|
Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика
Все перечисленные характеристики, предлагаемые для оценки ВКР, позволяют
обосновать актуальность, научную новизну, соответствие квалификации бакалавра
и практическую ценность научных исследований на этапе информационного поиска.
На основе углубленного изучения, анализа и обобщения материалов по теме ВКР
для приведенного примера разработки содержания дисциплины ДПП04 –
теоретические основы информатики в перечисленных ранее изданиях периодических
журналов и учебной литературы следует отметить:
· Актуальность подтверждена в работе преподавателя
Нижнетагильского педагогического университета Поршнева С.В. [59] «О
государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования
по специальности «Информатика» (ж-л «Педагогическая информатика» № 4, 2002 г.,
стр. 62 - 67) следующей цитатой: «Таким образом, приведенный анализ приводит к
выводу о низком качестве главного нормативного документа Министерства
образования российской Федерации ГОС по высшему профессиональному образованию
по дисциплине «Теоретические основы информатики», в соответствии с которым
сегодня осуществляется подготовка по специальности «Информатика». Причем, если
вспомнить в какой спешке проходила работа над образовательным стандартом
второго поколения, этот результат вполне закономерен. В ближайшее время
начнется (или уже началась) работа над государственным образовательным
стандартом третьего поколения. С нашей точки зрения она должна проводится при
соответствующей финансовой поддержке Министерства образования, гласно, на
конкурсной основе, несколькими творческими коллективами, состав которых должен
быть обнародован, с широким обсуждением проектов, заинтересованными
специалистами, как в печатных изданиях, так и в сети Интернет».
· Научная новизна заключается в том, что, впервые
поставлена цель по повышению профессионализма выпускников педагогических вузов,
на основе обеспечения согласования содержания школьного предмета информатики
по разделу «теоретическая информатика» и базовой дисциплины «Теоретические
основы информатики», изучаемой в педагогическом вузе в блоке профильной
подготовки по информатике ГОС высшего профессионального образования по
направлению – бакалавр физико-математического образования профиль Информатика.
Подтверждением научной новизны темы ВКР, ориентированной на согласование
содержания дисциплин вузовской подготовки бакалавров с содержанием школьного
предмета Информатики может служить статья д.п.н., профессора РАО Бешенкова
С.А. «Информатика: единый курс от школы до вуза» (ж-л «Информатика и
образование» № 7, 2002 г., стр. 2 – 5). В статье показано, что данная тема не
решена методически для педагогических вузов.
· Ориентация темы на подготовку бакалавра
физико-математического образования по профилю информатика очевидна и не требует
обоснований.
· Практическая реализуемость подтверждается наличием
разработок кафедрой Информатики РГПУ им. А.И. Герцена учебных программ,
содержания курса «Теоретические основы информатики», изучаемого студентами
различных специальностей подготавливаемых на факультете математики (см.
Приложение») и включением дисциплины ДПП.04 – «Теоретические основы
информатики» включенной в ГОС третьего поколения по высшему профессиональному
образованию направления бакалавр физико-математического образования профиль
Информатика.
В соответствии с изложенными материалами в пп. 4.3.3. и 4.3.4. сформулируем
гипотезу следующим образом: Если разработать содержание разделов и тем
дисциплины «Теоретические основы информатики» профильной подготовки
бакалавров в педагогических вузах, ориентированное на раздел «теоретическая
информатика» школьного предмета информатики, то будут методически обеспечены
знания, умения и навыки бакалавров физико-математического образования по
профилю Информатика необходимые для повышения профессионализма выпускников и
обеспечения качества их подготовки для будущей профессиональной деятельности.
(Для нашего примера будет обеспечен профессионализм выпускников-бакалавров
физико-математического образования профиль информатика, подготавливаемых на
факультете математики РГПУ им. А.И. Герцена).
В соответствии с выбранной темой ВКР и сформулированной гипотезой могут быть
поставлены следующие задачи научных исследований, необходимые для выполнения
ВКР:
1. Анализ содержания дидактических единиц раздела
«Теоретическая информатика» школьного предмета информатики с выделением
модулей учебно-методического обеспечения процесса обучения.
2. Разработка содержания тем учебного курса
«Теоретические основы информатики» с упорядочением раздела курса,
ориентированных на темы школьного предмета информатики по первому разделу
«Теоретическая информатика» и подготовка методического обеспечения учебного
процесса в педагогическом вузе.
3. Проведение педагогического эксперимента на
кафедре информатики по апробации учебного курса «Теоретические основы
информатики» с корректировкой его содержания.
4. Оформление научных результатов в качестве
предложения для включения в ГОС третьего поколения по дисциплине ДПП.04 –
Теоретические основы информатики.
4.3.6. Пример технологической карты выполнения ВКР по теме «Разработка
содержания дисциплины ДПП.04 – теоретические основы информатики» [53]
Так, Технологическая карта научных исследований по теме ВКР «Разработка
содержания дисциплины ДПП.04 - Теоретические основы информатики приведена на
рис. 8 (см. стр. 74), в которой уточнена главная задача: Совершенствование
содержания учебного курса «Теоретические основы информатики», изучаемого в
педагогических вузах.
Для решения главной задачи необходимо провести научные исследования 3-х
вспомогательных задач:
· Вспомогательной задачи № 1, разработка учебной программы
и курса дисциплины ДПП 04 ГОС на основе анализа содержания раздела
«Теоретическая информатика» школьного предмета «Информатика».
· Научный результат ВЗ № 1 – учебная программа дисциплины
ДПП-04 –Теоретические основы информатики.
· Вспомогательная задача № 2, разработка методического
обеспечения учебного курса «Теоретические основы информатики» для подготовки
бакалавров в педагогических вузах по направлению 540200 – Физико-математическое
образование профиль Информатика.
· Научный результат ВЗ № 2 – содержание учебного курса
«Теоретические основы информатики» для специальности Бакалавр
физико-математического образования профиль информатика.
· Вспомогательная задача № 3 – организация педагогического
эксперимента для апробации учебного курса «Теоретические основы информатики в
бакалавриате физико-математического образования по профилю информатика.
· Научный результат ВЗ № 3 – анализ эффективности учебной
программы и учебного курса «Теоретические основы информатики» для повышения
профессионализма выпускников-бакалавров.
Для каждой вспомогательной задачи могут быть предложены следующие планы
научных исследований.
4.3.7. Составление плана исследований и разработка методики научного поиска
(технологическая карта ВКР)
План научных исследований сначала разрабатывается укрупненно. В качестве
укрупненного плана решения главной задачи, сформулированной в наименовании
темы ВКР, целесообразно использовать технологическую карту научных
исследований, принцип построения которой был рассмотрен в разделе 3.5.2. Для
каждой вспомогательной задачи составляется собственно детализированный план
научных исследований, который ориентирован на определенный метод.
На технологической карте научных исследований для данного примера ДПП 04 –
теоретическое основы информатики все эти компоненты отражены (см. рис. 8).
Более подробный план научных исследований следует представить в виде
информационно-технической схемы выполнения ВКР (см. рис. 7).
План исследований по ВЗ № 1 «Анализ дидактических единиц раздела
«Теоретическая информатика» школьно предмета информатики:
1. Изучение содержания программы и анализ учебного
материала по теме «Информация и информационные процессы».
2. Изучение содержания программ и анализ учебного
материала по теме «Моделирование и формализация».
3. Изучение содержания программ и анализ учебного
материала по теме «Математические и логические основы информатики».
4. Изучение содержания программы и анализ учебного
материала по теме «Алгоритмизация и программирование».
5. оформление результатов анализа для формирования
содержания вузовского курса «Теоретические основы информатики».
План исследований по ВЗ № 2 «Разработка содержания учебного курса
«Теоретические основы информатики», упорядоченного по темам школьного предмета
Информатика (раздел «теоретическая информатика»).
1. Разработка учебного материала модуля
«Информатика как наука и учебная дисциплина: предмет и методы».
2. Разработка учебного материала модуля «Элементы
теории информации и информационные процессы».
3. Разработки учебного материала модуля «Модели и
основы моделирования».
4. Разработка учебного материала модуля «Алгоритмы
и методы алгоритмизации» (Прикладная теория алгоритмов).
5. Разработка учебного материала модуля «Автоматы
и компьютер» (теория преобразователей информации).
План исследований по ВЗ № 2 «Проведения педагогического эксперимента по
апробации учебной программы и учебного курса дисциплины «Теоретические основы
информатики» в РГПУ им. А.И. Герцена.
1. Разработка учебной программы курса
«теоретические основы информатики».
2. Подготовка лекционного материала курса
«Теоретические основы информатики».
3. Создание пособия по практическим занятиям
курса «Теоретические основы информатики».
4. Проведение занятий с бакалаврами факультета
математики.
5. Подготовка методических материалов по курсу
«Теоретические основы информатики» для включения в ГОС третьего поколения,
разработанного Министерством образования Российской Федерации.
4.3.8. Организация исследований по теме ВКР.
Методика теоретических исследований ВЗ № 1, 2 осуществляется на основе
«Теории учебника», разработанной В.П. Беспалько.
Апробация учебного курса «Теоретические основы информатики» в решение В З № 3
проводится по методике «Организация педагогического эксперимента»
предложенной в учебном пособии Ю.К. Бабанского «Педагогика» (глава 22
«Методы и средства обучения. Применения ЭВМ в учебном процессе).
К организационно-методическому обеспечению научных исследований
(теоретических и экспериментальных) следует отнести наличие доступа бакалавра
к программно-аппаратным средствам вычислительной техники (персональный
компьютер с принтером и видеомагнитофоном, учебно-научный сервер с выходом в
глобальную сеть Интернет, ксерокс и другая оргтехника кафедры информатики),
учебно-методическая литература (учебники, учебные пособия, лабораторные
практикумы и другие методические материалы).
Важным моментом для организации эффективной работы над ВКР является
закрепление за бакалавром базовой экспериментальной площадки (школа, вуз,
НИИ).
4.3.9. Научные результаты ВКР
Для ориентации содержания дисциплины «Теоретические основы информатики» на
раздел «Теоретическая информатика» школьного предмета по информатике
разработана учебная программа для педагогических вузов по курсу ТОИ из
следующих пяти разделов, упорядочивающих темы данной дисциплины и согласующей
с содержание раздела «Теоретическая информатика» школьного предмета
«Информатика». Раздел 1. Введение в информатику: предмет и методы
(обеспечивает введение в предмет изучения); Раздел 2: Элементы теории
информации (обеспечивает тему «Информация и информационные процессы»); Раздел
3: Модели и моделирование (обеспечивает тему «Моделирование и формализация).
Раздел 4: Алгоритмы и методы алгоритмизации: прикладная теория алгоритмов
(обеспечивает тему «Алгоритмизация»). Раздел 5: Автоматы и компьютер: теория
преобразователей информации (обеспечивает тему «Программирование» и
«Программно-аппаратная организация ПК»).
На основе синтеза научных результатов (НР – 1, НР – 2 и НР – 3)
сформулированных в разделе 4.2.5. может быть предложена следующая
формулировка научного положения – разработано новое содержание учебного курса
«Теоретические основы информатики для специальности 540203 – Информатика»,
которая квалификационно согласована с первым разделом «Теоретическая
информатика» школьно предмета информатики.
4.4. Нормативные требования к оформлению ВКР (Правила написания научного
труда бакалавра)
4.4.1. Структура и содержание основных разделов ВКР [60]
Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра физико-математического
образования по профилю Информатика поступает к защите в напечатанном и
сброшюрованном виде. Печать текста, графиков, формул и списка литературы
оформляется на принтере персонального компьютера. Материалы ВКР
сопровождаются, помимо твердой копии, на электронном носителе. Компьютерная
верстка текста ВКР имеет принципиальное значение, так как показывает умение
использовать современные средства информационных технологий и пакеты
профессионального программного обеспечения типа Windows, Word, Office 2000 и
другие широко используемые в издательско-полиграфической практике.
ВКР должна быть выполнена в краткой и четкой форме с логической
последовательностью раскрыть творческий замысел автора, содержать методику
исследования, описание проводимых экспериментов и их научные результаты,
анализ литературы по выбранной теме и т.п.
Материал ВКР классифицируется, как рукопись научного труда.
Объем ВКР должен, как правило, не превышать 100 страниц, а минимально
допустимый объем не менее 50 страниц печатного текста.
Типовая структура ВКР имеет следующий вид:
· Титульный лист ВКР (см. образец 1, Приложение 4).
· Аннотация ВКР.
· Оглавление (или содержание) ВКР.
· Введение (или предисловие).
· Основной текст ВКР.
· Заключение по работе.
· Список используемой литературы.
· Приложения к ВКР.
В аннотации дается краткий обзор выполненных научных исследований по теме
ВКР: научная проблема, актуальность и новизна темы, характеристика
теоретических и экспериментальных исследований, научные результаты и
рекомендации по использованию материалов ВКР. Аннотация оформляется в виде
текстового материала объемом 1/3 – 1/2 страницы.
Оглавление (содержание) содержит 2-3 раздела (главы), подразделы (параграфы)
с двойной нумерацией (например, 1.2. – второй параграф первой главы). В
содержание могут включаться и более мелкие единицы текстового материала
(например, 1.2.1 – первый пункт второго параграфа первой главы). С правой
стороны текста оглавления (название глав, параграфов и пунктов) указываются
номера страниц, на которых размещен материал рукописи ВКР (например, 3.2.2 –
научное исследование. 7, или 4.1. Положение о ВКР бакалавра физико-
математического образования, цели и задания. 25).
Во введении – раскрывается актуальность работы, формулируются цель,
задачи и предмет исследования, приводится формулировка гипотезы,
методологическая основа научного исследования, характеристика теоретических
исследований и педагогического эксперимента, научная новизна и практическая
значимость ВКР, т.е., во введении дается общая характеристика выпускной
квалификационной работы, ориентированной на выявление профессиональных знаний,
умений и навыков бакалавра физико-математического образования по профилю
информатика. Введение – это визитная карточка, реклама ВКР. Объем введения
обычно составляет 3 – 5 страниц, оформленных в виде текстового материала (без
графических иллюстраций и формул).
Основной текст ВКР.
Основной текст рукописи выпускной квалификационной работы обычно
структурируется в 2-3 главы. Наиболее общий вариант оформления основного текста
ВКР – три главы (раздела): В текст основной части ВКР включены также текст,
графики, таблицы и другой иллюстративный материал.
Глава 1 обычно составляет 20-25 % от общего объема основной части текста
рукописи, глава 2 – до 45 % объема рукописи, и глава 3 – около 25-30% объема
рукописи ВКР.
Первая глава может носить концептуальный (методологический) характер
научных исследований по теме ВКР. В главе обычно дается научная методология,
используемая в разработке темы ВКР, а также история вопроса, степень
изученности научных методов по проблеме, обзор соответствующей отечественной и
зарубежной литературы. В первой главе раскрываются понятия и сущность
изучаемого объекта, явления или процесс, уточняются формулировки определений,
терминов, осуществляется постановка проблемы и обосновывается выбор темы, а
также определяются задачи исследований для выполнении ВКР.
Вторая глава посвящена разработке теоретических основ (математических
методов) в предметной области Информатики, информационных технологий,
информатизации процесса обучения и других вопросов информационной науки. В
главе содержится изложение материалов самостоятельных теоретических
исследований бакалавра физико-математического образования по профилю
информатика.
Третья глава обычно освящает результаты экспериментальных подтверждений
теоретических научных результатов, получаемых во второй главе, описывается
методика организации и проведения педагогического эксперимента по теме ВКР.
В заключение рукописи ВКР приводится итог научных результатов, полученных
в первой, второй и третьей главах, который обобщается в научное положение,
обеспечивающее решение проблемы сформулированной в выбранной теме ВКР. Даются
предложения по дальнейшим направлениям развития теоретических исследований в
данной предметной области знаний и приводятся рекомендации для внедрения в
практику системы образования для совершенствования подготовки бакалавров
физико-математического образования по профилю информатика в педагогических
университетах Российской Федерации или развитие учебно-методического
обеспечения учебной дисциплины «Информатика» в школе.
Заключение оформляется в виде текста с выделением нескольких пунктов в
соответствии с полученными научными результатами.
Список используемой литературы приводится после заключения и оформляется
в алфавитном порядке авторов или в порядке цитирования (ссылки на
первоисточники). Список литературы оформляется в виде текста, пронумерованного
по числу указанных источников.
Приложения размещаются после списка используемой литературы,
сброшюрованные в рукописи ВКР, или представляются отдельной книгой для учебных
пособий, методических рекомендаций.
Целью выделения приложения к ВКР является необходимый иллюстрированный и
справочный материал, тезаурус тематики исследований, исходный материал для
расчетов, статистический материал, цифровой и графический материал
педагогического эксперимента.
В приложение могут быть включены:
· промежуточные доказательства, формулы и расчеты;
· таблицы вспомогательных цифровых данных;
· протоколы и акты испытаний и обследования;
· описание средств вычислительной техники и программных пакетов,
используемых в экспериментах;
· заполненные бланки различных документов;
· методика описания алгоритмов;
· акты внедрения результатов ВКР;
· тесты контроля знаний и другие документы;
· методические указания, рекомендации, пособия, учебники, монографии,
программы учебных курсов и т.п.
Все приложения оформляются в виде текста, таблиц, формул, цифрового
материала, пакетов программ, формализованных алгоритмов. Приложения
нумеруются в числовой последовательности (например, Приложение 1
«Наименование материала», Приложение 2 «наименование.» и т.д.).
При ссылках на приложения в тексте основной части ВКР, во введении и
заключении, следует указывать на соответствующий номер приложения.
4.4.2. Изложение и оформление текстовой части ВКР
Текст ВКР набирается на компьютере через два интервала на стандартных листах
формата А4 (210х297 мм) без рамки, не линованных. По четырем сторонам листа
оставляются поля: с левой стороны – 30 мм, с правой – 10 мм, сверху – 20 мм,
снизу – 25 мм. Абзацный отступ должен быть везде одинаков и равен пяти
знакам. Печатание текста производится на одной стороне листа, пастой черного
цвета средней жирности. Текст печатается шрифтом 2,5 мм (кегль 14). Излагать
материал рекомендуется от первого лица множественного числа «По нашем
мнению». Не принято писать в работе «Я думаю», «Я предполагаю». В тексте
желательно избегать сложных и громоздких предложений.
В выпускной квалификационной работе допускаются принятые стандартные
сокращения (РФ, СНГ, ООН и др.) и собственные вновь вводимые или используемые
в педагогической практике (ЗУН, ППС, ЭОС и др.). Аббревиатура, вводимая
автором при первом употреблении расшифровывается с сокращением в скобках
(например, Знания, умения и навыки (ЗУН) и т.п.). На отдельном листе перед
оглавлением рекомендуется давать список сокращений (принятую аббревиатуру).
Ссылки на таблицы, рисунки, формулы в тексте указываются следующим образом
(см. таблицу 1) или (см. рис. 3), или (см. формулу 5).
Иногда целесообразно применять двойную нумерацию. Например, рис. 1.2.
(рисунок 2 первой главы), таблица 2.5. (таблица 5 второй главы), формула 2.1.
(формула 1, второй главы).
Текст ВКР разбивается на разделы (главы), подразделы (параграфы) и пункты,
которые должны иметь порядковые номера. Разделы (главы) нумеруются арабскими
цифрами в пределах всей работы. Параграфы (подразделы) имеют двойную
нумерацию (цифры разделены точкой), а пункты тройную арабскими цифрами (цифры
разделяются двумя точками – 1.3.5.).
Название глав ВКР пишутся на новом листе, вверху крупным шрифтом, с
выделением жирным шрифтом, с отступом от верхней кромки листа на 4-5 см.
переносы части слов в названии глав не допускаются, название глав, состоящее
из двух и более предложений, разделяются точкой.
Название параграфов пишутся с отступом четыре интервала от последней строки
предыдущего параграфа (главы) строчными буквами и выделяются жирным шрифтом.
Переносы части слов в названии параграфа не допускаются. Название параграфа,
состоящее из двух и более предложений, разделяются точкой.
Начало текста параграфа пишется с большой буквы с отступом пять знаков от
левой колонки общего текста и два интервала от названия параграфа. Начало
текста, после названия параграфа, пишется с отступом три интервала.
Название пункта с тройной нумерацией арабскими буквами пишется строчным
курсивом жирного шрифта. Переносить части слова в названии пункта также не
допускается. Между названием таблиц и строчками текста выдерживается
расстояние в один интервал Подпись названия таблицы делается над таблицей под
ее номером. Например, таблица 2: «Наименование таблицы».
Точка после заголовка таблицы, параграфа, пункта, главы не ставится. Таблицы,
формулы нумеруются сквозными цифрами или по главам с двойной цифрой
(например, таблица 1.3).
4.4.3. Графическое представление иллюстративного материала ВКР
Все иллюстрации (фотографии, схемы, графики, диаграммы, чертежи и прочее)
именуются рисунками. В тексте они изображаются словом «Рис.» с
соответствующим номером. Нумерация рисунков может быть сквозная или по
главам. При нумерации по главам используется двойная цифра, разделенная
точкой (например, рис. 2.5. – рисунок номер пять второй главы).
Рисунки выполняются на компьютере в графическом редакторе и изображаются
черной или цветной пастой (на цветном принтере).
Подпись к рисунку делается под ним.
При графических изображениях каких-либо процессов, данные охватывающие
различные периоды времени на графиках должны быть пропорциональны величинам
продолжительности периодов или величинам изменения аргумента на графиках
функций. Проценты на графиках наносятся с точностью до одной десятой. Цифры в
миллионах, а также рубли, тонны, километры, килограммы, кубометры и другие
показатели отражаются на графике в масштабе.
Все таблицы должны иметь названия, отражающее их содержание. В правом углу
над названием таблицы пишется слово «Таблица 2.3» с обозначением номера главы
и параграфа. Заголовки (названия) таблиц следует писать кратко и понятно, не
допуская сокращения слов. В графах таблицы обязательно указываются единицы
измерений, там, где они есть.
Боковик и головка таблицы заполняются с прописных букв, а подзаголовки – со
строчных.
4.4.4. Написание и пояснение математических формул
Все имеющиеся в рукописи ВКР математические формулы и выражения необходимо
пояснить. Формулы пишутся на компьютере вместе с текстом и графическим
материалом с использованием символов, имеющихся в базе данных. Если формулы
заимствованы из литературы, то делаются ссылки на источник с раскрытием
сущности символов, входящих в формулу. Оригинальные формулы подробно
объясняются в ходе их обоснования в тексте ВКР. При этом можно приводить не
все промежуточные результаты, а лишь основные этапы вывода формулы и
окончательный результат. Промежуточные этапы можно поместить в приложение к
ВКР.
Обозначения величин объясняются при их первой встрече в тексте. Целесообразно
объяснить все обозначения, входящие в заключительную формулу.
Все математические и логические выражения, а также знаки математических и
лексических действий в тексте набираются шрифтом черного цвета. Формулы
нумеруются по главам двойными цифрами, разделенными точкой или используется
сквозная нумерация по всей работе.
При написании формул особое внимание следует обращать на четкое выделение
индексов и показателей степени, расположение и длину дробной части.
Номер формулы в тексте указывается с правой стороны после окончания формулы с
разделением от нее 5 знаков. Номер формулы записывается в круглых скобках.
Например, . (2.1), формула номер один второй главы.
4.4.5. Составление списка использованных источников
Список использованных информационных источников охватывает литературу (книги,
учебники, брошюры, сборники, статьи и т.п.), на которую имеются ссылки в
тексте ВКР, а также другие материалы, которые использованы при написании
научной работы, включая информационные ресурсы портала «образования» и других
ведомств сети Интернет. При составлении списка литературных, нормативных и
других информационных источников их необходимо нумеровать арабскими цифрами и
разместить в алфавитном порядке, либо разместить в последовательности их
использования в тексте ВКР.
При нумерации литературных источников, в тексте после упоминания источника
ставятся квадратные скобки, внутри которых записывается номер арабской
цифрой, которая указывает номер данного источника в списке литературы
приведенном в ВКР.
При записи журнала указывается, кроме номера списка источника страниц, на
которые имеются ссылки в тексте [3. стр. 61-90].
При ссылках на стандарты, методические материалы, инструкции и другие
нормативные документы или их разделы, необходимо приводить наименование
раздела.
4.4.6. Правила оформления приложений
Приложение используется с целью освобождения ВКР от большого количества
однообразных документов, их целесообразно оформлять в виде отдельных
приложений. Текст, графики, формулы, и другие материалы приложений
группируются по тематической направленности. В приложения выносятся из текста
рукописи ВКР первичные документы, учебные программы, вспомогательные таблицы,
графики, на которые имеются ссылки в тексте ВКР. Приложения размещаются в
конце ВКР. Нумерация приложения обычно сквозная арабскими цифрами.
4.5. Принципы подготовки презентации ВКР
4.5.1. Общие положения о презентации ВКР
Презентация это иллюстрированный материал (текст, рисунки, графики,
фотографии), оформленный в виде мультимедийных гипертекстовых ссылок к
докладу ВКР на защите в государственной аттестационной комиссии (ГАК).
Презентации разрабатываются в редакторе Power Point и представляются с
помощью электронной проекционной системы.
Для разработки презентации обычно составляется доклад на 10-12 минут. По
содержанию доклада разрабатывается сценарий презентации. Наличие сценария
сопровождения речевого доклада позволяет отобрать сжатый текстовый материал и
иллюстративные схемы моделей, технологий, последовательности вывода формул,
содержательные алгоритмы, таблицы, гистограммы и т.п.
Например, для темы ВКР «Разработка содержания дисциплины ДПП.04 –
теоретические основы информатики ГОС третьего поколения.» и в соответствии с
изложением настоящих методических рекомендаций для бакалавра физико-
математического образования по профилю информатика иллюстративный текстовый и
графический материал презентации ВКР может быть представлен следующими
фрагментами к докладу на защите в ГАК, приведенными в п. 4.5.2.
Наглядный иллюстративный материал оформляется в виде компьютерных слайдов,
проектируемых на экран с помощью электронного проектора. Количество слайдов
демонстрационного наглядного материала доклада содержания ВКР рекомендуется
в пределах 4-6 слайдов текстового и графического материала. Каждый лист
(слайд) должен иметь соответствующий крупный заголовок, видный с большого
расстояния аудитории (10-15 метров).
Перед разработкой презентации ВКР, бакалавр должен ознакомиться с принципами
организации презентации, ее последовательным выполнением, а также с пакетом
программного обеспечения презентации типа Power Point.
Презентация научных исследований обычно приводится в специальной литературе
или учебных пособиях.
Основная технология процессов разработки иллюстративного материала
презентации доклада включает следующие этапы:
· Планирование презентации (Определение целей и аудитории, содержание
выступления и последовательность изложения, разработка сценария презентации).
· Подготовка презентации (Работа с текстом вступления,
последовательность подачи материала, отбора основных видов визуальных
вспомогательных средств и иллюстраций, порядок использования визуальных
вспомогательных средств и иллюстраций по тексту доклада, способы обеспечения
и требования к качеству аудио и видео средств иллюстрации).
· Репетиция презентации (Подготовка места проведения презентации,
репетиция презентации, оценка консультантом качества доклада и презентации
иллюстративного материала).
4.5.2. Пример подготовки слайдов презентации по теме ВКР «Разработка
содержания дисциплины ДПП. 04 – теоретические основы информатики
Создание иллюстративных материалов (слайдов) презентации указанной темы ВКР
начинается с формирования сценария, обеспечивающего доклад на защите работы
бакалавра в государственной аттестационной комиссии. Это значит, что сценарий
определяет последовательность изложения доклада.
Представим текст предлагаемого доклада.
Для выпускной квалификационной работы по направлению физико-математического
образования, профиль информатика была выбрана тема «Разработки и исследования
содержания дисциплины «Теоретические основы информатики», изучаемой в нашем
педагогическом университете на факультете математики в 5 и 6 семестре 3 курса
студентами, обучающимися в бакалавриате по профилю информатика.
Проблема согласования содержания вузовского курса ТОИ с аналогичным разделом
предмета школьной информатики является востребованной практикой, т.к. в
процессе анализа ГОС по высшему профессиональному образованию, блок
дисциплины профессиональной подготовки студентов) и содержания программы
школьной информатики выявлено существенное расхождение разделов и тем.
В связи с подготовкой ГОС третьего поколения, совершенствование содержания
базовой дисциплины ТОИ для бакалавров информатики, ориентированной на
содержание школьного предмета информатики является актуальной и
своевременной.
Была сформулирована гипотеза научных исследований: если разработать учебный
курс ТОИ, ориентированный на подготовку бакалавров к будущей профессиональной
деятельности в школе, то будет обеспечено повышение качества образования в
педвузе по профилю информатика и методически совершенствуется ГОС по данной
дисциплине.
Основными задачами исследования по теме ВКР являются:
1. Анализ содержания школьного предмета
информатики по разделу «теоретическая информатика».
2. Разработка содержания нового курса ТОИ для
студентов педвуза на основе анализа дисциплины ДПП.04 ГОС второго поколения и
выработка предложений по этой дисциплине для ГОС третьего поколения.
3. Проведение педагогического эксперимента по
апробации программы учебной дисциплины ТОИ, разработанной в настоящей ВКР.
Научная новизна результатов состоит в том, что впервые предложен учебный курс
ТОИ, ориентированный на процесс обучения школьников новому разделу, который
ранее в программе школы не значился.
Научная методология, используемая при выполнении ВКР изложена в методических
рекомендациях, разработанных учебно-методической комиссией УМО вузов России
по педагогическому образованию. На основе указанных рекомендаций был
сформирован теоретический базис ВКР, который позволил построить
технологическую карту научных исследований по теме.
В результате теоретических (разработка содержания курса ТОИ) и
экспериментальных (апробация курса в учебном процессе) исследований создано
содержание нового учебного курса по дисциплине «Теоретические основы
информатики», который, в большей степени, соответствует содержанию раздела
«Теоретическая информатика» школьного предмета информатики.
Основными научными результатами по теме ВКР являются учебник дисциплины ТОИ
для педагогических вузов по профилю подготовки бакалавров информатики и
Программа дисциплины.
Слайды иллюстративного материала презентации ВКР по теме «Разработка
исследования содержания дисциплины ДПП.04 «Теоретические основы информатики»,
ориентированной на школы».
Слайд № 1 (пл. 1). Проблема: Согласование содержания школьной и педвузовской предметной области «информатика». Тема ВКР: разработка и исследование содержания дисциплины ДПП.04 – теоретические основы информатики ГОС по высшему профессиональному образованию, ориентированного на школьный предмет. Гипотеза: Если включить в ГОС содержания дисциплины ДПП.04 – ТОИ темы в большей степени ориентированные на содержание школьного предмета «информатика», то будет обеспечен профессионализм бакалавров информатики. Задачи исследования по теме ВКР: 1. Анализ содержания раздела «Теоретическая информатика». 2. Разработка нового содержания курса ТОИ, изучаемого в бакалавриате педвуза. 3. Проведение педагогического эксперимента по апробации нового учебного курса ТОИ. Научная новизна: Впервые разработано новое содержание дисциплины ТОИ для педвузов и предложены рекомендации для включения ее содержания в ГОС третьего поколения. |
Слайд № 2. (график)
Научно – педагогическая проблема
(согласования содержательных линий школьного и вузовского
курса информатики по разделу ”теоретическая информатика”)
Тема Создания учебно-методического обеспечения дисциплины- ТОИ |
|
Цель– повышение профес- сионализма бакалавров |
|
Требуется
решить
проблему
ГЗ – Разработка учебного курса ТОИ |
|
Результаты
решения
проблемы
Внедрение в учебный процесс |
|
Научное положение Теоретический курс Практикум по дисциплине |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|
|
|