Рефераты

Малое предпринимательство

Малое предпринимательство

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития.

Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства.

1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых

стран.

1.3 Субъекты малого предпринимательства.

4. Система государственной поддержки и регулирования малого

предпринимательства.

1.4.1. Государственная поддержка малого предпринимательства в промышленно

развитых странах.

2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства.

2.1. Развитие малого предпринимательства в г. Набережные Челны.

2.2. Налогообложение субъектов малого предпринимательства на примере малых

предприятий Тукаевского района г. Набережные Челны.

2.3. Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства: проблемы,

пути решения.

Введение

Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с

развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает

существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных

проблем, увеличение численности занятых работников». По численности

работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ

и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах

занимают ведущую роль. В принятых в Российской Федерации в течение 1991 -

1995 гг. законодательных и нормативных актах указывается, что развитие в

стране малого предпринимательства является одним из направлений

экономической реформы, способствующих развитию конкуренции, наполнению

потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест,

формированию широкого слоя собственников и предпринимателей.

В Федеральном законе РФ «О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что настоящий закон

направлен на реализацию установленного Конституцией Российской Федерации

права граждан на свободное использовали» своих способностей и имущества для

осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом

экономической деятельности. Этим положением устанавливается экономическая и

социальная роль малого предпринимательства.

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики

имеют как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и

отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на

следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям

хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого

предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении

принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на

управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи,

проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и

способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на

требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость

собственного капитала и др. Так, в докладе Международного бюро труда

отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными

конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в

расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко

используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых

предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда

высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно

сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого

предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных)

рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают

средства к существованию большему количеству люден, чем крупные

предприятия, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и

распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по

сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение

как по числу, так и по удельному весу в производстве товаров, выполнении

работ, оказании услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и

определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения

на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом;

слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к

изменениям условий хозяйствования; трудности привлечении дополнительных

финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность

хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого

предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами,

условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с

менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью

собственников малых и средних предприятий.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том,

что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В

современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно

новый бизнес начинает либо коммерсант, почти ничего не знающий о

производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко

владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими

структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго

существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный

доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика

показывает, что женщины - владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе,

чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые

предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в

своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация

предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в

маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы

участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух,

трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное

принятие решения более профессионально. На живучести малых фирм сказываются

и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный

капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в

кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных

потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии

малого бизнеса.

Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое

предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для

испытания Столов и принципов предпринимательства будущего.

Для экономики в целом деятельность малых компании оказывается важным

фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса

специалисты даже судят о способности страны приспосабливаться к меняющейся

экономической обстановке. Для России, находящейся на начальном этапе

развития рыночных отношений, именно создание и развитие сектора малого

предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации

общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства

страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малое

предпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические,

социальные, научно-технические проблемы.

Анализ экономической литературы и фактических статистических данных о

деятельности субъектов малого предпринимательства убедительно

свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с

развитой рыночной экономикой, хотя устойчивость малых предприятий

относительно низкая. При росте численности малых предприятий, развитой

инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство

является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также

занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства

является условием решения следующих проблем:

формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений,

способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг.

Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует

повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

содействие структурной перестройке экономики. Малое

предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

привлечение личных средств населения на развитие производства.

Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей

заинтересованностью, чем в крупных;

создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

способствование более эффективному использованию творческих

возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов

ремесел, народных промыслов;

вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для

которых крупное производство налагает определенные ограничения

(домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

формирование социального слоя собственников, владельцев,

предпринимателей;

активизация научно-технического прогресса;

освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных

производств;

содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки

комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих

производств;

освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий

за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого

предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных

задач, делают его неотъемлемой частою реформирования экономики России.

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное

удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются

эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения

нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений,

быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая

конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой - к тому,

что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность

для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений -

все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны.

Однако, анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд

причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на

усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской

Федерации.

Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране:

инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение

платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая

защищенность предпринимателей.

Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых

знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной

культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.

В-третьих, негативное отношение определенной части населения,

связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-

продажей.

В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ

регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.

- В-пятых, слабость действия механизма государственной поддержки

малого предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малое

предпринимательство по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на

все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань

банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия,

функционирующие в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения,

потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет.

Налоговый пресс давит на производственные предприятия в сфере малого

бизнеса. Сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к

предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Обобщая данные социологических опросов, в аналитическом докладе,

подготовленном Российской ассоциацией развития малого предпринимательства

на тему: «Малый бизнес России. Проблемы и перспективы», сформулированы

основные проблемы частного бизнеса в нашей стране: налоги;

законодательство; инфляция; экономическая ситуация в целом; поставки,

дефицит; трудности получения кредита и высокая кредитная ставка;

неплатежеспособность партнеров, клиентов; несовершенство банковской

системы; политическая ситуация; бюрократия; недостаток производственных

площадей, офисов; действия правительства, властей; коррупция, взятки;

недостаток материальной базы; финансовая политика государства; действия

Центрального банка России; сбыт; поиск клиентов, потребителей; высокие цены

на сырье и материалы; монополия государства, госпредприятий; трудности с

арендой; разрыв экономических связей; недостаток информации; недостаток

культуры, опыта; необязательность партнеров; проблемы собственности;

кадровые проблемы; недостаток собственных средств; невыгодность

производства; большая, громоздкая отчетность; нет льгот; рэкет;

невыгодность инвестиций; конкуренция; несовершенство рынка; недоверие

западных партнеров; отрицательное отношение к предпринимателям. Только

перечисление проблем, с которыми сталкиваются отечественные

предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия,

необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в

особенности.

1.Малое предпринимательство: роль, проблемы, перспективы развития.

1 Сущность и критерии определение субъектов малого предпринимательства.

Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это

предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной

экономики при определенных, установленных законами, государственными

органами или другими представительными организациями критериях

(показателях), конституциирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая и отечественная практика, основным

критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации)

различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого

предпринимательства, является в первую очередь средняя численность

работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде

научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность,

осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия,

управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими

критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной

деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является

численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала,

величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового

банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к

субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто

применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на

предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как

правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах

первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого

предпринимательства является численность работающих. Приведем критерии

отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые

применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в

Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на

данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом

занятых от 1 до 24 человек, к мелким – от 24 до 99 человек. При этом в

обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже

200 человек, в то время как в розничной торговле – это предприятия с

оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в

Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих

критериев:

оборот не более 2 300 000 ЭКЮ;

активы не более 1 500 000 ЭКЮ;

средняя численность занятых - до 50 человек.[9]

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность

занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов,

оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 000 000 франков.

Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному.

Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше

200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование,

фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.

В Швеции к малым и средним предприятиям относятся предприятия с

численностью до 200 чел. Однако для классификации малых и средних

предприятий применяются и следующие показатели:

стадии роста (начальная, выживание, рост);

отраслевая принадлежность;

географическая сфера деятельности (локальные, региональные и

национальные масштабы);

специфические характеристики владельцев и управляющих (например,

женщины-предприниматели, иностранцы и т. д.);

типы проблем, характерные для предприятии (например, их

финансирование, управление качеством и др.). [19]

В российской практике существование малого предпринимательства было

разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные

предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100

чел. В соответствии с более поздними нормативными актами, в частности, с

постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 г., к числу

малых стали относиться предприятия с числом ежегодно занятых, не

превышающим: в промышленности - 200 чел., в науке и научном обслуживании -

100 чел., в других отраслях производственной сферы - 50 чел., в отраслях

непроизводственной сферы - 25 чел., в розничной торговле - 15 чел. Наряду с

этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определение

количественного значения которого предоставлялось союзным республикам.

Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была

установлена.

Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников

сохранился и в российском законодательстве. Первоначально этот критерий

определен постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и

развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406, а затем

Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в

налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22

декабря 1993 г. № 2270. Показатели численности занятых практически не

изменились, за исключением непроизводственной сферы, где численность

работников не должна превышать 15 чел. Но при этом в соответствии с

постановлением Комитета Российской Федерации по статистике «Об утверждении

единовременной государственной статистической отчетности о деятельности

малых предприятий» малыми считались предприятия всех отраслей экономики

независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие

среднесписочную численность Работников: в промышленности, строительстве и

на транспорте - 50 чел.; в сельском хозяйстве и в инновационной

деятельности - 30 чел.; в науке и научном обслуживании - 15 чел.; в

розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - 15 чел.;

в оптовой торговле, остальных отраслях и других видах деятельности - до 25

чел. [1] Такое расхождение в количественном определении показателей не

могло не сказаться на результатах статистической отчетности.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О

государственной поддержке малого предпринимательства в Российской

Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого

предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном

капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской

Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений),

благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая

одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого

предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность

работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 чел.;

в строительстве - 100 чел.;

на транспорте - 100 чел.;

в сельском хозяйстве - 60 чел.;

в научно-технической сфере - 60 чел.;

в оптовой торговле - 50 чел.;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов

деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого

предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами

малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридические лица подразделяются на

коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческими организациями

являются юридические лица, преследующие в качестве своей основной цели

извлечение прибыли, а некоммерческими организациями - не имеющие извлечение

прибыли в качестве основной цели и не распределяющие полученную прибыль

между участниками. Однако некоммерческие организации могут осуществлять

предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит

достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Следовательно, в соответствии с гражданским законодательством

субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как

коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право

создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах, о

чем речь пойдет ниже.

Итак, российским законодательством установлен один из важнейших

показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся к

субъектам малого предпринимательства, - это численность работающих. Поэтому

правильность определения численности работающих на предприятии имеет

первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта

предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую

поддержку.

В соответствии с законодательством средняя за отчетный период

численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его

работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового

характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а

также работников представительств, филиалов и других подразделений

указанного юридического лица.

1.2 Место малого предпринимательства в экономике промышленно развитых

стран.

Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в

экономической и социальной жизни развитых капиталистических стран.

Так, в США в 1986-1990 гг. небольшие фирмы производили более 40%

валового национального продукта и половину валового продукта частного

сектора.

В отдельных сферах экономики малые предприятия доминируют. Так, на их

долю оптовой торговле приходится - 86% валового продукта частного сектора,

в сфере обслуживания - 81%, в строительстве - 80%, в финансовой сфере -

60%, в розничной торговле - 55%, в обрабатывающей промышленности - 21%.

[17]

На малые фирмы в указанный период приходилась почти половина всех

занятых в частном секторе: - 12 млн. чел. в сфере обслуживания; - 10,1 в

розничной торговле; -4,4 в оптовой; в обрабатывающей промышленности заняты

- 8; в строительстве -4,3; на транспорте - 2; в добывающей промышленности -

0,5; в сельском хозяйстве - 0,8; 3,2 млн. чел. было занято финансовой

деятельностью.

Особо важную роль малый бизнес играет в решении проблем занятости: в

80-е годы 80% всех новых рабочих мест были созданы мелкими фирмами. Более

100 млн. американцев прямо или косвенно зарабатывают средства к

существованию благодаря малому предпринимательству. Государство же получает

миллиардные суммы доходов в виде налогов на прибыль мелких фирм.

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой

спецификой и экономическими механизмами, действующими в той или иной

стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении

опыта развитых капиталистических стран с процессом формирования малой

экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития

институциональной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре

национального хозяйства, т.е. необходимо учитывать социокультурные

особенности используемого опыта.

Приведем для примера классификацию отраслей в США, используя следующие

показатели: плотность занятых в отдельных отраслях, а также общее

количество частных предприятий и их распределение по отраслям (см. табл.

1.2.1).

Таблица №1.2.1

Отраслевая классификация в США (1986-1987 гг.)

|Отрасль | Вклад в нац. |Занятость |Предприятия |

| |Доход | |частного |

| | | |сектора |

| |млрд. |% |тыс. |% |тыс. |% |

| |долл. | |Чел. | | | |

|Сельское хозяйство, |95 |2 |3208 |3 |2.328 |14 |

|лесная | | | | | | |

|промышленность | | | | | | |

|Добывающая |85 |2 |721 |1 |251 |2 |

|промышленность | | | | | | |

|Строительство |219 |5 |4998 |5 |1758 |6 |

|Обрабатывающая |852 |19 |19065 |19 |622 |4 |

|промышленность | | | | | | |

|Оптовая и розничная |740 |16 |24381 |22 |3463 |21 |

|торговля | | | | | | |

|Финансы, недви- |775 |17 |6549 |6 |2272 |13 |

|жимость | | | | | | |

|Транспорт, связь |402 |9 |5385 |5 |721 |4 |

|Услуги |794 |17 |24196 |23 |6220 |36 |

|Государственный |535 |12 |17015 |16 | | |

|сектор | | | | | | |

|Иностранный |30 |1 | | | | |

|Итого |4527 |100 |105518 |100 |17635 |100 |

Национальные особенности оказывают значительное влияние на процесс

включения малых и средних фирм в производственные структуры. В

западноевропейских источниках выделяется несколько видов такого включения.

В Германии 2 млн. мелких и средних фирм производят до 50% ВВП и

обеспечивают 66% занятости. Эти фирмы не уступают крупным в организации

менеджмента, подготовки кадров, нововведениях. Государство поощряет частные

банки на расширении возможностей финансирования мелких и средних компаний в

целях оказания им поддержки и содействия развитию.[27]

В Италии малые и средние компании, число которых превышает средние

показатели по ЕС, образуют основу обновления экономики страны. Они уже

доказали свою способность обеспечить высокий уровень конкурентоспособности

экспортной продукции.

Во Франции малые и средние фирмы чаще всего встречаются в аграрно-

продовольственном секторе, подрядных работах, в издательском деле, авиа- и

судостроении.

В Португалии малые и средние фирмы производят основную массу

промышленной продукции. Уже в 1982 г. компании с числом занятых менее 10

чел. составляли здесь 70% всех промышленных компании, а фирмы с числом

занятых 500 чел. - лишь 0,4%. [19]

В пределах одной страны на отраслевую структуру малого

предпринимательства оказывают влияние региональные особенности развития

экономики. Так, например, в Италии действуют три различные региональные

экономические модели.

Первая сложилась на Северо-западе страны, центрами которого являются

такие крупные города, как Милан, Турин, Генуя. Для этого региона характерно

обилие крупных промышленных предприятий, специализирующихся на массовом

производстве или непрерывных технологических процессах. Соответственно

здесь развитие малых и средних предприятий подчинено крупной промышленности

Растущее взаимодействие малых и крупных предприятий затрагивает не только

само производство. Оно охватывает все виды деятельности, обслуживающие

промышленность - финансовую и технологические сферы, проектирование и

инновации, снабжение и сбыт.

Второй экономический регион Италии - Северо-восточный и Центральный

районы, включая области Тоскана (Флоренция), Эмилия - Романья и Венето. В

этом регионе малые и средние предприятия развивались достаточно автономно.

Промышленные зоны, в которых располагаются сотни и тысячи мелких

предприятий традиционных для Италии производств (керамическая плитка,

одежда, обувь, трикотаж и т.п.), высоко специализированы.

Третья экономическая модель сложилась на Юге Италии - на территории от

Неаполя до Сицилии, где традиционно низкий уровень экономического развития

и социальная несбалансированность в значительной степени сохраняются и

поныне. Попытки правительства провести индустриализацию региона путем

строительства государственных предприятий и привлечения сюда частного

капитала не дали желаемого результата. Постоянная миграция молодых и

наиболее энергичных людей в другие области страны препятствует развитию

малого бизнеса.

Таким образом, становление и развитие различных форм

предпринимательства во многом - следствие специфических особенностей

регионов. Наряду с этим жизнеспособность малых предприятий обеспечивается в

первую очередь социальной и институциональной структурой общества. Как

свидетельствует опыт той же Италии, малое предпринимательство обусловлено

социальной организацией общества, поэтому надежды на возможность построения

системы устойчивого развития малого и среднего бизнеса с помощью лишь

экономических мер воздействия недостаточны.

1.3 Субъекты малого предпринимательства.

В соответствии с законодательством малые предприятия как субъекты

малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой

формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (организации) к

субъектам малого предпринимательства является средняя численность

работников за отчетный период.

Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические)

и юридические лица.

Физические лица (граждане) могут быть участниками малого

предпринимательства как непосредственно физические лица, участвующие в

создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся

предпринимательской деятельностью без образования юридического лица,

являющиеся учредителями хозяйственных товариществ и обществ.

Право граждан (физических лиц) заниматься предпринимательской

деятельностью установлено Конституцией Российской Федерации, гражданским

законодательством. Так, в соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый

имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для

предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической

деятельности.

Индивидуальным предпринимателем может быть любой дееспособный

гражданин Российской Федерации. В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность

гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права,

создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская

дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия,

то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Гражданские права и обязанности возникают в первую очередь из

оснований, предусмотренных законами и иными правовыми актами. В

соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из

договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не

противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления,

которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения

гражданских прав и обязанностей и т. д.

Вышеуказанные положения гражданского законодательства очень важны для

осуществления прав граждан на занятие предпринимательской деятельностью.

Характерно, что в п. 2 ст. 1 ГК РФ говорится, что граждане (физические

лица) и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей

на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству

условиях договора. Очень важным является установленное ГК РФ положение, что

гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и

только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ

конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов

других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, в соответствии со ст. 9 Закона РФ «О конкуренции и ограничении

монополистической деятельности на товарных рынках» в редакции Федерального

закона от 25 мая 1995 г. № 83-93 должностным лицам органов государственной

власти и государственного управление запрещается:

заниматься самостоятельно предпринимательской деятельностью;

иметь в собственности предприятия;

самостоятельно или через представителя голосовать посредством

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 БИБЛИОТЕКА РЕФЕРАТЫ