Рефераты

Курсовая: Духовно-нравственное воспитание в семье

доступен для восприятия воспитуемых, облегчал пони­мание сложных древних

текстов. Коллектив­ный разум народа за столетия упорных раз­мышлений над

нравственным законом, пред­лагаемым христианством, находил все новые нюансы

толкований, расшифровывая, уточняя и углубляя лаконичный текст заповедей.

Главным во взаимодействии с родителями было послушание детей, поскольку

послу­шание всегда рассматривалось как главная детская добродетель. Долг

родителей — вос­питывать детей в соответствии с нравственны­ми заповедями,

содержать их «в послушании со всякою честностью» (I Тим. 3, 4).

В русском фольклоре существует целый ряд пословиц и поговорок, которые

подчерки­вают значимость пятой заповеди и направлены на ее твердое усвоение

детьми и молодежью.

Расшифровки пословиц и поговорок, свя­занных с пятой заповедью, прежде всего,

отве­чают на вопрос: «Почему следует делать имен­но так?». Почему долг

ребенка состоит в том, чтобы чтить своих родителей? В древности го­ворили

так: «Держи матерь свою во чти и в матерстве». Традиция почитания предков,

как уже указывалось, была наиболее глубоко укорене­на в русской народной

культуре. Православ­ная церковь установила в течение года особые дни для

поминовения умерших предков, ко­торые получили красноречивое название

«ро­дительские субботы». Кроме того, каждый христианин должен был включать в

свое ежедневное молитвенное правило специаль­ные поминальные молитвы, которые

носили наименование «О усопших».

Русская народная педагогика предлагает свои фольклорные варианты,

подчеркиваю­щие и расширяющие представления о неза­менимой роли родителей для

детей: «Нет та­кого дружка, как родная матушка», «При сол­нце тепло, а при

матери добро», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Пти­ца радуется весне,

а младенец матери», «У кого есть матка, у того голова гладка», «Сле­пой щенок

и тот к матери ползет», «У отца-матери за пазушкою (т. е. в родительском

доме)» и др.

Благоговейное отношение детей к родите­лям должно строиться на следующих

сообра­жениях, касающихся нравственной стороны жизни: «Бойтесь каждый матери

своей и отца своего» (Лев. 19, 3). Причем глагол «бояться» в данном случае

целесообразно расшифровы­вать следующим образом: «Бойтесь огорчить своих

родителей».

Тем не менее, отношения родителей и де­тей не могут складываться только из

одних ра­достей. Часто поведение детей заставляет ро­дителей прибегать к

наказаниям. Однако это делается не из жестокости, а для блага детей. «Есть ли

какой сын, которого бы не наказывал отец?» (Евр. 12, 7). Причем Ветхий Завет

сто­ял за применение строгих физических наказа­ний к детям: «Кто жалеет розги

своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр.

13, 24).

Аналогичные изречения находим и в рус­ской народной традиции: «Наказуй детей

в юности, упокоят тя на старости». Со своей стороны, дети должны были

по­корно сносить любые наказания от своих роди­телей. Детям, огорченным

наказанием, получен­ным от родителей, напоминали: «Всякое наказа­ние в

настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него

достав­ляет мирный плод праведности» (Евр. 12, 11).

Когда же сын продолжал бесчинствовать, нарушать общепринятые нормы и правила

поведения и не прислушивался к увещевани­ям своих родителей, то они могли

прибегнуть к суду общественности: «Если у кого будет сын буйный и непокорный,

неповинующийся голо­су отца своего и голосу матери своей, и они наказывали

его, но он не слушает их: То отец его и мать его пусть возьмут его и приведут

его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания, и скажут

старейши­нам города своего: «сей сын наш буен и непо­корен, не слушает слов

наших, мот и пьяни­ца»; тогда все жители города его пусть побьют: его камнями

до смерти; и так истреби зло из среды себя» (Вт. 21, 18-21).

Если же непокорный ребенок осмеливал­ся поднять руку свою на родителей, то

совер­шил преступление, которое могло искупиться только смертью: «Кто ударит

отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Ис. 21, 15). Такому

же наказанию должен был под­вергнуться и человек, бранивший своих роди­телей:

«Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Ис.

21, 17). Очень интересно в этой связи отметить от­ношение к нарушителям пягой

заповеди, бы­товавшее в среде русских крестьян на рубеже ХIX-ХХ веков.

«Особенно тяжким нарушени­ем Закона Божья считалось оскорбление роди­телей.

Если же кто поднимал руку на своих родителей, того общество считало

«поганым». С ним не водились. Его принимали с опаской «на улицу», т. е. в

собрание молодежи, кото­рая танцевала и пела по вечерам». Таким образом,

можно констатировать, что в таких случаях в качестве методов восгштатель-ного

воздействия против нарушителя пятой за­поведи использовались общественное

мнение, осуждение, порицание.

В Новом завете мы встречаем призыв к родителям «любить детей» (Тит. 2, 4) и

знаме­нитое увещевание, адресованное к отцам: «И вы, отцы, не раздражайте

детей ваших, но вос­питывайте их в учении и наставлении Господ­нем» (Еф. б,

4). Каждый родитель должен по­мнить о своей ответственности перед детьми,

которых ему «дал Бог» (Евр. 2, 13).

Дитя воспринималось в соответствии с эти­ми представлениями как «дар Божий»,

в рус­ской народной традиции «дети в супружестве именовались Божьим

благословением», а также — «благодать Божья». Современный богослов отмечает,

что ре­бенок — это «чудо Божие, это величайший дар, которым Бог может

наградить человека». Народный опыт воспитания показывает, что не только малые

дети нуждаются в помо­щи и совете самых близких людей — родите­лей. Чем

старше становится человек, тем на более высокий уровень поднимается его

обще­ние с родителями. Священное Писание обра­щает внимание детей на то, что

родители пе­редают детям приобретенный ценой собствен­ных ошибок жизненный

опыт: «Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери

твоей» (Пр. 1, 8).

В русском фольклоре находим аналогич­ное замечание: «Родительское слово мнмо

(на ветер) не молвится».

Причем одновременно предвосхищаются попытки взрослеющих детей пренебречь

опы­том родителей и приобрести свой собственный опыт, пусть даже ценой

горестей и бед. Важно подчеркнуть педагогическую значимость того, что

воспитательное воздействие осуществляет­ся мягко, когда добрые советы

подаются роди­телями в форме своеобразных «рассуждений вслух»: «Послушает

мудрый, и умножит позна­ния, и разумный найдет мудрые советы» (Пр. 1, 5),

«Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот

благо­разумен» (Пр. 15, 5).

В русском фольклоре встречаем аналогич­ные пословицы и поговорки: «Глупому

сыну и родной отец ума не пришьет», «На что отец, коли сам молодец». Хотя в

данном случае можно отметить, что в русской народ­ной традиции более заметна

насмешка над не­путевыми детьми.

В другом месте Ветхого Завета встречаем прямой призыв к детям: «Слушайте,

дети, наставление отца, и внимайте, чтобы научиться разуму» (Пр. 4, 1).

Советы и наставления родителей — драго­ценнейшее наследство, которое могут

получить от них дети: «Сын мой! Храни заповедь отца твоего, и не отвергай

наставления матери тво­ей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвя­жи ими шею

твою. Когда ты пойдешь, они бу­дут руководить тебя; когда ляжешь спать,

бу­дут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо

заповедь есть светиль­ник, и наставление — свет, и назидательные поучения —

путь в жизни» (Пр. 6, 20 - 23).

Такое образное сравнение наставлений и заповедей отца и матери с путеводными

нитя­ми в русской народной традиции ассоциирует­ся с волшебным клубочком,

полученным от мудрого старичка. Этот клубочек ведет юного героя сказки сквозь

все препятствия к заветной цели и помогает ему победить всех врагов.

Герой русской народной сказки, только недавно выпорхнувший из-под защиты

роди­тельского дома, хорошо помнит отцовские и ма­теринские наставления,

поскольку ему совето­вали «зарубить их на носу» (в древности так де­лали

зарубки на бирке для памяти). Очевидно, что тот, кто отвергает мудрые советы,

никак не может быть назван разум­ным. Русская народная педагогика с мягкой

иронией напоминает в этой связи: «Умный учится на чужих ошибках, а все

остальные — на своих».

Добронравные и разумные дети и внуки становятся источником счастья для своих

ро­дителей: «Торжествует отец праведника, и ро­дивший мудрого радуется о нем»

(Пр. 23, 24). Нет большей радости для родителей, чем дож­даться от добрых

детей внуков и благословить их. Встретив после долгой разлуки любимого сына,

со слезами радости говорит отец: «Не надеялся я видеть твое лице; но вот Бог

пока­зал мне и детей твоих» (Быт. 48, 11).

С другой стороны, достойные родители — предмет восхищения и радости детей:

«Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» (Пр. 17, 6).

Собственный жизненный опыт повзрос­левших детей проверяется и обогащается

со­ветами родителей. Русская народная педагоги­ка вторит советам Библии:

«Хорошо, как и при старости отец» (2, т. 1, 301). Народная мудрость обращает

внимание взрослых детей на выпавшее им счастье — общение с родителями на

протяжении долгих лет. Именно такое обще­ние позволяет детям (при сохранении

почти­тельности к родителям) с высоты прожитых лет почувствовать себя в роли

единомышлен­ников своих родителей, пережить радость об­щения на равных по

мудрости и опыту.

Однако не всегда общение с престарелы­ми родителями доставляет детям только

радо­сти. Часто это общение омрачено болезнями и немощами родителей, которые

требуют тако­го же тщательного ухода, который оказывали много лет назад своим

малолетним детям. Ука­зание на это встречаем в книге Притчей Соло­моновых:

«Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда

она и состареет» (Пр. 23, 22).

Тем самым, русская народная педагогика не ограничивалась применением в целях

воспи­тания самых кратких фольклорных форм — пословиц и поговорок. Очень

широко применя­лись в практике народного воспитания и более крупные

фольклорные формы. Предоставляе­мые притчей или сказкой возможности

исполь­зовались для оказания на слушателей более сильного воздействия.

Указанная притча содер­жит многочисленные жизненные реалии, жи­вописует жизнь

крестьянской семьи знакомы­ми слушателям красками, делает слушателей почти

участниками происходящих событий.

В более доступной форме, с соответству­ющими бытовыми подробностями, такая

прит­ча раскрывала смысл употреблявшихся в ана­логичных случаях пословиц и

поговорок: «Детиотца бьют, на себя запас пасут», «На лубе отца спустил, и сам

того же жди от сына (из сказки: дурачок отца на лубочке под гору в овраг

спустил)» и др.

Смерть родителей во всех культурах тради­ционно воспринимается как величайшее

горе. Не случайно еще древние говорили, что человек может ощущать себя

счастливым только до тех пор, пока живы его родители. Для описания силь­ного

горя Псалтирь применяет красноречивое сравнение: «Я ходил скорбный, с

поникшей го­ловою, как бы оплакивающий мать» (Пс. 34, 14). Особенно сильно

ощущается горе от поте­ри родителей осиротевшими детьми. Русская народная

педагогика с горечью констатирует невосполнимость такой утраты: «В сиротстве

жить — слезы лить», «Пчелки без матки — про­пащие детки».

Даже став взрослыми, встав на ноги, об­заведясь собственным хозяйством, с

грустью го­ворят осиротевшие дети, что «На свете все найдешь, кроме отца и

матери», «Птичьего моло­ка хоть в сказке найдешь, а другого отца-мате­ри и в

сказке не найдешь», «Все купишь, а отца-матери не купить» и др.

Подводя итоги рассмотрения воспитания уважительного отношения к родителям в

русской народной традиции, можно сделать вывод, что и в традициях

православной педагогики, и в рус­ской народной педагогике почитание родителей

рассматривалось как первостепенный долг детей. При равном уважении обоих

родителей тради­ция отдает предпочтение матери, так как узы, связывавшие мать

и ребенка, могла разрушить только смерть. Дети обязаны почитать родите­лей не

только из благодарности за свое рожде­ние, но и за те бесчисленные хлопоты и

заботы, которыми отец и мать окружали детей на про­тяжении всей своей жизни

Советы и опыт родителей — бесценный дар детям. Они должны не только принимать

его с радостью, но и стараться по мере сил отбла­годарить родителей. Взаимная

радость от об­щения добрых детей и родителей продлевает годы тех и других,

делает их жизнь счастли­вой и благополучной.

Многочисленные цитаты из книг Священного Писания, а также произведения

русского фольклора приводились русскими народными педагогами в целях

воспитания у детей должно­го уважения к родителям. Причем в зависимос­ти от

обстоятельств, выбирались наиболее под­ходящие методы, приемы и средства

воспитания. Если проступок ребенка по отношению к роди­телям был незначителен

и объяснялся скорее неопытностью, чем злым умыслом, старались применить

мягкие способы воздействия. Если же непослушание и вина ребенка перед

родителя­ми была очевидной, применяли достаточно жес­ткие методы, вплоть до

изгнания из «общества». Таким образом, одним из существенных на­правлений

воспитания в русской народной пе­дагогике было привитие детям почтения к

ро­дителям, твердого усвоения пятой заповеди. Для решения этой сложной задачи

широко при­влекались как библейская традиция, так и сфор­мированные на ее

основе фольклорные произ­ведения русского народа. [9]

Отношение семейного воспитания и православной школы

Новизна и необыкновенность православной школы в том, что эта школа –

церковная, то есть имеющая в своем основании те принципы, которые заложены в

жизнь самой Церкви, а конкретно – в жизнь прихода. Поэтому та школа, которая

выросла из прихода, существует, органично входя в жизнь прихода, а та,

которая возникла в стороне, даже если и окормляется сторонним священником,

испытывает значительные сложности. Вероятно, дело не только в священническом

руководстве, но и в той живой общинной ткани, которая составляется всеми

взрослыми и маленькими прихожанами совместно с церковным клиром. Эта общность

имеет свое основой Литургическое и молитвенное единение и пронизывает собой

весь организм молодой школы.

Очень многие родители желали бы пристроить своих детей в хорошую школу, дать

им христианское воспитание и образование, но при этом никак не хотят понять,

что христианством нельзя "заниматься", христианством надо жить. Обычный

аргумент этих родителей: нам меняться уже поздно, но мы хотим, чтобы у наших

детей все было хорошо. И дети, действительно, на первых порах очень

восприимчивы к Слову Божию, к богослужению, к молитве. Но если дома в своей

семейной реальности дети видят, что их родители не придают никакого значения

духовному, а то и открыто живут по-язычески, то рано или поздно такие дети

начинают вести двойную жизнь и лицемерить.

Нельзя никогда и никому передать дело воспитания своего ребенка. Даже самой

что ни есть православной гимназии. Взять на себя ответственность за

воспитание – значит постоянно отдавать самого себя семье, детям, Церкви.

Сейчас в России существует несколько десятков православных школ. Они работают

уже пять лет, а ведь такое простое дело не сделано – хотя бы наладить

предметные олимпиады между православными школами. Или вечера для

старшеклассников. Это очень важно для ребят – ощутить свою школу не одиноким

островком, но частью большого единого целого, встретить еще кого-то кроме

узкого круга однокашников – других ребят, таких же православных, живущих

сходными интересами и проблемами.

Похоже, мы слишком быстро похоронили советскую школу, радостно отряхнули ее

прах с наших ног и совершенно не заметили того колоссального положительного

учебного, методического, административного и даже воспитательного опыта,

которым она обладала. Многим кажется, что у нас все будет хорошо просто

оттого, что мы все православные. Но реальность говорит об ином: возникает

множество трудностей, специфичных именно для православной школы. Трудным, к

примеру, оказывается вопрос поддержания дисциплины. Принцип семейственности,

увы, может быть воспринят по-разному. Для одних – это особая ответственность

и духовное родство, для других – панибратская вседозволенность. Родительское

настроение моментально передается детям. Дело может дойти до того, что на

уроке дети перестанут обращать какое-либо внимание на педагогов, ходить по

классу и т.д. Ну, а если, преподаватель не имеет особого педагогического

опыта или совсем новичок, тогда могут происходить самые невероятные вещи.

Ученик что-нибудь сделает, а учитель ему (с истинно православным

"смирением"): "Прости меня, Христа ради"! Многие учителя, нужно сказать,

стесняются дисциплинарных мер и решают начисто избавиться от таких

непопулярных "советских" методов, как двойка за поведение, запись в дневник и

вызов родителей, а вместо этого всячески "смиряются" перед детьми.

Дисциплина подрывается еще и тем, что православные родители по-своему

понимают взаимосвязь церковной жизни и школьного распорядка, т. е. совершенно

произвольно могут устраивать выходные своим детям по случаю того или другого

церковного праздника.

Основная идея православной школы – уберечь детей от растлевающей обстановки в

школах государственных, но, оказывается, немало опасностей поджидает нас и в

церковном кругу. Дети воспринимают православную школу как место, куда их

поместили, чтобы избавить от всех проблем, в том числе и от учебы. Приходится

преодолевать у детей и у родителей странный стереотип: для православного

ребенка главное – читать по-церковнославянски и знать гласы, а что более

того, то от лукавого. А если дитя рисует, особенно если не храмы и иконы, а

город, еще что-то, тогда точно в прелести. А уж если стихи о любви пишет ...

Хорошо воспитывать детей на житиях святых. Но нельзя требовать с них после

этого исполнения прочитанного. Это такой уровень духовной жизни, на который

запросто не взбираются.

Ступенька к духовной жизни это правильно устроенная жизнь души, правильное

эмоциональное устроение, которое потом приведет к устойчивой, трезвой,

жертвенной духовной жизни. Нужны реальные, общие, интересные дела, в которых

дети могли бы проявить себя как люди, которые не предают товарища, которые

помогут друг другу, простят обиды. Нужны общие дела, которые помогут им

сдружиться. А то ведь бывает так, что в классе всего 10 человек, но и те не

ладят между собой. Даже нецерковные дети по сравнению с ними оказываются

более открытыми и дружелюбными. А эти – "ангелочки" с виду, но иногда друг по

отношению ко другу такие дикости допускают – просто диву даешься. Причем

находят себе при этом "духовные" оправдания.

Мы должны постоянно искать общие для школы дела. Чтобы дети и преподаватели

участвовали в этих детских театрах, студиях, в издании гимназической газеты

или журнала. Это очень сближает, это служит моментом общего доверия, когда

дети по-настоящему не боятся себя раскрыть. А закладывать в них духовные

понятия, я убеждена, лучше всего именно в такие моменты открытости.

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше

воспитание получается тогда, когда мы начинаем совершать его в любви.

Мы пытаемся оградить ребенка от дурного влияния, и это правильно. Но в этом

стремлении мы заходим слишком далеко – мы ограждаем ребенка вообще ото всех,

и он остается совершенно один. Мы запрещаем ему дружить во дворе, в школе, и

все это время стараемся пристроить ребенка туда, где он сможет дружить

"безопасно". Так, в конечном итоге, мы доходим до православной гимназии, и,

увы, здесь нас тоже поджидает разочарование: оказывается, что и здесь есть

такие дети, с которыми ни в коем случае дружить нельзя.

Мы учим детей, что земная жизнь есть подготовка к жизни вечной. Но ведь

подготовка, а не ожидание! Жизнь – это деятельность, созидающая и

преобразующая работа. Иначе она становится похожей на томительно-напряженное

ожидание в очереди к зубному врачу: "Боже мой! Когда же все это кончится!"

Наши дети панически боятся ошибок. Это наверняка происходит от непонимания

ими сути греха. Они путают свои неизбежные на первых порах "рабочие" ошибки с

грехами и потому жить боятся. Расскажите им притчу о талантах! Дайте понять,

что Господь не ждет от них с первых шагов какой-то по-особенному выверенной и

безошибочной жизни. Использовать таланты, отдав их в торговлю, это риск. Риск

ошибиться и потерять все. Но Господь отдает предпочтение именно такому

рискованному решению, а не безопасной возможности зарыть имеющийся талант в

землю.

Принципы семейного воспитания

Когда начинать воспитание ребенка

Однажды профессора Московской Духовной Академии А.И. Осипова спросили, с

какого возраста следует начинать воспитание ребенка. "А с какого возраста

начинают развращать?" – ответил он. Начинают развращать, к сожалению, когда

он находится еще в материнской утробе, если родители ведут не целомудренный

образ жизни, не задумываясь о будущем своего чада, – и это уже влияет на

будущего человека, формирует его душу, реально существующую еще до момента

появления ребенка на свет Божий. Вот тогда-то и начинается процесс воспитания

– или не-воспитания. Все здесь важно: и как мамочка себя ведет в период

беременности, и как папочка относится к жене и ребенку. На Западе проводились

определенные исследования, и есть свидетельства, что в период чревоношения

ребенок реагирует на внимание со стороны отца и матери. Это естественно, ведь

ребенок – плод родительской любви, отвечает на любовь. Но он чувствует также

и нелюбовь – в том случае, если он нежеланный. Это нельзя забывать.

Святые отцы советуют матери во время чревоношения часто исповедоваться,

причащаться Святых Христовых таин, молиться, ходить на службы, быть более

собранной и внимательной к себе, помня о теплящейся под сердцем жизни. И

благодать Божия будет действовать на еще не родившегося в мир, но уже

живущего младенца.

Дитя человеческое начинает свою жизнь с материнской утробы – следовательно, с

этого времени начинается и его взаимоотношение с миром. И если это

взаимоотношение не управить, не организовать, не согреть Божией благодатию,

то мир сам начнет воспитание младенца – но уже по своим законам, законам

"века сего".

Ничто не заменит ребенку семью

По монастырскому обычаю, в воскресной школе учатся мальчики.

И вот почему. В традиционной школе всегда считали, что раздельное обучение

правильнее. Не только мальчики, но и юноши в России получали образование

отдельно от девочек и девушек. Так было и в Древней Руси, и позже. В

университетах учились мужчины, а в институтах благородных девиц, на женских

курсах – девушки.

Основание этому – в глубоком различии назначения мужчины и женщины. Об этом

различии мы забыли, и более всего забыли о назначении женщины, хранительницы

семьи. Для женщины семья всегда была главным деланием. Не работа, не учеба,

не карьера и тем более не общественно-политическая деятельность – все это

разрушает женщину, убивает ее внутренние, глубинные основы. Но теперь все

смешалось, и женщина уже не знает своего призвания. Поскольку нет

созидательницы и хранительницы семьи, нет домашнего тепла и уюта, семья

разваливается. Утрачивается чувство ответственности за брак, все чаще

создаются "семьи-однодневки". Не понравились друг другу, не сошлись

характером – разбежались. Проблемы в этом теперь не видит никто. Никто не

задается вопросом: почему же такое блуждание является грехом, почему Церковь

всегда выступала против блуда и прелюбодеяния? Потому что, соединяясь с

другим человеком, мы оставляем в нем как бы часть себя, часть своей личности.

А тот человек оставляет часть себя в нашем сердце, в нашей душе. Представим

себе: если зеркало, в котором отражается наш образ, разобьется на кусочки, и

в каждом из них зафиксируется наше отражение, что произойдет с образом?

Получится некоторое множество нашего "я". Целое рассыпется. В этом, кстати,

один из смыслов греха нецеломудрия – нецелостность. Во мне, в моей душе много

других "я", а мои "я" тоже где-то гуляют. Могут быть и духовные

прелюбодеяния, когда человек, сохраняя видимую верность, душой прилепляется к

другому. Здесь та же ситуация нецелостности – нецеломудрия. Многие острые

вопросы нашей жизни, многие неурядицы, горе и трагедии связаны прежде всего с

развалом семьи. Нет семьи – и человек лишается корней.

Никто, даже самый хороший и добрый батюшка или самый прекрасный педагог,

самый замечательный детский дом или интернат не могут заменить ребенку папу и

маму. Дети это очень глубоко чувствуют. Был такой случай. В один из рейдов по

Москве группа сотрудников милиции вошла в зал ожидания Казанского вокзала и

увидела такую картину: возле билетных касс полулежит женщина, еще не старая,

худая, синяя, обезображенная пьянством, в каких-то лохмотьях; около нее –

тоже вся оборванная грязная девчушка лет шести. Как только эта девочка

увидела, что к ее маме приближается милиционер, то засуетилась, стала

приводить ее в порядок, достала расческу с тремя зубьями, чтобы причесать...

Маленькая, умом еще ничего не понимает, но: это – моя мама, моя семья; она

частичка чего-то такого, чего и сама еще не осознает.

И так практически у всех детей. Никакая организация не заменит того, что

вложил в родителей, особенно в мать, Господь: дар не только рожать, но дар

воспитывать, учить детей. Все глубинные отношения человека с Богом, с

ближним, с миром закладываются в семье. От семьи – все импульсы жизни.

Родители учатся вместе с детьми

Семья, родители должны активно включаться в процесс духовного образования

ребенка, быть первыми помощниками Церкви в этом деле. В наше время родители,

воспитывая детей в Церкви, одновременно и сами потихоньку духовно растут.

Бывают случаи, и нередкие в наши дни, когда ребенок воцерковляется

самостоятельно от семьи и приводит в храм родителей.

Наша воскресная школа работает не только с ребенком, но и с его семьей.

Родители, подавая прошение о приеме детей в школу, обязательно дают свое

согласие на посещение занятий. Другое дело, как они это выполняют. Но мы

никого не неволим.

В нашем разноликом мире, где отсутствует какое бы то ни было единство, трудно

воспитывать человека в цельности. Очень страшно, когда в детскую душу

вносится разлад. Приведу такой пример. После беседы о сотворении мира

приходит ученик нашей школы домой и рассказывает своему отцу о том, что узнал

у нас. А тот слушал-слушал, глядел вялым взором на своего ребенка, а потом

сказал: "Все это поповские бредни". И все. В следующее воскресенье мальчик

был неузнаваем: смотрит недоверчиво – мнение папы для него оказалось

убедительнее. Для семи-восьмилетнего малыша родительский авторитет очень

высок.

Когда-то на Руси церковное воспитание было неотделимо от семейного.

Осуществить это в наше время не так-то легко, поскольку связь поколений

прервана во всем, в том числе и в деле воспитания. Нельзя забывать, что

многие из родителей наших учеников – в прошлом питомцы яслей, детсадов,

"продленок" и других детских учреждений – сами были лишены тепла семейного

очага. И теперь, если мы хотим вернуться к нашим семейным традициям, то учить

прежде всего нужно родителей. Это касается не только воскресной школы, но и

светской. Очевидно, потребность эта пока не осмыслена нами в достаточной

степени, так как в целом такой практики – просвещения родителей – у нас пока

нет.

Мы должны помнить, что забота о ребенке – это не только добывание для него

хлеба насущного. Намного важнее то, что в детстве формируется душа человека,

душа гражданина Царства Небесного. [5]

Как воспитать религиозность у детей

Закон Божий, которому учат в школах, не имеет целью дать детям знание Бога

(это знание он предполагает уже существующим); он дает детям только знание о

Боге.

А так как знание о Боге, как и всякое другое знание, усвояется только умом и

памятью, то изучение Закона Божия в школе обычно становится отвлеченным,

внешним усвоением религиозных истин, не проникающим в глубину души.

Знание Бога отличается от знания о Боге.

Знание Бога — непосредственное восприятие Бога внутренним чувством, знание о

Боге — достояние ума и памяти.

О знании Бога говорит Евангелие: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя,

единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). О том

же говорит пророк Исайя: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли

господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1,

3).

И самое слово «религия» означает не простое понятие о Боге, а живую связь

между живыми существами — человеком и Богом.

Прийти к познанию Бога — не значит найти Бога вне себя, как некоторый внешний

предмет, или убедиться в его существовании какими-то логическими доводами,—

это значит каким-то таинственным образом дать возможность нашему внутреннему

«я» увидеть Бога внутренним оком.

Отсюда ясно, что никаким умножением богословских знаний нельзя достигнуть

познания Бога. Сильные богословской ученостью иудейские книжники не в

состоянии были усмотреть в Иисусе Христе Его Божественную силу, которую

видели в Нем простые рыбаки, мытари и блудницы.

И в наше время богословское, семинарское и академическое образование не

обеспечивает религиозности. Если познание Бога достигается внутренним зрением

сердца, то главный труд, главная задача религиозного влияния и воспитания

заключаются в том, чтобы суметь сохранить или пробудить в руководимом это

внутреннее зрение сердца, или, иначе сказать, произвести в его сердце такое

изменение, чтобы открылись духовные очи его к зрению Бога.

Конечно, нельзя отрицать значения и важности богословского образования и

обучения Закону Божию; но надо отметить, что знание Бога надо ясно отличать

от знания о Боге и, сообщая детям последнее, не думать, что этим

исчерпывается задача религиозного руководства.

Знание о Боге, несомненно, необходимо, так как оно дает конкретное содержание

нашему знанию Бога: оно уясняет нам наше понятие о Боге, отношение Бога к миру

и мира к Богу. Детская душа, тем более возрожденная в Таинстве Крещения,

обладает естественной способностью знать Бога. Это вероятно и имеет в виду

Господь Иисус Христос, когда говорит: если не обратитесь и не будете как

дети, не войдете в Царство Небесное (Мф. 18, 3); славлю Тебя, Отче,

Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то

младенцам (Мф. 11, 25); кто умалится, как это дитя, тот и больше в

Царстве Небесном (Мф. 18, 4); чистые сердцем... Бога узрят (Мф. 5,

8).

Это свойство внутреннего, непосредственного зрения Бога, некоторые люди

сохраняют на всю жизнь. Таковы, прежде всего святые: преподобный Сергий

Радонежский, преподобный Серафим Саровский и другие.

Не из внешнего опыта и не посредством рассуждений и логических заключений

пришли они к познанию Бога. Они знали Бога так же непосредственно, как мы

непосредственно воспринимаем свет и теплоту солнца. Никто не доказывает бытия

солнца. Библия не доказывает бытия Божия, святые не ищут доказательства бытия

Божия. Ставить признание бытия Божия в зависимость от соображений нашего

разума, постоянно колеблющихся и меняющихся в зависимости от проницательности

нашего ума и от запаса наших знаний— это значило бы обосновать несомненное

сомнительным, или рассматривать солнце при помощи тусклой свечи.

И не только святые, но и обыкновенные люди иногда в течение всей своей жизни

сохраняют дар непосредственного, живого и несомненного восприятия бытия

Божия, и это особенно свойственно людям простым и смиренным, свободным от

соблазнов горделивого разума или нечистого сердца.

Почему дети теряют веру в Бога

Почему же одни люди оказываются способными до конца дней своих знать Бога и

верить в Него, а другие еще в молодости теряют веру? Как происходит эта

потеря веры, и какими средствами возможно ее сохранить или возвратить?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, я хочу сказать несколько слов тем, кто

говорит, что не нужно «навязывать» детям религиозных верований.

Религиозная вера не может быть навязана человеку; она не есть что- либо

постороннее человеку, она есть необходимая потребность человеческой природы,

главнейшее содержание внутренней жизни человека.

Когда мы заботимся о том, чтобы ребенок рос правдивым, добрым, развиваем в

нем правильное понятие о красоте, вкус к прекрасному, мы не навязываем ему

чего-либо чуждого или несвойственного его природе, мы только помогаем ему из

самого же себя извлекать, как бы освобождать из пеленок, в себе самом

усматривать те свойства и движения, которые вообще свойственны человеческой

душе.

То же самое нужно сказать и о познании Бога.

По принципу ненавязывания ничего детской душе, мы вообще должны бы были

отказаться от всякого содействия ребенку в развитии и укреплении его душевных

сил и способностей. Мы должны были бы всецело предоставлять его самому себе

до тех пор, пока он вырастет и сам разберется, каким он должен быть, и каким

нет.

Но этим мы не избавили бы ребенка от посторонних влияний на него, а только

придали бы этим влияниям безпорядочный и произвольный характер.

Возвращаемся к вопросу, почему одни люди до конца дней своих сохраняют в душе

своей постоянную, непоколебимую веру, между тем как другие теряют ее, иногда

теряют окончательно, а иногда с большим трудом и страданиями возвращаются к

ней?

В чем заключается причина этого явления? Мне кажется, это зависит от того,

какое направление принимает внутренняя жизнь человека в его раннем детстве.

Если человек, инстинктивно или сознательно, сумеет сохранить правильное

соотношение между собой и Богом, он не отпадает от веры; если же собственное

«я» займет в его душе неподобающее ему первенствующее и господствующее место,

вера в душе его затмится. В раннем детском возрасте собственная личность

обычно еще не становится на первом месте, не делается предметом поклонения.

Почему и сказано: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в

Царство Небесное. С годами собственная личность все более и более возрастает

в нас, становится центром нашего внимания и предметом нашего угождения.

И эта в себе самих сосредоточенная эгоистическая жизнь обычно идет по двум

направлениям — по направлению чувственности, служения телу, и по направлению

гордости, узкому доверию и преклонению перед рассудком вообще, и перед своим

собственным в частности.

Обыкновенно бывает так, что то и другое направление не совмещаются в одном и

том же человеке. У одних преобладают соблазны чувственности, а у других

соблазны рассудочности. Чувственность с возрастом переходит иногда в половую

нездоровость, от которой бывают свободны натуры рассудочные и гордые.

Чувственность и гордость, как два вида служения собственной личности — это

как раз те именно свойства, какие проявлялись, как мы знаем, в первородном

грехе первозданных людей и воздвигли преграду между ними и Богом.

То, что случилось с первозданными людьми, происходит и с нами.

Нездоровое направление нашей внутренней жизни с детства, приводящее к

развитию в нас или чувственности, или гордости, загрязняет чистоту нашего

внутреннего, духовного зрения, лишает нас возможности видеть Бога.

Мы отходим от Бога, остаемся одни в своей эгоистической жизни и со всеми

вытекающими отсюда последствиями.

Таков процесс нашего отпадения от Бога.

У тех же людей, которым удается сохранить правильное соотношение с Богом,

процесс развития эгоистических, чувственных и гордостных расположений

встречает преграду в памяти о Боге; они берегут в себе и чистоту сердца и

смирение ума; и тело и ум у них вводится в свои границы их религиозным

сознанием и долгом. Они смотрят на все возникающее у них в душе как бы с

некоторой высоты своего религиозного сознания, производят надлежащую оценку

своим чувствам и стремлениям и не позволяют им овладевать собой

безконтрольно. При всех постигающих их соблазнах они не теряют основное

религиозное направление их жизни.

Таким образом, задача и трудность религиозного руководства заключаются в том,

чтобы помочь ребенку, мальчику и девочке, юноше или девушке сохранить

правильное соотношение между собой и Богом, не дать развиваться в себе

соблазнам чувственности и гордости, которыми засоряется чистота внутреннего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ