|
Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика
Рис.3. Методическая система научных исследований
Теоретические исследования являются творческими, направленными на создание
новых научных гипотез, глубокое объяснение неизученных явлений или процессов,
обобщение отдельных явлений или процессов, обоснование стратегии и тактики
научных исследований, а также решении других подобных задач.
Научные исследования базируются на интеллектуальной деятельности (мышлении)
человека – исследователя. Важнейшим элементом теоретического исследования
является умственный труд. Существует большое количество методик
теоретического исследования, поэтому выбор можно делать только в соответствии
с конкретной научной проблемой (см. раздел 4 настоящих рекомендаций).
Отметим некоторые принципы научного труда, в котором теоретические
исследования составляют базисный компонент научного результата:
1. Постоянно думать о предмете исследования. Так И.Ньютон на вопрос о
том, как он сумел открыть законы небесной механики, ответил: «Очень просто, я
все время думал о них». Из этого принципа следует два практических вывода:
нельзя заниматься научной работой только на работе, человек должен думать о
предмете своего исследования постоянно.
2. Не работать без плана. При научном исследовании сначала пишется
укрупненный план, а затем в процессе теоретических исследований его
детализируют и корректируют.
3. Контролировать ход работы в процессе теоретических исследований. По
результатам постоянного контроля хода исследований осуществляется
корректировка работ и выполняется анализ научных результатов.
3.4.4. Методики экспериментальных исследований [2, 3, 32]
Методики экспериментальных исследований – это общая структура,
последовательность и приемы выполнения экспериментальных исследований.
Экспериментальные исследования подтверждают теоретические понятия, законы,
принципы на практике и являются базой для подтверждения достоверности
полученных научных результатов сформулированных в гипотезе научных исследований
по выбранной теме.
Эксперимент и теория взаимосвязаны:
· теория позволяет обосновывать методику эксперимента;
· эксперимент позволяет оценить справедливость теории.
Экспериментальные исследования состоят из трех этапов: планирование,
эксперимент и анализ (обработка результатов).
В подавляющем большинстве случаев эксперимент является многофакторным опытом.
Многофакторность эксперимента дает возможность изложения его стратегии после
очередного этапа. Многофакторный эксперимент базируется на общематематическом
аппарате, основы которого были заложены в трудах Р.Фишера.
Приступая к эксперименту необходимо: составить программу, обосновать
методику, выбрать измерительную аппаратуру, произвести оценку измерений,
определить последовательность и составить календарный план.
Математическая теория эксперимента и его планирование, предусматривающее
изменение всех исследуемых факторов (измеряемых параметров) по определенному
плану и учитывающее их взаимодействие – качественно новый подход к
исследованию с применением ЭВМ для обработки результатов факторного
эксперимента. Это направление в экспериментальных исследованиях получило
название «вычислительный эксперимент».
Важным разделом методики экспериментальных исследований является обработка и
анализ данных. Особое внимание в подборе методики эксперимента должно быть
уделено математическим методам обработки и удобным формам записи результатов
в виде таблиц, графиков, формул, диаграмм и т.п.
3.4.5. Методика оформления научных результатов.
Методика оформления научных результатов в виде научного положения,
которое является заключающим этапом решения научной проблемы. Формами научной
продукции являются [30]:
· научно-технический отчет;
· доклад;
· статья;
· монография;
· учебное пособие;
· выпускная квалификационная работа.
Новые научные результаты, имеющие важное теоретическое значение и имеют
практическое применение, публикуются в монографиях, статьях, научных отчетах,
а учебные материалы в учебниках, учебных пособиях, методических
рекомендациях.
Монография – научное издание в виде книги, содержащее всестороннее
исследование одной проблемы.
Доклад – краткое изложение содержания основных научных положений,
сформулированных автором, выводы и предложения. При подготовке доклада
необходимо составить краткие тезисы на 1-2 страницах с изложением цели и
содержания идей.
Статья – материал, предоставленный в виде информации для специалистов,
которые могут использовать результаты в своей работе.
Учебник – учебное издание в виде книги, содержащее систематическое
изложение определенной учебной дисциплины, соответствующее учебной программе,
утвержденной официальными органами.
Учебное пособие – учебное издание частично заменяющее или дополняющее учебник.
Выпускная квалификационная работа – результат научных исследований выпускника
высшего учебного заведения.
ВКР классифицируется как специальная, публично защищаемая квалификационная
работа.
Для проведения научных исследований необходимо выбрать оптимальную методику
для данной темы (задачи) из имеющихся в науке или разработать новую. Причем
необходимо обратить особое внимание на три взаимосвязанных научных понятия:
методология, метод, методика, значение которых носит принципиальный характер
для бакалавра, выполняющего исследования по теме ВКР.
3.5. Технология научных исследований [3]
3.5.1. Определение и вид технологической карты научных исследований [29]
Технология происходит от слияния двух греческих слов – tehne - искусство,
мастерство и logos – понятие, учение, т.е. учение о мастерстве.
Технология научных исследований – это совокупность знаний о содержании
процессов научного исследования при выборе темы, информационном и научном
поиске, внедрении научных результатов, а также практического освоения
конкретной методики выполнения научных исследований при разработке ВКР.
Графическое отображение технологии научных исследований получило название
«Технологическая карта научных исследований».
Технологическая карта научных исследований – это схема, иллюстрирующая
методически целесообразную последовательность выполнения научного исследования
с учетом содержания процессов научного исследования (выбора темы,
информационный и научный поиск, включающий теоретические и экспериментальные
результаты), методики выполнения этапов процесса научных исследований и
формулировки научного положения, составляющего конечную цель исследования.
3.5.2. Принципы построения технологической карты научных исследований [2]
Как уже ранее отмечалось, научное исследование начинается с постановки
проблемы. Проблема на технологической карте (Рис.4) обозначается как запрос
практики. Решение проблемы и есть тема данного научного исследования. Для
уточнения названия темы необходимо знать состояние вопроса и сущность
исследуемого объекта, а также уточнить цель исследования, т.е. необходимо
провести информационный поиск по уточнению пути решения данной проблемы. На
технологической карте эти исследования указаны как «наименование темы» и
«цель исследования». По результатам этих процессов формулируется главная
задача (ГЗ), соответствующая теме исследования и определяется количество и
содержание вспомогательных задач (ВЗ), необходимых для решения главной
задачи. По каждой вспомогательной задаче составляется план-программа
исследования, приводящий к их решению. Исследования вспомогательной задачи
начинаются с информационного поиска, уточняющего постановку вспомогательной
задачи и содержание исследования. Затем начинается научный поиск, который
для вспомогательных задач осуществляется совместно для теоретических и
экспериментальных исследований, начиная с выработки гипотезы предполагаемого
научного результата (НР) по каждой вспомогательной задаче. Проводится
предварительный анализ путей решения ВЗ, а далее непосредственно решение
каждой вспомогательной задачи и проверяется состоятельность решения, за
которым следует оформление научных результатов. Синтез научных результатов по
всем вспомогательным задачам позволяет сформулировать научное положение (НП),
которое и является непосредственным решением главной задачи. По завершению
этапа оформления НП приступают к внедрению результатов научного исследования,
к которым относятся новая теория или методика обучения, информационная
технология и т.п.
3.5.3. Обобщенная модель технологической карты научных исследований.
На основании перечисленных этапов исследований составляется технологическая
карта научных исследований в целом (рис.4). На схеме технологической карты,
представленной графическим изображением гипотетической модели технологии
научных исследований, показаны название темы и ее главная задача, решение
которой является целью исследования. Затем определяются вспомогательные
задачи с указанием формулировки научных результатов, которые определяют
научное положение, замыкающее цикл научного исследования.
3.5.4. Главная и вспомогательная задача, научный результат и научные положения.
При составлении технологической карты научных исследований были обозначены
ряд понятий таких как:
Главная задача – задача, определяемая темой и целью научного
исследования, поставленного проблемой социального заказа (заказ практики);
Вспомогательная задача вытекает из необходимых дополнительных
исследований при решении главной задачи.
Это могут быть разработки какого-либо прибора, программного обеспечения,
информационной педагогической технологии, без которых невозможно проведение
исследования, необходимого для решения главной задачи. Решение отдельной
вспомогательной задачи позволяет сформулировать промежуточный научный
результат.
Научным результатом исследования является творческий продукт в решении
какой-либо одной задачи, заказа, проблемы.
Научным положением называется обобщение научных результатов по всем
вспомогательным задачам, задействованным в решении главной задачи.
3.5.5. Эффективность технологической карты в организации научных исследований
[19, 31]
Методическая значимость технологических карт научных исследований
подтверждается их соответствием формуле познания и моделям познания. В
соответствии с формулой познания на технологических картах этапу живого
созерцания соответствует та ее часть, где обозначена главная задача, этапу
абстрактного мышления – часть, где обозначены вспомогательные задачи при
решении главной задачи, а этапу практической проверки научных результатов
вспомогательных задач и проверки научного положения для решения главной задачи
соответствует педагогический эксперимент, отраженный в ВКР и ориентированный на
систему образования.
Модель познания объекта имеет трехступенчатую структуру [13, 23]:
· Ступень I. Раскрытие свойств объекта, которые поддаются
изучению непосредственно без воздействия со стороны исследователя
(созерцание, наблюдение);
· Ступень II. Проникновение в скрытые сферы (характеристика,
параметры, свойства) объекта;
· Ступень III. Мысленная разбивка объекта на составляющие части
с целью создания условий для более сложной познавательной деятельности с
последующим эмпирическим восстановлением объекта при помощи синтеза.
На технологической карте в соответствии с приведенной моделью познания можно
также выделить [31]:
· Живое созерцание с целью обоснования и постановки главной
задачи исследования;
· Разбиение главной задачи на вспомогательные задачи, их анализ
и синтез;
· Синтез проанализированных частей с целью получения решения
главной (исходной) задачи для данной темы исследования.
Постановка
Проблемы
Цель исследования (формулировка гипотезы) |
|
требуется
решить
Вспомогательные
результаты
задачи (ВЗ)
решения
Исследование главной задачи с использованием HP |
|
Научные результаты (HP) HP-K
HP-1
Рис.4 Технологическая карта научных исследований.
Представленная технологическая карта научных исследований, ориентированная на
формирование теоретического базиса выполнения ВКР бакалавра, является общей
для разработки любого научного труда (бакалавр, магистр, кандидат наук).
Отличительной особенностью гипотетической модели научных исследований
является сложность научной проблемы и соответственно число разрабатываемых
главных и вспомогательных задач, с увеличением которых происходит
глобализация научной проблемы и соответственно качественно изменяется
уровень научного исследования. Так при выполнении ВКР бакалавром и магистром
магистерской диссертации обычно решается одна главная и несколько
вспомогательных задач. При чем в бакалаврской ВКР научные результаты и есть
положение выносимое на защиту в ГАК, а для магистерской диссертации научным
положением является новая теория в области Информатики в соответствии с
магистерскими программами подготовки магистрантов утвержденными на факультете
математики:
· магистерская программа 540202 – Информатика в образовании
· магистерская программа 540205М – Информационные
технологии в физико-математической образовании.
Настоящие методические рекомендации для бакалавра могут быть полезными не
только для соискателей научных степеней (бакалавра и магистра физико-
математического образования с профилем Информатика), но и для соискателей
ученых степеней (кандидата и доктора наук) по соответствующим специальностям,
подготовляемым кафедрой Информатики РГПУ им. А.И. Герцена.
В последних, в случае применения настоящих методических рекомендаций к
выполнению работ более высокого уровня, следует учитывать следующие
особенности технологических карт научных исследований:
· Для кандидатских диссертационных исследований обычно решается
научная теоретическая задача с несколькими вспомогательными задачами
исследования и оформляется научное положение, выносимое на защиту в виде
научного тезиса, важного для развития теории в конкретной области знаний.
· Для докторских диссертационных исследований решается научно-
педагогическая или научно-техническая проблема, являющаяся новым научным
вкладом в теорию определенной области знаний (педагогику, технику и другие).
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ
РАБОТЫ БАКАЛАВРА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФИЛЬ ИНФОРМАТИКА
4.1. Положение о выпускной квалификационной работе бакалавра
физико-математического образования: цель и задание [33]
Выпускная квалификационная работа выполняется на завершающем этапе обучения
бакалавра в педагогическом вузе и является самостоятельной комплексной
научно-исследовательской работой, которую выполняет выпускник под научным
руководством преподавателя [4, 5].
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это самостоятельное научно-
практическое исследование, которое позволяет установить квалификационный
уровень знаний выпускника и умение использовать эти знания в своей будущей
профессиональной учебно-методической и научно-практической деятельности. При
выполнении ВКР необходимо показать знание специальной литературы, умение
самотоятельно ее анализировать и делать обобщающие выводы.
Выпускная квалификационная работа должна основываться на научных концепциях и
физико-математических теориях в предметной области «Информатика». Содержать
элементы творчества, новизны и быть направленной на эффективное решение
научно-практической задачи по выбранной тематике исследований по сравнению с
ранее известными решениями по применению компьютеров и средств информационно-
коммуникационных технологий в образовательной области профессиональной
деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы – систематизация, закрепление,
расширение и углубление теоретических знаний и практических умений
самостоятельного анализа и обобщения накопленных навыков по профильным
дисциплинам информатики, которые изучались в процессе освоения основной
профессионально-образовательной программы при обучении в вузе, а также для
применения полученных знаний, умений и навыков в решении конкретных учебно-
методических, научно-технических, информационно-технологических, программно-
алгоритмических и других тематических заданий, соответствующих
квалификационной характеристике видов профессиональной деятельности бакалавра
физико-математического образования по профилю информатика, регламентированной
Государственным образовательным стандартом (ГОС) высшего профессионального
образования.
Выпускная квалификационная работа бакалавра должна отражать владение
гуманитарными, социально-экономическими и естественнонаучными дисциплинами,
глубокое знание общепрофессиональных дисциплин и дисциплин профильной
подготовки в предметной области «Информатика», ВКР должна показать умение
применять эти знания в практической научно-исследовательской работе, а также
подтвердить владение навыками по использованию информационных источников,
нормативных материалов, отразить умение критически оценивать существующие
научные концепции и подходы к решению проблем информатизации образования и, в
частности, готовность жить и работать в информационном обществе.
Выполнение выпускной квалификационной работы должно быть ориентировано на
закрепление знаний полученных в процессе освоения профессионально-
образовательной программы, углубления навыков самостоятельной работы с
литературными источниками и информационными ресурсами сети Интернет,
содержащими научные, методические и статистические материалы, а также умение
изучать и анализировать современные методы обработки результатов
информационной деятельности в профессиональной практике.
Выпускная квалификационная работа – определяется как квалификационный научный
труд, на основании которого определяется уровень профессионализма выпускника.
Показателем оценки качества ВКР, а, следовательно, и оценки профессионализма
бакалавра является исследование, которое ориентировано на практическое
приложение в сфере образования, выполненное на конкретных материалах, а
выводы и рекомендации, предлагаемые в ВКР, полностью или частично могут быть
внедрены в педагогическую практику для совершенствования процесса обучения на
базе широкого использования информационно-коммуникационных технологий,
ориентированных на современные методы и средства информатизации образования,
сетевые технологии, технологии дистанционного образования, агент-технологии
виртуальной школы и другие подобные инновации в педагогике, поддерживаемые
информационно-технологическими и программно-аппаратными средствами при
организации учебно-познавательного пространства с развивающейся открытой
архитектурой баз данных.
4.2. Тематическая ориентированность ВКР бакалавра физико-математического
образования профиль информатика [5]
4.2.1. Проблемные исследования в области информационных педагогических
технологий [34-50]
В соответствии с концептуальными тезисами реформирования системы образования
в средней, высшей и послевузовской школе, декларируемой в доктрине
национального образования в России [34], выпускная квалификационная работа
бакалавра должна отражать перспективные тенденции в эволюции информационных
педагогических технологий (ИПТ):
· фундаментальное образование;
· опережающее образование;
· открытое образование;
· непрерывное образование (рис. 5).
Доктрина образования Российской Федерации | | | | Фундаментальность образования | | Цель – повышение качества обучения | | | | Ноосферное сознание | | | | | Системное научное мышление: - конструктивное образное; - развитое воображение; - ассоциативное представление; - развитая интуиция; - хорошая память; - вариативное восприятие; | | | | Высшая интеллектуальная культура: - педагогическая этика; - экологическая культура; - информационная культура; - творческая активность; - высокая нравственность; - национальный патриотизм; | | | | | | |
Опережающее образование | | Цель – ориентация на профессии, выпуска (востребованные на момент будущей цивилизации) |
Открытость образования | | Цель – доступность образования и активизация самообучения |
| Методы: Проектно-групповая модель обучения Индивидуальная модель обучения |
| Формы: Дистанционное образование на основе сетевых технологий обучения |
| Средства: Информационно-технологическое образовательное пространство |
Рис.5 Концептуальные основы реформирования образования на базе современных методов и средств ИКТ |
| Непрерывное образование | | Согласование учебных программ и методов образовательного процесса по ступеням многоуровневой подготовки |
Фундаментальное образование – цель повысить качество обучения для
формирования у обучаемого: ноосферного сознания; системного научного мышления
(конструктивного образного, развитого воображения, ассоциативного
представления, развитой интуиции, хорошей памяти и вариативного восприятия);
высокой интеллектуальной культуры (экологической, информационной,
педагогической, творческой активности, толерантности и высокой нравственности).
Опережающее образование – цель нацеленность учебного процесса на
квалификационную подготовку профессий, которые будут востребованы рынком труда
на момент выпуска специалиста.
Открытое образование – цель обеспечение существенно большей доступности
системы образования для всего населения планеты за счет широкого использования
методов самообучения и средств дистанционного образования на основе
перспективных ИКТ.
Непрерывность образования – цель методическое и психолого-педагогическое
согласование образовательных программ учебных дисциплин по ступеням
иерархической лестницы образовательных программ от среднего к высшему
образованию, а от высшего к послевузовскому образованию.
Важнейшей методологией направленности современной и перспективной системы
образования, декларируемой в указанной доктрине должны стать целевые задачи
раскрытия творческого потенциала личности, сущностью качеств которой сегодня
является развитие системного мышления, т.е. подготовки стратега, а не
тактика, который быстрее найдет собственную нишу на рынке труда с
развивающейся многоукладной экономикой. Перед образованием стоит задача
перехода от «конвейерной» подготовки специалистов к «штучной» личностно-
ориентированной модели организации учебного процесса для многоукладной
рыночной экономики, формируемой в России.
Перечислим качества специалиста, востребованного информационным обществом [35].
1) Системное мышление
, позволяющее человеку, обозревая проблему или явление в целом, выделить ее
наиболее важные составные части, их взаимосвязи и взаимообусловленность.
2) Конструктивное
образное мышление, создающее у человека высокий эмоциональный подъем,
необходимый для внутренней психологической поддержки творческого процесса,
требующего значительных волевых усилий.
3) Развитое
воображение, позволяющее представить возможные варианты будущего развития
тех или иных процессов или явлений на основе ранее выявленных их свойств и
тенденций.
4) Пространственное
мышление, содействующее адекватному восприятию разнообразных
пространственных форм окружающего мира, постижению понятий многополярности
физической реальности.
5) Ассоциативное
мышление и развитая интуиция, которые помогают человеку уловить взаимосвязь
и взаимное влияние, казалось бы, далеких друг от друга явлений и на этой основе
выявить новые закономерности развития природы и общества.
6) Хорошая память,
особенно на новые понятия и образы. Она – фундамент многих творческих
процессов, особенно в области научной деятельности, изобразительности, изучения
языков.
7) Вариативность
мышления, его незакомплексованность, т.е. способность выйти за рамки
привычных, устоявшихся представлений, чувство нового.
Данная философия совершенствования образования, принятая в национальной
доктрине образования в России, была положена в основу методологии
формирования физико-математических специальностей, и в частности «бакалавра
информатики», которая должна быть воспринята и в полной мере отражена в
выпускной квалификационной работе.
Профиль информатики требуют от бакалавра творческого подхода к использованию
основополагающих в педагогике принципов дидактики, сформулированных А.
Коменским [36]:
· наглядность,
· доступность,
· системность,
· последовательность,
· сознательность.
Информационные технологии (ИТ) в образовании являются прерогативой
прикладной информатики, развивающей теорию и методы проблемно-ориентированных
информационных технологий автоматизированного программирования,
автоматизированного проектирования, автоматизированного обучения,
автоматизированного управления, автоматизированного диагностирования,
вычислительного эксперимента, компьютерного моделирования в приложении к
различным сферам деятельности в отраслях (медицина, наука, культура, техника,
образование, промышленность, торговля, транспорт, связь, юриспруденция, сфера
услуг, досуг и другие).
Информационные технологии обучения должны разрабатываться с учетом указанных
классических принципов дидактики. Однако простое декларирование дидактических
принципов не прибавит эффективности компьютерному обучению. Эти принципы
должны быть наполнены новым содержанием (рис. 6), которые отражают
особенности их реализации в новой образовательной среде – АОС
(автоматизированная обучающая система) и которые позволяют сформировать новую
парадигму информационной педагогической технологии (ИПТ).
Рассмотрим, как же будут влиять компьютерно-коммуникационные технологии на
корректировку дидактических принципов А. Коменского (см. рис. 6).
Дидактические принципы компьютерного обучения |
Классические принципы диалектики (по Коменскому) | | Дидактические принципы компьютерного обучения |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|