Рефераты

Диплом: Фразиологизмы

Диплом: Фразиологизмы

ПЛАН:

Введение.

ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы исследования.

1.1 Лингвистическая характеристика фразеологизмов.

1.2 Психологические основы формирования лексического значения

фразеологических единиц.

1.3 Вопросы овладения фразеологической лексикой в теории и практике

дошкольного образования.

ГЛАВА 2. Содержание и методика формирования фразеологической лексики у детей

старшего дошкольного возраста.

2.1 Особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 7-го года

жизни (по данным констатирующего эксперимента).

2.2 Формирование понимания обобщенного значения фразеологических

оборотов у старших дошкольников.

2.3 Результаты экспериментального обучения.

Выводы.

Библиография.

Приложение.

Введение.

Актуальность исследования. Культура речи является важнейшим условием

воспитания общей и внутренней культуры человека. Под культурой речи принято

понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли в

соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно,

логично, точно и выразительно. Воспитание интереса к языковому богатству,

развитие умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства

с первых лет жизни активно способствует обогащению речи, которая становится

яркой и красивой.

Наиболее ярко традиции языка отражаются в его выразительных средствах, в

частности, во фразеологизмах. Как отмечают лингвисты (В.В.Виноградов,

В.Н.Телия, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев и другие), они разнообразят нашу речь,

делают ее выразительной, эмоциональной, живой, образной, придают ей

национальные черты. Таким образом, работа с фразеологическими единицами в

дошкольных учреждениях делает связную речь содержательной, точной; приобщает

детей к истокам русской национальной культуры.

Роль фразеологизмов как стилистического средства очень важна. Они являются

одним из источников развития выразительности детской речи и находят свое

отражение в произведениях художественной литературы и устного народного

творчества, в т.ч. малых фольклорных форм. На необходимость приобщения детей

к красоте родного слова, развития культуры речи указывали такие русские

педагоги, как К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова.

Особо актуален этот вопрос в старшем дошкольном возрасте. К этому времени

словарь ребенка насыщен в достаточной мере, для того, чтобы была

предоставлена возможность открытия всего богатства родного языка.

Исследования в области детской психологии (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов.

Н.Н.Подъддяков, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Д.Б.Эльконин и др.), в старшем

дошкольном возрасте развитие многих психических процессов: мышления, памяти,

воображения, т.е. непосредственно связанных с речью, достигает достаточно

высокого уровня, что находит отражение в языке ребенка.

На необходимость обогащения речи дошкольников фразеологизмами указывали

А.М.Бородич, Н.В.Гавриш, В.В.Гербова, О.С.Ушакова и др. Значимость этой

работы показывают исследования, в которых непосредственно затрагивались

вопросы ознакомления детей с фразеологическими оборотами: определение

содержания и объема словарной работы, усвоение переносного значения слов,

развитие образной речи и словесного творчества старших дошкольников.

Таким образом, исследования педагогов и психологов, посвященные изучению

особенностей художественного восприятия и творчества, показывают, что к

старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие,

проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в

способности замечать и выделять средства выразительности. В данном случае –

фразеологизмы.

В то же время ученые в своих исследованиях отмечают существующее

несоответствие между способностью детей к восприятию фразеологизмов и умением

осмысленно и логически грамотно использовать их в своей речи.

Поиск пути формирования фразеологической лексики у старших дошкольников на

основе выделения их в произведениях литературы разного жанра, устного народного

творчества и т.д., умения правильно понимать их значение и грамотно

использовать фразеологизмы в своей речи составляет основную цель нашего

исследования.

Объектом исследования определена речь детей 7-го года жизни.

Предмет исследования – процесс формирования фразеологической лексики в

речи старших дошкольников.

На основе анализа теоретических и экспериментальных исследований, изучения опыта

работы в дошкольных учреждениях была определена гипотеза. Формирование

фразеологического словаря у детей 7-го года жизни происходит успешно при

соблюдении ряда условий:

- отбора фразеологических единиц с учетом постепенного усложнения их

структуры и семантики, детского опыта, необходимости ФЕ для общения и

познания, восприятия и понимания текстов детской художественной литературы;

- применения методов и приемов, позволяющих наглядно представить

образное содержание фразеологических единиц, обращения к личному опыту детей,

расширения ассоциативных связей посредством показа возможных границ

сочетаемости фразеологизмов;

- элементарного осознания детьми роли фразеологизмов в высказывании,

- активизации ФЕ в связной речи и создания условий для широкого

переноса навыков употребления фразеологизмов в речевую практику.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности понимания и употребления фразеологизмов детьми 7-

го года жизни.

2. Определить уровни развития и критерии оценки правильности

использования фразеологизмов в речи.

3. Разработать методику работы над обогащением фразеологического словаря.

Методологическую основу нашего исследования составляют положения

философии о роли языка в развитии личности, о его национально-культурной

функции; положения психологии о связи развития речи с развитием высших

психических функций; теория речевой деятельности, сформулированная в трудах

Л.С.Выготского, Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьва, А.Р.Лурии, С.Л.Рубинштейна; труды по

лингвистике, раскрывающие своеобразие фразеологического состава

(В.В.Виноградов, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев).

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования.

1.1 Лингвистическая характеристика фразеологизмов.

В языке заложены огромные ресурсы для развития личности ребенка: он оказывает

влияние на становление его интеллектуальных, творческих, духовных основ.

Всестороннее образование через язык возможно вследствие того, что он есть

синтез и отражение многогранного опыта всего народа, накопленного в ходе его

истории. Именно поэтому, в качестве основополагающего положения при изучении

проблемы обогащения словаря детей 7-го года жизни фразеологизмами нами

рассматривается позиция ряда философов, языковедов, психолингвистов

(Й.Вайсгербер, В.Г.Гак, Л.П.Крысин, А.А.Леонтьев, А.А.Потебня, В.Н.Телия), в

которой национально культурная функция языка считается одной из основных.

В языке нашли отражение специфические условия трудовой, общественной, культурной

жизни народа.[1]Таким образом, язык

формирует взгляды, стереотипы, присущие той или иной языковой общности. Основы

национального мировидения, по мнению Й.Вайсгербера, закладываются в

индивидуальном сознании с усвоением понятий слов и их форм.

Философы отмечают, что национальные особенности языка пускают глубокие корни уже

в душе маленького ребенка: «Мы находим нечто природное и врожденное там, где на

самом деле проявляется уникальная сила родного языка».

[2]

Национальные особенности языка отражаются в его выразительных средствах, во

фразеологии (В.Н.Телия).

Остановимся подробнее на лингвистическом аспекте фразеологии.

В обычных словосочетаниях каждое слово реализует одно из своих лексических

значений. Так, в сочетании съел яблоко глагол съесть обозначает

«употребить в пищу», а существительное яблоко выступает в значении

«плод яблони». Такие конструкции принято называть свободными

словосочетаниями.

Компоненты же оборотов типа собаку съел, поставить на ноги, тертый калач -

не имеют собственного лексического значения: их семантика не равняется сумме

значений составляющих. Здесь лексическим значением обладает оборот в целом:

собаку съел — «имеет, приобрёл большой опыт, навык, основательные знания в

чём-либо», поставить на ноги — «вылечить, избавить от болезни»,

«вырастить, воспитать, довести до самостоятельности», тертый калач —

«очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть; бывалый человек».

Такие конструкции принято называть устойчивыми словосочетаниями или ф

р а з е о л о г и з м а м и, фразеологическими единицами (оборотами).

Как особый тип языковых единиц фразеологизмы кроме целостного значения

обладают ещё рядом специфических черт: структурной расчленённостью,

постоянством компонентного состава, характером грамматической оформленности

(устойчивостью грамматической структуры), воспроизводимостью.

Для фразеологизмов характерно постоянство компонентов, устойчивость лексического

состава. Так, фразеологизм медовый месяц во всех случаях употребления

состоит из одних и тех же компонентов: медовый + месяц: И потянулся

для влюблённых не совсем обычный, но полный упоения медовый месяц (Н.И.

Невеждин). Так и я женился, и начался хвалёный медовый месяц (Л.Н.

Толстой).

Фразеологизмы являются более сложными, чем слово, единицами языка и в

структурном и в семантическом отношении. Однако для большинства из них

характерна ф у н к ц и о н а л ь н а я близость к слову,

эквивалентность ему. Ср.: как снег на голову и неожиданно

(внезапно), кот наплакал и мало, душа в пятки ушла и испугался,

стреляный воробей и опытный и др.

[3]

Семантическая цельность, постоянство структуры определяют другую важную

особенность фразеологизмов, сближающую их со словами,— воспроизводимость.

Это значит, что в системе языка они существуют как готовые единицы, т.е. не

создаются в процессе речи, а извлекаются из памяти и употребляются в тех

лексических значениях, грамматических формах и функциях, которые закреплены за

ними.

Таким образом, ф р а з е о л о г и з м — это воспроизводимая в речи

единица, чаще всего эквивалентная слову, имеющая целостное значение, постоянный

компонентный состав и грамматическую структуру.

Раздел языкознания, в котором изучаются фразеологические обороты как единицы

языка, называется ф р а з е о л о г и е й (Фразеология — от греч.

phrases — выражение и logos — учение)[4]

.

Фразеология как наука выявляет особенности фразеологизмов и определяет их

место среди других единиц языка, связь с другими его уровнями. Во фразеологии

исследуются семантические, структурно-грамматические, экспрессивно-

стилистические свойства фразеологических единиц, особенности их употребления,

осу- ществляется их классификация, рассматриваются источники и пути

пополнения фразеологического фонда языка.

Термин фразеология используется не только как название научной

дисциплины. Он обозначает также совокупность (систему) фразеологических единиц

какого-либо языка (ср.: фразеология русского языка, фразеология английского

языка) и совокупность фразеологических оборотов произведений того или иного

писателя (ср.: фразеология романа «Война и мир», фразеология Пушкина).

Как лексическая единица фразеологизм обладает значением: чесать языком

значит «говорить вздор, пустословить», коптить небо «вести бесполезный

образ жизни; жить ничего не делая», гадать на кофейной гуще «строить

беспочвенные, ни на чем не основанные предположения, догадки».

Как и слова, фразеологизмы могут быть однозначными и многозначными. Одно

значение имеют фразеологические обороты владеть собой «проявлять

самообладание, сохранять хладнокровие; уметь сдерживать свои порывы»; по

большому счету «как полагается, как следует, по-настоящему»; в первую

голову «прежде всего»; душа нараспашку «чистосердечный,

прямодушный, откровенный».

Многозначные фразеологизмы чаще всего имеют по два-три значения. Ср.: впасть

(впадать) в детство — 1. Потерять рассудок от старости. Это — совсем

глупый, дряхлый старикашка, впавший в детство (В.М. Гаршин); 2. Посту- пить

неразумно, как дети. Матери рассуждали: — Наш командующий окончательно

лишился ума. — И штаб его в детство впал (А.С. Новиков-Прибой).

Фразеологизмы с большим количеством значений встречаются реже: брать (взять)

своё — 1. Добиваться поставленной цели, желаемого. Тетюев непременно

опять будет нас подсиживать и уж своё возьмет. Большие неприятности может

сделать (Д.Н. Мамин-Сибиряк); 2. Проявлять себя во всей полноте, со всей

силой. Но, уж раз лёд тронулся, река взыграла, ледоход своё возьмёт:

потопит низины, принизит горы, смоет всю нечисть с берегов (В.Я. Шишков).

Остановимся подробнее на лингвистическом аспекте фразеологии.

Фразеологические единицы – живое проявление богатства народной словесности. Они

«придают языку яркость черт национального характера, тот неповторимый колорит,

который отличает один от другого языки многовековой культуры»

[5].

Фразеология представляет собой выражение национальной самобытности носителей

языка. Образы, закрепленные во фразеологическом составе, так или иначе, связаны

с материальной, социальной или духовной культурой народа. Во фразеологических

единицах заложены понятия и отношения к таким категориям, как труд, лень,

правда, ложь, совесть, судьба, жизнь, смерть. Мыслить о мире, не пользуясь ими,

практически невозможно.[6]

Ребенок усваивает их вместе с языком. Через фразеологию он познает историю

народной жизни, приобщается к общенациональным, социально значимым ценностям,

устоям общества. В результате, обогащается не только его речь, но и

национальное самосознание.

Таким образом, необходимо непосредственно перейти к рассмотрению

лингвистического своеобразия фразеологического состава русского языка.

Как и любым другим единицам словарного фонда русского языка, фразеологическим

оборотам присуще выполнение определенных функций в речи.

В работах А.М.Бабкина, С.Г.Гаврина, Ю.А.Гвоздарева, В.П. Жукова, А.Н.Савченко,

В.Н.Телия, Н.М.Шанского, Д.Н.Шмелева и других подчеркивается, что наряду с

функциями сообщения, обозначения, обобщения, фразеологизмы способствуют

выражению субъективности, индивидуальности в речи. Они не только обозначают,

называют предметы, но и одновременно являются специальным языковым средством

передачи многообразных эмоциональных и оценочных отношений говорящего к тому,

что происходит в его внутреннем мире или вне его. ФЕ отражают эмоциональное

состояние говорящего, гибкость и остроту его ума, являются одной из форм

реализации его творческого потенциала.[7]

Во фразеологических оборотах заложена возможность образного изложения

высказываний. Образность – «есть стремление речи к сохранению наглядности

восприятий, а восприятие всегда вызывает не только мысль, но и чувство».

[8]

Таким образом, использование фразеологизмов позволяет конкретизировать

предмет мысли, а также выразить свое отношение к нему.

Особо выделяется лингвистами эстетическая функция фразеологизмов. «Меткое

крылатое слово, выразительная идиома оживляют язык, он становится более сочным

и эмоциональным».[9] Д.Н.Шмелев указывал,

что потенциальная образность фразеологизма отвечает элементарной потребности

разнообразить свою речь, средствами номинации придавать ей

экспрессивно-оценочную направленность.

Что же такое фразеологизм? Одно из направлений в русской фразеологии исходит из

того, что фразеологизм – это не словосочетание (ни по форме, ни по

содержанию), это единица языка, которая состоит не из слов. Объектом

фразеологии являются выражения, которые лишь генетически суть словосочетания.

«Они разложимы лишь этимологически, то есть, вне системы современного языка, в

историческом плане». Эти выражения противопоставляются словосочетаниям, так как

качественно отличаются от них. Основным в изучении фразеологизма делается не

смысловая и формальная характеристика образующих его компонентов и не связей

между ними, а самого фразеологизма в целом, как единицы языка, имеющей

определенную форму, содержание и особенности употребления в речи. Состав

фразеологии образуется из категориально однотипных единиц. История и этимология

каждого фразеологизма изучается вне прямолинейной зависимости от неких

«универсальных» схем переосмысления словосочетаний, от степени семантической

слитности компонентов и от степени десемантизации слов в словосочетаниях.

Основные положения этого направления рассматриваются А.И.Молотковым в вводной

статье к «Фразеологическому словарю русского языка», в его книге «Основы

фразеологии русского языка» и других работах.

Существует также позиция Н.М.Шанского, высказанная в ряде его работ:

«Фразеологизм, фразеологическая единица, - общее название семантически

несвободных сочетаний слов, которые не производятся в речи (как сходные с ними

по форме синтаксические структуры – словосочетания или предложения), а

воспроизводятся в ней в социально закрепленном за ними устойчивом соотношении

смыслового содержания и определенного лексико-грамматического состава.

Семантические сдвиги в значениях лексических компонентов, устойчивость и

воспроизводимость – взаимосвязанные универсальные и отличительные признаки

фразеологизма»[10].

Таким образом, в современной лингвистике фразеологизмы изучаются с различных

точек зрения, в сравнении со словом, свободным сочетанием слов.

Фразеологизмы значительно отличаются от свободных сочетаний слов. В свободных

словосочетаниях можно заменить одно слово другим: типографский работник –

хороший работник. Тогда как во фразеологическом сочетании нельзя произвольно

заменять слова, т.к. они обладают постоянством лексического состава. Так же

фразеологизмы отличаются от свободных сочетаний и целостностью значения –

слова в составе фразеологизма теряют свою смысловую самостоятельность. В этом

случае смысл имеют не отдельные слова, а все выражение в целом. Это значит,

что фразеологизмы, как и слова, используются в речи готовые, т.е. их надо

помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке.

Если говорить, опираясь на научную точку зрения, то языковедами были

определены следующие отличительные черты:

- акцентологическое ударение: слово - это лингвистическая единица,

имеющая одно ударение, а фразеологизм может иметь два и более;

- фонетическое оформление: фразеологические обороты состоят из слов,

которые свободно функционируют в языке вне его, а слова состоят из частей,

морфем, которые вне слова самостоятельно употребляться не могут.

Однако, слово и фразеологизм обладают рядом общих признаков (В.П.Жуков,

В.Н.Телия, Л.А.Тер-Григорян, Н.М.Шанский, Д.Н.Шмелев и др.):

- воспроизводимость: фразеологизм, как и слово, не создается в

процессе общения, а воспроизводится как готовая целостная единица;

- устойчивость в составе и структуре, под которой

понимается предсказуемость появления элементов сочетания в определенном порядке

относительно одного из них;

- непроницаемость: внутри слова и фразеологизма

невозможно включение иных компонентов;

- номинативность: фразеологизмы дополняют и обогащают

номинативный инвентарь языка недостающими в нем оценочно-экспрессивными

средствами, способными отмечать такие подробности обозначаемого, которые не

укладываются в рамки лексической номинации.

В связи с изучением ФЕ в сравнении со словом, необходимо обратиться к его

определению. Под словом в лингвистике понимается «минимальный,

самостоятельный отрезок речи, имеющий лексическое значение, находящийся в

распоряжении грамматики для образования высказывания и грамматически

оформленный по законам данного языка»[11]

.

Как слово, так и фразеологизм имеют целостное значение. Но в тоже время,

значение фразеологизма не тождественно лексическому значению слова.

Различия обусловлены функциями, характерными для семантики лексических и

фразеологических единиц. Слово указывает своим значением на обозначаемые им

элементы действительности.[12]

Фразеологизмы конкретизируют и дают образно-эмоциональную оценку предметам,

явлениям, действиям, качествам, уже названным в языке.

[13]

Фразеологизм, как и слово, в различных своих значениях сочетается со словами

разных лексико-семантических групп. Например, фразеологизм из рук в руки

в значении «от одного к другому, от одних к другим» сочетается с глаголами

ходить, переходить, передавать и т.п., а в значении «непосредственно

кому-либо, от одного к другому» сочетается со словами типа идти,

происходить, случаться и т.п.

В одном из значений фразеологизм может сочетаться с одушевлёнными именами

существительными, а в другом – с неодушевлёнными. Например, последняя спица

в колеснице: 1. Человек, играющий самую ничтожную, незначительную роль в

жизни, в обществе, в каком-либо деле. Эта девушка не провинциалка. Одета

оригинально, говорит хорошо, убеждённо, — видно не последняя спица в колеснице

(Н.Е. Вирта). 2. То, что имеет ничтожное значение. Теперь ты понял,

Сыроватко, что газета тоже не последняя спица в колеснице? (В.А. Рудный).

Многозначность фразеологизмов явно уступает многозначности слов. В русском языке

слово может иметь до 40 лексических значений. Такое количество значений имеет

слово идти в словаре Д.Н. Ушакова. Фразеологические обороты не

достигают даже 10 значений.

Более 20 фразеологизмов имеют по 3 значения: вверх [кверху] тормашками

(тормашки), во весь рост, во всяком случае [разе], войти (входить) в

<свою> колею [русло], всей душой [всем сердцем], всякая всячина, еле

[еле- еле, едва] дышать, на глазах, не на жизнь, а на смерть, не слышать [не

чуять, не чувствовать] ног <под собой>, ни то ни сё, под рукой (руками),

поминай как звали, отрезанный ломоть, хоть бы хны, так себе, слава богу, с глаз

долой, поднять (поднимать) руку и др.

Около 50 оборотов имеют по 2 лексических значения: авгиевы конюшни, ад

кромешный, альфа и омега, без толку, в своё время, держать на привязи,

за глаза, задать (задавать) перцу, играть (сыграть) роль, как с гуся вода,

колоть глаза, лицом к лицу, мокрая курица и др.

Несмотря на кажущуюся оригинальность определенных фразеологизмов, их

образование в языке опирается на определенные образцы. Особенности их

образования связаны с типом материала, на базе которого они создаются. В

русском языке таких типов пять: 1) отдельные слова; 2) свободные

словосочетания; 3) пословицы; 4) фразеологические единицы; 5) иноязычные

фразеологизмы.

Из отдельных слов фразеологизмы возникают довольно часто. Например, душа на

распашку, человек в футляре и т.д.

Наибольшее число фразеологизмов образовывается на базе свободных словосочетаний.

Такие словосочетания получают новое значение, переносимое на них по сходству

явлений или связи. Голова, например, сравнивается с котелком, отсюда,

котелок варит – голова соображает.

Немало фразеологизмов возникло на базе пословиц. Обычно они становятся частью

пословиц, употребляемых самостоятельно в речи. Без знания такой пословицы

фразеологизм непонятен. Например, старый воробей (Старого воробья на

мякине не проведешь).

Фразеологическая единица русского языка нередко становится базой для

образования новых фразеологизмов. Такой путь используют при образовании

фразеологизмов на базе терминологических сочетаний: второе дыхание, цепная

реакция, нулевой цикл и т.д.

На базе фразеологизмов других языков образуются иноязычные или заимствованные

фразеологизмы.

Таким образом, все фразеологизмы русского языка по происхождению можно

разделить на две группы: фразеологизмы русского происхождения и

заимствованные.

Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке

или досталось от языка предков. Например, не разлей вода – очень

дружны, в чем мать родила – без одежды, и многие другие.

Каждое ремесло на Руси оставляло след в русской фразеологии. От плотников ведет

свое начало топорная работа, от скорняков – небо в овчинку.

Новые профессии дали новые фразеологизмы. Из речи железнодорожников русская

фразеология взяла выражение зеленая улица и т.д.

Заимствованные фразеологизмы делятся на заимствованные из старославянского

языка и заимствованные из западноевропейских языков.

Фразеологизмы, заимствованные их западноевропейских языков, включают в себя

древнейшие заимствования из латинского или древнегреческого языка. Например,

терра инкогнито. Более поздними являются заимствованные фразеологизмы: из

немецкого языка – разбить на голову, английского – синий чулок,

французского – закинуть чепчик за мельницу.

На фоне межстилевых фразеологизмов выделяются разговорные, просторечные и

книжные.

К р а з г о в о р н ы м относятся фразеологизмы развязать язык

кому, руки коротки у кого, семь пятниц на неделе, мыльный пузырь,

ловить рыбу в мутной воде, высосать (высасывать) из пальца, не дать спуску

кому, давно бы так!, пороху не хватает у ко- го, медведь на ухо

наступил кому, разделать под орех кого, что, каши не сваришь

с кем? и т.п.

П р о с т о р е ч н ы м и являются фразеологизмы дело в шляпе, показать,

где раки зимуют, развесить уши, раз плюнуть, с гулькин нос и т.п. К ним

примыкают грубо-просторечные обороты.

Фразеологизмы к н и ж н о г о характера употребляются в письменной речи и

отличаются оттенком торжественности, патетичности и т.п. Основные сферы их

применения — общественно-публицистическая, официально-деловая и художественная

речь. К книжным фразеологизмам относятся: путёвка в жизнь, отдать

последний долг, краеугольный камень, кануть в лету и т.п. Среди них много

интернационализмов (ахил- лесова пята, дамоклов меч, вавилонское

столпотворение, яблоко раздора и т.п.), славянизмов (манна небесная,

вечная память кому, камень преткновения, глас вопиющего в пустыне,

козёл отпущения, не от мира сего, знамение времени, иерихонская труба, притча

во языцех и т.п.).

Разное место в стилистической системе занимают устаревшие фразеологизмы и

фразеологизмы-неологизмы. К устаревшим относятся: забрить лоб «отдать в

солдаты», приказная строка «чиновник, бюрократ, крючкотвор»,

выезжать в свет «посещать балы, вечера, собрания в светском обществе» и

т.п. Они утратили актуальность, перешли в пассивный фонд фразеологии.

Сравнительно недавно, за последние три десятилетия, в литературный язык вошли и

активно используются неологизмы желез- ный занавес «политические

барьеры, создаваемые между государствами в целях полной изоляции», зелёная

улица и открывать (давать) зелёную улицу кому, чему «сво- бодный

путь, без препятствий и задержек», наломать дров «наделать глупостей,

грубых ошибок» и т.п.

Фразеологический фонд русского литературного языка пополняется также за счет

заимствований. Среди них имеются фразеологизмы, которые в русском языке

употребляются без перевода: alter ego (лат.) — «второе я (о ближайшем друге и

единомышленнике)»; altera pars (лат.) — «другая (противная) сторона»; alma

mater (лат.) — «кормящая, питающая мать (почтительное наименование студентами

сво- его университета)»; fagots et fagot (фр.) — «вещь вещи рознь»; carte

blanche (фр.) — «чистый листок, чистая карточка (полная воля, свобода

действий)»; status quo (лат.) — «существующий порядок вещей» и т.п.

[14]

Интересна тематическая классификация ФЕ, предложенная В.Н.Телия. Он выделяет

фразеологизмы, обозначающие:

- время (в мгновение ока, без году неделя);

- меру (с головы до ног, с гулькин нос, кот наплакал);

- место и место расположение (под носом, у черта на куличиках);

- признаки поведения (кровь из носу, в первых рядах);

- волевые акции (брать быка за рога, ни мычать, ни телиться);

- обман или стремление установить правоту (водить за

нос, пускать пыль в глаза, заговаривать зубы);

- наказание (стереть в порошок, намылить шею);

- образующие поле деятельности (взваливать на свои

плечи, держать под крылышком);

- событийного значения (дым коромыслом, тьма тьмущая);

- чувства, отношения (махнуть рукой, петля на шее),

состояния (один в поле не воин, кусать локти), эмоций (Боже мой

!);

- идиомы, указывающие на интеллектуальные акции или

состояния (схватывать на лету, котелок варит);

- свойства лица, квалифицируемые по физическим параметрам (

от горшка два вершка, косая сажень в плечах);

- свойства характера (не робкого десятка, волк в овечьей шкуре);

- характеристику лица по социальному положению (ни кола

ни двора, важная птица).[15]

Отличие лексического и фразеологического значений обусловлено процессом их

образования.

Академик В.В.Виноградов под лексическим значением слова понимал его

«предметно-вещественное содержание, оформленное по законам грамматики данного

языка и являющееся элементом общей семантической системы словаря этого языка».

[16] Он указывал, что слово часто является носителем не одного, а нескольких

значений. Вступая во взаимодействие с другими словами, в одних случаях, слово

имеет свободное значение, в других – несвободное, фразеологически связанное. По

мнению В.В.Виноградова, фразеологически связанное значение представляет собой

результат образного обобщения на основе слов, имеющих номинативное значение.

В связи с этими положениями следует рассмотреть структуру фразеологического

значения.

Д.Н.Шмелев в аспект значения фразеологизмов ввел понятие ассоциации. Он отмечал,

что в сознании человека возникает устойчивое представление о явлении, которое

обозначает слово. А возникшее переносное значение воспринимается в связи с

другими значениями, с которыми связано исходное слово.

[17]

В работе А.Н.Савченко процесс образования фразеологизмов представлен на основе

апперцепции, под которой понимается осознание вновь чего-то воспринимаемого

и познаваемого через частичное отождествление его с чем-то уже познанным.

Таким образом, целостное значение фразеологизма складывается на основе

отвлечения, обобщения и соотнесения образов, выраженных словами, его

составляющими, с ситуацией, находящейся в центре внимания говорящего.

Фразеологическое значение характеризуется наличием элементов образности,

экспрессивности, эмоциональности, оценочности (исследования В.М.Глухова,

А.В.Кунина, Л.Е.Кругликова, В.М.Мокиненко). Рассмотрим их подробнее:

Образность – «это способность слова или словосочетания вызывать

наглядно-чувственные представления об обозначаемом».

[18] Слово может быть образным, как подчеркивает Л.Е.Кругликова, только в

контексте, а фразеологизм – нет. Образ ФЕ почти всегда обладает определенной

самодостаточностью. Установлена закономерность: чем прозрачнее ситуация,

описанная в ФЕ, чем понятнее образ, мотивированный ей, тем больший набор

толкований получает данная единица.

По этому признаку ФЕ делятся на образные и необразные. Для

образных устойчивых выражений свойственно сосуществование представлений, у

необразных этого не наблюдается.

Экспрессивность – «это усиление выразительности, увеличение

воздействующей силы сказанного, и все то, что делает речь более яркой, сильно

действующей, глубоко впечатляющей».[19]

Как экспрессивным единицам, фразеологизмам присущи эмоциональность и

оценочность.

Эмоциональность, как определят Л.Е.Кругликова, «это способность

лексической единицы (ЛЕ) или ФЕ выражать эмоциональное отношение говорящего к

предмету сообщения».

Оценочность в работе Л.Е.Кругликовой – это «способность ЛЕ или ФЕ

выражать положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету

сообщения». Оценка, заключенная во фразеологическом значении, нефиксированная,

то есть, меняется в зависимости от эмпатии говорящего, слушающего.

Таким образом, фразеологическое значение в сравнении с лексическим обладает

усложненной информативностью, дополнительной оценочной нагрузкой.

Рассматривая различные аспекты фразеологического значения, необходимо

затронуть вопрос о вариативных и синонимичных ФЕ.

Под вариативностью во фразеологии понимается возможность замены

слов–компонентов ФЕ (упал с неба, с луны) или их опущение ((материнское) молоко

на губах не обсохло), как показывают работы В.Н.Телия и Е.И.Дибровой.

Больше ограничений семантического характера возникает при замене

фразеологизма, включенного в определенный контекст, его синонимом. Так,

В.Н.Телия раскрываются случаи, когда один фразеологизм может быть употреблен

в определенном контексте, а его синоним невозможен в данном высказывании.

Таким образом, значение ФЕ не всегда может быть точно раскрыто с помощью

фразеологизма-синонима. Ведущая роль в этом отношении принадлежит контексту.

«Контекст – это отрезок текста, вычленяемый и объединенный языковой или

речевой единицей, могущей перейти в язык, которая, функционируя в нем, выявляет

свое значение».[20] В контексте

реализуются потенциальные свойства семантики фразеологизма; происходит

конкретизация и актуализация его значения.

Существенным компонентом как слова, так и фразеологизма, является их

грамматическое значение. Оно обеспечивает возможность включения этих единиц в

связное высказывание.

По отнесенности к той или иной части речи выделяют следующие фразеологизмы:

- глагольные: бежать сломя голову строить глазки кому,

ловить рыбу в мутной воде, давать стрекача, стереть в порошок, делать погоду,

войти в колею и т.п. );

- субстантивные (предметные): игра воображения, козёл отпущения, чучело

гороховое, прокрустово ложе, белая ворона, камень преткновения и т.п.;

- наречные: как снег на голову сложа руки, как с гуся вода, как рыба в

воде, под горячую руку, куда глаза глядят, как по маслу, во все лопатки, не

покладая рук и т.п.;

- адъективные: без царя в голове гол как сокол, лёгок на помине,

задним умом крепок, одного поля ягода, лёгок на подъем, не от мира сего и

т.п.;

- междометные: вот тебе раз!, хоть караул кричи!, увы и ах!, знай

наших!, ни пуха ни

пера! и т.п.;

- модальные: как бы не так! как никак, на худой конец, и т.п.;

- союзные: между делом.[21]

В работе Н.М.Шанского и В.В.Иванова «Современный русский язык» указано, что

морфологические свойства слов в составляющих фразеологизма зависят от степени

семантической слитности и его принадлежности к части речи. Наречные,

междометные, модальные и союзные ФЕ морфологически неизменяемы. В глагольных,

субстантивных и адъективных фразеологизмах морфологические формы слов могут

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ