Таможенное оформление
p align="left">В качестве возможных участников следует рассматривать таможенных брокеров, представляющих интересы лиц, перемещающих товары; таможенных перевозчиков; владельцев складов временного хранения, обеспечивающих сохранность товаров до завершения процедуры таможенного оформления; специалистов, оказывающих содействие таможенным органам при осуществлении таможенного оформления; экспертов, дающих необходимые заключения в отношении перемещаемых товаров; переводчиков. Халипов С.В. Таможенное право. С. 92.3. Предварительное таможенное оформление Стадия предварительного таможенного оформления представляет собой комплекс действий (предварительных операций), которые призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления (ч. 1 ст. 138 ТК РФ). Цель производства предварительных операций частично обозначена в законе. Так ч. 2 ст. 138 ТК РФ устанавливает, что при предварительных операциях таможенные органы РФ производят предварительное таможенное оформление, направленное на недопущение ввоза в РФ товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также идентификацию товаров и транспортных средств для таможенных целей. Халипов С.В. Таможенное право. С. 93. К предварительным операциям относятся доставка товаров (транспортных средств) под таможенным контролем и временное хранение. 3.1 Доставка товаров и транспортных средств под таможенным контролем Назначением данной операции служит транспортировка под таможенным контролем ввозимых на таможенную территорию РФ товаров - с места ввоза до места производства основного таможенного оформления (декларирования). Там же. С. 94. Однако предварительными операциями в рамках процедуры таможенного оформления назначение доставки не исчерпывается. Помимо таможенного оформления доставка товаров под таможенным контролем применяется еще в нескольких случаях. 1. Для транспортировки товаров с места завершения таможенного декларирования до места вывоза за пределы таможенной территории РФ. 2. В случаях перемещения (транспортировки) товаров между несколькими таможенными складами (например, когда товар уже оформлен и находится в режиме таможенного склада). Основным документом, детально регламентирующим процедуру доставки товаров и транспортных средств под таможенным контролем, служит приказ ГТК России от 20 мая 1996 г. №304 «О доставке товаров под таможенным контролем» (далее - Правила доставки). Халипов С.В. Таможенное право. С. 95. Содержанием доставки под таможенным контролем как предварительной операции применительно к ввозимым в РФ товарам являются следующие действия. 1. Принятие таможенными органами необходимых товаросопроводительных и товаротрапспортных документов от перевозчиков в месте ввоза товара на таможенную территорию РФ. Таможенный орган, оформивший и контролирующий доставку, называется таможенным органом отправления, а таможенный орган, получивший уведомление о прибытии товара в место назначения и оформивший завершение доставки, - таможенным органом назначения. 2. Оформление дальнейшей транспортировки (доставки) товаров до места назначения (места доставки). Документом контроля за доставкой товаров является ДКД (документ контроля доставки). ДКД представляет собой бланк установленной формы, заполняемый в отношении каждой партии товаров и состоящий из четырех сброшюрованных самокопирующихся листов одинакового содержания. Первый лист остается в таможенном органе отправления, второй лист предназначен для таможни назначения, третий лист для перевозчика и четвертый лист направляется почтой в таможенный орган назначения. Второй и третий листы вручаются перевозчику для представления вместе с товаром и другими необходимыми документами в таможенный орган назначения. Сроки доставки определяются в каждом конкретном случае исходя из возможностей транспортного средства, установленного маршрута и других условий перевозки, но не свыше предельного срока, определяемого из расчета две тысячи километров за один месяц (ч. 3 ст. 140 ТК РФ). Местами назначения доставляемых товаров являются места расположения таможенных органов либо их структурных подразделений, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль (отделы таможенного оформления и контроля - ОТОТК). Товары и транспортные средства, прибывшие в места доставки, должны быть размещены на территории СВХ, расположенного в месте доставки либо в зоне таможенного контроля, созданной таможенным органом, т.е. территории, отличной от СВХ, но контролируемой таможенными органами. Кроме того, доставляемые товары в зависимости от предполагаемого таможенного режима могут размещаться на территории свободного склада, складского помещения магазина беспошлинной торговли. Халипов С.В. Таможенное право. С. 95. Сведения о местах доставки товаров (адрес и наименование таможенного органа либо его структурного подразделения, пункта пропуска на таможенной границе - при вывозе товара за пределы РФ), а также сведения о местах временного хранения (адрес СВХ) могут быть указаны в грузовых документах, следующих с товаром. В ряде случаев места доставки определяются таможенными органами отправления. Причем приоритетным в этой ситуации является решение таможенного органа. При установлении мест доставки товаров и транспортных средств таможенные органы руководствуются несколькими факторами. Это могут быть обстоятельства, когда в документах на товар конкретное место доставки вообще не упомянуто (за исключением адреса местонахождения получателя) либо когда для отдельных категорий товаров, перемещаемых из отдельных стран конкретным видом транспорта, ГТК России установлен перечень мест доставки. Например, приказ ГТК России от 17 июля 2001 г. №680 «О местах таможенного оформления товаров отдельных категорий, происходящих с территории Республики Молдова», и др. Данное ограничение мест доставки объясняется усилением таможенного контроля, посредством некоторой специализации таможенных органов, занятых оформлением (проверкой) отдельных товаров. Подобного рода товары иногда именуют товарами «группы риска». К таким товарам, в частности, относятся алкогольная продукция, табачные изделия, некоторые продукты питания (мясо и мясные продукты, овощи, фрукты). Помимо категорий перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товаров на ограничение мест их доставки под таможенным контролем могут влиять также вид транспортного средства и страна происхождения. Например, приказ ГТК России от 8 августа 2002 г. №859 «О местах доставки и таможенного оформления товаров, ввозимых железнодорожным транспортом в Москву и Московскую область» устанавливает конкретные места доставки в отношении товаров, происходящих из Китая и ввозимых в Российскую Федерацию (Москву и Московскую область) железнодорожным транспортом. Основанием для такого ограничения послужили многочисленные факты недостоверного декларирования товаров, обусловленные неправильным указанием на лицо, перемещаемое товар, т.е. под видом товаров, перемещаемых юридическими лицами по внешнеторговым контрактам, ввозились товары, принадлежащие физическим лицам. Халипов С.В. Таможенное право. С. 96. 3. Последующий контроль (надзор) за соблюдением процедуры доставки до фактического прибытия товара в место назначения. Таможенный орган отправления снимает с контроля доставляемые товары только после получения от таможенного органа назначения сведений о прибытии товаров. 4. Оформление прибытия товаров в место доставки (завершение доставки). После доставки товара в место назначения перевозчик уведомляет о прибытии и вручает таможенному органу назначения (таможенный орган, расположенный на СВХ, а в отсутствие таможенного органа на складе - таможенный орган, в регионе деятельности которого этот склад располагается) документы на товары. По требованию указанного таможенного органа товары и транспортные средства фактически предъявляются этому органу. Важно подчеркнуть, что в соответствии с подп. 21 Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем таможенный орган назначения не вправе отказать перевозчику в принятии уведомления о прибытии. Даже в случае, если представляемые документы не оформлены таможенным органом отправления в соответствии с установленным порядком либо не содержат необходимых для доставки сведений. Халипов С.В. Таможенное право. С. 97. Таможенный орган назначения после получения уведомления о доставке товаров и транспортных средств и вручения документов на них: - проверяет факт помещения на склад доставляемых товаров и транспортных средств или их учета на складе; - проверяет соблюдение перевозчиком установленного срока и маршрута доставки; - проводит идентификационный досмотр товаров и транспортных средств; - регистрирует ДКД в журнале регистрации. После завершения контроля и оформления доставки товаров и транспортных средств таможенный орган назначения выдает перевозчику свидетельство (по установленной форме) о подтверждении доставки товаров под таможенным контролем. В качестве субъектов доставки, т.е. лиц, осуществляющих транспортировку товаров от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения и отвечающих за соблюдение требований данной процедуры, могут выступать: - международный перевозчик; - таможенный перевозчик; - обычный перевозчик. Под международным перевозчиком, как правило, понимается организация, осуществляющая перевозку товаров между различными государствами. Там же. С. 98. Таким образом, международный перевозчик фактически перемещает товар через таможенную границу РФ. Кроме того, международный перевозчик осуществляет свою деятельность на основании соответствующих международных конвенций, что позволяет в значительной мере экономить время на прохождении отдельных таможенных процедур. Таможенный перевозчик - это российская транспортная организация, получившая лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела в качестве таможенного перевозчика. Халипов С.В. Таможенное право. С. 99. Статус таможенного перевозчика определяется как ТК РФ (гл. 25), так и приказом ГТК России от 18 января 1994 г. №20 «Об утверждении Положения о таможенном перевозчике». Особенность деятельности таможенного перевозчика (в отличие от международного перевозчика) заключается в том, что он не перемещает товары через таможенную границу РФ. В обязанности таможенного перевозчика входит доставка товаров, находящихся под таможенным контролем, без их фактического перемещения через таможенную границу РФ. К услугам таможенного перевозчика может обратиться любое лицо, перемещающее товар для целей доставки последнего до места производства основного таможенного оформления (декларирования). В зависимости от территориальной сферы деятельности таможенные перевозчики подразделяются на зональных (действующих в пределах зоны ответственности одной таможни), региональных (действующих в пределах ответственности регионального таможенного управления) и общероссийских (действующих в пределах всей территории РФ). Соответственно для получения лицензии следует обращаться либо в таможню, либо в региональное таможенное управление, либо в ГТК России. Лицензия выдается сроком на три года. К обычным перевозчикам относят лиц, которые желают осуществить, как правило, разовую операцию по доставке товаров, не прибегая к услугам таможенного перевозчика либо международного перевозчика. Это могут быть лица, перемещающие собственные товары через таможенную границу РФ, или иные транспортные организации (организации, имеющие лицензию на осуществление перевозочной (транспортно-экспедиторской) деятельности), не обладающие статусом таможенного перевозчика, равно как и организации, не осуществляющие перевозку товаров по процедуре МДП. Халипов С.В. Таможенное право. С. 100. 3.2 Временное хранение товаров и транспортных средств Процедура временного хранения представляет собой специальный режим помещения и нахождения товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ в специально выделенных и обустроенных помещениях (складах временного хранения) до завершения таможенного оформления в целом. Основными подзаконными актами, более детально регламентирующими режим временного хранения, служат приказ ГТК России от 10 ноября 2000 г. №1013 «Об утверждении Положения о складах временного хранения», приказ ГТК России от 23 марта 2001 г. №290 «Об утверждении Положения о временном хранении товаров и транспортных средств под таможенным контролем» далее Положение. Временное хранение может быть рассмотрено двояко. Во-первых, как собственно предварительная операция и, во-вторых, как одна из разновидностей предпринимательской деятельности в сфере таможенного дела. Временное хранение, будучи предварительной операцией, преследует несколько целей. Там же. С. 101. 1. Обеспечение сохранности товаров и транспортных средств (с момента их перемещения и до завершения таможенного оформления - помещения под избранный таможенный режим). 2. Предоставление возможности лицу, перемещающему через таможенную границу РФ товары и транспортные средства, определиться с выбором таможенного режима и подготовить все необходимые для декларирования (основного таможенного оформления) документы. Такая возможность просматривается в наличии определенного периода времени (срок хранения товаров на складе временного хранения) до подачи таможенной декларации с заявленным таможенным режимом. На складах временного хранения могут размещаться, как правило, три категории товаров (с учетом их статуса): Халипов С.В. Таможенное право. С. 102. а) товары, не прошедшие таможенного оформления (ввезенные в РФ либо заявленные к вывозу); б) товары, таможенное оформление которых завершено (такие товары должны в течение трех суток (максимум, десяти) покинуть территорию склада); в) товары, изъятые таможенными органами по делу о нарушении таможенных правил, а также арестованные, обращенные в федеральную собственность либо являющиеся предметом залога. Так, в соответствии с п. 3, 4, 5 и п. 52, 53, 54 Положения при ввозе товары и транспортные средства находятся на временном хранении с момента представления таможенному органу, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска через Государственную границу. При этом временное хранение начинается с момента подачи уведомления таможенному органу о пересечении таможенной границы РФ, если: - оформление доставки под таможенным контролем не может быть завершено в течение суток с момента подачи уведомления (в этом случае товары и транспортные средства размещаются в зоне таможенного контроля со сроком хранения до 15 суток); - товары помещаются на СВХ для производства основного таможенного оформления (декларирования). Таким образом, при декларировании товаров в ином таможенном органе, отличном от таможенного органа ввоза товара, а также при завершении оформления доставки в течение суток ввезенные в РФ товары и транспортные средства направляются в место доставки (таможню назначения). В этом случае временное хранение начинается с уведомления перевозчиком таможенного органа назначения о прибытии товаров и транспортных средств. Халипов С.В. Таможенное право. С. 103. 4. Основное таможенное оформление Стадия основного таможенного оформления предназначена для таможенного декларирования товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 168 ТК РФ декларированию также подлежат товары и транспортные средства, таможенный режим которых изменяется (в том числе при отсутствии факта перемещения через таможенную границу РФ). Халипов С.В. Таможенное право. С. 113. Согласно ст. 169 ТК РФ декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Таким образом, декларирование представляет собой заявление таможенному органу по установленной форме сведений, необходимых для помещения товаров под избранный таможенный режим. Вместе с тем сведения могут предоставляться (и, как правило, предоставляются) таможенным органам РФ гораздо раньше, задолго до начала производства таможенного декларирования. Например, подача уведомления в месте ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию РФ, представление товаросопроводительной и товаротранспортной документации в местах доставки товаров на СВХ. Для характеристики таможенного декларирования и выявления его особенностей необходимо обратить внимание на такие элементы, как: - форма декларирования, включая документы и сведения, необходимые для таможенных целей; - субъекты декларирования, т.е. лица, уполномоченные на подачу таможенной декларации (декларанты). 4.1 Форма декларирования В соответствии со ст. 169 ТК РФ декларирование производится в письменной, устной, электронной и иных формах. В настоящее время в РФ используется в основном письменная форма декларирования. Причем в зависимости от целей перемещения возможны несколько разновидностей письменных форм. В области внешнеэкономической деятельности (в случае перемещения товаров хозяйствующими субъектами) применяется установленная форма грузовой таможенной декларации (ГТД). Прототипом грузовой таможенной декларации служит единый административный документ (ЕАД), используемый для таможенного декларирования товаров в странах Европейского Союза. Введение ЕАД упростило таможенные формальности, уменьшило связанные с этим финансовые издержки и потери во времени, подготовило переход на полностью автоматизированный учет и обработку документов при ввозе и вывозе товаров. Таким образом, созданная по образцу ЕАД грузовая таможенная декларация представляет собой документ единой формы, содержащий в условно-закодированном виде все необходимые для таможенных целей сведения (в соответствии с заявленным таможенным режимом) о перемещаемых через таможенную границу РФ товарах и транспортных средствах. Халипов С.В. Таможенное право. С. 114. Бланк ГТД состоит из четырех сброшюрованных (самокопирующихся) листов формы ТД-1. Такое количество одинаковых по содержанию экземпляров объясняется их назначением. Так, в соответствии с Распоряжением ГТК России от 21 февраля 2000 г. №01-99/245 «О распределении листов грузовой таможенной декларации» первый лист ТД-1 остается в отделе таможенного оформления таможенного органа, в котором была принята и проверена декларация. Второй лист ТД-1 передается в отдел статистики того же таможенного органа. Третий лист после завершения таможенного декларирования возвращается декларанту. Четвертый лист, в зависимости от целей перемещения товаров: - прикладывается к товаросопроводительным документам при заявлении таможенного режима, предусматривающего вывоз товаров с таможенной территории РФ (экспорт, переработка вне таможенной территории, временный вывоз), и направляется вместе с товарами в таможенный орган, в регионе деятельности которого расположен пункт пропуска на Государственной границе РФ (место вывоза товара), либо пункт пропуска на внешней границе Таможенного союза России и Белоруссии; - передается в подразделение, осуществляющее контроль таможенной стоимости товаров (отдел валютного контроля и контроля таможенной стоимости), при заявлении таможенных режимов выпуска для свободного обращения и реимпорта; Халипов С.В. Таможенное право. С. 114. - передается в отдел таможенных режимов, для целей последующего контроля соблюдения условий использования избранного таможенного режима (таможенный склад, временный ввоз, переработка на таможенной территории и др.). Листы формы ТД-1 представляют основной лист ГТД, который применяется для декларирования одного товара. При этом под одним товаром понимается товар: - одного наименования, относящийся, в соответствии с основными правилами интерпретации ТН ВЭД России, к одному и тому же десятизначному коду; - происходящий из одной страны либо страна происхождения которого неизвестна. Там же. С. 115. В случаях, когда перемещаются через таможенную границу РФ различные товары, могут быть использованы добавочные листы ГТД формы ТД-2. Максимально возможное количество добавочных листов ТД-2 составляет 33, причем каждый из таких листов позволяет декларировать товары еще трех наименований. Учитывая то, что ТД-1 и ТД-2 составляют одну таможенную декларацию, следовательно, с помощью одной ГТД можно декларировать до 100 наименований товаров (один товар по ТД-1 и по 3 вида товаров в каждом из 33 листов ТД-2). Использование добавочных листов ТД-2 возможно при одновременном соблюдении следующих условий: - товары перемещаются в соответствии с одним договором; - одним лицом (получателем либо отправителем); - заявлен один таможенный режим перемещения. Основными документами, устанавливающими порядок заполнения ГТД, являются приказ ГТК России от 16 декабря 1998 г. №848 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации», приказ ГТК России от 1 июня 1999 г. №330 «Об утверждении Правил заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита», а также приказ ГТК России от 23 августа 2002 г. №900 «О классификаторах и перечнях нормативно-справочной информации, используемых для таможенных целей». Одновременно с подачей ГТД в таможенный орган представляются необходимые для таможенных целей документы (с прилагаемой описью) и электронная копия ГТД на магнитном носителе. Принятие ГТД оформляется путем присвоения последней регистрационного номера. С момента регистрации ГТД становится документом, имеющим юридическое значение. Халипов С.В. Таможенное право. С. 116. Иными словами, после регистрации ГТД декларант несет юридическую ответственность за достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации. Таможенному декларированию подлежат товары (ст. 183, 184,247, 391 ТК РФ): Свинухов В.Г. Таможенное дело. С. 54. - при перемещении через таможенную границу; - при изменении таможенного режима (например, таможенного режима временного ввоза на режим таможенного склада); - являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных режимов переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления; - являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенного режима уничтожения; - незаконно ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору участника ВЭД. Свинухов В.Г. Таможенное дело. С. 54. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства РФ. Согласно ст. 124 ТК РФ в таможенной декларации могут быть указаны следующие основные сведения (в том числе в кодированном виде). Там же. С. 55. - заявляемый таможенный режим; - сведения о декларанте, таможенном брокере (представителе), лице, перемещающем товары, об отправителе и о получателе товаров; - сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории РФ под таможенным контролем; Там же. С. 56. - сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по ТН ВЭД; - наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковый номер); количество в килограммах (вес брутто и нетто) или в других единицах измерения; таможенная стоимость; - сведения об исчислении таможенных платежей: ставки ввозных или вывозных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение тарифных преференций; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; установленный Центральным банком РФ на день подачи таможенной декларации курс валюты для целей учета и таможенных платежей; - сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; - сведения о соблюдении ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании ВЭД; - сведения о производителе товаров; - сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под заявляемый таможенный режим; - сведения о предоставляемых документах, необходимых для декларирования; - сведения о лице, составившем таможенную декларацию; - место и дата составления таможенной декларации. Таможенная декларация удостоверяется лицом, ее составившим, и подписывается работником этого лица. Удостоверение декларации производится путем проставления печати, если в соответствии с законодательством РФ лицо, составившее таможенную декларацию, должно иметь печать. Свинухов В.Г. Таможенное дело. С. 56. 4.2 Субъекты декларирования Декларантом может быть только российское лицо, за исключением случаев перемещения товаров через таможенную границу: - физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; - иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами; - иностранными организациями, имеющими представительства, зарегистрированные (аккредитованные) на территории РФ в установленном, порядке, при заявлении таможенных режимов временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; - иностранными перевозчиками при заявлении таможенного режима транзита; - иных случаев, когда иностранное лицо имеет право распоряжаться товарами на таможенной территории РФ не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой выступает российское лицо (ст. 126 ТК РФ). 4.3 Права декларанта Статья 127 ТК РФ определяет права и обязанности декларанта. Декларант вправе: - осматривать и измерять подлежащие декларированию им товары, в том числе до подачи таможенной декларации; - с разрешения таможенного органа брать пробы и образцы подлежащих декларированию им товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. Отдельная таможенная декларация на пробы и образцы товаров не подается при условии, что такие пробы и образцы указываются в таможенной декларации на товары; - присутствовать при проведении таможенного осмотра и досмотра декларируемых им товаров, при взятии должностными лицами таможенных органов проб и образцов товаров; - знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами проведенных исследований проб и образцов декларируемых им товаров; - предоставлять документы и сведения, необходимые для декларирования товаров, в форме электронных документов в соответствии с Кодексом; - пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными ТК РФ. 4.4 Обязанности декларанта Декларант обязан: - подать таможенную декларацию и предоставить в таможенный орган необходимые документы и сведения; - по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары; - уплатить таможенные платежи или обеспечить их уплату. Таможенная декларация на товары, ввозимые на таможенную территорию РФ, подается не позднее 15 дней со дня предъявления товаров таможенным органам в месте их прибытия на таможенную территорию РФ или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия, за исключением случаев, предусмотренных ст. 150, 286 и 293 ТК РФ (ст. 129). Свинухов В.Г. Таможенное дело. С. 57. Таможенная декларация может быть подана любому таможенному органу, который может находиться и вне места пересечения таможенной и Государственной границ Российской Федерации (внутренний таможенный орган) (ст. 125 ТК РФ). Единственным исключением из данного правила является предусмотренная ТК РФ возможность для Таможенной службы России устанавливать конкретные таможенные органы, в которых надлежит декларировать отдельные виды товаров: - при необходимости применения специализированного оборудования и (или) специальных знаний, например, в целях производства таможенного контроля культурных ценностей, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных и делящихся материалов; - перемещаемых отдельными видами транспорта (трубопроводный транспорт, линии электропередачи); Свинухов В.Г. Таможенное дело. С. 57. - относимых к «группе риска» (товары, часто являющиеся предметами таможенных правонарушений, в отношении которых установлены запреты и ограничения); - по перечню, устанавливаемому Правительством РФ (товары, содержащие объекты интеллектуальной собственности). Наряду с общим порядком таможенного декларирования участники ВЭД могут воспользоваться: - предварительным таможенным декларированием товаров (подача таможенной декларации на иностранные товары за 15 дней до их прибытия на таможенную территорию РФ или до завершения внутреннего таможенного транзита); - неполным таможенным декларированием (подача неполной таможенной декларации на иностранные (ввоз) или российские (вывоз) товары с последующим представлением таможенному органу недостающих сведений, но при условии указания в неполной декларации сведений, необходимых для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, идентификации товаров (по совокупности количественных и качественных характеристик), а также сведений, подтверждающих соблюдение установленных ограничений (лицензий); - периодическим таможенным декларированием (подача одной таможенной декларации на все товары (российские либо иностранные), перемещаемые через таможенную границу одним и тем же лицом в течение определенного периода времени). Там же. С. 58. После завершения проверки таможенной декларации и уплаты подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов до прибытия товаров на таможенную территорию России такая таможенная декларация может использоваться в качестве единого документа, необходимого для применения к товарам таможенных процедур. Если иностранные товары не предъявлены в таможенный орган, принявший таможенную декларацию в течение 15 дней со дня ее принятия, то таможенная декларация считается неподанной (ст. 130 ТК РФ). Подача таможенной декларации сопровождается представлением в таможенный орган и иных документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, к которым относятся: Рассолов М.М., Эрнашвили Н.Д. Таможенное право. С. 92. - договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а в случае совершения односторонних внешнеэкономических сделок - иные документы, выражающие содержание таких сделок; - имеющиеся в распоряжении декларанта коммерческие документы; - транспортные (перевозочные) документы); - разрешения, лицензии, сертификаты и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; - документы, подтверждающие страну происхождения товаров; - платежные и расчетные документы; - документы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах, обязанных совершить таможенные операции для выпуска товаров. Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. По запросу лица, подавшего таможенную декларацию, таможенный орган незамедлительно выдает письменное подтверждение (в том числе в форме электронного документа) о получении таможенной декларации. Поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, когда: 1) таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации; 2) таможенная декларация подается ненадлежащим лицом; 3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения; 4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме; 5) при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации; 6) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации: факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии таможенной декларации. Если декларант не располагает всей необходимой для заполнения таможенной декларации информацией по независящим от него причинам, то разрешается подача неполной таможенной декларации при условии, что в ней заявлены сведения, необходимые для выпуска товаров, исчисления и уплаты таможенных платежей, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также позволяющие идентифицировать товары по совокупности их количественных и качественных характеристик. Рассолов М.М., Эрнашвили Н.Д. Таможенное право. С. 93. 4.5 Подача неполной таможенной декларации При подаче неполной таможенной декларации декларант принимает обязательство в письменной форме представить необходимые сведения в срок, установленный таможенным органом, который для иностранных товаров не может превышать 45 дней со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом. Для российских товаров срок, в течение которого декларант обязан представить недостающие сведения, устанавливается исходя из времени, необходимого для транспортировки товаров в место убытия, навигационных, иных условий и не может превышать восемь месяцев со дня принятия неполной таможенной декларации таможенным органом. Если таможенный орган принимает неполную таможенную декларацию, то применяются те же требования и условия таможенного законодательства России, включая порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, которые применяются в случае, если изначально подается полная и надлежащим образом заполненная таможенная декларация (ст. 135 ТК РФ). В соответствии с п. 4, 88, 89, 90, 93 Положения при вывозе товары и транспортные средства находятся на временном хранении с момента принятия таможенным органом таможенной декларации либо иного документа, заменяющего таможенную декларацию. Причем лицо, перемещающее товар, либо перевозчик предварительно до подачи таможенной декларации может уведомить таможенный орган путем подачи отдельного бланка уведомления и иных документов (например, внешнеторгового договора), обосновывающих вывоз товаров за пределы РФ. Однако фактическое помещение на СВХ вывозимых товаров и транспортных средств осуществляется после подачи таможенной декларации. При этом вывозимые негабаритные, крупногабаритные, хранящиеся россыпью, навалом или наливом товары на СВХ не помещаются. Товары и транспортные средства, прибывшие в таможенный орган назначения (пункт пропуска через таможенную границу в месте вывоза), могут размещаться как в зоне таможенного контроля без помещения на СВХ, так и по решению таможенного органа с помещением на СВХ (за исключением товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта). Халипов С.В. Таможенное право. С. 103. Для перевозки (доставки) товаров под таможенным контролем временное хранение прерывается. Временное хранение товаров и транспортных средств завершается: - выпуском товаров (безусловный выпуск); - предоставлением лицу в соответствии с избранным таможенным режимом (условный выпуск). Необходимо отметить, что согласно п. 7 Положения временное хранение не применяется в отношении товаров, таможенный режим которых изменяется, за исключением случаев, установленных нормативными актами ГТК России. Это относится, например, к случаям изменения таможенного режима транзита на выпуск для свободного обращения. При помещении товаров и транспортных средств на СВХ таможенные органы, как правило, требуют документы, позволяющие идентифицировать данные товары и транспортные средства (ст. 151 ТК РФ). Следует отметить, что такой термин как «таможенная идентификация», используется в таможенном законодательстве довольно часто. Речь идет об одном из способов производства таможенного контроля, причем в зависимости от целей идентификации могут быть и различные ее уровни. Так при производстве идентификации в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых на СВХ, таможенные органы ограничиваются документами, в которых содержатся такие сведения, как: Халипов С.В. Таможенное право. С. 104.
Страницы: 1, 2, 3
|