Диплом: Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе
Диплом: Формирование грамматических навыков на начальном этапе в основной школе
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУБАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
Отделение «Иностранный язык»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Кулешова Наталья Александровна
Руководитель А.А.
Еремеева
Нормоконтролер В.А. Жиленко
Консультанты: 1. И.О.
Морозова
2.
Е.А. Полухина
3.
Е.А. Смолякова
Краснодар, 2003
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические особенности
формирования грамматических навыков 6
1.1 Возрастные особенности развития школьников 6
1.2 Организация обучения при формировании практических
навыков 10
1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей
технологии в процессе формирования навыков 13
1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе
в средней школе 17
Глава 2 Методический аспект изучения грамматики английского
языка на начальном этапе в средней школе 21
2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость
изучения грамматики иностранного языка 21
2.2 Составляющие, необходимые при формировании
грамматических навыков 24
2.3 Характеристика грамматических навыков и
их этапы формирования 28
2.4 Приемы работы над грамматическим минимумом.
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике 32
2.5 Использование символов и средств наглядности в работе
при формировании лексических и грамматических умений 37
Глава 3 Система упражнений, направленная на
формирование грамматических навыков 41
3.1 Основные виды и типы упражнений, необходимые
для формирования грамматических навыков 41
3.2 Мониторинг уровня сформированности языковых навыков 46
Заключение 50
Литература 51
Приложение 54
ВВЕДЕНИЕ
Изучение иностранных языков составляют несколько аспектов. Одним из таких
аспектов является грамматика. В обучении иноязычному говорению грамматика
занимает важное место, это своего рода каркас, на котором базируется лексика.
Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также
распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством
формирования грамматических навыков.
Усвоение грамматики вызывает много трудностей, которые усугубляются
грамматическими терминами и правилами и бесконечным числом исключений.
Результаты нашего анализа выявили необходимость в обучающих упражнениях,
направленных на коммуникацию. Часто в школах преподавание грамматики
ограничивается сухими таблицами, заучиванием конструкций, однотипными
упражнениями, применяя которые, учащийся не совсем убежден в практической
пользе того, что он делает. Большое количество терминов затрудняет обучение.
Не всегда чередуются формы работы, что вызывает пассивную работу учащихся на
уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть не менее интересным,
познавательным, чем, например, обучение лексике.
В процессе обучения грамматическим навыкам мы выделим несколько этапов,
которые соответствуют психологическим фазам формирования навыков. На данных
этапах мы построили систему упражнений, т.к. именно умело построенная система
упражнений с учетом психологических особенностей и педагогических принципов
наилучшим образом сформирует грамматические навыки.
В ходе работы мы проведем исследование.
Цель исследования – показать возможность и необходимость использования
системы упражнений.
Объект исследования – различные виды упражнений и составленная нами
система упражнений.
Предмет исследования – грамматика и грамматические явления иностранного языка.
Гипотеза – формирование грамматических навыков успешно на основе
коммуникативного подхода, учитывая грамматический минимум и средства
наглядности.
Задачи:
1) Раскрыть психолого-педагогические основы в формировании грамматических
навыков.
2) Использовать коммуникативный метод.
3) Определить грамматический минимум.
4) Разработать систему упражнений.
5) Использовать нестандартные приемы с целью повышения мотивации.
Следует отметить, что структура работы состоит из введения, психолого-
педагогической главы, состоящей из четырех пунктов; методической главы,
состоящей из пяти пунктов; и практической части, в которой дана система
упражнений и мониторинг уровня сформированности грамматических навыков; а
также заключения, литературы из тридцати одного источника, приложения
ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
1.1 Возрастные особенности развития школьников
Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным
основаниям. В педагогических концепциях изложено различное количество стадий.
Удобным для практического пользования является вы-деление следующих стадий:
раннее, дошкольное детство, младший, средний (подростковый) и старший
школьный возраст, юность. Воспитание эффек-тивно тогда, когда оно
соответствует уровню умственного развития. [21]
Средний школьный возраст (от 10-11-15 лет) (отрочество, подростковый возраст)
– переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй
ступени (V-IX классы) и характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и
глубокой перестройкой всего организма. В этот самый короткий по
астрономическому времени период подросток проходит вели-кий путь в своем
развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние
срывы и восхождения он может обрести чувство личности.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями
условий, влияющих на личностное развитие ребенка.
Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний
мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах
сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные
игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от
совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.
[18]
Отрочество – это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со
сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же как у него жизненным
опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Сама дружба и
служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через
дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество,
взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. [17]
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство
личности требуют от отрока обособления от семейного «мы», доселе
поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной
направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «я»
подросток еще не может. У подростка пылкие чувства, подчас никто не может
остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот
миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми.
Отрочество – период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои
отношения с семьей. [17] Существенную роль играют отношения между средой и
воспитанием. Среда обитания (жизни) ребенка, рассматриваемая в плане ее
влияния на психическое развитие, есть система культурных (в частности,
духовных) ценностей, выполняющих роль условий становления внутреннего мира
личности. Одни условия образуют освоенную социально-бытовую обстановку,
окружение детей, люди или культурные ценности, средства общения и
деятельности или факторы, причины психологического развития. [21]
Самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой
период становления личности. Вместе с тем, это самый ответственный период,
поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные
установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном
возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного
поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с
активным стремлением к личностному самосовершенствованию – это самопознание,
самовыражение и самоутверждение. В начале подросткового возраста у ребенка
появляется и усиливается стремление быть похожим на старших. Видя проявление
качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им.
Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что
и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более
серьезно и требовательно.
В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии
личности, т.е. оно становится управляемым, начинает обслуживать
многочисленные потребности интеллектуального и личностного
самосовершенствования ребенка. [18]
В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Возрастает
роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и
эмоциями.
Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем
восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а
иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностью.
Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста – его
специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень
увлекают подростков, и они могут долго сосредотачиваться на одном материале
или явлении.
Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому часто становится
причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая
организация учебно-воспитательного процесса, когда у подростков нет ни
желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела. [22]
В старших классах школы развитие познавательных процессов детей достигает
такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех
видов умственной работы взрослого человека.
В подростковом и юношеском возрасте активно идет процесс познавательного
развития. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими
рассуждениями и самоанализом.
Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого
уровня, что ребенок переходит преимущественному использованию этого вида
памяти, а также произвольной и опосредствованной памяти. Исследования памяти
детей данного возраста показали, что для подростка вспоминать – значит,
мыслить.
В данном возрасте завершается формирование когнитивных процессов, и, прежде
всего, мышления. В эти годы мысль окончательно соединяется со словом, в
результате чего образуется внутренняя речь как основное средство организации
мышления и регуляции других познавательных процессов. Интеллект в своих
высших проявлениях становится речевым, а речь интеллектуализированной.
Возникает полноценное теоретическое мышление. Наряду с этим идет активный
процесс формирования научных понятий, содержащих в себе основы научного
мировоззрения человека в рамках тех наук, которые изучаются в школе.
Интеллектуальное развитие детей можно ускорить по трем направлениям:
понятийный строй мышления, речевой интеллект и внутренний план действий.
Следует заметить, что в средних классах школы учащиеся не должны механически
учить и повторять застывшие определения научных понятий. Скорее следует
добиваться того, чтобы сами учащиеся находили и давали определения этих
понятий. Это, несомненно, ускорит процесс развития понятийной структуры
мышления у старшеклассников.
Всю работу по интеллектуальному развитию подростков необходимо вести
комплексно, подбирая упражнения и рассчитывая предлагаемые задания таким
образом, чтобы они развивали интеллект по всем его важнейшим направлениям.
От общего уровня сформированности интеллекта зависит развитие любых
профессиональных умений и навыков. Поэтому нашей задачей стоит позаботиться о
нем в начале жизненного пути. Без достаточно высокого уровня общего
интеллектуального развития немыслимы сколько-нибудь значительные успехи в
любом виде деятельности, поэтому, готовя учащихся к будущей профессии, в
первую очередь необходимо обратить внимание на развитие их умственных
способностей. [18]
В обучении иностранному языку большую роль играет развитие речи как
психологического и педагогического явления. В подростковом возрасте развитие
речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой –
за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь
родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык,
будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую
действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно
в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет
познавательное развитие.
Подростка интересуют правила употребления тех форм и оборотов речи, которые
наиболее затрудняют письменную и устную речь. «Как правильно написать?», «Как
лучше сказать?» - эти вопросы подросток постоянно задает себе. Реально в
письменной и устной речи большинство подростков испытывает явные
затруднения. Кажется, отрок просто не представляет, как написать слово или
выразить свои смутные мысли. Однако это не означает, что он не знает родного
языка.
Конечно, учитель, не являясь лингвистом, не может преподать подростку все
тайны языка, но привить вкус к культурной речи, к познанию языковых
возможностей, безусловно, необходимо. [17]
1.2 Организация обучения при формировании практических навыков
Формирование практических навыков происходит непосредственно в процессе
обучения. В ходе обучения учащийся приобретает знания и умения выполнять те
или иные виды деятельности, и это означает прогресс в пределах какой-либо
одной стадии его развития. Однако при этом постепенно достигаются и более
крупные новообразования в психических возможностях человека, знаменующие
переход от одной стадии развития к другой. [4] Обучение является самым
надежным путем получения сис-тематического образования. Эффективность
обучения определяется внут-ренними и внешними критериями. В качестве
внутренних критериев ис-пользуют успешность обучения и успеваемость, а также
качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития
обучаю-щегося, уровень обученности и обучаемости. [23]
Передача определенных знаний, умений и навыков есть обучение. Но знания
нельзя просто передать и получить, это может произойти только в результате
активной деятельности самого ученика. Необходимы активность и взаимодействие
обоих участников учебного процесса. Обучение можно охарактеризовать как
процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате
которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его
собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого
необходимые условия, направляет. Функция обучения состоит в максимальном
приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у учащегося
способности к деятельности.
При формировании практических навыков организация обучения предполагает, что
педагог осуществляет следующие компоненты:
- постановка целей учебной работы;
- формирование потребностей учащихся в овладении материалом;
- определение содержания материала;
- организация учебно-познавательной деятельности;
- придание учебной деятельности эмоционально-положительного характера;
- регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся;
- оценка результатов. [28]
В ходе обучения выделяют обученность – это запас усвоенных понятий и способов
деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков. По определению Артемова
В.А., навык характеризуется как автоматизированное умение, ставшее в
результате многократных и целенаправленных повторений наиболее экономным и
свободным способом выполнения данного действия.
Как видим, навык определяется через умение. Под умением понимается
способность к сознательно-механическому выполнению некоторых действий по
использованию или структурированию языковых знаков на основе полученных ранее
знаний и ограниченной практики. Итак, база умения – знание.
Знание – это ориентировочное, еще нетвердое владение языковым явлением,
опирающееся скорее на сознательное, чем механическое извлечение его
компонентов из памяти, на размышление, анализ, системную информацию.
Соотношение между знанием, умением и навыком можно увидеть по схеме:
знание | сознательный | умение | автоматизированный | навык | | компонент | | компонент | | | действия | | действия | |
Объектом знания, умения и навыка выступают (в плане овладения иноязычной
речью) различные языковые явления. [27]
Процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определенных
познавательных действий. В состав любого действия входит та или иная система
операции, с помощью которых действие и выполняется. Необходимый компонент
любого действия – ориентировочная основа, т.е. та система условий, на которую
реально опирается учащийся при выполнении действия. Так, усваивая части речи,
можно ориентироваться на частные особенности каждой из них, например, род,
число, время и т.д. В этом случае ученик, анализируя слово, сам выделяет,
какая информация заключена в данном слове. [29]
Следует отметить, что одной из главных задач обучения иностранному языку
является решение такой важной проблемы, как развитие самостоятельной работы
учащихся. Ориентирование их на активное творческое усвоение материала, умение
логично мыслить и оперативно принимать самостоятельные решения. Грамматика
является той областью языка, где наиболее четко проявляется уровень владения
необходимыми умениями.
Одним из способов, облегчающих достижение этой цели, является алгоритмизация.
Обучение строится на основе последовательных учебных действий (операций),
т.е. алгоритмических предписаний, состоящих из четких указаний, как должны
совершаться эти действия, чтобы решить поставленную задачу. Алгоритм можно
определить как предписание, содержащее перечень действий, выполнение которых
обязательно приводит к достижению поставленной цели. [7]
Наиболее благоприятным для алгоритмизации является процесс формирования
грамматических навыков, так как грамматика именно та область, которая сводима
к конечному набору правил.
Далее в нашей работе систему упражнений по формированию практических навыков
мы будем строить на основе алгоритма.
1.3 Принципы-ориентиры и принципы-условия обучающей технологии в процессе
формирования навыков
Воспитание можно рассматривать как обучение принципам жизни. Принципы-
ориентиры являются основным средством перехода от целеполагания к
воспитательным, обучающим технологиям в личностно ориентированной педагогике.
Их особенность состоит в том, что они не предписывают, не диктуют и не
указывают, это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом
достигать поставленных педагогических целей.
Принцип природосообразности. Означает отношение к ребенку как к части
природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой.
Педагогический процесс обучения и формирования строить согласно возрастным и
индивидуальным особенностям учащихся, направлять педагогический процесс на
развитие самовоспитания, самообучения.
Принцип гуманизации определяет общий характер отношений учителя и учеников.
Т.е. это принцип социальной защиты растущего человека как принцип
очеловечивания отношений учащихся между собой и с педагогами, когда
педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав
воспитанника и уважении к нему.
Принцип личностной деятельности. Воспитание личности способствует становлению
и проявлению таких личностных структур сознания, которые воплощают творческие
качества человека, такие как мотивирующие, рефлексивные, критические, смысло-
творческие и т.д. В связи с этим комплекс известных личностных структур
выступает как набор принципиальных ориентиров воспитательной работы.
Принцип субъектного контроля ориентирует на то, что учитель должен хорошо
разбираться, насколько самостоятельны принимаемые его учениками решения,
способны или не способны они совершать осознанные действия мотивации,
опосредования, рефлексии и т.д. для наиболее полной самореализации.
Принцип сотрудничества. Здесь основным становится взаимодействие учителя и
учеников в продвижении с учениками к определенным целям, совпадающим со
средствами и позволяющими совпасть воспитанию и обучению.
Принцип включения личности в значимую деятельность. Задача учителя – в
совместной с учениками разработке таких видов и форм значимой деятельности,
при которой каждый из учеников чувствует, что в ней он нужен людям как
неповторимая личность. [8]
Некоторые ориентиры предельно конкретны и их можно рассматривать как прямое
руководство к действию, другие же требуют не исполнения, а принятия к
сведению их смыслового содержания. Как первые, так и вторые даны в открытом
для дополнения виде. Они нуждаются в творческой доработке и «привязке» к
конкретной ситуации. Что мы учитывали и применяли в ходе нашей работы.
Также существует такое понятие как частные принципы. Они ориентируют на
создание непосредственных условий для самоорганизуемого воспитания. Вместе с
тем, также как и общие принципы (см. Кульневич С.В. Педагогика), но уже на
оперативном (частном, процессуальном) уровне, они разворачивают сознание
учителя в сторону переоценки не только своего места в отношениях с учениками,
но и переоценку средств воспитания.
Природа педагогического творчества обусловлена работой сознания по
переосмыслению учебно-воспитательного материала самим учителем.
Переосмысление – одна из специфических характеристик деятельности сознания.
Очевидно, что переосмысливаться для того, чтобы стать содержанием сознания,
должны конкретные факты и положения.
Поэтому современному учителю все в большей степени требуются не жесткие
рекомендации, а гибкие ориентиры для самовыращивания особых интеллектуальных
умений: осмысления, переосмысления, дискредитации прежних смыслов, поиска
источников смысла, определения внешних и внутренних связей феноменов знания и
т.д., выступающих как обобщенное умение-осмысление. Таким образом,
педагогическая технология переходит из разряда информативно направляющей
деятельности в разряд деятельности по созданию педагогических условий
востребования и извлечения нравственных ценностей. Добавим, что условия
самоорганизуемого воспитания и обучения позволяют разрабатывать
педагогические технологии, в которых ученик и учитель действуют как участники
единого образовательного процесса.
1. Самоформирование проблемного мышления.
Вывести человека к такой способности может попытка решения (для себя) о
положении личности между действительностью и идеальным требованием. Например,
на уроке иностранного языка ставится задача, дается проблема. Ученик
прилагает усилия на ее решение и преодоление, выявляя для себя необходимое.
В свою очередь, проблемное мышление позволяет осознать смысл и содержание
ценностей (добра, пользы и пути осуществления их в жизни).
2. Очеловечивание ценностей.
Учащийся переосмысливает полученную информацию, определяет ей место в
нравственном сознании для дальнейшего применения. Только через человека
ценности воздействуют на мир, предоставляя ему власть над вещами, позволяющую
вмешиваться в естественный ход событий и изменять его, руководствуясь
нравственным повелением души.
3. Понимание.
Феноменология определяет решающее влияние внутренних факторов на саморазвитие
личности. Метод понимания определяет возможность и способность постичь смысл
и значение общих и личных ценностей не посредством знания, а при
«непосредственном усмотрении». Чтобы получить максимальную пользу из
полученной информации, ученик должен осознавать ее необходимость, иметь
ощущение ясной внутренней связанности, организованности рассматриваемых
явлений при логическом их упорядочивании. Учитель дает понять, что без знания
данных грамматических явлений, ученик не сможет усвоить последующие.
4. Переживание содержания ценностей.
Феноменология предлагает личности выбирающего исследовать факты с их
внутренней, явно не обозначенной, но всегда определяющей стороны, т.е.
ученик пропускает через себя изученный материал и определяет его содержание,
что оно в себе несет. Такой взгляд обращается к тому, что переживает
сознание, т.е. к ценностям, составляющим его содержание.
5. Эйдетическая редукция.
Этот метод является основополагающим в феноменологии. Его действие
проявляется практически во всех других методах, в частности, им определяется
возможность реализации принципа «сведение в одну точку»: анализируя ценность
явления, факта, события и т.д., как бы заключаются в скобки все относящиеся к
ним научные и ненаучные описания, суждения, положения, оценки. Ученик
проникает в самую суть изучаемого материала. [8]
1.4 Цели обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе
Для начала мы дадим определение начальному этапу. Под начальным этапом в
средней школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий
заложит основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их
дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения этого предмета.
Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно
продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с
изучаемым языком как средством общения.
Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом
этапе, зависит успех в овладении предметом и формировании учебных навыков в
последующих этапах.
В данном пункте мы подвергнем анализу цели и задачи обучения английскому
языку в общеобразовательных учреждениях в качестве определяющих общую
стратегию обучения этому предмету.
Коммуникативная цель обучения (собственно социальное содержание цели).
Раскрытие коммуникативной цели обучения начнем с рассмотрения специфики
учебного предмета «иностранный язык». В чем же заключается специфика этого
предмета? Во-первых, язык – будь то родной или иностранный – служит средством
общения, средством приема и передачи информации об окружающей
действительности в естественных условиях социальной жизни. Во-вторых, при
обучении этому предмету не предполагается особое прибавление знаний об
окружающей действительности, но расширяются представления об иноязычной
культуре страны через язык, и расширяется общий кругозор. В-третьих, язык,
будучи средством общения, нуждается в том, чтобы его «содержали в рабочем
состоянии», то есть всегда готовым к использованию в возникающих ситуациях
общения.
Из специфики предмета «иностранный язык» следует, что учащиеся должны
овладевать изучаемым языком как средством общения, уметь им пользоваться в
устной и письменной формах. Т.е. овладение всеми формами общения и всеми
речевыми функциями для того, чтобы владение иноязычной культурой было
средством: межличностного общения, обогащения духовного мира, отстаивания
своих убеждений.
Воспитательная цель обучения (педагогическое содержание цели).
Обучение иноязычной культуре используется как средство нравственного воспитания.
Воспитание нельзя разделить на этическое, эстетическое, трудовое,
экологическое и т.п. В конечном счете, всякое воспитание есть воспитание в
человеке нравственности [20], т.е. иностранный язык вносит значительный вклад
в нравственное воспитание, интернациональное воспитание, воспитание любви к
Родине и своим близким. Сам предмет таков, что учащихся учат слушать,
выслушивать собеседника, с уважением к нему относиться.
Также осуществляется и трудовое воспитание в широком смысле этого слова,
формируются навыки и умения интеллектуального труда. Детей нужно научить
учиться, обучить их приемам умственного труда, необходимым для выполнения
устных и письменных заданий.
Обучение английскому языку позволяет осуществлять эстетическое воспитание.
Наблюдения показывают, что дети с удовольствием слушают английскую речь, они
усваивают аутентичные (подлинные) образцы английской речи. Им нравится
произносить английские звуки, слова, вступать в беседу, они любят разучивать
стишки и петь песенки.
В заключение приведем слова известного педагога Ю.К. Бабанского: «Объективно
обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений,
качеств личности. Суть воспитывающей функции обучения состоит в том, что она
придает этому объективно возможному процессу определенную целенаправленность и
общественную значимость». Автор также подчеркивает тесную связь образования и
воспитания. И действительно, они выступают в единстве. Не случайно в английском
языке эти понятия соединены в одно слово education.
Образовательная цель обучения (лингвострановедческое содержание цели).
Образовательная функция иностранного языка велика. Учащиеся овладевают вторым
языком, следовательно, новыми средствами для выражения мыслей, и уже в этом
самом заложена образовательная роль этого учебного предмета.
Обучение иноязычной культуре используется как средство обогащения духовного
мира личности, т.е.
1) как средство приобретения знаний о культуре страны изучаемого языка:
литературе, музыке, архитектуре и т.п.;
2) как средство приобретения знаний о строе языка, его системе, характере,
особенностях, сходстве и различии с родным языком;
3) как средство удовлетворения личных познавательных интересов в любой из
сфер своей деятельности.
Развивающая цель обучения (психологическое содержание цели).
Чтобы более эффективно осуществлять развитие учащихся в ходе обучения любому
предмету, в том числе и иностранному языку, необходимо, как указывают
психологи и дидакты, включать учащихся в такие виды деятельности, которые
развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную,
волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.
Изучение иностранного языка активизирует работу слухового, зрительного,
речедвигательного, моторного анализаторов и вносит весомый вклад в развитие
памяти, воображения, представлений. Действительно, овладение языком
предполагает запоминание большого количества языковых и речевых единиц, что
достигается активной работой памяти.
Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем
говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать
общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. Дети младшего
школьного возраста обладают богатым воображением, и, с одной стороны, эту
особенность следует использовать в учебно-воспитательном процессе, с другой
– опора на эту особенность будет еще более развивать эту воображение и
способствовать созданию и развитию представлений.
Изучение иностранного языка на начальном этапе может развивать логическое
мышление учащегося. В учебниках предлагаются задания, требующие
осуществления мыслительных операций, например:
Look at the pictures and agree or disagree. - Анализ.
Choose the right sentence – сравнение-анализ.
Arrange sentences in a logical order – анализ-сравнение.
What do you think about Pit? Is it good to do things like that? – Анализ –
синтез - умозаключение.
Итак, обучение английскому языку на начальном этапе может и должно
обеспечивать достижение практической, воспитательной, образовательной и
развивающей целей, тесно взаимосвязанных между собой. При этом ведущей
является практическая цель, а воспитательная, образовательная и развивающая
цели достигаются в процессе овладения английским языком в условиях активной
познавательной речемыслительной деятельности самих учащихся.
ГЛАВА 2 МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА
НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
2.1 Роль иностранного языка в обществе. Необходимость изучения грамматики
иностранного языка
Сейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками.
Однако трудность в решении этой задачи состоит в том, что для большинства
учащихся иностранный язык является ценностью потенциальной, а не реальной.
Это противоречие должен снять учитель, который служит посредником между
обществом и учеником. Чтобы соответствовать такой роли, учителю необходимо
глубоко осознать социальное содержание предмета «иностранный язык»,
проникнуться чувством гордости за свой предмет.
В современном обществе возрастает роль интернационального воспитания. И здесь
предмет «иностранный язык» в силу своей специфики обладает гораздо большими
возможностями, чем другие предметы школьного цикла.
Сегодня иностранный язык может способствовать повышению культуры общения
людей. В процессе обучения дети учатся технике общения, овладевают речевым
этикетом, учатся решать различные коммуникативные задачи, овладевают
стратегией и техникой диалогического и группового общения, учатся быть
речевыми партнерами.
Иностранный язык способствует расширению не только филологического, но и
общего кругозора учащихся. При изучении иностранного языка учащиеся
овладевают не только новыми средствами общения, но и узнают культурные
ценности страны изучаемого языка: ее историю, географию, науку, литературу,
искусство.
Овладение вторым языком оказывает благотворное влияние на развитие
способностей речедвигательного аппарата. Развиваются фонематический и
интонационный слух, имитативные способности, способность к догадке,
способность к выделению главного, все виды памяти, произвольное запоминание;
учащиеся овладевают специальными мнематическими действиями.
В наши дни общество предъявляет системе образования в области обучения
иностранным языкам социальный заказ. Каков же он? Ответ на этот вопрос
необходим, потому что плоды нашего «иноязычного просвещения» весьма незрелы и
горьки, а цель играет основополагающую роль. Иностранный язык объективно
является общественной ценностью, поэтому его включение в программу средней
школы есть социальный заказ общества. Социальным заказом общества в основном
определялась цель обучения.
Сегодня, когда международное общение приобрело массовый характер, цель
обучения формируется как «обучение общению на иностранном языке».
Конечно, обучение умению общаться на иностранном языке и заманчиво и
необходимо. Но это ли должно значиться в качестве цели?
В общем плане сформулируем ее так: формирование личности как идеала данного
общества. Тогда предлагаемый подход можно изобразить на схеме:
Страницы: 1, 2, 3
|