Рефераты

Диплом: Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

образа (точнее впечатления), аналогичным деталям картины. Другими словами,

здесь гос­подствует принцип зрительного, а не слухового восприятия.

Стремление Дебюсси запечатлеть все мимолетное и переменчивое приводит к

преобла­дающей роли интонации, детали над логикой всего целого, к

подчинению первому второго. Непосредственность, естественность каждого

отдельного момента стали для него важнее, чем процессуальность развития

мысли и эмоций. Это приводит к усилению в музыке Дебюсси картинности,

статики. Она почти всегда выражает то или иное эмоциональное состояние, а

не его становление ("Облака", "Море"). Форма, в целом сохраняя

соразмер­ность и стройность пропорции, в определенной степени теряет

рельеф­ность, напряжение, упругость.

Равель же стремится к ясности формы: "Сначала я намечаю горизон­тали и

вертикали, а потом, выражаясь языком живописцев, начинаю мале­вать" (цит.21

по с.19). Формирование Равеля явственно тяготеет к клас­сическому. Его музыка

разверстывающаяся соответственно канонам тради­ционных форм поражает

живостью своего темперамента, собранностью и це­леустремленностью. Если цель

Дебюсси - скрыть форму во имя поэзии "чистого чувства", то стремление

Равеля - дисциплинировать сферу эмо­ций. Оно пораждает совершенные отточенные

контуры.

Мелодика Дебюсси очень разнообразна и не укладывается в рамки ка­кой-либо

обобщающей формулы. Но его темы всегда пластичны и тщательно отшлифованы.

Мелодия Дебюсси стремится не к четким, завершенным перио­дам и

пропорциональным структурам, а к бесконечности и нерасчлененнос­ти. Таковы,

например, контуры темы флейты из прелюдии "Послеполуден­ный отдых фавна"

полной неги и истомы, хроматически изощренной и ладо­во неопределенной.

ПРИМЕР N 3.

Тип мелодики, созданный Дебюсси совершенно оригинален: в ней гиб­кая система

вариантов основной интонации, как бы переливающихся один в другой преобладает

над ясностью рисунка, изменчивость - над устойчи­востью. Важнейшие качества

тем Дебюсси - хрупкость, капризность, зату­шеванность контуров, что отвечает

задачам выражения изменчивых настро­ений, ускользающих оттенков эмоций

("Паруса", "Шаги на снегу"). Лучшие страницы музыки Дебюсси покаряют

непрерывностью и плавностью мелоди­ческого потока, хотя внутреннее строение

отличается "микровыразитель­ностью" (определение Мазеля) (цит. по 9,с. ). В

противовес этому для

Равеля мелодия была ведущим фактором мышления. Уже в сочинениях 20-х годов

протяженная мелодическая линия все чаще приходит на смену преж­ней игре

коротких мотивов. Это можно наблюдать в начальнойтеме трио, главной партии

скрипичной сонаты, в теме медленной части концерта соль мажор, начальной теме

"Балеро".

ПРИМЕР N 4

В основу "Балеро" легла яркая, оригинальная тема, сочетающая в себе

неповторимо индивидуальный колорит, мелодическую пластику и кра­соту с

характерными чертами испанского народного танца. Особое вырази­тельное

значение имеет метроритмическая сторона. Все время смещаемые акценты и

синкопированные остановки на разных долях такта придают теме большую гибкость

и внутреннюю непрерывную устремленность. В ладовой организации привлекает

внимание "белая" До мажорная диатоника, подчер­кивающая особую ясность,

первозданность звучания квази-народного напе­ва.

В других произведениях Равель в мелодии избегает вводнотоновости (Павана,

Картет, Сонатина, "Игра воды"). Корни ее секундово-квартово­го,

пентатонического строения уходят в архаичные пласты народной песни.

В отдельных сочинениях Дебюсси обнаруживает стремление к четкой и

строгой _ритмической . организации путем многократного повторения некоего

ритмического "ядра" на протяжении всего произведения или его

разде­ла.(Прелюдия из цикла "Для фортепиано", "Сады под дождем", "Вечер в

Гренаде", "Ворота Амгамбры", где ритм хабанеры является "стержнем" всего

сочинения, "Кукольный кэк-уок",основанный на характерном для этого

танцевального жанраритме ). В сочинениях с народно-жанровым те­матизмом

композитор охотно применяет импульсивные регулярные ритмы (хабанеры,

тарантеллы, кэк-уока, мартамествия), и непрерывно подхлес­тывающие

остинатные движения. Помимо уже названных произведений, ярки-

ми примерами подобного рода являются крайние разделы "Празднеств", "Холмы

Анакапри", "Шествие из "Маленькой сюиты" для фортепиано.

ПРИМЕР N 5

В других случаях ритмика Дебюсси зыбка и неопределенна, она бога­та

ньюансами, поэтическими капризами оттенков, стремлением преодолеть власть

тактовой черты, темповой свободы:

ПРИМЕР N 6

Ритмику Равеля отличают четкость, строгость и "классичность". Так, Трио

пронизано характерной ритмикои баскских народных танцев ­ритм первой

части, 8/8 отчетливо членится на 3/8, 2/8 и 3/8, придавая музыкальной ткани

гибкость и особую "эластичность", в финале использу­ются прихотливо

чередующиеся нечетные ритмы 5/4 и 7/4. В "Хабанере"из "Испанской рапсодии"

ритмический лейтмотив проходит через всю пьесу. В "Болеро" ритмическая фигура

является единым стержнем всего произведения и создает оригинальные

полиритмические со­четания со свободной и гибкой в ритмическом отношении

темой.

В области _гармонии . никому до Дебюсси не удавалось в такой мере

выделить "цвет" и "вкус" разнообразных ладовых структур и гармоничес-

ких комплексов. "Принцип гармонического мышления Дебюсси - чередование

или контрастирование гармоний согласно свойствам их "тусклости" или

"яркости", гулкости или звонкости, "терпкости" или "сладости","сочнос­ти" или

"сухости". Именно так сопоставлял он и гармонические комплексы (например,

мажорные и увеличенные трезвучия) и целые гармонически ла­довые системы

(целотоновость и пентатонику)... Между устоями тоники, субдоминанты и

доминанты Дебюсси вклинил столько переходов и перели­вов, что нейтрализовал

и растворил их. В итоге все стало тоникой, но имеющее бесконечное число

более ясных и более смутных вариантов"(17, с.225). Эта цитата, на наш

взгляд, очень точно характеризует сферу гармонии Дебюсси.

Интересно, что в ряде его произведении с темой-мелодией теснейшим образом

взаимодействует гармония, в некоторых эпизодах приобретая ве­дущее значение.

Например в прелюдии к "Послеполуденному отдыху фавна" показ богатейших

возможностей колористической трактовки гармонии ста­новится основным

способом развития темы (использование разнообразных последовательностей

септаккордов и нонаккордов, сочетание хроматики и диатоники. Живописная

атмосфера в подобных произведениях воссоздается

красочными сочетаниями темброво-гармонических созвучии, в которых ак­корд

усложняется до восьмизвучия введением необычайных ладовых образо­ваний,

параллелизмов, вторгающихся "случайных" нот. Все это приводит к

многоплановости музыкальной фактуры.

ПРИМЕР N 7

Приведенный фрагмент явно свидетельствует о тонкости, изысканнос­ти

гармонического мышления Дебюсси. Обращает на себя внимательность

тщательность голосоведения, благодаря которому музыкальная ткань ста­новится

прозрачной и ясной даже там, где сталкиваются резко диссониру­ющие звучания.

Сочинения Равеля приковывают к себе внимание часто благодаря иск­лючительному

богатству, настоящей роскоши гармонической палитры. Ком­позитор мастерски

подбирает нужные ему краски - порой ослепительно яр­кие, солнечные

("Альборада"), чаще теневые, сумеречные, приглушенные ("Долина звонов",

"Печальные птицы"). В некоторых сочинениях именно гармониявыделяется как

главное средство музыкальной выразительности. Так, в Первой части

"Испанской рапсодии" - "Прелюдии ночи" основную роль играет не тема -

мелодия, гармонический комплекс: "капельки" се­кунд у флейт, кларнетов и

арф на фоне остинатной,"застывшей" последо­вательности у скрипок и альтов:

ПРИМЕР N 8.

Оригинальна контрапунктическая техника сочетания консонансов и

диссонансов, приемы параллелизмов интервалов и аккордов, "утолщение"

мелодической линии в пьесе "Виселица". В целом в области гармонии Ра­вель

является одним из крупнейших новаторов XX века. Композитор сам иногда

определяет свои художественные задачи как поиски нового в гар­моническом

языке. Так, например, произошло в случае с пьесами цикла "Отражения". В

"Автобиографии" Равель пишет: "Отражения" представляют собой цикл пьес,

намечающих в моем гармоническом развитии довольно значительные изменения"

(цит. по 33, с.29). Максимально расширяя су­ществовавшие представления о

гармонии, композитор, однако, никогда не разрушал естественных основ

музыкальной речи. Богатым, изысканно расц­веченным гармониям Равеля всегда

свойственна функциональная определен­ность, ясность функциональных связей.

Клод Дебюсси и Морис Равель - наиболее яркие представители имп­рессионизма

в музыке. Их тверческая деятельность в течение двух десят­ков лет протекала

параллельно, поэтому в композиторских стилях Дебюсси и Равеля есть общее:

опора на французские народные традиции, интерес к современной им литературе и

живописи, круг образов, изысканность музы­кального языка. Хотя творческие

пути Дебюсси и Равеля пересекались, они во многом оставались непохожи,

прежде всего в отношении к класси­ческим традициям. Различия видны также при

рассмотрении таких средств музыкальной выразительности как форма, мелодия,

ритм, гармония. Но на определенном отрезке времени и Дебюсси и Равель

стремились к единой цели - передать мимолетные ощущения, чувства, образы.

Поэтому обоих композиторов относят к одному направлению - импрессионизму.

ГЛАВА II. Детская фортепианная музыка импрессионистов

в практике музыкального образования.

1. ОБЗОР УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ.

Эта глава посвящена рассмотрению места сочинений композиторов -

импрессионистов в трех программах по музыке, по которым в настоящее время

проводятся занятия в школах. Это программы следующих авторов:

Н.А.Терентьевой, Ю.Б.Алиева и Д.Б.Кабалевского. У каждого из них свои подход

к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки:

- с какои музыкой импрессионистов следует знакомить детей (музы­кальный

материал),

- как это делать (метды),

- когда (тематика и возраст детей).

Мы постарались максимально подробно разобраться в этих вопросах и в опоре на

них выстроить обзор программ.

Программа "Музыка" Н.А.Терентьевой.

Н.А.Терентьева в программе "Музыка" (музыкально-эстетическое вос­питание I -

IV классы. М.: Просвещение, 1994 г.) акцентирует актуаль­ность идеи

комплексного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию детей.

Формирование и воспитание эстетического чувства у младших школьников

осуществляется при знакомстве и овладении основами трех ви­дов искусств -

музыки, живописи, литературы (с фрагментарным подключе­нием театра, кино,

архитектуры). При этом стержневым видом искусства в данной программе является

музыка. В отборемузыкального материала автор не обходит вниманием и

творчество композиторов-импрессионистов. Обра­щение к нему не слечайно,

т.к. музыка импрессионистов предполагает рассмотрение во взаимосвязи с

другими видами искусств.

Так, занятие по теме "Поет зима, аукает" (2 класс) в качестве му­зыки для

слушания предлагается пьеса "Снег танцует" из цикла "Детский уголок"

К.Дебюсси. Для большей глубины восприятия музыки детям предла­гается

прослушать стихотворение Е.Трутневой "Зима". Цель урока - ос­мысление

понятия "образ". Поэтому после звучания музыки и стихов учи­тель задает

следующий круг вопросов:

1. Какои образ возник перед вами при прослушивании музыкального и

поэтического произведений?

2. Что является отличительной чертой художественного образа?

3. Что общего между образами, воплощенными в пьесе К.Дебюси и сти-

хотворении Е.Трутневой?

4. Вчем различие между ними?

После дети получают задание красками нарисовать свои впечатления,

сымпровизировать движение под музыку К.Дебюсси.

В урок по теме "Музыка леса" (2 класс) включен фрагмент из балета "Дафнис и

Хлоя" М.Равеля, ("Восход солнца"). Учитель предлагает детям совершить

мысленную прогулку по лесу, полюбоваться его красочными кар­тинами, услышать

лесные голоса. Основная цель вызвать в сознании у ре­бенка мысль о том, что

человек, способный проникнуться чудесным миром природы, несомненно будет

заботиться и оберегать ее, восхищаться ею. Учитель просит ответить на

вопрос: какое настроение, чувство пробужда­ет в вас прозвучавшая музыка? К

постижению образа этого сочинения сле­дует подвести учащихся через анализ

средств музыкальной выразительнос­ти, в частности, отметить своеобразные

изгибы мелодической линии, об­ратить внимание на музыкальные инструменты,

использованные Равелем. После анализа музыкально-выразительных средств

эпизода "Восход солнца" педагог просит рассказать о том, что происходит с

природой в утренние часы.Для усиления выразительности красочной звуковой

картины просыпаю­щейся природы в произведении М.Равеля, Н.А.Терентьева

использует сти­хотворение С.Есенина "Синий май.Заревая теплынь." Далее

следует срав­нение изображения звуками картины утреннего леса в музыке

"Восход солнца" М.Равеля и к увертюре к опере "Вильгельм Телль"

Дж.Россини. Выявляются общие моменты - спокойное, слегка покачивающееся

движение музыки, ассоциирующееся с дуновением ветра, усиление динамики,

обога­щение звучности за счет включения новых инструментов, напоминающее

пробуждение птиц и зверей. Интересно следующее после этого задание

­красками на листе бумаги изобразить оттенки настроения, передать

эмо­циональные впечатления от прослушанной музыки, показать смену характе­ра

состояния.

К сожалению этим произведениями ограничивается обращение автора к творчесту

К.Дебюсси и М.Равеля: в последующих 3 - 4 классах музыка импрессионистов

не используется. Вероятно, ограничение это Н.А.Те­рентьевой сделано

сознательно. Поскольку Программа расчитана на млад­ших школьников, она не

должна быть перегружена столь сложной в плане языка музыкой (какой является

музыка импрессионистов).

Хотелось бы отметить, что темы "Поет зима, аукает" и "Музыка ле­са" очень

органично вплетают в себя произведения импрессионистов.

Музыкальный материал, предложенный Н.А.Терентьевой вполне досту-

пен детям младшего школьного возраста. Но, на наш взгляд, не стоит

сравнивать музыку Дж.Россини (Увертюра к опере "Вильгельм Телль") и

М.Равеля ("Восход солнца"), творивших в разные исторические периоды.

Для детей _младшего . школьного возраста такое сравнение очень сложная

задача. Следует отметить то, что картина просыпающегося леса в ув.

Дж.Россини - лишь фон, на котором разворачиваются сюжетные события оперы,

а у Равеля она - самоценный эпизод балета, где красочный музы­кальный язык

составляет саму суть музыки. Более удачным на наш взгляд, будет сравнение

эпизода "Восхода солнца" М.Равеля с "Утром" Э.Грига из сюиты "Пер Гюнт".

Автор программы на своих уроках широко использует принцип целост­ности, т.к.

для детей младшего школьного возраста особенно характерно синкретическое

восприятие мира. Для более полного понимания предложен­ной музыки, ученикам

прослушать стихи, изобразить в красках настроения музыки, пластически

проинтонировать ее. Но стихи, предложенные Н.А.Те­рентьевой, а точнее их

эмоциональный строй, на наш взгляд не соответс­твует миру чувств той

музыки, для усиления восприятия которой они предназначены. Более удачным

было бы привлечение образов из поэзии символистов.

Программа Музыка 1 - 8 классыпод ред.

Ю.Б.Алиева М.: Просвещение, 1993 г.

Программа "Музыка" под редакцией Ю.Б.Алиева предусматривает нача­ло

знакомства детей с музыкой импрессионистов уже во 2-м классе. В контексте

темы года "Выразительные возможности музыки" во II-ой чет­верти (тема

"Музыка выразительная") автор предлагает в качестве мате­риала для слушания

фортепианную миниатюру К.Дебюсси "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", а в

III-й четверти (тема "Кто исполняет музыку") - пьесу для флейты соло

"Сиринкс" того же автора. Достоточно раннее приобщение детей к музыке

импрессионистов (в частности К.Дебюсси) выг­лядит вполне логичным в цвете

центральной идеи Программы - постепенное постижение учениками характерных

особенностей историко-художественных направлений в музыке (в том числе

импрессионизма). Но как нам кажется предложенная музыка несколько сложна для

детского восприятия (в осо­бенности это касается пьесы для флейты соло

"Сиринкс") и на начальном этапе знакомства с импрессионизмом целесообразнее

использовать более доступные сочинения. Таковыми вполне могли бы быть

произведения К.Де­бюсси и М.Равеля, адресованные детской аудитории.

Следующее соприкосновение с творчеством К.Дебюсси возникает во II-ой

четверти 3 класса. Тема этой четверти - "Симфоническая музыка.

Симфонический оркестр, группы его инструментов". Для прослушивания вновь

предлагается "Лунный свет" К.Дебюсси, но уже в переложении для арфы. И

здесь нам кажется удачным момент обращения к знакомой музыке, звучащей в

другом исполнении. Так же в рамках тематики II-ой четверти можно добавить

больше оркестровой музыки импрессионистов в виде фраг­ментов (например,

"Облака" К.Дебюсси, "Балеро" М.Равеля и др.)

В средних и старших классах центральной задачей

программы

Ю.Б.Алиева становится формирование у учащихся представлений о различ­ных

историко-художественных стилях. После рассмотрения в 5 классе сти­ля русской

композиторской школы, в 6 классе учащиеся приступают к ос­воению понятия

музыкального стиля во всех его видах и проявлениях.

В 7 классе учащиеся получают представление о таких стилевых нап­равлениях в

искусстве конца XIX - начало XXв.в. (и соответственно му­зыкальных стилей),

как импрессионизм, эксприссионизм, неоклассицизм. Среди тем I-ой четверти,

посвещенных этим направлениям встречаем тему "Импрессионизм в музыке". Она

раскрывается на примерах следующих музы­кальных произведении: для слушания

- "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", прелюдии для фортепиано "Девушка с

волосами цвета льна" и "Са­ды под дождем", прелюдия "Послеполуденному отдыху

Фавна", К.Дебюсси: "Игра воды", "Красавица и чудовище" и "Волшебный сад" из

сюиты "Моя матушка гусыня", "Болеро" М.Равеля. Для пения - "Песня дитя" из

оперы "Дитя и волшебство" М.Равеля: романсы "Чудный вечер", "Рождественская

песня бездомных детей" К.Дебюсси.

Круг произведений предложенных Ю.Б.Алиевым, на наш взгляд доста­точно сложен

для учеников 7 класса (особенно вокальные сочинения). Данный выбор

музыкального материала, автор программы обуславливает важностью

образовательной линии, т.к. в прямой зависимости от получен­ных знаний

сказывается уровень художественного вкуса подростка, его идеалы,

убеждения, эстетические потребности и творческие способности.

Хотелось бы отметить, что первоначально данная Программа была рассчита­на на

10 лет обучения по 2 (два) часа в неделю, затем тот же объем ма­териала был

"уложен" в 8 лет по одному часу в неделю. Следовательно к импрессионизму

ребята бы обращались в 9 - 10 классах, и при занятиях музыкой 2 часа в

неделю знакомство с кругом музыкальных произведений, определенных

Ю.Б.Алиевым, было бы вполне продуктивным. Но ввиду огра­ниченного количества

часов и сравнительно небольшого возраста учеников следовало бы несколько

изменить выбор предлагаемых для изучения произ­ведении и выгодно дополнить

его детской музыкой К.Дебюсси и М.Равеля. Нам кажется, что вокальные

сочинения импрессионистов можно оставить в стороне, как и прелюдию к

"Послеполуденому отдыху Фавна" К.Дебюсси и "Игру воды" М.Равеля, т.к. в

этих произведениях музыкальный язык очень сложен, и ученикам будет трудно

понять и принять его.

Автор Программы не останавливается на методах подачи материала, целиком

полагаясь на творческии подход учителем музыки.

Следует отметить, что тема "О стилях в музыке" впервые вводится в школьную

программу. И еще один положительный момент - привлечение про­мизведении

К.Дебюсси на уроках музыки в начальной школе, что будет способствовать

постепенному овладеванию основами столь сложного нап­равления как

импрессионизм.

Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для обще образовательной школы. М.:

Просвещение, 1983г.

В _Программе по музыке . для общеобразовательных школ _Д.Б.Кабалевс­ _кии

. на произведениях импрессионистов специально не останавливается. Он включает

их в качестве музыкальных примеров в темы общего характера.

Так, в IV-ой четверти 4 класса (тема "Можем ли мы услышать живо­пись?") в

качестве музыки для слушания предлагается "Хабанера" из "Ис­панской рапсодии"

М.Равеля. Д.Б. Кабалевскии делает акцент на слуховом анализе тембрового

оформления основной. Это вполне закономерно, пос­кольку импрессионистам

своиственно подчеркнутое внимание к тембровым краскам. Многие произведения

К.Дебюсси и М.Равеля воспринимаются как живописные звуковые картины. В

"Хабанере" автор Программы советует пе­дагогу обратить внимание ребят на

необычно мягкое, нежное звучание трубы. Все дети знают трубу как

воинственный, боевой, призывный инс­трумент и открытие ими новых звуковых

качеств хорошо известного музы­кального инструмента способствует возрастанию

интереса, как к тембру самого инструмента, так и к музыке, которую он

исполняет. В данном случае не секрет, что богатство возможностей разных

инструментов ор­кестра нередко "выпадает" из поля зрения детей, и знакомство

с музыкой импрессионистов - чрезвычайно благодатный материал для восполнения

по­добных потерь.

Как произведение для слушанья используется один из симфонических ноктюрнов

К.Дебюсси - "Праздненства" (4 класс, IV четверть). По мысли

Д.Б.Кабалевского, музыка "Праздненств" должна "вызывать яркие зритель­ные

образы - картины народного гуляния" (прогр. К. с.37). Но в данном случае

авторская программа К.Дебюсси, от которой явно отталкивался в постановке

своей педагогической задачи Д.Б.Кабалевскии, не только не проясняя ситуацию

содержания в музыке , а на оборот - усложняет ее. По словам композитора,

"Праздненства" запечатлели воспоминания о народных ночных гуляниях в

Булонском лесу в виде "ослепительных и химерических видении" (цит. по 9,

с.76). Нам думается судить о таких образах школь­никам чрезвычайно трудно.

Это касается и возникновения у них зритель­ных ассоциации ночного народного

праздника во Франции, для чего нужно быть осведомленными о культуре этой

страны. На наш взгляд неподготов­ленным слушателям, какими являются

ученики ... класса, достаточно сложно адекватно воспринять ярко-

импрессионистическое произведение. Для этого требуется богатый опыт общения

с импрессионистами.

Без подготовительного этапа совершенно невозможно постижение та­кого

сложного произведения как "Болеро" М.Равеля. Оно фигурирует в ка­честве

музыки для слушания на уроках I-ой четверти в 6 классе (тема "Музыкальный

образ"). Д.Б.Кабалевскии видит задачу педагога в том, чтобы помочь детям

воспринять это произведение как единый, развиваю­щийся образ танца. По

нашему мнению, такая задача может быть успешно

решена при следующих условиях: _во-первых ., при наличии положительного

опыта предыдущего общения учеников с крупными, масштабными произведе­ниями

_во-вторых ., при умении учащихся не только различать тембры музы­кальных

инструментов, но и слышать тембровое развитие симфонической партитуры,

_наконец ., важна способность педагога увлечь детей, повести их за собой.

В предварительных замечаниях автор говорит, что одной из задач учителя на

уроках музыки является воспитание у учеников чувства стиля, которое

формируется в результате накопления музыкального опыта. Но тот опыт, который

приобретают учащиеся, обратившись к музыке К.Дебюсси и М.Равеля, очень мал

для достижения поставленной цели. И сам Д.Б.Каба­левскии не отрицает

возможности расширения круга избранных им произве­дении.

Сочинения К.Дебюсси и М.Равеля можно очень органично включить во

многие темы, заявленные в программе.

Например, в теме "Между музыкой разных народов мира нет неперехо­димых

границ" можно использовать любую часть из "Детского уголка" (в особенности

"Кукольный кэк-уол"), или "Моей матушки гусыни".

В 4 классе в каждой четверти также возможно обращение к музыке

импрессионистов - в темах "Что стало бы с музыкой, если бы не было

ли­тературы" ("Моя матушка гусыня") и "Можем ли мы увидеть музыку и услы­шать

живопись?" (Здесь нужно включать произведения более показательные

в плане импрессионистического стиля: "Облака", "Паруса", "Затонувшии собор"

К.Дебюсси с привлечением репродукции живописцев Э.Моне, Э.Дега, О.Ренуара).

В теме "Музыкальный образ" сочинений импрессионистов могут быть

представлены в различных вариантах. Предлагается как обращение к уже

знакомым ("Маленькии пастух" К.Дебюсси, "Разговор Красавицы и Чудови­ща",

"Мальчик с пальчик", "Принцесса дурнушка" М.Равеля) так и к нез­вучавшим

ранее произведениям "Девушка с волосами цвета льна", Прелюдия

к "Послеполуденному отдыху Фавна" К.Дебюсси, "Уиндина" М.Равеля)

Мы предлагаем включить произведения импрессионистов и в 8 класс в

тему "Что значит современность в музыке". Здесь лучше привлекать сочи­нения,

в которых претворяются элементы современного музыкального языка

- в частности, джаза ("Кукольный кэк-уок", "Генерал Лявин - эксцент­рик",

"Менестрели" К.Дебюсси).

В своей Программе Д.Б.Кабалевскии ограничивается очень узким кру­гом

произведении импрессионистов: "Праздненства" К.Дебюсси, "Хабанера" и "Болеро"

М.Равеля. К тому же, если учитывать сложность выразительных средств в этих

произведениях, то вероятность их полноценного восприя­тия детьми очень мала.

Нам видятся по крайней мере два пути решения этой проблемы:

1)систематическое обращение к сочинениям импрессионистов по принципу "от

простого к сложному", прдводящее к пониманию многокрасочных, насы­щенных

звучании и выстроенной совершенно по-особому логики развития образов в

"Праздненствах", "Болеро" и др. подобным им крупных оркест­ровых

произведении, 2)при отсутствии первой возможности вероятно необ­ходима замена

столь сложных образов музыкального импрессионизма на более доступные для

восприятия школьниками (как по тематике, так и по композиторскому языку).

Анализ тематического плана Программы убедил нас, что некоторые из тем очень

органично могут включать в себя произведения К.Дебюсси и М.Равеля.В целом

Программа Д.Б.Кабалевского дает весьма широкие воз­можности привлечения

сочинений импрессионистов на уроках музыки в шко­ле.

Подробно проанализировав программы Н.А.Терентьевой ,

Ю.Б,Алиева,Д.Б.Кабалевского, мы убедились, что у каждого из них свой подход

к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки.

Н.А.Терентьева в Программе музыкально-эстетическое воспитание уже

во втором классе включает в уроки музыку К.Дебюсси и М.Равеля,привле­кая на

помощь другие виды искусств.Темы уроков очень органично включа­ют в себя

предложенные автором произведения.

Ю.Б.Алиев в своей Программе знакомство с музыкой импрессионистов

осуществляет в 7 классе в контексте изучения стилей и художественных

направлений.Он предлагает произведения не только для слушания, но и для

пения.

Сочинения композиторов-импрессионистов включены и в Программу

Д.Б.Кабалевского.Он привлекает их в качестве материала для слушания.

Мы предложили некоторые варианты дополнений проанализированных

программ,которые заключаются в более раннем обращении к сочинениям

К.Дебюсси и М.Равеля,в расширении репертуара засчет детской фортепиан­ной

музыки этих авторов и последовательном изучении импрессионистичес­ких

сочинений.

АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛОВ

К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.

К.Дебюсси и М.Равель - самые яркие представители импрессио­низма в

музыке.Творчество этих композиторов включает большой круг раз­ножанровых

произведений, предназначенных для разных исполнительских

составов.Музыкальный язык импрессионистов яркий,насыщенный,но очень

сложный.Мы решили,что лучше осуществить знакомство школьников с музы­кой

импрессионистов на примере фортепианных сочинений для детей:"Детс­кий уголок"

К.Дебюсси и "Моя матушка-гусыня" М.Равеля,поскольку в них музыкальный язык

достаточно упрощен.И даже один из авторов (М.Равель) говорил, что "намерение

воспризвести в этих пьесах поэзию детства при­вело ... к упрощению моего

стиля и очищению моего почерка".(цит.по 21,

с.84).Хотя мы не исключаем возможности использования других сочинений этих

композиторов (как целиком,так и в виде фрагментов).Предлагаемый материал

может служить пособием для учителя музыки,желающего познако­мить учеников с

детскими фортепианными сочинениями импрессионистов.

В 1908 году К.Дебюсси написал цикл из 6 пьес для фортепиано под названием

"Детский уголок".Это произведение он посвятил своей го­рячо любимой дочери

Эмме :"моей дорогой маленькой Шушу с нежными изви­нениями отца за то, что

последует".Все пьесы "Доктор Gradus ad Parnas­sum","Колыбельная

Джимбо","Серенада кукле","Снег танцует","Маленький пастух","Кукольный кэк-

уок" - это небольшие зарисовки, в которых ком­позитор мастерски создал

образы и картины детства.

В "Детском уголке" К.Дебюсси обратился к форме сюиты,возрожденной

композиторами-романтиками.Новая "романтическая" сюита существенно

от­личалась от старинной своим содержанием и композиционными чертами.В

сочинении композитора-импрессиониста находим такие ее принципы,как:

а) стремление к конкретности музыкальных образов,к программности,кото­рое

проявляется у К.Дебюсси в названии не только цикла,но и каждой ми­ниатюры;

б) свободное тональное сопоставление частей:все пьесы написаны в раз­ных

тональнастях(C dur, B dur, E dur, d moll, A dur, Es dur),с явным

преобладанием мажорного лада.Сочетание мажорных тональностей с ожив­ленными

темпами не случайно - оно явно отражает

жизнерадостность,лю­бознательнось,подвижность,свойственные поведению детей.С

этим связано и достаточно жанровое разнообразие пьес (среди них есть

жанровые сцен­ки-"Серенада кукле","Кукольный кэк-уок","Колыбельная

Джимбо";портрет­ные зарисовки-"Маленький пастух";волшебный пейзаж,

рожденный детской фантазией-"Снег танцует").

Одной из характерных черт сочинения стала его юмористическая

ок­раска.Музыковед Н.Копчевский пишет, что тонкий авторский "юмор заклю­чен

уже в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутли­вое

обращение отца к ребенку, который воспитывается под руководством английской

"мисс""(15,с.171).Юмористическое настроение создает пароди­рование этюдов

М.Клементи (сборник "Gradus ad Parnassum"-"Путь к Пар­насу") и известной

музыки Р.Вагнера ("Тристан и Изольда").Переосмысле­ние тем и музыкальных

образов этих сочинений ярко проявилось в первой и последней пьесах цикла.

Фортепианная сюита К.Дебюсси "Детский уголок" - призведение,в ко­тором

воплощен наивный и мудрый, сказочный и реальный, забавный и грустный, а

целом чудесный и добрый мир детства.И хотя сочинение было создано в начале

века, главные герои сюиты - кукла, игрушечный слон, пастушок - любимы,

близки и понятны современным детям.

Первая пьеса цикла называется "Доктор Gradus ad Parnas­sum". Ее заглавие

связано со знаменитым циклом этюдов М.Клементи.Сис­тематические упражнения в

технике игры на фортепиано, предлагаемые М.Клементи в виде этюдов - один

из путей, постепенно приближающих юно­го пианиста к вершинам исполнительского

мастерства.Сочинение же К.Де­бюсси "Доктор Gradus ad Parnassum"

охарактеризована самим автором как "род гигиенической и прогрессивной

гимнастики, следовательно подобает играть эту пьесу каждое утро натощак,

начиная умеренно, чтобы закон­чить оживленно"(цит.по 17,с.68).В словах

композитора звучит тонкая ирония в адрес всевозможных технических

упражнений.Ее подчеркивают ав­торская ремарка "ровно и без сухости",мягкость

фигураций, созвучия, насыщенные секундовыми сочетаниями.Фактура основана на

ровном и непре­рывном движении шестнадцатых, прекращающемся ненадолго - в

центральном эпизоде, где композитор изображает рассеянность ученика:

ПРИМЕР N 9.

Живому непосредственному развитию художественного образа способс­твует отказ

композитора от схемаичных, квадратных структур, столь свойственных этюду.

Иронизируя таким образом над инструктивным жанром, Дебюсси одновременно

значительно опоэтизировал его.

"Колыбельная Джимбо" (так звали игрушечного слона Шушу) рождает в нашем

представлении образ неуклюжего, немного тяжеловесного существа, вызывающего

однако, самые добрые чувства. Жанр колыбельной как нельзя лучше помогает

показать образ с легким оттенком юмора. Ведь звучание колыбельной чаще всего

ассоциируется с чем то маленьким, беззащитным и нежным. У Дебюсси же этот

жанр характеризует пусть и игрушечного, но всетаки слона. Отсюда - и

нетипичное для колыбельной использование на протяжении всей пьессы низкого

регистра, и нетрадиционный для колы­бельной аккомпанемент в виде

чередующихся больших секунд. Тяжеловес­ная, несколько угловатая мелодия

колыбельной построена по звукам пен­татонического звукоряда, что придает

музыке некоторый восточный коло­рит:

ПРИМЕР N 10

Основным,"строительным" материалом пьесы являются секунды, кото­рые то

"колышутся", то "топчутся" на месте, образуя вместе с сопровож­дением

целотоновое звучание. Использование столь необычных выразитель­ных средств -

одно из проявлении связей Дебюсси с русской музыкой. Вчастности, можно

провести аналогию с романсом А.П.Бородина "Спящая княжна", в котором

композитор широко применил целотоновые последова­ния, мерцающие секунды в

сопровождении и пентатоническое строение ме­лодии.

Развитие материала в "Колыбельной Джимбо" осуществляется по сквозному

принципу: каждое новое мелодическое образование подготавли­вается

предшествующим и появляется незаметно. В целом эта пьеса богата тонкими

оттенками настроения, очень живописна по колориту и пленяет удивительно

мастерским использованием скромной палитры выразительных средств.

Очень изящна и грациозна третья часть сюиты - "Серенада кукле". На ее

жанровую принадлежность указывает уже само название. Как извест­но, серенада

приветственная или любовная песня, исполняемая под окном возлюбленой.

Главные признаки жанра - плавная, выразительная мелодия и аккомпонимент,

подражающии звучанию гитары или мандолины.

В "Детском уголке" героиней серенады, Дебюсси сделал куклу, поэ­тому

перечисленные жанровые признаки заключают в себе нечто игрушеч­ное. Уже

первая авторская ремарка, предписывающая исполнять всю пьесу на левой педали

подчеркивает прозрачность и некоторую иллюзорность звучания музыки. Весь

комплекс музыкально-выразительных средств харак-

теризует "кукольное" звучание серенады: облегченная фактура, забавная

"прыгающая" мелодия, построенная на широких интервалах и предворяемая

форшлагом, своеобразная гармония, в которой выделяется звучание пустых кварт

и квинт, внезапные динамические контрасты, резкие смены главного и

отрывистого движения:

ПРИМЕР N 11.

В "Серенаде кукле" особенно наглядно проявилось умение композито­ра выводить

один мотив из другого, благодаря чему получается что, вся ткань как бы

соткана из материала единого происхождения. Впечатления от поэтичной

миниатюры Дебюсси очень точно сформировал И.И.Мартынов: "В этой, казалось

бы, непритязательной детской пьесе композитор дости­гает изысканности стиля,

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ