Рефераты

Лекции по политэкономии 2 семестр 1 курс

По мере вытеснения на Западе теории трудовой стоимости различными

вариантами теории факторов производства концепция сравнительных издержек

была существенно модифицирована. Её стали рассматривать с точки зрения

«международного распределения факторов производства» или «относительного

изобилия факторов производства». Новую трактовку разработали в 30-е годы

этого столетия шведские экономисты Э. Хекшер и Б.Олин, а затем развил и

уточнил П. Самуэльсон. В соответствии с их подходом в основе международной

торговли лежит то или иное соотношение факторов производства в различных

странах (разная обеспеченность ими). Страна должна специализироваться на

производстве и вывозить те товары, для производства которых требуются

факторы, которыми она богата (а значит, цены этих факторов низкие) и

ввозить те товары, которые требуют использования дефицитных факторов

производства. В результате участники международной торговли получают выгоду

от повышения производительности труда и рационального использования

ресурсов.

В модели Хекшера-Олина рассматриваются две страны и два фактора

производства (труд и капитал), причем перелив факторов из страны в страну

отсутствует, а производственная функция каждого товара в обоих странах

одинакова, т.е. данное количество труда и капитала производит там

одинаковое количество товаров (другими словами, предполагается одинаковая

технология). Кроме того, предпосылкой анализа является наличие совершенной

конкуренции. Функционирование данной модели схематично идет следующим

образом. Богатая капиталом страна А специализируется на производстве и

экспорте капиталоемкого товара. Спрос на капитал растет, растет его цена. В

то же время страна богатая трудом специализируется на трудоёмком товаре,

результатом чего является рост спроса и цены на труд. В итоге цены факторов

производства в различных странах выравниваются, а значит, товары,

произведенные в них, становятся равными по трудоёмкости и капиталоемкости.

Развитие данной концепции шло в дальнейшем по пути учёта новых факторов

и условий производства. В частности, в соответствующие модели включались

такие факторы, обеспечивающие сравнительные преимущества, как

квалифицированный и неквалифицированный труд, человеческий капитал, земля и

другие естественные ресурсы, структурные сдвиги, обусловленные НТП, циклом

«жизни продукта» и т.п.

В 60-е годы XX в. получила распространение технологическая интерпретация

международной торговли, по которой стимулом её развития выступают различия

в темпах и характере технических нововведений (технологический разрыв между

странами). Из-за того, что технические новшества, новая продукция

первоначально появляются в какой-либо одной стране, она приобретает

сравнительные преимущества. Тем самым фактически обосновывалась

необходимость специализации развитых стран на производстве и экспорте

наукоемких (имеющих большие затраты на научно-исследовательские и опытно-

конструкторские разработки), а также капиталоемких (приборостроение,

электроника и т.п.) товаров. Остальным же странам рекомендовалось

специализироваться на производстве и экспорте материалоёмких, трудоёмких и

тех капиталоемких товаров, изготовление которых загрязняет окружающую

среду.

24. Международные валютные отношения.Важнейшей составной частью всемирного

хозяйства являются международные валютные отношения, через которые

осуществляются платежные и расчетные операции в мировой экономике.

Совокупность форм организации валютных отношений и составляет международную

валютную систему. Основой международной системы являются национальные

валюты. Сюда также входят национальные и коллективные резервные валютные

единицы, международные ликвидные активы, валютные паритеты и курсы, условия

взаимной обратимости валют, международные расчеты и валютные ограничения,

валютные рынки и мировые рынки золота и т. д. Исторически международная

валютная система сложилась к концу XIX века, когда в большинстве развитых

стран получила распространение твердая золотая валюта, применяемая и для

обслуживания международных расчетов и платежей. Был введен золотой

стандарт, предусматривавший в международных расчетах обязательное

использование золота определенного веса и чистоты, свободную чеканку монет

и их обмен на другие валюты, поддержание паритета бумажно-кредитных денег с

золотом и т. д.

С началом первой мировой войны эта система прекратила свое

существование и возобновилась лишь в 1922 г после Генуэзской конференции,

где было достигнуто соглашение о золотодевизном стандарте, когда основным

инструментом регулирования международных расчетов становятся заместители

золота (девизы), в качестве которых выступают некоторые национальные и

коллективные валюты. В 30-е годы все развитые страны отошли от золотого

стандарта. В 1944 г. на Бреттон-Вудской конференции страны пришли к

соглашению. Мировым денежным эталоном была провозглашена международная

денежная единица — СДР, хотя она так и не превратилась в мировые деньги.

Национальные валюты, которые свободно обмениваются на другие национальные

валюты, называются конвертируемыми, соответственно — не способные к такому

обмену — неконвертируемыми. С 1976 г. в международных расчетах действует

девизная система, при которой ни одна из национальных валют, включая

доллар, не разменивается на золото. Юридически роль мировых денег выполняют

девизы, то есть национальные и коллективные валюты. Поскольку национальные

валюты утеряли прямую связь с золотом, то и официальная твердая цена на

золото ликвидирована, что означает демонетизацию золота, которое перестало

выполнять функцию всеобщего средства платежа как на внутреннем, так и на

мировом рынке. Золото все больше превращается в обычный товар, цена на

который в бумажных деньгах устанавливается в соответствии со спросом и

предложением на мировом рынке. Тем не менее золото все же остается особым

товарным ликвидным активом, который в определенных случаях может быть

продан за деньги, а вырученные деньги — использованы для расчетов по

платежным балансам.

Широкое распространение во внешнеэкономических связях получили

коллективные валютные единицы как новые формы проявления сущности денег.

Сюда можно отнести СДР (специальные права заимствования), введенные

Международным валютным фондом в 1970 г. Это несуществующая в материальной

форме счетная единица. Оценка СДР осуществляется на базе «корзины» валют,

включающей: доллар — 42%, западноевропейские денежные единицы (фунт

стерлингов, франк, марку) — 45%, йену — 13%. К коллективным валютам

относится и ЭКЮ (европейская счетная единица), созданная странами-членами

ЕЭС в 1979 г. Она оценивается на базе десяти валют европейских стран,

которые для ее обеспечения депонировали 2800 т золота (в виде записей) и

доллары. Из счетной единицы ЭКЮ постепенно превращаются в реальные деньги —

инструмент урегулирования международных расчетов. В конце 70-х годов

проявилась тенденция к превращению данных коллективных валют в мировые

деньги для обслуживания международных расчетов. Так, например,

транснациональные банки признали ЭКЮ как полноправную евровалюту,

участвующую на международном частном рынке ссудных капиталов. В дальнейшем,

вследствие нтернационализации хозяйственной жизни, система коллективных

валютных денег, видимо, может придти к формированию универсального, единого

для всех стран наднационального платежного средства, своего рода всемирных

денег.

25 международные экономические отношения.Свобода торговли и протекционизм.

Все страны в той или иной степени включены в международное разделение

труда и, следовательно, в мировое хозяйство. Характер и тенденции мирового

хозяйства предполагают судьбы государств и формы международного

взаимодействия, специфику участия каждой страны, характер торгово-

экономических, финансовых и других связей между странами. Уровень развития

производительных сил в той или иной стране определяет ее место в структуре

мирового хозяйства. Это место не закреплено за страной навечно, но уже

сейчас можно выделить центр мирового хозяйства — про-мышленно развитые

страны с эффективным рыночным хозяйством. Страны центра способны быстро

реагировать на мирохозяйственную конъюнктуру, осваивать достижения НТП и

экспортировать высокотехнологиче-скую продукцию.Развивающиеся страны -

периферия - имеют, как правило, сырьевую специализацию, недостаточно

эффективный механизм саморазвития, отно сительно низкий уровень внутренней

интегрированности экономики. В этих странах преобладают внерыночные и

внеэкономические рычаги организации хозяйства, действующие при

вмешательстве государства.

Мировое хозяйство представляет собой систему торгово-экономических,

научно-технических, валютно-финансовых, социальных и политических отношений

составляющих его субъектов. Основными субъектами мирового хозяйства

являются: национальные государства; транснациональные корпорации;

международные организации и институты. Мировое хозяйство нельзя

рассматривать как сумму национальных государств - это целостная и в то же

время противоречивая система взаимодействия национальных хозяйств, вся

совокупность участников мирового хозяйства, которая связана общественным

разделением труда системой международных экономических отношений.

Упорядоченность хозяйственных связей достигается при помощи организационно-

правовых форм. Целесообразно отметить в этом процессе деятельность

международных экономических организаций, правовые нормы и инструменты,

регулирующие отношения партнеров, устанавливающие их права и обязанности,

взаимную ответственность.

Исторически существуют различные формы государственной защиты национальных

интересов в борьбе на мировых рынках. В XV-XVIII вв., когда одной из

основных экономических теорий выступал меркантилизм, государство всячески

стимулировало экспорт и сдерживало импорт товаров, то есть придерживалось

жесткого протекционизма (защиты) собственной промышленности путем введения

высоких ввозных пошлин, государственной монополии на торговлю определенными

видами товаров. Но протекционизм неизбежно ведет к сокращению внешней

торговли, к самоизоляции. Поэтому в период промышленного переворота страны

неизбежно переходят к политике свободной торговли (фритредерства). Основой

такой хозяйственной политики стала теория сравнительных издержек Д.

Рикардо. Именно Великобритания смогла на этих позициях завоевать новые

рынки и выйти на передовые позиции в мировой экономике. Позже и другие

страны постепенно встали на позиции фритредерства. Либерализация внешней

торговли является более выгодной как для каждой из стран, так и для всего

мирового сообщества, служит источником роста благосостояния государства.

Классическими видами торгового протекционизма являются импортные

пошлины, или таможенные тарифы. Подсчитано, что они почти всегда снижают

уровень благосостояния в торгующих странах, в том числе и в той, от которой

исходит инициатива введения этих ограничений во внешней торговле.

Протекционизм следует рассматривать как сложное явление современных

международных экономических отношений. Так, если тарифы незначительно

ограничивают импорт, то они приносят доход государству, который можно

направить на социальные программы, снижение налогов и т. д. Особенно это

относится к молодым государствам, которые используют тарифную защиту как

один из источников государственных доходов. От 1/4 до 3/5 государственного

бюджета стран с низким уровнем национального дохода обеспечивается в

настоящее время за счет таможенных пошлин. Политика протекционизма во

многих странах направлена для поддержки новых отраслей, создания

дополнительных рабочих мест, защиты национальной безопасности и

национального престижа. Однако следует отметить, что протекционизм в целом

приводит к замедлению научно-технического прогресса, так как у

производителей снижаются побудительные мотивы поиска новых технологий,

ведущих к снижению издержек производства. Если прежде протекционизм

опирался в основном на тарифно-таможенную систему, то после Второй мировой

войны значительно увеличилось значение нетарифных барьеров, количество

которых постоянно растет и насчитывает в настоящее время около 50 различных

видов. Целью нетарифных барьеров является общее ограничение импорта при

помощи торговой дискриминации отдельных стран. К числу нетарифных барьеров

можно отнести государственную монополию внешней торговли, обеспечение

государственного потребления только товарами отечественного производства,

сложный валютный контроль за ввозом товаров, санитарные стандарты на

продовольственные товары и т. п. Наибольшее распространение в последние

годы получил такой вид нетарифного ограничения как импортные квоты, т. е.

количественное ограничение объема иностранной продукции, ежегодно

разрешаемое государством для ввоза в данную страну. Государство при этом

выдает ограниченное количество лицензий на импорт и запрещает

нелицензированный ввоз. Государственный протекционизм может касаться как

импорта, так и экспорта, причем в отношении экспорта чаще используется

политика субсидирования, чем налогообложения, хотя субсидирование экспорта

идет вразрез с международными соглашениями. Одно из положений ГАТТ

рассматривает экспортное субсидирование как «нечестную конкуренцию» и

рекомендует странам-импортерам данной продукции принимать ответные меры

через установление протекционистских «компенсационных пошлин». Но

существует множество путей государственного субсидирования в обход

требований ГАТТ, например, предоставление низкопроцентных займов

экспортерам или их иностранным клиентам, организация рекламы и др.

26. Экономическая интеграция: формы, тенденции развития.

В последние десятилетия во всемирном хозяйстве происходят сложные

процессы сближения и взаимопроникновения национальных хозяйств нескольких

стран, направленные на создание единого хозяйственного организма и

получившие название интеграции. Она пронизывает самые различные стороны

экономической и политической жизни интегрирующихся стран.

Интеграция выступает как высшая форма проявления интернационализации

хозяйственной жизни, как результат очень высокого уровня международного

разделения труда и кооперационных связей. Можно сказать, что при этом

международные экономические взаимосвязи становятся настолько прочными, что

происходит глубокое взаимопереплетение национальных процессов

воспроизводства. Хотя интернационализация хозяйственной жизни достигла

глобальных масштабов, в настоящее время интеграционные процессы носят в

основном региональный характер. Наиболее развитые интеграционные союзы

находятся в Западной Европе. Именно здесь прежде всего обнаруживается

несовместимость современного производства с узостью внутренних рынков,

действуют центростремительные тенденции к объединению отдельных стран.

Этому способствует также стремление выстоять в борьбе с конкурентами из США

и Японии. В середине 60-х годов в Западной Европе было создано Европейское

экономическое сообщество («Общий рынок»), в рамках которого к настоящему

времени отменены таможенные пошлины и сняты внутренние ограничения на

экспорт и импорт, введены единые таможенные тарифы по отношению к импорту

из третьих стран, создан общий режим регулирования цен в сельском хозяйстве

и аграрный фонд, установлены либеральные условия миграции капитала и

рабочей силы, создана европейская валютная система с единой расчетной

единицей — ЭКЮ. Идея объединения Европы в настоящее время начинает

осуществляться на практике. Предполагается, что после 1992 года будет

завершено создание действительно «единого внутреннего рынка» 12 стран

Западной Европы. Вводятся единые гражданские паспорта, системы стандартов,

коммуникаций и транспорта, общая таможенная система, унифицируются налоги,

отменяются все пошлины и регулирующие инструкции во взаимной торговле,

будут признаваться равноценными национальные дипломы об образовании. Идет

процесс создания экономического союза и постепенного преобразования

Европейского экономического сообщества в Европейский Союз, в котором каждая

страна будет сохранять свою самобытность. Принято решение и о создании

валютного союза на базе постепенного установления валютных паритетов и

выравнивания уровней экономического развития всех стран-членов ЕЭС.

Предполагается, что в результате создания валютно-экономического союза ЕЭС

получит собственную денежную единицу — прочный и стабильный ЭКЮ.

По оценкам специалистов, экономический эффект от реализации намеченной

программы дальнейшего развития экономической интеграции в Западной Европе

проявится прежде всего от экономии на масштабах производства, снижения

издержек производства, ускорения научно-технического прогресса, повышения

темпов экономического роста, улучшения условий торговли и т. д. Остальные

страны Европы, как предполагается, будут постепенно присоединяться к

Европейскому Союзу, расширяя процесс интеграции на всю территорию

континента. Сближение восточноевропейских стран с ЕЭС будет происходить

медленно и весьма болезненно. Но и этот процесс можно считать исторически

предопределенным, в результате чего сформируется единая Европа, не

разделенная на Север и Юг, Запад и Восток, начнут функционировать

общеевропейские институты.

28. ТНК - международные фирмы, имеющие филиалы в двух и более странах,

управляющие ими из одного или нескольких центров; они проводят

согласованную экономическую политику, распределяя ресурсы, технологию и

ответственность для достижения наивысшего результата. Возможность

образования международных компаний появилась благодаря вывозу капитала за

пределы страны. Вывоз капитала и образование международных компаний привели

также к разделу мирового рынка на сферы влияния между финансовыми

группировками.

Создание ТНК позволяет переносить производство, снабжение или элементы

управленческой структуры в те страны, где это представляется наиболее

выгодным. В этой связи можно отметить тот факт, что все большее число ТНК

размещает хотя бы часть своих исследовательских функций за пределами страны

базирования. Филиалы ТНК, сосредоточивая всю работу по обеспечению

производства сырьем, могут наилучшим образом воспользоваться конъюнктурой

цен.

В организации учета применяется система комплексных интеграционных

систем, с помощью телекоммуникационной связи непрерывно учитываются все

поступления и платежи компаний по всем странам, где фирма осуществляет свои

операции. Финансы, подготовка и переподготовка кадров - это аспекты

деятельности, которые стали компонентами комплексных интеграционных систем

ТНК. К 1996 г. общее число ТНК составило примерно 40 тысяч, они имеют 250

тысяч филиалов за рубежом. Это самый активный сектор мирового хозяйства, на

него приходится более 200 млрд. долларов ежегодного прироста прямых

зарубежных инвестиций. Начиная с 1977 г. около половины прямых инвестиций

США осуществляется в форме совместных предприятий, что обеспечивает большие

выгоды всем участникам такого сотрудничества. Это новый этап хозяйственной

деятельности ТНК - «сплетение» ТНК, принадлежащих к разным национальным и

интернациональным экономическим центрам.

Деятельность ТНК находится в тесной связи с процессом дальнейшей

интеграции западного мира. Однако все эти процессы осуществляются в

условиях острой конкуренции. Происходит небывалый рост заинтересованности

государств в развитии внешнеэкономических связей, во внешних рынках сбыта.

Сейчас конкуренция ведется с помощью широкого набора государственных мер

регулирования внешнеэкономической деятельности.

Нужно отметить, что старая система международного разделения труда

основывалась на сравнительных издержках производства, основными

компонентами которой были издержки на рабочую силу, оборудование и сырье. В

настоящее время возросло значение науки и научно-технического потенциала,

организационных и управленческих факторов, образования и квалификации

рабочей силы, значение кредитно-банковской сферы, страхования и других

факторов. Они определяют сравнительные преимущества факторов производства и

сбыта и конкурентную способность страны.

Итак, интернационализация национальных хозяйств - это общая закономерность

развития международных экономических связей, итог которой - образование

мирового хозяйства.

29 Международное движение капиталов. Суть вывоза капитала заключается в

том, что за рубеж переносится уже не акт реализации прибыли, заключенной в

цене экспортируемых товаров, а сам процесс ее создания. Это предопределяет

экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что, однако, сочетается с

заинтересованностью принимающей стороны в привлечении иностранного

капитала. В последние годы наблюдается значительный рост вывоза капитала.

Это объясняется рядом причин.1.Ускорение экономического роста и научно -

технического прогресса требуют для своей реализации все новых

капиталовложений. 2.Перенос производства трудоемкой продукции в

развивающиеся страны позволяет сужать издержки производства за счет более

дешевой рабочей силы.3.Вложение капитала в добывающие отрасли за рубежом

обеспечивает постоянные источники сырья.4.Вложение капитала в

обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолевать

таможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта.5.Недостаток

капитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях,

инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов.Важную роль играют

экологические факторы - перенос вредных для окружающей среды производств в

развивающиеся страны.С 70-х годов объем зарубежной продукции ТНК стал

превышать объем мировой торговли. На зарубежное производство приходится

четверть ВНП промышленно развитых стран.В экспорте прямых капиталовложений

доминируют США, ЕС и Япония (примерно 4/5 общего объема вывоза и ввоза

капитала. Главным полем приложения иностранного капитала стали сами

промышленно развитые страны. На развивающиеся страны приходится 30-33%

новых прямых инвестиций. Это ограничивает масштабы вовлечения развивающихся

стран в процесс интернационализации производства на основе современных

требований НТР.Направление движения капитала потеряло свою былую

односторонность (из промышленно развитых стран в развивающиеся). Сейчас

движение капитала идет в обоих направлениях. Многие из стран являются

одновременно экспортерами и импортерами капитала. Особенно это характерно

для взаимопроникновения американских и западноевропейских

капиталов.Увеличилась доля прямых инвестиций по сравнению с портфельными.

Это свидетельствует о стремлении монополий взять полностью под свой

контроль зарубежные предприятия.Со второй половины 60-х годов

преимущественной сферой стала новейшая технология и сфера услуг.Экспорт

капитала осуществляется не только частными монополиями с целью извлечения

прибыли, но и правительствами и международными валютно-финансовыми

организациями исходя из военно-стратегических и политических интересов.

Государственный капитал вкладывается за рубежом в первую очередь в

инфраструктуру: строительство портов, транспорта, систем связи, тем самым

создавая благоприятные условия для вложения частных

инвестиций.Государственный капитал экспортируется в различных

формах:безвозмездные субсидии и дотации преимущественно наименее развитым

странам;государственные долгосрочные кредиты на развитие (на 25-40

лет);государственные гарантии частных кредитов.Для страны - экспортера

ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии (когда начнут поступать

прибыли от этих вложений) платежный баланс будет улучшаться. Экспорт

капитала расширяет рынки сбыта для страны - экспортера. Но в то же время

сужает рынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж.Для импортера

капитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости, внедрение

новых технологий. Но в то же время теряется контроль над отдельными

секторами национальной экономики. Выход России из экономического кризиса

немыслим без привлечения иностранного капитала.

30. Роль мелкого предпринимательства в экономике

Сегодня на всех уровнях управления нужны автономные, самоуправляемые группы

работников из разных подразделений компании, способные непосредственно

выйти на рынок. Командные структуры призваны обеспечить сочетание

преимуществ малого бизнеса с программно-целевым управлением в рамках

крупной организации. С мелким бизнесом командные структуры прежде всего

сближает общность организационной культуры, системы материального и

морального стимулирования. Не так давно было замечено, что, начиная с

определенного момента, все больше и больше размеры предприятия означают

повышение средних общих издержек. Экономисты определили это как

положительный и отрицательный эффект роста масштабов производства или

«эффект масштаба»

Малые предприятия, обладая большей мобильностью, чем крупные корпорации

способны быстрее реагировать на колебания потребительского спроса. Мировая

практика убеждает: прорыв к рынку может быть осуществлен прежде всего,

через активное развитие малого бизнеса. Он является сегодня становым

хребтом экономики развитых стран. В России этот сектор практически не

создан. Современная структура рыночной экономики в масштабах России

предполагает наличие 10-12 миллионов малых предприятий, а фактически

насчитывается 300-400 тысяч. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий

сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество ВНП.

Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей

сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной

инфраструктуры. Характерные черты, присущие малому бизнесу: а)

возможность более гибких и оперативных решений. В малом бизнесе упрощена

структур принятия управленческих решений, это дает возможность быстро и

гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра

капитала при переключении с одного вида деятельности на другой. б)

ориентация производителей преимущественно на региональный рынок. Малый

бизнес идеально приспособлен для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев,

привычек и других характеристик местного рынка в) поддержание занятости и

создание новых рабочих мест. Эта проблема чрезвычайно актуальна для нашей

страны; процесс приватизации уберет балласт с предприятий и мелкий бизнес

мог бы сыграть роль амортизатора, вобрав в себя свободную рабочую силу.

г) выполнение вспомогательных функций по отношению к крупным

производителям. д) небольшой первоначальный объем инвестиций. У

малых предприятий меньшие сроки строительства; небольшие размеры, им

быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию и

автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного и

ручного труда. е) экономическая эффективность производства в малых

предприятиях. ж) инновационный характер малых предприятий. Многие

экономисты отстаивают идею об исключительной роли малого бизнеса в

развертывании НТР.

Мелкие фирмы действуют в условиях жесткой рыночной конкуренции, которую не

все способны выдержать. Поэтому бурный рост числа новых предприятий

сопровождается в то же время разорением многих из них. В большинстве

случаев (около 90%) фирмы разоряются не из-за нехватки капитала или

неэффективной технологии, а из-за отсутствия управленческих знаний

2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется

последующим направлениям:

1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого

предпринимательства

2) создание льготных условий использования субъектами малого

предпринимательства

3) установление упрощенного порядка регистрации малого предпринимательства,

лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления

государственной статистической и бухгалтерской отчетности

4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого

предпринимательства

5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров

для малых предприятий.

Одним из наиболее важных направлений государственной поддержки я является

льготное кредитование.Кроме льготной кредитной политики применяется и

льготное налогообложение.

Фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставить льготные

кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции

залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения

товарного рынка.

Только объединяя усилия по целому ряду направлений малые предприятия

могут рассчитывать на стабильное положение в структуре экономики, успешную

конкуренцию и сотрудничество с крупными предприятиями.

31.Мировая экономика. Страны «центра» и «перефирии»

В широком смысле мировая экономика- сумма всех национальных экономик

мира, в узком- сумма только тех частей нац. экономик, кот. взаимодействуют

с внешним миром. Но таких частей все больше, и разница между определениями

стирается. Между странами возникают след. формы эконом. отношений:

международная торговля товарами и услугами, междунар. миграция рабочей

силы, междунар. движение капитала, междунар. передача технологий,

междунар. валютно-расчетные отношения. Эти связи возникают вследствие

различной наделенности стран факторами пр-ва. По характеру экономики

(рыночная или переходная) и уровню соц.-эконом. развития в мировой

экономике выделяют 3 группы стран: развитые, развивающиеся, с переходной

экономикой. Внутри каждой группы выделяют подгруппы. В настоящий момент

разрыв в уровнях соц.-эконом. развития между странами сохраняется, но

состав отстающих и лидирующих стран меняется. Усиление участия станы в

мировом хоз-ве – интернационализация. Ее росту способствует ТНК. Их

деятельность превращает мир. хоз-во в единый рынок товаров, услуг, рабоч.

силы и капитала, т.е. способствует глобализации. Развитые страны (центр).

Хоз. механизмы этих стран имеют трехуровневую структуру, включающие 3

уровня регулирования хоз-ой жизни: спонтанно-рыночного, корпоративного и

гос. регулирования. Роль каждого уровня в каждом гос-ве различна. Для

развитых стран характерна циклическая форма развития экономики: циклы (4-7

лет) сочетаются с длинными волнами конъюктуры (около 50 лет). Экономики РС

характеризуются открытостью и либеральным режимом организации. Господство

РС в мировом производстве делает их лидерами во всех направлениях межд.

эконом. отношений. В области миграции раб. силы РС- принимающая сторона.

В группе РС сложилась «триада» из США, ЕС и Японии. Это-«центр силы» мир-ой

экономики. ЕС –ядро западноевропейской интеграции, наиболее развитое и

совершенное интеграционная группировка в мире. Развитие ее интеграции

происходит вглубь (от низших форм интеграции (зона свободной торговли,

таможенный союз) к высшим (эконом. и валютный, политич. союз)) и вширь.

США занимает 1-е место в мире по объемам внешней торговли товарами и

услугами. Их главная движущая сила- НТП. Америк. компании занимают 1-е

место по суммарным объемам инвестиций в НИОКР (научно-исследов. и опытно-

конструк. работы). Япония имеет ряд специфических черт в соц.-эконом.

укладе, главная-долговремен. контракты. Япония все дальше уходит к обмену

готовыми пром. изделиями. Несмотря на большой объем и устойчивость связей,

процесс настоящей региональной интеграции Японии с соседями не происходит.

Развивающиеся страны («переферия»). Сохраняют определенные общие признаки

соц.-эконом. отставания (многоукладность хоз-ва, традиц. формы собств-ти и

обществ-х институтов, низкая производ-ть обществ-го труда). Различия в

темпах роста, скорость и модернизация экономики и воздействия миров. хоз-ва

усиливает расслоение на подгруппы. Стратегия этих стран- преодоление

отсталости и интеграция в мир. хоз-во путем индустриализации по

импортозамещающей и экспортоориентированной моделям. В этих странах при

поддержке гос-ва сохраняется мелкое произ-во для обеспечения товарами и

услугами массовый спрос населения и занятость. Нехватка внутрен. ресурсов,

спад цен на основные сырьевые экспортные товары, рост неопротекцинизма

центра делают необходимыми внешние займы, что в свою очередь осложняет соц.-

экон. положение. К «переферии» относят страны Азии, ОПЕК, Африки, Латинской

Америки. Страны с переходной экономикой (Китай, Центральная и Восточная

Европа). Переход к рыноч, экономике осущ-ся 2-мя методами: двухсекторный

тип трансформации (длительное время механизмы плановой и рыночной экономик

сосуществуют вместе при сохранении прежней политич. системы (Китай,

Вьетнам)) и односекторный (прежний плановый механизм и политич. система

разрушаются с самого начала). В целом эти страны проводят либеральную

внешнеэкономич. политику открытой экономики.

33. Мировое хозяйство – закономерности и этапы формирования.

Мировое хозяйство - не географическое понятие и не механическая сумма

национальных хозяйств, это система международных - экономических отношении,

включающая те составные части национально-государственных

комплексов, которые непосредственно взаимодействуют в процессе

экономического сотрудничества в соответствии с международным разделением

труда. Здесь целесообразно отметить, что международные экономические

отношения производим от внутринациональных отношений и в то же время

относительно самостоятельны. Причем государство является одним из субъектов

этих отношении.

Наличие национально-государственною обособления во многом определяет

специфику мирохозяйственной сферы. Конкретные формы и методы хозяйствования

здесь обусловлены необходимостью согласования интересов различных

государств, стремлением к достижению взаимной выгоды. При этом основой

изменений в механизме международного сотрудничества являются изменения в

национальных экономических механизмах. Общая тенденция развития

национальных экономик идет по пути большой нацеленности на решение

социальных вопросов и повышения благосостояния народов, на интенсификацию

производства, на активизацию использования товарно-денежных отношений. Всё

эго подталкивает к осуществлению соответствующих перемен и на

международном уровне, создает благоприятные условия для ускорения

интеграционных процессов.

В современных условиях всё более заметна тенденция к усилению

взаимосвязи практически всех стран мира. Их взаимозависимость обусловлена

как общечеловеческими проблемами такими, как экологическая или

ядерная, так и экономическими связями. Мировое хозяйство в этих условиях

выступает как высшая ступень процесса интеграции хозяйственной жизни.

Устойчивая тенденция быстрого роста вывоза капитала отражает требования

развития производительных сил. Одновременно меняется специфика

международного разделения труда, которое базировалось на естественной

основе - различиях в природных и климатических условий страны, в их

географическом положении, ресурсах и энергии. В настоящее время сфера

международного разделения труда непосредственно охватывает все

структурные составляющие общественного разделения труда. Усиление

международного разделения труда, рост интернационализации

хозяйственных связей, всеохватывающий характер НТР, принципиально новая

роль средств информации и коммуникации определяют постоянную тенденцию к

единству в мировом хозяйстве. Как бы ни складывалась специализация

национального хозяйства, все страны в той или иной степени включены в

международное разделение труда и, следовательно, в мировое хозяйство.

Характер и тенденции мирового хозяйства предполагают судьбы государств и

формы международного взаимодействия, специфику участия каждой страны,

характер торгово-экономических, финансовых и других связей между странами.

Уровень развития производительных сил в той или иной стране определяет её

место в структуре мирового хозяйства. Это место не закреплено за страной

навечно, но уже сейчас можно выделить центр мирового хозяйства -

промышленно развитые, страны с эффективным рыночным хозяйством. Страны

центра способны быстро реагировать на мирохозяйственную конъюнктуру,

осваивать достижения НТП и экспортировать высокотехнологическую продукцию.

Развивающиеся страны - периферия – имеют, как правило, сырьевую

специализацию, недостаточно эффективный механизм саморазвития, относительно

низкий уровень внутренней интегрированности экономики. В этих странах

преобладают внерыночные и внеэкономические рычаги организации хозяйства,

действующие при вмешательстве государства. Мировое хозяйство представляет

собой систему торгово-экономических, научно-технических, валютно-

финансовых социальных и политических отношений составляющий его субъектов.

Основными субъектами мирового хозяйства являются:

-национальные государства;

-транснациональные корпорации:

-международные opганизации и институты.

Мировое хозяйство нельзя рассматривать как сумму национальных

государств - это целостная и в то же время противоречивая система

взаимодействия национальных хозяйств, вся совокупность участников мировою

хозяйства, которая связана общественным разделением труда, системой

международных экономических отношений. Упорядоченность хозяйственных связей

достигается при помощи организационно-правовых форм. Целесообразно

отметить в этом процессе деятельность международных экономических

организаций, правовые нормы и инструменты, регулирующие отношения

партнеров, устанавливающие их права и обязанности, взаимную

ответственность. В целом функционирующая ныне система многостороннего

регулирования мирохозяйственных связей начала формироваться после второй

мировой войны. Начало этому процессу было положено конференцией,

состоявшейся в 1994г. в Бреттон-Вудсе. На ней было выработано решение о

создании мировой валютой системы. В 1945г. были созданы специальные

международные координационные органы Международный валютный фонд (МВФ) и

Международный банк реконструкции и развития (МБРР). В них входит более 150

государств и именно они во многом определяют принципы межгосударственного

регулирования в сфере мировой торговли и международных кредитных и валютных

отношений. В послевоенный период были созданы: организация европейского

экономического сотрудничества (ОЕЭС). Координационный комитет НАТО по

экономическим вопросам (КОКОМ), Генеральное соглашение по тарифам и

торговле (ГАТТ). Кроме тою, шло формирование новых органов, по линии ООН:

ЮНКТЛД - конференция ООН по торговле и развитию, ЮПИД - организация ООН по

промышленному развитию и др.

К перечисленным органам можно добавить проводимые с 1975г. ежегодные

совещания на высшем уровне семи ведущих стран: США, Японии, Германии,

Англия, Франции, Италии и Канады.

34.В целом функционирующая ныне система многостороннего регулирования

мирохозяйственных связей начала формироваться после Второй мировой войны.

Начало этому процессу было положено конференцией, состоявшейся в 1944г. в

Бреттон-Вудсе. На ней было выработано решение о создании мировой валютной

системы. В 1945 г. были созданы специальные международные координационные

органы - Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк

реконструкции и развития (МБРР). В них входит более 150 государств, и

именно они во многом определяют принципы межгосударственного регулирования

в сфере мировой торговли и международных кредитных и валютных отношений. В

послевоенный период были созданы: Организация европейского экономического

сотрудничества (ОЕЭС), Координационный комитет НАТО по экономическим

вопросам (КОКОМ), Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ).

Кроме того, шло формирование новых органов по линии ООН:

ЮНКТАД - конференция ООН по торговле и развитию, ЮПИД - организация ООН

по промышленному развитию и др.

К перечисленным органам можно добавить проводимые с 1975 г. ежегодные

совещания на высшем уровне семи ведущих стран: США, Японии, ФРГ, Англии,

Франции, Италии и Канады. Международные организации занимаются конкретными

проблемами, принимают комплексные решения, координируя общую стратегию

экономического сотрудничества с целью выполнения основных функций мирового

хозяйства, каковыми являются: использование преимуществ международных

производственных отношений нового типа и действующих в этой сфере

экономических законов; согласование экономических интересов всех стран

мирового хозяйства, обеспечение их взаимовыгодности и заинтересованности в

углублении сотрудничества; повышение эффективности использования трудовых,

материалных и природных ресурсов в целях улучшения жизни народов стран,

представляющих мировое хозяйство.

35. Проблема гармонизации международных и национальных интересов

Новые формы международных экономических отношений, связанные с

распространением передового опыта, отражают эволюцию в способах

использования иностранных капиталов на территории тех или иных государств.

Цели, преследуемые партнерами, безусловно, различны. Для одних — это

достижение мирового лидерства, для других — преодоление отставания.

Углубление международного разделения труда идет на основе конкурентной

борьбы. Основным аргументом соперничества участвующих сторон является

сравнение научных потенциалов и технологических возможностей, которыми

обладают страны. Интеграция- сближение и взаимное объединение на

добровольных началах двух или нескольких стран в единое хозяйственное

объединение. Интеграционные процессы носят региональный характер,

приобретают форму объединений, направленных на достижение общих

экономических целей. Первоначально интеграционные объединения создавались

для отмены таможенных барьеров во взаимной торговле между странами-

участницами, т. е. возникали так называемые «свободные зоны». Более сложные

формы были направлены на организацию таможенных союзов, которые

предполагают свободное перемещение товаров и ус­луг внутри группировки и

использование таможенного тарифа (налога на ввоз товаров) по отношению к

третьим странам. Создание общего рынка связано с ликвидацией барьеров между

странами не только в торговле, но и при перемещении рабочей силы и

капитала. Высшей формой проявления интеграционного объединения является

экономический союз, который предполагает проведение государствами-

участниками системы мер межгосударственного регулирования социально-

экономических процессов, протекающих в регионе. Наибольшей зрелости

межстрановая интеграция достигла в Европейском экономическом сообществе

(ЕЭС), созданном в 1957 году. По сути дела речь идет о создании «единого

экономического пространства». Общие рынки созданы в Юго-Восточной Азии,

арабском мире, Африке и Центральной Америке. Следует отметить, что

развитие торговли между странами, формирование мирового рынка на основе

углубления международного разделения труда, интенсификация

мирохозяйственных связей, обусловленная интеграцией экономик и образованием

ТНК, способствовали укреплению мирового хозяйства, повышению зависимости

роста национального производства от стабильности мировой экономики.В

настоящее время международные экономические отно­шения утвердились и

реализуются в следующих основных фор­мах:

— международная торговля товарами и услугами;

— межстрановая кооперация производства;

— обмен в области науки и техники;

— движение капиталов и зарубежных инвестиций;

— миграция рабочей силы; — валютно-кредитные отношения.

36. Социальная политика государства.

Социальная политика государства — одно из направлений его деятельности по

регулированию социально-экономических условий жизни общества. Суть

социальной политики государства заключается в поддержании отношений как

между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, обеспечении

условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества,

создании социальных гарантий в формировании экономических стимулов для

участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная

политика государства, выступающая как составная часть мероприятий,

проводимых государством в целях регулирования условий общественного

производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране.

При этом необходимо отметить, что система социальной защиты не определяется

только поддержкой малообеспеченных слоев населения или тех, кто не включен

в общественное производство (учащиеся, пенсионеры, инвалиды). Она включает

в себя защиту и лиц, участвующих в общественном производстве и прежде всего

людей, работающих по найму. Осуществляется и через регламентирование в

законодательной форме труда (продолжительность рабочей недели,

продолжительность и порядок предоставления отпусков, охраны труда и др.) и

его оплаты (установление минимальных ставок заработной платы и др.), а

также определение прав работников при приеме на работу и увольнении. Эта

сторона системы социальной защиты также определяется уровнем экономического

развития страны, соотношением политических сил и уровнем общественного

самосознания. Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной

степени порождено объективным действием рыночного ценового механизма.

Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы

намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Масштабы

перераспределительных процессов в различных странах неодинаковы, но, по

общему признанию, они особо велики в Швеции. Так, если взять распределение

дохода по факторам производства в этой стране и сгруппировать домашние

хозяйства в 10 групп, то получится следующая картина: валовой доход

домашнего хозяйства в высшем 10%-ом классе (группе) будет примерно в 100

раз больше, чем у низших 10% населения. Но если взять располагаемый доход,

то разница между высшей и низшей группой домашних хозяйств составит

значительно меньшую величину: превышение будет уже не в 100 раз, а всего в

4 раза. Таковы масштабы перераспределения, которые нередко и у шведских

экономистов вызывают определенные сомнения: так, по результатам проведенных

в Швеции исследований, сокращение различий в заработной плате (после уплаты

налогов) во многом способствовало снижению динамичности рынка труда. Таким

образом, социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть

весьма тонким инструментом, с одной стороны, она призвана способствовать

социальной стабильности и смягчению социальной напряженности, а с другой —

никоим образом не подрывать стимулов предпринимательства и

высокоэффективного труда по найму.

37.Методологические проблемы, возникающие в связи с переходом от

национальной модели экономического роста к мировой, первыми начали

обсуждать меркантилисты. Меркантилисты считали, что государство должно как

можно больше продавать на внешнем рынке и как можно меньше покупать,

накапливая золото

Разделение труда зародилось в мануфактурный период развития капитализма

и было исследовано А. Смитом, который рассматривал этот процесс с двух

сторон. С одной стороны, разделение труда повышает его производительную

силу, т.к. является результатом увеличения ловкости, умения и

сообразительности. Второй стороной разделения труда выступает сбережение

времени, которое обыкновенно теряется при переходе от одного вида труда к

другому. Изобретение машин облегчает и сокращает труд, позволяет

производить больше товаров, удешевлять их и тем самым ускорять накопление

капитала.

Международное разделение труда - это специализация различных стран на

производстве определенных видов продукции, которыми эти страны обмениваются

между собой, поскольку такой процесс позволяет экономить затраты на

производство материальных благ и услуг, способствует увеличению их

предложения.

В мануфактурный период развития капитализма основной формой реализации

международного разделения труда были двусторонние и трехсторонние

внешнеторговые связи. В эпоху промышленного переворота возросла

взаимосвязанность национальных хозяйств путем втягивания их в мировой

рынок. Особенность международного разделения труда проявила себя в конце

XIX - первой половине XX в., когда целая группа колониальных и зависимых

стран стала поставщиком сырьевых, энергетических и других ресурсов,

продукции сельского хозяйства. В настоящее время природные ресурсы -

важнейший фактор конкурентных позиций страны во все меньшей степени

выполняет свою роль. Свидетельством этому является становление высоко

конкурентных экономик в Японии и в новых индустриальных странах, лишенных

природных ресурсов. Эти страны сумели использовать организационно-

технический фактор, превосходство кредитно-финансовой и валютной политики,

высокую квалификацию рабочей силы и фактор «трудовой этики» (отношение

работающих к труду и качеству производимой продукции).

В условиях НТР, усиления интернационализации и транснационализации

производства развитые страны заинтересованы в определенном экономическом

развитии бывших колоний. Перемена в отношениях между развитыми и

развивающимися странами привела к существенной модификации теоретических

установок.

Современная западная экономическая наука выходит на позиции, отражающие

особенности разных стран с точки зрения внутренних и внешних факторов

экономического развития (НТР, международная торговля, движение капиталов,

национальные материальные, финансовые, природные ресурсы, доходы

государства и т.п.).

Наиболее распространенной является концепция взаимозависимости. Ее идеи

включены в теории социал-демократов и провозглашены официальными доктринами

ряда государств и международных организаций. В общих чертах концепция

экономической взаимозависимости предполагает, что выгоду она приносит и

развитым, и развивающимся странам..

Западноевропейские государства и Япония в большей степени, чем США

зависят от поставок сырья из освободившихся стран, не имеют такого мощного

военного давления, как США, поэтому они взяли курс на некоторые

компромиссы. Так, Япония и ФРГ стали выступать инвесторами на рынках

развивающихся стран, готовы идти на частичные уступки «Югу» для создания

там собственных сфер влияния. Именно эти страны выступают за модернизацию

международного разделения труда между развитыми и развивающимися странами.

Основной смысл этой идеи нового международного разделения труда заключается

в новой отраслевой направленности развивающихся стран. Им предлагается

ориентироваться на производство трудоемких, материалоемких,

стандартизированных изделий на экспорт. По этой концепции предполагается,

что развитые страны сосредоточивают свое внимание на тех отраслях

экономики, где велика доля высококвалифицированной рабочей силы и особенно

интенсивно протекает НТП.

В отраслевой структуре прямых инвестиций иностранного капитала в

развивающиеся страны быстро растет доля отраслей обрабатывающей

промышленности - это происходит в Аргентине, Бразилии, Мексике, Сингапуре,

Южной Корее и на Тайване.

В соответствии с рекомендациями западных теоретиков происходит

перемещение части «грязных» производств из развитых в развивающиеся страны.

Как правило, это филиалы крупных ТНК, которые экономят средства на

строительстве очистных сооружений, пользуясь нехваткой специалистов по

окружающей среде в развивающихся странах.

В настоящее время теоретики «нового международного разделения труда»

предполагают дифференцированный подход к различным государствам «Юга»:

«новые индустриальные страны» должны выпускать товары, требующие

сравнительно квалифицированного труда, а остальные развивающиеся страны -

трудоемкие изделия.

Мировое хозяйство XX века характеризуется быстрой заменой прежних способов

массового выпуска продукции новыми технологическими способами. Меняется

роль базовых отраслей промышленности. Интенсивное перемещение факторов

производства приводит к возникновению мощных технологических баз в новых

регионах мира. Все эти перемены в экономической структуре требуют изменения

организационной структуры мирохозяйственных связей и всего мирового

хозяйства.

38.Использование национальной валюты в международном обороте

осуществляется в той мере, в какой она пользуется заграничным спросом. В

условиях неравновесия платежей неизбежно происходит подрыв доверия к той

или иной валюте и становится неизбежным падение ее курса, т.е. цены

денежной единицы одной страны, выраженной в денежных единицах других стран.

Именно таким путем и будет осуществляться тенденция к урегулированию

международных платежей без участия золота. Нарушенный эквивалентный обмен

между государствами стихийно будет стремиться прийти в соответствие путем

обесценения валюты.

Необходимым условием работы валютного механизма является

конвертируемость (обратимость) валют. В зависимости от степени обратимости

валюты подразделяются на свободно конвертируемые, которые без ограничений

обмениваются на любую другую иностранную валюту по всем видам операций и

свободно переводятся за границу; частично конвертируемые- обратимые не по

всем валютным операциям и не для всех категорий владельцев;

неконвертируемые (замкнутые) - валюты тех стран, где действуют ограничения

и запреты на валютный обмен, ввоз и вывоз валюты фактически по всем видам

операций и для всех категорий владельцев валюты.

Противоречия, связанные с использованием в международном обороте

национальных валют, вызвали к жизни тенденцию к созданию интернациональной

денежной единицы. В конце Второй мировой войны Дж. М. Кейнс предложил

учредить «международный клиринговый союз» как некий кредитно-расчетный

центр стран-членов и наладить выпуск международной денежной единицы -

«банкора», которая должна была служить базой установления валютных

паритетов и использоваться для расчетов на межгосударственном уровне. При

этом предполагалось установить золотое содержание этой единицы, а размеры

эмиссии определять в зависимости от потребностей оборота и регулировать её

руководством клирингового союза.

Идеи Дж. М. Кейнса были развиты в 50-е годы американским экономистом Р.

Триффином, который отвергал возможность использования золота в валютной

сфере, но в то же время и национальные валюты считал дестабилизирующим

фактором. Выход он видел в интернационализации валютных средств. Для этого

он предлагал создать подобие международного центрального банка, на счетах

которого должны были бы постепенно сосредоточиваться золотовалютные резервы

разных стран и который бы выпускал на этой основе международные платежные

единицы.

На практике идеи создания мировой валюты нашли своё воплощение в

использовании международных счетных единиц. Данный процесс начался еще в 30-

е годы, а в современных условиях выразился прежде всего в функционировании

специальных прав заимствования (Special Drawing Rights - СДР) и европейской

валютной единицы (European currency unit -ЭКЮ). СДР Эмитируется

Международным валютным фондом (МВФ) с 1970 г. и используется как резервное

и платежное средство в безналичных операциях путем записей на специальных

счетах в МВФ. Доля СДР в валютных резервах незначительна, а применение

ограничено в основном расчетами центральных банков и МВФ (для покрытия

дефицитов платежных балансов, погашения кредитов МВФ).

39. Сущность и виды глобальных проблем.

Приближающийся к своему окончанию XX в. в истории человечества

характеризуется небывалым по своей интенсивности, масштабам и социальным

последствиям ускорением качественных преобразований всех сторон общественно-

экономического развития. Материальной основой этого грандиозного процесса,

охватившего весь Земной шар, служит научно-техническая революция,

гигантское развитие производительных сил, сопровождающееся радикальными

социально-экономическими и культурными сдвигами. Количественный рост

производительных сил сопровождается глубокими качественными сдвигами в

мировом хозяйстве. За относительно короткий исторический срок человечество

сумело овладеть энергией пара и электричества, химической и ядерной

энергией. Поистине революционным переворотом стало изобретение электронно-

вычислительной техники, новых синтезированных веществ с заранее заданными

свойствами. Величайшим шагом в научно-техническом развитии человечества

явилось освоение околоземного пространства и выход человек, в открытый

космос. Несмотря на весьма существенные различия в социально-экономических

структурах, утвердившихся в отдельных государствах, всемирная система

хозяйства характеризуются взаимодействием двух противоположных тенденции: к

национальной обособленности, с одной стороны, и к все более тесному

сближению, интеграции отдельных самостоятельных хозяйственных комплексов,

их возрастающей взаимосвязанности и взаимообусловленности - с другой. В

основе названных процессов лежит развит; международного разделения труда,

развёртывание научно-технической революции, растущая интернационализация

производства при сохранении национально-государственной

самостоятельности и экономической обособленности производителей. Глобальные

проблемы - это совокупность чрезвычайно важных, актуальных, животрепещущих

вопросов судеб современного человечества, связанных с объективными

социально-экономическими и природными процессами, затрагивающими коренные

жизненные интересы всех стран и народов и требующие для своего разрешения

скоординированных совместных усилий различных государств, всего мирового

сообщества.

Классификация глобальных проблем современности:

1. Проблемы, выражающие отношения между субъектами мирового сообщества

в системе «Государство - государство»: -проблема изменения глобальной

системы управления, преодоления существующего разрыва между прагматическим

и нравственным аспектами жизнедеятельности людей; -проблема предотвращения

мировой термоядерной войны и продолжающейся гонки вооружений; -проблема

преодоления экономической отсталости слаборазвитых государств; -проблема

радикальной перестройки современных международных экономических отношений.

2. Проблемы, выражающие отношения возникающие в системе«Человек –Общество -

Человечество»:

-проблема демографического кризиса, регулирования роста народонаселения

планеты; -проблема борьбы с голодом и недоеданием, обеспечения устойчивого

экономического развития; -проблема борьбы с болезнями и улучшения условий

труда и быта, обеспечения всеобщего бесплатного здравоохранения, увеличения

продолжительности жизни людей; -проблема развития человека в условиях НТР,

обеспечения всеобщего бесплатного народного образования. 3. Проблемы,

выражающие отношения возникающие в системе «Общество –Производство -

Природа»: -проблема защиты окружающей природной среды и преодоления

глобального экологического кризиса; -проблема надёжного обеспечения

общественного производства сырьевыми и энергетическими ресурсами; -проблема

экономического освоения ресурсов мирового океана; -проблема освоения

космоса, околоземного и околосолнечного пространства. При всем различии

перечисленных нами проблем, стоящих перед человечеством, они имеют в то же

время ряд общих черт, что и делает и специфическими проблемами. Назовем

главные из них. Прежде всего, любая глобальная проблема современности

является универсальной по своему содержанию комплексной проблемой, так как

распространяется на многие взаимосвязанные друг с другом сферы

жизнедеятельности людей. Далее, рассматриваемые проблемы являются

общемировыми, планетарными по своему характеру, поскольку затрагивают

коренные жизненные интересы всех без исключения стран и народов. Следующей

общей чертой всех названных проблем служит их диалектическая взаимосвязь и

взаимообусловленность, их обоюдное влияние друг на друга. Ещё одна сходная

черта - угрожающий, катастрофический характер любой глобальной проблемы,

стоящей перед человечеством, требующий незамедлительных, неотложных

решений, радикальных по своему существу. Любая задержка в решении

общемировых проблем может обернуться гибелью цивилизации. Нельзя не

видеть, что глобальные проблемы современности объективны по своей

внутренней природе, отражают процессы, происходящие в развитии

общественного производства, техносферы, природной среды и т.д. Вместе с тем

их специфическое проявление во многом зависит от субъективных побуждений и

деятельности людей, определяемых материальными экономическими интересами.

-----------------------

[[

Совокупный

общественный продукт (СОП)

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ