Рефераты

Диплом: Внеклассная работа по иностранному языку

Учащиеся на данном уровне обычно допускают ошибки одинакового типа как в

ролевой игре, так и при работе с любым другим изучаемым материалом. И поэтому

вы можете предусмотреть наиболее типичные ошибки и упредить их, продумав

предварительные упражнения на использование определенных структур,

лексических единиц, которые затем будут использоваться в ролевой игре.

Во время игры учитель должен переходить от группы к группе замечая ошибки с

тем, чтобы после ролевой игры или на следующем уроке приступить к работе над

ошибками. Очень важно при этом заставить учащихся самих дать правильный

вариант фразы или слова, в котором были допущены ошибки, написать их на доске

и сопроводить их при этом каким-то типом коррективных упражнений, которые

могли бы наилучшим образом способствовать отработке правильного варианта

самими учащимися. [19, 48].

Коммуникативные игры

Игра - это определенный вид деятельности с правилами, целями и элементами

развлечения.

Имеются 2 основных типа игр:

1. Состязательные игры - в которых игроки или команды

состязаются, соревнуются за то, чтобы 1-ыми достичь цели.

2. Кооперативные игры - в которых игроки и команды идут вместе к общей цели.

Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных игр, поскольку

состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту

выполнения нарушают правильное использование языка.

Коммуникативные игры следует отличать от лингвистических игр, поскольку

основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических

задач, а в организации неподготовленной коммуникации.

Успешное завершение коммуникативной игры заключается в выполнении

определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы,

диаграммы или нахождения двух совпадающих картинок), нежели правильное

построение структуры предложения (использование языка).

Основной акцент в коммуникативной игре делается на успешную коммуникацию

, а не на правильную речь. Коммуникативную игру следует использовать на

сравнительно продвинутой стадии обучения или на заранее отработанном и

доведенном до автоматизма языковом материале.

Игры следует отнести к существенной части языковой программы, а не к

развлекательной деятельности, используемой на последней неделе занятий или в

конце четверти. При помощи игр на продвинутом уровне обучения появляется

возможность для реальной коммуникации. Игра является диагностическим

инструментом для учителя, позволяющим определить наиболее трудные моменты,

степень усвоения материала, и стало быть предпринять все меры по их

ликвидации.

В основе коммуникационных игр лежат различные технологии такие

например, как заполнение пропусков, догадка, поиск, подбор одинаковой пары,

обмен, накопление или сбор, комбинации и карточные игры, проблемы и загадки,

ролевые игры и воспроизведение.

Самые простые виды деятельности, основываются на принципе информатизационного

пробела (пробела в информации). В этих играх учащиеся группы А располагают

такой информацией, которая отсутствует у учащихся группы Б. Учащиеся группы Б

должны получить эту информацию. Причем этот тип игры может быть односторонним

или обоюдным (взаимным), когда оба игрока располагают лишь частью информации,

которую они должны объединить сообща, для решения общей проблемы.

Коммуникативные игры разыгрываются в парах или в небольших группах при этом

все члены группы обычно располагают определенной информацией.

Игры на догадку: Принцип игры состоит в том, что игроки, обладающие

информацией, умышленно придерживают ее, в то время как другие участники

пытаются догадаться. [19, 47].

Поисковые игры: Каждый участник игры обычно имеет одну из частей

информации, которая необходима для заполнения анкеты или решения проблемы.

Основная задача собрать всю имеющуюся информацию. Таким образом, каждый

играющий является одновременно информантом и собирателем информации. [19, 47].

Игры на подбор пар: Это игры по вовлечению участников в подбор схожих

пар, карт или картинок и могут быть разыграны целым классом, при этом каждый

участник игры должен циркулировать по классу до тех пор, пока не найдет

партнера с той же самой карточкой или картинкой. [19, 47].

Игры на соответствие: Игры основываются на мозаичном принципе, где каждый

игрок группы имеет лист мнений, предпочтений или предложений. Только одно из

них разделяется каждым в группе. Через дискуссию группа определяет, что

является более предпочтительным в данной ситуации. [19, 47].

Игры по обмену или сбору информации: Игроки имеют определенные предметы

или карты, которыми они охотно обмениваются для того, чтобы заполнить набор.

Это может быть разыграно всем классом, где игроки свободно циркулируют,

обмениваясь статьями или картами или в качестве межгрупповой деятельности. [19,

47].

Комбинированная деятельность: Игроки должны обыграть определенную информацию

для того, чтобы организоваться в группы такие как семьи или люди, живущие в

одной и той же квартире.

Все эти деятельности могут включать элементы решения проблем, элементы

ролевой игры или игры на воображение.

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и

маленьких и целым классом, при этом участники должны иметь возможность

свободно продвигаться по комнате.

Роль учителя в игре: мониторинг, ресурсный центр, учитель должен

передвигаться от группы к группе, прослушивать, снабжать необходимой

информацией, (т.е. оказывать языковую помощь) замечать ошибки, но не

перебивать и не исправлять. Делать пометки на бумаге.

Коммуникативная игра способствует интенсивной языковой практике, создает

контакт на основании которого язык усваивается более осмысленно, и, кроме

того, является диагностическим инструментом для учителя (как уже было

упомянуто).

Деловые игры в обучении иноязычной речи

Учебная деловая игра представляет собой практическое занятие, моделирующее

различные аспекты профессиональной деятельности обучаемых и обеспечивающее

условия комплексного использования имеющихся у них знаний предмета

профессиональной деятельности, совершенствования их иноязычной речи, а также

более полное овладение иностранным языком как средством профессионального

общения и предметом изучения.[17, 201]

В основе учебной деловой игры лежат следующие элементы:

· имитирование профессиональной деятельности;

· поэтапное развитие;

· наличие конфликтных ситуаций;

· совместная деятельность участников игры;

· описание объекта игрового моделирования;

· контроль игрового времени;

· система оценки хода и результатов игры;

· элемент соревнования.

Классификация ролей

Ролевая игра - это не эпизодический прием, к которому время от времени

прибегает преподаватель, а основная форма организации учебно-воспитательного

процесса, охватывающая все этапы работы над учебным материалом: введение,

тренировку в общении и практику в общении.

Существуют различные способы классификации ролей:

· статусные роли, которые могут быть заданы от рождения или

приобретены в течение жизни: роль гражданина определенного государства и так

далее.

· позиционные роли обычно кодированы правилами, определяющими

некоторую позицию в обществе: профессиональная, семейная роли и т.д.

· ситуативные роли, представленные в виде фиксированных стандартов

поведения и деятельности, для проигрывания которых достаточно быть

кратковременным участником ситуации общения: роль гостя, туриста, пешехода и

др.

Значение игры на уроке иностранного языка

Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование

ролевых игр на уроке иностранного языка.

· Известно, что ролевая игра представляет собой условное

воспроизведение ее участниками реальной практической деятельности людей,

создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена,

в первую очередь, взрывом мотивации, повышением интереса к предмету.

· Игра активизирует стремление ребят к контакту друг с другом и

учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает

традиционный барьер между учителем и учеником.

· Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить

и тем самым преодолевать барьер неуверенности.

· В играх школьники овладевают такими элементами общения, как умение

начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент

согласиться с его мнением или опровергнуть его.

· Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику,

при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, т. к. он

должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией,

правильно отреагировать на нее.

· Ролевая игра мотивирует процесс обучения, она отвечает на вопросы

(Почему?) - мотив и ( Зачем?) - цель, т.е. нужно что -то сказать. Центром

внимания становится содержание беседы.

· Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов

школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они

содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность;

воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают,

помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь

управляет учебной деятельностью.

· Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся,

их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает как эффективное

средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению;

способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному

языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и

потребностями.

§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку

Роль и место факультативов в процессе обучения

С целью углубления и расширения знаний, улучшения трудовой и политехнической

подготовки, удовлетворения познавательных интересов и развития способностей

учащих­ся в школе введены факультативные занятия.

Содержание факультативов предусмат­ривает углубленное изучение учебных

предметов, основы­ваясь на обязательных школьных курсах. Факультатив является

связующим звеном между уроками и внекласс­ными занятиями. Факультативы служат

ступенью перехода от усвоения предмета к изучению науки, знакомят учащихся с

научными методами исследо­вания.[28, 52].

По образовательным задачам (т. е. по содержанию образования) можно выделить

такие виды факультативов: по углубленному изучению учебных предметов; по

изуче­нию дополнительных дисциплин (логики, второго ино­странного языка и

др.); по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности

(машинопись, стенография, программирование и др.); межпредметные факультативы

(например, курс «Единство материального мира» как межпредметный факультатив

по обществоведе­нию, физике и биологии). [28, 52].

Межпредметые факультативы помогают ученикам глубже понять окружающий мир,

узнать, как применяются знания по различным дисциплинам в определенных

отраслях производства. Межпредметные факультативы по физике, математике,

химии, биологии и трудовому обуче­нию, кроме того, вооружают школьников

политехническими знаниями, умениями и навыками; знакомят учащихся с но­выми

открытиями.

Каждый из видов факультативов может подразделяться в зависимости от

дидактических целей на теоретические, практические и комбинированные

факультативные занятия. [28, 52].

Организация и методика факультативных занятий

Группы, как правило, комплектуются из учащихся одного или параллельных

классов. Если факультатив не свя­зан с обязательными занятиями, то группы

можно комп­лектовать из учащихся разных классов. Наполняемость групп (не

менее десяти слушателей) определяется руко­водителем занятий в зависимости от

специфики курса. Если желающих больше возможного набора, то преимуще­ство

оказывают школьникам, проявившим особенный ин­терес к предмету. Обычно это

связано с выбором профес­сии. Учитываются также те качества учащихся, которые

можно развивать в процессе изучения данного факультативного курса —

способности, потребности, прикладные умения и навыки. Для проведения занятий

привлекаются, кроме учителей, преподаватели вузов, деятели науки, литературы,

искусства, специалисты промышленного произ­водства и сельского хозяйства,

экологи, лица духовного звания, родители.

Программы факультативных курсов разрабатывает Ми­нистерство образования

России, либо создаются авторские факультативные курсы. Школам предоставляется

право, по согласованию с органами народного образования, вносить изменения в

программы с учетом регионального компонента и местных условий, материальной

базы школ. Учащие­ся могут сами решать, какими вопросами в пределах

при­мерной программы они будут заниматься. На факульта­тивный курс дается не

менее 35 часов в год. Занятия мож­но проводить или по одному часу в неделю в

течение учеб­ного года или по два часа на протяжении полугодия, до или после

уроков. [28, 14].

Решение задач факультативных курсов требует разно­образия форм и методов

обучения, способствующих подго­товке школьников к самостоятельной учебной

деятельности. Нет необходимости в текущем контроле усвоения знаний слушателей

факультатива, так как они посещают занятия добровольно, заинтересованы в

изучении курса, сознатель­но относятся к учению. Можно ограничиться

тематической проверкой знаний на практических и семинарских заня­тиях.

Берется во внимание качество написания рефератов, отчетов по лабораторным

работам, изготовленных прибо­ров и установок, учитываются оценки за

самостоятельные работы. В связи с большим объемом самостоятельной

исследовательской деятельности школьников возникает проблема коррекции

ошибочных представлений, неполных обобщений, неточных экспериментальных

данных, непра­вильных способов действия. Поэтому обязательным струк­турным

элементом теоретических и практических факуль­тативных занятий является

обсуждение результатов ра­боты учащихся.

Чтобы неустанно поддерживать и повышать интерес слушателей к факультативу,

развивать их способности, формировать навыки и умения изобретательства,

творче­ской деятельности, школьникам предоставляются широкие возможности

заниматься разными видами исследова­тельской учебной деятельности —

конструктивной, моде­лирования, решения прикладных задач, проведения

экспе­риментов и опытов, теоретического поиска. Исследователь­ская

деятельность является средством формирования приемов самостоятельной работы,

оптимально приближает процесс учения к научному познанию, обеспечивает

усво­ение методов науки и опыта творческой деятельности, глу­бокое осмысление

и запоминание знаний. [28, 23].

Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их

деятельность на занятиях характеризуется высокой активностью. Высока также

интенсивность учения: ученик за 40 минут успевает в пол­тора-два раза больше,

чем при изучении обязательных предметов.

Руководство деятельностью учащихся на факультатив­ных занятиях имеет свои

особенности. Занятия с неболь­шим количеством учащихся дают возможность

развивать мышление, память, воображение, внимание каждого школьника, его

способности, рационально организовать индивидуальный подход. Интерес учеников

к факультативному курсу и побуждает, и вынуждает учителя подбирать темы,

оптимально отражающие достижения культуры, научно-техническо­го прогресса,

особенности современного производства, его запросы. [28, 23].

Теоретические факультативы

Теоретические факультативы организуются для углуб­ленного изучения отдельных

тем, разделов, раскрытия сложных теоретических проблем, обобщения и

системати­зации знаний и имеют следующую структуру: обоснование актуальности

темы, теоретическая и практическая значи­мость рассматриваемых вопросов,

создание проблемных ситуаций; раскрытие проблемы (изложение материала

учи­телем, выступления учащихся с рефератами, докладами, демонстрация учебных

кинофильмов, проведение опытов); обсуждение результатов поисков (анализ

учащимися обо­снованных положений, повторное их доказательство в про­цессе

решения качественных задач, коррекция неправиль­ных представлений, обобщение,

обеспечение взаимно обратных связей при усвоении материала: анализ

обобщен­ного, осмысление существенного, уточнение знаний, систе­матизация

усвоенного).

Теоретические факультативные занятия можно проводить в форме лекций,

семинарских, научно-теоретических конференций и т. п.

В зависимости от дидактических задач и логики учебного материала на

факультативах практикуются вводные, обзорные и обобщающие лекции.

Вводная лекция знакомит учащихся с задачами, вопро­сами, направлениями

курса в целом или темы. Существенная особенность вводной лекции —

проблемо-поисковый подход к раскрытию темы или ее поисково-информационный

характер. После лекции проводят семинарские занятия, цель которых —

самостоятельное усвоение учащимися отдельных вопросов и углубленное раскрытие

проблемы.

Обзорные лекции в основном используются с целью обобщения и

систематизации знаний. Они будут эффектив­ными лишь при таком изложении,

которое обеспечивает интерес слушателей к проблеме. Большую роль здесь играет

демонстрационный эксперимент, предшествующий объяснению материала.

Целесообразно использовать и приемы создания преднаме­ренно нарушенной логики

изложения или решения задач, которые тоже приводят к па­радоксам, например,

предложить составить проекты вечного двига­теля. Прием исторического сравнения

не только повышает интерес к проблеме, но и раскрывает диалектику науки. На

основе исторического материала легче подвести слуша­телей к пониманию некоторых

общих идей современной науки.

Семинарские занятия, проводимые после обзорных лек­ций, направлены на

обобщение знаний по изученному ма­териалу и являются пропедевтическими по

отношению к новой теме.

К теоретическим факультативным занятиям относится и такая форма работы, как

научно-теоретическая конфе­ренция. Ее цель — подведение итогов по занятиям

факуль­тативного курса и ознакомление всех учащихся старших классов с

достижениями науки в данной области знаний. [1]

В процессе проведения факультативов по иностранным языкам целесообразно

приглашать на занятия учёных, лингвистов и филологов для ознакомления

учащихся с такими темами, как «Национальные языки нашей планеты»,

«Индоевропейское древо языков», «Мёртвые языки и их роль в человеческой

культуре», «Этимология иностранного языка», «Неологизмы в современном

иностранном языке», «Обзор наиболее употребительной лексики при работе с

компьютером», «Особенности лексики на телевидении и других СМИ в стране

изучаемого языка», «Отражение истории народа в его национальном языке».

Практические факультативные занятия

Основная задача практических факультативов — фор­мирование навыков и умений

исследовательского характе­ра в процессе решения технических задач с целью

углубления знаний. Участники факультатива выполняют лабо­раторные и

практические работы, решают задачи различных видов. Примерная структура

занятия такова: поста­новка задач, обоснование их актуальности и

практической значимости (при необходимости проводится инструктаж по технике

безопасности, а при проведении практических занятий на местности, экскурсий,

туристических походов выделяются учащиеся, отвечающие за решение

организа­ционных вопросов) — решение задач и конкретизация ре­зультатов работы

(объяснение учителем способа решения задач данного типа, решение учащимися под

руководст­вом учителя задач, устный или письменный инструктаж и выполнение

задания — групповое или индивидуальное, с помощью учителя или самостоятельное)

— обсуждение результатов и подведение итогов занятия (анализ и кор­рекция

допущенных ошибок, дополнение, уточнение и обоб­щение полученных результатов,

поиск более рациональ­ных способов решений, интерпретаций, моделей, защита

отчетов). [28, 74].

Развитию творчества и самостоятельности школьников способствуют задачи с

альтернативными данными, задачи со скрытыми данными и качественные задачи.

Решение комплексных задач, содержание которых включает понятия из разных тем,

помогает раскрыть механизмы взаимосвязи между главными факторами процессов и

явлений, способствует формированию у учащихся умений и навыков, переноса

знаний в нестандартные ситуации.

Большой интерес проявляют школьники к факульта­тивным практикумам по

моделированию, цель которых — развитие способностей, формирование

конструктивно-тех­нических умений, необходимых для технических профессий.

Практикумы по моделированию также проводятся после изучения теоретического

курса. На этих занятиях положительные результаты дает индивидуальный подход к

учащимся. Сущность его состоит в том, что все учащие­ся выполняют

иллюстративные и исследовательские ра­боты, конструируют действующие модели

по единой проб­леме. Одни выполняют задания полностью самостоятельно. Другим

учитель дает план решения. Если быстро и логич­но мыслящие школьники,

допустив ошибку, не могут ее самостоятельно исправить, им необходимо

предложить при­емы проверки, самоконтроля. Некоторых учащихся необ­ходимо

предварительно проинструктировать.

По экологии, географии, биологии проводятся практиче­ские работы на

местности. Они направлены на формиро­вание у учащихся умений определять

состояние и продук­тивность окружающей среды, на развитие у них общих методов

познания — наблюдения, сравнения, проведения опытов, установления причинно-

следственных связей. [28, 76].

На практических факультативных занятиях по иностранному языку целесообразно

изучать разговорные темы на более высоком уровни сложности с включением

актуального материала, который учащиеся могут найти в дополнительных

источниках: словарях, справочниках, художественной и научно-популярной

литературе, в иноязычных газетах и журналах, в Интернете. Для развития

лингвистической мотивации учителя предлагают детям формальные упражнения и

лингвистические задачи, выходящие за пределы стандартной учебной программы.

Интересной формой практического занятия является «репетиция» вступительного

экзамена в ВУЗ по иностранному языку, где учащиеся должны, в рамках

ограниченного времени, выполнить типовые задания абитуриента: чтение и

пересказ текста, перевод отрывка из него, перевод 10 предложений с русского

на английский и высказывание по устной теме.

Комбинированные факультативные занятия

Такие занятия проводятся как научно-практические конференции,

комбинированные, лекционно-практические семинарско-практические уроки. Их

структура зависят от дидактических задач, и допускает различные сочетания

компонентов. Например, цель лекционно-практических за­нятий — усвоение знаний

в процессе объяснения материа­ла и решения задач. Соответственно этому

используются два основных метода — лекция (20 минут) и решение за­дач (20

минут). Результаты работы обсуждаются в конце занятия. [28, 56].

Эффективной формой работы является научно-практи­ческая конференция, которой

завершается факультатив­ный курс. Она проводится по актуальной теме. Основные

задачи такой конференции — глубокое раскрытие проблемы, пополнение знаний

новыми сведениями, практическое применение усвоенных знаний, ознакомление

участников конференции с результатами экспериментальной работы, выполненной

членами факультатива, профориентация.

§ 2.3. Календарные и тематические праздники

Мы живем в информационном обществе. Постоянно увеличивается количество

информации на иностранных языках, и, следовательно, возрастает потребность в

людях, умеющих ее переработать. А это невозможно без овладения словарным

запасом иностранного языка.

Работа над лексикой - важный и трудоемкий процесс, и от того, как он

проходит, в значительной мере зависит эффективность обучения иностранному

языку в последующие годы. Обучению лексике придается большое значение во всех

классах, т.к. работа над ней дает пищу для языковой наблюдательности, что

важно и для общей культуры школьников, и для владения родным языком.

При обучении лексике используют разнообразные методы и приемы. Многие из них

довольно эффективны. Но малое количество времени на уроке не позволяет

работать над расширением словарного запаса учеников. Поэтому мы решили найти

такую форму работы, которую можно было бы использовать для лучшего усвоения

лексики. На наш взгляд, такой формой является проведение театрализованных

праздников. Это один из элементов театральной педагогики, который можно

использовать во внеклассной работе. [21, 101].

Театрализация повышает самостоятельность учащихся, поисковая деятельность

учащихся к ходе подготовки к спектаклю дополняется классными занятиями под

руководством учителя и составляет вместе с ними неразрывное целое. Такой

подход обеспечивает усвоение пройденного, повышает развивающую роль обучения,

является средством воспитания и развития познавательных возможностей

учащихся, позволяет по-новому решать проблему учета индивидуальных

особенностей учеников.

В процессе театрального действа, в нашем случае, праздника на иностранном

языке, ученики общаются, а, следовательно, используют лексику, усвоенную на

уроках. Театрализованное представление является своего рода обобщением

языковых знаний, умений, навыков учащихся. При участии в подобных

мероприятиях пассивный словарный запас детей постепенно переходит в активный,

т.е. ученик способен уже передавать свои мысли на иностранном языке более

свободно как в устной речи, так и в письменной.

Это в свою очередь облегчает работу на уроках.

Театральные внеклассные мероприятия формируют коммуникативно-компетентную

личность, свободно пользующуюся языковыми навыками в любой ситуации. А

знакомство молодых и начинающих учителей с театральной педагогикой дает

толчок к развитию собственного творческого потенциала.

О праздновании Хэллоуина

Хэллоуин – праздник нетрадиционный для России. Однако за последние пять –

десять лет, в течение которых он отмечается в нашем государстве, особенно в

школах, к нему сложилось определенное отношение: имеются как сторонники, так

и противники его дальнейшего проведения.

Доводы в пользу дальнейшего проведения Хэллоуина в российских школах сводятся

к тому, что его празднование направлено на повышение общеобразовательного

уровня, а также уровня владения иностранным языком обучающимся путем их

знакомства с традицией отмечать этот праздник в других странах, налаживание

культурного взаимодействия с иностранными государствами. Безусловно,

положительная цель. Однако, аргументы за далеко не бесспорны, ведь в принципе

то же самое можно сказать относительно любого иностранного праздника,

праздника как одной из форм проявления культуры какого-либо государства.

Встает вопрос о том, почему в большинстве российских школ отмечается

Хэллоуин, а не иной зарубежный праздник. Преследуют ли тем самым

преподаватели, родители (лица, их заменяющие) иные лица или органы, по закону

обязанные обучать (воспитывать) детей, какие-либо отличные от названной цели.

Ведь вполне возможна, исторически обоснованна ситуация, когда часть

субъектов, ответственных за обучение (воспитание) ребенка, при проведении

Хэллоуина действует в соответствии с убеждениями об особом религиозном

значении данного праздника.

Хэллоуин отмечается много веков: изначально он праздновался как кельтский

праздник Самайн (новый год). Он сопровождался различного рода

жертвоприношениями, как животных, так и людей, осуществляемых друидами,

которые являлись кельтскими колдунами, жрецами. Вследствие естественных

миграционных процессов кельтские традиции распространялись по миру,

соответственно, распространялись, хотя и очень медленно, обряды и ритуалы

друидов. До сих пор ими осуществляются различные жертвоприношения. Например,

обозреватель "НГ-Религии" О.Е. Недумов, ссылаясь на книгу «Искушение «тайным

знанием»», пишет о совершении друидами человеческих жертвоприношений, «что

было подтверждено находкой на торфянике в Чешире в 1984 г.». Естественно,

поскольку Самайн – один из наиболее значимых для друидов праздников,

постольку он не может обойтись без жертвоприношения. Другие эксперты также

отмечают, что «наиважнейшим шабашом ведьм.был Канун Дня Всех Святых, когда

Князь Тьмы по-видимому глумился над праздником святых, совершая нечестивые

ритуалы» [22, 93], а в наши дни «Черная месса» обязательно совершается по

сатанистским праздникам, к числу которых относится и Хэллоуин. Всем известен

обычай встречать Хэллоуин в костюмах демонов, вурдалаков, призраков, ведьм,

скелетов, отождествляя тем самым себя с ними.

На сегодняшний день Хэллоуин является одним из самых почитаемых праздников,

отмечаемых приверженцами многих сект, однако данный факт не афишируется.

На наш взгляд, можно условно разделить представителей органов управления

образованием, непосредственно преподавателей, родителей на две группы: на

тех, кто не знаком с религиозной подоплекой Хэллоуина и на тех, кто видит

необходимость его проведения в хотя бы символическом отправлении религиозного

культа. Представителями обеих групп при проведении Хэллоуина в школах

нарушаются права и свободы личности.

Если никто из обязанных обучать (воспитывать) ребенка органов или лиц не знал

о возможности проведения Хэллоуина как религиозного праздника, можно говорить

о том, что отмечанием Хэллоуина ими нарушаются право ребенка на получение

такого обучения (воспитания), которое способствует нормальному психическому,

физическому и нравственному его развитию, право ребенка на защиту своего

достоинства, а также, в некоторых случаях, о нарушении прав родителей (лиц,

их заменяющих). В том случае, если данные органы или лица осознавали

религиозный характер праздника, следует к перечисленным нарушениям прав и

свобод личности добавить нарушение права ребенка на свободу совести,

вероисповедания, а также хоть и косвенное, создание угрозы национальной

безопасности нашего государства.

Как известно, ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит, что «человек,

его права и свободы являются высшей ценностью», при осуществлении своих прав

и свобод человек и гражданин не могут нарушать права и свободы других лиц (ч.

3 ст. 17 Конституции РФ), а «права и свободы человека и гражданина могут

ограничиваться федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо

в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и

законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности

государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года говорится о том,

что «каждый человек имеет право на жизнь, . на личную неприкосновенность»

(ст. 3); никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или

унижающему его достоинство обращению (ст. 5). Конвенция о правах ребенка

(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для

СССР и Российской Федерации 15 сентября 1990 г.) устанавливает, что

«государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени .

здоровое развитие ребенка» (ч. 2 ст. 6), «уважают право ребенка на свободу

мысли, совести и религии» (ч. 1 ст. 14). А в ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса

Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 1996 года, признается

право ребенка на «обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение

его человеческого достоинства».

Однако, как показывает практика проведения Хэллоуина в школах, то, что

ребенка призывают или даже заставляют изображать из себя представителя

нечистой силой, иногда - участвовать в отправлении действий, являющихся

символическим воплощением черной мессы, препятствует его нормальному

психическому развитию. Более того, размываются представления об уже

сложившихся в нашей стране моральных нормах о добром и уважительном отношении

к окружающим. Также унижается человеческое достоинство, то есть «признание

обществом социальной ценности, уникальности и неповторимости человека,

значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества», ребенка.

Идет привыкание детей, как наиболее уязвимых в психологическом плане

личностей, к различным формам проявления зла.

Нарушаются права родителей (лиц, их заменяющих). В части 7 статьи 15 («Общие

требования к организации образовательного процесса») Закона Российской

Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» сказано, что

«родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся,

воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и

содержанием образовательного процесса». В соответствии со ст. 63 Семейного

Кодекса Российской Федерации «родители имеют право и обязаны воспитывать

своих детей. При этом они обладают преимущественным правом на воспитание

своих детей перед всеми другими лицами». Однако использованию прав и

исполнению обязанностей препятствует недостаток предоставляемой государством

информации по поводу возможного влияния сект, в частности, посредством

отправления своих культов, закамуфлированных под праздники. И это на фоне

того, что часть родителей в силу различных причин в принципе уделяют

недостаточно внимания воспитанию и развитию своих детей, обязанности

заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном

развитии.

В случае проведения праздника, являющегося частью нетрадиционного для нас

религиозного культа, если при этом его введение не являлось добровольным

выбором большинства граждан, на наш взгляд, можно говорить об угрозе

нарушения национальной безопасности государства. Как сказано в Концепции

национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом

Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300, в редакции

Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24, «под

национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее

многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника

власти в Российской Федерации». А «обеспечение национальной безопасности

Российской Федерации включает в себя также защиту культурного, духовно-

нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни,

сохранение культурного достояния всех народов России, формирование

государственной политики в области духовного и нравственного воспитания

населения., а также включает в себя противодействие негативному влиянию

иностранных религиозных организаций и миссионеров».

Однако, при проведении Хэллоуина (других праздников, происхождение и практика

отмечания которых также малознакомы для нас) создаются возможности нарушении

принципа светского характера российского государства, закрепленного в части 2

статьи 14 Конституции РФ и конкретизированного в статьях Закона «Об

образовании». Так, Конституция установила, что Российская Федерация есть

светское государство, в котором религиозные объединения отделены от

государства, а Закон «Об образовании» определяет запрет деятельности

религиозных объединений в образовательных учреждениях. «В государственных и

муниципальных образовательных учреждениях, органах управления образованием

создание и деятельность организационных структур . религиозных движений и

организаций (объединений) не допускаются» (ч. 5 ст. 1 Закона «Об

образовании»). «Государственная политика в области образования основывается

на следующих принципах:... 4) светский характер образования в государственных

и муниципальных образовательных учреждениях» (ст. 2 данного Закона). Однако

никто не может гарантировать абсолютное неведение учителей, администрации

школы относительно истинных целей проведения праздников, аналогичных

Хэллоуину. Никто не может быть уверен в том, что эти лица не входят в состав

организационных структур каких-либо сектантских организаций, осуществляющих в

латентной форме образовательную и воспитательную деятельность в соответствии

со своими интересами представителей религиозной организации.

Также возможно создание препятствий выполнению государством внутренней

функции регуляции социальной и духовной сфер жизни общества, и внешней -

сотрудничества с другими государствами по поводу культурного взаимодействия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ