|
Древнерусское феодальное право
В 1910-1913 годах большая работа (4 тома) на
немецком языке Л.К.Гетца, профессора университета в Бонне, в которой
досконально разработан текст Русской Правды. Первая редакция Правды, по Гетцу,
должна быть отнесена к дохристианскому времени. Наиболее ценной частью работы
Л.К.Гетца являются его комментарии к тексту, основанные на выводах всей
предшествующей литературы о Русской Правде.
Против тезиса Л.К.Гетца о том, что в
Древнейшей Правда нет следов уголовно-карательной деятельности князей,
Владимирский - Буданов М. Ф. Привел в своей рецензии перечень многочисленных
данных о том, что с именем Я связывается установление многих норм и
существенных определений карательной системы. Например, статья Пространной
Правде: “По Ярославе же пакы - совокупишаеся сынови его и
отложиша убиение за голову по кунами ее выкупати, а иное все, якоже Ярослав
судил, такожже и сынове его уставиша”.
[31] Русские исследователи, в частности,
М.Ф.Владимирский-Буданов, подчеркивает, что Древнейшая Правда непосредственно
примыкает к Правде Ярославовичей по содержанию, она дает лишь такие
постановления, каких недоставало в 1 Правде. Это предположение вообще делает
невозможным предположение о 2-х вековом разрыве между этими памятниками.
Наконец, Л.К.Гетц неправильно говорит об элементарности, простоте социальной
структуры, которая якобы является документом архаичности Древнейшей Правды. В
статье 1 упоминаются разные слои тогдашнего общества, Древнейшая Правда
упоминала только о таких группах населения, положение которых в области защиты
из жизни не было урегулировано. Тот факт, что в одной статье Древнейшей Правды
упоминается о некрещеных варягах и колбягах, отнюдь не является доказательством
дохристианского происхождения Древнейшей Правды, а наоборот, может явиться
доводом в пользу христианизации всей массы русского населения. Все эти
возражения показали настолько слабую аргументацию, что ему не было оказано
поддержки даже со стороны буржуазных историков - норманистов.
В 1914 году вышла книга Н.А.Максимейко,
доказывающего, что Краткая Правда Возникла во второй половине XI века,
как единый памятник.
И.И. Яковкин считал, что Правда Ярославовичей
была дана в целях отмежевания новгородцев от состава княжеского двора. Этот
взгляд мы применять не можем, т.к. его теория происхождения Русской Правды
совершенно не связана с историей права Киевского государства, неправильны
соображения об общественно- политическом строе новгородской земли.
В приведённом обзоре литературе по изучению
Русской Правды отмечены только наиболее крупные работы. Кроме того, было
написано множество статей по объяснению отдельных неясных выражений и терминов
в различных редакциях Русской Правды. Несмотря на обширность литературы об этом
памятнике, общие итоги её изучения дворянско-буржуазной историографией нельзя
признать удовлетворительными. Издания текстов Русской Правды были сделаны
неполно. Большое количество списков Русской Правды, помещённых в Кормчих и
различных сборниках, остались совершенно неизученными. При изучении статей
Русской Правды применялся метод объяснения их содержания путём примитивного
сопоставления с законами других стран, причём все черты сходства обычно
объяснялись заимствованиями в Русскую Правду из скандинавских и других законов.
После длительного, почти 2-х векового, исследования Русской Правды
дворянами и буржуазными историками этот памятник так и остался без надлежащего
объяснения.
Русская Правда является основным источником по
Руси X -XIII веков, рисующим нам положение феодального хозяйства и
положение производителей- крестьян. Первоочередной задачей советских
исследователей стало изучение списков Русской Правды и их научное издание.
Значительная часть выводов известной книги Б.Д.Грекова “Киевская
Русь” построена на тщательно анализе Русской Правды, в
частности, большая и принципиально важная глава об организации крупной вотчины X - XI
веков. Не занимаясь специально вопросом о происхождении редакции Русской
Правды, он не прошел мимо вопроса об их датировке. Он считает, что Правда
Ярославовичей и Пространная Правда - документы XI - XII веков. Место
возникновения Русской Правды - Киев.[32]
Большое место Русской Правде уделяет и С.В.Юшков в своем исследовании о
феодализме в Киевской Руси. Труды советских историков впервые показали огромное
значение Русской Правды, как источника по изучению экономики общественного
строя на Руси X - XII веков. В 1935 году под редакцией С.В.Юшкова
вышло первое издание Русской Правды по всем известным спискам (на украинском и
русском языках). Все списки Русской Правды разделены им на 5 редакций. К первой
отнесена краткая редакция Правды, ко второй - пространная редакция по
Синодальному, Троицкому и близких к ним спискам. К третьей - списки Пространной
Правды по так называемому Карамзинскому изводу, в котором имеются дополнительные
статьи о резах (процентах), в четвёртую редакции выделены списки пространной
редакции Правды в соединении с Законом Судным людем, в пятую- сокращённые
списки Русской Правды. Ценной особенностью издания Русской Правды под его
редакцией является его полнота. Для издания привлечено 86 списков Русской
Правды. Также трудами Б.Д.Грекова и С.В.Юшкова было окончательно установлено,
что в основу руско-византийских договоров были положены законы и обычаи Древней
Руси.
Крупным событием в исторической науке явилось
новое издание Русской Правды по всем её спискам, подготовленным к печати
коллективом сотрудников Института Академии Наук по инициативе и под редакцией
Б.Д.Грекова. Для издания использованы все известные списки Русской Правды, в
количестве 88, не считая 15 списков, не использованных для вариантов, как
поздние копии с более старых списков. Несомненным достижением является
классификация списков Пространной Русской Правды, составленная В.П.Любимовым.
Они разделены им на 3 группы: Синодально-Троицкую, Пушкинскую и Карамзинскую с
подразделением каждой на виды. Однако недостатком такого деления явилось
производное отнесение Сокращённой Русской Правды к группе списков Пространной
Правды, чем нарушается само понятие о редакциях памятника, тем более что списки
Сокращённой Русской Правды не могут быть признаны механическим извлечением из
какого-либо списка пространной редакции.
Фальсифицируя и извращая историю русских и
славянских народов, дворянско-буржуазные историки иногда доходили до отрицания
славянского происхождения Русской Правды. М.П.Погодин, например, знал Русскую
Правду, неоднократно ее цитировал и даже целиком поместил 2 ее части в 3 томе
своих “Исследований, замечаний и лекций”,
однако, он увидел в ней не то, что в ней действительно существует. Погодин
пытался уверить читателя, что Русская Правда - германского происхождения. Тоже
писали и другие представители дворянско-буржуазной науки. Морошкин: “Думаю,
что Русская Правда есть чадо одной семьи с варварскими кодексами, особенно
близкое Саксонскому, Англо-Веринскому, Фриускому и Салическому. Может быть, она
прибыла к нам с руссами в каком - либо письменном виде”.
Погодин прибавляет: “Бесспорно, принадлежащие Ярославу статьи
являются германского происхождения”.
[33] Что же германского в Русской Правде? Погодин
находит германскими следующие ее элементы
“месть, пени за побои,
повреждения, постановления относительно холопов, коней, двенадцати мужей”. Свою
основную мысль он пытается доказать: “кровавая месть- закон по преимуществу
скандинавский, денежные пени за телесные повреждения- скандинавское учреждение” и тому
подобное. Словом, творчеству русского народа не осталось ничего. Авторы,
разделяющие эту точку зрения, не задумывались над тем, почему прибывший вместе
с варягами германский закон написан на чистейшем древнем русском языке, почему
в этом законе нет ни слова о, которое, бесспорно можно считать германским?
Почему все эти авторы обращаются к германским сборникам права и никто из них не
поинтересовался славянскими Правдами?
Между тем обращение только к германским
законодательствам при изучении Русской Правды совершенно не оправданно.
Исследователю при изучении Русской Правды необходимо, прежде всего, иметь в
виду такой факт, как родство славянских народов. В своем труде “Марксизм
и вопросы языкознания” И.В.Сталин пишет: “Нельзя
отрицать, что языковое родство, например, таких наций как славянские, не
подлежит сомнению. Изучение языкового родства этих наций могло принести большую
пользу в деле понимания законов развития языка”.[34] Это положение Сталина нужно
иметь в виду и при изучении явлений общественной жизни славянских народов, его
нужно иметь в виду при исследовании многогранной истории славянства.
Игнорирование славянских Правд - это внушение
немецких псевдоученых, авторитет которых долго считался непререкаемым. Как же
тяжело было М.В, Ломоносову ломать эту твердыню.
Еще в 1756 году Струбе де Пьермонт в своем “Слове о
начале и переменах Российских законов” говорил о большом сходстве между
древнерусскими законами и другими законами Дании и Швеции. Этот взгляд был
поддержан Карамзиным, Щепкиным, что являлось проявлением норманизма.
Противостоял им известный историк С.М.Соловьев. Он указал, что варяги не стояли
выше славян на ступенях общественной жизни, следовательно, не могли быть
господствующим народом в духовном и нравственном смысле.[35]
Вопросу о происхождении тестов Русской Правды
посвящена работа М. Н. Тихомирова “Исследование о Русской Правде (происхождение
текстов)”. Он положил в основу изучение списков Пространной
Правды классификацию В.П.Любимова. Новым явился метод
определять время и причины происхождения того или иного извода Русской Правды в
связи с общим анализом тех рукописей, в которых помещался данный текст.
М.Н.Тихомиров считает Краткую, Пространную и Сокращённую Правды не отдельные
редакциями, а особыми памятниками, только связанными друг с другом по своему
происхождению и взаимосвязи. В составе Краткой Правды он различает 4 части.
Первая часть, Правда Ярослава, или Древнейшая Правда, появилась в Новгороде в
1036 году, причём в ней выделяет 10 статей, возникших также в Новгороде в 1016
году, в связи с пожалованием новгородцев грамотой Ярославом Мудрым. Правда
Ярославовичей датируется 1072 годом. Она возникла как прямой ответ феодалов на
крестьянские восстания 1068-1071 годов. Третьей частью являются приписки к
Правде Ярославовичей, четвёртой - покон вирный. Эти части возникли в
первой половине XII века также в Новгороде. Пространная Правда, по его мнению, соединением
3-х памятников: Краткой Правды, устава Владимира Мономаха и протографа
Сокращённой правды. Устав Владимира Мономаха появился 1113 году в связи с
большим народным движением городского и деревенского населения. Мономах вовсе
не принадлежит к тем историческим деятелям, которые смотрят вперед, разрушают
старое, удовлетворяют новым потребностям обществам: это было лицо с характером
чисто охранительным. Своё участие в судьбе зависимых людей он сформулировал в
своем “Поучении” (“Больше всего не забывайте убогихъ, но сколько
можете по мере силъ кормите ихъ. Сироту и вдову сами на суде по правде судите,
не давайте сильным обижать ихъ. Ни правого, ни виноватого не убивайте, и не
позволяйте убивать, хотя бы и заслуживалъ смерти, не губите никакой
христианской души...”) и запечатлел на страницах Русской Правды.
Сокращённая Правда основана на неизвестном протографе XII
века, который был использован также составителями Пространной Правды. Сама
Пространная Правда возникла в Новгороде в связи с восстанием 1209 года.
Таким образом, Русская Правда в 3-х её
основных видах связывается Тихомировым с развитием классовой борьбы и народного
движения. С.В. Юшков выразил свои взгляды на Русскую Правду В специальном
исследовании “Русская Правда, происхождение, источники, её значение”.
Значительная часть этой книги занята полемикой с взглядами Тихомирова. Он
отстаивает своё прежнее мнение о том, что Пространная Правда состоит из двух
частей: Правды Ярослава и устава Владимира Мономаха, представляющего собой всю
вторую часть памятника. Основные результаты исследования даны С.В.Юшковым в
последней, третьей части книги. По его мнению, первой попыткой “унификации
норм русского права” явилась попытка Владимира заменить взимание вир
смертной казнью. При Ярославе Мудром в 30-х годах XI века
в Киеве возникла Правда Ярослава, или Древнейшая Правда. К 1072 году относится
возникновение Правды Ярославовичей. На основе этих двух сборников возникла
Краткая Правда. Таким образом, Юшков дал совершенно иную схему возникновения
Русской Правды, чем другие учёные. По С.В.Юшкову: “Только
в предположении, что нормы, которые излагались Древнейшей Правде являются
новыми до сих пор широкой массе населения и судебно-административному аппарату
неизвестны, можно понять смысл издания особого устав и его обнародования”.[36] По вопросу: когда и в какую
Правду, был первоначально включен текст Русской Правды, существуют
только предположения историков: Шахматова, Тихомирова и Приселкова.
Вопросу о Краткой Правде посвящены и некоторые
страницы исследования Л.В.Черепнина “Русские феодальные архивы XIV - XV
веков”. Возникновение Правды Ярослава он относит к 1016 году,
связывая с событиями в Новгороде, когда новгородцы перебили варягов, а Ярослав
Мудрый уничтожил большое число новгородцев. По его мнению, “Правда
Ярослава 1016 года такой же ряд между новгородским обществом и корпорацией
варягов, как и договоры Олега и Игоря с Византией”. [37] Этот вывод требует самой серьёзной проверки,
т. к. чрезмерно сужает значение Краткой Правды, доводя её до уровня простого
договора с наёмными варягами. Не следует забывать, что заголовок “Правда
Русская” указывает, что составители сборника законов понимали
под словом “русские” юридические нормы, а не варяжские.
При изучении Русской Правды следует иметь
некоторые познания по русской палеографии, без которых особенности изучаемого
памятника остаются непонятными. Русские рукописные книги XI - XVII
веков были написаны на пергаменте и бумаге. Пергамент долгое время господства в
письменности раннего периода. Древнейшие списки Русской Правды XIII -XIV
века написаны на пергаменте (Синодальный, Троицкий, Мусин-Пушкинский),
остальные - на бумаге.[38]
На данный момент в нашей исторической
литературе господствует убеждение, что частная юридическая жизнь древней Руси
наиболее полно и верно отразилась в древнейшем памятнике русского права - в
Русской Правде.[39]
Насколько мне позволяет знание изучаемого материала, я полностью согласна с
этим утверждением, ибо в Русской Правде охвачены чуть ли не все отрасли
тогдашнего права. В этом документе достаточно подробно говорится о
существовавших в то время договорах: купли-продажи (людей, вещей, коней, а
также самопродажи), займа (денег, вещей), кредитования (под проценты или без),
личного найма (в услужение, для выполнения определённой работы); в нём чётко
регулируется правовое положение отдельных групп населения (зависимые и
независимые), зафиксированы основные черты частного права
В русском праве периода Киевской Руси не было
и не могло быть общего термина для обозначения права собственности, так как
содержание этого права было различным в зависимости от того, кто был субъектом
и что фигурировало в качестве объекта права собственности. Группа статей
Русской Правды защищает такую собственность. Устанавливается штраф в 12 гривен
за нарушение земельной межи, такой же штраф следует за разорение пчельников,
бобриных угодий, за кражу ловчих соколов. Высшие штрафы в 12 гривен
устанавливаются за побои, выбитые зубы, повреждение бороды - видимо,
корпоративное понимание чести зачастую приводило к физическим столкновениям. В
феодальной прослойке ранее всего произошла отмена на женское наследование. В
церковных уставах за насилия над боярскими жёнами и дочерьми устанавливались
высокие штрафы: от 1 до 5 гривен золота, за остальных-5 гривен серебра.
В древнерусской общине огромное значение имела
собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно
наличием собственности. Человек, лишённый собственности или промотавшей её, мог
обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него
осталось - собственной личностью. В русском праве периода Киевской Руси не было
и не могло быть общего термина для обозначения термина права собственности, т.
к. содержание этого права было безлично в зависимости от того, кто был
субъектом и что фигурировало в качестве объекта права собственности. Различают
собственность в экономическом смысле как “состояние принадлежности”, и
право собственности, которое возникает при регулировании действующих отношений
нормами права. Происходит юридическое определение границ земельной
собственности и режима распоряжения его обладателями. Собственникам
(коллективам, семьям, личностям, государству) на различных этапах принадлежит в
разных пределах право владения (факт обладания), право пользования (извлечение
доходов) и право распоряжения (определения юридической судьбы вещей). В
феодальном обществе право собственности среди феодалов определяется их взаимной
связью и связью с государством, т.е. системой вассальной зависимости. А в
крестьянской среде системой запретов на распоряжение. От различий этих
отношений зависит и различие в статусе собственности. Исторически раньше всего,
видимо, появилась понятие собственности на движимое, личное имущество (скот,
орудие труда, оружие). В X - XI веках общинные пережитки на Руси еще довольно
значительны. Однако определить форму собственности весьма трудно из-за
недостатка источников. В Русской Правде в подавляющем большинстве случаев речь
идет об индивидуальной собственности. Скорее всего, в развитых районах, где
действовало княжеское законодательство, индивидуальная (частная) собственность
играла решающую роль. Собственник по Русской Правде имел право распоряжаться
имуществом, вступать в договоры, получать доходы с имущества. Требовать его
защиты при посягательствах. Объектами права собственности выступает весьма
обширный круг вещей - кони и скот, одежда и оружие, торговые товары и др.
Труднее обстоит
дело с земельной собственностью, поскольку имеется лишь ограниченный круг
статей ст. 70, 71, 72 ПП (ст. 34 КП), которые устанавливают штрафы в 12 гривен
за нарушение земельной бортной межи и за уничтожение межевого знак (перетёса),
сделанного на дереве. С точностью нельзя установить, чья это межа: крестьянина,
коллектива или феодала. Следовательно, всякое сельское владение имело свои
пределы, утвержденные гражданским правителем и знаки их были священны для
народа.
Статья 32 Правды Ярослава особо подчёркивает
охрану княжеской собственности, установив штраф за порчу княжеской борти. Есть
мнение, что высшая ставка штрафа есть указание на “дворовую
границу с тыном” (забором), а в ст. 70 о “вервной”
деревенской общине, большая ставка штрафа есть лишь показатель уважения
законодательных прав землевладельцев. Другие источники свидетельствуют о
наличии в рассматриваемый период индивидуального крестьянского хозяйства.
Однако они указывают на существование сёл, погостов, вервей, весей - сельских
населённых пунктов с компактными форма владения. Вероятно, это соседские общины
с индивидуальной формой собственности, а дворовый участок и периодическими
переделами пахотной земли.
Внутрифеодальные договоры и кодексы,
регулирующие землевладельческие отношения, до нас не дошли.
В Русской Правде нашел свое отражение процесс
усиления охраны частной собственности. Так, если в Краткой Правде величина
штрафа зависела только от вида и количества украденного скота, то в ПП (ст. 41,
41) величина штрафа определялась и местом совершения преступления (украден ли
скот из закрытого помещения или с поля). Еще дальше в развитии охраны частной
собственности на землю идет Пространная Правда. Для нее (ст. 72) характерна
большая по сравнению со ст. 34 КП дифференциация возможных случаев нарушения
межи (здесь особо выделяются бортовые, ролейные, дворовые межи), что дает
основание говорить о дальнейшем развитии феодального хозяйства и прежде всего
за счет общинных земель, росте случаев нарушения права частной собственности в
условиях усиливающегося социального неравенства.
Формы собственности были различными. Помимо
семейно-индивидуальных и общинных хозяйств имелись следующие. Княжеский домен
представлял собой конгломерат земель, принадлежавших лично князю. Они взимали
там оброки, налагали иные повинности, распоряжались землями по собственному
распоряжению.
Сведения о княжеских землях имеются уже в X веке.
Княгине Ольге принадлежали села: Олгинчи, Будутино. Владимир 1 владел селом
Преславино и населённым пунктом Берестово с сотнями наложниц.[40] Большое значение имел фонд
государственных земель, обложенных данью. Они формировались путём окняжения,
военных захватов. Государственные земли охранялись на Руси столетиями и были
важным источником пополнения казны. Учёные вели долгую полемику о
принадлежности этих земель. Одни считали непосредственно государственной
собственностью, другие - собственностью крестьян (или общин), имевших право
распоряжаться землёй, но с сохранением повинностей при переходе к новому
владельцу.
Собственность феодалов возникла как частная и
основанная на княжеских пожалованиях, в виде доменов, боярских и монастырских
вотчин. Источником её приобретения первоначально была заимка, освоение
свободных земель руками холопов и зависимых крестьян. Затем главным способом
приобретения земли стал прямой ее захват у соседских общин (“окняжение
и обояривание земли”). Чем позднее редакция Русской Правды, тем больше в
ней данных о развитии феодальной вотчины, которая включала в себя хоромы
владельца, жилища его слуг, помещения для челяди, хозяйственные постройки.
Вотчинники присваивали леса, устраивали бортные заповедники, захватывали
охотничьи угодья и промысловые участки добычи меда. Об этом, в частности,
говорят статьи 69 и 70 ПП, охраняя интересы собственников. Охрана частной
собственности - одно из назначений Русской Правды. Так, согласно статье 71 ПП,
истребление знака собственности на бортных деревьях влекло штраф в 12 гривен.
Высокий штраф означал, прежде всего, защиту самого принципа частной
собственности, на который совершал покушение нарушитель.[41]
В XI веке летописи упоминают о сёлах народных
дружинников. В XII веке вотчины бояр были частной собственностью. Князья
раздавали земли под условием службы. Условные держания могли быть и в самой
боярской иерархии, княжеская раздача земель сопровождалась получением
иммунитетов (независимых действий в этих владениях) - судебных, финансовых
управлений. [42]В
Русской Правде нет сведений о землевладении феодалов, но в ней упоминаются
лица, жившие на этих землях: тиун боярский (ст. 1), боярские холопы (ст. 46),
боярские рядовичи (ст. 14)
Субъектами права собственности могут быть
только люди не рабского сословия. Деление вещей на движимость и недвижимость не
нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде
довольно обстоятельно. Собственность, её содержание и различные виды владения
не нашли специальных обобщенных терминов, однако на практике законодатель
различал право собственности и владения.
Собственник имел право на возврат своего
имущества из незаконного владения на основе строго установленной процедуры за
причинённую “обиду”, назначался штраф в 3 гривны. Возвращение
вещей требовало свидетельских показаний и разбиралось при необходимости перед “сводом
из 12 человек” (ст. 13, 14, 15, 16 КП; ст. 34, 35 ПП). “Если
кто чего взыщет на другом, и последний начнет запираться, то идти ему на извод
12 мужей”. В первом из списков Правды Ярослава сказано, что
истец во всякой тяжбе должен идти с ответчиком на извод перед 12 гражданами,
может быть присяжных, которые разбирали обстоятельства дела по совести,
оставляя судье определить наказание взыскивать пеню. Так было и в Скандинавии,
откуда сей мудрый указ пришел в Великобританию. Англичане наблюдают его поныне
в судебных делах.
Общий принцип защиты движимости и
собственности заключался в том, чтобы вернуть её законному хозяину и заплатить
ему штраф в качестве компенсации за убытки. Движимая собственность (включая
холопов) считается в Русской Правде объектом полного господства собственника:
при спорах о её возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами
договариваются между собой. Доверившие имущество рабам и холопам (для торговых
операций и т. д.) несли в случае причинения убытков и истребления вещи
ответственность перед 3-мя лицами в полном объёме (ст. 116, 117). Иными
словами, законодатель понимал, что право собственности определяется волей
самого собственника. Защита движимости собственности, если это не было связано
с уголовным преступлением, не носило сословного характера - каждый вправе
равнозначно определять её судьбу.
Следует отметить сравнительную развитость
обязательственного права ив Киевской Руси. Это является еще одним
свидетельством господства здесь права частной собственности.
Обязательство представляет собой
правоотношение, в силу которого лицо, нарушившее интересы другого лица, обязано
совершить определённые действия в пользу потерпевшего. В древности существовало
2 вида обязательств. Из правонарушений (деликтов и договоров), причём первые
возникли, видимо, раньше. В Русской Правде обязательства из деликтов влекут ответственность
в виде штрафов и возмещения убытков. Укрывающий холопа должен вернуть его и
заплатить штраф (ст.11 КП). Взявший чужое имущество должен вернуть его и
заплатить 3 гривны штрафа (ст.12, 13 КП). Договорные обязательства оформляются
в систему при становлении частной собственности, но абстрактное понятие
договора ещё не существует. Позднее под договором стали понимать соглашения 2-х
или нескольких лиц, в результате, которого у сторон возникали юридические права
и обязанности. В Древней Руси существует несколько видов договоров.
Стороны (субъекты) договоров должны отвечать
требованиям возраста правоспособности и свободы. Однако в Русской Правде
женщина выступает уже как собственник имущества, следовательно, она была вправе
совершать сделки. В этом сборнике законов закреплено влияние на обязательства
статуса свободы. Холоп не являлся субъектов правоотношений и не мог отвечать по
обязательствам, всю имущественную ответственность за него нес хозяин.
Имущественные последствия сделок холопа, совершённых по поручению господина,
так же ложились на последнего. В Русской Правде доминирует имущественная
ответственность. Однако закуп, в случае нарушения условий обязательств, мог
обращаться в полного холопа, злостный купец- банкрот так же обращался в
рабства. При неразвитости рабства зарождается принцип, согласно которому не
выполняющий обязательства становился зависимым от кредитора на тот срок, в
течение которого отрабатывал ему весь объём долга и убытков. В IX - XII
веках письменная форма договора ещё не развилась, они совершались, как правило,
в устной форме. Для устранения последующих взаимных претензий при заключении
сделок должны были присутствовать свидетели, но суд принимал и любые другие
доказательства, удостоверяющие договоры. Число известных Русской Правде сделок
ещё не очень значительно.
О существовании одного из самых древних
договоров- договора купли-продажи говорят уже договоры с греками.
Регламентировался он и в Русской Правде. Здесь, прежде всего, выделены порядок
купли-продажи челядина (ст. 16 КП и ст. 38 ПП), а также порядок установления
добросовестности приобретения вещи (ст. 37 и 39 ПП). Если продавец сбывал вещь,
которая ему не принадлежала, то сделка считалась ничтожной: вещь переходила к
ее собственнику, а покупатель предъявлял иск к продавцу о возмещении убытков. В
обиходе договор купли-продажи был самым распространённым. Продавались имущество
(движимость и недвижимость) и холопы, причём продаже последних в
законодательстве того времени уделяется большое внимание. В Русской Правде
регламентировалась не столько сам договор купли - продажи (его условии зависели
от воли сторон), сколько споры, возникавшие в результате взаимных претензий.
Стороны могли распоряжаться своей собственностью. Сделка о продаже сколь-нибудь
значимых вещей совершалась на торгу публично во избежание последующих
претензий. Договор займа был основной формой поддержки хозяйственной
стабильности при неурожаях и стихийных бедствиях, и законодатель регламентирует
его достаточно подробно. Договор займа охватывал кредитные операции деньгами,
продуктами и вещами. Он заключался публично, в присутствии послухов. Исключения
допускались лишь для займов в сумме не более 3 гривен. В этом случае, для
взыскания долга (при отказе должника) достаточно кредитору принести присягу
(ст.52 ПП). Должник обязан был платить проценты, называвшиеся “резами” для
денег, “наставом” при займе меда, “присопом” в
случае займа жита. Заёмщик и кредитор признавался хозяйственно свободными, их
отношения носили частично правовой характер, государство не вмешивалось,
поэтому, прослойка ростовщиков процветала.
Восстание 1113 года, направленное против
ростовщичества вынудило государственную власть регулированием конкретных
правоотношений займа. В Пространную Правду вошли специальные постановления
Владимира Мономаха о займах и закупах. Годовые займы с невысокими процентами -
10 куп от гривны (50 куп равнялось 1 гривне), как и общие правила возвращения
взятого в долг с процентами, сохранялись. При долгосрочных займах запрещалось
взыскивать суммы из расчёта 50% годовых более 3-х раз, т.е. кредитор получал
150% первоначальной суммы и договор считался исполненным (ст. 50-54 ПП). Купец,
лишившийся имущества при стихийных бедствиях получал рассрочку выплаты долга на
много лет, проигравший или “прогулявшийся” товар отдавался на милость
кредитора и мог продаваться в холопы. Имущество задолжавшего в случае
необходимости распределялась между несколькими кредиторами (ст. 54, 55 ПП).
Мономах ввёл устав о закупах. Чётко регламентируя их положение. Договор о
поклаже закреплён в ст. 49 ПП, т.е. товаре, переданном на хранение. Она гласит,
что оставивший имущество на хранении другому лицу без свидетелей не может
требовать большего, чем ему возвращают. Хранитель должен дать судебную клятву: “Ты у
меня оставил лишь это, и я, сохранив имущество, оказал тебе услугу”. В
Русской Правде имеется упоминания о найме рабочих “мостников” для
ремонта и строительства мостов (ст. 97 ПП). Устанавливается размер платы за
работы и питание. Характер имущественного найма в Русской Правде не
раскрывается.
Наследственное право формируется и развивается
в результате установления частной собственности. “Институт наследства -
указывал В.И. Лени, - предполагает уже частную собственность”. В
Киевской Руси, как во всяком классовом обществе, наследственному праву принадлежала
большая роль. С его помощью богатства, накопленные поколениями собственников,
оставались в руках одного и того же класса. Уже договор Руси с Византией 911
года различал наследование по завещанию и по закону. Это различие закреплялось
и в Русской Правде.
В Киевской Руси как во всяком классовом
обществе, наследственному праву принадлежала большая роль. С его помощью
богатства, накопленные поколениями собственников, оставались в руках одного и
того же класса. Уже договор с Византией 911 года различал наследование по
завещанию и по закону. Это различие закреплялось и в Русской Правде.
В Русской Правде содержится целый ряд норм,
определяющих правовое положение отдельных групп населения. По ее тексту
достаточно трудно провести грань, разделяющую правовой статус правящего слоя и
остальной массы населения.
В Русской Правде мы не встречаемся со
свидетельствами о приниженном положении женщины. По мнению нескольких
исследователей, семья патриархального типа отражена в Русской Правде в понятии “вервь”, т.е.
коллектива родственников, связанных общей ответственностью платежей “дикой
виры”. Однако, как следует из ряда статей Русской Правды,
посторонние лица могли вкладываться в общую виру, не будучи родственниками. В
глубокой древности наследования осуществлялись на основе обычного права, с
правом всего коллектива на какую-то часть имущества. Ранее всего
индивидуализировалось наследование движимости (лук, топор и т.д.). В XI веке
брак стал церковной прерогативой. В участии в судебных процессах о наследовании
могли отказать лицам без соответствующих церковных свидетельств. С.В.Юшков
считал, что он составлял 14-15 лет мужчин и 12-13 лет для женщин.
Право родни на долю штрафов в случае убийства
закреплено в статье 4 договора с Византией 911 года.
Видимо, родственники в любых случаях могли претендовать на часть имущества. В
остальном, договор рисует картину развитого наследственного права, где
действует первенство завещания над законом. Статья 13 гласит “Если
кто из русинов умрёт не урядив своего имения, будучи на службе в Византии, а
родственников там не имеет, то возвращается имущество близким родственникам на
Русь. Если оставит завещание, то имущество идёт тому, в пользу кого составлено
завещание”. Споры о наследстве возникали довольно часто
церковные Владимира 1 и Ярослава Мудрого взяли эти тяжбы родственников под свою
юрисдикцию.[43]
Но поскольку положение церкви в это время было не достаточно прочным, норм на
наследования имущества, вошедшие в Русскую Правду, расписаны очень подробно. Институт
наследования в Русской Правде - один из наиболее разработанных.
В Русской Правде идёт речь об индивидуальной
семье (муж, жена, дети) с личным хозяйством. В статьях о “верви”
подразумеваются коллективы родственников. В Пространной Правде имеется целый
устав о наследстве (ст. 90-95, 98-106). Две первые статьи (ст. 90, 91)
закрепляют древние ограничения в общинах смердов, имущество умершего, не
оставившего сыновней переходит к князю, дочерям до замужества выделяется часть
на приданное. В тоже время среди дружинников и бояр действовал иной принцип:
наследство князю не идёт, его наследуют дочери. В остальных случаях
регулируется наследование на базе частной собственности и индивидуального
хозяйства.
Общий принцип наследования известен ещё по
договорам с Византией: приоритет наследования по завещанию с обеспечением
законной долей членов семьи. Статья 92 гласит: “Кто умирая разделит свой
дом детям, на том стоять, кто без ряда умрёт, всем детям идёт имущество”.
Наследование по завещанию ограничено сыновьями и женой, дочери получают только
часть (ст. 93, 95). Дети от первой жены имеют право на часть имущества,
принадлежащего матери (ст. 94). Дети от рабыни не наследуют ничего, но получают
с матерью свободу (ст.98). Очень важно было бы знать время появления этого
устава. Вероятно, духовенство с самого начала старалось полагать различие между
законными и незаконными детьми, но сомнительно, соблюдалось ли строго это
различие во времена Ярослава. Любопытно, что устав обращает внимание на детей
от рабов, признает их, хотя и совершенно: хотя лишает их наследства, однако
дает им свободу вместе с матерью. Полное признание незаконности их не допустило
бы устав обратить на них внимание. Если будут дети разных отцов, но одной
матери, то каждый сын берет отцовское. Если второй муж расхитил имение первого
и сам умер, то дети его возвращают детям первого, согласно показаниям
свидетелей. Во всех случаях “двор” переходит младшему сыну (ст.100), как менее
способному к самостоятельному существованию. Имущество малолетних детей
находится под управлением матери: если она выходит замуж, то назначается
родственник- опекун. Мать, опекун, отчим отвечают за это имущество и несут
материальную ответственность за его утрату. Своей частью имущества мать
распоряжается самостоятельно, может завещать его детям, лишать их наследства, если
они будут “лихи” (ст.106)
Право наследования смердов противопоставляется
наследованию бояр и простолюдинов, а не сливается с ними. В Пространной Правде
вопросам наследования посвящен особый раздел (ст. 90- 95, 98-106, 108). Статьи
90, 91 относятся к боярам и смердам. Статья 90 гласит: “Аже
умреть смерд, то задница князю; аже будут дщери у него дома, то даяти на не,
аже будуть за мужемь, то не даяти части им”.[44]
В Русской Правде под “задницей”
понимают все имущество, как
движимое, так и недвижимое. Первая половина статьи 90 дает полное право князя
на наследство умершего смерда. Это говорит о том, что смерд вообще не мог иметь
наследств своего имущества. Это положение- “право мертвой руки”. Если
его имуществом распоряжается хозяин, то перед нами не только свободный
общинник, но и не вполне феодально-зависимый крестьянин: его положение
напоминает холопа, посаженного на пекулий. Это предположение подтверждается
анализом статьи о “смердьем коне”. Ведь если конь давался смерду князем, да и
землю смерд получал от него же, то совершенно естественно, что именно князь
должен был распоряжаться наследием смерда. Основным нововведением в
наследственном праве смердов сводилось к признанию того, что в случае его
смерти его наследство должно переходить только к его сыновьям, а дочери
получают только выделения. Это означает, что смерд, прикрепленный к земле
получал во владение средства производства, т.е. становился феодально-зависимым
крестьянином.[45]
Наиболее интересными являются статьи о
наследстве смердов. Написание этих статей –117 и 118 Пространной Правды в
различных списках различно. Одно, “о
задницехъ”, может быть отнесено ко всем следующим статьям, трактующим о
наследстве, другие, “аже умреть
смердъ”, ”о смердьи статке”, “о смердьи задници”, выделяют тему ближайшеготекста двух статей. В этом
тексте М.Ф.Владимирский-Буданов печальное преимущество в порядке наследования
смердов, отличавшее его от того, который существовал для бояр и людей.[46]
В.И.Сергиевич предпочитая чтение Дубенского списка (“аще умреть смердъ безажю,
то князю задница”), признает это положение правило в судьбе выморочных
имуществ, отрицая связь между ним и следующими словами о “ччасти”,
отдаваемой дочери. Существенные различия встречаются не только в взаимном
отношении статей и широты их значения, но и самого их смысла. Рассматривая
статьи о дочерней части как независимую от условий выморочности, В.И.Сергиевич
признает ее противоречащей статье 125: “аже будеть сестра въ дому, то той заднице не имати, но отдадять ю за
муж братья, како си могуть.” Противоречие
в том, что статье 125 отрицает за дочерью право на часть в наследстве, а 118,
по его мнению, вводит “византийскле начало”, назначая дочери часть, равную
части братьев. Часть- не доля законных наследников, а выдел из имущества
известных средств для специальной цели: наделения вдовы, дочери или вклада на
помин души. Размер ее не определен в Русской Правде, вероятно, он и не был
безусловно определен обычным правом: “како си могуть”. В Русской Правде
нет тут противоречия, ее составитель понимал, что пишет; разумея под “частью ”
дочери или матери-вдовы долю движимого имущества, выделенную из общей массы
наследства. Такое толкование делает неизбежным признание имущества смерда
выморочным при отсутствии у него сына. При таком толковании статей о смердьем
наследстве перед нами встает аналогия их со статьями о наследстве
бояр-дружинников. Как могло возникнуть право князя на безатщину смерда,
умершего без сына-наследника? В.И.Сергиевич считает, что речь идет о смерде как
подданном, смерде в широком смысое слова и о праве князя на всякое имущество,
оказавшееся выморочным в земле-княжении.[47]
Это заимствованное византийское право. Отклоняя византийское заимствование,
которое само по себе ничего бы не объяснило в данной черте- не текста, а
правового быта, остаемся перед открытым вопросом. Возникновения права
наследства связано не только с общностью дома, труда, хлеба и имения, оно также
связано с правом и обязанностью взаимной защиты. Эту последнюю черту встречаем
и в западном и в русском средневековом праве. Русская Правда относительно
смерда говорит не о земле, а о ”статках” выморочных. Главный источник для заключения выводов
о положении смерда- Правда Ярославовичей и некоторые статьи Пространной Правды.
Вся Правда Ярославовичей носит однородный характер в существенном содержании-это
Правда княжья. Она вообще говорит о княжьих доходах, но при чем тут смерд и
“уроци смердом”? Место, которое смерды занимают в Правде Ярославовичей – ценное
пояснение к обязанности новгородского князя “блюсти смердов”. По изложенному
представлению об отношениях между князем и смердами эта часть населения входит
в состав тех элементов, из которых слагалось особое “княжое общество”,
социальный организм особого уклада, служивший опрой самостоятельному положению
князя в земле-княжении. В этой связи становится понятным и право князя на
выморочное имущество смерда, принципиально тождественное с его правом на
наследство дружинника-огнищанина или изгоя.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|