Диплом: Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе
образа (точнее впечатления), аналогичным деталям картины. Другими словами,
здесь господствует принцип зрительного, а не слухового восприятия.
Стремление Дебюсси запечатлеть все мимолетное и переменчивое приводит к
преобладающей роли интонации, детали над логикой всего целого, к
подчинению первому второго. Непосредственность, естественность каждого
отдельного момента стали для него важнее, чем процессуальность развития
мысли и эмоций. Это приводит к усилению в музыке Дебюсси картинности,
статики. Она почти всегда выражает то или иное эмоциональное состояние, а
не его становление ("Облака", "Море"). Форма, в целом сохраняя
соразмерность и стройность пропорции, в определенной степени теряет
рельефность, напряжение, упругость.
Равель же стремится к ясности формы: "Сначала я намечаю горизонтали и
вертикали, а потом, выражаясь языком живописцев, начинаю малевать" (цит.21
по с.19). Формирование Равеля явственно тяготеет к классическому. Его музыка
разверстывающаяся соответственно канонам традиционных форм поражает
живостью своего темперамента, собранностью и целеустремленностью. Если цель
Дебюсси - скрыть форму во имя поэзии "чистого чувства", то стремление
Равеля - дисциплинировать сферу эмоций. Оно пораждает совершенные отточенные
контуры.
Мелодика Дебюсси очень разнообразна и не укладывается в рамки какой-либо
обобщающей формулы. Но его темы всегда пластичны и тщательно отшлифованы.
Мелодия Дебюсси стремится не к четким, завершенным периодам и
пропорциональным структурам, а к бесконечности и нерасчлененности. Таковы,
например, контуры темы флейты из прелюдии "Послеполуденный отдых фавна"
полной неги и истомы, хроматически изощренной и ладово неопределенной.
ПРИМЕР N 3.
Тип мелодики, созданный Дебюсси совершенно оригинален: в ней гибкая система
вариантов основной интонации, как бы переливающихся один в другой преобладает
над ясностью рисунка, изменчивость - над устойчивостью. Важнейшие качества
тем Дебюсси - хрупкость, капризность, затушеванность контуров, что отвечает
задачам выражения изменчивых настроений, ускользающих оттенков эмоций
("Паруса", "Шаги на снегу"). Лучшие страницы музыки Дебюсси покаряют
непрерывностью и плавностью мелодического потока, хотя внутреннее строение
отличается "микровыразительностью" (определение Мазеля) (цит. по 9,с. ). В
противовес этому для
Равеля мелодия была ведущим фактором мышления. Уже в сочинениях 20-х годов
протяженная мелодическая линия все чаще приходит на смену прежней игре
коротких мотивов. Это можно наблюдать в начальнойтеме трио, главной партии
скрипичной сонаты, в теме медленной части концерта соль мажор, начальной теме
"Балеро".
ПРИМЕР N 4
В основу "Балеро" легла яркая, оригинальная тема, сочетающая в себе
неповторимо индивидуальный колорит, мелодическую пластику и красоту с
характерными чертами испанского народного танца. Особое выразительное
значение имеет метроритмическая сторона. Все время смещаемые акценты и
синкопированные остановки на разных долях такта придают теме большую гибкость
и внутреннюю непрерывную устремленность. В ладовой организации привлекает
внимание "белая" До мажорная диатоника, подчеркивающая особую ясность,
первозданность звучания квази-народного напева.
В других произведениях Равель в мелодии избегает вводнотоновости (Павана,
Картет, Сонатина, "Игра воды"). Корни ее секундово-квартового,
пентатонического строения уходят в архаичные пласты народной песни.
В отдельных сочинениях Дебюсси обнаруживает стремление к четкой и
строгой _ритмической . организации путем многократного повторения некоего
ритмического "ядра" на протяжении всего произведения или его
раздела.(Прелюдия из цикла "Для фортепиано", "Сады под дождем", "Вечер в
Гренаде", "Ворота Амгамбры", где ритм хабанеры является "стержнем" всего
сочинения, "Кукольный кэк-уок",основанный на характерном для этого
танцевального жанраритме ). В сочинениях с народно-жанровым тематизмом
композитор охотно применяет импульсивные регулярные ритмы (хабанеры,
тарантеллы, кэк-уока, мартамествия), и непрерывно подхлестывающие
остинатные движения. Помимо уже названных произведений, ярки-
ми примерами подобного рода являются крайние разделы "Празднеств", "Холмы
Анакапри", "Шествие из "Маленькой сюиты" для фортепиано.
ПРИМЕР N 5
В других случаях ритмика Дебюсси зыбка и неопределенна, она богата
ньюансами, поэтическими капризами оттенков, стремлением преодолеть власть
тактовой черты, темповой свободы:
ПРИМЕР N 6
Ритмику Равеля отличают четкость, строгость и "классичность". Так, Трио
пронизано характерной ритмикои баскских народных танцев ритм первой
части, 8/8 отчетливо членится на 3/8, 2/8 и 3/8, придавая музыкальной ткани
гибкость и особую "эластичность", в финале используются прихотливо
чередующиеся нечетные ритмы 5/4 и 7/4. В "Хабанере"из "Испанской рапсодии"
ритмический лейтмотив проходит через всю пьесу. В "Болеро" ритмическая фигура
является единым стержнем всего произведения и создает оригинальные
полиритмические сочетания со свободной и гибкой в ритмическом отношении
темой.
В области _гармонии . никому до Дебюсси не удавалось в такой мере
выделить "цвет" и "вкус" разнообразных ладовых структур и гармоничес-
ких комплексов. "Принцип гармонического мышления Дебюсси - чередование
или контрастирование гармоний согласно свойствам их "тусклости" или
"яркости", гулкости или звонкости, "терпкости" или "сладости","сочности" или
"сухости". Именно так сопоставлял он и гармонические комплексы (например,
мажорные и увеличенные трезвучия) и целые гармонически ладовые системы
(целотоновость и пентатонику)... Между устоями тоники, субдоминанты и
доминанты Дебюсси вклинил столько переходов и переливов, что нейтрализовал
и растворил их. В итоге все стало тоникой, но имеющее бесконечное число
более ясных и более смутных вариантов"(17, с.225). Эта цитата, на наш
взгляд, очень точно характеризует сферу гармонии Дебюсси.
Интересно, что в ряде его произведении с темой-мелодией теснейшим образом
взаимодействует гармония, в некоторых эпизодах приобретая ведущее значение.
Например в прелюдии к "Послеполуденному отдыху фавна" показ богатейших
возможностей колористической трактовки гармонии становится основным
способом развития темы (использование разнообразных последовательностей
септаккордов и нонаккордов, сочетание хроматики и диатоники. Живописная
атмосфера в подобных произведениях воссоздается
красочными сочетаниями темброво-гармонических созвучии, в которых аккорд
усложняется до восьмизвучия введением необычайных ладовых образований,
параллелизмов, вторгающихся "случайных" нот. Все это приводит к
многоплановости музыкальной фактуры.
ПРИМЕР N 7
Приведенный фрагмент явно свидетельствует о тонкости, изысканности
гармонического мышления Дебюсси. Обращает на себя внимательность
тщательность голосоведения, благодаря которому музыкальная ткань становится
прозрачной и ясной даже там, где сталкиваются резко диссонирующие звучания.
Сочинения Равеля приковывают к себе внимание часто благодаря исключительному
богатству, настоящей роскоши гармонической палитры. Композитор мастерски
подбирает нужные ему краски - порой ослепительно яркие, солнечные
("Альборада"), чаще теневые, сумеречные, приглушенные ("Долина звонов",
"Печальные птицы"). В некоторых сочинениях именно гармониявыделяется как
главное средство музыкальной выразительности. Так, в Первой части
"Испанской рапсодии" - "Прелюдии ночи" основную роль играет не тема -
мелодия, гармонический комплекс: "капельки" секунд у флейт, кларнетов и
арф на фоне остинатной,"застывшей" последовательности у скрипок и альтов:
ПРИМЕР N 8.
Оригинальна контрапунктическая техника сочетания консонансов и
диссонансов, приемы параллелизмов интервалов и аккордов, "утолщение"
мелодической линии в пьесе "Виселица". В целом в области гармонии Равель
является одним из крупнейших новаторов XX века. Композитор сам иногда
определяет свои художественные задачи как поиски нового в гармоническом
языке. Так, например, произошло в случае с пьесами цикла "Отражения". В
"Автобиографии" Равель пишет: "Отражения" представляют собой цикл пьес,
намечающих в моем гармоническом развитии довольно значительные изменения"
(цит. по 33, с.29). Максимально расширяя существовавшие представления о
гармонии, композитор, однако, никогда не разрушал естественных основ
музыкальной речи. Богатым, изысканно расцвеченным гармониям Равеля всегда
свойственна функциональная определенность, ясность функциональных связей.
Клод Дебюсси и Морис Равель - наиболее яркие представители импрессионизма
в музыке. Их тверческая деятельность в течение двух десятков лет протекала
параллельно, поэтому в композиторских стилях Дебюсси и Равеля есть общее:
опора на французские народные традиции, интерес к современной им литературе и
живописи, круг образов, изысканность музыкального языка. Хотя творческие
пути Дебюсси и Равеля пересекались, они во многом оставались непохожи,
прежде всего в отношении к классическим традициям. Различия видны также при
рассмотрении таких средств музыкальной выразительности как форма, мелодия,
ритм, гармония. Но на определенном отрезке времени и Дебюсси и Равель
стремились к единой цели - передать мимолетные ощущения, чувства, образы.
Поэтому обоих композиторов относят к одному направлению - импрессионизму.
ГЛАВА II. Детская фортепианная музыка импрессионистов
в практике музыкального образования.
1. ОБЗОР УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ.
Эта глава посвящена рассмотрению места сочинений композиторов -
импрессионистов в трех программах по музыке, по которым в настоящее время
проводятся занятия в школах. Это программы следующих авторов:
Н.А.Терентьевой, Ю.Б.Алиева и Д.Б.Кабалевского. У каждого из них свои подход
к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки:
- с какои музыкой импрессионистов следует знакомить детей (музыкальный
материал),
- как это делать (метды),
- когда (тематика и возраст детей).
Мы постарались максимально подробно разобраться в этих вопросах и в опоре на
них выстроить обзор программ.
Программа "Музыка" Н.А.Терентьевой.
Н.А.Терентьева в программе "Музыка" (музыкально-эстетическое воспитание I -
IV классы. М.: Просвещение, 1994 г.) акцентирует актуальность идеи
комплексного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию детей.
Формирование и воспитание эстетического чувства у младших школьников
осуществляется при знакомстве и овладении основами трех видов искусств -
музыки, живописи, литературы (с фрагментарным подключением театра, кино,
архитектуры). При этом стержневым видом искусства в данной программе является
музыка. В отборемузыкального материала автор не обходит вниманием и
творчество композиторов-импрессионистов. Обращение к нему не слечайно,
т.к. музыка импрессионистов предполагает рассмотрение во взаимосвязи с
другими видами искусств.
Так, занятие по теме "Поет зима, аукает" (2 класс) в качестве музыки для
слушания предлагается пьеса "Снег танцует" из цикла "Детский уголок"
К.Дебюсси. Для большей глубины восприятия музыки детям предлагается
прослушать стихотворение Е.Трутневой "Зима". Цель урока - осмысление
понятия "образ". Поэтому после звучания музыки и стихов учитель задает
следующий круг вопросов:
1. Какои образ возник перед вами при прослушивании музыкального и
поэтического произведений?
2. Что является отличительной чертой художественного образа?
3. Что общего между образами, воплощенными в пьесе К.Дебюси и сти-
хотворении Е.Трутневой?
4. Вчем различие между ними?
После дети получают задание красками нарисовать свои впечатления,
сымпровизировать движение под музыку К.Дебюсси.
В урок по теме "Музыка леса" (2 класс) включен фрагмент из балета "Дафнис и
Хлоя" М.Равеля, ("Восход солнца"). Учитель предлагает детям совершить
мысленную прогулку по лесу, полюбоваться его красочными картинами, услышать
лесные голоса. Основная цель вызвать в сознании у ребенка мысль о том, что
человек, способный проникнуться чудесным миром природы, несомненно будет
заботиться и оберегать ее, восхищаться ею. Учитель просит ответить на
вопрос: какое настроение, чувство пробуждает в вас прозвучавшая музыка? К
постижению образа этого сочинения следует подвести учащихся через анализ
средств музыкальной выразительности, в частности, отметить своеобразные
изгибы мелодической линии, обратить внимание на музыкальные инструменты,
использованные Равелем. После анализа музыкально-выразительных средств
эпизода "Восход солнца" педагог просит рассказать о том, что происходит с
природой в утренние часы.Для усиления выразительности красочной звуковой
картины просыпающейся природы в произведении М.Равеля, Н.А.Терентьева
использует стихотворение С.Есенина "Синий май.Заревая теплынь." Далее
следует сравнение изображения звуками картины утреннего леса в музыке
"Восход солнца" М.Равеля и к увертюре к опере "Вильгельм Телль"
Дж.Россини. Выявляются общие моменты - спокойное, слегка покачивающееся
движение музыки, ассоциирующееся с дуновением ветра, усиление динамики,
обогащение звучности за счет включения новых инструментов, напоминающее
пробуждение птиц и зверей. Интересно следующее после этого задание
красками на листе бумаги изобразить оттенки настроения, передать
эмоциональные впечатления от прослушанной музыки, показать смену характера
состояния.
К сожалению этим произведениями ограничивается обращение автора к творчесту
К.Дебюсси и М.Равеля: в последующих 3 - 4 классах музыка импрессионистов
не используется. Вероятно, ограничение это Н.А.Терентьевой сделано
сознательно. Поскольку Программа расчитана на младших школьников, она не
должна быть перегружена столь сложной в плане языка музыкой (какой является
музыка импрессионистов).
Хотелось бы отметить, что темы "Поет зима, аукает" и "Музыка леса" очень
органично вплетают в себя произведения импрессионистов.
Музыкальный материал, предложенный Н.А.Терентьевой вполне досту-
пен детям младшего школьного возраста. Но, на наш взгляд, не стоит
сравнивать музыку Дж.Россини (Увертюра к опере "Вильгельм Телль") и
М.Равеля ("Восход солнца"), творивших в разные исторические периоды.
Для детей _младшего . школьного возраста такое сравнение очень сложная
задача. Следует отметить то, что картина просыпающегося леса в ув.
Дж.Россини - лишь фон, на котором разворачиваются сюжетные события оперы,
а у Равеля она - самоценный эпизод балета, где красочный музыкальный язык
составляет саму суть музыки. Более удачным на наш взгляд, будет сравнение
эпизода "Восхода солнца" М.Равеля с "Утром" Э.Грига из сюиты "Пер Гюнт".
Автор программы на своих уроках широко использует принцип целостности, т.к.
для детей младшего школьного возраста особенно характерно синкретическое
восприятие мира. Для более полного понимания предложенной музыки, ученикам
прослушать стихи, изобразить в красках настроения музыки, пластически
проинтонировать ее. Но стихи, предложенные Н.А.Терентьевой, а точнее их
эмоциональный строй, на наш взгляд не соответствует миру чувств той
музыки, для усиления восприятия которой они предназначены. Более удачным
было бы привлечение образов из поэзии символистов.
Программа Музыка 1 - 8 классыпод ред.
Ю.Б.Алиева М.: Просвещение, 1993 г.
Программа "Музыка" под редакцией Ю.Б.Алиева предусматривает начало
знакомства детей с музыкой импрессионистов уже во 2-м классе. В контексте
темы года "Выразительные возможности музыки" во II-ой четверти (тема
"Музыка выразительная") автор предлагает в качестве материала для слушания
фортепианную миниатюру К.Дебюсси "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", а в
III-й четверти (тема "Кто исполняет музыку") - пьесу для флейты соло
"Сиринкс" того же автора. Достоточно раннее приобщение детей к музыке
импрессионистов (в частности К.Дебюсси) выглядит вполне логичным в цвете
центральной идеи Программы - постепенное постижение учениками характерных
особенностей историко-художественных направлений в музыке (в том числе
импрессионизма). Но как нам кажется предложенная музыка несколько сложна для
детского восприятия (в особенности это касается пьесы для флейты соло
"Сиринкс") и на начальном этапе знакомства с импрессионизмом целесообразнее
использовать более доступные сочинения. Таковыми вполне могли бы быть
произведения К.Дебюсси и М.Равеля, адресованные детской аудитории.
Следующее соприкосновение с творчеством К.Дебюсси возникает во II-ой
четверти 3 класса. Тема этой четверти - "Симфоническая музыка.
Симфонический оркестр, группы его инструментов". Для прослушивания вновь
предлагается "Лунный свет" К.Дебюсси, но уже в переложении для арфы. И
здесь нам кажется удачным момент обращения к знакомой музыке, звучащей в
другом исполнении. Так же в рамках тематики II-ой четверти можно добавить
больше оркестровой музыки импрессионистов в виде фрагментов (например,
"Облака" К.Дебюсси, "Балеро" М.Равеля и др.)
В средних и старших классах центральной задачей
программы
Ю.Б.Алиева становится формирование у учащихся представлений о различных
историко-художественных стилях. После рассмотрения в 5 классе стиля русской
композиторской школы, в 6 классе учащиеся приступают к освоению понятия
музыкального стиля во всех его видах и проявлениях.
В 7 классе учащиеся получают представление о таких стилевых направлениях в
искусстве конца XIX - начало XXв.в. (и соответственно музыкальных стилей),
как импрессионизм, эксприссионизм, неоклассицизм. Среди тем I-ой четверти,
посвещенных этим направлениям встречаем тему "Импрессионизм в музыке". Она
раскрывается на примерах следующих музыкальных произведении: для слушания
- "Лунный свет" из "Бергамасской сюиты", прелюдии для фортепиано "Девушка с
волосами цвета льна" и "Сады под дождем", прелюдия "Послеполуденному отдыху
Фавна", К.Дебюсси: "Игра воды", "Красавица и чудовище" и "Волшебный сад" из
сюиты "Моя матушка гусыня", "Болеро" М.Равеля. Для пения - "Песня дитя" из
оперы "Дитя и волшебство" М.Равеля: романсы "Чудный вечер", "Рождественская
песня бездомных детей" К.Дебюсси.
Круг произведений предложенных Ю.Б.Алиевым, на наш взгляд достаточно сложен
для учеников 7 класса (особенно вокальные сочинения). Данный выбор
музыкального материала, автор программы обуславливает важностью
образовательной линии, т.к. в прямой зависимости от полученных знаний
сказывается уровень художественного вкуса подростка, его идеалы,
убеждения, эстетические потребности и творческие способности.
Хотелось бы отметить, что первоначально данная Программа была рассчитана на
10 лет обучения по 2 (два) часа в неделю, затем тот же объем материала был
"уложен" в 8 лет по одному часу в неделю. Следовательно к импрессионизму
ребята бы обращались в 9 - 10 классах, и при занятиях музыкой 2 часа в
неделю знакомство с кругом музыкальных произведений, определенных
Ю.Б.Алиевым, было бы вполне продуктивным. Но ввиду ограниченного количества
часов и сравнительно небольшого возраста учеников следовало бы несколько
изменить выбор предлагаемых для изучения произведении и выгодно дополнить
его детской музыкой К.Дебюсси и М.Равеля. Нам кажется, что вокальные
сочинения импрессионистов можно оставить в стороне, как и прелюдию к
"Послеполуденому отдыху Фавна" К.Дебюсси и "Игру воды" М.Равеля, т.к. в
этих произведениях музыкальный язык очень сложен, и ученикам будет трудно
понять и принять его.
Автор Программы не останавливается на методах подачи материала, целиком
полагаясь на творческии подход учителем музыки.
Следует отметить, что тема "О стилях в музыке" впервые вводится в школьную
программу. И еще один положительный момент - привлечение промизведении
К.Дебюсси на уроках музыки в начальной школе, что будет способствовать
постепенному овладеванию основами столь сложного направления как
импрессионизм.
Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для обще образовательной школы. М.:
Просвещение, 1983г.
В _Программе по музыке . для общеобразовательных школ _Д.Б.Кабалевс _кии
. на произведениях импрессионистов специально не останавливается. Он включает
их в качестве музыкальных примеров в темы общего характера.
Так, в IV-ой четверти 4 класса (тема "Можем ли мы услышать живопись?") в
качестве музыки для слушания предлагается "Хабанера" из "Испанской рапсодии"
М.Равеля. Д.Б. Кабалевскии делает акцент на слуховом анализе тембрового
оформления основной. Это вполне закономерно, поскольку импрессионистам
своиственно подчеркнутое внимание к тембровым краскам. Многие произведения
К.Дебюсси и М.Равеля воспринимаются как живописные звуковые картины. В
"Хабанере" автор Программы советует педагогу обратить внимание ребят на
необычно мягкое, нежное звучание трубы. Все дети знают трубу как
воинственный, боевой, призывный инструмент и открытие ими новых звуковых
качеств хорошо известного музыкального инструмента способствует возрастанию
интереса, как к тембру самого инструмента, так и к музыке, которую он
исполняет. В данном случае не секрет, что богатство возможностей разных
инструментов оркестра нередко "выпадает" из поля зрения детей, и знакомство
с музыкой импрессионистов - чрезвычайно благодатный материал для восполнения
подобных потерь.
Как произведение для слушанья используется один из симфонических ноктюрнов
К.Дебюсси - "Праздненства" (4 класс, IV четверть). По мысли
Д.Б.Кабалевского, музыка "Праздненств" должна "вызывать яркие зрительные
образы - картины народного гуляния" (прогр. К. с.37). Но в данном случае
авторская программа К.Дебюсси, от которой явно отталкивался в постановке
своей педагогической задачи Д.Б.Кабалевскии, не только не проясняя ситуацию
содержания в музыке , а на оборот - усложняет ее. По словам композитора,
"Праздненства" запечатлели воспоминания о народных ночных гуляниях в
Булонском лесу в виде "ослепительных и химерических видении" (цит. по 9,
с.76). Нам думается судить о таких образах школьникам чрезвычайно трудно.
Это касается и возникновения у них зрительных ассоциации ночного народного
праздника во Франции, для чего нужно быть осведомленными о культуре этой
страны. На наш взгляд неподготовленным слушателям, какими являются
ученики ... класса, достаточно сложно адекватно воспринять ярко-
импрессионистическое произведение. Для этого требуется богатый опыт общения
с импрессионистами.
Без подготовительного этапа совершенно невозможно постижение такого
сложного произведения как "Болеро" М.Равеля. Оно фигурирует в качестве
музыки для слушания на уроках I-ой четверти в 6 классе (тема "Музыкальный
образ"). Д.Б.Кабалевскии видит задачу педагога в том, чтобы помочь детям
воспринять это произведение как единый, развивающийся образ танца. По
нашему мнению, такая задача может быть успешно
решена при следующих условиях: _во-первых ., при наличии положительного
опыта предыдущего общения учеников с крупными, масштабными произведениями
_во-вторых ., при умении учащихся не только различать тембры музыкальных
инструментов, но и слышать тембровое развитие симфонической партитуры,
_наконец ., важна способность педагога увлечь детей, повести их за собой.
В предварительных замечаниях автор говорит, что одной из задач учителя на
уроках музыки является воспитание у учеников чувства стиля, которое
формируется в результате накопления музыкального опыта. Но тот опыт, который
приобретают учащиеся, обратившись к музыке К.Дебюсси и М.Равеля, очень мал
для достижения поставленной цели. И сам Д.Б.Кабалевскии не отрицает
возможности расширения круга избранных им произведении.
Сочинения К.Дебюсси и М.Равеля можно очень органично включить во
многие темы, заявленные в программе.
Например, в теме "Между музыкой разных народов мира нет непереходимых
границ" можно использовать любую часть из "Детского уголка" (в особенности
"Кукольный кэк-уол"), или "Моей матушки гусыни".
В 4 классе в каждой четверти также возможно обращение к музыке
импрессионистов - в темах "Что стало бы с музыкой, если бы не было
литературы" ("Моя матушка гусыня") и "Можем ли мы увидеть музыку и услышать
живопись?" (Здесь нужно включать произведения более показательные
в плане импрессионистического стиля: "Облака", "Паруса", "Затонувшии собор"
К.Дебюсси с привлечением репродукции живописцев Э.Моне, Э.Дега, О.Ренуара).
В теме "Музыкальный образ" сочинений импрессионистов могут быть
представлены в различных вариантах. Предлагается как обращение к уже
знакомым ("Маленькии пастух" К.Дебюсси, "Разговор Красавицы и Чудовища",
"Мальчик с пальчик", "Принцесса дурнушка" М.Равеля) так и к незвучавшим
ранее произведениям "Девушка с волосами цвета льна", Прелюдия
к "Послеполуденному отдыху Фавна" К.Дебюсси, "Уиндина" М.Равеля)
Мы предлагаем включить произведения импрессионистов и в 8 класс в
тему "Что значит современность в музыке". Здесь лучше привлекать сочинения,
в которых претворяются элементы современного музыкального языка
- в частности, джаза ("Кукольный кэк-уок", "Генерал Лявин - эксцентрик",
"Менестрели" К.Дебюсси).
В своей Программе Д.Б.Кабалевскии ограничивается очень узким кругом
произведении импрессионистов: "Праздненства" К.Дебюсси, "Хабанера" и "Болеро"
М.Равеля. К тому же, если учитывать сложность выразительных средств в этих
произведениях, то вероятность их полноценного восприятия детьми очень мала.
Нам видятся по крайней мере два пути решения этой проблемы:
1)систематическое обращение к сочинениям импрессионистов по принципу "от
простого к сложному", прдводящее к пониманию многокрасочных, насыщенных
звучании и выстроенной совершенно по-особому логики развития образов в
"Праздненствах", "Болеро" и др. подобным им крупных оркестровых
произведении, 2)при отсутствии первой возможности вероятно необходима замена
столь сложных образов музыкального импрессионизма на более доступные для
восприятия школьниками (как по тематике, так и по композиторскому языку).
Анализ тематического плана Программы убедил нас, что некоторые из тем очень
органично могут включать в себя произведения К.Дебюсси и М.Равеля.В целом
Программа Д.Б.Кабалевского дает весьма широкие возможности привлечения
сочинений импрессионистов на уроках музыки в школе.
Подробно проанализировав программы Н.А.Терентьевой ,
Ю.Б,Алиева,Д.Б.Кабалевского, мы убедились, что у каждого из них свой подход
к использованию импрессионистических сочинений на уроках музыки.
Н.А.Терентьева в Программе музыкально-эстетическое воспитание уже
во втором классе включает в уроки музыку К.Дебюсси и М.Равеля,привлекая на
помощь другие виды искусств.Темы уроков очень органично включают в себя
предложенные автором произведения.
Ю.Б.Алиев в своей Программе знакомство с музыкой импрессионистов
осуществляет в 7 классе в контексте изучения стилей и художественных
направлений.Он предлагает произведения не только для слушания, но и для
пения.
Сочинения композиторов-импрессионистов включены и в Программу
Д.Б.Кабалевского.Он привлекает их в качестве материала для слушания.
Мы предложили некоторые варианты дополнений проанализированных
программ,которые заключаются в более раннем обращении к сочинениям
К.Дебюсси и М.Равеля,в расширении репертуара засчет детской фортепианной
музыки этих авторов и последовательном изучении импрессионистических
сочинений.
АНАЛИЗ ДЕТСКИХ ФОРТЕПИАННЫХ ЦИКЛОВ
К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.
К.Дебюсси и М.Равель - самые яркие представители импрессионизма в
музыке.Творчество этих композиторов включает большой круг разножанровых
произведений, предназначенных для разных исполнительских
составов.Музыкальный язык импрессионистов яркий,насыщенный,но очень
сложный.Мы решили,что лучше осуществить знакомство школьников с музыкой
импрессионистов на примере фортепианных сочинений для детей:"Детский уголок"
К.Дебюсси и "Моя матушка-гусыня" М.Равеля,поскольку в них музыкальный язык
достаточно упрощен.И даже один из авторов (М.Равель) говорил, что "намерение
воспризвести в этих пьесах поэзию детства привело ... к упрощению моего
стиля и очищению моего почерка".(цит.по 21,
с.84).Хотя мы не исключаем возможности использования других сочинений этих
композиторов (как целиком,так и в виде фрагментов).Предлагаемый материал
может служить пособием для учителя музыки,желающего познакомить учеников с
детскими фортепианными сочинениями импрессионистов.
В 1908 году К.Дебюсси написал цикл из 6 пьес для фортепиано под названием
"Детский уголок".Это произведение он посвятил своей горячо любимой дочери
Эмме :"моей дорогой маленькой Шушу с нежными извинениями отца за то, что
последует".Все пьесы "Доктор Gradus ad Parnassum","Колыбельная
Джимбо","Серенада кукле","Снег танцует","Маленький пастух","Кукольный кэк-
уок" - это небольшие зарисовки, в которых композитор мастерски создал
образы и картины детства.
В "Детском уголке" К.Дебюсси обратился к форме сюиты,возрожденной
композиторами-романтиками.Новая "романтическая" сюита существенно
отличалась от старинной своим содержанием и композиционными чертами.В
сочинении композитора-импрессиониста находим такие ее принципы,как:
а) стремление к конкретности музыкальных образов,к программности,которое
проявляется у К.Дебюсси в названии не только цикла,но и каждой миниатюры;
б) свободное тональное сопоставление частей:все пьесы написаны в разных
тональнастях(C dur, B dur, E dur, d moll, A dur, Es dur),с явным
преобладанием мажорного лада.Сочетание мажорных тональностей с оживленными
темпами не случайно - оно явно отражает
жизнерадостность,любознательнось,подвижность,свойственные поведению детей.С
этим связано и достаточно жанровое разнообразие пьес (среди них есть
жанровые сценки-"Серенада кукле","Кукольный кэк-уок","Колыбельная
Джимбо";портретные зарисовки-"Маленький пастух";волшебный пейзаж,
рожденный детской фантазией-"Снег танцует").
Одной из характерных черт сочинения стала его юмористическая
окраска.Музыковед Н.Копчевский пишет, что тонкий авторский "юмор заключен
уже в английских заголовках сюиты и ее частей - это как бы шутливое
обращение отца к ребенку, который воспитывается под руководством английской
"мисс""(15,с.171).Юмористическое настроение создает пародирование этюдов
М.Клементи (сборник "Gradus ad Parnassum"-"Путь к Парнасу") и известной
музыки Р.Вагнера ("Тристан и Изольда").Переосмысление тем и музыкальных
образов этих сочинений ярко проявилось в первой и последней пьесах цикла.
Фортепианная сюита К.Дебюсси "Детский уголок" - призведение,в котором
воплощен наивный и мудрый, сказочный и реальный, забавный и грустный, а
целом чудесный и добрый мир детства.И хотя сочинение было создано в начале
века, главные герои сюиты - кукла, игрушечный слон, пастушок - любимы,
близки и понятны современным детям.
Первая пьеса цикла называется "Доктор Gradus ad Parnassum". Ее заглавие
связано со знаменитым циклом этюдов М.Клементи.Систематические упражнения в
технике игры на фортепиано, предлагаемые М.Клементи в виде этюдов - один
из путей, постепенно приближающих юного пианиста к вершинам исполнительского
мастерства.Сочинение же К.Дебюсси "Доктор Gradus ad Parnassum"
охарактеризована самим автором как "род гигиенической и прогрессивной
гимнастики, следовательно подобает играть эту пьесу каждое утро натощак,
начиная умеренно, чтобы закончить оживленно"(цит.по 17,с.68).В словах
композитора звучит тонкая ирония в адрес всевозможных технических
упражнений.Ее подчеркивают авторская ремарка "ровно и без сухости",мягкость
фигураций, созвучия, насыщенные секундовыми сочетаниями.Фактура основана на
ровном и непрерывном движении шестнадцатых, прекращающемся ненадолго - в
центральном эпизоде, где композитор изображает рассеянность ученика:
ПРИМЕР N 9.
Живому непосредственному развитию художественного образа способствует отказ
композитора от схемаичных, квадратных структур, столь свойственных этюду.
Иронизируя таким образом над инструктивным жанром, Дебюсси одновременно
значительно опоэтизировал его.
"Колыбельная Джимбо" (так звали игрушечного слона Шушу) рождает в нашем
представлении образ неуклюжего, немного тяжеловесного существа, вызывающего
однако, самые добрые чувства. Жанр колыбельной как нельзя лучше помогает
показать образ с легким оттенком юмора. Ведь звучание колыбельной чаще всего
ассоциируется с чем то маленьким, беззащитным и нежным. У Дебюсси же этот
жанр характеризует пусть и игрушечного, но всетаки слона. Отсюда - и
нетипичное для колыбельной использование на протяжении всей пьессы низкого
регистра, и нетрадиционный для колыбельной аккомпанемент в виде
чередующихся больших секунд. Тяжеловесная, несколько угловатая мелодия
колыбельной построена по звукам пентатонического звукоряда, что придает
музыке некоторый восточный колорит:
ПРИМЕР N 10
Основным,"строительным" материалом пьесы являются секунды, которые то
"колышутся", то "топчутся" на месте, образуя вместе с сопровождением
целотоновое звучание. Использование столь необычных выразительных средств -
одно из проявлении связей Дебюсси с русской музыкой. Вчастности, можно
провести аналогию с романсом А.П.Бородина "Спящая княжна", в котором
композитор широко применил целотоновые последования, мерцающие секунды в
сопровождении и пентатоническое строение мелодии.
Развитие материала в "Колыбельной Джимбо" осуществляется по сквозному
принципу: каждое новое мелодическое образование подготавливается
предшествующим и появляется незаметно. В целом эта пьеса богата тонкими
оттенками настроения, очень живописна по колориту и пленяет удивительно
мастерским использованием скромной палитры выразительных средств.
Очень изящна и грациозна третья часть сюиты - "Серенада кукле". На ее
жанровую принадлежность указывает уже само название. Как известно, серенада
приветственная или любовная песня, исполняемая под окном возлюбленой.
Главные признаки жанра - плавная, выразительная мелодия и аккомпонимент,
подражающии звучанию гитары или мандолины.
В "Детском уголке" героиней серенады, Дебюсси сделал куклу, поэтому
перечисленные жанровые признаки заключают в себе нечто игрушечное. Уже
первая авторская ремарка, предписывающая исполнять всю пьесу на левой педали
подчеркивает прозрачность и некоторую иллюзорность звучания музыки. Весь
комплекс музыкально-выразительных средств харак-
теризует "кукольное" звучание серенады: облегченная фактура, забавная
"прыгающая" мелодия, построенная на широких интервалах и предворяемая
форшлагом, своеобразная гармония, в которой выделяется звучание пустых кварт
и квинт, внезапные динамические контрасты, резкие смены главного и
отрывистого движения:
ПРИМЕР N 11.
В "Серенаде кукле" особенно наглядно проявилось умение композитора выводить
один мотив из другого, благодаря чему получается что, вся ткань как бы
соткана из материала единого происхождения. Впечатления от поэтичной
миниатюры Дебюсси очень точно сформировал И.И.Мартынов: "В этой, казалось
бы, непритязательной детской пьесе композитор достигает изысканности стиля,
Страницы: 1, 2, 3
|