Таможенный контроль
Таможенный контроль
Размещено на http://www.allbest.ru/
Реферат на тему: ВИДЫ КОНТРОЛЯ В ТАМОЖЕННОЙ СФЕРЕ Содержание 1. Виды контроля в таможенной сфере 1.1 Общие положения таможенного контроля 1.1.1 Понятия, виды, формы и методы таможенного контроля 1.1.2 Зоны таможенного контроля 1.1.3 Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля 1.2 Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых различными видами транспорта 1.2.1 Таможенный контроль на водном транспорте 1.2.2 Таможенный контроль за железнодорожными перевозками 1.2.3 Таможенный контроль за международными перевозками 1.2.4 Таможенный контроль за автомобильными перевозками 1.2.5 Таможенный контроль товаров, пересылаемых в международный почтовых отправлениях (МПО) 1.3 Особенности таможенного контроля некоторых категорий товаров 1.4 Валютный контроль. Органы, осуществляющие валютный контроль Список использованных источников 1. Виды контроля в таможенной сфере 1.1 Общие положения таможенного контроля 1.1.1 Понятия, виды, формы и методы таможенного контроля Отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенного контроля, регулируются разделом IV ТК РФ “Таможенный контроль”. Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ. Таможенный контроль является одной из основных функций таможенных органов. Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (ст.11 п.19 ТК РФ). Для проведения таможенного контроля должностные лица таможенных органов вправе на основании служебного удостоверения беспрепятственно входить на любую территорию и в любые помещения, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие контролю, документы, необходимые для таможенного контроля, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы. При ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию момент пересечения ими таможенной границы является началом таможенного контроля, а завершается таможенный контроль в момент выпуска для свободного обращения, уничтожения, отказа в пользу государства, обращения товаров в федеральную собственность, фактического вывоза товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации. Если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения российского таможенного законодательства или в случаях использования метода контролируемой поставки таможенный контроль товаров и транспортных средств может проводиться в любое время вне зависимости от выпуска товаров и транспортных средств. При вывозе товаров и транспортных средств таможенный контроль начинается в момент принятия таможенной декларации и заканчивается при вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Российской Федерации. В зависимости от предмета различают таможенный контроль товаров, таможенный контроль транспортных средств, таможенный контроль услуг. В зависимости от направления перемещения товаров и транспортных средств различают таможенный контроль ввозимых на таможенную территорию России, вывозимых с таможенной территории России и транзитных (перемещаемых через таможенную территорию России) товаров. Характер участия в осуществлении таможенного контроля таможенных органов сотрудничающих стран позволяет выделить такие его разновидности: - односторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят, как правило, таможенные органы только одной из стран; - двусторонний таможенный контроль, когда таможенный досмотр проводят раздельно таможенные органы каждой из стран; - совместный таможенный контроль, имеющий место в случае осуществления таможенного досмотра одновременно таможенными органами обоих государств. Таможенный контроль может быть однократным и повторным в зависимости от того, сколько раз товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу в течение определенного периода. Однократным таможенный контроль признается в случае, если таможенная граница пересекается в одном направлении и таможенный досмотр проводится один раз. Под повторный таможенный контроль подпадают товары и транспортные средства, которые в течение сравнительно короткого периода времени пересекают таможенную границу дважды. В зависимости от видов транспорта, перемещающего товары, различают: таможенный контроль на водном транспорте; над железнодорожными перевозками; над международными авиапере-возками; над автомобильными перевозками; таможенный контроль товаров, перемещаемых стационарными транспортными средствами (трубопровод, линии электропередач), а также международных почтовых отправлений, включая экспресс-доставку и дипломатическую почту. Таможенный контроль транспортных средств определяется их видом, например, таможенный контроль морских судов, таможенный контроль речных судов, таможенный контроль воздушных судов, таможенный контроль железнодорожного транспорта, таможенный контроль автотранспортных средств. Формами таможенного контроля являются: проверка документов и сведений; устный опрос; получение пояснений; таможенное наблюдение; таможенный осмотр товаров и транспортных средств; таможенный досмотр товаров и транспортных средств; личный досмотр; проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков; осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля; таможенная ревизия. Все формы таможенного контроля можно подразделить на документальные и фактические. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств, являясь одной из фактических форм проведения таможенного контроля, представляет собой административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида багажа физических лиц, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу. По результатам осмотра в случае необходимости может составляться акт по установленной форме или проставляется отметка на транспортном документе. Транспортные средства, помещения и другие места, где находятся или могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы, а также товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, идентифицируются таможенными органами. Конституция РФ, принята 12.12.93 г. Таможенный контроль, осуществляемый путем идентификации товаров и транспортных средств, заключается в наложении пломб, печатей, нанесении цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставлении штампов, взятии проб и образцов, описании товаров и транспортных средств, составлении чертежей, изготовлении масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использовании товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации. Таможенные органы осуществляют проверку маркировки товаров специальными марками или наличие на них идентификационных знаков, отсутствие которых рассматривается как подтверждение факта ввоза товаров без производства таможенного оформления и выпуска, если лицо, у которого такие товары были обнаружены, не докажет обратное. Таможенный досмотр - это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств в целях установления законности их перемещения через таможенную границу, предотвращения ввоза или вывоза запрещенных предметов, обнаружения скрытого перемещения товаров, а также определения в установленном порядке наименований и качества товаров, их цены и количества. Таможенный досмотр - осмотр товаров и транспортных средств, связанный со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Для обнаружения скрытого перемещения товаров производится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств, с целью обнаружения тайников, хранилищ, в которых могут быть сокрыты предметы. Для выполнения целей таможенного досмотра применяются технические средства таможенного контроля (ТСТК), а также такие способы, как прощупывание, прокалывание, разборка конструктивных деталей, узлов и агрегатов, нарушение целостности всего или части предмета и т.п. Личный досмотр может быть проведен при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию РФ и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ. Решение о проведении личного досмотра определенного физического лица, принятое начальником таможенного органа (лицом, его замещающим), оформляется письменно путем наложения резолюции на таможенной декларации, поданной физическим лицом, либо на рапорте должностного лица таможенного органа, либо оформляется отдельным актом. Личный досмотр должен проводиться в корректной форме, исключающей унижение личного достоинства и причинение неправомерного вреда здоровью и имуществу досматриваемого лица, в пределах, необходимых для обнаружения скрытых физическим лицом при себе товаров. Процесс проведения личного досмотра условно может быть разделен на три этапа. Первый (подготовительный) этап, осуществляется перед началом личного досмотра. Должностное лицо таможенного органа объявляет физическому лицу решение начальника таможенного органа (лица, его замещающего) о проведении личного досмотра; ознакомливает физическое лицо с его правами и обязанностями, которыми оно обладает при проведении такого досмотра и предлагает добровольно выдать скрываемые товары. Факт ознакомления физического лица с решением о проведении личного досмотра удостоверяется названным лицом путем соответствующей надписи на решении о проведении досмотра. Если физическое лицо отказывается от совершения вышеназванных действий, то на решении о проведении личного досмотра делается соответствующая запись и удостоверяется подписью должностного лица таможенного органа, который объявил решение о проведении личного досмотра. Второй этап - личный досмотр - проводится должностным лицом таможенного органа одного пола с досматриваемым лицом в присутствии двух понятых того же пола. Помещение для проведения личного досмотра должно быть изолированным и отвечать санитарно-гигиеническим требованиям. Доступ иных лиц в помещение где проводится личный досмотр должен быть исключен. Также должна быть исключена возможность наблюдения за процессом проведения личного досмотра со стороны. Тело досматриваемого обследуется исключительно медицинским работником. Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации о ненадлежащем использовании или утрате товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, либо условно выпущенных с целью проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки1. Объектами проверки являются СВХ, таможенные склады, помещения магазинов беспошлинной торговли и т.д. Результаты осмотра фиксируются письменно в виде акта, установленной формы. Таможенный кодекс РФ (1993 г.). Таможенная ревизия проводится с целью подтверждения факта выпуска товаров и достоверности сведений, заявленных в процессе таможенного оформления путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета и отчетности, счетами, результатами инвентаризации, аудиторскими заключениями, базами и банками данных автоматизированных информационных систем, иной документации (в том числе банковской, электронной) и т.д. Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах1. Общая таможенная ревизия проводится на основании письменного решения начальника таможенного органа. Специальная таможенная ревизия проводится также на основании письменного решения о проведении специальной таможенной ревизии, в случае, если по результатам общей ревизии или в ходе других видов таможенного контроля выявлены данные, свидетельствующие о нарушениях таможенного законодательства. Результаты таможенной ревизии оформляются актом установленной формы. При обнаружении в ходе проведения таможенной ревизии признаков преступления или административного правонарушения после составления акта дальнейшие действия совершаются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством или законодательством об административных правонарушениях. Проведение таможенного контроля может иметь особенности и в зависимости от вида товаров, страны происхождения, вида транспорта, которым товар доставляется, а также на основании международных соглашений. На основе приемов и способов проведения таможенного контроля можно выделить следующие его методы: - обычный таможенный контроль по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт; - таможенный контроль во время движения транспортного средства; - сплошной таможенный контроль, когда используются все его формы, предусмотренные таможенным законодательством; - выборочный таможенный контроль, заключающийся в применении выборочных форм таможенного контроля и характеризующийся наибольшей демократичностью. Кроме того, в необходимых случаях, установленных таможенным законодательством России, при проведении таможенного контроля могут применяться и другие его методы, в том числе экспертизы и исследования. В практической деятельности таможенных органов все виды, формы и методы таможенного контроля находятся в тесной взаимосвязи. В целях соблюдения национальных интересов Российской Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств. Запреты и ограничения могут вводиться также и в отношении отдельных стран. Таможенным законодательством Российской Федерации установлен перечень товаров, подлежащих в обязательном порядке Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации: - имеющих устойчивый характер; - связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах; - подрывающих конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей; - затрагивающих другие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы. Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. В целях соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций применяется валютный контроль. Отдельно выделяется таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами. С учетом характеристик товаров, влияющих на осуществление таможенного контроля, можно выделить его подвиды: таможенный контроль ручной клади, таможенный контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа. Также можно выделить особенности таможенного контроля некоторых категорий товаров, например, продукции морского промысла, акцизных товаров, энергоносителей и др. Проведение таможенного контроля может иметь особенности и в зависимости от вида товаров, страны происхождения, вида транспорта, которым товар доставляется, а также на основании международных соглашений. На основе приемов и способов проведения таможенного контроля можно выделить следующие его методы: - обычный таможенный контроль по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт; - таможенный контроль во время движения транспортного средства; - сплошной таможенный контроль, когда используются все его формы, предусмотренные таможенным законодательством; - выборочный таможенный контроль, заключающийся в применении выборочных форм таможенного контроля и характеризующийся наибольшей демократичностью. Результаты проведения таможенного контроля могут быть признаны в качестве доказательств по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях и подлежат оценке судом, арбитражным судом или должностным лицом при рассмотрении вышеназванных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и о судопроизводстве в арбитражных судах или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. Таможенный кодекс Российской Федерации (2003 г.) Выявление таможенными органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, по которым не уплачены таможенные платежи, влечет за собой их арест, изъятие или помещение на временное хранение. В случае производства таможенного оформления и уплаты таможенных платежей в течение 5 дней товары не изымаются, при условии, что они не подпадают под ограничения либо их ввоз или оборот запрещены в Российской Федерации и считаются как выпущенные для свободного обращения. В случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные, от уплаты таможенных платежей и от совершения таможенных операций, товары, подпадают под действие ст. 352 ТК РФ. Товары, ввоз которых ограничен или являются запрещенными к ввозу или обороту обращаются в федеральную собственность на основании решения суда, арбитражного суда по заявлению таможенных органов. В целях повышения эффективности проведения таможенного контроля и взимания таможенных платежей таможенные органы проводят сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Такой сбор информации осуществляется в процессе таможенного контроля и оформления. Информация включает следующие сведения: - об учредителях организации; - о государственной регистрации юридического лица либо в качестве индивидуального предпринимателя; - о составе имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности; - об открытых банковских счетах; - о деятельности в сфере ВЭД; - о местонахождении организации; - о постановке на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика и об ИНН; - о платежеспособности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; - в отношении физических лиц - о персональных данных граждан и о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу. В свою очередь лица имеют право на бесплатный доступ к информации о себе и на ее уточнение в целях обеспечения полноты и достоверности. таможенный контроль законодательство государство 1.1.2 Зоны таможенного контроля В сферу организации таможенного контроля входит также решение вопросов, касающихся создания и обеспечения зон таможенного контроля. В соответствии со ст.362 ТК РФ зоны таможенного контроля создаются для целей проведения таможенного контроля в формах таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением. Зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и в иных местах, определенных в соответствии с Таможенным кодексом. Зоны таможенного контроля по времени их функционирования подразделяются на постоянные и временные. Постоянные зоны таможенного контроля создаются в местах регулярного нахождения товаров, подлежащих таможенному контролю. Временные зоны таможенного контроля создаются в следующих случаях: - производства таможенного оформления товаров и транспортных средств вне мест нахождения таможенных органов и их структурных подразделений. Временная зона таможенного контроля создается на время совершения операций по производству таможенного оформления, если для их совершения требуется определить такую зону исходя из необходимости обеспечения беспрепятственного осуществления таможенными органами своих функций; - необходимости осуществления осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, обнаруженных таможенными органами вне постоянных зон таможенного контроля. Создание временной зоны таможенного контроля осуществляется на основании письменного решения начальника таможенного органа или лица его замещающего. Зоны таможенного контроля по принципу территориального расположения можно условно разделить на внутренние и пограничные. Внутренние зоны таможенного контроля создаются внутри таможенной территории: в местах совершения таможенных операций, перегрузки товаров, осмотра и досмотра, временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары, и других территориях на которые распространяется действие ряда экономических таможенных режимов и других местах, определенных ГТК России. Пограничные зоны таможенного контроля создаются вдоль Государственной границы РФ в местах пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, нахождения таможенных и свободных складов, на территории магазинов беспошлинной торговли, а также других местах таможенного оформления. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к ним устанавливаются ГТК России. Порядок создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы установлен Постановлением Правительства России от 14.10.2003 №624 «О порядке создания зон таможенного контроля вдоль таможенной границы». Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ, введенный в действие федеральным законом РФ от 30.12.2001 г. №196-ФЗ Согласно названному Постановлению, зоны таможенного контроля создаются вдоль таможенной границы независимо от совпадения или несовпадения ее с линией государственной границы РФ. ГТК России определяет участки таможенной границы, вдоль которых необходимо создать зоны таможенного контроля, и принимает решение о создании таких зон, которое оформляет нормативным правовым актом, согласованным с ФСБ России и органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории, которых создаются зоны. В зонах таможенного контроля, созданных в пунктах международных пассажирских перевозок, с целью более быстрого пропуска пассажиров через таможенную границу может проводиться двухканальный таможенный контроль (система “зеленого и красного коридора”). Принцип организации такого контроля предполагает знание пассажирами требований таможенного законодательства РФ и заключается в том, что “зеленым” коридором пользуются пассажиры, имеющие при себе товары, которые могут быть оформлены беспошлинно, без получения специального разрешения и т.д. В остальных случаях пассажиры обязаны пройти через “красный ” коридор и подать таможенную декларацию. Однако использование такого принципа организации таможенного контроля не исключает возможности проведения контроля. При необходимости таможенный контроль осуществляется выборочно. Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля. Деятельность таможенных органов в пределах зон таможенного контроля вдоль таможенной границы не должна препятствовать выполнению задач, возложенных законодательством Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации на пограничные органы и пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, в пределах приграничной территории Российской Федерации. 1.1.3 Экспертизы и исследования при осуществлении таможенного контроля При осуществлении таможенного контроля могут возникать вопросы, требующие специальных познаний. Для разъяснения таких вопросов назначается экспертиза. Особенностью ТК РФ, регулирующего правоотношения в таможенном деле, является возможность назначать экспертизы в процессе осуществления таможенного контроля, до стадий административного, уголовного и других видов процессов, а также на стадии принятия предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара и о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара). Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными, однако, декларант вправе их обжаловать в порядке, предусмотренном 7 главой ТК РФ. Экспертиза может проводиться в отношении товаров и транспортных средств или документов, содержащих сведения о товарах и транспортных средствах или о совершении операций (действий) в отношении их. Экспертиза условно может классифицироваться следующим образом: - экспертиза; - дополнительная экспертиза; - повторная экспертиза. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения экспертизы. Причем она может быть поручена как тем же эксперту или организации, проводившим экспертизу, так и другим. Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности. Проведение такой экспертизы поручается другому эксперту. Экспертиза, дополнительная экспертиза и повторная экспертиза назначается и проводится согласно одному и тому же порядку. Экспертиза в таможенном деле или таможенная экспертиза является видом родового понятия “экспертиза”, используемого в таможенном деле, также как экологическая экспертиза или судебная экспертиза (экспертиза, используемая в судебном процессе). Родовые признаки характеризуют суть экспертизы как исследования - и в этом смысле они присущи любой экспертизе (судебной и несудебной). В таможенной экспертизе имеется свой объект - товары, перемещаемые через таможенную границу, к которым в соответствии с ТК РФ относят не только обычные продукты, грузы, изделия, ресурсы, но и транспортные средства, электроэнергию, информацию, а также, ограниченные и запрещенные к обороту, в частности, холодное оружие, наркотики, антиквариат, животных, коллекционные материалы, образцы для выставок и т.п. Товары здесь рассматриваются как совокупность товарных свойств. Предметом исследования в таможенных экспертизах является какое-либо товарное свойство объекта исследования (или совокупность свойств или связь между этими свойствами). Классическое товароведение в своих исследованиях выносит за скобки политэкономическое понятие “товар”, а уделяет внимание исследованиям продуктовых свойств объектов, т.е. рассматривает объекты как продукцию (продукты, изделия и т.п.). На таможенной границе интерес представляют ограничительные и запретительные условия на свойства объекта, перемещаемого через таможенную границу, а также критерии тарифных и нетарифных мер регулирования товарных потоков. Поэтому методики экспертного исследования предметов правонарушения в таможенной сфере, представляющие собой пробы (образцы) товаров, являются методиками товарных исследований и относятся к области товарознания, а не товароведения. Одной из их особенностей является то, что погрешность измерений (исследований) определяется с точностью до товарной подсубпозиции по ТН ВЭД СНГ. Во всех остальных случаях экспертиза, проводимая в таможенных лабораториях для таможенных органов, должна классифицироваться в соответствии с принятыми видами, родами и классами экспертиз. Если ходатайство удовлетворяется, то выносится соответствующее постановление, если нет, то пишется мотивированное сообщение об отказе. Для проведения экспертизы товаров, находящихся под таможенным контролем, отбираются пробы и образцы, необходимые для исследования, о чем составляется акт установленной формы. Брать пробы и образцы имеют право должностные лица таможенных органов, а также сотрудники других государственных органов, декларанты, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, их представители, другие лица (ст. 398 п.1 ТК РФ) с письменного разрешения таможенного органа, если такое взятие не затрудняет проведение таможенного контроля, не изменяет характеристик товаров и не влечет уклонение от уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдения запретов и ограничений. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ с изменениями и дополнениями в ред. ФЗ от 08.12.2003 №162-ФЗ, 169-ФЗ. Пробы и образцы берутся в минимальных количествах необходимых для исследования и декларируются в таможенной декларации на товары, причем таможенная стоимость декларируемых товаров может быть уменьшена на таможенную стоимость проб и образцов, при условии, что они были взяты таможенным органом и не возвращены в установленные сроки. Срок проведения экспертизы ограничивается сроком временного хранения, предусмотренным ст. 103 ТК РФ, в случае если выпуск товаров не осуществляется до получения результатов экспертизы. Для транспортных средств срок проведения экспертизы составляет 6 месяцев, в иных случаях - 1 год. При проведении исследований эксперт знакомится с материалами, относящимися к предмету экспертизы. С согласия таможенного органа он вправе привлекать к производству экспертизы других экспертов, запрашивать дополнительные материалы, необходимые для проведения экспертизы. Если предоставленные эксперту материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы он может отказаться от дачи заключения. Сообщение о невозможности дать заключение представляется в таможенный орган, назначивший экспертизу, в письменной форме. Только с разрешения таможенного органа эксперт вправе участвовать в проведении конкретных действий при осуществлении таможенного контроля. На основании проведенных исследований и с учетом их результатов эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта должны быть указаны время и место проведения исследования, кем и на каком основании проводились исследования, вопросы, поставленные перед экспертом, объекты исследований, материалы и документы, предоставленные эксперту, содержание и результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, выводы по поставленным вопросам и их обоснование. Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта или нескольких экспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью. Если эксперт при проведении экспертизы установит имеющиеся существенные для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение. Если экспертиза проводилась при участии нескольких экспертов, заключение подписывается всеми экспертами. При разногласии между экспертами каждый из них делает свои выводы отдельно. Таможенный орган, назначивший экспертизу, вручает декларанту либо иным лицам, обладающим полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, копию заключения эксперта либо его сообщения о невозможности дать заключение. При принятии решения таможенные органы рассматривают заключения экспертов по результатам экспертиз, в том числе проводившихся по инициативе декларанта или иного заинтересованного лица. Для участия в совершении конкретных действий при проведении таможенного контроля может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками. Он вправе ознакомиться с материалами, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием и с разрешения должностного лица таможенного органа может задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, участникам таких действий, а также знакомиться с документами, оформляемыми по результатам совершения действий при проведении таможенного контроля, в которых он принимал участие, и делать заявления или замечания по поводу совершаемых им действий, подлежащие занесению в такие документы. Специалист обязан участвовать в совершении действий, требующих специальных знаний, давать пояснения по поводу совершаемых им действий и удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты. Эксперт и специалист привлекаются на договорной основе. Их привлечение по инициативе таможенных органов оплачивается из средств федерального бюджета (Постановление Правительства РФ от 03.11.2003 № 666 “Об утверждении положения о возмещении расходов специалистам правоохранительных или контролирующих государственных органов, привлекаемым для оказания содействия в проведении таможенного контроля”), а по инициативе декларанта или иных заинтересованных лиц из средств федерального бюджета не оплачивается. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 8.12.2001 №174-ФЗ. 1.2 Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых различными видами транспорта 1.2.1 Таможенный контроль на водном транспорте Согласно положениям таможенного законодательства РФ товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента его начала и до его завершения в соответствии с заявленным и разрешенным к применению таможенным режимом. Таможенные, пограничные, фитосанитарные, ветеринарные и другие службы, дислоцирующиеся на границе, осуществляют свою деятельность в режиме работы международных морских и речных портов. Процесс оформления товаров и транспортных средств портовыми, таможенными, пограничными и другими органами организуется на основе взаимно согласованных технологических схем оформления, контроля и обработки судов и перевозимых на них грузов и пассажиров. Технологические схемы таможенного и других видов контроля - это письменные и графические документы, отражающие процедуру таможенно-пограничного оформления всеми службами, взаимодействующими по месту, цели, времени, задачам, рубежам. Технологические схемы оформления разрабатываются применительно к: - торговым, пассажирским, рыболовным, рыбопромысловым отечественным и иностранным судам загранплавания - по прибытию и убытию (по приходу и отходу); - рыболовным и рыбопромысловым - без захода в порт (электронное оформление в море, возможен досмотр в море); - обработки, контролю и оформлению экспортно-импортных товаров; - контролю и оформлению физических лиц и провозимых ими товаров. В портах организацией и планированием работы таможенной службы занимаются начальники таможен (постов), находящихся в этих портах. Таможенному контролю подлежат все суда загранплавания, за исключением иностранных военных кораблей и военной техники, следующей своим ходом (ст. 386 ч.4 ТК РФ). В целях ускорения обработки судов пограничный, таможенный и некоторые другие виды контроля совмещаются. Для оформления и контроля формируются смешанные комиссии из представителей заинтересованных ведомств. Процедуры работы таких комиссий по оформлению пассажирских и торговых судов имеют свои особенности. Пассажирские суда, работающие на регулярных международных линиях, прибывают в порт и убывают из порта согласно международному расписанию. Суда, совершающие чартерные рейсы с туристами на борту, следуют по планам, согласованным с турагентствами. О маршруте движения, времени прибытия, длительности стоянки судов таможенные и иные компетентные пограничные органы информируются властями порта заблаговременно на основании календарных планов оформления судов загранплавания на “приход” и на “отход”. Информация о подходе судна к порту (портпункту) назначения передается капитаном российского судна - диспетчеру порта назначения, капитану порта - не позднее чем за 48 часов (для наливных судов - за 36 часов). Вторичная информация передается для всех судов не позднее чем за 24 часа, а при длительности перехода менее 48 часов - не позднее чем за 1 час (за 2часа для речных портов) после выхода из предыдущего порта. Капитан иностранного судна обязан информировать порт назначения о времени прихода не позднее чем за 48 часов. Иностранные невоенные суда могут заходить в порты (на рейды), открытые для захода таких судов. Законом РФ “О государственной границе РФ” определен порядок захода и пребывания иностранных невоенных судов и военных кораблей в портах и на рейдах РФ. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 г.№3615-1. Ввозить грузы на территорию порта разрешается только на основании погрузочного ордера или накладной. Непринятые грузы вывозятся из порта по документам их ввоза, но с отметкой должностных лиц о причине возврата грузов. Таможенное оформление пассажирских судов осуществляется, как правило, у пассажирских причалов морского пассажирского вокзала. При приходе пассажирских судов большой грузо- и пассажировместимости в портах, где глубина причалов недостаточна для подхода этих судов к причалу, их таможенное оформление может производиться на внутреннем и внешних рейдах.
Страницы: 1, 2
|