Таможенный контроль
p align="left">Суда загранплавания небольшой грузо- и пассажировместимости, следующие по международному расписанию, оформляются в таможенном отношении “с закрытой границей”; также оформляются и суда с пассажирами-круизниками на борту, совершающими заход в порт при следовании по маршруту круиза. В период их пребывания они находятся под наблюдением пограничных и таможенных нарядов. Досмотр таких судов, как правило, не производится.Перемену места стоянки судна, власти порта производят с ведома таможенных учреждений и КПП погранвойск. Суда загранплавания, прибывшие в порт для выгрузки или приема груза и по другим причинам, находятся под таможенно-пограничным контролем в течение всего времени стоянки судна в порту. Пассажирские суда оформляются вне очереди. На каждое иностранное судно, посетившее порт, в таможне заводится пароходное дело. Эти дела учитываются в отдельном журнале и хранятся в таможне. Иностранные и российские суда загранплавания в период стоянки в порту и перед отходом из порта могут по решению начальника таможни досматриваться на предмет обнаружения нарушителей границы, выявления фактов контрабанды и иных правонарушений, обнаружения предметов, запрещенных к вывозу. Перечень документов, которые администрация судов загранплавания обязана представлять должностным лицам пограничной комиссии при пересечении государственной границы, определен Международной морской конвенцией ИМКО. Документы представляются при пересечении границы таможенным, иммиграционным, санитарным и другим службам, в части их касающейся, судами загранплавания в портах государств-участников данной Конвенции. Документы составляются на английском языке, языке флага судна и могут быть составлены на русском языке. Форма документов унифицирована и утверждена ИМКО. Таможенный досмотр вещей пассажиров и членов судокоманды производится в присутствии владельцев или их доверенных лиц непосредственно на судне либо, по усмотрению таможенного органа, - в специально оборудованных досмотровых залах (в комплексе пассажирского морвокзала) или в досмотровых комнатах на проходных порта. На конечном этапе документального оформления и контроля на генеральной декларации инспектор, осуществляющий проверку судовых документов, делает отметку о составе таможенного наряда, о сделанных администрации судна замечаниях, постановке таможенных обеспечений и отражает другую служебную информацию. По завершении работы всеми сотрудниками старший наряда объявляет капитану судна или его доверенному лицу об окончании таможенных формальностей и комиссия покидает борт судна. Сформированное в таможенном органе судовое (пароходное) дело ставится на контроль до отхода судна за границу или в каботаж. Процедура таможенного оформления и таможенного контроля судна загранплавания на “отход” во многом повторяет рассмотренный выше порядок оформления судна на “приход”. Таможенный контроль товаров и транспортных средств, находящихся в пределах территориального моря, внутренних вод и на территории, прилегающей к таможенной границе, проводится с использованием морских (речных) и воздушных судов таможенных органов, согласно порядку установленного Постановлением Правительства Российской Федерации. 1.2.2 Таможенный контроль за железнодорожными перевозками Таможенный контроль на железнодорожных путях сообщения осуществляется пограничными и внутренними таможенными органами в следующих местах: - на пограничных железнодорожных станциях; - на контрольных постах, расположенных непосредственно у границы; - на перегонах между государственной границей и пограничной железнодорожной станцией; - на перегонах между ближайшей к пограничной внутренней станцией и пограничной (в отдельных случаях, когда это предусмотрено разработанной технологической схемой контроля перемещаемых через границу лиц, товаров и транспортных средств, - на железнодорожных подъездных путях, имеющих статус таможенных складов и складов временного хранения товаров). Внутренними таможнями таможенный контроль осуществляется на специально выделенных железнодорожных путях товарных дворов железнодорожных станций. Таможенное оформление физических лиц осуществляется: - непосредственно в вагонах пассажирского поезда; - на вокзалах пограничных железнодорожных станций. При убытии из страны в линии контроля служб, принимающих участие в оформлении и контроле (технологический комплекс контроля), входят: - линия таможенного контроля, почта, телеграф, телефон и отделения банка; - линия оформления багажа и груза транспортным предприятием, осуществляющем международные перевозки (обслуживающий персонал пассажирского отдела перевозок пограничной железнодорожной станции); - линия пограничного контроля; - линия контроля наличия оружия и металла под одеждой на человеке - линия безопасности. На линии таможенного контроля в процессе досмотра ручной клади и багажа в случае необходимости, при наличии продукции растительного и животного происхождения, приглашаются сотрудники органов ветеринарного и фитосанитарного контроля. Вопросы организации взаимодействия служб государственных органов, участвующих в таможенно-пограничном оформлении и контроле, находят отражение в решении начальника таможни на охрану таможенной границы. Разработанные каждой службой технологические схемы по своему профилю сводятся в единую технологическую схему оформления лиц, товаров и транспортных средств (пассажирских и грузовых поездов). В каждом железнодорожном пункте пропуска через государственную границу, с учетом местных условий, руководство пограничной железнодорожной станции совместно с пограничными и таможенными органами определяют территории, пути, площадки и помещения, где непосредственно осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля. В этих местах таможенными органами и погранвойсками вводятся дополнительные режимные ограничения. Это зоны таможенного контроля. Отстой вагонов международного сообщения на досмотровых площадках не допускается. Доступ лиц к поездам (вагонам, контейнерам) международного сообщения в период погранично-таможенного контроля запрещается. Встречающим и провожающим лицам не разрешается входить в помещение, где находятся лица, не прошедшие перед отправлением за границу (или по прибытии из-за границы) таможенный и паспортный контроль. Посадка и высадка пассажиров на пограничных железнодорожных станциях из поездов (вагонов) международного сообщения, а также погрузка (выгрузка) почты, багажа и иного имущества производится только с разрешения пограничных и таможенных властей. Вход в зону таможенного оформления и таможенного контроля разрешается только по пропускам, выдаваемым таможенными органами. Служба пограничных и таможенных нарядов по проверке документов, досмотру, наблюдению, сопровождению поездов строится с учетом местных условий (в частности учитывается расстояние между контрольным постом и железнодорожной станцией). Товарные поезда и перевозимые на них грузы подлежат таможенному контролю, при этом локомотивы и подвижной состав оформляются в таможенном отношении как транспортные средства только на пограничных железнодорожных станциях, а перевозимые товары могут оформляться как во внутренних таможнях, так и на границе. На контрольных постах ведется оформление поездных бригад, проводится визуальный осмотр, в нужных случаях - досмотр провозимых грузов. При необходимости организуется их сопровождение. Товары, ввозимые в страну, из таможни, расположенной в пункте пропуска на границе (таможня отправления), направляются по ДКД в таможню назначения под ответственность перевозчика для окончательного таможенного оформления во всех случаях, когда выдача товаров получателю не производится непосредственно на границе. Товары перевозятся между таможнями под таможенным обеспечением, по окончании формирования импортного состава для отправки в глубь таможенной территории состав подлежит предъявлению к техническому коммерческому осмотру. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. Общая часть. - М.: "Издательство ПРИОР", 2001. Вывоз товаров допускается при условии соблюдения установленного порядка и производства таможенного оформления в соответствии с заявленным таможенным режимом. На выходную погранстанцию пребывают товары как уже оформленные на вывоз внутренними таможнями, так и не оформленные. Последние подлежат декларированию в пограничной таможне прежде, чем будет разрешен их вывоз за границу. Проведение досмотровых мероприятий осуществляется, как правило, в парках прибытия и досмотровых парках. Досмотр должен производиться не менее чем двумя инспекторами на один вагон с соблюдением положения инструкции по технике безопасности, технологических норм работы станции. 1.2.3 Таможенный контроль за международными перевозками Таможенный контроль за международными авиаперевозками осуществляется непосредственно в международных аэропортах и включает в себя: - контроль товаров, перемещаемых в международном пассажирском сообщении; - контроль товаров, перемещаемых в международном грузовом сообщении; - контроль транспортных средств (воздушных судов); - контроль территории аэропортов. В залах вылета аэропортов линия таможенного контроля традиционно располагается перед стойками регистрации вылета авиакомпании. При вылете пассажир сначала проходит таможенное оформление, затем регистрирует свой вылет и оформляет перевозку сопровождаемого багажа, после чего осуществляется паспортный контроль и, наконец, вся процедура завершается так называемым спецконтролем, т.е. проверкой на отсутствие в ручной клади, одежде и на теле пассажира оружия, боеприпасов и взрывоопасных предметов. В залах прилета таможенный контроль завершает все виды формальностей. Соответственно линия таможенного контроля является последней перед выходом пассажира в зал для встречающих. При таможенном оформлении грузов на линиях международного грузового авиасообщения используются обычные технологии декларирования и таможенного оформления товаров с применением таможенной декларации. Особенностью является только то, что если международная перевозка груза завершается непосредственно в аэропорту, то таможенный транзит при перегрузке на другой вид транспорта, как правило, не применяется, и товар подлежит таможенному оформлению непосредственно в аэропорту. Однако при условии, что лицо, непосредственно перемещающее товары, не зарегистрировано как субъект хозяйственной деятельности в регионе деятельности таможни, осуществляющей таможенный контроль в аэропорту, в таможне, обслуживающей международный аэропорт, осуществляются только предварительные операции таможенного оформления, окончательное оформление осуществляется в таможне, в регионе деятельности которой зарегистрировано лицо, перемещающее товары. Выявление случаев сокрытия товаров от таможенного контроля непосредственно на борту воздушных судов достигается в результате досмотровых мероприятий на российских воздушных судах и проведения режимных мероприятий на территориях аэродромов. Для контроля за иностранными судами режимные мероприятия имеют первостепенное значение, т.к. в соответствии с международным правом проведение таможенного досмотра на борту иностранного воздушного судна возможно только в исключительных обстоятельствах. Зоной таможенного контроля является вся территория аэродрома и международного аэровокзального комплекса, включая места стоянки воздушных судов и площадки технической подготовки и проведения регламентных работ. Сами воздушные суда также являются объектами таможенного оформления и таможенного контроля как транспортные средства, а также как объекты, требующие для своей эксплуатации определенного товарного обеспечения (топливо, запасные части, инструмент, предметы материально-технического снабжения и т.п.). Таможенное оформление воздушных судов как транспортных средств, согласно Чикагской конвенции (1944 г.), производится на основе единообразного международного документа - генеральной декларации воздушного судна в следующих случаях: - полет является международным на всем протяжении маршрута; - отсутствуют указания на таможенные правонарушения; - в таможенный орган представлены гарантийные обязательства перевозчика о неиспользовании воздушного судна для целей, не предусмотренных полетным заданием на оформляемый международный авиарейс. Топливо в конструктивных и дополнительных емкостях, предметы материально-технического и иного судового снабжения, инструменты и приборы и другие предметы, необходимые для нормальной эксплуатации воздушного судна, согласно полетному заданию, указываются в генеральной декларации и помещаются под таможенный режим “перемещения припасов”. 1.2.4 Таможенный контроль за автомобильными перевозками Таможенный контроль за автомобильными перевозками можно разделить на два вида: таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих товары, следующих за товарами или после выгрузки товаров, и таможенный контроль товаров. Таможенный контроль осуществляется в пограничных пунктах пропуска на шоссейных переходах, в пути следования и в местах доставки товара. Он имеет следующие цели: - выявление и пресечение использования транспортных средств, специально оборудованных для сокрытия товаров от таможенного контроля; - недопущение перемещения транспортных средств через таможенную границу для иных целей, кроме международных перевозок пассажиров и официальных грузов; - проверка соответствия транспортных средств техническим требованиям для доставки грузов под таможенным контролем. Таможенное оформление и контроль на шоссейных погранпереходах (пунктах пропуска) грузового автотранспорта осуществляется в следующей последовательности: - подача перевозчиком уведомления о ввозе (вывозе) в форме вручения документов на транспортное средство и перевозимый груз должностному лицу таможенного органа при въезде на территорию зоны таможенного и пограничного контроля; - проверка должностными лицами таможенного органа поданных документов и принятие решения о форме и месте таможенного оформления перевозимого груза; - принятие решения о форме таможенного контроля транспортного средства; - таможенное оформление товаров, перемещаемых водителем и другими следующими на автотранспортном средстве физическими лицами; - таможенное оформление и таможенный контроль транспортного средства и перевозимых товаров; - вручение перевозчику документов на транспортное средство и перевозимые товары; - выпуск транспортного средства за границу или внутрь страны. Пограничный и паспортный контроль, а также контроль со стороны других служб осуществляется одновременно с таможенным. Порядок взаимодействия контрольных служб устанавливается технологическими схемами пограничного и таможенного оформления на пограничном шоссейном переходе. Последовательность таможенного оформления и таможенного контроля пассажирского автотранспорта следующая: - подача перевозчиком уведомления о въезде (выезде) в форме устного заявления и предъявления документов на транспортное средство и личных документов водителя и пассажиров должностному лицу погранвойск и таможенного органа при въезде на территорию зоны таможенного и пограничного контроля; - таможенное оформление и таможенный контроль ручной клади и багажа водителя и пассажиров; - таможенное оформление и таможенный контроль транспортного средства; - выпуск транспортного средства, ручной клади и багажа водителя и пассажиров на въезд или выезд. При ввозе на таможенную территорию представляются: - комплект документов на грузовую отправку, который включает в себя: товаротранспортную накладную международного автомобильного сообщения (CMR), выписанную организацией, заключившей договор перевозки в качестве перевозчика; отгрузочную спецификацию на перевозимые товары, счет (фактуру или проформу) на товары; книжку МДП (если перевозка осуществляется в соответствии с Конвенцией МДП) и документы на допущение автотранспортного средства к перевозке под таможенными печатями и пломбами; технические и различного рода сертификаты, лицензии и разрешения, выданные компетентными органами на перевозимые товары в соответствии с действующими правилами; - комплект документов в пассажирском сообщении, который включает в себя регистрационные документы на транспортные средства; страховое свидетельство (“зеленая карта”); список тургруппы (для туристических автобусов и организованных групп автотуристов). Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учебник. - М., 1997. Оформление ручной клади и багажа транспортных служащих производится также, как и при оформлении пассажирского транспорта. Для досмотра товаров на погранпереходах оборудуются специальные места - досмотровые склады, оснащенные необходимой погрузочно-разгрузочной техникой, приборами, оборудованием и инструментами. Таможенное оформление ввозимого автомобиля (легкового или грузового) своим ходом для дальнейшей его эксплуатации или продажи на таможенной территории имеет свои особенности. В данном случае автомашина одновременно рассматривается и как транспортное средство для перемещения водителя и других, следующих с водителем, их ручной клади и багажа, и в качестве товара. При вывозе с таможенной территории: - в грузовом сообщении при оформлении транспортного средства и груза предъявляются те же документы что и при ввозе, а также два экземпляра ТД, оформленной во внутренней таможне; - при некоторых таможенных режимах (например, возврат за границу после применения режима временного ввоза) предъявляются также два экземпляра ДКД, один из которых подлежит возврату в таможню отправления с отметками пограничной таможни о поступлении товара. Порядок таможенного оформления при выезде пассажиров сходен с практикуемым при их въезде. 1.2.5 Таможенный контроль товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях (МПО) Таможенный контроль товаров, пересылаемых в МПО, регулируется ТК РФ, Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденные Приказом ГТК России от 03.12.2003 №1381, Федеральным законом “О почтовой связи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3697), Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 N 725 “Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 41, ст. 4076), актами Всемирного почтового союза и международными договорами Российской Федерации. Под МПО понимается - почтовое отправление, принимаемое для пересылки за пределы Российской Федерации, поступающее на ее территорию из иностранного государства или следующее транзитом. Для целей применения Таможенного Кодекса РФ под международными почтовыми отправлениями понимаются почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Российской Федерации, поступающие на таможенную территорию Российской Федерации либо следующие транзитом через эту территорию. К международным почтовым отправлениям относятся: 1) письма (простые, заказные, с объявленной ценностью); 2) почтовые карточки (простые, заказные); 3) бандероли и специальные мешки “М” (простые, заказные); 4) секограммы (простые, заказные); 5) мелкие пакеты (заказные); 6) посылки (обыкновенные, с объявленной ценностью); 7) международные отправления экспресс-почты. Международные почтовые отправления не могут быть выданы организациями почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Российской Федерации без разрешения таможенного органа. Определение пунктов и мест международного почтового обмена и ведения их реестра осуществляется ГТК России совместно с Министерством РФ транспорта и связи. Под местами международного почтового обмена понимается - объект федеральной почтовой связи, осуществляющий обработку поступающих от иностранных почтовых администраций, принятых в Российской Федерации и пересылаемых открытым транзитом МПО, а также их отправку по назначению. Приведем основные термины, используемые при проведении таможенного оформления и таможенного контроля МПО: 1) адресат - гражданин или организация, которым адресованы почтовое отправление, почтовый перевод денежных средств, телеграфное или иное сообщение; 2) депеша - мешок или несколько мешков, паллета, лоток с письменной корреспонденцией, посылками или отправлениями международной экспресс-почты, отправляемые почтовыми администрациями стран - членов Всемирного почтового союза одновременно из места международного почтового обмена одной страны в соответствующее место международного почтового обмена другой страны в сопровождении документов, форма которых определена актами Всемирного почтового союза; 3) объект почтовой связи - обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения); 4) почтовое отправление - письменная корреспонденция, посылка, прямой контейнер; 5) письменная корреспонденция - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты; 6) пункт международного почтового обмена - объект федеральной почтовой связи, осуществляющий непосредственный обмен депешами с иностранными почтовыми службами, в том числе через разъездные бригады почтовых вагонов в международном железнодорожном сообщении, либо через службы международных сообщений воздушного, морского и автомобильного транспорта. Пересылка через таможенную границу Российской Федерации МПО осуществляется с использованием следующих почтовых документов: - ярлык “Таможня” CN 22; - таможенная декларация CN 23 и сопроводительный адрес СР 71 либо бланк-пачка СР 72; - накладная сдачи депеш, направляемых наземным путем, CN 37 либо накладная сдачи авиадепеш CN 38; - накладная сдачи наземных депеш, перевозимых воздушным путем (S.A.L.), CN 41; - посылочная карта. Наземные посылки и S.A.L. СР 86 или авиапосылочная карта. Авиапосылки. СР 87; - письменная карта для обмена депешами CN 31 или письменная карта депеш, подаваемых в большом количестве, CN 32; - особый лист заказных отправлений CN 33; - заменяющая накладная сдачи CN 46; - накладная сдачи депеш с порожними мешками CN 47. Прием, обработку, перевозку и доставку МПО в соответствии со статьей 10 Всемирной почтовой конвенции обеспечивают почтовые администрации стран-членов Всемирного почтового союза. Непосредственный обмен МПО почтовыми службами Российской Федерации с почтовыми службами зарубежных стран осуществляется под таможенным контролем в пунктах международного почтового обмена. Пункты международного почтового обмена определяют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий управление деятельностью в области почтовой связи, и ГТК России. Не допускается пересылка в МПО товаров: - запрещенных законодательством Российской Федерации соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории; - запрещенных к пересылке в соответствии с актами Всемирного почтового союза; - в отношении которых применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и перечень которых может определяться Правительством Российской Федерации. В отношении товаров, ограниченных к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или к вывозу с этой территории в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, получатели или отправители указанных товаров либо лица, действующие от их имени, обязаны представить при таможенном оформлении необходимые разрешения, лицензии, сертификаты и другие документы, подтверждающие соблюдение указанных ограничений. В отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в следующих случаях: - если стоимость указанных товаров не превышает 5000 рублей; - если товары пересылаются в адрес физических лиц и предназначены для личного пользования; - в иных случаях, определяемых Правительством Российской Федерации. Изъятие товаров, запрещенных и (или) ограниченных к пересылке в международных почтовых отправлениях, а также распоряжение ими производятся таможенными органами в соответствии с ТК РФ, а в части, не урегулированной им, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Товары, пересылаемые в Российскую Федерацию в МПО, при отсутствии возможности их вручения адресату, в том числе при отсутствии разрешения таможенного органа на выдачу МПО, хранятся на объекте почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.2000 N 725 “Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи” (далее - Правила оказания услуг почтовой связи), 1 месяц, международные отправления экспресс-почты - 14 календарных дней. При утрате, хищении, повреждении (порче или недостаче вложений) МПО или их выдаче получателю без предусмотренного Правилами разрешения таможенного органа ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов несет оператор почтовой связи, допустивший указанные нарушения. Таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, производится в приоритетном порядке и в кратчайшие сроки, которые не могут превышать трех дней1 с момента предъявления таких товаров для таможенного оформления таможенным органам, расположенным в месте международного почтового обмена или по месту нахождения получателя или отправителя МПО в случае необходимости подачи отдельной таможенной декларации. Организации почтовой связи по требованию таможенных органов предъявляют международные почтовые отправления для проведения таможенного осмотра и таможенного досмотра. Способы такого предъявления определяются таможенными органами. Таможенные органы не требуют предъявления им следующих видов ввозимых почтовых отправлений: - почтовых карточек и писем; - литературы для слепых. Таможенные пошлины, налоги в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, не уплачиваются, если стоимость таких товаров, пересылаемых в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 10 тысяч рублей. В отношении товаров, пересылаемых в адрес физических лиц и предназначенных для личного пользования, применяется полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. Правительство Российской Федерации, в соответствии со статьей 282 ТК РФ устанавливает единые ставки таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, стоимость которых превышает стоимость товаров, пересылаемых без уплаты таможенных пошлин, налогов, в части такого превышения. Таможенные пошлины, налоги на товары, в отношении которых не требуется подачи отдельной таможенной декларации, исчисляются и начисляются таможенными органами, осуществляющими таможенное оформление в местах международного почтового обмена, с использованием таможенного приходного ордера (пункт 1 статьи 287). Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов производится на основании сведений о стоимости товаров, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и используемых для таможенных целей. В отношении международных почтовых отправлений с объявленной ценностью суммы таможенных пошлин, налогов исчисляются исходя из этой объявленной ценности только в случае, если она превышает стоимость, указанную в документах, используемых для таможенных целей. 1.3 Особенности таможенного контроля некоторых категорий товаров В международной и российской практике юридические и физические лица не могут быть лишены права на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств или ограничены в этом за исключением случаев, установленных законодательством. Введение запретов и ограничений на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, действующих для всех без исключения лиц, а также запрещения и ограничения на ввоз и вывоз для определенных лиц, отнесены к числу общегосударственных мероприятий. Запрет и ограничения могут вводиться и в отношении отдельных стран. Во имя национальных интересов России, а также на основании международных договоров федеральными законами могут вводиться запрещения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, результатов интеллектуальной деятельности, в т.ч. исключительных прав на них. Ввоз и вывоз перечисленных выше товаров может быть разрешен в установленном действующим законодательством РФ порядке. В случаях, обусловленных международными обязательствами, Россия может вводить общий запрет на осуществление ВЭД с конкретной страной или группой стран, в результате чего из России в эти страны (страну) и в обратном направлении товары и транспортные средства пропуску не подлежат. Обычно это связано с принятием резолюции Совета Безопасности ООН на введения эмбарго в отношении определенных стран. Что касается ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, то они являются прямым выражением проводимой государством экономической политики (система сертификации продукции). Проведение таможенного контроля может иметь особенности в зависимости от вида товаров, страны происхождения, вида транспорта, которым товар доставляется, а также на основании международных соглашений. Наиболее ярко это проявляется в отношении товаров, переме-щаемых физическими лицами, включая отдельные категории лиц, имеющих таможенные привилегии (дипломаты, курьеры, члены экипажей, и др.), а также в отношении товаров, подлежащих контролю со стороны государственных органов в целях обеспечения защиты здоровья населения, охраны окружающей среды или в целях выполнения Российской Федерации взятых на себя международных обязательств. В отношении отдельных видов товаров предусмотрено проведение наряду с таможенным других видов контроля, например, ветеринарного, фитосанитарного, санитарного и др. Таможенное оформление таких товаров может быть завершено только после проведения соответствующего контроля и представления в таможенные органы документа, выданного уполномоченным государственным органом, с разрешением на перемещение товаров через таможенную границу. Дополнительные условия ввоза определены и для товаров, подлежащих обязательной сертификации. Перечень ввозимых на таможенную территорию России товаров, подлежащих обязательной сертификации, утверждается Госстандартом России. Документом, подтверждающим соответствие товаров установленным требованиям, является сертификат соответствия, выданный по правилам системы сертификации и составленным на русском языке. Допускается применение отдельных иностранных сертификатов соответствия, выданных зарубежными органами сертификации, аккредитованных Госстандартом России, например орган по сертификации SGS (Швейцария). Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами. Перемещение товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, регулируется главой 23 ТК РФ. Предназначение товаров определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу. Для отдельных категорий товаров могут применяться стоимостные и количественные ограничения. Особое значение таможенные органы уделяют контролю за ввозом в страну оружия, боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ, печатной продукции, кино-, фото-, аудио-, видеоматериалов, направленных на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Порядок перемещения через таможенную границу физическими лицами товаров для личного пользования включает в себя полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применение единых ставок таможенных пошлин, налогов, взимание таможенных платежей в виде совокупного таможенного платежа, а также неприменение к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, обязательного подтверждения соответствия товаров и упрощенный порядок таможенного оформления. Физические лица могут осуществлять как ввоз и вывоз товаров и транспортных средств для личного пользования, и их временный ввоз и вывоз. Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования, производится в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с ТК РФ. Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и сопровождаемом багаже, производится ими при следовании через Государственную границу Российской Федерации. Физические лица могут декларировать товары в устном и письменном виде. Существует перечень товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменном виде. Декларирование в устной форме производится обычно в конклюдентой форме. 1.4 Валютный контроль. Органы, осуществляющие валютный контроль Валютный контроль является механизмом административного надзора со стороны государства за соблюдением правил и норм валютного регулирования. Валютный контроль активно использовался абсолютным большинством государств в кризисные периоды в целях защиты финансовой самостоятельности, стабильности их денежной системы, укрепления курса национальной валюты, мобилизации валютных ресурсов. В России действует закон “О валютном регулировании и валютном контроле”, который определяет основные принципы осуществления валютных операций в РФ, принципы валютного регулирования и валютного контроля. В действующем законодательстве РФ определена цель валютного контроля - обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Вагин В.Д. Валютное регулирование и валютный контроль. - М., 2001 В последнее время создается целостная система валютного контроля, охватывающего все сферы валютных правоотношений между резидентами и нерезидентами. В сфере деятельности валютного контроля находятся все виды валютных операций, а также операции, предусматривающие расчеты в национальной валюте при осуществлении ВЭД, а именно: - валютные операции, связанные с внешнеторговой деятельностью резидентов; - операции резидентов по предоставлению и погашению кредитов в иностранной валюте; - инвестиционная деятельность резидентов и вопросы контроля инвестиций в российскую экономику; - валютные операции, связанные с предоставлением и оплатой услуг; - операции по перемещению через границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ; - другие валютные операции. Компетенция таможенных органов РФ как органов и агентов валютного контроля заключается в том, что они осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу России валюты РФ, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанные с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств. Контроль за перемещением иностранной валюты в ходе экспортных, импортных и бартерных операций осуществляется посредством механизма, разработанного ГТК России совместно с ЦБ России. Специально для реализации технологии валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров введено 2 новых документа: паспорт сделки (ПС) и учетная карточка (УК). При организации контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров деятельность таможенных органов осуществляется в несколько этапов. Первый этап (предварительный контроль). На этом этапе предусматривается контроль правильности оформления ГТД и ПС, достоверности содержащихся в них данных; контроль соответствия осуществляемой сделки действующему законодательству; формирование и направление в ГТК России сводных форм отчетности. Второй этап (информационно-аналитический контроль). Он предусматривает проверку достоверности получаемых от таможенных органов сведений; формирование основного обменного документа валютного контроля учетной карточки направление его в уполномоченные банки, ведущие расчеты по сделкам; получение и обработку УК, оформленных банком; сопоставление и анализ информации таможенных органов об экспорте товаров и уполномоченных банков о реальном зачислении валютных средств на транзитный счет экспортера; выявление потенциальных нарушителей установленного порядка поступления валютной выручки и доведение информации до таможенных органов, в зоне деятельности которых зарегистрированы экспортеры. Третий этап (окончательный контроль). На этом этапе осуществляется целевая проверка экспортера по факту возможного непоступления валютной выручки; применяются санкции, установленные КоАП РФ. Технологией валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары предусмотрено формирование паспорта импортной сделки, учетной карточки, а также карточки платежа. Данная технология валютного контроля основана на информационном обмене перечисленными документами между таможенной и банковской системами. Бартерные сделки не опосредуются валютными расчетами, однако, оценка объема бартерных сделок осуществляется в стоимостных показателях в валюте. Поэтому, к бартерным сделкам также применяется валютный контроль, особенностью которого является формирование паспорта бартерной сделки. Целью проводимого таможенными органами контроля неторговых валютных операций является обеспечение соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через таможенную границу юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней. Вывоз валютных ценностей при соблюдении таможенных правил производится беспрепятственно в следующих случаях: - если валютные ценности были ранее ввезены, переведены, пересланы в Россию. В этом случае основанием для их вывоза может являться ввозная декларация или иной таможенный документ, подтверждающий ввоз, а в случае их перевода в Россию - справка, выдаваемая уполномоченным банком при снятии данных средств со счета; - если иностранная валюта была приобретена в России в порядке, установленным ЦБ РФ. Документом, подтверждающим такую операцию, будет являться справка уполномоченного банка (его обменного пункта) оформленная в установленном порядке; - в иных случаях, установленных российским действующим законодательством. К примеру, разрешается вывоз наличной иностранной валюты, снятой со счета юридического лица на командировочные расходы. Центральным банком России установлены единые нормы и правила, распространяющиеся как на резидентов, так и на нерезидентов: - иностранную валюту в пределах до 10000 USD (или эквивалента этой суммы в другой валюте) на одно лицо таможенные органы пропускают, не требуя предъявления дополнительных документов; - при вывозе большей суммы гражданин должен предъявить декларацию, подтверждающую ввоз иностранной валюты в Россию. Так, по декларации, подтверждающей ввоз валютных ценностей в Россию, гражданин может их вывезти в течение одного года с момента ввоза. Справка формы №0406007, выдаваемая уполномоченным российским (или белорусским) банком физическому лицу при получении им иностранной валюты, действительна в течение двух лет с даты выдачи. Вывозить из России, как иностранную валюту, так и платежные документы в иностранной валюте, имеют право только уполномоченные банки, получившие от ЦБ РФ генеральную лицензию. Уполномоченные банки, не имеющие генеральной лицензии, имеют право вывозить только платежные документы в иностранной валюте. Правом ввоза (вывоза) российских рублей обладают только подразделения Центробанка России и граждане в пределах норм (500 минимальных размеров оплаты труда), установленных ЦБ России. Особый порядок ввоза (вывоза) валюты РФ определен для военнослужащих российских войск, дислоцируемых на территории государств ближнего зарубежья и прибывающих в Россию в отпуск, командировку, к новому месту службы, а также для граждан государств ближнего зарубежья (беженцы, переселенцы), прибывающих в Россию на постоянное место жительства. Определенные требования предъявляются к перемещению через таможенную границу памятных монет, являющихся валютой РФ. Физические лица - резиденты могут вывезти из России такие монеты, но не более 10 штук на одно лицо и на одну поездку. Физические лица - нерезиденты имеют право вывозить памятные монеты только на основании специального разрешения ЦБ РФ. В соответствии с законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ. В соответствии с российским законодательством к органам валютного контроля относятся Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации (МНС России), Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРИТ). Агентами валютного контроля выступают уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку РФ, и организации, на которые органами валютного контроля могут быть возложены такие функции. Агентами валютного контроля являются территориальные структурные подразделения ГТК России. Центральный банк РФ управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на осуществлении валютных операций на российской территории и за границей, выдает разрешения на открытие счетов за границей. В целях устранения дублирования и параллелизма в работе МНС России, ГТК России и МЭРИТ РФ практическая деятельность федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля будет сосредоточена по следующим основным направлениям: МНС России обеспечивает валютный контроль: - внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально - вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность); - обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории Российской Федерации; - полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль: - за перемещением валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации и валютных ценностей через таможенную границу Российской Федерации; - валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств; - своевременности и полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров; - за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям, установленных ГТК России совместно с Банком России. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, в качестве центрального федерального органа исполнительной власти по валютному контролю, осуществляет: - межведомственную координацию и методологическое обеспечение валютного контроля, включая комплексное планирование деятельности контролирующих, правоохранительных и иных федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля; - выявление и анализ валютных операций резидентов, имеющих подозрительные признаки, в целях предотвращения утечки капитала за рубеж; - целевые и комплексные проверки соблюдения валютного законодательства по поручениям Правительства Российской Федерации (в территориальном и отраслевом разрезах); - обеспечение функционирования единой системы экспертной оценки количества и качества валютоемких экспортируемых товаров; - создание единой системы учета валютных операций по реализации морепродуктов, добываемых за пределами таможенной территории Российской Федерации. Список использованных источников 1. Конституция РФ, принята 12.12.93 г. 2. Таможенный кодекс РФ (1993 г.). 3. Таможенный кодекс Российской Федерации (2003 г.) 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ, введенный в действие федеральным законом РФ от 30.12.2001 г. №196-ФЗ 5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ с изменениями и дополнениями в ред. ФЗ от 08.12.2003 №162-ФЗ, 169-ФЗ. 6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 8.12.2001 №174-ФЗ. 7. Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 09.10.92 г.№3615-1. 8. Тимошенко И.В. Таможенное право России: курс лекций. Общая часть. - М.: "Издательство ПРИОР", 2001. 9. Борисов К.Г. Международное таможенное право. Учебник. - М., 1997. 10. Вагин В.Д. Валютное регулирование и валютный контроль. - М., 2001 Размещено на Allbest.ru
Страницы: 1, 2
|