|
Древнерусское феодальное право
На развитие права в Киевской Руси
определённое влияние оказало введение христианства. С распространением
православия церковь стала применять разнообразные нормы канонического права и,
прежде всего византийского. Князья Владимир и Ярослав весьма много
содействовали организации русской церкви, заботились о ее благосостоянии,
принимали меры к установлению особых привилегий, для чего ими были изданы два
Устава. Известные нам как древнейшие памятники русского церковного права:
уставы Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича.[16] Церковные уставы позволяют
определить положение христианской церкви в государстве. Они закрепляли
привилегии служителей церкви, фиксировали позиции церкви как феодала по
отношению к непосредственному производителю, за счёт которых она существовала.
В них содержатся нормы о подсудности церковного суда.
При Владимире и Ярославе, по мере разложения
дружины и превращения дружинников в вассалов, по мере оформления класса
феодалов - бояр, состав совета изменился - возникающая феодальная курия. В
Киевской Руси в дореформенный период существовала десятичная система
управления. По мере развития процесса феодализма, эта система должна была
перерасти в систему феодальной администрации. Так, тысяцкие постепенно
превратились, в своего рода, командующих войсками. С другой стороны, создается
новая система управления - дворцово-вотчиная, а затем стала покрывать
десятичную
Словом, после тех изменений в политическом
аппарате, которые были произведены Владимиром и Ярославом, естественно было
ожидать издания особого княжеского постановления, в котором были разрешены те
вопросы, которые были поставлены общим ходом развития уголовного права. И это
постановление было издано. Ему присвоено в историческо - юридической науке
название Древнейшей Правды.
Всех текстов Русской Правды в настоящее время
нам известно 112. Списки Русской Правды следует разделить на два основных
разряда: Краткие списки и Пространные. В науке такое подразделение утвердилось
уже давно, со времени Карамзина. При этом давно уже высказывалась мысль, что
древнейшей редакцией является редакция кратких списков; пространные же списки
являются более поздней редакцией, для которой Краткая Правда послужила
источником. Все тексты правды находятся в составе каких-либо сборников или
летописей.
Древнейших кратких списков до нас дошло 2:
Академический 1 и Археографический 1. Академический 1 помещён в составе
Новгородской 1 летописи младшего извода под 1016 год, после рассказа о
даровании Ярославом грамоты новгородцам. Рукопись этой летописи относится к
середине XV века. В настоящее время она хранится в библиотеке Академии
Наук. Археографический 1 список находится в другом списке той же Новгородской 1
летописи. Рукопись также относится к середине XV века. Она хранится в
архиве Института истории Академии Наук, в составе собрания рукописей большой
Археографической Комиссии.[17]
Оба эти списка летописи восходят к общему их
протографу - Новгородской летописи, составление которой относится к 40-м годам
15 века. Таким образом, и списки Русской Правды: Академический 1 и
Археографический 1 списаны с общего оригинала и в целом весьма близки один к
другому. Отдельные их разночтения объясняются изменениями или искажениями,
которые были допущены переписчиками этих списков. Академический 1 список в
общем исправнее и ближе к протографу. Впрочем, из различий этих двух списков
существенным по содержанию является лишь второй: 1) в статье о кровавом
человеке (ст.2) чтение Академического 1 “то ли приидет видок”
передано в Археографическом 1 списке искажённо: “аще ли приведеть видок”.
Чтение Академического 1 списка “а в
смерде и холопе 5 гривен”, в Археографическом тоже искажено: “а в
смердьи холопе 5 гривенъ”. Тем не менее, некоторые немногие чтения
Археографического списка лучше передают протограф. В списках Краткой Правды
текст написан сплошь без разделения на статьи. Однако вторая часть Правды
выделена начальной буквой П (“Правда уставлена” и т. д.), написанной
красной киноварью
Кроме этих двух списков Краткой Правды,
известно ещё 14 списков, которые являются копиями, снятыми в XVIII
веке с того же Академического списка. В.Н.Татищеву был известен ещё один
древний список Краткой Правды, который он открыл в составе летописи Авраамия
Ростовского.
Списки Пространной Правды сохранились в
наибольшем количестве (свыше 100), в 4 или 5 раз длиннее кратких и заключают
большее количество новых статей. Кроме того, текст разбит в них киноварными
заголовками и заглавными буквами. Все Пространные списки Русской Правды можно
разделить на 3 вида. Первый, наиболее многочисленный вид входит в состав
юридических сборников (Кормчих и Мерил Праведных). Кормчая или Номоканон
представляет собой собрание церковных правил и гражданских законов. Древнейший
список Кормчей с текстом Русской Правды написан в 1282 году в Новгороде “повелением
новгородского князя Дмитрия Александровича и стяжанием новгородского епископа
Климента”. Текст Синодального списка имеет близкое сходство с
другим древним списком - Троицким, находящимся в составе “Мерила
Праведного”. Известен юридический сборник, как возникший на
русской почве, вероятнее всего в начале XII века. В известном нам составе сборник возник
в Суздальской Руси как руководство для судей. Синодальные и Троицкие списки
восходят к общему протографу, возникшему уже ранее последней четверти XII
века. Синодальный список имеет яркие черты новгородского говора.
Некоторые новгородские особенности заметны и в
Троицком списке. Поэтому, можно думать, что их общий протограф возник в
Новгороде. Остальные списки Пространной Правды помещены в составе Кормчих и
Мерил Праведных, относящихся к XV- XVI векам. Эти поздние списки имеют больший
интерес для истории права в Северо-Восточной Руси в XIV - XV
веках и дают некоторый материал для восстановления Русской Правды. Ко второму
виду Пространной Правды принадлежат списки, входящие в состав особых
юридических сборников. Наиболее древний список этой группы, Пушкинский
(принадлежит А.И.Мусину-Пушкину) написан в 4 на 60 листах (или 120 страниц)
пергамента. Весь сборник носит заголовок “Суд Ярослава князя. Устав о всяцих пошлинах и
о уроцех”. В состав сборника входят статьи: Увещание к судьям;
Русская Правда; Закон судный людем; Избрание из законов Моисеевых; Договор
Смоленска с Ригою в 1229 году; Устав Ярослава о мостех. Состав Пушкинского
сборника в настоящем его виде мог возникнуть не ранее конца XIII
века, как это показывает помещённая в нём редакция Смоленского договора.
Известный нам состав Пушкинского сборника не был первоначальным. В этом нас
убеждает существование Археографического списка Пространной Правды, который
относится к XV веку. В начале XV века, по-видимому, уже в Московской Руси
появился новый третий вид Пространной Правды. Он представлен несколькими
списками XV -XVI веков, один из них принадлежал князю Оболенскому,
другой - Карамзину. В его основу заложен текст какого-то списка
Пушкинско-Археографической ветви, дополненной по спискам Синодально-Троицкой.
Отличительной чертой Карамзинского вида являются дополнительные статьи о резах
(процентах), Устав о мостех и статья “О коне”, вставленные в текст Правды. Большинство
исследователей предпочитают пользоваться, вследствие его полноты и кажущейся
исправности. Списки Синодально-Троицкой группы по сравнению с Пушкинской и
Карамзинской, характеризуется тем, что состав текста Правды отличается большей
древностью. В списках этих групп есть у каждой свои ошибки. Протографы дошедших
списков Синодально-Троицкой группы, с одной стороны, и Пушкинской, с другой, не
восходят непосредственно один к другому, а независимо друг от друга восходят к
общему протографу Пространной Правде. Наибольшее число списков относится к
Синодально-Троицкой группе, их всего 68. Пушкинско-Археографический и
Карамзинский виды выделены в особые редакции Русской Правды, т. к. в них
включены дополнительные статьи.
К третьей редакции Русской Правды относится 2
списка так называемой Сокращённой Правды. Оба они помещены в Кормчей особого состава,
сохранившейся в списках XVII века. Однако Кормчая подобного состава
возникла значительно раньше, вероятнее всего в XV веке, на Пермской
земле после ее присоединения к Московскому княжеству. Списки Сокращенной Правды
близки по тексту к Пространной Правде, но многие статьи в ней пропущены, а
сохранившиеся напоминают выдержки из Правды. Но помимо других особенностей
текста, Сокращенная Правда имеет статьи (о кровавом муже), отсутствующие во
всех списках Пространной Правды. Сокращенная Правда должна быть признана
третьей особой редакцией Русской Правды.
Большинство исследователей считают Сокращенную
Правду памятником очень поздним, и притом простым сокращением одного из текстов
Пространной Правды. Однако есть мнение, что Сокращенная Правда в современном
виде относится к XIV - XV векам, но в своей основе имеет памятник более
раннего происхождения, повлиявший на создание Пространной Правды. Так,
Сокращенная Правда имеет ряд особенностей, которые не могут быть объяснены
предположением, что она является простой выдержкой из Пространной Правды.
Например, в ней имеется статья “О муже кроваве”. Большей древностью
отличаются некоторые статьи Сокращенной Правды. В статье о борти в Сокращенной
Правде читаем: “А кто украдет бобръ или съесть, или разломает борть,
или кто посечет древо на мъже, то по верви искати татя в себъ, а платити 12
гривен продажи”. В Пространной Правде этот текст говорит только о
краже бобра, причем вместо бобра стоит слово “борть”.
Замечательна еще одна особенность Сокращенной Правды: в ее тексте пропущены
почти все статьи Пространной Правды, заимствованные из Краткой Правды. Статьи
из Краткой Правды, имеющиеся в Сокращенной Правде, ближе к Краткой Правде, чем
статьи Пространной Правды. В статье 36 (о татьбе) Пространной Правды читаем: “Аже
оубиють кого оу клъти, или оу котороъ таьбы, то оу биють во пса место”. В
Сокращенной Правде здесь стоит: “то убит во пса место”. В
Краткой Правде также: “то оубити въ пса место”.
Невозможно предположить, чтобы сокращенный памятник лучше сохранил текст
первоначального источника. Значит, Сокращенная Правда составлялась на основании
памятника, который имел текст, излагающий отдельные статьи Правды в
более древнем виде, Пространной Правде. В заключение следует добавить,
что Сокращенная Правда имеет денежный счет, который, как указывал еще В.О.
Ключевский, отличался большей древностью, чем счет Пространной Правды.
Ключевский относит денежный счет Сокращенной Правды к половине XII
века. К сожалению, в известном нам виде Сокращенная Правда является памятником
поздним. Замечательно, что и в Краткой Правде, и в Сокращенной Правде
совершенно отсутствуют статьи о закупах.[18]
Происхождение этих памятников было различно,
различна была их судьба, и по-разному они повлияли на другие юридические
памятники древней Руси. Большинство историков согласны с тем, что Краткая
Правда по времени своего происхождения предшествует Пространной, не говоря уже
о Сокращенной, которую большинство исследователей относят к позднему времени.
Однако в науке существует несколько иное мнение, разделяемое главным образом
лингвистами (А.И.Соболевским, Е.Ф.Карским и С.П. Обнорским). Останавливаясь на
языковых особенностях Краткой Правды. Они указывают, что этот памятник возник
сравнительно поздно. Нам известны списки Новгородской 1 летописи, в которых содержится
текст Краткой Правы. В частности, их поражает большое количество
церковнославянизмов, которые в гораздо меньшей мере заметны в Пространной
правде. Но этот взгляд на Краткую Правду не может быть принят, потому что
лингвистические наблюдения не всегда имеют характер решительных доказательств.
Краткая Правда дошла до нас в поздних списках XV века, которые могли
подвергнуться правке, изменениям именно языкового характера.
“И
отпусти их всъх домовъ, и давъ имъ списах вамъ. Такоже списавъ тако рекши имъ:
по сей грамотъ ходите; яко же списах вамъ такоже держите. А се есть Правда
Русская”.[19]
После этих слов помещён текст Русской Правды.
Однако известие Новгородской летописи давно заподозрено в достоверности, прежде
всего потому, что оно отсутствует в древнейшем Синодальном Списке, написанном
не позднее XV века. Приходится допускать возможность того, что в
Новгородской 1 летописи младшего извода в данном месте имеется какое-то
новообразование. Бросается в глаза не сообразность. Слова летописи о Русской
Правде, данной Ярославом, не совпадают с текстом самой Краткой Правды, в
которой упоминается не только о Ярославе, но и его сыновьях. В Софийской первой
летописи имеются два известия об Ярославовых грамотах. Первое из них помещено
под 1019 год и имеет полное сходство с таким же известием, находится в
Новгородской 1 летописи младшего извода под 1016 год.
По своему составу Краткая Правда явно делится
на несколько частей: Правду Ярослава (ст. 1 -18); Правду Ярославовичей (ст.
19-41); Покон вирный (ст. 42); Урок мостников (ст. 43). Все части Краткой
Правды составлены в разное время и в разных местах. В Правде Ярослава входят
первые статьи Краткой Правды, от начала памятника до слов: “Правда
оуставлена на Роуськой земли”. В исторической науке шел долгий спор по
вопросу о том, когда возникла Правда Ярослава. Прежде всего, бросается в глаза
значительная разница между юридическими нормами договоров Руси с Византией и
Правды Ярославовичей. Русская Правда знает нормы, несомненно, более поздние,
чем договор 945 года. Договоры знают кровную месть без всякого ограничения: за
убитого мстят его ближайшие родичи. В Правде месть уже рассматривается
альтернативно с выкупом: “аше не боудеть кто мстя, то 40 гривенъ за
головоу”. Следовательно, надо считать, что Правда Ярослава
возникла позднее договоров Руси с греками. Древнейшая Русская Правда, как и
летопись 1015 года, рисует нам Новгород расколотым на две части, на два лагеря
- одному из них принадлежало население Новгорода от боярина до изгоя, а к
другому - чужеземцы. Самое начало Ярославовой Правды как бы возвращает нас к
той злополучной ночи, когда возмущенные мстили варягам на “Поромони
дворе”. Русская Правда узаконивает право на кровную месть: “Убьеть
муж мужа - то мьстить брату (за) брата, или сынови (за) отца, любо отцю (за)
сына, или братучаду, любо сестрину сынови. Аще не будеть, кто мьстя, то 40
гривен за голову. Аще будеть русин, любо гридин, любо купчина, любо ябетник,
любо мечник, аще изгой будеть, любо словенин, то 40 гривен положите за нь”.
Предполагая обороняться в Новгороде от
киевской отцовской дружины, Ярослав заигрывал с наемными отрядами варягов,
зверски наказал новгородцев, творивших самовальный суд. Письмо княжны Предславы
изменило все - перед Ярославом открылась возможность вмешаться в начинающиеся
усобицы. Ярославу нужно было опереться на более надежное войско, чтобы
отважится на борьбу с коварным полувизантийским Святополком. Единственной
возможностью был союз с Новгородом, а для этого нужно было дать какие-то
гарантии, оградить статьями княжего закона всех новгородцев от бесчинства
варяжских дружин Эймунда или иного конунга. Так появился устав Ярослава -
древнейшая Русская Правда, 18 статья которой защищала жизнь, честь, имущество
новгородских мужей и простых славян от бесцеремонных посягательств варягов.
Устав Ярослава не был первым законодательным
актом. Он представлял собой наиболее ранний кодекс семьи и брачного права
Древнерусского государства, сложившийся в течении XI -XII
веков. В связи с тем, что взаимоотношения внутри семьи феодального общества,
также как и заключение, и расторжение брака, принадлежали юрисдикции церкви,
этот кодекс стал церковным судебником. Уже в договорах с Византией 911 и 944
годов имеются ссылки на “закон русский” и возможно, что статья
Русской Правды о челядине выходят к этому, недошедшему до нас, другому закону[20]. Название Русская Правда этот
устав получил, как видно для отличия от уставов греческих, которые по принятию
христианства имели сильное влияние на юридический быт Руси. Русская Правда
первыми строками своими напоминает о древнем быте племен и указывает на
изменения, произошедшие в этом быту после призвания князей. Многое в Русской
Правде опиралось на обычное неписаное право: “если убьют огнищанина...” - так
начинается 3 первых параграфа закона Ярославичей. Убийство огнищанина каралось
смертью преступника (“во пса место”), если было совершено
грабителем, то огромным штрафом в четверть пуда серебра. Если огнищанина на
дороге убили разбойники, то штраф возлагался на всю общину, в которой было
найдено его тело.
Накануне окончательного распада Киевской Руси
на отдельные княжества был создан наиболее полный свод феодальных законов, так
называемый Пространной Русской Правдой. Грамота 1015 года была
использована для перечня наказаний за преступление против личности свободных
людей. Правда Ярославичей дала материал для защиты княжеского имущества и
защиты жизни княжеских управителей. “Покон вирный” определял прокорм в
пути за счет населения княжеского сборника вир. Устав заботился об иностранных
купцах. Новые статьи развивали тему защиты собственности, занимались вопросами
наследства и правового положения вдов и дочерей. Последующий раздел - подробное
законодательство о холопах, о штрафах за укрывательство чужого холопа. Новый
закон строже регламентирует княжескую долю штрафа (“продажу”), чтобы
княжеские сборщики не могли злоупотреблять своей властью.
По своей терминологии Правда Ярослава близко
подходит к договору Новгорода с немцами конца XII века (1195 года) в
том договоре имеется статья, напоминающая статью в Русской Правде: “Оже
имати скотъ варягу на русинъ, възметь свое”.[21]
В Правде Ярослава сказано почти теми же словами: “Аже где възыщеть на
друзъ прче, а он ся запирати почнеть, то ити ему на изводъ пред 12 человека” (ст.
14). Возможно, что Правда Ярослава была основана на более раннем памятнике.
Таковы первые 10 статей, кончающиеся двумя статьями о варягах и колбягах. Эта
часть Краткой Правды может быть названа Древнейшей Правдой. Вторая часть
Краткой Правды представляет собой особый памятник, который принято называть
Правдой Ярославовичей. Начинается она со слов: “Правда оуставлена
Роуськой земли, егда ся съвокупилъ Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко,
Перенъгъ, Микыфоръ, Кыянин, Чюдинъ, Микула”. Совещание Ярославовичей, на котором
рассматривались вопросы связанные с княжеской вотчиной, об организации
княжеской вотчины. Главной целью которого было - пересмотреть систему наказаний
и окончательно отменить отмирающую месть. Съезд Ярославовичей мог состояться
только между 1054 и 1073 годов, т. к. в 1054 году умер Ярослав, а в 1073 году Святослав
выгнал из Киева старшего брата Изяслава, и после этого Ярославовичи уже никогда
не собирались вместе. Возникновение Правды Ярославовичей, по-видимому, следует
отнести к 1072 году. Она была составлена в Вышгороде, на что указывает участие
в ее составлении Чудина и Микулы, связанных с Вышгородом. В ней обнаруживаются
черты, говорящие о наличии классовой борьбы, в условиях которой она была
создана. Такова ссылка Изяслава о пене в 40 гривен за убийство старого конюха
при стаде, “его же оубилъ Дорогобоудьци”.
Дорогобуж - город на Волыни, через который шел Изяслав, возвращавшийся с
польской военной помощью для подавления восстания киевлян. Правда Ярославовичей
возникла в непосредственной связи с восстаниями в 1068-1071 годах. Она называет
категории непосредственных производителей, своим трудом обслуживающих вотчину:
рядовичей, смердов, холопов и одновременно вводит высокие ставки за убийство
княжеских людей, участившиеся в то время на Руси. Правда Ярославовичей -
специальный закон. Она близка по духу к Capitulare de vilis Карла Великого. Ее
назначение - оберегать интересы княжеского имения, окруженного крестьянскими
мирами- вервями, враждебно настроенными против своего далеко не мирного
соседа-феодала. Недаром феодал укреплял свое жилище и защищал себя суровыми
законами.
Дополнительные статьи Русской Правды, видимо,
не имеют непосредственного отношения к Правде Ярославовичей, а приписаны позже,
начиная со слов: “а оже увидеть чюжь холопъ любо рабоу”. В
конце дополнительных статей помещен покон вирный и устав мостникам. По мнению
А.И. Соболевского и И.А. Стратонова, в уставе мостников говорится о постройке и
починке моста. Однако, в нем, наверно, устанавливается размер вознаграждения за
их работу. Он был памятником, который дал основание для взыскания разного рода
гипотез. Исследователи считают, что эта часть Краткой Правды возникла в
Новгороде. Под поконом вирным принято понимать те статьи Краткой Правды,
которые касаются поступлений от продаж и вир между князем, вирниками, церковью
(десятина), а также денежное или натуральное вознаграждение, которое должен
получить вирник при взыскании виры.
В действительности Краткая Правда возникла не
как механическое соединение двух или трех источников, а как единое целое, путем
определенной редакционной обработки, сделанной не позднее конца XI или
начала XII века. Местом возникновения Краткой Правды некоторые
исследователи считают Киев (Б.Д. Греков, С.В. Юшков), другие (М.Н.Тихомиров) -
Великий Новгород. Предположение о новгородском происхождении является пока
наиболее вероятным.
Еще более сложным является вопрос о
происхождении Пространной Правды. В рукописях Пространная Правда разделена на 2
части: 1 часть начинается заголовком: “Суд Ярославль Володимърич”, 2-
новым киноварным заглавием “Устав Володимъръ Всеволодовича”. Взгляд
на Пространную Правду как на сборник, состоящий из двух частей, не может быть
принят последующим соображениям. Одним из источников Пространной Правды
является Краткая Правда. Из которой в переделанном или дословном виде были
заимствованы некоторые статьи. Заимствование это было сделано и в первой и во
второй части Пространной Правды, причем единовременно, вследствие чего
отсутствует какое - либо повторение заимствования статей Краткой Правды, тогда
как такое повторение имеется в самой Краткой Правде как результат ее
составления на основании различных несогласованных между собой источников.
Кроме Краткой Правды, составители Пространной Правды использовали Устав
Владимира Мономаха.[22]
В него входили постановления о взимании процентов и о закупах. Третьим источником
является протограф Сокращенной Правды, т. к. текст Пространной Правды
складывается из трех источников, взаимно исключающих друг друга. Русская Правда
имела ближайшую связь с договорами Смоленска с немцами в XIII
веке, но возникла раньше их, т.к. тексты договора уже ссылаются на Правду и
имеют более поздний денежный счет, чем в Пространной Правде. По мнению
М.Н.Тихомирова, Пространная Правда возникла в начале XIII
века в Новгороде и была связана с новгородским восстанием в 1209 году. Время
возникновения новых юридических памятников на Руси чаще всего совпадало с
большими социальными изменениями. Так, Судебник 1550 года возник после
московского восстания 1547 года, А Соборное Уложение после 1648 года.
Пространная Правда была памятником гражданского законодательства в Новгороде.
Спор об официальном и неофициальном происхождении Пространной Правды, которым
исследователи так много занимались, в сущности, бесплоден, потому что в
древности понятие о законности памятника не было достаточно ясным. Авторы Пространной
Правды ставили перед собой задачу руководства, в котором тщательно определялись
в первую очередь финансовые права князя. Князь в своей вотчине рисуется Правдой
в качестве землевладельца- феодала. Вся администрация вотчины и все ее
население подлежит его вотчинной юрисдикции. Судить их можно только с
разрешения и ведома вотчинника (“или смерд умучат, а без княжа слова, за обиду
3 гривны, а в огнищанине, и в тивунице - 12 гривен” (ст.
33)). Также в Пространной Правде отстаивающие интересы боярства. Большое
количество статей Пространной Правды, относящихся к торговле и ростовщичеству,
типичны для такого памятника, который мог возникнуть в крупном городе. С
необыкновенной яркостью Пространная Правда рисует перед нами жизнь боярского и
купеческого дома, связанного с торговлей. Являясь памятником классового
господства феодалов, в ней можно увидеть беспощадное угнетение челядинов и
смердов. В Пространной Правде совсем не случайно на полях против перечня
личного состава княжеской вотчины (значительно расширенной против Правды
Ярославовичей), очевидно, какой-то “юрист” приписал: “Такоже и за бояреск”, т. е.
все штрафы, положенные за убийство вотчинны княжеских слуг, распространяются и
на вотчины боярские. Первое впечатление от Пространной Правды как и от Правды
Ярославовичей такое, что изображенный в ней хозяин вотчины с сонмом своих слуг
разных рангов и положений, собственник земли, обеспокоенный возможностью
убийств, стремится найти защиту в системе судебных наказаний.
Есть еще одна новость в Пространной Правде.
Она обмолвилась о свободных смердах. В то время как Правда. Ярославовичей
говорит только о смердах зависимых, упоминая их в числе челяди. Пространная
Правда говорит, что смерды лично ответственные перед государственной властью.
Смерд может работать на барском дворе, в барском хозяйстве вообще, но он не
теряет своих специфичных признаков непосредственного производителя, владеющего
средствами производства, необходимыми для ведения самостоятельного хозяйства.
Смерд действительно сделал, в конечном счете, челядь ненужной. Лешков В. “Соображая
статьи устава (Русской Правды), - пишет он, - по которым всякий смерд,
умиравший бездетным, давал право наследовать в своем имуществе князю, или по
которым умучение смерда, без княжего слова, подвергало виновного наказанию; по
которым имущество смердов постоянно противопоставлялось имуществу князей,
например, конь смерда - коню князя и борть смерда - княжеской, и по которым
были особые уроки смердам, оже оплатят князю продажу: мы заключаем, что смерды
были люди князя”. [23]Рассуждения
В.Лешкова неверны. “Смерды есть низший. Рабочий, безземельный класс. Они
были как бы наймиты, работавшие на князя из хлеба и, следовательно, обязанные
отдать ему все свои силы за полученную от него землю, хлеб и защиту”. [24] В.О. Ключевский всю землю
считает государственной. Смерда он видит только на государственной земле и
называет государственным крестьянином. Правда пользуется термином “смерд” в
двояком смысле: свободный простолюдин вообще и свободный крестьянин в
частности. Вопросу о древнерусских смердах суждено, видимо, остаться крайне
спорным надолго. С.В.Юшкову принадлежит заслуга изучения правового положения
смерда. Смерды- свободные члены общины- основная масса сельского населения всей
Руси, не попавшие в частновладельческую зависимость и подчиненные только
государству. Они - плательщики даней, самая значительная часть населения.
Русская Правда имея в виду киевских и новгородских смердов, знает не только
крепостных смердов, но и свободных. Свободный смерд сам отвечает за свои
преступления: “то ти уроци смердам, оже платять княжю продажю” (ст.
45 ПП). Стало быть, не все смерды платят князю продажу, т.е. отвечают за себя,
а только свободные. [25]
Даже при первоначальном знакомстве с Русской
Правдой бросается в глаза отсутствие одной из характерных черт феодального
законодательства: в княжеском Уставе, нет ни слова о нормах оброка и барщины
для смерда. Впервые о смерде говорится в статье 26 Краткой Правды
Археографического списка: “А въ смердьи и холопъ 5 гривенъ”. Смерд
работал на пашне, жил по селам. Поэтому за смердами наблюдали особые сельские
старосты. У смерда был рабочий скот, который он получал от господина. Поэтому
на него распространялось “право мертвой руки”,
отчетливо выраженное в первой части статьи 90 ПП: “Аже
смерд умреть, то задница князю”. Это суровое право распространялось на
смердов потому, что в изучаемый период они в правовом положении не выделялись
из среды холопов. [26]
Однако трудности определения статуса смерда на этом не кончаются. Смерд и по
другим источникам выступает как крестьянин, владеющий домом, имуществом,
лошадью. За кражу его коня штраф устанавливается 2 гривны.
Дани, полюдье и прочие поборы подрывали устои
общины, и многие ее члены, чтобы уплатить дань сполна и самим как-нибудь
просуществовать, должны были вынуждены идти в долговую кабалу к своим богатым
соседям. Долговая кабала стала важнейшим источником формирования экономически
зависимых людей. Они превращались в челядь и холопов, гнувших спины на своих
хозяев и не имевших практически никаких прав. Более сложной юридической фигурой
является закуп. Краткая Правда не упоминает закупа, зато в Пространной Правде
помещен специальный устав о закупах. Закуп- человек, работавший в хозяйстве
феодала за “купу”, заем, в который могли включаться различные
ценности: земля, скот, деньги и прочее. Этот долг следовало отработать, причем
не существовало нормативов. Объем работы определялся кредитором. Поэтому с
нарастанием процентов на заем, кабальная зависимость увеличивалась и могла
продолжаться долгое время. Первое юридическое урегулирование долговых отношений
закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха.[27] Закон охранял личность и
имущество закупа, запрещая господину беспричинно наказывать и отнимать
имущество. Если сам закуп совершал правонарушение, ответственность была
двоякой: господин увеличивал за него штраф потерпевшему, но сам законодатель
мог быть выдан головой, т.е. превращен в холопа. В качестве свидетеля в
судебном процессе закуп мог выступать только в особых случаях. В феодальном
хозяйстве широко применялся труд рабов- холопов, ряды которых пополнялись
пленными, а также разорившимися соплеменниками. Положение холопов было крайне
тяжким - они “ниже хлеба ржаного ели и без соли от последней нищеты”.
Феодальные путы цепко держали человека в рабском положении. Иногда, вконец
отчаявшись и изуверившись во всех земных и небесных надеждах, холопы пытались
разорвать их, поднимали руку на обидчиков- хозяев. Так, в 1066 году, сообщает
Новгородская летопись, был удавлен собственными холопами один из церковных изуверов
епископ Стефан. Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное
положение особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Его
личность как субъекта права не защищалась законом, В судебном процессе холоп не
может выступать в качестве стороны. Ссылаясь на его показания в суде, свободный
человек должен был оговориться, что ссылается на “слова холопа”. Закон
регламентировал различные источники холопства Русской Правды и предусматривал
следующие случаи: само продажа в рабство, рождение от рабы, женитьба на рабе, “ключничество”, т.е.
поступление в услужение к господину, но без оговорки о сохранении статуса
свободного человека. Одна у холопа была надежда. Если был он пленным - “от рати
взят”, то соплеменники могли выкупить его. Цена за пленного
была высока- 10 златников, полновесных золотых монет русской или византийской
чеканки. Не каждый надеялся, что заплатят за него такой выкуп. А если раб
происходил из своего русского рода- племени, тогда ждал он и желал он смерти
своего господина. Хозяин мог завещанием своим духовным, надеясь искупить земные
грехи, отпустить холопов на волю. После этого превращался холоп в пущенника, то
есть отпущенного на волю. Холопы стояли на низшей ступени уже и в те древние
времена лестницы социальных отношений. Источники холопства были также:
совершения, бегства закупа от господина, злостное банкротство. Жизнь
становилась сложнее, дани и оброки увеличивались. Разорение непосильными
поборами смердов- общинников породило еще одну категорию зависимых людей- изгоев.
Изгой- это человек, изгнанный силой тяжелых жизненных обстоятельств из своего
круга, разорившийся, потерявший дом, семью, хозяйство. Название изгоя
происходит, по-видимому, от древнего глагола “гоить”,
равнозначному в старину слову “жить”. Уже само возникновение особого слова для
обозначения таких людей говорит о большом количестве обездоленных. Изгойство
как социальное явление широко распространилось в Древней Руси, и феодальным
законодателям пришлось включить в своды древних законов статьи об изгоях, а
отцам церкви то и дело поминать их в своих проповедях.[28]
В нашей литературе по истории русского права
нет единого мнения о происхождении Русской Правды. Одни считают её не
официальным документом, не подлинным памятником законодательства, а приватным юридическим
сборником, составленным каким-то древнерусским законоведом или группой
законоведов для своих личных целей. Другие считают Русскую Правду официальным
документом, подлинным произведением русской законодательной власти, только
испорченным переписчиками, вследствие чего появилось множество различных
списков Правды, которые различаются количеством, порядком и даже текстом
статей.
Бесспорно, что, как и любой другой правовой
акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы
в виде источников права. Нам остаётся перечислить и проанализировать эти
источники, оценить их вклад в создание Русской Правды.
Ознакомившись с литературой, посвящённой
Русской Правде, я заметила, что она насчитывает более чем 200-летнюю давность.
В 1738 году русский историк В. Н. Татищев “с крайней прилежностью” сделал
список из этого памятника и представил его в Академию Наук. Однако прошло почти
30 лет, прежде чем Русская Правда впервые вышла печатным изданием. Только в
1767 году находку Татищева, А.Л.Шлецер напечатал Русскую Правду под заглавием: “Правда
Русская; данная в XI веке от великих князей Ярослава Владимировича
и сына его Изяслава Ярославовича”. С этого времени не прекращающийся интерес
историков к этому замечательному памятнику по истории Древней Руси. В.Н.
Татищев опубликовал краткую редакцию памятника. Но уже в том же XVIII
веке была опубликована и Пространная Правда. В.Крестинин напечатал текст
Пространной Правды, помещённый в одной из Кормчей, принадлежавшей в XVI веке
Строгановым и подаренной ими в Благовещенский собор в Сольвычегодске. Несколько
позже (в 1792 году) было напечатано новое издание Пространной Правды, издателем
был И.Н.Болтин. Новые открытия были сделаны Н.М.Карамзиным, который обратил
внимание на пергаментный (Синодальный) список Кормчей XVIII
века, заключавшей в себе текст Пространной Русской Правды. Новые издания
памятника появились в “Русских достопамятностях”,
которые стали печататься в 1815 году. Русская Правда предметом особых
исследований. В 1826 году на немецком языке вышло сочинение И.Ф.Эверса “Древнее
русское право”. Он признал, что краткая редакция Правды составлена в
XI веке, а Правда - в XIII веке.
Первый период изучения Правды завершился
сочинением Тобина, напечатанным на немецком языке в 1844 году. Тобин разделил
все списки Правды на 2 “фамилии”. К первой он отнёс Краткую Правду, а ко
второй - Пространную. Краткая Правда, по мнению Тобина, состоит из двух частей.
Первая часть Краткой Правды составлена Ярославом Мудрым, вторая - его сыновьями
и служит дополнением к первой. Пространная Правда, в основном, соответствует
Краткой Правде, 2 принадлежит Владимиру Мономаху.
Работы Эверса и Тобина оказали большое влияние
на литературу о Русской Правде, но в то же время они ясно обнаружили
необходимость к новым методам исследования. Перед русской наукой встал вопрос о
выявлении списков Русской Правды и их классификации. Этот вопрос был разрешён в
работе Н.В.Калачова “Предварительные юридические сведения для
полного объяснения Русской Правды”, впервые напечатанном в 1846 году и вновь
переизданном в 1880 году. Труд Калачова делится на 4 отделения. В первом он
делает разбор изданий и сочинений о Русской Правде до 1846 года. Во втором
отделении своего труда Н.В.Калачов даёт деление списков Русской Правды на “фамилии”. К
первой фамилии он отнес списки Краткой Правды, которые встречаются в составе
Новгородской 1 летописи. Во вторую фамилию он включил Пространной и Сокращённой
Правд, находящихся в Кормчих, а также в юридических сборниках, известных под
названием Мерила Праведного и Кормчей. К этой фамилии, по Н.В. Н.В.Калачову,
относятся древнейшие пергаментные списки: Синодальный XIII
века и Троицкий XIV века. Списки третьей фамилии находятся в позднейшей
Новгородской летописи, известной под названием Софийского Современника, т. е. к
так называемому Карамзинскому виду. Наконец, к четвёртой фамилии Н.В.Калачов
относит списки Русской Правды, Помещённые в “сборниках разных статей” и
представленные древним Пушкинским списком XIV века, напечатанным Д.Дубенским в “Русских
достопамятностях”. В третьем отделении своего труда Н.В.Калачов дал
текст Русской Правды с привлечением к изданию 44 списков. К сожалению, он
разбил текст на статьи в произвольном порядке, группируя их по юридическим
признакам. В последнем, четвёртом издании своего труда историк напечатал
известные ему памятники.
В 1881-1886 годах были напечатаны “Исследования
о Русской Правде” Мрочек-Дроздовского. Он приложил к текстам Правды
словарь, объясняющий некоторые слова. Его работа носит справочный характер и ни
в коем случае не может быть сравнена с работой Н.В.Калачова. Новая постановка
была сделана В.И.Сергеевичем. Свои мысли о Русской Правде с наибольшей ясностью
он изложил в “Лекциях и исследованиях по древней истории русского
права”. В отличие от Н.В.Калачова В.И.Сергеевич делит все
списки Русской Правды на 3 “фамилии”. В первую он выделяет Краткую Правду, которая
состоит из двух частей: древнейшей Правды и Правды Ярославовичей. По мнению
Сергеевича, Краткая Правда была составлена в XI веке в Киеве. Ко
второй фамилии он относит все списки Пространной Правды. Составление
Пространной Правды “должно быть отнесено к началу XII века”. К
третьей фамилии относится Сокращённая Правда, время возникновения которой он
определяет XIII веком. Заслугой его явилось то, что он особое
внимание обратил на две части, признав их особыми редакциями, таким образом, у
него оказалось также 4 “фамилии”.
Не мог пройти мимо Русской Правды и В.О.
Ключевский. В своём “Курсе русской истории” он
подробно изучает не только содержание Русской Правды, но и вопрос о её
происхождении. Указав многочисленные точки соприкосновения между Русской
Правдой и юридическими памятниками церковного происхождения (Кормчими, Мерилами
Праведными и т. д.), Ключевский приходит к выводу, что “Русская
Правда - это церковный судебник по недуховенским делам лиц духовенского
ведомства... Русская Правда - свод постановлений об уголовных преступлениях и
гражданских правонарушениях в том объёме, в котором нужен был такой свод
церковному судье для суда по недуховным делам “церковных людей”. [29] Он впервые сопоставил Русскую
Правду со многими древнерусскими памятниками.
Переходим к взгляду Г.И. Шмелева, который
относит происхождение Древнейшей Правды к временам князя Владимира. Но этот
взгляд не получил самостоятельной аргументации. Шмелев развивает взгляд
Ключевского о возникновении Русской Правды в церковной среде и считает, что
потребность в издании церковного сборника прав по не церковным делам могла
возникнуть сразу же по крещении Руси, следовательно, могла тогда же возникнуть
и Древнейшая Правда. [30]
Взгляды Г.И.Шмелева являются простыми предположениями.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|