Рефераты

Лекции по политэкономии 2 семестр 1 курс

изменением уровня безработицы и величиной разрыва между потенциальным и

фактическим ВНП, которое получило в экономической литературе название

«закон Оукена». Этот закон устанавливает, что каждые 2 % уменьшения

фактического (реального) ВНП относительно потенциального соответствуют

росту уровня безработицы на один процентный пункт. Осознание высоких

экономических и социальных издержек безработицы стало воплощаться в

политике правительств развитых индустриальных стран. В настоящее время

различают пассивную и активную политику на рынке труда. Пассивную политику

связывают с мерами, направленными на облегчение положения безработных.

Прежде всего к ним относятся выплаты пособий по безработице, законы,

регулирующие систему страхования по безработице, финансирование досрочного

выхода на пенсию и пр. Нарастание критики кейнсианских подходов к

регулированию экономики и приход к власти правительств консервативного

толка, чаще склонявшихся в пользу принятия советов от монетаристов,

переместили акцент на проведение активной политики на рынке труда. В первую

очередь к ней относят реализацию программ по подготовке и переобучению

рабочей силы.

В 80-е и 90-е годы экономическая теория добилась смещения акцента в

политике занятости на сокращение естественной нормы безработицы. Если во

времена Кейнса естественной нормой безработицы считался уровень

приблизительно в 4 %, то сейчас она принимается на уровне 5,5 % - 6 %. В

значительной степени это увеличение экономисты относят на счет действующих

программ страхования безработицы и выплаты пособий, которые продуцируют

антистимулы к труду, увеличивая число людей, делающих выбор в пользу

получения пособий. Результатом изменившихся взглядов экономистов явилось

ужесточение условий выплаты страховок по безработице, социальных пособий.

16. Взаимосвязь инфляции и безработицы.Инфляция оказывает серьезное

воздействие на занятость. В 1958 г. английский экономист О. Филлипс

предложил модель инфляции спроса, наглядно показывающую это воздействие.

Используя данные статистики Великобритании за 1861—1956 гг., он построил

кривую, отражающую обратную зависимость между изменением ставок заработной

платы и уровнем безработицы. При этом было установлено, что увеличение

безработицы в Англии сверх 2,5—3% приводило к резкому замедлению роста цен

и заработной платы. Отсюда следовал вывод, что уменьшение безработицы

сопровождается повышением цен и заработной платы. Иными словами, нация

может снизить уровень безработицы за счет ускорения темпов инфляции.

Теоретическую базу под расчеты О. Филлипса подвел экономист Р. Липси. В

дальнейшем американские экономисты П. Самуэльсон и Р. Солоу модифицировали

кривую Филлипса, заменив ставки заработной платы на темпы роста товарных

цен. В таком виде кривую Филлипса стали использовать для разработки

экономической политики, прежде всего для определения условий, при которых

возможны высокий уровень занятости и производства и определенная

стабильность цен.

Практика экономического регулирования показала, что кривая Филлипса может

быть применима для экономической ситуации в короткие периоды, поскольку в

долгосрочном плане (5—10 лет), несмотря на высокий уровень безработицы,

инфляция продолжает нарастать, что объясняется целым комплексом

обстоятельств. Среди этих обстоятельств важно выделить политику

стимулирования совокупного спроса. Стремление правительства ценой инфляции

«купить» более низкий уровень безработицы можно считать успешным только

тогда, когда у хозяйствующих агентов удается создать так называемые ложные

ожидания. Так, работающие по найму, наблюдая рост ставок номинальной

заработной платы, увеличивают предложение труда. И тогда, как и

предполагалось в концепции кривой Филлипса, рост инфляции (и связанный с

ней рост номинальной заработной платы) может уменьшить безработицу. Но дело

в том, что со временем население начинает распознавать истинную цену

привлекательности высоких ставок денежной (номинальной) зарплаты. Ведь в

условиях инфляции рост реальной заработной платы — это не обязательно то же

самое, что и рост номинального ее уровня. И если люди обнаруживают, что на

полученные деньги можно купить все меньшее количество товаров и услуг,

иллюзиям приходит конец: никто более не намеревается увеличивать

предложение своего труда в ответ на рост денежной заработной платы.

Предприниматели сокращают спрос на труд. Требования работающих по найму

повышения реальной зарплаты ведут к уменьшению прибылей и, следовательно,

вынуждают предпринимателей ограничивать найм работников.

Считается также, что кривая Филлипса может быть использована для

экономического анализа альтернативы инфляции и безработицы лишь в условиях

умеренной инфляции с постоянным темпом. При неожиданных экономических

потрясениях (например, резкий скачок цен на энергоносители в 70-е годы)

темп инфляции возрастает также неожиданно и может сопровождаться резким

увеличением безработицы. Иными словами, статистическое отношение, которое

отражает кривая Филлипса, не дает устойчивой экономической закономерности

для длительных периодов времени.

На смену кривой Филлипса пришла теория естественного уровня безработицы,

которая с 1979 г. применяется в экономическом анализе США (республиканская

администрация Р. Рейгана и Дж. Буша) и Англии (правительство М. Тэтчер).

Суть этой теории в том, что в долгосрочном плане умеренный, т.е. приемлемый

для общества уровень инфляции возможен только при естественном уровне

безработицы. А этот естественный (или равновесный) уровень безработицы

определяется структурой рынка рабочей силы при наличии фрикционной и

структурной безработицы) с учетом информации о потребностях в различных

профессиях и т.д. Однако экономическая политика, направленная на

обеспечение естественного уровня безработицы и снижение темпов инфляции-до

умеренных и стабильных, не всегда достигает намеченных целей.

17.Государственная собственность. Национализация и приватизация

Государственная собственность – это имущество в материальном его выражении,

а также имущественные права, который принадлежат государству на праве

собственности, т.е. государство может ими свободно владеть, пользоваться и

распоряжаться, но обязательно в интересах общества.

Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к

тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное

предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того,

как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают

рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равноправие и

неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной

и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на

появление заинтересованного и ответственного производителя

конкурентоспособной продукции. Приватизацию иногда называют тихой

революцией, которая завоевывает мир. В самом деле, в той или иной мере в

этом процессе ныне участвуют более 50 стран: распродаются государственные

предприятия, сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под

государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы.

Стремительность и размах этих преобразований особенно усилились в 1981 г.,

и теперь они проводятся в странах всех идеологических направлений и с любым

уровнем развития. Идея приватизации оказалась актуальной и привлекательной

для многих государств, разительно отличающихся друг от друга. Наиболее

сложным делом в ходе разгосударствления предприятий является не только

определение форм и методов разгосударствления (акционирование,

приватизация, передача в аренду и т. п.), но и выработка механизма

взаимоотношений предприятий с государственными и местными органами

управления. В 1990 г. государству принадлежало 90-95% производственных

фондов. С 1992 г. посредством политики разгосударствления, приватизации и

принятия пакета законов о конкуренции и ограничения монополистической

деятельности можно ожидать некоторого снижения доли предприятий

государственного подчинения. Как видим, степень монополизации производства

в нашей стране очень высока. Не будет, видимо, ошибочным утверждение, что

практически любой вид производства в той или иной степени монополизирован.

Безусловно, такое положение дел создает и еще создаст немало трудностей в

ходе разгосударствления и демонополизации. Национализация – это процесс,

обратный приватизации, т.е. обращение частной собственности в

государственную. Подобный процесс произошел в период становления советского

государства во время гражданской войны и после нее.

18. Роль государства в экономике, причины ее усиления.

В переходный период необходимо по-новому осмыслить роль государства в

экономике. Здесь очевидно лишь то, что прямое вмешательство государства в

экономическую сферу должно постепенно дополняться и заменяться косвенным

регулированием. В самом деле, вовсе не обязательно, например, доводить

плановые задания до каждого малого и большого предприятия. Напротив,

наделив полномочиями администрацию и остальной коллектив предприятия, дав

им самостоятельный статус, государство тем самым освобождает руки для

организации присущей ему деятельности — определения стратегии развития.

Короче говоря, государство в условиях рыночной экономики призвано играть

иную роль, нежели в условиях командно-административной системы. Подчеркнем:

не меньшую, а именно иную, может быть, даже большую, чтобы его граждане,

будь то отдельные предприниматели или трудовые коллективы, почувствовали бы

вкус к самостоятельности и ответственности в процессе принятия решений,

освободились бы от страха перед всезнающими и везде проникающими органами

государственной машины. Усиление роли государства видится в том, что оно,

разрабатывая новые законы, должно поставить всех граждан в равное перед

ними положение. Именно в этом залог процветания и могущества

демократического государства. На этой основе государство может осуществлять

самую разнообразную, полезную для общества деятельность, используя для

этого различные свои функции, среди которых можно выделить

законотворческую, предпринимательскую и международную. аконотворческая

функция государства предполагает разработку содержания и механизма

реализации законов, способствующих нормальной жизнедеятельности общества.

При сохранении слабой исполнительной власти в России выйти из кризиса

быстро и без огромных потерь невозможно. Необходимо проведение

первоочередных антикризисных мероприятий. Предпринимательская функция

государства заключает в себе разнообразные формы экономической деятельности

с полным или частичным участием государства. Среди них можно выделить

государственную собственность (95% - производственных фондов), участие

государственного капитала в тех или иных предприятиях, привлечение

иностранных инвестиций в форме займов или прямой продажи российских

предприятий иностранным инвесторам, реализация интересов государства иными

формами и методами.

19. Формы и методы государственного регулирования экономики.

Прежде всего важно различать две основных формы: прямое вмешательство

через расширение предприятиями и косвенное вмешательство с помощью

различных мер экономической политики. Прямое вмешательство государства —

это и принятие государственной собственности на материальные ресурсы,

законотворчество и управление производственными законодательных актов,

призванных упорядочить и развивать отношения между всеми элементами

рыночной системы. Примеры государственного регулирования экономизм путем

издания законодательных актов необычайно разнообразны. К ним можно отнести,

помимо упомянутого антитрестовского законодательства в США, положение о

кооперации во Франции и т.п. Косвенное вмешательство. В зависимости от

цели вмешательства меры экономической политики могут быть направлены на:

стимулирование капиталовложений и восстановление (если это возможно)

равновесия между сбережениями и инвестициями;

обеспечение полной занятости;

cтимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей

cилы; воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации и цены;

на некоторые специфические товары; поддержку устойчивого экономического

роста; перераспределение доходов; и некоторые другие цели. Для проведения

этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и

кредитно-денежной политике. Фискальная политика — это бюджетная политика.

Ее можно определить как политику, проводимую путем манипулирования

государственными доходами (прежде всего налогами) и расходами. Кредитно-

денежная политика — это политика, проводимая путем регулирования денежной

массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Оба эти направления

государственной политики тесно связаны друг с другом. Подробнее различные

направления прямого и косвенного государственного регулирования

рассматриваются в последующих главах. Однако эта связь в рыночной и

централизованной экономике существенно различается. Страны с рыночной

экономикой, начавшей формироваться 2-3 столетия назад, постоянно ищут

оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования

естественно сложившегося рыночного механизма. Страны со сложившейся

централизованной экономической системой пытаются в ходе разгосударствления

возродить с помощью государства (как это ни парадоксально звучит) тот самый

мощный, животворящий частный интерес, без которого не может быть рынка.

Главная проблема при этом — не убить в объятиях государства этот

животворящий интерес.

20. Денежно-кредитная политика государства. Деньги являются важным

внутренним элементом рыночного механизма хозяйствования, непосредственно

участвующим в «обмене веществ», который происходит в процессе

воспроизводства. Деньги интегрированы в этот процесс, находятся в

зависимости от него и в то же время оказывают на него обратное влияние.

Поскольку денежное обращение нельзя рассматривать в отрыве oт других сфер

экономики, то и денежно-кредитную политику следует осуществлять в единстве

с мерами по регулированию народного хозяйства g целом. Другими словами,

регулирование денежного обращения н широком смысле слова предполагает

осуществление мероприятий, направленных не только на монетарную, но и

немонетарную сферу экономики, и значит требует комплексного подхода. К

немонетарным методам регулирования следует отнести, прежде всего, такие

действия, которые нацелены на устранение структурных диспропорций в сфере

производства, на повышение его технологического уровня эффективности.

Сокращение благодаря этому издержек производства внесет значительный

вклад в борьбу с инфляцией издержек. В этом же направлении будет

действовать и антимонопольная политика, направленная на ограничение роста

монопольных цен. Особое значение в деле стабилизации денежного обращения

приобретает политика стимулирования сбалансированного экономического роста.

Увеличение объема производства товаров и услуг создает необходимую базу для

укрепления покупательной способности денег. В развитой рыночной экономике

центральный банк в состоянии оказывать существенное воздействие как на

величину спроса на деньги, так и на объем их предложения. Спрос

регулируется косвенным образом через изменение условий предоставления

центральным банком кредитов, а также условий продажи государственных ценных

бумаг. Влияние на предложение денег (в наличной и безналичной форме)

обеспечивается монополией центрального банка на эмиссию банкнот, а также

его правом на изменение уровня минимальных обязательных резервов по

различным видам депозитов. Эмиссия денег центральным банком осуществляется

в процессе кредитования коммерческих банков, покрытия дефицита

государственного бюджета, покупки им ценных бумаг и иностранной валюты.

Коммерческие банки, со своей стороны, участвуют в депозитной эмиссии,

которая ограничена объемами собственных и привлеченных средств, а также

размерами обязательных резервов, устанавливаемых центральным банком. В

качестве «денежной базы» выступают те обязательства центрального банка по

отношению к частному сектору, которые он непосредственно контролирует . В

денежную базу включаются наличные деньги, находящиеся у населения и в

кассах банков, а также денежные средства коммерческих банков,

депонированных в центральном банке в форме обязательных резервов. Поскольку

компоненты денежной массы служат средством обеспечения банковских

депозитов, то денежная масса в целом предстает как величина производная от

денежной базы. Эта взаимосвязь выражается формулой М=мВ,

где М - денежная масса, м - мультипликатор, В - денежная база.

Воздействуя на денежную базу, центральный банк имеет возможность влиять

на размеры денежной массы.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральным банком,

является элементом экономической политики государства и представляет собой

совокупность мероприятий, направленных на обеспечение нормального

функционирования денежного обращения, устойчивости, национальной денежной

единицы, стабильности её покупательной способности, а также обеспечение

равновесного развития экономики в целом.

К основным методам регулирования денежного обращения, которые

использует центральный банк следует отнести:

— политику рефинансирования (включая учетную и ломбардную политику);

— политику минимальных резервов;

— политику открытого рынка;

— валютное регулирование;

— регулирование деятельности кредитных институтов и организации

платежно-кредитных отношений;

— установление ориентиров роста денежной массы

(таргетирование).Рефинансирование коммерческих банков осуществляется путем

предоставления кредитных ресурсов в форме прямы кредитов, переучета

векселей, ссуд под залог ценных бумаг (ломбардные кредиты), а также

организации кредитных аукционов. Цель рефинансирования - воздействие на

состояние денежно-кредитного обращения. Прибегая к

рефинансированию, центральный банк выступает кредитором последней инстанции

или банком банков.

Валютное регулирование осуществляется ЦБ РФ посредством: проведения

внутренней денежно-кредитной политики, валютных интервенций, использования

государственных резервов международных платежных средств.

21..Финансовая политика государства. Государственный бюджет –

формирование и использование.

Финансовая политика представляет систему государственного регулирования,

связанную с правительственными расходами и налогами. Структура бюджетных

расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном

бюджете стран с рыночной экономикой выглядят приблизительно следующим

образом (%).Финансовая система включает в себя: 1) различные сферы

финансовых отношений в рамках данной страны, 2) совокупность финансовых

учреждений страны. Финансовые отношения охватывают отношения, связанные с

образованием и движением финансовых ресурсов между: 1) государством и

предприятием (предприятиями), 2) между самими предприятиями, 3) между

отдельными государствами. К финансовым учреждениям государства относятся:

министерство финансов, его органы, местные финансовые отделы и управления,

финансовые отделы предприятий и контрольно-ревизионные управления.

Финансовая система включает следующие звенья: государственный и местные

бюджеты, фонды социального страхования, пенсионные фонды, фонды личного и

имущественного страхования, финансы предприятий, отраслей, различные

специальные денежные фонды. Государственный бюджет - главное звено всей

финансовой системы, с помощью которого государство распределяет и

перераспределяет ВНП и национальный доход. Финансовая политика,

направленная на стимулирование подъема в экономике, обычно приводит к

дефициту государственного бюджета, что создает дополнительные осложнения в

экономической ситуации. Наи более распространенные методы финансирования

дефицита государственного бюджета - внешние и внутренние займы, эмиссия

денег и использование бюджетного излишка предшествующих лет. Эмиссия

приводит к неконтролируемой инфляции, подрываются стимулы для долгосрочных

инвестиций, раскручивается спираль «цены - заработная плата»,

воспроизводится бюджетный дефицит. Внутренние займы, ведущие к росту

внутреннего долга, имеют также негативные последствия: усиливается

неравномерность в получении доходов, возникает эффект «вытеснения» частных

инвестиций, т.к. чрезмерный государственный долг ведет к росту процентной

ставки, бремя внутреннего долга перекладывается на следующее поколение.

Большие размеры внешнего долга представляют существенную проблему. Если

платежи по нему составляют значительную часть от внешнеэкономической

деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы становится

трудно. Их предоставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя

залогов или особых поручительств. В некоторых странах, в том числе в

России, обязательства выплаты по займам превышают все поступления от

внешнеэкономической деятельности. Рост внешнего долга безусловно снижает

международный авторитет страны, подрывает ее независимость.

Центральное место в системе государственных финансов занимает

государственный бюджет. Бюджетная система представляет собой довольно

сложный механизм, отражающий особенности той или иной страны, ее социально-

экономического строя, а также государственного устройства. Эта система

формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и

других особенностей, характеризующих то или иное государство. Структура

бюджета страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В

странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы

двухъярусное построение — государственный и местные бюджеты. В странах с

федеративным государственным устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное

звено — бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных

образований. Государственный бюджет представляет собой централизованный

фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для

содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения

необходимых социально-экономических функций. В современных условиях бюджет

является также мощным рычагом государственного регулирования экономики,

воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления

антикризисных мероприятий. Бюджет современного государства представляет

собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его

функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов

и доходов государства. Расходы показывают направление и цели бюджетных

ассигнований. По своей структуре расходные статьи бюджета подразделяются:

на расходы по государственному управлению; на военные расходы; расходы на

социально-экономические цели; расходы на хозяйственную деятельность

государства; расходы по осуществлению внешнеэкономической деятельности.

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы

государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими

темпы роста ВНП. Например, в США государственные расходы в XX столетии

выросли более чем в 350 раз. Только за период с 1980 по 1989 фин. годы

расходы федерального бюджета увеличились в два с лишним раза (с 433,5 млрд.

долл. до 877,2 млрд. долл.). К числу важнейших статей государственных

расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных

предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Все

более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной

инфраструктуры, в первую очередь — на образование и здравоохранение.

Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая

военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные

затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам,

пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д. Важной составной частью

финансовой системы государства являются местные бюджеты. За счет их

расходов финансируются в первую очередь объекты коммунальной собственности,

строительство дорог, школ, развитие средств связи, а также жилищное

строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на

содержание местной администрации, полиции, органов суда и прокуратуры.

Важное место в расходах местных бюджетов занимают также расходы на

социально-культурные нужды, объекты здравоохранения, поддержание

экологического равновесия. Доходы государственного бюджета состоят в первую

очередь из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами

власти, государственных займов, а также поступлений так называемых

внебюджетных или целевых фондов. Создание такого рода фондов обусловлено

необходимостью мобилизации крупных финансовых ресурсов для конкретных

целей, прежде всего социально-экономического характера. К их числу

относятся социальное страхование, строительство дорог, охрана окружающей

среды, подготовка и переподготовка рабочей силы и многое другое. Число их

постоянно растет, примером чего может быть федеральный бюджет США, в рамках

которого насчитывается свыше 800 подобных фондов. Общей материальной

основой всех доходов государства является перераспределение национального

дохода, огосударствление значительной части вновь созданной в стране

стоимости. Важнейшими составными частями механизма этого перераспределения

являются налоги, государственные займы, а также поступления внебюджетных

фондов.

22. Интернационализация хозяйственной жизни.

Являясь экономической основой мирового хозяйства, интернационализация

предполагает развитие таких организационно-экономических форм, которые

связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других.

Интернационализация возникла в период перехода капитализма на машинную

стадию. Не случайно ее развитие связано с углублением международного

разделения труда с растущей дифференциацией различных видов деятельности.

Это было развитие интернационализации вглубь, но она развивалась

одновременно и вширь, распространяясь на новые страны и регионы.

Общественное воспроизводство на любом уровне - предприятия, фирмы, региона

страны, национальной экономики - не может формироваться и

действовать вне мирохозяйственных связей. Производственные процессы,

принимая международный характер, предполагают устойчивые связи между

предприятиями н фирмами разных стран, организуя филиалы и подразделения,

фирмы с зарубежными партнерами на основе взаимовыгодного разделения труда.

Интернационализация создала систему взаимозависимости всех стран и

регионов, но уровни этой взаимозависимости при общей тенденции

экономического роста существенно отличаются. Интернационализация в целом

ведет к нивелировке уровней развития отдельных стран, сближению размеров

издержек производства, росту производительности труда и экономики труда в

мировом масштабе. Ионой чертой углубления интернационализации хозяйственной

жизни стало возникновение и развитие мировой инфраструктуры, которая

включает' мировую транспортную систему, мировую сеть информационных

коммуникаций и связи.

Интернационализация привела к возникновению мирового хозяйства и его

структура представлена следующими элементами:

— мировой рынок товаров и услуг;

— мировой рынок капиталов;

— мировой рынок рабочей силы;

— международная валютная система;

—международная кредитно-финансовая система.

Наглядно интернационализация проявила себя в деятельности

транснациональных корпорации (ТНК). Интернационализация производства,

развитие международных форм обобществления приводят к развитию

транснационального капитала. В мировом хозяйстве все современные

экономические отношения проявляются в форме миграции капитала, которая

осуществляется на нескольких уровнях: между центрами современных развитых

государств (США - Западная Европа - Япония), между отдельными странами,

между одинаковыми отраслями государств, В любом случае эти отношения

осуществляются через ТНК. ТНК - международные фирмы, имеющие филиалы в двух

и более странах, управляющие ими из одного или нескольких центров; они

проводят согласованную экономическую политику, распределяя ресурсы,

технологию и ответственность для достижения наивысшего результата.

Возможность образования международных компаний появилась благодаря вывозу

капитала за пределы страны. Вывоз капитала и образование международных

компаний привели также к разделу мирового рынка на сферы влияния между

финансовыми группировками. Создание ТНК позволяет переносить производство,

снабжение или элементы управленческой структуры в те страны, где это

представляется наиболее выгодным. В организации учета применяется система

комплексных интеграционных систем, с помощью телекоммуникационной связи

непрерывно учитываются все поступления и платежи компаний по всем странам,

где фирма осуществляет свои операции. Финансы, подготовка и переподготовка

кадров - это аспекты деятельности, которые стали компонентами комплексных

интеграционных систем ТНК. Вся деятельность международных компаний

подтверждает, что ТНК - это фирмы, имеющие свои подразделения в разных

странах, но управляют они этими подразделениями из одного центра. К 1996г.

общее число ТНК составило примерно 40 тысяч, они имеют 250 тысяч филиалов

за рубежом. Это самый активный сектор мирового хозяйства, на него

приходится более 200 млрд. долл. ежегодного прироста прямых зарубежных

инвестиций. Начиная с 1977г. около половины прямых инвестиций США

осуществляется в форме совместных предприятий, что обеспечивает большие

выгоды всем участникам такого сотрудничества. Это новый этап хозяйственной

деятельности ТНК - «сплетение» ТНК, принадлежащих к разным национальным и

интернациональным экономическим центрам.

Деятельность ТНК находится в тесной связи с процессом дальнейшей

интеграции западного мира. Однако все эти процессы осуществляются в

условиях острой конкуренции. Происходит небывалый рост

заинтересованности государств в развитии внешнеэкономических связей, во

внешних рынках сбыта. Сейчас конкуренция ведется с помощью широкого набора

государственных мер регулирования внешнеэкономической деятельности.

23.теории международной торговли. Развитие международного разделения

труда и производственной специализации, необходимость и выгодность внешней

торговли объясняет теория сравнительных преимуществ. Эта теория исходит из

того реального факта, что каждая страна располагает разными природными

условиями, факторами производства, научно-техническими возможностями.

Различия между странами в условиях производства и делают необходимым и

взаимовыгодным международный обмен. Ещё А. Смит указал на то, что особые

природные условия, наличие тех или иных ресурсов обеспечивают преимущества

в издержках производства каждой страны в сравнении с другими. Причем для

страны может быть выгодной не только продажа, но и покупка товаров за

границей. Если, например, издержки производства определенного товара в

стране А ниже, чем в стране Б, то для последней целесообразно не

производить этот товар у себя, а импортировать его из страны А.

Соответственно страна Б будет экспортировать в страну А другой товар при

условии, что издержки на его производство будут ниже, чем в стране А. Таким

образом, по Смиту, разница между абсолютными издержками есть условие

развития международной торговли.

Развитие идей А. Смита нашло своё отражение в концепции сравнительных

издержек Д. Рикардо - Р. Торренса - Дж. Ст. Милля. В отличие от А. Смита Д.

Рикардо показал, что обмен является выгодным даже в тех случаях, когда

страна производит все товары при более высоких издержках производства, чем

за границей. В основе его анализа было соотношение затрат труда на

производство различных товаров в одной и той же стране, которое неодинаково

у разных народов. Стране выгодно продавать те товары, национальные издержки

которых относительно меньше, а покупать те товары, издержки которых

относительно выше. Выигрыш от внешней торговли тем выше, чем больше разница

в сравнительных издержках.

Идеи Д. Рикардо в дальнейшем развил Дж. Ст. Милль, который для того

чтобы установить, как складываются цены в международном обмене при

изменении издержек производства и спроса, разработал модель, где

рассматривается обмен двух стран и двух товаров. Дж. Ст. Милль указывал,

что стоимость импорта зависит в любой стране от объема экспорта

отечественной продукции или, другими словами, стоимость иностранных товаров

зависит от условий международного обмена. В результате, по его мнению,

обмен продукцией должен происходить по таким стоимостям, чтобы экспорт

данной страны мог полностью покрыть её импорт. Он подчеркивал ту мысль, что

если бы две торгующие друг с другом страны попытались производить всё, что

они импортировали сами, то труд и капитал не были бы так производительны.

Для него международная торговля является средством удешевления

производства.

Так же, как А. Смит и Д. Рикардо, К. Маркс рассматривал закономерности

международного обмена с позиций трудовой теории стоимости. Причем у Маркса

в основе меновых пропорций на мировом рынке лежит уже не национальная, а

интернациональная стоимость, которая определяется общественно необходимым

рабочим временем, требующимся для изготовления товара при среднемировых

общественно нормальных условиях производства. Общественно необходимые

затраты здесь тяготеют к условиям производства в стране, являющейся

крупнейшим поставщиком данного товара на мировой рынок. Следует только

помнить, что довольно часто такими поставщиками бывают страны, доля которых

в мировом производстве не самая большая.

Так же, как и Д. Рикардо, К. Маркс считал, что страна, имеющая более

низкую производительность труда, может получать выгоду от вывоза продукции,

если она на вырученные деньги сможет купить необходимые товары дешевле, чем

если бы она их производила сама. В частности, он указывал на то, что может

сложиться ситуация, что «страна отдает овеществленного труда in natura [в

натуральной форме] больше, чем получает, и что всё-таки получает при этом

товары дешевле, чем могла бы сама их производить»'.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ