Рефераты

Диплом: Возможности использования детских фортепианных сочинений К. Дебюсси и М. Равеля на уроках музыки в общеобразовательной школе

создавая очаровательную картинку, вводящую в мир ребенка, увлеченно

играющего с куклой. Здесь нет искусственности, подделки под детскую

психологию, есть настоящая музыка для маленьких слушателей, равно интересная

и для взрослых".(20, с.218).

Словно тонкой акварельной кистью написана четвертая пьеса цикла "Снег

танцует". Круг родственных ей образов позже еще детализированнее будет

воплощен в прелюдии "Шаги на снегу". Однако и здесь Дебюсси дос­тигает

необычайной колористичности звучания и яркой образной вырази­тельности.

Пьеса "Снег танцует" выделяется из всех частей сюиты своей

импрессионистической окраской. Она не просто пейзаж, картинка природы.

Однообразно падающии снег вызывает у человека чувство грусти и

собс­твенного одиночества. В музыке эти настроения переданы монотонностью

движения, единообразия фигурального рисунка, служащего живописным то­ном для

выразительных мелодических построении.

ПРИМЕР N 12.

Для пьесы "Снег танцует" Дебюсси избрал жанр токкаты. (К нему он

неоднократно обращался в своем фортепианном творчестве: Токката из

сборника "Для фортепиано", пьеса "Движение" из I-й тетрады "Образов", "Сады

под дождем" из "Эстампо"). В основе токкаты лежит характерный

исполнительскии прием - быстрое чередование обеих рук, которое создает

ощущение моторности, непрерывности течения музыки. В данном же сочине­нии

токкатный жанр отличен фактурным многообразием, очень интересным

гармоническим языком, благодаря которому создается особый колорит

не­устойчивости, недосказанности и зыбкости. Дебюсси обращается к

верту­ознному не ради решения технических задач. Его импрессионистическая

токката примечательна прежде всего своим необычным образным содержани­ем,

которое позволяет отнести "Снег танцует" к наиболее интересным и

новаторским страницам "Детского уголка".

Большой поэтичностью и теплотой чарует пьеса "Маленькии пастух". В ней

композитор воспроизводит звучание свирельных наигрышей, но сооб­щает им

большую реальность и эмоциональную насыщенность по сравнению наприме, с

оркестровой Прелюдией к "Послеполуденному отдыху Фавна". В основе пьесы -

два тематических элемента, имитирующих наигрыши малень­кого пастуха:

созерцательно-печальный и хороводно-танцевальный. Нес­мотря на различие

характера, оба напева имеют общие черты: выделение звучания тритона,

причудливый и капризный ритмическии рисунок, которо­му триоли придают

ощущение свободы и непренужденности. Можно отметить

интонационные связи наигрышей с музыкальными темами более ранних _про­

_изведении Дебюсси .: первый наигрыш близок флейтовому лейтмотиву Фавна

(Прелюдия к "Послеполуденному отдыху Фавна"), а также основной теме

Сиринкс "пьеса для флейты соло "Сиринкс").

ПРИМЕРЫ N 13, 14.

Один из вариантов второго наигрыша обнаруживает сходство с глав-

ной темой фортепианнои пьесы "Остров радости".

ПРИМЕРЫ N 15, 16.

Однако при интонационном родстве тематизма "Маленького пастуха" с

приведенными сочинениями образная сфера пьесы достаточно сильно отли­чается

от светлых пейзажей оркестровей прелюдии и "Острова радости". Музыка носит

здесь серьезный характер, навевает мысли о затерянности маленького человека

в огромном мире. Такой оттенок образного содержа­ния явно выделяет

"Маленького пастуха" среди остальных пьес сюиты как лирическое отступление

перед последней частью цикла.

ЕЙ является "Goll:wogg,s cake walk". Заключительный номер имеет весьма

оригинальный заголовок - "Кэк-уок Голливога". Голливог - кукла - негритенок

с черными, торчащими во все стороны волосами, а также од­но из прозвищ

"комедииного" негра в менестрельных представлениях. Кэк-уок (что дословно

означает "шествие за пирожным") - бытовой амери­канскии танец, обращение к

которому отражает огромный интерес Дебюсси к зарождавшемуся искусству джаза.

Ксикопированным ритмам Дебюсси обра­щается позднее: в пьесе "Маленькии

негритенок", в прелюдии "Генерал Лавин-эксцентрик", в марше английского

солдата из первои картины бале­та "Ящик с игрушками". В "Кукольной кэк-

уоке" композитор использовал наиболее яркие признаки этого жанра - четкую,

механистически точную ритмику с синкопами, острые секундовые звучания в

аккордах, резко контрастную динамику. Ироническии контекст последней пьесы

сюиты выра­зился в том, что Дебюсси ввел в ее среднюю часть знаменитый

"мотив томления" из "Тристана и Изольды" Р.Вагнера. Ставшии в свое время

сво­еобразным лозунгом вагнеристов, у Дебюсси он звучит как остроумная

шутка. Мотив из "Тристана", сопровождаемый ремаркой "с большим чувс­твом",

появляется в окружении аккордов, имитирующих смех:

ПРИМЕР N 17.

Эта пьеса чрезвычайно привлекает своим современным звучанием.

В год создания Дебюсси "Детского уголка" М.Равель написал прелест­ную серию

музыкальных "иллюстрации" к сказкам под названиям "Моя ма­тушка - гусыня".

Равель страстно любил детей. Никогда не зная отцовс­тва, он всю силу своей

нерастраченной любви перенес на маленьких Жана и Мими Годебских - детей его

давних приятелей. Для них и было сочинено это произведение, причем сперва

предполагалось, что "маленькие друзья композитора" станут первыми

исполнителями на публичном концерте.(Но дети были очень застенчивы, и

пьесы были сыграны маленькими пианистка­ми - Женевьевой Дюрок и Жанной Лёле).

Работая над циклом "Моя матушка - гусыня", Равель писал:"мое на­мерение

воспроизвести в этих пьесах поэзию детства, естественно, при­вело меня к

очищению моего почерка".(цит. по 21,с.84). Равель поясняет форму каждой из

пьес, используя двух- и трехчастные схемы. При доста­точно развитой мелодии

на страницах "Моей матушки - гусыни" нет ни ос­лепительных пассажей, ни

сложных для исполнения аккордовых массивов ­фактура здесь прозрачна и легка.

Экономичность в пользовании вырази­тельными средствами говорит о желании

композитора достичь простоты и безискусстности повествования. В тоже время

остается сложным гармони­ческии язык, богатый динамическими ньюансами,

передающие тонкие звуко­вые градации.

Обращает на себя внимание весьма необычное название цикла проис­ходит оно от

имени персонажа французского фольклора, старой сказочницы - Матушки - гусыни.

Часто ее образ связывают с королевой Педок, кото­рая изображалась с

перепончатыми лапами. Да и само ее имя - Педок ­означает "гусиная кожа".

Сказки Матушки - гусыни вошли во французскую литературу с незапамятных

времен. В XVII веке Ш.Перро так назвал "Сказками Матушки - гусыни" свой

знаменитый сборник сказок, основанный на народных преданиях. М.Равель, очень

любившии литературу и искусство XVII - XVIII веков, в 1908г., написал

фортепианные пьесы на сюжеты Ш.Перро (чей сборник определил название

цикла) и других французских писателей - сказочников тех времен. Перед пьесами

NN 2,3,4 Равель, ис­пользовал в качестве эпиграфа Ш.Перро, М.К.д"Онуа и Л.де

Бомон для об­легчения восприяти музыки детьми. Все пьесы - "Павана спящей

красави­цы", "Принцеса - дурнушка", "Красавица и Чудовище", "Мальчик - с

­пальчик" и "Сказочный сад" - картины, просты по фактуре и содержат

ин­тереснейшие музыкальные находки.

Первая пьеса называется "Павана спящей красавицы". Павана - это церемонный

танец XVI - начала XVII вв.; под медленную музыку которого шествовали

кавалеры и дамы в пышных нарядах. Еще в старые времена та­нец покинул балы

и "поселился" в старинных танцевальных сюитах.(Они назывались танцевальными,

хотя были предназначены просто для слуша­ния). Равель впервые обратился к

этому танцу в 1899 году в произведе­нии "Павана на смерть инфанты" ставшей

одной из популярнейших фортепи­анных пьес Равеля. Ее исполнение вполне

доступно не только искушенным пианистам, но и любителям. Пьеса привлекает

благородным сдержанным ли­ризмом. Она пленяет прежде всего своей мелодией -

ясно диатонической, уходящей корнями во французскую народную (бретонскую)

музыку песен­ность. Тема изложена в среднем регистре - регистре

человеческого голо­са, овеяна его дыханием и эмоциональным теплом. Ее

напевность оттеняет аккомпонемент, воспроизводящии тихое и мягкое звучание

лютны. В каданс Равель вплетает "убаюкивающие" обороты. Пьеса развертывается

как инс­трументальная поэма - сказка или легенда; в ней порывы, мечты,

возни­кающие "нездешние" видения чередуются с первоначальным образом,

прохо­дящим как некии рефрен три раза и каждый раз расцвечивающимся новыми

фактурными и гармоническими красками.

"Павана спящей красавицы" из "Моей матушки - гусыни" еще одно чу­до

лирической простоты и изящества. Главное, гибкая, трогательная, чуть

грусная мелодия написана в характере колыбельной. Она лишена ук­рашении и

изложена в прозрачной фактуре. Музыка выдержана в строгом двух- и

трехголосии (за исключением тех тактов, где появляется ограни­ченный пункт).

ПРИМЕР N 18.

Пьеса "Мальчик-с-пальчик" привлекает внимание своей тонкой

звуко­изобразительностью. Мелодия выделяется вернонайденой интонацией

наив­ности персонажа сказки. Непрерывное, неспешное движение параллельными

терциями, составляющее фон, словно рассказывает о несканчаемом пути

бредущего домой мальчика-с-пальчика:

ПРИМЕР N 19.

Форшлаги в высоком регистре - изображение птиц, поедающих разбро­санные по

пути хлебные крошки (о них говорится в словесном эпиграфе). Когда мальчик-с-

пальчик не находит хлебных крошек, он в отчаянии опус­кается на колени. В

музыке это передано повторением интонации "падаю­щей" квинты. Мальчик-с-

пальчик печально удаляется - снова звучат вос­ходящие ряды терции.

Следующая пьеса - "Принцеса - дурнушка" - играет в сюите роль скерцо.

Изящная миниатюра целиком основана на той форме пентатоники, которая в

Европе считается китайскои. Начало пьесы звучит на черных клавишах:

fis,gis,ais,cis,dis, что предает марионеточность, игрушеч­ность звучанию.

Обилие диезов и высокие регистры усиливают светлый, блестящии характер

музыки:

ПРИМЕР N 20.

Пентатонические секунды создают ритмическую основу для легкой очерченой,

как бы переливчатой мелодии. Она порхает в верхнем регист­ре, иногда уступая

место перезвону колокольчиков.

Пьеса "Разговор Красавицы и Чудовища" возвращает слушателя в ли­рическую

сферу. Эта часть сюиты написана в жанре медленного грациозно­го вальса.

Изысканная, широко развернутая мелодия Красавицы сочетается с тяжеловесными,

звучащими в низком регистре репликами Чудовища.

ПРИМЕРЫ N 21, 22.

Превращение Чудовища в Прекрасного принца передано "перерождени­ем" басовых

неуклюжих ходов в красивую мелодию в верхнем регистре. В заключении пьесы

темы Красавицы и Прекрасного принца (Чудовища) слива­ются в выразительном

дуэте.

Последняя пьеса - "Волшебный сад" - спокойный четырехполосный хо-

рал. Здесь царит ясная диатоника белых клавишь. Светлый характер

гос­подствует и в коде, построенной на сопоставлении тризвучии

субдоминан­товой итонической групп, звучащих на фоне органного пункта и

глиссандо в верхнем регистре:

ПРИМЕР N 23.

Это апофиоз волшебной сказки, заканчивающейся торжеством доброго

светоносного начала.

Разнообразие тембровых и гармонических красок этой внешне скром­ной

фортепианной сюиты побудило М.Равеля к созданию ее оркестровой ре­дакции.

Один из ведущих деятелей французского музыкального театра Ж.Руше подал

композитору идею небольшого балета. Увлекшись таким пред­ложением, Равель,

сочинив дополнение к пяти пьесам цикла, написал ба­лет "Сон Флорины".

Способность проникаться сказочным духом проявилась в вокальном сочинении

"Рождественские сказки" и в опере "Дитя и волшебство". Детс­кие фортепианные

сочинения М.Равеля и К.Дебюсси - еще один пример пе­реклички двух мастеров.

Стремление раскрыть в музыке мир глазами ре­бенка привело этих композиторов

к упрощению музыкального языка, кото­рый в тоже время не утратил своей

оригинальности. Образы этих произве­дении близки и понятны детям.

Но в "Детском уголке" царит атмосфера реальности, иногда даже

современности ("Кукольный кэк-уок" один из первых отзвуков танцеваль­ных

ритмов XX века в европейской музыке). В "Моей Матушке-гусыне" ­сказки

(пьесы поражают своей простотой, соединением лукавой прелести с утонченной

необычайностью в музыке, что роднит М.Равеля со сказочника­ми прошлых веков).

К.Дебюсси и М.Равель - одни из немногих композиторов по настояще­му

понимавших детей и умевших писать для них доступным и интересным языком. В

этом отношении их можно поставить в один ряд с Шуманом иЧай­ковским.

ГЛАВА III. Некоторые результаты

самостоятельной опытной работы.

1. ЗАНЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ЗНАКОМСТВУ С ДЕТСКИМИ ФОРТЕПИАННЫМИ СОЧИНЕНИЯМИ

К.ДЕБЮССИ И М.РАВЕЛЯ.

Основой содержания данной главы является характеристика некоторых результатов

опытной работы в общеобразовательной школе N 7 г.Перми. Эта работа

проводилась в 6-7 классе. Было проведено 12 уроков.

Проанализировав самостоятельные детские музыкальные циклы К.Де-

бюсси и М.Равеля и ознакомившись с разбором их музыки в музыковедчес­кой

(специальной и популярной) литературе, а также в методических раз­работках мы

попытались использовать пьесы "Детского уголка" и "Матушки -гусыни" на уроках

музыки в качестве материала для слушания. Ведущая цель, которую мы

преследовали - в доступной для детского восприятия форме осуществить первое

знакомство школьников с музыкальным импресси­онизмом, с творческой манерой

композиторов. В связи с этим не случай­ным оказался выбор сочинений

посвященных детской тематике: она во мно­гом способствует более успешному

достяжению цели уроков. В дальнейшей работе мы попытались выйти на

обобщающую характеристику музыкального импрессионизма.

В настоящей главе мы описываем фрагменты занятий, знакомящих школьников

с музыкой К.Дебюсси и М.Равеля.

Несколько первых уроков были посвящены музыке "Детского уголка" К.Дебюсси.

В виду достаточной сложности и непривычности для школьников музыкального

языка этого произведения, основной формой работы была бе­седа. Вот один из ее

вариантов:

_Учитель . - Сегодня я хочу познакомить вас с крупнейшим композито-

ром конца XIX - начала XX вв. его имя - Клод Дебюсси. Мы обратимся к одному

из его фортепианных произведении, которое называется "Детскии уголок". Как

вы думаете, о чем может рассказать нам музыка с таким названием?

_Дети . - Об играх, детях, игрушках.

_Учитель . - Действительно, музыка расскажет нам о добром мире свет­лой

фантазии, который окружает человека в детстве.

К.Дебюсси посвятил это произведение своеи маленькой четырехлетней дочери

Эмме. В семье ее ласково называли Шушу. Девочка была очень ве­селой,

подвижной, и, не как все дети, любила играть со своими игрушка-

ми. Когда родители брали ее с собой в цирк или маленькии кукольный те­атр,

Шушу хохотала от забавных гримасс кукол и клоунов, танцевавших модные

тогда танцы. Вернувшись домой, она разыгрывала целые сценки с обитателями

своего детского уголка. В этом маленьком театре Шушу зас­тавляла страдать и

смеяться, петь и танцевать своих любимых кукол и зверушек.

Композитор К.Дебюсси, наблюдая это, решил нарисовать звуками не­которые

эпизоды из жизни своей маленькои дочери, так и появилось про­изведение, с

которым мы будем знакомиться - "Детскии уголок" она вклю­чает шесть

разнохарактерных пьес. Каждая из них имеет свое название, за которым

скрывается ее герой. Все вместе пьесы составляют особую форму сюиту.

Слово "Сюита" - французкое, оно означает "ряд", "последо­вательность". В

музыке - это обычно несколько пьес объединенных общим названием. В "Детском

уголке" мы как раз встречаем форму сюиты. Сейчас прозвучит одна из пьес

произведения.Что вы услышите во время звучания музыки? Постарайтесь описать

картины, образы, которые у вас возник­нут.(Звучит колыбельная слона")

_Дети . - Мне представляется плюшевый медведь, потому что музыка зву­чит в

низком регистре.

- Я представила себе слона - в начале, пьеса играется на низких нотах,

но мелодия мягкая, нежная, слегка неуклюжая. В музыке слышны шаги слона,

его неповоротливость.

_Учитель . - Действительно, герой этой пьесы - слон. Но ведь мы го­ворили,

что в музыке композитор изобразил эпизод из жизни игрушек.

Что же происходит в этой пьесе с игрушечным слоном?

_Дети . - Ночью, когда все спят, слон оживает и медленно ходит по дому.

- Я думаю, что слон лежит в кровати и мечтает.

_Учитель . - Ваши предложения очень близки к истине, но чтобы прове­рить

насколько точно вы угадали, каким показал игрушечного слона сам композитор,

предлагаю вам спеть мелодию пьесы. Подумайте, в какой обс­тановке могла бы

звучать такая музыка что можно под нее делать?

(пение мелодии в среднем регистре на звук "а")

_Дети . - под эту музыку можно укачивать ребенка. Она похожа на

ко­лыбельную. В этой мелодии есть черты всех колыбельных: медленный темп,

мягкие убаюкивающие интонации.

_Учитель . - Верно, жанр этой пьесы колыбельная, но все ли в ней обычно,

традиционно, как мы привыкли слышать в колыбельных песнях?

_Дети . - Обычно колыбельные песни написаны в среднем или высоком

регистре, а здесь низкие регистры, потому, что это колыбельная для слоненка.

_Учитель . - Правильно, композитор назвал пьесу не просто "Колыбель­ная", а

"Колыбельная Джимбо" - так звали игрушечного слоненка Шушу. В музыке Дебюсси

мы слышим, как мама слониха поет ему колыбельную. А для кого исполняется

следующая пьеса.

(слушание пьесы "Серенада кукле")

_Дети . - Мне кажется, что эта песня поется для птичек, так мелодия

напоминает птичье пенье.

- Я услышала звуки гитары, и представила себе красивую кук-

лу, для которой кавалер поет и играет на гитаре.

_Учитель . - Верно, эта пьеса представляет именно такую сценку. И

называется она "Серенада кукле". Кто из вас знает что такое серенада?

_Дети . - Это песня, которую пел рыцарь под окном своей возлюбленой.

Всеренаде рыцарь воспевает свою Даму Серца, поэтому музыка обычно

взволнованная.

_Учитель . - Верно. А можно ли серенаду, которую мы послушали наз-

вать любовной песней?

_Дети . - Нет нельзя, потому что любовная песня должна быть немного грусной,

взволнованной, а это - подпрыгивающая, веселая, танцевальная.

_Учитель . - Правильно, по характеру эта музыка совсем не похожа на

серенаду, но почему тогда композитор так назвал ее?

_Дети . - Я думаю, что в этой пьесе композитор изобразил, как Эмма играет

со своими куклами в театр, и игрушечный рыцарь поет красивой кукле

серенаду. Все, и актеры и зрители веселы и довольны.

_Учитель . - Я с вами согласна, и мне кажется, что К.Дебюсси сочинил эту

пьесу, наблюдая подобную сценку в играх дочери.

А какие впечатления могли вдохновить композитора на создание этого

произведения?

(слушание пьесы "Снег танцует")

_Дети . - Дождь, похожии на падающие капли.

- Мне представился темный парк, и с деревьев опадают кружась листья.

- Я представила прекрасные, легкие снежинки, блестящие в свете уличных

фонарей. Они водят в воздухе хороводы, а потом плавно опускаются на землю.

_Учитель . - Эта пьеса называется "Снег танцует". Ее музыка передает

кружение, своеобразный танец снежинок. Какое настроение он навевает?

_Дети . - Тоски, грусти, одиночества.

_Учитель . - Композитор изобразил просто зимнии пейзаж?

_Дети . - Нет, композитор на фоне танцующего снега показал чувства, которые

вызывает у него танец.

_Учитель . - Сейчас мы послушаем еще один танец.

(слушание пьесы "Кукольный кэк-уок")

_Дети . - Этот танец похож на эстрадный. У него неровный ритм, а ин­тонация

напоминает джаз.

_Учитель . - Можно ли представить себе взрослых людей, танцующих под эту музыку?

_Дети . - Нет, потому что музыка суетливая, игрушечная, носит шу­товской

характер.

_Учитель . - Верно, в этом танце есть что то забавное, комическое.

Композитор назвал эту пьесу "Кукольный кэк-уок", а главным героем ее сделал

смешную куклу - негритенка, с торчащими во все стороны волосами.

Кэк-уок - это танец, который возник в США и стал популярен в Ев-

ропе в начале нашего века. Затем ему на смену пришли блюз, фокстрот,

чарльзтон и многие другие эстрадные танцы.

Хотелось бы отметить, что эта пьеса вызвала у ребят положительный

эмоциональный отклик. Уже на первых уроках был заметен интерес учащих-

ся к предложенной нами музыке. (К сожалению в конспект урока не вошли очень

многие варианты ответов детей).Из сюиты "Детский уголок" особен­но

понравилась учащимся пьеса "Снег танцует".Это было для нас некото­рой

неожиданностью, так как музыкальный язык данной миниатюры выделя­ется на

фоне остальных номеров как наиболее сложный.Одновременно это произведение

ярче всего показывает особенности ипрессионистического стиля.Удивительно,

что дети почувствовали ощущения, которые несет му­зыка, а значит - саму

суть импрессионизма.Исходя из этого мы сделали вывод о возможном обращении к

некоторым фортепианным прелюдиям К.Де­бюсси и фрагментам оркестровых

произведений К.Дебюсси и М.Равеля, яв­ляющихся более сложными.Использование

этого музыкального материала в дальнейшей работе позволит углубить

предтавления учащихся об особен­ностях музыкально-выразительных средств

композиторов-импрессионистов.

Последующие несколько уроков были посвящены циклу пьес "Моя матушка-

гусыня".Знакомство с этим циклом потребовало много разъяснений и

комментариев,поэтому форма уроков тяготела к рассказу.

У.-В год создания К.Дебюсси "Детского уголка" Морис Равель напи­сал

прелестную серию музыкальных иллюстраций к известным французским сказкам

под названием "Моя матушка-гусыня" для фортепиано в 4 ру­ки.М.Равель

очень любил детей.Своих детей у него не было и он всю силу своей

нерастраченной любви перенёс на маленьких Жана и Мими Годебских - детей его

давних приятелей.Для них и было написано это произведение. Композитор

предполагал,что его маленькие друзья станут первыми испол-

нителями пьес на публичном концерте.

Обратите внимание, какое необычное название носит произведение - "Моя

матушка-гусыня".Вы не знаете кто такая матушка-гусыня?

Д.-Нет.

У.-Это- старая сказочница, персонаж французского фольклора.Сказки матушки-

гусыни вошли во французскую литературу с незапямятных времён.В XVIII веке

Шарль Перро так и назвал свой знаменитый сборник сказок, основанный на

народных преданиях.М.Равель, очень любивший литературу и искусство XVII-XVIII

веков, написал фортепианные пьесы на сюжеты фран­цузских писателей-

сказочников тех времён.Перед пьесами композитор при­вёл в виде эпиграфов

отрывки из сказок.Я зачитаю два эпиграфа:

1.(чтение эпиграфа к пьесе "Мальчик-с-пальчик".)Эта сказка вам

знакома.

2.Следующий отрывок из сказки "Зелёная змея".(Краткое изложение

содержания сказки, а затем чтение эпиграфа к пьесе "Принцесса-дурнуш­ка".)

Сейчас прозвучат две пьесы.Ваша задача - определить к какой пьесе подходит

каждый из эпиграфов.

(Слушание пьес "Мальчик-с-пальчик","Принцесса-дурнушка".)

После слушания ученики правильно определили принадлежность эпиграфов:

Д.-Мальчик-с-пальчик заблудился и музыка тоже такая тоскливая, унылая, как

бы блуждающая по тёмному лесу.

-Я услышал голоса птиц, которые съели хлебные крошки.Они изоб­ражены в

музыке звенящими звуками в верхнеи регистре.

У.-Правильно, эта пьеса называется "Мальчик-с-пальчик".А теперь попытайтесь

объяснить подходит ли к другой пьесе отрывок из сказки "Зелёная змея"?

Д.-В эпиграфе говориться о маленьких человечках, которые играют на

музыкальных инструменах.В музыке я услышала их звучание, потому что мелодия

была очень звонкой, игрушечной.Она напомнила мне китайскую му­зыку,

У.-Это неслучайно, потому что пьеса основана на особой гамме, ко­торая в

Европе называется китайской.

Следующее произведение к которому мы обратимся, называется "Волшебный

сад".Оно завершает сюиту.После прослушивания я попрошу вас ответить почему

именно этой музыкальной сказкой композитор заканчивает всю сюиту?

(Cлушание пьесы "Волшебный сад".)

Д.-Музыка сперва спокойная, таинственная.Я представила себе сад из

мультфильма "Аленький цветочек".Вокруг воё очень красиво: фонтаны,

тропические деревья, но чего-то не хватает.И вдруг мы находим то. что долго

искали - аленький цветочек.

У.-Да."Волшебный сад" - это гимн чудесной сказке, с непременным торжеством

доброго, светоносного начала.

Данное произведение ("Моя матушка-гусыня") предполагало подачу ученикам

готового матариала.Дети с вниманием слушали, еспи что-то было непонятно -

переспрашивали.Особенно живой интерес вызвала пьеса "Прин­цесса-дурнушка" и

сказка "Зелёная змея", по мотивам которой она была написана.Ученики по

характеру музыки самостоятельно определили страну, в которой разворачивается

действие сказки и попросили прослушать это произведение повторно.

После ознакомления с фортепианными сюитами К.Дебюсси и М.Раве­ля по

отдельности, был проведён обобщающий урок, включающий музыкаль­ную

викторину.Ребятам надо было написать название прозвучавшей пьесы и её

автора.Приблизительно 65% детей справились с этим заданием

пол­ностью,остальные - частично.Отсутствует отрицательный результат опро­са,

а это значит, что музыка заинтересовала детей, вызвала их живой

отклик.Наши предположения подтвердили и письменные высказывания учени­ков о

датских сочинениях К.Дебюсси и М.Равеля.Вот некоторые из них:

"Мне понравилась вся музыка, потому что слушая её, я вспоминала

добрые, светлые сказки.Эта музыка очень оригинальная, лёгкая и звон­кая,

как детство."

"В тот момент, когда я слушаю эту музыку, кажется, что мир прекрасен и

не бывает плохих дней."

"Мне представились картигы художников, как будто им дали зада-

ние нарисовать под музыку."

"У Дебэсси своя гармония,не похожая на музыку других композито­ров"

"Мне очень понравились все произведения, но больше всех по душе пришлась

пьеса Дебюсси "Снег танцует".Я думаю, она также понравилась и дочери Клода

Дебюсси Эмме"

"Мне более яркой показалась пьеса Дебюсси "Снег танцует".Она необычна, и

как-бы отражает мысли, возникающие, когда ты смотришь на падающий в

сумерках снег.Я давно уже заметила, что композитор сродни писателю, и ты,

слушая музыку, как бы читаешь её.В этой музыке видна история и лично мне она

напоминает одну из сказок Г.Х.Андерсена".

Следующий цикл уроков проводился через полгода после первого.Он проходил

в тех же классах.На занятиях данного цикла мы по­пытались не только углубить

знакомство учеников с музыкой К.Дебюсси и М.Равеля, но и выявить общие

особенности художественного направления, в рамках которого они творили.Чтобы

сделать это максимально доступно, мы привлекали иллюстративный материал - в

частности, репродукции кар­тин художников-ипрессионистов.Через сравнение

выразительных средств живописи и музыки мы стремились "подтолкнуть" учеников

к осознанию не­коего сходства проявлений импрессионизма в музыке и живописи.

Основной нашей задачей было преподнести музыку импрессионистов так, чтобы

она нашла отклик в душе ребят,вызвать у них желание обра­щаться к ней

вновь и вновь.Уроки были объединины темой:"Выразительные средства

импрессионистической музыки и живописи".

Первый урок стал начальным этапом постижения особеннос­тей языка

импрессионистов:

У.-Ребята, как вы знаете, каждый вид искусства имеет свои средс­тва

выразительности.Какие выразительные средства у живописи?

Д.-Линия, цвет, колорит...

У. показывает детям репродукции картин: "Ветренный день в

Ве­нё"А.Сислея,"Руанский собор вечером","Скалы в Бель-Иль" К.Моне и зада­ёт

вопрос:"Можно ли сказать, что в этих произведениях сходные вырази­тельные

средства?"

Д.-Да.Линии нет, а её роль выполняет сопоставление цветов, конт­раст или

сходство между ними.

У.-Что же достигается этим?

Д.-Ощущение воздуха, его прозрачности, естественности изображения. У.-Теперь

давайте вспомним выразительные средства музыки. Д.-Мелодия, ритм, гармония,

тембр.

У.-Попробуеи провести параллели между выразительными средствами живописи и

музыки.В живописи - линия, а в музыке - ...

Д.-Мелодия.

У.-В живописи цвет, краски, а в музыке - ...

Д.-Гармония.

У.-В картинах, которые мы с вами рассматривали, основным вырази­тельным

средством является не линия, а цвет, краски.А какое вырази­тельное

средство, мелодия или гармония, выступает на первый план в му­зыкальном

отрывке,который я сейчас сыграю.

(У. исполняет фрагмент из фортепианной прелюдии К.Дебюсси "Зато­нувший собор")

Д.-Мелодии, которую можно спеть нет, основное, что мы слышим ­это

гармония, но она очень мелодичная.

У. предлагает учащимся прослушать произведение целиком в записи и запомнить

свои впечатления от музыки.Далее происходит обмен учащихся слуховыми

впечатлениями.

У.-Естественно, что у каждого из вас при прослушивании произведе­ния возникли

свои ассоциации, свои впечатления.У композитора, сочинив­шего эту пьесу, они

тоже были индивидуальными, особенными.Вам, навер­ное, будет интересно узнать,

что К.Дебюсси не любил слишком точно по­яснять их.Иногда он не хотел каким-

либо образом конкретизировать со­держание своих музыкальных

произведений.По мнению композитора это "убивает тайну" музыки.Так, в

прелюдиях для фортепиано заголовки он расположил в конце пьес, не желая

навязывать исполнителю или слушателю

свои собственные впечатления.

Произведение, которое только что прозвучало - одна из прелюдий для

фортепиано пол названием "Затонувший собор".Она возникла под впе­чатлением

от бретонской лаганды о древнем городе Ис, некогда поглощён­ном морем, и,

по рассказам рыбаков, иногда поднимающемся на заре из волн под далёкий

перезвон колоколов.Композитора в этом сказочном сюже­те привлекла живописная

сторона.Средства музыкальной выразительности подчинены здесь задаче

возможно более тонкого воспроизведения в музыке картины морского

пейзажа,постепенно рассеивающегося тумана И наступаю­щего рассвета,

колокольного звона, доносящегося из глубины вод, и, на­конец, поднимающегося

со дна моря города.В завершении предстаёт перво­начальный морской пейзаж:

слышны тихие всплески волн,смыкающихся над исчезнувшим собором.

Затем У. предлагает ученикам прослушать ещё раз это произведение и записать

свои впечатления в тетради.Вот некоторые из них:

"Я представила себе старинный замок с приведениями.За таинствен­ным туманом,

который постепенно рассеивается, показывается комната.В ней всё покрыто

вековой пылью.Вот старинный резной стол, а на нём ­стопка толстых рукописных

средневековых книг.В комнате темно, но свеча вдруг зажигается сама собой и

освещает комнату.На стене висит большое зеркало.В пём отражаются все события,

что произошли в этом городе, замке, комнате.Некоторые из них радостные,

ннекоторые - грустные.А большинство - величавые и спокойные, как музыка,

которую я слышу сей­час."

"Сначала из воды слышен хор, потом звон колоколов.Город начинает подниматься

из воды.Музыка становится торжественной.В этот момент го­род вновь

погружается в пучину.Потом музыка успокаивается, как будто успокаивается

вода, покрывшая город.Нет ряби, даже не дует ветер и вновь звучит та же

музыка, как и в начале, будто не было ничего."

Конечно это не все детские работы, но и они показывают, что такое

сложное по музыкальному языку произведение, как "Затонувший собор", было

воспринято учениками и создало в их воображении своеобразные кар­тины.

Следующий урок был посвящён богатой красочной палитре оркестровой музыки

композиторов-импрессионистов:

У.-Сейчас я сыграю четере фрагмента из сочинений К.Дебюсси.Свои впечатления

о них композитор определил следующим образом:

1."Картина неподвижного небосвода, по которому тихо и печально плывут

облака, постепенно погружаясь в серое небытие.

2.Сирена парохода, плывущего по Сене.

3.Воспоминания о старых народных увеселениях в Булонском лесу, иллю-

минированном и наводнённом толпой.

4.Воспоминание об оркестре республиканской гвардии, играющем отбой." Ваша

задача - определить соответствия музыкальных фрагментов

прозвучавшим авторским описаниям.

У. играет несколько раз следующие примеры: тему тарантеллы и тему шествия из

симфонического ноктюрна "Празднества", тему облаков и тему английского рожка

из симфонического ноктюрна "Облака".Ученики выполня­ют задание

письменно.Проверка показала, что при незначительных разног­ласиях, у

большинства учеников ответы совпали.Соответствия были опре­делены в целом

верно.

У.-Эти фрагменты из двух произведений К.Дебюсси - ноктюрнов для

симфонического оркестра "Облака" и "Празднества".Примечательно, что для

композитора симфонический оркестр здесь не столько средство созда­ния

звуковой мощи, сколько богатая палитра красок.Попытаемся опреде­лить,

какими из них композитор рисует "Облака"?Что примечательно в те­мах этого

произведения?

(Слушание ноктюрна "Облака")

Д.-Композитор здесь использует различные оттенки белой, серой и голубой

краски.Первая тема - тема облаков.Она звучала в верхнем ре­гистре

неторопливо и спокойно.Мне кажется, что она проникнута пе­чалью.После

темы облаков звучит тема сирены парохода.Она проходит нес­колько раз не

изменяясь на фоне зыбкой темы облаков.

У.-Что вы можете сказать о ритме этого произведения?

Д.-Ритм нечёткий .В оркестре отсутствуют ударные инструменты, по­этому он не

выходит на первый план.Ровный и спокойный он помогает соз-

дать картину мерного и плавного движения облаков.

У.-Сейчас мы прослушаем произведение, которое

называется"Празд­нества".Какие впечатления возникнут у вас? Какие краски вы

здесь услы­шите?

(Слушание ноктюрна "Празднества".)

Д.-Сперва возникает ощущение темноты, и музыка, доносящаяся изда­лека,

воспринимается как шорох.Но постепенно вырисовывается мелодия, так как

праздник подходит всё ближе.И вот он уже рядом, и его вихрь захватывает

нас.Вдруг музыка смолкает, и все начинают прислушиваться ­слышны далёкие

звуки марша.Издалека трубы играют мелодию, но шествия пока ещё не

видно.Музыка всё громче и громче - шествие приближается. Вот оно проходит

мимо нас и тоже оказывается во власти зажигательного танца - тема шествия и

тема танца звучат вместе.В отличие от "Облаков" настроение здесь очень

жизнерадостное,всё искрится и сверкает.Ритм здесь - как пульс - не

прекращается ни на секунду.Он как стержень, вокруг которого вьются

мелодия и гармония.

У.-К.Дебюсси охарактеризовал эту музыку следующими словами:"Дви­жение,

пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света...эпизод шествия -

ослепительное и химерическое видение, проходящее сквозь праздник и

сливающееся с ним.Фон звучит беспрерывно это...смешение му­зыки со светящейся

пылью"(цит.по 9,с.76).Как вы думаете, что за средс­тва помогают композитору

создать в музыке обоих произведений настоящие звуковые картины?

Д.-Тембр.В симфонический оркестр входят разные инструменты и, благодаря

их тембрам, создаются различные цветовые ощущения.

У.-В этих произведениях К.Дебюсси разнообразнейшее по приёмам, совершенно

оригинальное красочное оркестровое письмо, которое пол­ностью выражает

его утончённое и специфическое понимание колористичес­ких возможностей

оркестра.Как импрессионисты-живописцы, достигшие по­разительных эффектов на

основе теории чистых, "разделённых" цветов, так и К.Дебюсси стремится,

чтобы на его оркестровой палитре перелива­лись краски без смешения

тембров.Почти постоянно композитор указывает в нотах особые приёмы изменения

тембра инструментов, требующие специ­ального звукоизвлечения.

Сейчас я предлагаю ещё раз определить соответствия музыкальных фрагментов

описаниям композитора.

После прослушивания примеров в оригинальном исполнении все учени­ки

благополучно справились с заданием.

У.-Почему в начале урока возникли разногласия, а сейчас вы все пришли к

единому мнению?

Д.-Фрагменты в начале урока звучали на фортепиано, а в конце - в исполнении

симфонического оркестра.Тембры его инструментов помогли нам правильно

выполнить задание.

Последний урок был итоговым.Пытаясь создать у учеников цельное представление

об импрессионизме, мы предложили им определить его особенности не только

в музыке,но и в живописи.Урок начался с просмотра репродукций картин

импрессионистов:"Уголок сада в Монжеро­не", "Бульвар Капуцинок в

Париже", "Руанский собор вечером" К.Мо­не,"Бульвар Монмартр в Париже"

К.Писсарро, "Берега реки в Сан-Маммесе" А.Сислея.

У.-На прошлом занятии вы сказала,что главенствующую роль в карти­нах

художников-импрессионистов играет сопоставление красок, отсутству­ет чёткая

прорисовка линий.Что ещё общего между этими полотнами?

Д.-Действие всех картин происходит на природе - на улице, на бе-

регу моря,то есть на открытом воздухе.

У.-Художники- авторы увиденных вами произведений - любили рабо­тать на

открытом воздухе.Выход из мастерской на пленэр навёл их на мысль, что

живописец должен улавливать и передавать образы природы, возникающие только

на основе впечатления.Суть нового творческого мето­да точно выразил

Э.Мане:"Не создаётся пейзаж, марина(море), лицо, а создаётся впечатление

от пейзажа, марины, лица".А что обращает на себя внимание в общей цветовой

гамме этих картин?

Д.-В одних картинах цветовая гамма довольно скромна, в других ­очень

насыщена, но в каждой есть ощущение воздуха, его прозрачности.

У.-Это ощущение создаётся благодаря новой технике живописи.Она

возникла из наблюдений импрессионистов над игрой света на воде: на её

дрожащей поверхности они заметили разложение и соединение красок.Так

родилась идея класть их на полотно одну к другой, не смешивая

предва­рительно на палитре.Художники предпочитали пользоваться только теми

цветами, которые имеются в солнечном спектре.На полотне красочные пят­нышки

вызывают у зрителя впечатление вибрации, прозрачности, воздуш­ности.

Д.-Ещё картины объединяет присутствие солнечного света.Самого солнца на

картинах нет, но о степени его яркости можно догадаться по теням: они то

бледные, едва заметные, то сочные, насыщенные.

У.-Именно поэтому картины импрессионистов называют "поэмами све­та". Как вы

уже заметили, его проявления многообразны - от яркого сия­ния до мягких

радужных бликов, от тонких трепещущих мерцании до легкои жемчужной дымки.

Интересно, что сперва новое искусство художников было встречено скептически

и враждебно, но постепенно завоевало признание. Оно стало новым

художественным направлением в живописи, получив название "имп­рессионизм".

Слово "Импрессионизм" произошло от названия картины К.Мо­не

"Впечатление.Восход солнца" (по французски impression - впечатле­ние).

Музыкальный импрессионизм возник несколько позже, на "почве",

подготовленной живописью. Что же общего между живописным импрессиониз­мом и

музыкальным?

Д.-У композиторов основным выразительным средством становится гармония, а

не мелодия, подобно тому, как у художников краска преобла­дает над линией.

Музыкальное произведение, как и картина, создается под воздейс­твием

какого-либо впечатления. При этом автор не навязывает свои пере­живания, а

дает большой простор воображению зрителя и слушателя. В му­зыке К.Дебюсси

интересно помещение названии произведении не в начале, а вконце.

Тембры симфонического оркестра трактуются как краски, композиторы не

смешивают разные группы инструментов, а показывают возможности каж­дой из них

в отдельности.

Далее ученикам предлагается прослушать фрагменты двух частей "Ис­панской

рапсодии" М.Равеля :"Прелюдии ночи", и "Народного праздника". Во время

слушания учитель просит письменно попытаться ответить на воп­рос: "Почему

К.Дебюсси и М.Равеля называют композиторами импрессионис­тами?"

Ответы детей:

- С первои ноты произведении Дебюсси и Равеля перед глазами предстает

какая-то картина. Слушая "Прелюдию ночи" я ясно представила темную ночь,

звездное глубокое небо. Слышны шорохи и звуки долетающей откуда-то музыки.

Композитор тембрами музыкальных инструментов нарисо­вал картину Испанскои

ночи.

- Композиторов К.Дебюсси и М.Равеля относят к композиторам -

имп­рессионистам, потому что они как и художники - импрессионисты, выража­ют

в музыке свои впечатления. Эти люди пишут сердцем - музыка исходит из

глубины их души. И надо суметь услышать, почувствовать ее, следуя за

ведением композитора. В музыке Дебюсси, как и в картинах художников

импрессионистов, нет четких линии, контуров. Только гармония цвета и света.

Композиторы - это тоже художники, только они рисуют свои чувства музыкой, а

художники - красками и кисточкой. Мелодия, ноты - вот крас­ка и кисточка

композиторов. Я считаю, что Дебюсси и Равеля называют импрессионистами,

потому что они сочиняли музыку по своим впечатлени­ям, чувствам. Поэтому

музыка у них немного непривычная. Я открыла для себя эту музыку. Она

изображает различные картины (природы, или народ­ного праздника) и в то же

время несет в себе чувства, побуждающие со­переживать ей. Слушая "Облака"

Дебюсси и представляя картину пасмурно­го неба, я мысленно уносилась в высь

и меня охватывало безразличие ко всему происходящему, то вдруг становилось

тоскливо и грусно. А в "Празднествах" я будто-бы была участником ночных

гулянии в лесу и ви­дела таинственное шествие.

Дебюсси и Равель, подобно художникам-импрессионистам, накладывают штрихи то

одной краской, то другой. Эти штрихи - ноты в произведении, а краски -

тембры музыкальных инструментов. Их сумма позволяет увидеть

что-то в дымке, в тумане. Вообще звуки подобны атомам, вместе они сос­тавляют

молелулу, которая является ничтожно малой частью чего-то ог­ромного и

прекрасного.

В результате опытной работы мы пришли к следующим выводам:

1. Введение музыки импрессионистов в школьную программу возможно осуществить

по следующим принципам:

а) от простого к сложному

б) от фортепианных сочинении к музыке для симфонического оркестра

(возможно, и к вокально-хоровым жанрам)

в) возвращение к пройденному

г) сквозной характер рассмотрения материала.

2. Использование музыки импрессионистов на уроках в школе позво­ляет выйти

на проблему знакомства со стилями и направлениями в искусс­тве (в частности,

с музыкальным ипрессионизмом).

Но в нашей работе мы сознательно останавливаемся на первом этапе реализации

темы "Импрессионизм в музыке" - формирование представлении

о творчестве К.Дебюсси и М.Равеля на примере их детских _фортепианных

_сочинении ..

3. С первого до последнего урока мы наблюдали все возрастающии интерес к

музыке этих композиторов: ребята внимательно слушали, актив­но отвечали на

вопросы, причем каждый стремился высказать свои мысли, фантазии. А это

значит, что образы "Детского уголка" и "Моей матуш­ки-гусыни" вызывают у

ребят знакомые жизненные ассоциации, а также же­лание сопереживать и

размышлять. Подтверждение этому - письменные впе­чатления детей о музыке

К.Дебюсси и М.Равеля, а также данные музыкаль­ной викторины. Из

впечатлении, высказанных учениками следует, что сложный музыкальный язык

импрессионистов не стал преградой на пути по­нимания ребятами музыки.

Занятия второго цикла показали, что возможно

и специально рассматривать особенности импрессионистического стиля. Если

это делать в доступной и интересной для детского понимания формы.

4. В дальнейшем опираясь на полученные результаты можно организо-

вать более углубленный вариант изучения музыки импрессионистов в виде

различных внеклассных мероприятий: тематического классного часа,

фа­культатива и т.п.

_ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

1. Рассмотрев понятие стиля в разных видах искусств, более под­робно мы

остановились на его трактовке в музыке. Проанализировав тол­кование

музыкального стиля у разных музыковедов, мы убедились в слож­ности и

неоднозначности этого термина. Наиболее обещающим характером обладает

подход к стилю, как к историческому явлению.

С этих позиции принято говорить о так называемых историко-худо­жественных

стилях, один из которых - импрессионизм.

2. Пытаясь выявить сущность мы выделяем следующие его особенности: а)

использование композиторами гармонии как звуковой краски.

б) уход гармонии на второй план

в) прихотливость ритмики.

Проверяя сравнительную характеристику композиторских стилей К.Де­бюсси и

М.Равеля мы выделили следующие общие качества их музыки:

а) соприкосновение образного содержания

б) тяготение к програмности, живописности

в) преобладание колористической трактовки большинства музыкально-

выра­зительных средств.

3. Анализ детских фортепианных циклов К.Дебюсси ("Детскии уго­лок") и

М.Равеля ("Моя матушка-гусыня) показал что именно с этих сочи­нении

желательно начинать знакомство школьников с музыкой импрессио­нистов,

поскольку будучи достаточно яркими, они в то же время доступны детям по

своему музыкальному языку. Некоторые моменты музыкально-тео­ритического

разбора могут быть интересно использованы на уроках музыки.

4. Проанализировав программы с точки зрения использования в них музыки

импрессионистов, мы предлагаем их несколько дополнить:

а) расширить круг произведении К.Дебюсси и М.Равеля, изучаемых в шко­ле, так

как на наш взгляд, учащимся необходимо дать более четкое представление о

таком важном явлении в искусстве как импрессионизм.

б) начать знакомство детей с импрессионизмом на примерах детской фор-

тепианной музыки К.Дебюсси и М.Равеля.

в) систематически обращаться к сочинениям этих авторов с целью форми­рования

целостного представления о стиле.

5. В результате опытной работы мы пришли к выводу, что музыка К.Дебюсси и

М.Равеля, в предложенных нами произведениях, интересна де­тям. Сложный

музыкальный язык этих композиторов не стал барьером для них, т.к. круг

образов детских фортепианных произведении тесно сопри­касается с внутренним

миром детей, вызывает у них желание сопереживать и размышлять.

В ходе опытной работы были показаны следующие результаты: из об­щего

количества учащихся (100%), 65% детей определили на слух авторов и названия

прозвучавших произведении, остальные ученики выполнили за­дание не

полностью, отрицательный результат отсутствует.

Гипотеза о том, что представления о стиле музыкального импрессио­низма у

школьников средних классов формируется в процессе постепенного приобщения к

этому искусству, нашла подтверждение в результате опытной работы.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Абрагина Е.Е. Музыка К.Дебюсси в художественном постижении ми­ра

школьниками. Повышение педагогического мастерства по пред­мету "музыка".

Учебно-метадические материалы, 1992.

2. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М.:Изд-во МГУ,1980.

3. Алыиванг А. Произведения К.Дебюсси и М.Равеля. М.:Музыка, 1963. 4.

Астафьев Б.В. О музыке XX века. М.:Музыка,1982.

5. Браудо Е.М. Всеобщая история музыки. М.:Прометей, 1927.

6. Горюнова Л. На пути к педагогике искусства. Музыка в шко-

ле, 1987 N 4.

7. Дебюсси и музыка XX века. Сб.ст. Л.: Музыка, 1983.

8. Импрессионисты, их современники и соратники: живопись. Графи-

ка. Литература. Музыка. Под ред. А.Д.Чегодаева. М.:Искусс­тво, 1976.

9. История зарубежной музыки. Под ред. И.Нестыва. М.: Музыка,

1988, В 5.

10. Кабалевскии Д.Б. Программа по музыке для общеобразовательной

школы. М.:Просвещение, 1983.

11. Кабалевскии Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М.:Просвеще-

ние, 1989.

12. Кабалевскии Д.Б. Про трех китов и многое другое. Пермь:

Кн. изд-во, 1975.

13. Кабалевскии Д.Б. Ровесники. М.:Музыка, 1987, В.1.

14. Книга по эстетике для музыкантов Под ред. И.А.Константинова.

М.:Музыка, 1983.

15. Копчевскии Н. "Детскии уголок" К.Дебюсси М.:Музыка, 1976.

16. Краткии словарь по эстетике. Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.:По-

литиздат,1963.

17. Кремлев Ю. Избранные статьи. Л.:Музыка, 1976.

18. Лобанова М. Музыкальный стиль и жанр: история и современность.

М.:Сов.композитор, 1990.

19. Малларме С. Собрание стихотворении. М.:Худ.литература, 1990.

20. Мартынов И.И. Клод Дебюсси. М.:Музыка, 1964.

21. Мартынов И.И. Морис Равель. М.:Музыка, 1979.

22. Маслова Л. Как мы слышим живопись? Музыка в школе.1. 1987 N4.

23. Михайлов М.К. Стиль в музыке. Л.:Музыка, 1981.

24. Музыка XX века. Под ред. Д.В.Житомирского. М.:Музыка, 1977.

25. Музыкальная литература зарубежных стран. Под ред. Б.Левика. М.:Музыка,

1980.

26. Музыкальная энциклопедия. Под ред.Ю.В.Келдыша. М.:Сов. энцик­лопедия,

1981, т.5.

27. Программа Музыка 1 - 8 классы. Под ред. Ю.Алиева. М.:Просвеще­ние, 1993.

28. Розеншильд К. Молодой Дебюсси и его современники. М.:Музгиз, 1963.

29. Скребков С.С. Художественные принципы музыкальных стилей. М.:Музыка,

1973.

30. Сохор А.Н. Стиль, метод, направление. Вопросы теории и эстети­ки музыки.

М.:Музыка, 1965. В.4.

31. Ступель А.М. Морис Равель. Очерк жизни и творчества. Л.:Музы­ка, 1975.

32. Терентьева Н.А. Музыка (музыкально-эстетическое воспитание) 1 - 4

классы. М.:Просвещение, 1994.

33. Цыпин Г.М. Морис Равель. М.:Музгиз, 1953.

34. Яроциньскии С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.:Прог­ресс, 1978.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ