Диплом: Внеклассная работа по иностранному языку
приобрести школьники в результате работы над проектом.
Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по
обсуждаемой тематике.
Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и
обоснование каждой из гипотез.
Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах (в каждой
группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки
выдвинутой гипотезы.
Обсуждение оформления результатов.
Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или
опровергающих гипотезу.
Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием
со стороны всех присутствующих.
При работе с компьютером деятельность учащихся чаще носит характер
индивидуальной деятельности, особенно, если ученик работает не в школьной
медиатеке, а у себя дома, за собственным домашним компьютером.
В медиатеке за одним компьютером часто работают несколько учащихся, причем
работают совместно. То, что реально один из них осуществляет поиск информации
в сети, не является столь уж важным фактом. Главное, что они совместно
обсуждают саму проблему и возможные пути поиска нужной информации. Ожидать,
что это обсуждение происходит на иностранном языке - верх наивности,
разумеется, на родном языке. Но сама информация, необходимая им для тех или
иных целей проекта должна быть на иностранном языке или предполагается ее
использовать в задании на иностранном языке.
Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает.
Поэтому приучение детей к систематическому умственному труду делает
необходимыми домашние учебные занятия. Их характер, объем, сложность должны
быть научно обоснованы. Но ни по одной из проблем дидактики за последнее
десятилетие, пожалуй, не велось столько споров, как по проблеме домашней
работы школьников. Иногда можно слышать: «А нужны ли домашние задания?
Известен опыт грузинских психологов и педагогов по обучению детей начальных
классов без домашних заданий; некоторые педагоги нашей страны, успевая
быстро пройти всю программу, весной работают без домашних заданий» и т.п. [6,
217].
Авторы, создающие и призывающие к созданию здоровье сберегающих технологий,
подчеркивают необходимость преодолеть перегрузку учащихся, разгрузить
учебники и программы от излишней информации и второстепенного материала,
что относится и к домашним заданиям учащихся. Но устранить перегрузки не
означает полностью отменить домашние задания.
Специальными исследованиями доказано, что на данном этапе развития школы
домашние задания нужны, но они требуют значительной модернизации. Домашняя
учебная работа, как никакая другая форма обучения, воспитывает
самостоятельность учащихся. Правильно организованная домашняя работа
школьников — это такая работа, которая дает наилучшие результаты (систему
глубоких и прочных знаний, умений и навыков, высокий уровень развития и
воспитания школьников) в пределах положенного времени.
Как показывает практика, огромные возможности домашней работы используются
далеко не полностью. Типичными недостатками в этой работе являются: слабый
интерес к заданиям, несвоевременность выполнения, отсутствие гигиенических
условий, незнание норм научной организации труда, неразвитость произвольного
внимания и продуктивного мышления, однообразие деятельности, слабое владение
приемами мыслительной деятельности, навыками и умениями самостоятельной
работы, низкий коэффициент полезного действия уроков. Отсюда — низкое
качество работы, быстрая утомляемость, перегрузки.
Перегрузку иногда рассматривают в среднестатическом выражении как
универсальное явление. Но она различна для разных возрастных групп и разных
учащихся, при изучении предметов гуманитарного и физико-математического
цикла, т. е. зависит от основных дидактических условий и системы работы в
целом.
Исследования показывают, что количество, объем и характер домашних заданий
часто противоречат дидактическим требованиям, устанавливаются без учета
реальных учебных возможностей школьников, в отрыве от системы общей работы,
проводимой на уроках, рассчитаны на абстрактного «среднего» ученика.
Наблюдается перегрузка учащихся практически по всем предметам. Причем
замечено, что слабые ученики в основном тратят на домашние задания больше
времени, чем успевающие ученики. По объему домашняя работа не должна
превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1—7-м классах, и половины
— в 8—11-м классах. Воспитатель группы продлённого дня не может оказать
квалифицированную помощь по всем предметам, особенно старшеклассникам.
Поэтому во время самоподготовки предусматриваются консультации учителей.
Частота и продолжительность этой формы учебной помощи определяются классными
руководителями и предметниками в зависимости от сложности изучаемых тем, а
также особенностей контингента школьников. По способам проведения различают
такие формы консультаций: совет, разъяснение, обсуждение, комбинированная
(смешанная) консультация.
Преподавателю, проводящему консультацию, необходимо соблюдать следующие
дидактические требования: тщательно подготовиться (просмотреть программы,
изучить соответствующую литературу, определить основные проблемы для
обсуждения, а также вопросы, трудно усваиваемые учащимися), продумать
форму, способы и структуру консультации, не допускать ее превращения в
средство контроля знаний школьников. Каждая консультация должна быть
интересной в познавательном отношении, богатой по содержанию, разнообразной
по формам и методам проведения. В последние годы широко используется помощь
консультантов-школьников. Они работают под руководством учителей и не просто
помогают отстающим в усвоении текущего материала, а восстанавливают пробелы
в знаниях ранее пройденного материала.
Учебная деятельность в школах и группах продленного дня — дело всего
педагогического коллектива школы. Успешное решение многих учебно-
воспитательных задач зависит от единства требований, четкой координации
работы учителей и воспитателей, от атмосферы доброжелательности и
совместного творческого поиска. Вопросы организации и проведения
самоподготовки должны стать предметом постоянного обсуждения на методических
комиссиях, педагогических советах и производственных совещаниях. [3, 240].
В самоподготовке в домашних условиях, которая чаще называется домашняя
работа, большая роль принадлежит родителям учащихся, а также общению
одноклассников между собой. Поскольку родители не всегда в состоянии оказать
ребёнку помощь в выполнении домашней работы по иностранному языку, особая
ответственность ложится на учителя. Его инструктаж и разъяснения по
выполнению домашних заданий должны быть чёткими, несуетливыми, даваться до
звонка с урока и являться логическим продолжением серии предшествующих
уроков. Для того, чтобы поддерживать в учащихся постоянную мотивацию в
выполнении домашних заданий целесообразно поручать детям групповые или парные
задания, например: составление диалогов, инсценировка тех или иных эпизодов
по прочитанному, проведение заочной экскурсии по родному городу или по одному
из городов страны изучаемого языка, задания на перевоплощение в роль учителя,
ведущего на иностранном языке тот или иной фрагмент урока и т.д.
Выводы: вторая глава дипломной работы посвящена рассмотрению различных
форм внеклассной работы по ИЯ и выявлению педагогических характеристик этих
форм. В настоящее время во внеклассной работе по ИЯ имеется много возможностей
для развития творческого потенциала школьников. Особенно эффективными являются
практические факультативные занятия и различные игры. Кроме того, мы
проанализировали роль средств массовой информации (СМИ) и сети «Интернет» во
внеклассной работе по ИЯ, рассмотрели такие формы внеклассной работы как
различные виды экскурсий и домашние задания учащихся, а также дали методические
рекомендации по каждой форме внеклассной работы по ИЯ.
Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы. Систематизация
теоретического и практического опыта воспитательной работы в современной
школе убедила нас в том, что она является неотъемлемой и важной частью
педагогического процесса. Благодаря внеклассной работе по иностранному языку
углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и
познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности,
особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор,
эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря,
внеклассная работа по иностранному языку способствует более эффективному
усвоению содержания образования, построенного на принципе
культуросообразности.
В дипломной работе проанализировано внеклассная воспитательная работа по
иностранному языку с точки зрения системного подхода. Выделены следующие
принципы внеклассной работы: принцип связи обучения с жизнью, принцип
коммуникативной активности учащихся, принцип учёта уровня языковой подготовки
учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка,
принцип учёта возрастных особенностей учащихся, принцип сочетания
коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, принцип межпредметных
связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Кроме того, проанализированы цели и задачи внеклассной работы по иностранному
языку. Целями внеклассной работы по ИЯ являются: расширение и
углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной
деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую
и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по иностранному языку решает
такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений,
приобретенных на уроках ИЯ; помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой
изучается.
Анализ содержания внеклассной работы по иностранному языку показал, что
оно ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является
логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта репродуктивной
и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение
имеет занимательность самого учебного материала (например, содержание
сценического материала в процессе инсценирования сказок и в иной театральной
деятельности, отбор музыкального и поэтического материала для песенного
репертуара, отбор учебного материала для организации заочных путешествий и
экскурсий по стране изучаемого языка и т.д.)
Опираясь на общую теорию развития мотивов учения, мы систематизировали
опубликованное в разных педагогических источниках виды мотивации в обучении
иностранному языку. При этом мы обнаружили, что каждый вид мотивации (целевая
коммуникативная мотивация, инвентаризационная, страноведческая, лингво-
позновательная, компенсаторная, инструментальная и эстетическая) имеет
широкие возможности для своего воплощения именно во внеклассной работе по
иностранному языку.
Во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для
развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учебно-
познавательной деятельности. В частности: исследовательский и частично-
поисковый методы применяются в практических факультативных занятиях,
комбинированных факультативных занятиях в поисковых играх, в играх по обмену
и сбору информации при проведении экскурсий, подготовке праздников и особенно
при выполнении упражнений и проектов с помощью глобальной вычислительной сети
«Интернет», а также при выполнении творческих домашних заданий.
Вторая глава дипломной работы «Практические рекомендации к внеклассной работе
по иностранному языку» посвящена выявлению основных педагогических
характеристик различных форм внеклассной работы (например, игровые формы
внеклассной работы стимулируют мотивацию учения, вызывают у школьников
интерес и желание хорошо выполнить задание, положительно влияют на
формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному
освоению иностранного языка; факультативные занятия формируют навыки и умения
исследовательского характера, способствуют развитию творчества и
самостоятельности школьников; домашняя учебная работа, как никакая другая
форма внеклассной работы, воспитывает самостоятельность учащихся и приучает
детей к систематическому умственному труду).
Достаточной научной новизной обладает тот раздел нашего дипломного
исследования, который посвящён использованию средств массовой информации
(СМИ) и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку. В
настоящее время использование средств сети «Интернет» во внеклассной работе
стало очень популярным и доступным. Большую помощь ребятам могут оказать
выпускаемые в настоящее время компакт-диски и использование различных
программ с курсами дистанционного обучения на отечественных сайтах.
Низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия и другие
социально-экономические факторы явились причиной увеличения числа так
называемых «трудных» детей. Мы проанализировали педагогический опыт работы с
«трудными» детьми учителя английского языка Л.Н. Шабановой и предложили свои
методические рекомендации по организации и проведению внеклассной работы по
ИЯ с трудными детьми (в частности, предложили такие формы внеклассной работы,
в которых «трудные» дети могли бы реализовать себя и свои возможности
полнее).
Изучая различные формы внеклассной работы по иностранному языку, мы
стремились включить собственные предложения в каждую из них. Кроме того, в
дипломную работу включена авторская разработка «Вечер английского языка,
посвященный творчеству У. Шекспира», которая была создана и апробирована в
ходе педагогической практики 4 курса. Этот вечер, проведённый в средней школе
№33 г. Владимира имел большой успех, готовился и проводился с большим
энтузиазмом, были выполнены все педагогические задачи данного воспитательного
дела.
Кроме того, в приложении включена ещё одна разработка «Путешествие в страну
«Хампельманию»», заимствованная нами с интернет-сайта
http://www.Otkritiyurok.ru. Данная разработка предназначена для начального
этапа изучения иностранного языка.
Проведённое исследование позволяет наметить следующие его перспективы:
· практическая разработка различных форм внеклассной работы по
иностранному языку для младшего звена средней школы;
· разработка внеклассных мероприятий по иностранному языку,
ориентированных на духовно-нравственное и патриотическое воспитание
школьников;
· разработка дифференцированных заданий по домашней работе для
слабоуспевающих и одаренных школьников и т.д.
- Внеурочная
работа // Рос. Пед Энц. М.: 1993, с.151 - Внеурочные
учебные занятия // Рос. Пед Энц. М.: 1993, с.152 - Возрастная
и педагогическая психология. //под ред. Петровского А.В. – М.,
Просвещение, 1973. – 431с. - Выбор методов обучения в средней
школе. //под ред. Бабанского Ю.К.. - М., 1981. – 328с. -
Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ,
1989, № 2, с 47-49. - Дидактика современной школы: Пособие
для учителей / Кобзарь Б.С., Кумарина Ю.А., Кусый Ю.А. и др. под ред.
Онищука В.А. – К.: Род. шк., 1987. – 351 с. - Дидактика средней
школы. Некоторые проблемы современной дидактики. Учеб. Пособие для
студентов пед. ин-тов. Под ред. Данилова М.А. и Скатина М.Н. М.:
«Просвещение». - 1975. - 303с. - Жуковская Р.И. Игра и её
педагогическое значение. – М.: Педагогика – 1975. 192с. - Иностранные
языки и учеба за рубежом, 2001, №10, с. 18-22. - Калечиц Т.Н.
Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. - М.: Просвещение, 1980. –
261с. - Кирданова Н.В. Алфавит в стихах. М.: Детская литература,
1996. - 46с. - Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с
польск. Долженко О.В. – М.: Высш. шк., 1986. – 368 с. - Кутьев
В.О. Внеурочная деятельность школьников М.: 1983. – 234с. - Лернер
И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. – 234с. -
Ляховицкий М.В., Миролюбов А.А. Методика обучения иностранным языкам в
средней школе, М.: Высшая школа,1982 – 165с. - Ляэнеметс У.Л.
- О применении языковых знаний вне урока. - ИЯШ. 1988, №6, с.53-54. -
Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим
словом. – М.: Просвещение, 1979. – 341с. - Орлов В.И.
Методы обучения в средней специальной школе. - М.: Педагогика, 1993. –
139с. - Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях
по английскому языку. - ИЯШ 1995, № 8. с.46-48. - Подласый
И.П. Педагогика: Учеб для студентов высших пед. учеб. заведений. – М.:
Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС , 1996. – 432с. - Савина
С.Н. Внеклассная работа по иностранному языку в средней школе - М.:
Просвещение, 1991, 207с. - Сатикова В. READ AND SPEAK ABOUT
BRITAIN AND THE BRITISH.- Минск, 1997. – 116с. - Сластёнин
В.А., Исаев И. Ф., Мищенко А.И. и др. Педагогика: учеб. пособие - М.:
1997. – с. 288-295. - Словарь-справочник по отечественной
социальной педагогике//под ред. . Завражина С.А.. – Владимир, 2000. – 254
с. - Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности
учащихся. – М., 1983. – 329с. - Ушаков Н.Н. Кружковая работа
по изучению иностранного языка. – М.: Просвещение, 1979. – 371с. -
Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб пособие. 2-е изд., переработанное и
дополненное. – М.: Высш. шк., 1990. – 576с. - Цветкова
З.М.- Особенности факультативных занятий для старшеклассников. - М.:
Высшая школа,1983. – 98с. - Шабанова Л.Н. - Внеклассная
работа по английскому языку с «трудными» детьми. - ИЯШ, 1997, №3, с.
52-55. - Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. -
М.: Высшая школа,1991 – 117с. - Щуркова Н.А. Новые формы
воспитательной работы. - ИЯШ. – 1994, № 4, с.61-63. - Якушина Л.З.
Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку. - М.: Высшая
школа,1990 – 132с.
Приложение 1.
Автор – О.Н. Привезенцева
Общие рекомендации:
В этом вечере принимают участие преподаватель английского языка и учащиеся
старших классов. Учителю английского языка отведена роль ведущего, роль
рассказчика целесообразно поручить учащемуся, который достаточно бегло
говорит на английском языке.
Реализуя принцип диалога культур, в сценарий введена роль У. Шекспира, она
должна быть поручена авторитетному ученику с хорошими речевыми навыками и
актёрскими способностями. Остальные роли исполняются другими учениками
(старшеклассниками).
Цели и задачи:
1. Образовательная
· дальнейшее закрепление умений адекватного восприятия иноязычной речи
на слух;
· развитие навыков устной (особенно диалогической) речи на английском
языке;
· расширение кругозора старшеклассников (приращение знаний о
творчестве У. Шекспира и истории Англии XVI века).
2. Воспитательная
· воспитание уважения к культуре другой страны;
· воспитание ответственности в процессе творческой деятельности;
· развитие эстетических представлений и актёрских способностей у детей;
· закрепление привычки испытывать благодарность к другим людям и
уважения к результатам их труда.
3. Развивающая
· дальнейшее развитие памяти, наблюдательности, воображения, фантазии;
· дальнейшее воспитание культуры чувств;
· развитие навыков декламации.
Реквизит:
· портрет У. Шекспира;
· костюмы (Шекспира, рассказчика, Дездемоны, Отелло, Гамлета,
Джульетты, Ромео, Розалины, Королевы Елизаветы) и реквизит актёров, играющих
их роли;
· музыкальное сопровождение по выбору учителя;
· карточки со стихами У. Шекспира.
Сценарий вечера
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Спасибо всем гостям, пришедшим на
наш вечер. Мы долго думали о теме сегодняшнего вечера английского языка.
Сначала мы хотели рассказать вам о том, кто и как открыл Америку, хотели
рассказать об истории Англии. Потом подумали, что какая-нибудь интеллектуальная
игра – это как раз то, что нужно. Но, в конце концов, мы решили объединить
историю, игру и одного великого человека вместе. Насколько хорошо это у нас
получится, судить вам.
А речь у нас сегодня пойдет о великом английском драматурге Уильяме Шекспире.
Сегодняшний классный час будет отличаться от других, т. к. проведем мы его на
двух языках: русском и английском. Но мы уверены, что вы всё поймёте.
И так, кто знает, когда родился Вильям Шекспир? 23 апреля 1564года в
маленьком английском городке Страдфорд на реке Эйвон. В 6 лет, как и все
дети, маленький Вильям пошел в школу, но, к сожалению, ему пришлось бросить
учёбу, когда ему было 13. Дело в том, что его отец, он был печатником, влез в
долги, и Вильяму пришлось ему помогать. В 18 лет Уильям женился на Энн
Хэтэвэй, которая была на 8 лет старше его. И естественно, их брак не был
удачным. В 21 год Шекспир отправляется в Лондон в поисках работы. Многие
источники сообщают, что первой работой Уильяма было сторожить лошадей у
театра, в то время как богачи развлекали себя просмотром разных спектаклей.
Шекспир написал 37 пьес, различные трагедии и комедии, сонеты. Какие
произведения Шекспира вы знаете?
В Страдфорде-на-Эйвоне в доме, где жил Шекспир сейчас находится музей поэта.
А на маленькой площади – памятник: Шекспир сидит в окружении героев своих
книг. Каждый год тысячи туристов из Англии и со всего мира приезжают в
Страдфорд-на-Эйвоне, чтобы прикоснуться к истории и отдать дань великому
поэту.
Рассказчик: In the year of 1564 the greatest writer used to be.
He wrote sonnets, songs and plays
And he was born to be in love.
His name was William, Will Shakespeare.
So, well, my friends, we thus begin.
Шекспир: When first we met we didn’t guess
That love would prove so hard a master.
And more then common friendliness,
When first we met we didn’t guess.
( Врывается Розалина).
Розалина: Oh, Will, my darling,
I’m glad to see you smiling.
I’ve come to change your live up to the end.
Oh, come to me, my sweetest friend.
Oh, let me kiss you,
You won’t miss her. (Целует).
Так жизнь исправит всё, что изувечит.
И если ты любви себя отдашь,
Она тебя верней увековечит,
Чем этот беглый, хрупкий карандаш.
(Сонет 16, перевод С. Маршака)
Шекспир: Shall I compare thee to a summer’s day?
Thou art more lovely and more temperate.
Rough winds do shake the darling buds of May,
And summer’s lease hath all too short a date.
(Сонет 18, У. Шекспир)
Розалина: (Вырывает листок)
То нам слепит глаза небесный глаз,
То светлый лик скрывает непогода.
Ласкает, нежит и терзает нас
Своей случайной прихотью природа.
Шекспир: А у тебя не убывает день,
Не увядает солнечное лето.
И смертная тебя не скроет тень, -
Ты будешь вечно жить в строках поэта.
Розалина: Среди живых ты будешь до тех пор,
Доколе дышит грудь и видит взор.
(Сонет 18, перевод С. Маршака)
Ведущий: В Лондоне Шекспир начинает работать в театре. Он пишет пьесы и
ставит спектакли с королевской актёрской труппой. Но земля, на которой
находился театр, стоила очень дорого, а у Шекспира не было денег, чтобы
заплатить за неё. Театр был закрыт. Но однажды глубокой ночью актёры и сам
Вильям разобрали театр по брёвнышку, по кирпичику, и переправили на другой
берег реки Эйвон. Там театр отстроили заново. Он стал называться «Глобус».
Очень скоро «Глобус» стал любимым театром королевы Елизаветы, которая правила в
это время в Англии.
Королева
Елизавета: For me my country is important.
I’m virgin queen, but only for men.
My England is my friend, my husband and my lover,
I gave my heart, my soul, love for it.
And if it needs my life, I’ll give it.
I’ve been, I am and always will be faithful to my England.
Ведущий: Доподлинно известно, что во времена королевы Елизаветы в театре
могли играть только мужчины. Но иногда женщины переодевались в мужскую одежду и
пробирались в театр на прослушивание.
Глашатай: Королевский театр «Глобус» объявляет набор в новую
актёрскую труппу. (2 раза)
(Дети читают стихи. Королева и Шекспир выбирают)
Гамлет: Быть иль не быть? Вот в чём вопрос.
Достойно ли смиряться под ударами судьбы?
Иль стоит оказать сопротивленье,
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними, умереть, забыться.
Уснуть и видеть сны. Вот и ответ.
(Гамлет, перевод Б. Пастернака)
Шекспир: (перебивает)
Вот и ответ. Тебя я Гамлет напишу позднее.
Сейчас черёд других приходит к нам.
Я расскажу вам о любви великой,
О генерале, чьё лицо чернее самой чёрной ночи,
Но сердце доброты, любви полно.
Лишь к той одной, единственной, прекрасной,
Которую мы Дездемоной назовём.
И чтобы вам, друзья, уразуметь,
О чём же речь вести я собираюсь,
И чтобы мавр наш не был безымянным,
Ему дадим мы имя, он – Отелло.
Отелло: Have you prayed, my darling, yet?
Дездемона: Oh, yes, my Lord. But why?
What’s wrong with you?
Why are you so pale?
Отелло: You have deceived me. Now you must die.
Дездемона: What for? I love you so much.
I didn’t bring you any harm, believe me.
Отелло: I wish I could believe.
(Дездемона пытается вырваться)
No, you must die.
(Дездемона умирает)
Шекспир: Убийца жалкий. Чёрт слепой.
Но что и было делать с такой женой такому дураку?
Как терпит небо? Нет громов в запасе?
(Отелло, перевод С. Маршака)
Отелло: I took your life with my long kiss good-night.
And falling with a kiss I die.
(Отелло закалывается и умирает)
Шекспир: Я лучше расскажу вам о любви,
Которая была не так жестока,
Но столь ж печальна.
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои
И не хотят унять кровопролитья.
Друг друга любят дети главарей,
Но им судьба подстраивает козни
И гибель их у гробовых дверей
Кладёт конец непримиримой розни.
Его я назову Ромео, он Монтекки,
А девушку – Этель, иль дочь пирата.
Розалина: Нет, Вилл. Её Джульеттой лучше назови.
И пусть ей имя будет Капулетти.
(Дети входят со свечами. Джульетта в склепе.
Появляется кормилица.)
Кормилица: (Плачет)
О, девочка с несчастною звездою.
Ты сделалась бледнее полотна.
Когда-нибудь, когда нас в час расплаты
Введут на суд, один лишь этот взгляд
Всех нас низринет с неба в дым и пламя.
Похолодела, холодна, как лёд.
О, горе мне, Джульетта.
(Уходит)
Ромео: Oh, Juliet, oh, my love, my wife,
What’s happened?
Oh, Juliet, oh, my light,
Oh, arms, take your last embrace.
And lips, oh, you the doors of breath.
What shall I do? (берёт яд)
Come, bitter conduct.
Here’s to my love.
Thy drugs are so quick,
Thus with a kiss I die.
(Целует и умирает)
Шекспир: Wake up, my poor girl.
Проснись, проснись, Джульетта.
Джульетта: I do remember well where I should be
And there I am.
But where is my Romeo?
What’s here? A cup closed in my true love’s hand.
Poison, I see, hath been his timeless end.
Oh, churl, drunk all and left no friendly drop
To help me after. What shall I do?(берёт кинжал)
Oh, happy dagger. This is thy sheath.
There rest and let me die.
Глашатай: Нам грустный мир приносит дня светило,
Лик прячет с горя в облаках густых.
Идём, рассудим обо всём, что было.
Розалина: Одних – прощенье, кара ждёт других,
Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте.
(Ромео и Джульетта, перевод С.Маршака)
(Все герои поднимаются для прощального слова)
Джульетта: Героев жизнь, любовь, их смерть и сверх того,
Шекспира слава, что живёт и ныне
На час лишь составляют существо
Разыгрываемой пред вами были.
Ромео: Помилостивей к слабостям пера –
Мы сгладить их старались. Это лишь игра.
Шекспир: И если я не прав и лжёт мой стих,
То нет любви, и нет стихов моих.
(Сонет 116, перевод С. Маршака)
Ведущий: Дорогие гости, позвольте выразить сердечную благодарность всем
участникам сегодняшнего вечера, особенно нашим юным актёрам, которые помогли
нам перенестись в Англию XVI века и познакомится с творчеством великого поэта
У. Шекспира. Его творчество – драгоценный бриллиант в короне не только
английской, но и всей мировой литературы. Мы надеемся, что вы ещё не раз
вернётесь к произведениям Шекспира, проникнетесь историческим колоритом той
далёкой эпохи. Пусть это поможет вам яснее понять свою личность, современный
мир и себя в этом мире.
Приложение 2.
Тема: “Путешествие в страну “Хампельманию””.
Цели и задачи:
1. Закрепить знания учащихся:
· в счете до 20;
· назывании букв алфавита и их написании;
· распознавании цвета;
· ведении диалога;
2. Развивать память, воображение и наблюдательность.
3. Учить играя.
Оборудование:
1. Макет парохода, одежда капитана, разноцветные флажки с надписью
“Хампельмания”.
2. Математическая лента цифр.
3. Разноцветные шары из цветной бумаги, воздушных желтый шар с секретом.
4. Дом – das ABC (в окошках домика – буква немецкого алфавита).
5. Рисунки Петрушки:
· улыбается (sehr gut);
· грустит (nicht gut).
6. Кукла-книжка Маша.
7. Кроссворд с изображением собачки.
8. Шапочки мышки, кошки, мышкин дом.
9. Цветные иллюстрации – солнце всходит (Guten Morgen!), солнце высоко
над лесом (Guten Tag!), солнце прячется за лесом (Guten Abend!).
10. Музыкальное сопровождение (по выбору учителя).
Ход мероприятия
Учитель: Guten Tag, Kinder!
Ученики:
Guten Tag, N.W!
Все: Guten Tag!
(Добрый день,
Прогоню старуху – лень!)
Учитель: Geh, die Faulheit, weg!
Все: Я свободный человек.
Учитель:
У нас сегодня гости,
Пришло их очень много.
И маленьких ребяток,
Судить не будут строго.
Учитель: Der Gast – гость.
(“Собачка любит кость” – дети повторяют за учителем).
Die Gaste – гости.
(“Собачки любят кости” – дети повторяют за учителем).
Hurra! Hurra!
Die Gaste sind da! – (дети повторяют за учителем).
Гостей подняли на ура!
А сейчас нам всем в путь пора,
Путешествовать друзья,
В очень дальнюю страну
“Хампельманию”.
Ученики: Der Hampelmann – Петрушка (“Веселая игрушка” – показ иллюстрации с
изображением Петрушки).
А мы все Хампельманчики. Заиграли пальчики. (Весело играют пальчиками).
Учитель:
Пусть улыбку и смех
Дарит Хампельман для всех.
Лишь тогда он загрустит,
Кто ошибку совершит.
Не пойдем мы своим ходом,
Плыть мы будем пароходом.
Капитаном буду я.
Познакомимся друзья.
(Учитель надевает фуражку капитана, дети занимают места на пароходе).
Ученики:
Ich – я, а вместе дружная семья.
Ich heisse – я называюсь, но не обзываюсь.
Учитель:
Wie heisst du?
Как тебя зовут? (“Назовитесь все, кто тут!”).
Ich heisse N.W.
Und du?
(Ученики отвечают по цепочке).
1. Ich heisse Anja.
Und du?
2. Ich heisse Maxim.
Und du?
(и. т. д. – до последнего ученика).
Ученики:
Ich heisse – меня зовут.
Мы назвались все, кто тут.
Учитель:
Наш красавец пароход
Может тут же сбавить ход.
Если деток будет много,
То ко дну его дорога.
Раз, два, три, четыре, пять
Всех нам нужно сосчитать.
(С помощью считалочки выбирают ведущего для счета пассажиров. Ведущий выбран,
он считает по-немецки всех пассажиров на пароходе).
Учитель:
– Вот теперь-то все в порядке.
Поплывем скорей, ребятки!
(Звучит музыка, пароход дает сигнальный гудок).
– Мы возьмем в дорогу смех,
Похихикаем для всех.
(Фонетическая зарядка, отработка звука [c]
ch –ch -ch).
– Вижу домик на пути .
Как бы нам туда войти?
(Дом – das ABC – в окошках домика – буква немецкого алфавита).
– Кто мне скажет слово “ДОМ” – по-немецки?
Ученики: das Haus – дом, буквы живут в нем.
Учитель:
Если буквы назовете,
Тотчас вы в него войдете!
(Ученики называют буквы алфавита, читают про них стихи и записывают в
алфавитном порядке по цепочке на доске мелом).
(z.B – Cc – Лошадиная подкова в алфавит попасть готова. Изменилася в лице и
похож на букву /С/ – цэ.
Ее – В этом гребне мало толку им причешешь только челку.
Ff – (Е) – подставили подножку, и она сломала ножку. Только ножку потеряла,
тотчас (F) немецкой стала).
Учитель: Игра “Отыщи букву”.
(z.B Vier – Dd;
Acht – Hh;
Zwei – Bb и.т.д.).
(Учитель хвалит детей – Хампельман улыбается – (sehr gut)).
Буквы - гостеприимный народ,
Только дальше плывет пароход.
А на пристани шары разноцветные видны.
(Красный, желтый, зеленый, голубой).
Хором читается стихотворение “Цвета”
Grau – серый, серый кот.
Красный цвет у немцев – rot.
Blau – синий, голубой, он сравним только с мечтой.
Gelb – цвет желтый, как луна, светит на небе она.
Weiss – как снег и сахар бел, с ним сравнится только мел.
Schwarz – чернее темной ночи, поскорей закрой-ка очи!
Crun – зеленая трава, а на ней лежат дрова.
Braun – мишка косолапый, отойди, ударит лапой.
Далее закрепляем знание цвета на разноцветных платьях куклы – “Маши”.
Учитель: Wie ist Maschas Kleid jetzt?
Ученики: Maschas Kleid ist .
Учитель обращает внимание на шары, дети называют, какого они цвета.
Учитель: Все шары с секретом – убедитесь в этом!
Учитель переворачивает шары, дети читают вопрос и ответы на него. Учитель
переворачивает шары вновь на цветную сторону, а дети записывают вопрос и
ответы на него в тетрадь по памяти. Проводится самопроверка, шары
переворачиваются вновь.
Учитель: Wer ist das? (Кто это?)
Das ist Sweta.
Учитель обращается к классу, указывая на ученика: Wer ist das?
Ученики отвечают хором: Das ist Mischa. и. т.д.
Звучит музыка.
Учитель:
Наш красавец пароход
Ближе к цели все плывет.
Отвлекитесь на минутку,
С вами я сыграю шутку.
Заколдую вас друзья,
Вот волшебные слова:
“Крибле, крабле, бумс”.
Ученики закрывают глаза, и проводится игра на внимание: “Угадай, что
изменилось?” (путаются цифры, буквы алфавита, меняются местами предметы).
Учитель: 1,2,3 Gross und klein.
Физкультминутка.
Ученики: Gross – большой и с доброю душой. (поднимают руки вверх).
Klein – маленький, но удаленький (приседают).
Учитель:
Отдохнули мы друзья,
А теперь нам в путь пора.
Was ist das?
(Учитель показывает на домик, где живет мышка).
Ученики: Das ist ein Haus.
Учитель: Das Haus – дом, мышка живет в нем. (Ученица читает стихотворение).
Das ist ein Haus.
Hier wohnt die Maus.
Das Haus ist blau,
Die Maus ist grau.
Инсценировка стихотворения о Кошке и Мышке.
Die Katze: – Miau, miau! Maus!
Komm aus dem Haus heraus!
Die Maus: – Piep, piep!
Das ist mein Haus,
Ich komme nicht raus!
Die Katze: – Miau, miau! Maus!
Komm in mein Haus!
Miau, miau, miau!
Die Maus: – O, nein Ki-ka- Katze,
Ich kenne deine Tatze!
Piep, piep, piep!
Учитель: – Die Katze – кошка, потрудись немножко.
Кошка получает желтый надувной шарик.
Это шарик надувной,
В нем секретик не простой.
Ты царапни его киска,
Шарик лопнит, в нем записка.
Кошка достает записку, читает загадку.
Что за сторож у крыльца,
Рычит на кошку без конца?
(СОБАКА)
Учитель: показывает кроссворд. А вот и трудная задачка. Как будет по-немецки
собачка?
Ученики: Der Hund – собачка, решена задачка.
(Петрушка улыбается, кроссворд разгадали правильно).
Учитель:
В Хампельмании народ
Очень вежливый живет.
Угадайте, какие слова приветствия они говорят друг другу утром, днем и вечером.
Игра: “Сделай подпись под картинкой”.
Cuten Morgen! – солнце всходит.
Cuten Tag! – солнце высоко над лесом.
Cuten Abend! – солнце садится.
Учитель:
Мы ведь тоже культурный народ.
Отплывай поскорей пароход.
Солнце скрылось давно за горой,
Нам пора возвращаться домой.
Капитану узнать пора:
Wie geht, s детвора?
Ученики: Danke, gut!
Учитель: А теперь мы понемногу переходим к диалогу.
(Двое учащихся воспроизводят диалог).
– Guten Tag!
– Guten Tag!
– Wie heisst du?
– Ich heisse.
– Freut mich sehr!
– Und du?
– Ich heisse.
– Freut mich sehr!
– Wie geht, s?
– Danke, gut!
– Auf Wiedersehen!
– Auf Wiedersehen!
Учащиеся прощаются с капитаном и со страной Хампельманией.
Auf Wiedersehen!
До свидания, смешная Хампельмания.
[1] здесь и далее - Иностранный язык
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|