Рефераты

Диплом: Внеклассная работа по иностранному языку

работе с контекстом, сбору идиоматических выражений и т.д.);

5) компенсаторная мотивация – стремление к системности, полноте,

нефрагментарности приобретаемых знаний, умений, навыков;

6) инструментальная мотивация, которая развивается на основе

чувства радости и удовлетворения от выполнения определенных видов работы;

7) эстетическая мотивация, вытекающая из эстетического

удовольствия, наслаждения, получаемого от процесса познания иностранного языка,

от участия в различных формах внеклассной работы по ИЯ.

В рамках классификации, в основе которой лежит критерий – степень активности,

самостоятельности и креативности учебно-познавательной деятельности ребёнка, мы

опираемся на современную классификацию методов Лернера, Давыдовой, Скаткина,

состоящую из двух групп: репродуктивные (информационно-рецептивный,

репродуктивный) и продуктивные (частично-поисковый, исследовательский).

[14, 148].

Репродуктивные общедидактические методы предназначены для организации

учащихся на усвоение готовых знаний и вос­произведение уже известных им

способов деятельности. Про­дуктивные общедидактические методы применяются для

орга­низации учащихся на поиски субъективно новых знаний в ходе творческой

деятельности.

Полноценное усвоение учеником содержания образования предполагает

использование обеих групп общедидактических методов. Выбор метода обучения

зависит от цепи обучения, уровня подготовки учащихся и характера учебного

материала. В учебном процессе при организации усвоения, конкретного учебного

материала общедидактический метод реализуется в виде обоснованных сочетаний

приемов обучения. Поэтому пе­дагогические возможности таких приемов

определяются тем общедидактическим методом, который реализуется в данных

приемах. [18, 82].

Прием обучения - это одно или несколько взаимосвязанных действий учителя и

ученика конкретными средствами (словес­ными, наглядными, практическими),

подчиненных цели метода.

Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку целесообразно

выделить такую форму внеклассной работы как неделя иностранного языка в

школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как

предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей

структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и

форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и

направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.

Неделя иностранного языка в школе как комплексная форма должна оказывать

содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной

работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых Неделя

становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений

между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе

подготовки и проведение Недели. Неделя иностранного языка проводят в

определенный период учебного года по предварительно составленной программе,

которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов.

Тематика мероприятий в рамках Недели должна быть интересной, познавательной,

доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям

учеников, уровню их языковой подготовки. [31, 61]

Процесс подготовки и проведение Недели ИЯ проходит в три этапа.

I этап (подготовительный) начинается составлением программы Недели. На

этом этапе создается оргкомитет, в состав которого избираются учителя

иностранного языка, завуч, представители ученической и родительской массы.

Члены оргкомитета определяют исполнителей программы, организуют изготовления

костюмов, реквизита, оформление помещений, выставок, объявлений, приглашений, а

также подготовку необходимых фономатериалов, диафильмов, кинофильмов, слайдов.

Непосредственно подготовку учеников к выступлениям проводят учителя ИЯ, работая

индивидуально с каждым учеником или с группами учеников в кружках. Во время

репетиций ученики усовершенствуют свое произношение, учатся вести себя на сцене

и т.п.

II этап - это проведение Недели иностранного языка. Обязательным

условием проведения Недели есть создание атмосферы праздничности,

непринужденности. Ученики должны ощущать удовлетворение и радость от своего

участия в празднике.

Образец плана проведения Недели иностранного языка в школе

День недели

Содержание работы

Ответственный

Понедельник

Объявление по школьном радио об открытии Недели. Открытие выставки стенгазет.

VIII-IX классы

Вторник

Викторина, посвященная обычаям и традициям страны, язык которой изучается.

VIII классы

Среда

Ролевая игра "Телемост" (между столицами родной страны и страны, язык которой изучается).

IX классы

Четверг

Литературно-музыкальный вечер

Х-ХІ классы

Пятница

Итоги Недели.

Оргкомитет

III этап посвящен итогам Недели. Желательно выпустить

информационный бюллетень и сообщить о том, как прошла Неделя, каких успехов

достигли ее участники, кто из учеников наиболее отметился.

Как отдельную форму внеклассной работы по иностранному языку можно выделить

переписку учеников. Она имеет не только большое воспитательное, но и

практическое значение, поскольку оказывает содействие развитию речи учеников.

Переписка дает возможность ученикам практически использовать иностранный язык

как средство общения и получать дополнительную информацию к темам программы.

Чтобы переписка оказывала содействие развитию не только письменной, но и устной

речи учеников, на заседаниях кружка или секции клуба заслушивается информация

на иностранном языке, о которой идется в письме, устраиваются выставки писем,

во время которых комментируется их содержание. Организующим центром этой работы

является "Школьный почтамт", который помогает ученикам в переписке,

предоставляет ИЯ информацию о том, как правильно оформить письма (написать

адрес, дату и т.п.), предлагает адреса зарубежных друзей, которые желают

состоять в переписке, обеспечивает конвертами, марками, консультирует по поводу

употребления языкового материала, характерного для эпистолярной формы общения.

Предметные кружки как групповая форма внеклассной работы по иностранному языку

Кружок — эффективная форма внеклассной учебной ра­боты по определенному

предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы

учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы

учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая

работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные круж­ки

служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к

предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и

совершен­ствование практических навыков и умений по тому или иному учебному

предмету; развитие индивидуальных на­клонностей учащихся к определенной

отрасли науки; развитие творческой активности, инициативы и

самосто­ятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний,

формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация

содержательного отды­ха учащихся, направленного на их эстетическое и

нравственное воспитание. [26, 204].

Предметным кружкам, в сравнении их с другими фор­мами внеклассной учебной

работы, присущи такие особен­ности: общность познавательных интересов

учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета,

любознательность и др.

В школе организуются кружки по всем предметам для учащихся 4—10х классов.

Кружки лучше всего органи­зовать из учащихся параллельных классов и в состав

каж­дого включать по 10—20 учащихся. Членами кружка мо­гут быть не только

хорошо успевающие учащиеся, по лю­бой ученик, изъявивший желание заниматься в

данном кружке. Практика существования предметных кружков показывает, что

ученики со средней успеваемостью, ра­ботая активно в кружке, начинают хорошо

учиться как по данному, так и по другим предметам. Опытные учителя специально

вовлекают в кружок и плохо успевающего учащегося, стараются заинтересовать

его, а заинтересовав, ставят перед ним требование — ликвидировать проблемы в

своей учебной работе. В случае необходимости учитель организует через

коллектив помощь этому учащемуся Результаты такой работы, как правило,

положительные. [26, 210].

Каждый член кружка принимает активное и добровольное участие во всех

мероприятиях, проводимых кружком, выпол­няет конкретную работу в соответствии

со своими интересами и возможностями. Предметный кружок может избирать

старосту, его заместителя, секретаря, редколлегию стенной газеты. Как

правило, работой кружка руководит учитель или родители, или специалисты

ВУЗов, учёные, либо старшеклассники.

Кружок работает систематически (обычно 2— 3 раза в месяц), продолжительность

занятий 1,5—2 часа. Все предметные кружки работают по плану согласно

общешкольному расписанию (графику) кружковой ра­боты, а занятия фиксируются

секретарем в специальном журнале. План должен быть органически связан со

школь­ной учебной программой по данному предмету, но вместе с тем может

выходить за ее пределы и дополнять ее. В плане необходимо отобразить цели и

задачи, содержание работы кружка (указать конкретные темы, разделы пред­мета,

подлежащие изучению), а также виды, методы и формы работы. Формы работы могут

планироваться са­мые разнообразные, исходя из специфики предмета,

ин­дивидуальных и возрастных особенностей учащихся, пе­дагогического

мастерства учителя, материальных условий и др. Это могут быть занятия по

изучению новой лексики, доклады учащихся по различным проблемам в России и за

рубежом, репетиции к спектаклям, музицирование на иностранном языке,

организация переписки с зарубежными друзьями и т.д.

Учитель может на кружковом занятии применять проб­лемное изложение материала,

создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или

иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания,

которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В

первом случае учащиеся будут следить за ходом мысли, рассуждений учителя, во

втором - частично привлекаться к поисковой деятельности и в тре­тьем -

самостоятельно осуществлять все этапы поисковой деятельности.

Такие задания раз­вивают сообразительность и настойчивость, элементы

не­стандартного мышления, умения анализировать и обобщать, реферировать и

моделировать языковой материал. Это стимулирует учебно-познавательную

деятельность учащихся, становится фактором создания творческой атмосферы в

процессе внеклас­сной работы.

Слаженная работа предметного кружка способствует повышению успеваемости всех

учащихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и

духовных по­требностей школьников в предметном кружке создает благоприятные

условия для установления более тесных межличностных связей, что по­ложительно

влияет на психологический климат в школе. [26, 227]

Ученические конференции как индивидуальная форма внеклассной работы по ИЯ

Ученическая конференция, как правило, носит тематический характер. В процессе

её подготовки учащиеся на основе широкого круга источников, готовит доклады,

сообщения, видеофильмы, серии стендов и альбомов по той или иной

проблематики. Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям

погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с

иной культурой. Жесткие рамки урока и четко определенное содержа­ние учебных

дисциплин не всегда позволяют учащимся по­знать все богатство связей между

изучаемыми объектами, событиями и явлениями. В этом случае с целью

актуализа­ции, обобщения и систематизации изученного ранее ма­териала, его

углубления, расширения и упрочения про­водятся ученические конференции.

Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует

личностной аспект восприятия знаний, спо­собствует привитию учащимся умений и

навыков, куль­туры интеллектуального и практического труда, умений

самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную

активность школьников. [25, 101].

Задача ученической конференции — привлечь внима­ние как можно большего числа

учащихся к изучаемой учебной проблеме, теме. Поэтому тема должна быть не

только актуальной, но и интересной, доступной для боль­шинства учащихся. В

конференции могут принимать уча­стие как учащиеся параллельных, так и

непараллельных классов.

Ученические конференции призваны вырабатывать у учащихся мастерство лектора,

что связано не только с интеллектуальным, содержательным обеспечением

докла­да (сообщения), но и с развитием речи учащихся, ее пра­вильности,

выразительности, яркости, естественности, пра­вильной интонации, простоты,

научности, доступности, четкости.

Наряду с общешкольными мероприятиями, проводимыми, как правило, по

параллелям, учителя иностранного языка проводят внеклассную работу в своих

группах.

Одновременно с достаточно разнообразными формами внеклассной работы, в

которых заняты практически все учащиеся группы, в школе необходимо

разработать системы внеклассных мероприятий направленных на стимулирование

учащихся к достижению высоких личных результатов. Все проводимые конкурсы, в

которых каждый ученик может принять участие индивидуально, можно разделить на

4 группы:

· лексические (2-11 классы)

· грамматические (3-11 классы)

· фонетические (3-9 классы)

· творческие (3-11 классы)

Несомненно, складывающуюся систему внеклассной работы необходимо

совершенствовать, наряду с традиционными формами, дающими хороший результат,

использовать новые, т.к. внеклассная работа даёт неограниченные возможности

для творчества, как учителя, так и учащихся.

Особенности внеклассной работы по иностранному языку с «трудными» детьми

Печальной реалией нашей жизни стали так называемые «трудные» дети. Профессор

С.А. Завражин даёт следующее определение категории «трудные дети/подростки»:

это дети/подростки с затруднениями или нарушениями процесса социализации. К

ним относят: «а) неуспевающих; б) недисциплинированных; в) имеющих физические

или психические недостатки; г) болезненных; д) отстающих в интеллектуальном

плане; е) педагогически запущенных; ж) социально запущенных; з)

несовершеннолетних правонарушителей, иногда, к числу «трудных» детей относят

учащихся, опережающих сверстников в своём интеллектуальном развитии, это

может сочетаться с таким чертами, как несдержанность, эгоизм, зазнайство,

пренебрежительное отношение к старшим и товарищам. Сюда же порой причисляют

детей с самобытными чертами темперамента и характера («лгуны», «тихони»,

«лентяи», «гордецы» и т.д.)». [24, 218].

Такие дети, как правило, живут в «неблагопо­лучных» семьях, а именно:

1) в конфликтных семьях, в которых родители не ладят друг с другом;

2) в аморальных семьях, в которых суп­руги ведут образ жизни, являющийся

объ­ектом общественного осуждения;

3) в педагогически несостоятельных семь­ях, в которых отношения между

супруга­ми и детьми сравнительно благоприят­ные, но способы воспитательного

воздей­ствия неправильны (родители в таких семь­ях чрезмерно потакают

детям или, наоборот, держат их в чрезвычайной стро­гости; возможна и

ситуация, когда роди­тели просто «разводят руками», не зная, как

воздействовать на ребенка;

4) семьи с социально-экономическими факторами риска (низкий материальный

уровень жизни, плохие жилищные условия) [24, 218].

Дети из «неблагополучных» семей ха­рактеризуются замкнутостью, ранимостью,

повышенной обидчивостью, а иногда мож­но наблюдать их грубость и даже

агрес­сивность по отношению к одноклассни­кам и взрослым. Воспитание у таких

де­тей чувства гуманности является важной задачей. Думается, что учителя

иностран­ных языков обладают большими возмож­ностями для решения этой задачи

в про­цессе окультуривающего общения с детьми, как на уроках, так и во

внеурочное время. [29, 52].

Здесь можно сослаться на педагогический опыт учителя английского языка Л.Н.

Шабановой. С 1994г. она уделяет особое внимание работе с детьми из

«неблагополучных» семей. Администрация школы №34 г. Зеленограда полностью

поддержала её. Людмила Николаевна проводит еженедельно 3 часа индивидуальных

занятий с учащимися V—VI классов и 2 часа факультативных занятий с учащимися

X классов. Эти часы входят в дополнительную учебную нагрузку педагога и

оплачиваются соответствующим образом. Ежегодный план работы включает

следующее:

1. Изучение психологических особен­ностей детей.

2. Знакомство с семьями ребят.

3. Развитие личности каждого ребенка посредством вовлечения его во

внекласс­ную работу по английскому языку. [29, 52]

В публикации Л.Н. Шабановой мы не находим конкретного описания работы с

«трудными» детьми. В связи с этим, мы бы рекомендовали, прежде всего,

общаться с этими детьми во время внеклассных мероприятий, сублимируя их

отрицательную энергию в творческое, созидательное русло, поощрять их участие

в различных мероприятиях, стараться заинтересовать их и выделять им посильные

роли. При этом важны похвала учителя, одобрение одноклассников, добрый и

ласковый взгляд, толерантность в случае возможной неудачи ребёнка,

подбадривание, оптимистический настрой, а также чувство юмора. На наш взгляд,

наиболее целесообразными мероприятиями, в которых участвуют «трудные» дети

могли бы быть следующие дела:

· театральная деятельность («трудные» дети могут

участвовать не только в роли актёров, но и в роли реквизиторов, оформителей,

звукооператоров, визажистов, декораторов, а также статистов);

· игровая деятельность (игры помогают замкнутым и ранимым

детям обрести инициативу, «чувство локтя», смысл жизни, а гиперактивным и даже

агрессивным детям получить опыт «окультуривания» собственных чувств и

поведения, благодаря соблюдению общепринятых в игре правил, необходимости

действовать по определённому плану и приучают к дисциплинированности и

ответственности);

· выполнение языковых заданий с помощью компьютерной сети

«Интернет» (формальные и речевые упражнения) и т.д.

Выводы: в первой главе дипломной работы мы рассмотрели внеклассную работу

по иностранному языку с точки зрения педагогической системы и педагогического

явления. Исходя из этого, можно сделать следующие выводы: внеклассная

воспитательная работа по ИЯ является неотъемлемой частью педагогического

процесса, имеет большое значение для всестороннего развития школьников, в том

числе интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционально-волевого.

Внеклассная работа по ИЯ имеет свои цели и задачи и строится по определённым

принципам. Содержание внеклассной работы по ИЯ ориентировано, прежде всего, на

содержание урочной работы и является её логическим продолжением. Многообразие

форм внеклассной работы по ИЯ предоставляет широкий спектр деятельности для

учителей-предметников.

Глава II. Практические рекомендации к

внеклассной работе по иностранному языку

§

2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку

В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному

языку как средству коммуникации непременно в коллективной деятельности с

учетом межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик,

ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное влияние на личность

обучаемого оказывает групповая деятельность. Игра дает возможность создать и

сплотить коллектив. Игра дает радость общения с единомышленниками. [8, 54].

Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая

их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире; даёт

психологическую устойчивость; снимает уровень тревожности, который так высок

сейчас у родителей и передается детям; вырабатывает активное отношение к

жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

Цель:

· Развитие интереса учащихся к изучению иностранного языка.

Задачи:

· Активизировать рече-мыслительную деятельность учащихся.

· Расширить кругозор и обогатить лексический запас.

· Воспитать культуру общения

Психологические аспекты игры

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности

человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных

на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и

совершенствуется самоуправление пове­дением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

· развлекательную (это основная функция игры -

развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· коммуникативную: освоение диалектики общения;

· самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

· игротерапевтическую: преодоление различных

трудностей, возникаю­щих в других видах жизнедеятельности;

· диагностическую: выявление отклонений от

нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

· функцию коррекции: внесение позитивных изменений в

структуру лично­стных показателей;

· межнациональной коммуникации: усвоение единых

для всех людей социально-культурных ценностей;

· социализации: включение в систему общественных

отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

· свободная развивающая деятельность,

предпринимаемая лишь по же­ланию ребенка, ради удовольствия от самого процесса

деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

· творческий, в значительной мере

импровизационный, очень активный ха­рактер этой деятельности

(«поле творчества»);

· эмоциональная приподнятость деятельности,

соперничество, состяза­тельность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная

природа игры, «эмоцио­нальное напряжение»);

· наличие прямых или косвенных правил,

отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее

развития. [8, 112].

В структуру игры как деятельности органично входит

целеполагание, пла­нирование, реализация цели, а также анализ результатов, в

которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой

деятельности обеспе­чивается ее добровольностью, возможностями выбора и

элементами соревнова­тельности, удовлетворения потребности в самоутверждении,

самореализации.

В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя

играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое

употребле­ние предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г)

реаль­ные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) - область

действи­тельности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактив-ными

возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением,

отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель

типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений

младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в

народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной

школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса,

игровая деятельность используется в следующих случаях:

· в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и

даже раздела учебного предмета;

· как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

· в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения,

закрепле­ния, упражнения, контроля);

· как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок»,

экономические игры типа «Монополия», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную

группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме

различных педагогических игр.

Структура ролевой игры

В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная

ситуация, ролевые действия.

Первый компонент - роли. Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут

быть социальными и межличностными. Первые обусловлены местом индивида в системе

объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические),

вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер,

друг, соперник и др.) Подбор ролей в игре должен осуществляться таким

образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие

человеческие качества личности.

Второй компонент ролевой игры - исходная ситуация--выступает как способ

ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства

реальной действительности, и взаимоотношения коммуникантов. Выделяются

следующие компоненты ситуации: 1) субъект, 2) объект (предмет разговора), 3)

отношение субъекта к предмету разговора, условия речевого акта.

Третий компонент ролевой игры - ролевые действия, которые выполняют

учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых

действий органически связаны с ролью--главным компонентом ролевой игры - и

составляют основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры

(Д.Б.Эльконин). Они включают вербальные и невербальные действия, использование

бутафории.

Как показывают результаты обучения, применение ролевой игры на уроках

иностранного языка способствует положительным изменениям в речи учащихся как

в качественном отношении (разнообразие диалогических единств, инициативность

речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном

(правильность речи, объем высказывания, темп речи).

Основные требования к играм

Игра должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьников интерес и

желание хорошо выполнить задание, ее следует проводить на основе ситуации,

адекватной реальной ситуации общения.

Ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и

формы. Важно, чтобы учащиеся были убеждены в необходимости хорошо исполнить

ту или иную роль. Только при этом условии их речь будет естественной и

убедительной.

Ролевая игра должна быть принята всей группой.

Она непременно проводится в доброжелательной, творческой атмосфере, вызывает

у школьников чувство удовлетворения, радости. Чем свободнее чувствует себя

ученик в ролевой игре, тем инициативнее будет он в общении.

Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом

общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой

материал.

Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при

этом условии он сможет добиться хороших результатов. Роль учителя в процессе

подготовки и проведения игры меняется. На начальной стадии работы учитель

активно контролирует деятельность учащихся, но постепенно он становится

только наблюдателем.

Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт

с ребятами. Создание благоприятной атмосферы на занятии - очень важный

фактор, значение которого трудно переоценить. [8, 114].

Методическое обоснование

Что представляет собой ролевая игра? Что мы обычно понимаем под ролевой

игрой? Когда учащиеся принимают роль, то они разыгрывают ее в определенной

ситуации. Группа учащихся, разыгрывающая роль в классе уподобляется группе

детей, играющих в школу, больницу, магазин, экскурсию и т.д. Углубляя

страноведческие знания учащихся можно предложить им игры типа: «Shopping in

Great Britain», «Attending a Swimming Pool», «Visiting Friends in the City

and in the Country», «An English Picknick», «At the Hairdresser’s», «At the

Tailor’s», «At the Doctor’s», «At the Chemist’s», «At the Dressmaker’s», «At

the Market», «At the Department Store», «At the Hotel», «At the Post-office»,

«At the Library», «At the Airport», «At the Railway Station» и т.д. И те, и

другие бессознательно создают, творят свою собственную реальность и, делая

это, оперируют своими знаниями реального мира, развивая свои способности

взаимодействовать с другими людьми. В этой ситуации нет зрителей. В ситуации

отсутствует риск коммуникации и поведения реального мира. Деятельность

доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в

роль скорее укрепит, нежели разрушит уверенность в себе.

Вторым преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность

использовать неподготовленную речь. Основная цель любой ролевой игры -

тренировка неподготовленной речи.

Каковы преимущества использования ролевой игры в классе:

Посредством ролевой игры в классе могут быть привнесены разнообразные а)

формы опыта; б) могут использоваться разнообразные функции, структуры,

большой объем лексического материала. Ролевая игра может превзойти

возможности любой парной и групповой деятельности, тренировать учащихся в

умении говорить в любой ситуации на любую тему.

Ролевая игра ставит учащихся в ситуации, в которых им требуется использовать

и развивать такие языковые формы, которые необходимы как смазочный материал в

работе социальных взаимоотношений, которыми так часто пренебрегают наши

учителя.

Некоторые люди часто учат английский язык для того, чтобы подготовиться к

определенной роли в жизни (работать за границей, в Интернете,

путешествовать). Для них будет очень полезен тот языковый материал, который

им понадобится во время поездки и очень важно, чтобы впервые они могли

испробовать свои силы в дружественной атмосфере классной комнаты. Для них

ролевая игра становится очень важной генеральной репетицией к реальной жизни.

Ролевая игра снабжает застенчивых, неуверенных в себе учащихся "маской" за

которую они могут спрятаться. Учащиеся испытывают огромные затруднения, когда

основной упор в обучении делается на личность учащихся, на их

непосредственный опыт. И в ролевой игре такие учащиеся получают обычно

освобождение, поскольку их личность не затронута, им ненужно раскрываться.

Преимущество использования ролевой игры в том, что она доставляет

удовольствие играющим в нее. Как только учащиеся начинают понимать, что

именно от него требуется, они с удовольствием дают волю своему воображению. А

поскольку это занятие им нравится, то учебный материал усваивается намного

эффективнее.

Ролевая игра обладает целой гаммой технологий (коммуникативной технологией,

которая развивает языковую беглость учащихся, способствует взаимодействию в

классе и повышает мотивацию). [8, 127].

Процесс обучения состоит из нескольких фаз:

· фаза презентации;

· фаза полузнаний;

· фаза закрепления.

Ролевая игра принадлежит к категории технологии обучения языку, которую

относят к технологии обучения с низким вводом и высоким выводом. Это

означает, что сконцентрированная вокруг учителя фаза презентации очень

коротка. После короткого вступления учащиеся погружаются в деятельность, в

которой выполнение задания намного важнее, чем использование точных слов;

деятельность, в которой беглость превалирует над аккуратностью. Естественно,

что язык, который учащиеся используют в ролевой игре, а вернее языковый

материал, должен быть введен на более ранних стадиях обучения. [19, 46].

Ролевая игра пригодна для каждого вида работы с языком (отработка структур,

лексики, изучение функций, интонационных моделей), это также использование

правильного слова в правильном месте и в правильное время.

Ролевые игры, которые обрабатываются, заучиваются и проигрываются для других

учащихся - не являются больше ролевыми играми, а называются драматическими

представлениями. Ролевая игра касается в основном процесса игры, а не

готового продукта. Это должно быть уяснено с самого начала, поскольку многие

учащиеся очень застенчивы и они робеют, когда их заставляют участвовать в

спектакле. И кроме того, они часто убеждены в том, что они не обладают

талантом игры. В ролевой игре они не участвуют в спектакле, там нет публики.

Даже учитель должен отойти на задний план, поскольку его присутствие может

препятствовать - своей готовностью наброситься на ученика каждый раз, когда

допускаются ошибки. Обучение наиболее эффективно в атмосфере, свободной от

напряжения. Ролевая игра может быть показана другим или записана на пленку,

но это не обязательно. Ролевая игра - это изучение языка.

Основные требования, на которые следует обратить внимание при организации

ролевой игры:

· при организации ролевой игры следует начинать всегда с парной, а не

с групповой работы (гораздо легче организовать беседу с кем-то одним,

находящимся рядом с вами или перед вами, не нарушая планировки). Существует

еще и психологическое обоснование.

· на начальных этапах следует организовать короткие виды деятельности,

которые постепенно приучат учащихся к ролевой игре.

· ролевая игра должна быть рассчитана на разнообразные типы учащихся.

- Учащиеся должны понимать ситуацию и то, что написано в ролевой карточке

перед началом игры.

· следует быть очень тактичным, не огорчайтесь если одна или две пары

не принимают участие в деятельности. Помните, что когда вы проводили обычные

уроки, они могли также оставаться совершенно безучастными, о чем то думать

или мечтать, а вы не замечали этого.

· не используйте ролевой игры чересчур трудной и требующей

эмоциональной перегрузки, до тех пор, пока ваши учащиеся не привыкнут к этому

виду деятельности. Если же вы этого не учтете, то учащиеся могут перейти на

родной язык. Старайтесь терпимее относиться к небольшим языковым вторжениям

на родном языке, если это помогает продвижению ролевой игры.

· если ваши учащиеся все же переходят на родной язык, то

устанавливайте задания более развернуто, начиная с работы в парах и легкой

ролевой игры с информационными заданиями. Если это не срабатывает, то это

означает, что ваша аудитория слишком закрепощена и необходима предварительная

подготовка (коммуникативные упражнения) чтобы учащиеся расковались. [19, 46].

· всегда продумывайте последующие виды деятельности для тех групп или

пар, которые заканчивают раньше других.

· установите точный лимит времени и старайтесь добиваться, чтобы

каждый этап ему соответствовал.

Ролевая карточка должна быть краткой. Если предполагается использование

каких-то лингвистических структур, то учащиеся должны быть с ними хорошо

ознакомлены. Когда учащиеся прочтут свою ролевую карточку, они должны либо

вернуть ее учителю, либо перевернуть ее и обращаться к ней только тогда,

когда им необходимо.

Проблема ошибок учащихся

Ошибки являются неотъемлемой частью процесса обучения языку, и возможность

свободно делать ошибки на уроке скорее содействует обучению нежели сдерживать

его. Они постепенно исчезают, по мере того, как учащиеся становятся более

компетентными и уверенными в себе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ