Рефераты

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Научность

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Более полное информационное представление научной картины мира

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Наглядность

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Визуализация предметов и явлений

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Доступность

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Личностно-ориентированное представление учебного материала в среде дистанционного обучения

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Системность

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Системный подход в преподавании учебных материалов

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Последовательность

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Подача учебного материала по фактическому его усвоению

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Сознательность

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Реализация информационной модели самообучения
Рис 6. Эволюция дидактических принципов в информационно-технологической среде обучения Принцип научности определяет содержание, требует включения в него не только традиционных знаний, но и наиболее фундаментальных положений современной науки, а также показывает перспективы ее развития. Системный подход к изложению учебного материала, его структурирование и выделение основных понятий и связей между ними в наибольшей степени достигается с помощью специального программного обеспечения – педагогических программных средств (ППС) и инновационных учебных баз знаний (УБЗ), т.е. как раз с помощью сред компьютерных технологий обучения (КТО), С помощью информационных технологий расширяется кругозор учащихся. Можно рассматривать более широко понятийный аппарат учебного предмета, достигается фундаментальность в знаниях, т.е. получает более полную научную картину мира. Таким образом, научность содержания образования обеспечивается самой информационной технологией обучения. Принцип наглядности. Под наглядностью понимается, прежде всего, иллюстративный учебный материал, позволяющий обучаемому увидеть предмет в какой-либо форме и проследить развитие (эволюцию, изменение) изучаемого физического явления. Компьютер позволяет производить манипуляции с отображением этих процессов на экране монитора ПК. Можно показать все в динамике движущихся объектов, что в традиционных средствах (доска, мел, тряпка) трудно достижимо. Наглядность, обеспечиваемая компьютером, позволяет говорить о новом мощном инструменте познания – когнитивной компьютерной графике, которая не только представляет знания в виде образов картинок и текста, а также позволяет визуализировать человеческие знания, для которых не найдены текстовые описания, требующие высших ступеней абстракции. Принцип доступности при компьютерном обучении переходит от принципа всеобщей доступности, для определенной возрастной группы обучаемых к принципу индивидуальной доступности, рассматриваемой как возможность достижений цели обучения для конкретного учебного материала, подаваемого по различным путям (разветвлению) с учетом способностей к обучению. Разветвленные маршруты организации учебного процесса обеспечивают наивысшее качество образования за счет разных скоростей прохождения учебного курса, большей возможности оказания методической помощи (пояснений, подсказок), подачи дополнительного материала, постоянного контроля и поддержания необходимого уровня мотивации обучаемого. Принцип систематичности и последовательности связан со структурной организацией учебного материала и действиям его предъявления обучаемому с обеспечением обратной связи при его обсуждении (контролем степени обученности). Компьютерное обучение по своей методологии именно организуется, как последовательная подача доз (порций) учебного материала на экран обучаемому, т.е. характеризуется последовательностью специфических действий, присущих компьютеру (восприятие информации с экрана монитора, работа в знаковых моделях предметных областей, ввод ответа с клавиатуры в диалоговом режиме и реализация обучающих – компьютерных учебных программ. Само представление знаний в информационных технологиях обучения обеспечивает дидактический принцип систематичности. Принцип сознательности, обеспеченный в компьютерном обучении методикой организующей стратегию, которой отдается предпочтение в современных информационных технологиях обучения. Эта методика в психолого-педагогических теориях компьютерного обучения направлена на воспитание стратега, который рассматривает предметы и явления в их взаимосвязи для самостоятельного изучения учебного материала, пополняя полученные знания в традиционных учебных дисциплинах. Для реализации принципа сознательности компьютер обучаемому сообщает цели и задачи по каждой теме и указывает необходимые действия для успешного усвоения знаний, представляет этапы с уточнением важности этих действий в виде технологической карты (схемокурс самообучения). Успешность реализации принципа сознательности зависит от теоретического уровня курса, полноты раскрытия изучаемых понятий и их взаимосвязей, т.е. от обеспечения межпредметных связей. Принцип когнитивности коммуникаций. Информационные технологии потребовали введения еще одного дидактического принципа, присущего только компьютерному обучению. Принцип когнитивности коммуникаций базируется на организации диалога между обучаемым и обучающим через компьютер, т.е. появляется совершенно новая педагогическая система «преподаватель - компьютер - группа обучаемых». Ее реализация потребовала формирования новой педагогической теории – информационной модели обучения, в которой учебник (электронная энциклопедия, электронный учебник, виртуальный практикум и т.п.) является активным излучателем учебной информации (генератор знаний), преподаватель координатор учебного процесса (тьютер), а обучаемый активный элемент самообучения в информационной познавательной среде Интернет [37]. 4.2.2. Математические проблемы информатики [38] Математические и логические основы информатики как науки и учебной дисциплины базируются на элементах дискретной математики (ЭДМ). В этой области знаний по предмету информатика бакалавр физико- математического образования организует исследования по одному из направлений в области теоретических разработок: · Элементы алгебры логики в задачах синтеза микропроцессорных автоматов. · Теория графов в приложении к программированию. · Прикладная теория алгоритмов в приложении к методам алгоритмизации. · Машинная математика в приложении к двоичной арифметике. · Теория кодирования и декодирования информации в приложении к телекоммуникации. · Формальные языки и автоматы в приложении к задачам теоретического программирования. · теоретическое программирование и другие. 4.3. Технология и содержание этапов выполнения выпускной квалификационной работы 4.3.1. Информационно-технологическая схема выполнения ВКР [51-54] Информационно-технологическая схема этапов выполнения ВКР представлена моделью изображенной на рисунке 7 и содержит в себе: 1. Блок процесса научных исследований, включающий следующие дидактические единицы выполнения ВКР: 1.1. Выбор темы ВКР выпускником направления подготовки бакалавра физико- математического образования по профилю информатика (этап постановки проблемы и наименования темы ВКР); 1.2. Изучение и анализ литературы и информационных ресурсов (этап информационного поиска); 1.3. Обоснование актуальности и новизны темы и определение задач исследования (формулировка гипотезы);
Итоговая государственная аттестация
Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

5. Защита ВКР в Государственной аттестационной комиссии

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Государственный экзамен

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

4. Оценка качества ВКР

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

(доклад на кафедре)

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

3. Подготовка презентации ВКР

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Государственная аттестационная комиссия
Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика
2. Оформление ВКР

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

1.6. Обобщение и формирование научного результата

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

1.5. Организация выполнения ВКР (научный поиск)

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Выпускающая кафедра
Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика
1.4. Составление плана исследования и разработка его методики (Технологическая карта НИР)

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

1.3. Формулировка гипотезы, определение задач исследования (обоснование актуальности и новизны.)

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Научный руководитель
Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика
1.2. Изучение и анализ литературы (информационный поиск)

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика
1.1. Выбор темы ВКР бакалавра физико-математического образования профиль ИнформатикаВыпускник

Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика Методические указания: Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра физико-математического образования профиль информатика

Рис.7. Информационно-технологическая схема выполнения ВКР
1.4. Составление плана исследования и определение или разработка методики научного поиска (технологическая карат ВКР); 1.5. Организация выполнения ВКР (научный поиск – теоретические и экспериментальные исследования); 1.6. Анализ результатов научных исследований (научный результат ВКР); 2. Блок оформления ВКР. 3. Подготовка презентации ВКР. 4. Оценка ВКР на выпускающей кафедре. 5. Защита ВКР в Государственной аттестационной комиссии. На информационно-технологической схеме указаны информационные связи этапов выполнения ВКР бакалавром, выполняющим научное исследование взаимные связи выпускника с научным руководителем, выпускающей кафедрой и государственной аттестационной комиссией (ГАК). Выпускник проводит научные исследования, составляет план научных исследований, осуществляя выбор методики их проведения, организуя теоретические и экспериментальные исследования. Выпускник практически реализует все этапы выполнения ВКР (этапы 1, 2, 3, 4 и 5). Научный руководитель обсуждает результаты выбора темы и научный результат, контролирует выполнение календарного плана НИР на этапах информационного и научного поиска, составляет отзыв на работу и обсуждает доклад, подготовленный выпускником для кафедры и защиты в ГАК (подэтапы 1.1., 1.4). Заведующий выпускающей кафедрой утверждает тему ВКР и производит контроль допуска к защите в ГАК по докладу, представленному на кафедре и передает ВКР в Государственную аттестационную комиссию для оценки решения о квалификационном уровне бакалавра после заслушивания доклада и ответов на вопросы (подэтапы 1.1 и этапы 4, 5). Научное сопровождение указанных выше этапов выполнения ВКР бакалавром физико- математического образования по профилю информатика включает понятийный аппарат по основам научных исследований и теоретическое обоснование выбора темы, формулировку гипотезы, результаты проведения информационного поиска, подтверждение актуальности и новизны исследований, формирование научных результатов и научного положения. Понятийный аппарат основ научных исследований должен соответствовать личностно-ориентированному тезаурусу бакалавра, который необходим для его будущей профессиональной деятельности и позволяющий обеспечить научное сопровождение всех этапов выполнения выпускной квалификационной работы. 4.3.2. Выбор темы ВКР Выбор темы выпускной квалификационной работы – самый ответственный этап ее выполнения, определяющий теоретический или экспериментальный характер работы и содержание будущих исследований, актуальность и новизну научных разработок, практическую ценность и реализуемость научных результатов, полученных по завершении написания рукописи ВКР. Общими методическими принципами выбора темы ВКР является постановка проблемы на основе социального заказа. В результате сформулированной проблемы уточняется наименование темы научных исследований, необходимых для решения ее задач. При выборе темы различают четыре основных возможных направления: · темы, возникающие в результате исследований, проводимых выпускающей кафедрой; · индивидуальные темы, предлагаемые бакалаврами, связанные с их профессиональной деятельностью в школе (педагогическая практика); · темы, предложенные научными руководителями ВКР; · заказные темы от школ, органов образования и других учебных организаций и исследовательских институтов РАО, РАН и Министерства образования Российской Федерации. При выборе темы проблема научных разработок ставится выпускающей кафедрой с обоснованием имеющихся противоречий между потребностью практики и недостаточностью теоретических исследований для обеспечения практики. В инициативной теме проблему формулирует сам выпускник, и утверждает ее на выпускающей кафедре. Для темы, предлагаемой научным руководителем, формулировка проблемы поставлена заранее и разъяснена бакалавру. В заказных темах формулировка проблемы производится организацией-заказчиком. Выпускная квалификационная работа по физико-математическому образованию с профилем Информатика предполагает углубленное изучение бакалавром одного или нескольких разделов учебных курсов, изучаемых на факультете математики с приоритетом в предметной области информатика, математика в дисциплинах информатики, физика в дисциплинах информатики или компьютер на уроках математики, решение задач по физике на компьютере и другие, а также методики преподавания информатики. Тематика ВКР должна носить исследовательский характер, определяющий: · решение конкретной задачи, требующей проведения теоретических и экспериментальных исследований для получения новых научных результатов; · создание новых методов, приемов, способов, устройств, компьютерных программ, обеспечивающих повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в школе или педагогическом вузе; · разработку методик преподавания новых разделов или дисциплин предметной области информатика, направленных на согласование содержания школьных учебных программ и дисциплин ГОС профильной подготовки бакалавров в педагогических университетах; · проведение компьютерных педагогических экспериментов, направленных на повышение уровня подготовки в школах и вузах, а также разработка новых компьютерных программ учебного назначения и формирование предложений для включения в государственные образовательные стандарты следующего поколения. Предлагаемая бакалавром инициативная тема может быть продолжением и дальнейшим развитием его курсовой или учебно-исследовательской работы. Выбор темы ВКР и ее утверждение на кафедре Информатики должно быть завершено к окончанию обучения по учебному плану специальности и перед началом выполнения исследования по теме выпускной квалификационной работы. К этому периоду должен быть утвержден научный руководитель ВКР и. если необходимо, консультанты по специальным разделам тематики ВКР. После утверждения темы и назначения научного руководителя, бакалавр получает задание на выполнение ВКР, утвержденное заведующим кафедрой информатики. 4.3.3. Пример выбора темы ВКР по направлению физико-математического образования профиль информатика [55] На основании анализа тематической содержательной линии программы по информатике для 10-11 классов, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации по разделу «теоретическая информатика» (см. таблицу 1) и тематического содержания дисциплины «теоретические основы информатики» (см. таблицу 2), утвержденной государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «540200 – Физико-математическое образование» в блоке дисциплин профильной подготовки «Информатика» введена дисциплина ДПП.04 – Теоретические основы информатики, разделы и темы содержания которой существенно расходятся с необходимой подготовкой бакалавров для профессиональной работы в средней школе. Таблица 1 Содержание раздела «Теоретическая информатика» для школ уровня А и школ уровня В [55, 56]

Программа для школ естественного и гуманитарного профиля (уровень А)

Программа для школ физико-математического, технического (технологического) и социально-экономического профилей (уровень В)

1.1.Информация и информационные процессы.

Вещественно-энергетическая и информационная картины мира. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Кодирование генетической информации. Кодирование аналоговой, непрерывной графической и звуковой информации методом дискретизации.

1.2.Моделирование и формализация.

Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.

Формализация как основной этап построения модели. Формализация текстовой и графической информации.

Объект и его свойства. Система как целостная совокупность объектов (элементов). Модели изменения систем и модели состояния систем.

Различные типы информационных моделей. Свойства моделей. Адекватность модели объекту и цели моделирования. Основные этапы построения моделей. Построение и исследования с помощью компьютера информационных моделей из физики, биологии, экономики, экологии и др.

1.3.Математические и логические основы информатики.

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

основы логики. Алгебра высказываний. Базовые логические функции. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Построение таблиц истинности логические выражений.

Логические схемы сановных устройств компьютера (сумматор, регистр).

1.4. Алгоритмизация и программирование.

Понятие алгоритмов, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Исполнители алгоритмов, система команд и исполнителя. Формальное исполнение алгоритмов. Основные алгоритмические структуры (линейная, ветвление, цикл). Вспомогательные алгоритмы.

Процедурное программирование: основные типы и структуры данных (нерешенные, массивы). Объектно-ориентированное программирование: объекты – свойства и методы; событийные и общие процедуры; графический интерфейс – форма и управляющие элементы.

1.1. Информация и информационные процессы.

Единство вещества, энергии и информации в современной научной картине мира. Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.

Информационные процессы в управлении.

Измерение информации. Единицы измерения количества информации.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Естественные и искусственные языки.

Двоичное кодирование информации. Представление аналоговой, графической и звуковой информации в дискретной форме.

1.2. Построение и исследование компьютерных моделей.

Системный подход к окружающему миру. Система как целостная совокупность объектов (элементов). Объектно-ориентированное моделирование. Количественная и качественная оценка модели. Адекватность модели объему и цели моделирования.

Построение формальных моделей с использованием формальных языков (алгебры, алгебры логики, программирования).

Объектно-ориентированное программирование: объекты – свойства и методы; событийные и общие процедуры; графический интерфейс – форма и управляющие элементы.

Исследование моделей на компьютер с использованием применений (электрических таблиц, СУБД) и путем создания алгоритмов и программ.

Таблица 2 Содержание учебного курса по дисциплине ДПП-04 – Теоретические основы информатики ГОС высшего профессионального образования по направлению 540200 – Физико-математическое образование, профиль 540203 – Информатика [5]

Наименование разделов дисциплины

Наименование тем и отдельных занятий (лекций, практических занятий)

1.

2.

3.

4.

Теория формальных языков

Теория алгоритмов вычислительной математики

Теория информатизации

Дискретная математика

1.1. Формальные языки

1.2. Автоматы

1.3. Алфавит

1.4. Цепочки и операции над цепочками.

2.1. Язык и операции над языками. Свойства языков. Классификация формальных языков.

2.2. Способы определения языков распознавателями. Машина Тьюринга.

2.3. Одноленточные машины Тьюринга. Эквивалентность машин Тьюринга.

2.4. Нормальные алгоритмы Маркова.

2.5. Частично-рекурсовая функция.

3.1. Теория кодирования.

3.2. Система счисления как основа различных кодов.

3.3. Криптография.

3.4. Алгоритмы помехоустойчивого кодирования и избыточные коды.

3.5. Сжатие информации.

4.1. Теория графов.

4.2. Теорема о сумме степеней вершины.

4.3. Понятие изоморфизации графов.

4.4. Связность графов.

4.5. Пути и циклы в графе. Деревья.

4.6. Алгоритм на графах.

В разделе «Теоретическая информатика» школьного предмета «Информатика» выделены четыре комплексных темы: 1. «Информация и информационные процессы» (Формирование мировоззренческих качеств у школьников и понимание основ информационной картины мира). 2. «Моделирование и формализация» (Для освоения методов вычислительного эксперимента как основ познания мира с использование компьютера). 3. «Математические и логические основы информатики» (Практическое освоение двоичной системы счисления и арифметических операций на ее базе. Изучение теоретических основ построения персонального компьютера и его функциональных устройств на основе математического аппарата функций алгебры логики). 4. «Алгоритмизация и программирование» (Обучение школьников методам алгоритмического описания постановок задач и обучения инструментарию технологии объектно-ориентированного программирования). В дисциплине «Теоретические основы информатики» (ТОИ), изучаемой в бакалавриате по циклу учебных курсов информатики в ГОС для педагогических вузов представлена совершенно другая образовательная парадигма, ориентированная на теорию формальных грамматик, как основ построения языков программирования, т.е. мы видим, что в дисциплину ДПП.04 – Теоретические основы информатики включены следующие четыре раздела: 1. Теория формальных языков. 2. Теория алгоритмов вычислительной математики. 3. Теория информации (только по теме Кодирование). 4. Дискретная математика (только по основам теории графов). Таким образом, на лицо возникает противоречие между квалификационной востребованностью школы к бакалавру по профилю информатика, который должен обеспечивать занятия учащихся по изучению информатики, и содержательной линией базовой учебной дисциплины при подготовке бакалавров в педагогическом университете, регламентированной ГОС высшего профессионального образования по направлению 540200 – Физико-математическое образование профиль 540203 – Информатика. Тогда тема может быть сформулирована следующим образом «Разработка содержания дисциплины ДПП.04 – Теоретические основы информатики, ориентированное на содержательную линию раздела «Теоретическая информатика» школьного предмета информатики». 4.3.4. Изучение и анализ литературы по теме ВКР (Информационный поиск) [55-59] Определение Информационного поиска. Информационный поиск, процесс отыскания в некотором множестве текстов всех таких, которые посвящены выбранной теме ВКР или содержат нужные факты, сведения, статистические данные, необходимые для выполнения ВКР. Информационный поиск осуществляется посредством информационно-поисковой системы и выполняется вручную, либо с использованием современных информационных технологий, реализованных на базе информационно- коммуникационных средств сети Интернет, обеспечивающей АИС (автоматизированные информационные системы) отраслевого назначения, библиотек, образовательных учреждений и т.п. Для ускорения отбора необходимой документации из общего объема имеющихся источников информации и повышения эффективности труда научных работников, обучаемых в вузах и других учебных заведениях в стране созданы Информационно-сервисные центры библиотек (например, ИСЦ Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге). Переработка информации на этапе выполнения информационного поиска по теме ВКР должна быть правильно организована при изучении опубликованных документов, книг, периодических изданий, сборников научных трудов и специальной литературы, изданий научных обществ, научных и реферативных журналов, сборников научных трудов и докладов ученых академий наук. Для организации процесса информационного поиска целесообразно придерживаться следующих правил: · Выяснение списка периодических изданий по тематике выполняемой ВКР; · Ограничение параметров библиографии: языка, страны, года издания, авторов и др. · Начинать информационный поиск следует с новейшей литературы, а затем по ссылкам постепенно выходить на первоисточники литературы (монографии, учебники, статьи); · очень полезно использовать реферативные журналы и сборники изобретений (патентная инфиниация). Технология информационного поиска сводится к быстрому просмотру литературы для отбора наиболее интересной для выполнения ВКР. Затем изучается более детально отобранная литература для закрепления и выписки суждений, понятий, выводов. Наиболее эффективной формой запоминания необходимых сведений, фрагментов текста является конспект. При составлении конспекта очень важно уметь правильно и четко делать выписки (краткое содержание отдельных разделов, глав, параграфов, страниц), уметь составлять сжатое содержание первоисточника. Рекомендуется следующий порядок составления конспектов. Когда материал прочитан и усвоен, необходимо составить план конспекта. Планы бывают двух видов: · Простые – схема, главный вопрос, содержание текста. · Сложные – краткое изложение основной мысли с ее некоторой расшифровкой в виде лаконичных тезисов изложения научных положений. Конспект – это наиболее распространенный вид записей при обзоре и анализе литературы. Конспект представляет собой последовательное изложение прочитанного или услышанного (доклад, лекция). Конспект содержит не только основные идеи первоисточника, но и их обоснование, подтвержденное цитатами, цифрами, фактами. При составлении информационного материала на завершающем этапе информационного поиска по теме ВКР, осуществляется учет источников (список литературы), производится переработка первичных источников (составление конспектов) и проводится анализ полученных сведений для обоснования актуальности и научной новизны выбранной темы для выполнения ВКР. Анализ целесообразно осуществлять по следующей методике информационного поиска. Выписки делаются на отдельных листах, выполняющих роль картотеки. Лист делится на две части. В правой части кратко формулируется суть данной выписки. Затем записывается ее текст в виде цитат, пересказа содержания своими словами, тезисов, статистической или хронологической таблицы. В левой части листа кратко формулируется свое отношение к данному тезису, цитата с высказыванием мнения или предложений по решению данного вопроса по теме ВКР. После выписки дается ссылка на источник, откуда взяты данные. Проиллюстрируем технологию информационного поиска для темы «разработка содержания дисциплины ДПП.04 – теоретические основы информатики, ориентированной на содержательную линию раздела «Теоретическая информатика» школьного предмета информатики, приведенной в качестве примера для этапа «Выбор темы ВКР». В результате предварительного обзора литературных источников установлено, что наибольший интерес для бакалавра физико-математического образования по профилю информатика представляет литература по информатике и методике ее преподавания в школе, изучения в педагогическом вузе, освящаемая в периодических изданиях: «Информатика и образование», «педагогическая информатика» и «Наука и школа», а также в ряде специальных изданий: ежегодный «Межвузовский сборник научных трудов» РГПУ им. А.И. Герцена, «телекоммуникации, математика и информатика – исследования и инновации», ежегодник ИПИ РАН «Системы и средства информатики», материалы периодической международной Санкт-Петербургской конференции «региональная информатика - РИ», материалы ежегодной молодежной конференции по школьной информатике, а также специальная учебная и научная литература, рекомендованная преподавателями кафедры информатики. 4.3.5. Обоснование актуальности и научной новизны темы ВКР Тематика статей и других материалов, выбранная из указанных источников, представляющая интерес для разработки темы ВКР должна быть проанализирована с указанием следующих показателей, характеризующих тему (таблица 3).

Таблица 3

Наименование показателя, характеризующего тему

Содержание показателя, характеризующего тему

Актуальность

Тема должна быть важной для теоретической или прикладной информатики, требующей решения в настоящее время для науки или образования. Критерия для установления степени новизны (актуальности) пока нет.

Актуальность темы ВКР определяет научный руководитель.

Научная новизнаТема должна решать теоретическую, методическую или профессиональную задачу в области информатики. Это значит, что тема в такой постановке никогда не разрабатывалась или ориентирована на дальнейшее развитие данной научной области знаний. Иногда по заданию научного руководителя могут быть предложены одинаковые темы ВКР. Это делается для конкурирующих научных результатов при выборе наиболее эффективных результатов для внедрения.
Соответствие квалификационному профилю бакалавра

Темы квалификационной выпускной работы бакалавра физико-математического образования по профилю информатика обычно выставляет кафедра на сервере бакалавра по заявкам школ, органов образования, фирм, научных организаций.

Иногда тема может быть ориентирована на некоторую специализацию, когда специалист бакалавриата «заказан» организацией с гарантированным трудоустройством.

Осуществимость или внедряемостьПри разработке темы следует определить ее окончание в плановое время, нормативное по ГОС для выполнения ВКР. При выборе темы необходимо определить наличие экспериментальной базы для ее выполнения. Для оценки актуальности, новизны, квалификационной ориентации и осуществимости целесообразно посещение других учебных заведений, методических центров и родственных кафедр, лабораторий РАН и РАО.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ