с ПЭВМ

Эксплуатация ПЭВМ в помещениях без естественного освещения допускается только при наличии расчетов, обосновывающих соответствие нормам естественного освещения и безопасность их деятельности для здоровья работающих.

Естественное и искусственное освещение должно соответствовать требованиям действующей нормативной документации, а окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток и должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и других приспособлений.

Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.

Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ должна составлять не менее 6 м, в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов - 4,5 м, а при использовании ПВЭМ с продолжительностью работы менее 4 часов в день допускается минимальная площадь 4,5 м на одно рабочее место пользователя.

Полимерные материалы используются для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Помещения, где размещаются рабочие места с ПЭВМ, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

4.3 Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

В производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является основной и связана с нервно-эмоциональным напряжением, должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата, а именно:

а) в помещениях, оборудованных ПЭВМ, должна проводиться ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ЭВМ;

б) уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе, должны соответствовать действующим санитарно-эпидемиологическим нормативам, а содержание вредных химических веществ в воздухе не должно превышать предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны;

в) содержание вредных химических веществ в производственных помещениях, в которых работа с использованием ПЭВМ является основной не должно превышать предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ.

4.4 Требования к освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

Рабочие столы следует размещать таким образом, чтобы:

а) видеодисплейные терминалы были ориентированы боковой стороной к световым проемам, чтобы естественный свет падал преимущественно слева;

б) искусственное освещение должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, где идет работа с документами применяют систему комбинированного освещения;

в) освещенность на поверхности стола в зоне размещения рабочего документа должна быть 300-500 лк, не создавать бликов на поверхности экрана и не должна быть более 300 лк.;

г) следует ограничивать прямую блесткость от источников освещения, но яркость светящихся поверхностей должна быть не более 200 кд/м.;

д) при отраженной блесткости на рабочих поверхностях яркость бликов на экране ПЭВМ не должна превышать 40 кд/м и яркость потолка не больше 200 кд/м;

е) показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения должен быть не более 20. Показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях не более 40;

ж) светильники местного освещения должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40°.

В качестве источников света при искусственном освещении следует применять:

а) люминесцентные лампы типа ЛБ;

б) компактные люминесцентные лампы (КЛЛ).

Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается.

При отсутствии светильников с ЭПРА лампы многоламповых светильников или рядом расположенные светильники общего освещения следует включать на разные фазы трехфазной сети, где:

а) коэффициент запаса (Кз) для осветительных установок общего освещения должен приниматься равным 1,4;

б) коэффициент пульсации не должен превышать 5%;

в) для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях для использования ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.

4.5 Требования к уровням электромагнитных полей на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ

Временные допустимые уровни ЭМП, создаваемых ПЭВМ на рабочих местах пользователей не должны превышать нормы, а методика проведения инструментального контроля уровней ЭМП на рабочих местах пользователей ПЭВМ должен проводиться по специальной методике.

4.6 Требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ

При размещении рабочих мест с ПЭВМ:

а) расстояние между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м.;

б) рабочие места с ПЭВМ в помещениях с источниками вредных производственных факторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованным воздухообменом;

в) рабочие места с ПЭВМ при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрации внимания, рекомендуется изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5-2,0 м;

г) экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов;

д) конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использование рабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиям эргономики. Поверхность рабочего стола должна иметь коэффициент отражения 0,5-0,7;

е) конструкция рабочего стула (кресла) должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ, позволять изменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевой области и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула (кресла) следует выбирать с учетом роста пользователя, характера и продолжительности работы с ПЭВМ;

ж) рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки, а также расстоянию спинки от переднего края сиденья, при этом регулировка каждого параметра должна быть независимой, легко осуществляемой и иметь надежную фиксацию;

з) поверхность сиденья, спинки и других элементов стула (кресла) должна быть полумягкой, с нескользящим, слабо электризующимся и воздухопроницаемым покрытием, обеспечивающим легкую очистку от загрязнений.

4.7 Требования безопасности в аварийных ситуациях

Во всех случаях обнаружения обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений электрооборудования, появления запаха гари немедленно отключить питание и сообщить руководителю или дежурному электрику;

при обнаружении человека, попавшего под напряжение, немедленно освободить его от действия тока путем отключения электропитания и до прибытия врача оказать потерпевшему первую медицинскую помощь:

при любых случаях сбоя в работе технического оборудования или программного обеспечения немедленно вызвать представителя инженерно-технической службы.

в случае появления рези в глазах, резком ухудшении видимости - невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появлении боли в пальцах и кистях рук, усилении сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем руководителю и обратиться к врачу;

при возгорании оборудования, отключить питание и принять меры к тушению очага пожара при помощи углекислотного или порошкового огнетушителя, вызвать пожарную команду и сообщить происшествии руководителю работ.

4.8 Оказание доврачебной помощи при несчастных случаях

Засорение глаз.

При засорении глаза его следует немедленно промыть водой или 2-процентным раствором борной кислоты. Для этой цели голову пострадавшего кладут па противоположную засоренному глазу сторону и направляют струю воды или раствора от наружного угла засоренного глаза к носу. Тереть глаз запрещается. Иногда двумя пальцами берут за ресницы верхнее веко, слетка оттягивают его вперед, накладывают на нижнее веко и прижимают верхнее веко к нижнему. Затем пострадавший приоткрывает глаз. В этом случае соринка снимается с внутренней поверхности верхнею века ресницами нижнего. Достигается это обычно после двух-трех попыток. Инородное тело удаляется стерильным влажным марлевым тампоном.

Если удалить соринку из глаза не удается или возникает покраснение, неприятное ощущение в глазу, необходимо прикрыть глаз стерильной повязкой и немедленно направить пострадавшего в лечебное учреждение.

Поражение электрическим током.

При поражении электрическим током прежде всего следует освободить пострадавшего от воздействия тока. В том случае, если пострадавший находится в бессознательном состоянии, но у него устойчивые дыхание и пульс, его следует уложить, расстегнуть одежду, создать приток свежего воздуха, дать нюхать нашатырный спирт, обрызгать водой. Как только пострадавший очнется от обморока, следует до прибытия врача обеспечить ему полный покой и непрерывно наблюдать за дыханием и пульсом. Если пострадавший в бессознательном состоянии, а дыхание его очень редкое и судорожное или он совсем не дышит и у него нельзя прощупать пульс, необходимо немедленно приступить к искусственному дыханию и массажу сердца, предварительно сняв с пострадавшего стесняющую одежду.

Во всех случаях поражения электрическим током необходимо вызвать врача или доставить пострадавшего после оказания доврачебной помощи в лечебное учреждение.

Методы реанимации.

Наиболее широко при реанимации применяю: искусственное дыхание и наружный массаж сердца.

Искусственное дыхание можно осуществлять несколькими способами. Наиболее эффективными являются способы "рот в рот" и "рот в нос". При применении этих способов количество воздуха, поступающего в легкие пострадавшего за один вдох, в 4 раза больше, чем при других способах искусственного дыхания. Эти способы обеспечиваю: также возможность контроля за поступлением воздуха в легкие пострадавшего: отчетливо видно

расширение грудной клетки после каждою вдувания воздуха и последующее спадание ее в результате пассивного выдоха. Искусственное дыхание рекомендуется лишь в том случае, если пострадавший не дышит или дыхание его редкое, судорожное или постепенно ухудшается.

Приступая к искусственному дыханию способом "рот в рот", пострадавшего необходимо освободить от стесняющей дыхание одежды (развязать галстук, расстегнуть ворот), уложить спиной на ровную поверхность, встать на колени рядом с ним и запрокинуть ему голову. Одной рукой удерживают его голову, а другой захватывают нижнюю челюсть за подбородок и приоткрывают рот. Удаляют изо рта пострадавшего посторонние предметы и слизь. Затем надо глубоко вдохнуть и, наклонившись над ним, охватить его рот своими губами. Желательно нос во избежание утечки воздуха зажать. Воздух в рот пострадавшего следует вдувать равномерно и энергично (вдох). Выдох осуществляется сам собой. Вдувания делают 14-20 раз в 1 минуту. Продолжительность вдоха должна быть в 2 раза меньше продолжительности выдоха. Так как вдувание непосредственно через рот создает гигиенические неудобства, можно вдувать воздух через марлевую салфетку, платок, неплотную материю или специальные воздуховоды.

Если невозможно охватить губами рот пострадавшего или у него сжаты челюсти так, что невозможно открыть рот, вдувать воздух надо через нос. а рот закрыть рукой, чтобы через него не было утечки воздуха. Этой же рукой одновременно смещают челюсть кверху для предупреждения западания языка.

Когда дыхание пострадавшего восстановится, искусственное дыхание следует продолжать так, чтобы вдувание воздуха совпало с собственным вдохом пострадавшего. Необходимо продолжать выполнять эти действия до полною приведения пострадавшею в сознание или до появления бесспорных признаков истинной (биологической) смерти (трупные пятна, окоченение).

Если у пострадавшего отсутствует пульс, необходимо одновременно с искусственным дыханием проводить наружный массаж сердца. Для этого следует уложить пострадавшего на жесткую поверхность, обнажить у него грудную клетку, снять пояс и другие стесняющие дыхание предметы одежды. Затем встать с правой или левой стороны и занять такое положение, при котором возможен значительный наклон над пострадавшим. Затем надо разогнуть до отказа свою руку, положить верхний край ладони на нижнюю треть грудной клетки, т.е. на два пальца выше мечевидного отростка. Вторую руку положить ладонью вниз на первую. Слегка помогая себе наклоном корпуса, надо быстрым толчком надавить на нижнюю часть грудной клетки с такой силой, чтобы прогнуть ее по направлению к позвоночнику на 4-5 см. Ни в коем случае нельзя надавливать на верхнюю часть грудной клетки и окончание нижних ребер, так как это может вызван, перелом, а также ниже края грудной клетки, - так можно повредить внутренние органы. Надавливание повторять примерно через секунду. Надавив, руки следует оставить в достигнутом положении в течение примерно 1/3 сек., а затем их необходимо снять, освободив тем самым грудную клетку от давления.

Заключение

В настоящее время единственной в стране системой сплошного автоматизированного контроля является система валютного контроля в отношении экспорта, импорта товаров и бартерных сделок, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Ею охвачено до 80 % экспортных операций и большинство импортных и бартерных операций.

Учитывая значительные изменения в валютном законодательстве в последние четыре года: распространение валютного контроля на расчеты в валюте РФ, почти в три раза сокращены сроки проверок по предполагаемым фактам нарушения валютного законодательства, одновременно являющимися нарушениями таможенных правил, следует сделать вывод об улучшении эффективности системы валютного контроля.

Главной особенностью валютного контроля является плохое взаимодействие таможенных органов с уполномоченными банками. Несмотря на то, что первые играют важную роль в системе валютного контроля, без уполномоченных банков данный контроль не смог бы существовать.

Учитывая то, что в настоящее время в Федеральном законе № 173ФЗ определены в качестве агентов валютного контроля уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы, представляется целесообразным в новую схему ТБВК включить и налоговые органы, назвав ее системой

таможенно-банковско-налогового валютного контроля (ТБНВК). Таким образом, будет замкнута полная цепочка валютного контроля, которая даст возможность агентам валютного контроля отслеживать государственную регистрацию физических и юридических лиц и их учет, осуществлять сравнение контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и, поступивших за них сумм платежей, дат платежей и поставок, а также оценивать реальные объемы нерепатриации валютной выручки.

Внедрение автоматизированной системы оперативного обмена и обработки информации по проводимым резидентами и нерезидентами валютным операциям позволит заменить ныне действующий механизм взаимодействия агентов валютного контроля посредством письменных запросов по отдельным сомнительным операциям на механизм сплошного автоматизированного контроля, повысить его эффективность и оперативность.

Среди других путей повышения эффективности валютного контроля за внешнеторговыми операциями следует выделить активизацию борьбы с так называемыми «фирмами-однодневками» путем ужесточения разрешительной процедуры деятельности фирм, получения лицензии и усиления государственного контроля за ними. Положительную роль здесь может сыграть использование таможенными органами информационных баз ЦБ России, ФНС России, Росфинмониторинга, Росфиннадзора, МВД России, Минэкономразвития РФ и других структур в выявлении и пресечении правонарушений, связанных с проведением внешнеторговых операций. Заслуживает внимания также создание в стране единого информационно-аналитического центра по данному вопросу.

В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены механизм валютного контроля, этапы его развития. Также в первой главе представлена ответственность за нарушение валютного законодательства.

Во второй главе работы приведен анализ результатов деятельности Иркутской таможни в области осуществления валютного контроля за период 2007-2008 г.

В третьей главе представлены проблемы осуществления валютного контроля и пути совершенствования системы валютного контроля.

В целом поставленные во введении цели достигнуты, поставленные задачи выполнены.

Список использованных источников

1.
Абрамова, И.В. Таможенно-банковский контроль может быть эффективнее // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2000.

2. № 4. С. 77 - 83.Таможенный кодекс Российской Федерации

3. Антонов В.А. Мировая валютная система и международные расчеты: учебник / В.А. Антонов. - М.: ТЕИС, 2000. 450 с.

4. Валютное регулирование и валютный контроль: учеб. пособие / В.М. Крашенинников [и др.]. - М.: РИО РТА, 2001. - 353 с.

5. Гражданский кодекс: Закон Российской Федерации № 51-ФЗ

6. от 30.11.1994 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. ? № 32. - Ст. 3301

7. Иванов, В.В. Валютный контроль // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2006. № 2. - С. 50 - 64

8. Инструкция ЦБ РФ № 117-И от 15 июня 2004 г. «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»

9. Кодекс об административных правонарушениях: Закон Российской Федерации № 195ФЗ от 30.12.2001 // Российская газета. - 2001. № 256

10. Комментарий к федеральному закону «О валютном регулировании и валютном контроле» / Под ред. М.Ю. Тихомиров. - М.: Изд. г - на Тихомирова М.Ю., 2004. - 124 с.

11. Конституция Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 12.12.1993 // Рос. Газ. ? 1993. ? 25 дек.

12. Крашенинников В.М. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: учебник / В.М. Крашенинников. - М.: ЗАО «Издательство Экономика», 2003. - 339 с.

13. Крашенинников В.М. Валютное регулирование и валютный контроль: учебник / В.М. Крашенинников. - М.: Экономист, 2005. - 400 с.

14. Наумов В.В. Валютный контроль внешнеэкономической деятельности: учебник / В.В Наумов. - СПб: ТИРЕКС, 2000. - 112 с.

15. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федер. закон № 164-ФЗ от 08 декабря 2003 г.

16. Основы таможенного дела: учебник / под общ. ред. В. Г. Драганова; Рос. тамож. Акад. ГТК РФ. - М.: Экономика, 1998. 432 с.

17. Отчет о работе отдела валютного контроля Иркутской таможни за 2007 г.

18. Отчет о работе отдела валютного контроля Иркутской таможни за 2008 г.

19. Положение ЦБ № 258-П от 01.06.2004 г. «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций»

20. Постановление Правительства РФ № 429 от 21 августа 2004 г. «О федеральной таможенной службе»

21. Приказ ФТС № 1057 от 04 сентября 2007 г. «Об утверждении инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации»

22. Приказ ФТС № 1647 от 28 декабря 2007 г. «Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства при осуществлении внешнеэкономической деятельности»

23. Рик, Т.А. Валютный контроль и административная реформа // Финансы. - 2005. № 4. С. 56

24. Соколова, И.В. Валютный контроль: что может ФТС России // Таможенный альманах. - 2006. № 5. - С. 12 - 16

25. Тихомиров, В.И. Валютный контроль: что может ФТС // Таможня. - 2004. № 19. - С. 6 - 7

26. Уголовный кодекс: Закон Российской Федерации № 63ФЗ

27. от 13.06.1996 (ред. от 05.06.2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. - Ст. 2954

28. Указ Президента РФ № 1209 от 18 сентября 1996 г. «О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок»

29. Федер. закон № 118ФЗ от 20 сентября 2004 г. «О внесении изменений в кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и таможенный кодекс Российской Федерации»

30. Федеральный закон № 173ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле»

31. Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: учеб. пособие / И.В. Хаменушко. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2001. - 480 с.

32. Яковлев, А.Л. Валютное регулирование и валютный контроль // Таможенный альманах. - 2001. № 6. - С. 45

Приложение

Подчиненность

Координация

Взаимодействие

Рисунок А.1 - Субъекты валютного контроля

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ