Рефераты

Диплом: Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

средств закрепления знаний учащихся в области орфографии. О чаще всего

применяется в сочетании с грамматическим, собственно морфологическим

разбором, так как большинство орфографических правил связано с грамматикой.

Грамматический разбор в начальных классах направлен на развитие умений детей

осознанно применять полученные грамматические знания в процессе письменной и

устной речи. В зависимости от конкретных целей обучения используется

обучающий и контрольный, устный и письменный разбор. Обычно орфографический

разбор (который не следует смешивать с морфологическим) проводится в устной

форме и преимущественно всем классом, коллективно.

В отличие от грамматического при разборе орфографическом основное внимание

сосредотачивается на тех словах или отдельных морфемах, которые могут

представлять интерес именно с точки зрения обучения правописанию, в написании

которых возможны или обычны орфографические ошибки.

Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в

орфографическом отношении тексте, по такому, например, плану:

1. Учащиеся отыскивают в тексте данные орфограммы: эти орфограммы можно не

только выделить и назвать, но и подчеркнуть их, если работа идет по тетради,

или отметить точками, или выписать в тетрадь, если работа ведётся по

печатному тексту.

2. Ученики обозначают орфограммы, формулируют правила, сопоставляют это

написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке.

Орфографический и грамматический разбор как упражнения по форме и содержанию

очень близки между собой: они могут применяться как самостоятельные

упражнения или входить в упражнения другого рода в качестве их

элементов. Последнее имеет место, например, при предупредительном или

объяснительном диктанте, при раздаче тетрадей после проверки письменных

работ, в работе над ошибками.

Орфографический разбор можно связать с чтением, если, например, в тесте

встречается значительное количество случаев на изучаемую орфограмму или на

проходимые в данный момент разделы программы по грамматике, связанные по

своему содержанию с орфографией.

Орфографический разбор находит себе применение также при проверке домашнего

задания, при объяснении нового материала, при закреплении и повторении.

Упражнения в орфографическом разборе могут состоять как в разборе всех

орфограмм, встречающихся в тексте, так и в разборе лишь орфограмм одного

какого-либо рода, что определяется целями и характером каждого данного урока.

Орфографический разбор должен применяться систематически, в течение всего

периода обучения орфографии. Но посвящать целый урок только орфографическому

разбору нецелесообразно, в один приём на него может затрачиваться 10-15

минут. Таким образом остается время для других упражнений.

Особенности проведения некоторых видов грамматического разбора находятся в

тесной взаимосвязи: разбор по составу слова с орфографическим разбором,

проведение синтаксического разбора в совокупности с морфологическим,

орфографического с опорой на разбор по составу слова.

При орфографическом разборе должны соблюдаться следующие этапы решения

орфографических задач:

1. нахождение орфограммы и определение её типа.

2. Решение задач в общем виде (правило).

3. Способ проверки.

4. Запись.

Письменно: Подготовки (3) – цифрой в скобках указывается количество

орфограмм в слове.

Устно: разбор начинаю с приставки.

Приставка – под- с гласной –о- и согласной –д-

Доказываю: готовил, приготовил.

В корне безударная гласная –о-, запоминаю её. Непроизносимых и сомнительных нет.

Суффикс –и-, потому что в неопределенной форме –подготовить- суффикс –и-.

Большую помощь в решении орфографических задач оказывают опорные схемы. Для

правописания корня и окончания используются также схемы.

Орфографический разбор проводится в процессе комментированного письма. Этот

вид письма строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто

проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание

правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали

одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Сначала

комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот

вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь,

фонематический слух, мышление [36, 21].

Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использование

следующих алгоритма:

проговариваю

определяю орфограмму

вспоминаю правило

применяю его

пишу

проверяю

Успешному усвоению знаний способствует графическое обозначение орфограмм и их

количество в слове. Это позволяет проводить орфографический разбор как

самостоятельную работу и контролировать формирование у учащихся

орфографической зоркости.

Для укрепления орфографических навыков, для приобретения новых знаний по

орфографии очень важно использовать упражнения, которые можно подразделить на

несколько видов. Например, упражнения на усовершенствование действий по

выделению корня в слове и установлению родственности слов; такие упражнения

могут быть нескольких типов в зависимости от дополнительного действия.

Упражнение 1.

Спишите только однокоренные слова, докажите их родственность.

Дорогой, дороже, дорожка. Смех, смешить, смешать. Ползти, ползучий, полезный.

Упражнение 2.

Выпишите сначала пары слов, проверяемые одним проверочным словом, а потом

пары слов, проверяемые разными словами.

1. Пос.дела от горя.

Пос.дела на скамейке.

2. Девочка выгл.нула.

Солнце выглянуло.

3. Сл.зать по лестнице.

Сл.зать сметану.

Для осознания способов проверки использовались упражнения, связанные с

орфографическими наблюдениями.

Упражнения 1.

Измените словосочетание по образцу, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните

проверочные слова. Как вы подобрали проверочные слова?

Образец: м.ховая шапка – шапка из меха

ст.льные рельсы - .,

ш.рстяной платок - .,

д.ревянная постройка - .,

м.сные котлеты - .,

з.лотое кольцо - . .

Упражнение 2.

В каждой паре родственных слов подчеркните проверочные слова для безударного

гласного в корне слова. Назовите способ проверки.

Осенние краски – краски осени,

звериный след – след зверя,

городская улица – улица города,

лесной житель – житель леса

морской берег – берег моря.

Приём постановки орфографической цели был направлен на выработку у детей

орфографической зоркости.

Для закрепления орфографического навыка использовались также слова,

содержащие в себе сразу несколько орфограмм, над которыми велась работа

одновременно.

Упражнение 1.

Найдите в словах несовпадение звучания и написания. Устно докажите

правильность написания.

Молодёжь, город, кадушка, головка, полоска, площадка, снежки.

Упражнение 2.

Подберите такое слово, чтобы оно было проверочным для звонких и глухих

согласных, для безударных гласных.

Девчата, девчонки – девочки,

легко - ., поезд - .,

молот - ., голубка - . .

Упражнение 3.

Проверьте написание звонких и глухих согласных. подчеркните в проверочных

словах безударные гласные.

Просьба – просить, след – следить, пост - , глаз - ., лошадка - . .

Письмо по памяти.

Для усвоения ряда орфограмм, запоминание которых основывается по преимуществу

на зрительных восприятиях и которые не подходят ни под какие определенные

правила, следует наряду с другими упражнениями использовать и письмо по

памяти заученного наизусть. Это может проводится с целью усвоения и

закрепления навыка правописания слов с безударными гласными, слитного и

раздельного написания, традиционных написаний и написаний, представляющих

собой исключения из общего и известного учащимся правила. Это письменное

упражнение применяется в двух вариантах: записываться может текст, заранее

разученный с орфографической точки зрения в классе или дома, и всякий другой

известный учащемся текст, который был ими когда-либо в прошлом заучен с

другими целями. В первом случае учитель дает задание учащимся выучить дома

определенный текст, предварительно разобрав его с орфографической точки

зрения, то есть выделив в нем слова с проходимыми или повторяемыми в данный

момент орфограммами. В качестве домашнего это задание может быть осложнено,

во-первых, тем, что текст переписывается школьниками в тетрадь (нужные

орфограммы при этом подчеркиваются); во-вторых, повторением соответствующих

правил или параграфов учебника, в-третьих, справками в орфографическом

словаре и подыскиванием в последнем аналогичных случаев правописания: учитель

должен указать (приблизительно), на каких страницах или в каких разделах

словаря (на какую букву) ученики могут получить эти справки. Подготовительный

текст записывается учащимися на уроке по памяти. В этой записи не должно быть

ни одной ошибки. Оценка за такие работы, как и за хорошо выполненные домашние

задания, должны быть самыми строгими, эти работы могут оцениваться как

неудовлетворительно даже при одной допущенной ошибке. Данное упражнение

рассчитано не только на усвоение определенного количества орфограмм, но и на

тренировку воли, внимания, памяти и дисциплины учащихся.

Еще один способ обучения орфографии – это запоминание графического состава

слова, его «образа». К данному способу обучения относятся такие

методические приемы, как разнообразные приемы списывания, зрительные диктанты,

использование «Орфографического словарика», проговаривание слова, вывешивание

плакатов, приемы самопроверки и другие.

Любой метод, в том числе и метод запоминания, должен быть целенаправленным и

содержать в себе все элементы сознательности, которые повышают уровень

запоминания. Простейший прием в данном методе – требование, установка:

«Запомни, как пишутся проверяемые правилом эти слова».

Запоминанию способствуют такие виды работ учащихся, как обращение к

орфографическому словарику, проверка слов по словарю, запись трудных

непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по словарю.

Запоминанию орфографии способствуют и такие упражнения как орфографические

пятиминутки, проводимые в начале урока и состоящие из устного проговаривания

трудных слов, в записи некоторых из них, различные варианты грамматического

разбора, и другие.

Запоминание осмысливается также при составлении самими учащимися

орфографических словариков, использование орфографического лото, вывешивание

в классе плакатов, на которых написаны трудные слова и орфограммы выделены

красным цветом.

Упражнение на запоминание – это отнюдь не только списывание, система

запоминания орфографии пронизывает все уроки русского языка.

Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют

факторы – зрительный, слуховой, рече-двигательный, рукодвигательный и

мыслительный.

Ученики запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид, при побуквенном,

орфографическом проговаривании запоминают также движения органов аппарата

речи и пишущей руки.

Нередко можно услышать, что для выработки орфографического навыка нужно много

писать, и что школьник сам может запомнить правописание слов. Писать

действительно нужно много, но не следует полагаться на одно лишь

непроизвольное запоминание орфограмм.

Отсюда следует, что к числу упражнений на запоминание относятся лишь такие

упражнения, которые опираются на произвольное запоминание, то есть требуют от

ученика не только письма, но и каких-либо сознательных операций.

Упражнения творческого характера при обучении орфографии.

Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и

на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое

слово по слогам), и на логику изложения.

Самые легкие творческие работы – это составление предложений по опорным

словам. Очень любят дети писать творческие диктанты. Дети часто спрашивают,

как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного

отношения к работе. Обязательна проверка работы. Можно предложить детям

пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:

1.Составь рассказ.

2.Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.

3. Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.

4.Проверь по слогам каждое слово.

5.Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки,

которые включаются в уроки русского языка. В чем их суть? Произносится слово,

одновременно на доске изображается его схема (в виде прямоугольника). Дети

вдумываются в смысл, определяют с маленькой или большой буквы писать и

почему.

Приведем некоторые варианты грамматических зарядок.

Какие буквы «спорят»? Какие «побеждают»?

№1

сугро., сне., заво., шка., рука.

№2№3№4№5

Бочаро

в

рядкозапоёт
фтаа
Гусеввмагдомазовёт
фкаа
кругсубрекастоит

кпиа

столбглазтровахотел [36,21]
псаа

Развитию речи способствуют упражнения типа орфографических задач. Под

ними понимается выполнение сложных действий на основе применения правил

способов проверки. Решение орфографических задач обеспечивает наивысшую

осознанность в работе по орфографии по сравнению с другими способами ее

усвоения. Как и всякая задача, орфографическая задача содержит данные условия,

решения и вопросы (то, что нужно знать).

Трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник в сущности

должен сам перед собой поставить эту задачу. Школьник должен:

1. Найти орфограмму в слове.

2. Определить ее тип; проверяемая или нет, если проверяемая, то

определить, к какой орфографической теме относится.

3. Определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.

4. Определить «шаги», ступени решения задачи и их последовательность.

5. Решить задачу.

6. Написать слово в соответствии с решением своей орфографической задачи.

Примеры орфографических задач: вставить в нижеприведенных словах пропущенные

буквы и доказать правильность написания, составить из данных слов возможные

словосочетания, а затем и предложения.

Раз.вается (флаг, промышленность); сп.шите (в школу, здание).

Дети пишут:

Развевается (веет) влаг. На здании развевается российский флаг. Развивается

(развитие) промышленность. В нашей стране промышленность с каждым годом

развивается.

Решение орфографических задач – это один из эффективных путей обучения

орфографии, который вводится в орфографию и приносит реальные результаты.

[36,23].

Работа над непроверяемыми написаниями.

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с

непроверяемыми гласными. Научить ребенка писать эти слова без ошибок – одна

из сложнейших задач, стоящих перед учителем.

«Как известно, навыки грамотного письма формируются в процессе упражнений,

причем прочность этих навыков находится в прямой зависимости от числа

«встреч» учащихся с трудными орфограммами» (Д.Н. Богоявленский). Каждый

учитель знает: чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки. Особенно это

относится к непроверяемым написаниям.

Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас

человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и

письменная речь. Однако словарной работе в школе уделяют и доныне мало

внимания, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь

учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо

организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со

всеми разделами русского языка, ведется она с I по X класс», - писал

известный ученый-методист А.В. Текучев.

Нет необходимости доказывать, как велика роль орфографического словаря в

повышении грамотности, культуры речи. Орфографический словарь, относящийся к

«словарям правильной речи», предназначается для самого широкого круга

читателей, так или иначе соприкасающихся с вопросами написания слов.

Наибольшую помощь может оказать словарь для проверки гласных в корне, не

проверяемые ударением, непроверяемых согласных в корне, удвоенных согласных в

корне (касса, хоккей), безударных гласных /е/, /и/, /а/, /я/ в суффиксах

неопределенной формы, формы прошедшего времени, слитного и раздельного

написания приставок в наречиях, единичных окончаний, правописание которых

тоже нельзя объяснить правилами.

Приведем пример изучения словарных слов во II классе (по программе I-IV). В

начале года все слова с непроверяемыми гласными делятся на 10 групп:

1.

2.

3.

фамилия

Москва

хороший

Родина

город

карандаш

тетрадь

русский

язык

пенал

ягода

капуста

урожай

колхоз

берёза

4.

5.

6.

товарищ

ребята

девочка

ученик

дежурный

учительница

весело

быстро

вдруг

скоро

работа

завод

машина

народ

лопата

7.

8.

9.

10.

сорока

воробей

ворона

ветер

мороз

коньки

суббота

посуда

одежда

пальто

платок

молоко

корова

собака

медведь

заяц

Такие карточки напечатаны для каждого ученика. В картинном словаре слова и

картинки сгруппированы соответственно этим группам и разложены по папкам.

Работаем над одной группой слов неделю. В первый день, знакомя с новыми

словами, используем картинный словарь. На второй день дети пишут слова на

кальке по трафарету. На третий день – списывание с доски слов с пропущенной

безударной гласной с комментированием. Доказывая, какая буква пропущена, дети

поднимают сигнальную карточку-букву. На четвертом уроке дети пишут слова под

диктовку с последующей самопроверкой или взаимопроверкой. И на пятый день –

усвоение этих слова проверяется. Дети пишут или картинный диктант, или слова

под диктовку, или используют перфокарты, на которых слова с пропущенной

буквой.

Например:

т○варищ

р○бята

дев○чка

уч○ник

д○журный

учит○льница

учит○ль

Такие карточки-перфокарты изготовлены для каждого ученика и помогают быстро

проверить усвоение слов любой группы, выявить учеников, которые не запомнили

или забыли какое-либо слово. Новая неделя – новая группа слов, изученные же

слова постоянно повторяются устно или письменно, по группам или выборочно.

Вот некоторые приемы, которые используются при повторении:

1. Письмо слов на кальке по трафарету (самостоятельно или

с комментированием).

2. Прочитать слова с таблицы, деля на слоги (читать так,

как пишем).

3. Прочитать слова с таблицы так, как пишем, и назвать

слово, которое нельзя перенести.

4. Прочитать слова с таблицы так, как пишем в которых

один, два, три и т.д. слогов.

5. Услышать в предложении словарное слово и повторить его

так, как пишем (индивидуально и хором).

6. Устный картинный диктант: прочить слово так, как

пишем, поднимая карточку с гласной буквой.

7. Зрительный диктант: дети читают хором слово, затем оно

убирается, остается картинка. Дети записывают слово самостоятельно или с

комментированием.

8. Любят дети, когда слова с непроверяемой гласной

приносит их любимый сказочный герой или игрушка.

9. Любят дети и такую игру. Незнайка допустил ошибки в

словах. Сколько их? Дети нашептывают ответ на ухо учителю. Тот, кто назвал

правильное количество ошибок, получает звание – «Мудрый кролик». Затем

коллективно исправляют ошибки.

10. Догадайся, какие это слова? б . р . за, к . п . ст .

11. Из слов убежали гласные, по оставшимся согласным буквам

узнай и запиши слово: крндш, пнл.

12. Ответь одним словом. Шестой день недели (суббота).

Перемещение воздушных масс (ветер).

После того как изучены все группы слов, возможны такие задания:

1. Выписать слова с сочетанием –оро-.

2. Выписать слова, к которым можно подписать имена девочек или мальчиков.

3. Выписать слова с парной согласной на конце слова.

4. Выписать слова с ударением на первом (втором, третьем) слоге.

5. Составить и записать рассказ по опорным словам: ветер, мороз, коньки,

суббота, весело, ребята.

6. Составить цепочку слов, где каждая последняя буква в слове является

первой следующего слова.

7. Диктант-игра «Кто больше запомнил?». Чтение по 2-3 слова цепочкой. Во

время паузы дети записывают, что запомнили.

Работа по такой системе над словами с непроверяемыми написаниями повышает

орфографическую грамотность учащихся, качество знаний этих слов. [Лоптева,

56-57].

Расскажем об одной интересной работе, дающей также положительные результаты

при усвоении слов с непроверяемыми написаниями и являющейся важной для

лингвистического развития учащихся. В последнее время в средних классах

учителя русского языка в работе над этими словами успешно применяют

этимологический анализ. Использование слова в речи требует понимания его

точного смысла, умения связывать его с другими словами, правильно

употреблять. Школьный этимологический анализ применяют для того, чтобы

побудить у детей интерес к трудным словам, чтобы они легче усваивали их

написание. В начальной школе такой анализ может быть не полным, а частичным,

«упрощенным».

Ученикам нравится «разгадывать» всем вместе написание того или иного трудного

слова. Так, в III классе, работая со словами телефон, телеграф, телевизор,

телескоп, учащиеся узнают, что первая часть слов теле- пришла в русский язык

из греческого языка и обозначает далеко. Ребята легко и осознанно запоминают

графический образ этих слов. В латинском языке есть приставка кон-.

Воспользовавшись этими сведениями, знакомим учащихся с написаниями таких

трудных слов, как конфета; ко- команда, командир; кол- коллекция,

коллективный; де- демонстрация, депутат, делегат, декорация.

Читают ребята рассказ К. Паустовского о встрече с лесником, который любил

искать словам объяснение и которому это занятие доставляло большую радость.

«Найдешь слову объяснение и радуешься», - говорил он писателю. «Попробуем и

мы догадаться, почему отдельные растения, птицы, животные называются именно

так», - говорит учитель ребятам. Показывает цветные картинки с изображением

гвоздики, малины, шиповника, синицы, медведя. Рассматривая рисунки, учащиеся

делают выводы, свои первые «открытия»: «Гвоздику так назвали потому, что по

форме она похожа на гвоздь, шиповник имеет шипы, малина как бы состоит из

малых ягод, синица – синяя (в окраске ее оперения преобладает синий цвет),

медведь любит мед и потому знает (ведает), где его искать». Читает ребята

стихи Е. Серовой из цикла «Подскажи словечко»:

Все знакомы с нами:

Яркие, как пламя,

Мы однофамильцы

С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми . (гвоздиками).

Но не всегда происхождение слова так ясно, так понятно. Очень часто о

происхождении слова мы можем узнать только из особых книг, словарей.

Вот как можно провести работу со словом рябина, которое учащиеся часто пишут

неверно.

Сначала дети отгадывают загадку:

Под ярусом – ярусом

Висит зипун с красным гарусом.

Ученики читают слово, написанное на карточке, сначала про себя, затем два

раза вслух и наконец проговаривают его хором.

После этого записывают его в тетрадях или в словариках. Учитель показывает

цветной рисунок и говорит: «Слово рябина произошло от славянского слово ряб,

что означало рябой, пестрый; ведь сочетание ярко-зеленых мелких резных

листьев рябины и оранжево-красных ягод этого деревца вызывает такое ощущение,

что в глазах рябит». С использованием разборных таблиц составляются и

записываются слова с корнем рябин-. Разборные таблицы используются на уроке

так: необходимые для работы части слова пишутся на кусочках белой плотной

бумаги, сложенных вдвое и аккуратно склеенных внизу. Причем каждая морфема

пишется чернилами одного цвета (например, приставки – зелеными, корни –

красными, суффиксы – коричневыми, окончания – черными). В ходе объяснения и

образования слова выбирает из всего «строительного материала» нужные морфемы

и прикладывает к фланелеграфу, можно к магнитной доске. Слово как бы строится

на глазах учащихся. Ученики лучше его запоминают.

- Как мы назовем маленькую рябину? Что нам надо, чтобы образовать слово

рябина? Как называют рябиновую рощу, заросли рябины? Что нужно, чтобы

образовать слово рябинник? Сколько н надо писать в слове рябинник? Почему?

Как мы назовем куст рябины? (Рябинный). Что потребуется для строительства

этого слова? Сколько н надо писать в данном прилагательном? Почему? Как мы

назовем варенье, приготовленное из ягод рябины? (Рябиновое). Что возьмем для

этого слова?

В ходе беседы на доске и в тетрадях учащихся появляется следующая запись:

рябина ряб – пёстрый, рябой

рябинка

рябинник

рябинный

рябиновое

На следующем уроке дети используют данные слова в предложениях:

Под рябиновым кустом цветик розовый цветет. Рябину называют осенней

красавицей. Мама приготовила на зиму рябиновое варенье. За деревней растет

целый рябинник. Кроме того, в своей работе над словами с непроверяемым

написанием можно использовать замену развернутого определения одним словом из

словаря. Во время закрепления нового слова, опроса, самостоятельной работы

учащиеся получают задания типа «Ответить письменно одним словом: комната для

занятий в школе; человек, которые едет в поезде; дорога с рядами деревьев по

обеим сторонам, площадка, с которой производится посадка на поезд». Или

другое задание: «1. Ответь на вопросы, ответы записать.

Кто продает билеты в кассах? Какую единицу массы составляет тысяча граммов?

Как называется группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами? Как

называется рисунок в книге?

2. При списывании вставить вместо точек нужные по смыслу слова.

1). Сообщение по телеграфу-. 2). Килограмм – это тысяча . 3). Смотр

готовности войск - . 4). Рисунок в книге - . 5). Огородное растение, растущее

кочаном, - . 6). Учреждения, в котором собирают, хранят и выдают книги - ..

Для учащихся, показывает практика, этимологический анализ – важное средство

повышения грамотности. Это и понятно: при сознательном, интересном усвоении

чего бы то ни было степень запоминания значительно повышается. Немаловажно и

то обстоятельство, что всякая сознательная работа приносит человеку большее

моральное удовлетворение, чем механическая. Этимологические справки к словам

можно взять в школьном этимологическом словарике Л. Успенского «Почему не

иначе?» (М., 1967), в «Занимательной грамматике» А.Т. Арсирия и Г.М.

Дмитриевой (М., 1963. – 4.1).

Порой на помощь учащимся приходят детские поэты со своими небольшими

шутливыми стихами. Вот учатся дети писать правильно слово лимон.

На доске стихотворение Г. Сапгира «Ли-мон».

Что за ли?

Что за мон?

В звуках нету смысла.

Но едва шепнут?

- Лимон. -

Сразу станет кисло.

Две первые строчки легко запоминаются, и в перемену только и слышится: «Что

за ли? Что за мон?» Значит, в этом слове ошибок не будет.

Описанные виды заданий и приемы работы имеют свои цели: сделать словарную

работу основой для развития речи учащихся и повышения их грамотности, связать

ее с различными видами работ по развитию речи и по изучению грамматики,

сделать ее более интересной и привлекательной [25, 23-25].

Работа над предлогами.

Правописание предлогов вызывает у детей определенную трудность. В учебнике

русского языка по этой теме сказано: «Слова в, из, к, на, от, п, с, ц пишутся

отдельно от других слов».

Некоторые дети, зная это правило, начинают отделять буквы и слоги, похожие на

предлоги, в любом слове, например: по суда. И, конечно, всегда находятся

учащиеся, которые всегда пишут предлоги со словами вместе, несмотря на

большую работу над этим правилом.

Приведем примеры наглядных пособий, которые применяются в определенной

последовательности в работе с предлогами.

1. Знакомство с предлогами проходит с начала букварного

периода с помощью игры. Для этого можно иметь наглядное пособие «Птичка и

клетка».

Помещаем птичку (она на нитке) в разные положения по отношению к клетке, дети

знакомятся с первыми предлогами (термин «предлог» не употребляется), которые

имеют значение местоположения предмета по отношению к другому предмету (на

клетке, над клеткой, у клетки, в клетке). Работу можно

проводить по-разному. Ученик играет с птичкой, дети отвечают. Дети называют

действие (помести птичку в клетку), а ученик показывает.

2. Когда учащиеся познакомятся с буквами, можно

использовать следующее наглядное пособие: дерево с кармашками и отдельно

слова: над, на, под, у.

Маленькие слова можно вынимать из кармашков и вставлять в них, наглядно

видно, что эти слова и они отдельны от предлога.

К моменту изучения предлогов дети уже знают, что это маленькие слова, которые

пишутся отдельно от других слов.

Чтобы работа была более интересной, можно ввести схемы предлогов. Схемы

составляются с помощью картинок сами детьми.

Дети запоминают схемы и легко их различают. Схемы лучше поместить на плакате

под номерами: 1 – на, 2 – над, 3- в, 4 – под, 5- у, 6 – из, 7 – по, 8 – к.

Схемы можно использовать в словарной работе, например, учащиеся изучают слова

капуста. Предложить или сказать это слово со всеми предлогами, записать с

предлогом под номером 6 или назвать номера предлогов родительного падежа,

дательного падежа и т.д.

Все схемы должны «рождаться» на глазах у учащихся и с их помощью. [57, 60-61].

3. Помогите вернуть предлоги на свои места.

Диплом: Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

Я ○ утра ○ лесу гуляю,

○ росы я ведь промок.

Но зато теперь я знаю

○ березку и ○ мох,

○ малину, ежевику,

○ ежа и ○ ежиху,

○ которой ○ ежат

Все иголочки дрожат.

(Н. Матвеева)

Диплом: Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

В

ЗА

Диплом: Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте Диплом: Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

У

ОТ

Диплом: Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте Диплом: Формирование познавательного интереса у первоклассников с задержкой психического развития на фоне церебрального паралича на уроках обучения грамоте

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ